Состояние профессионального музыкального образования в современной России
Т.З. Джандаров
проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, действительный член Международной академии ДЕНМ, профессор
К началу XXI века более 60-ти высших учебных заведений Российской Федерации осуществляют обучение студентов по программам высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Прообраз консерватории впервые в России зародился в женских институтах, где в учебные планы был введен цикл специальных дисциплин, впоследствии ставший основой консерваторского учебного процесса.
Первые попытки организации специальных музыкальных учебных заведений были предприняты в первой четверти XIX века. Дирижер Большого театра Ф.Шольц представил проект Московской музыкальной консерватории. Проект не был принят.
В 1852 г. А.Г. Рубинштейн - выдающийся русский композитор, пианист, педагог, разработал структуру музыкального института и предложил открыть его при Петербургской академии художеств. Институт открыть не удалось. Прошло 10 лет до знаменательного события - открытия Петербургской консерватории.
Этому способствовало создание в 1859 г. Русского музыкального общества. Оно сыграло важнейшую роль в борьбе за консерваторию, открытию которой предшествовали столкновения, как с реакционными придворными кругами, так и с противниками академического европейского образования.
Первую в России консерваторию возглавил А.Г. Рубинштейн.
Учрежденные при РМО музыкальные классы послужили основой и главной предпосылкой для открытия Петербургской консерватории. В то же время бесплатную музыкальную школу для общего музыкального образования любителей открыл М.А. Балакирев. В 1860 г. музыкальные классы были организованы Русским музыкальным обществом и в Москве. На их базе в 1866 г. открылась Московская консерватория,
Культура и образование
■
директором которой стал выдающийся пианист, брат А.Г. Рубинштейна Н.Г. Рубинштейн. Эти два эпохальных события - создание Петербургской и Московской консерваторий послужили основой небывалого подъема, стремительного взлета русской музыкальной культуры. Исторически небольшой период времени отделяет первых русских композиторов от расцвета русской композиторской школы, давшей миру Глинку и Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Кюи и Балакирева, Римского-Корсакова и Мусоргского, Лядова и Танеева, наконец, великого Чайковского, Глазунова, Метнера, Рахманинова и Скрябина, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича. Классики Х1Х-ХХ веков создали великую русскую музыкальную культуру, в ее среде выросли выдающиеся музыканты-исполнители, ученые, замечательные композиторы современности. В процессе бурного расцвета музыкального искусства в России были созданы предпосылки для формирования критериев, «эталонов качества», требований к уровню
одаренности учеников, к мастерству педагогов, к организации обучения в музыкальных учебных заведениях. Именно высокая музыкальная культуру страны предопределила высокий уровень профессиональной подготовки студентов, установившийся в российских консерваториях, сохраненный и поныне как пример для учебных заведений любой страны мира.
XX век для российского музыкального образования стал «золотым веком». Российская школа завоевала прочное, неоспоримое лидерство. Трудно найти какой-либо исполнительский конкурс, в котором не побеждали бы российские музыканты.
Успехи музыкантов всех специальностей, воспитанных в учебных заведениях Советского Союза, были для всего мира ошеломляющей неожиданностью. Каковы причины таких успехов? Конечно, фундамент - это великая русская музыкальная культура. Но успехи молодых конкурсантов - это свидетельство необычайной результативности и эффективности процесса их обучения. Анализируя причины столь
высокой продуктивности музыкального образования в нашей стране, специалисты сходятся в своих оценках: все дело в системе подготовки, имеющей целостную концепцию, выстроенную в соответствии с наиболее глубокими знаниями в области педагогики, методики, вобравшую в себя опыт великих музыкантов.
В 1885 г. семья композиторов, музыкантов, просветителей Гнесиных открыла школу для детей в Москве. Так было положено начало формирования системы музыкального образования в России, основой которого является широкая сеть детских музыкальных школ, работающих по профессиональной программе. В дальнейшем были открыты: школа им. Гнесиных для одаренных детей, музыкальное училище со средним специальным образованием и позже - высшее музыкальное учебное заведение - ныне Российская академия музыки им. Гнесиных. Таким образом, учебные заведения имени Гнесиных представляют собой модель системы музыкального образования в России.
