Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы развития онкологической помощи населению Приволжского федерального округа РФ'

Состояние, проблемы и перспективы развития онкологической помощи населению Приволжского федерального округа РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
337
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы развития онкологической помощи населению Приволжского федерального округа РФ»

Состояние, проблемы и перспективы развития онкологической помощи населению Приволжского федерального округа РФ

Р. Ш. ХАСАНОВ, д.м.н., главный онколог Приволжского федерального округа, главный врач Клинического онкологического диспансера М3 РТ.

Злокачественными новообразованиями в Приволжском федеральном округе болеет почти полтора процента населения. На учете с тем или иным видом злокачественного новообразования состоят 418,7 тыс. человек, или каждый 76-й житель округа.

Ежегодно в округе выявляется около 100 тысяч новых случаев злокачественных новообразований. Уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями населения ПФО составил в 2002 году 302,2 на 100 тыс. населения.

1996 год 2002 год Темп роста (%)

281,3 302,2 107,4

В среднем, в течение каждых суток, в округе регистрируются 256 впервые выявленных злокачественных опухолей.

Каждые сутки злокачественные новообразования становятся причиной смерти 166 человек. Более 60 тыс. жителей округа умирают от ЗНО ежегодно, что сопоставимо с населением небольшого города.

Ежегодные потери населения, вызываемые смертностью от злокачественных новообразований населения округа составляют более 1 миллиона человеко-лет жизни, что соответствует условно-недопроизве-денному доходу на сумму 15 млрд. 690 млн. рублей — это сопоставимо с годовым бюджетом здравоохранения примерно 3 субъектов округа.

Почему же, несмотря на все достижения онкологической науки и практики, не удается кардинально улучшить результаты деятельности онкологической службы?

Причина заключается в том, что заболевания у более 30% пациентов округа выявляются на запущенных стадиях, а результаты лечения опухолей напрямую зависят от стадии, на которой она выявлена.

Необходимо подчеркнуть, что организация раннего выявления опухолей (да и всех заболеваний) является, прежде всего, прерогативой общей лечебной сети, а не специализированной онкологической службы (количество врачей-онкологов составляет всего 2% от общего числа врачей). Мы совершенно забыли богатые традиции отечественного здравоохранения в организации массовых профилактических осмотров. Более того, если работоспособная часть населения в каком-то объеме еще охватывается скрининговыми мероприятиями, то наиболее подверженная заболеваниям вообще и новообразованиям в частности группа лиц пенсионного возраста и работающие на маленьких предприятиях выпадают из поля зрения профилактического направления здравоохранения!

Таким образом, безынициативность здравоохранения в решении этих вопросов, да еще отсутствие га-

рантий правительства на их оплату приводят к дальнейшему ухудшению результатов деятельности онкологической службы, несмотря на все успехи экспериментальной и клинической онкологии. Согласно законодательству РФ, оплата профилактических осмотров осуществляется за счет средств работодателей, органов соцобеспечения, а также личных средств граждан. В такой ситуации онкологи, образно говоря, будут выигрывать отдельные бои, но проигрывать сражение. Следовательно, на сегодняшний день приматом организации онкологической помощи населению должна стать реальная профилактическая и скрининговая направленность деятельности здравоохранения в целом. Тем более, что стоимость лечения пациентов, выявленных на начальных стадиях заболевания, в 1,5-2 раза ниже стоимости лечения пациентов с запущенными стадиями.

Разумеется, нельзя оставлять без внимания и организацию деятельности собственно онкологической службы и, прежде всего, онкологических диспансеров. В Чувашской республике и Ульяновской области проявляются опасные тенденции, заключающиеся в децентрализации диагностической и лечебной помощи онкологическим больным и сокращении коечного фонда специализированных онкологических учреждений. Необходимо учитывать, что продолжительность и качество жизни онкологических больных, получивших лечение в стационарах общей лечебной сети, существенно ниже в сравнении с показателями при оказании помощи в специализированных онкологических учреждениях. Такое, с позволения сказать «реформирование», совершенно недопустимо.

Без сомнения, основным обстоятельством, побуждающим организовать онкологическую помощь в ЛПУ общей лечебной сети, является желание некоторых руководителей получить финансирование деятельности стационарных коек по тарифу онкологической помощи. При этом совершенно не принимаются во внимание интересы конкретного пациента и ситуация в целом по здравоохранению. Хотя еще 15 лет назад установлено, что отдаленные результаты лечения, например, рака желудка, в 3 раза хуже в общей лечебной сети, чем в онкологических диспансерах, а 5-летняя выживаемость больных раком молочной железы, лечившихся в больницах общей лечебной сети, в 10 раз ниже, чем в онкологическом диспансере.