С известной долей схематизма, в общих чертах, систему высшего музыкального образования в России можно представить сегодня в следующем виде.
В системе ШУВ (школа - училище - вуз) высшее звено, третий этап обучения по сути дела является школой мастерства для профессионально подготовленных молодых музыкантов. Нередко поступают в вузы юные, но уже искушенные конкурсные «бойцы», вундеркинды, знакомые с малых лет со сценами лучших концертных залов. Но и надо признать, что велика дистанция между такими абитуриентами и аутсайдерами в списках принятых.
В настоящее время в России действуют утвержденные Министерством образования РФ стандарты, которые определяют содержание образовательной программы, характеристики специалистов, их квалификации по каждой специальности и специализации в группе, относящейся к музыкальному искусству. Перечень специальностей и специализаций данной группы и определяет принадлежность вуза (или факультета) к высшим музыкальным учебным заведениям. Условно называем специальности консерваторскими. Так вот обучение по
консерваторским специальностям сегодня осуществляют консерватории, институты искусств, музыкально-педагогические институты, академии музыки, университеты классические, университеты и институты культуры и искусства, институты музыки, педагогические университеты и институты, высшие школы музыки и другие.
Российские учебные планы построены так, что студенты получают разносторонние знания, включая основные теоретические курсы - гармонию, сольфеджио, анализ музыкальных произведений, полифонию, курсы истории музыки - от истоков до современности, народное творчество, историю исполнительства, методики обучения.
Музыковеды в консерваториях России готовятся для научно-исследовательской работы, а также как лекторы, критики, редакторы, публицисты, библиографы, преподаватели теоретических дисциплин.
Все предметы теоретических циклов музыковеды изучают по специальным программам, которые дают более углубленные знания по сравнению с программами общих курсов по тем же предметам для представителей других музыкальных специальностей.
-
,......
,,„ ¿л/ 44 ■'»"
.1 * 1*
' ■ * м *"
с
и и*
«1,4 л 4*«
Культура и образование
В 1983 году впервые открылся факультет в Ростовской консерватории им.Рахманинова, на котором обучались музыканты эстрадно-джазового направления. Затем специальность ввели в ряде других консерваторий. Выпускники джазовых факультетов оказались в числе фаворитов любых конкурсов и фестивалей, их мастерство вывело джаз в России на уровень серьезного академического искусства.
В последнее время вошли в планы некоторых консерваторий новые специальности, такие, как музыкальный менеджмент, древнерусское певческое искусство, этномузыкология.
Консерватории имеют ярко выраженную специфику, они во многом не похожи на другие вузы. Для абитуриентов консерваторий не нужна никакая «профориентация». Они «профориентированы» чуть ли не с 7-летнего возраста.
Приемные экзамены по специальности для музыкантов-исполнителей проводятся в виде творческого конкурса. Оценки могут быть только экспертные, выведенные как усредненное мнение нескольких членов комиссии.
Помимо обучения, консерватория является центром музыкальной жизни в городе и играет в ней одну из главных ролей в партнерстве с филармонией, театрами.
Система музыкального образования в России сегодня, бесспорно, лучшая в мире. Авторитет диплома консерватории велик, наши программы, методики пока вне конкуренции, специалисты из России - наиболее ценные консультанты, руководители стажеров, члены жюри. Они по всему миру проводят мастер-классы, выступают в концертах, преподают.
Началу процесса унификации оценочных систем, приведения к общеевропейским нормам квалификаций, степеней, удостоверяющих получение образования определенного уровня по принятым в европейских странах нормам, положило вхождение России в зону европейского высшего образования (Болонья, 19 июня 1999 г.), где в настоящее время уделяется большое внимание проблемам художественного образования. Это новая веха в системе профессионального высшего образования России.
Симпозиум стал настоящим праздником для всего города Ёнгволь. Соло на ударных -Т.З. Джандаров, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств Российской Федерации