Большие сложности в организации онкологической помощи населению доставляет и практика сокращения, вопреки приказу М3 РФ № 270 от 12.09.1997 г.,

Продолжение на 4-й стр. ... 7\

\ » Казанский филиал щ ЗАО "Аптека-Холлинг"

\ Телефоны в г.Казани: (8432) 12-75-19 12-75-27 12-75-59

^ Д в г.Наб.Челны: (8552) 35-77-14 35-93-06 E-mail: apholkaz(a mi.ru www.ahold.ru

Состояние, проблемы и перспективы развития онкологической помощи населению Приволжского федерального округа РФ

Окончание. Начало на 3-й стр.

должностей врачей районных онкологических кабинетов (в Республике Татарстан, Пермской области).

Во всех субъектах округа существующие тарифы на оплату диагностики и лечения злокачественных новообразований фондами ОМС не покрывают реальной стоимости оказания специализированной онкологической помощи. Кроме того, отсутствует взаимосвязь между объемом используемого лечебно-диагностического пособия в каждом конкретном случае заболевания и размером его оплаты. Это приводит к потере стимула для внедрения новых современных медицинских технологий и к желанию отказаться от лечения сложных онкологических больных. Нуждается в совершенствовании порядок финансовых взаиморасчетов за пролеченных больных между ФОМС субъектов округа. Необходимо отметить и то, что диагностическая и лечебная базы онкологической службы практически во всех областях и республиках Приволжского федерального округа не соответствуют современным требованиям.

Вышеперечисленные обстоятельства самым отрицательным образом влияют на результаты деятельности онкологической службы.

Понимание руководителями ведущих онкологических учреждений Приволжского федерального округа необходимости объединения усилий в целях совершенствования онкологической помощи населению нашло свое отражение в создании Ассоциации онкологических учреждений Приволжского округа, учредителями которой выступили 18 онкологических диспансеров 14 областей и республик округа.

На общем собрании учредителей Ассоциации в июне 2002 года был намечен ряд крупных мероприятий, 1-я конференция Ассоциации онкологических учреждений Приволжского федерального округа «Координация деятельности лечебно-профилактических учреждений в сфере оказания онкологической помощи населению Приволжского федерального округа», которая состоялась 14.02.2003 года в г. Казани. Особое внимание было обращено на тот факт, что экономическая политика государства в настоящее время фактически привела к отстранению органов здравоохранения от возможности не только влиять на объемы финансирования, но даже распоряжаться уже выделенными средствами, в том числе и на оказание онкологической помощи. В то время как организация эффективной деятельности здравоохранения в существующих условиях требует от руководителей возможности принятия самостоятельных организационных и финансовых решений. Основной задачей, поставленной участниками заседания, является организация системы мероприятий, практическим воплощением которых будет противораковая программа ПФО.

В рамках этой Программы первостепенной задачей является формирование единого информационного

пространства в виде окружного популяционного ракового регистра, который позволит получать оперативные данные для определения наиболее приоритетных направлений противораковой борьбы с целью принятия оптимальных управленческих решений руководителями органов здравоохранения. Вторым направлением выбрана диагностика злокачественных новообразований визуальных локализаций, которая не требует серьезных финансовых вливаний, но может дать реальный ощутимый эффект уже в ближайшей перспективе.

Как свидетельствует опыт Республики Татарстан, реализация комплексной системы мероприятий в целях совершенствования деятельности онкологической службы, объединенных противораковой программой, позволила снизить экономический ущерб в связи со смертностью от злокачественных новообразований в 1998 году на 5% по сравнению с 1993 годом, что составляет около 92 миллионов рублей. А это, оперируя категориями рынка, уже прямая экономическая выгода. Таким образом, финансовые вложения в онкологическую службу (и естественно, в здравоохранение в целом), сохраняя многие тысячи жизней, являются еще и выгодным инвестированием, позволяющим сохранить общественно-экономические ресурсы. Было признано необходимым в перспективе рассмотреть вопрос об организации специализированных окружных онкологических центров диагностики и лечения отдельных видов новообразований, а также о системе юридической и правовой защиты субъектов онкологической помощи (медработников и пациентов).

Для осуществления этих планов необходима финансовая и волевая поддержка не только руководителей здравоохранения, но и правительственных кругов. Было бы крайне желательно в бюджете Министерства здравоохранения Российской Федерации отдельной строкой предусмотреть финансовые средства для реализации противораковых программ в округах.

Разработка противораковой программы и популяционного ракового регистра требуют определенных капиталовложений и небольших средств для их поддержания. Реализация же самой Программы в регионах должна финансироваться из бюджетов территорий.

Кроме того, в рамках развития новых технологий в ноябре 2003 года планируется проведение очередной школы-семинара по иммунным методам в онкологии

— проточной цитофлюорометрии.

Очевидно, что значительную помощь руководителям здравоохранения республик и областей Российской Федерации в решении многих вопросов могут оказать главные специалисты Минздрава Российской Федерации по округам. Исходя из этого, совершенно не-

Казанский филиал

ЗАО "Аптека-Холлинг"

Телефоны в г.Казани: (8432) 12-75-19 12-75-27 12-75-59

в г.Наб.Челны: (8552) 35-77-14 35-93-06 E-mail: aphofkazCaimi.ru www.ahold.ru

обходимо предоставить главным специалистам соответствующие полномочия для возможности влияния на процессы финансирования деятельности служб здравоохранения. Однако до сих пор непонятен юридический статус этих должностных лиц. В их руках нет механизма влияния на деятельность здравоохранения, а, следовательно, и на состояние здоровья населения округа.

Конечно, эффективная деятельность здравоохранения в целом и онкологической службы в частности, требует значительных финансовых затрат. Очень важным фактором при этом является тайная (непроизносимая вслух!) убежденность в общественном сознании, и самое главное, в сознании власть предержащих структур общества, в бесперспективности вложений ресурсов в развитие онкологической помощи. При этом со стороны держателей ресурсов можно ус-

лышать сетования на дефицит бюджета, ограниченность финансирования здравоохранения, а также на значительную стоимость многих современных методов лечения опухолей.

Однако совершенно упускаются из виду очевидные успехи клинической онкологии и явный прогресс в достижении отдаленных результатов лечения целого ряда локализаций рака. Поэтому необходимо научиться говорить с правительственными и финансовыми кругами на понятном им языке, т.е. на языке цифр, подтверждающих финансово-экономическую выгоду развития онкологической службы.

Хотелось бы верить, что, как и во многих развитых странах, онкологическая служба в России и в округах станет объектом патронажа первых лиц Правительства Российской Федерации, а противораковая борьба будет возведена в ранг государственной политики.

Резолюция научно-практической конференции «Организационно-правовые и экономические проблемы онкологической службы России» (г. Казань, 9-12 июня 2003 г.)

Заслушав и обсудив выступления докладчиков на научных заседаниях, участники конференции отмечают, что онкологическая патология занимает одно из ведущих мест среди причин инвалидизации и смертности трудоспособного населения.

В настоящее время одной из задач онкологической службы должно быть совершенствование и стандартизация организационных технологий.

Конференция ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратиться в Минздрав России со следующими предложениями:

— пересмотреть положение о главных специалистах федеральных округов по расширению их прав, в частности, относительно их участия в экспертной оценке целевых территориальных программ до их утверждения администрациями территорий;

— осуществлять работу по активизации деятельности общественных организаций (ассоциации, фонды и другие) по противораковым мероприятиям;

— поддерживать разработку и участие в совместных исследованиях по проблеме «Онкология», в том числе на договорной основе;

— развивать технологии, способствующие формированию единого информационного пространства онкологической службы России;

— о необходимости выделения в рамках специальности «Онкология» специальностей, требующих углубленной подготовки: онколог-хирург, радиационный онколог, онколог-химиотерапевт, специалист по паллиативной помощи в онкологии;

— об образовании специальности «медицинский физик»;

— о необходимости организации в вузах страны кафедр «паллиативной медицины», «медицинской физики».

2. Главному онкологу М3 России:

— организовать рабочую группу для выработки действий по стратегии онкологической службы;

— поручить рабочей группе подготовку проекта нового приказа по онкологической службе России и лицензионных требований к работам и услугам по специальности «Онкология».

3. Поручить Ассоциации онкологов России обратиться в Госдуму с предложением о подготовке законопроекта об участии фондов обязательного медицинского страхования в целенаправленной работе по профилактике злокачественных новообразований.

4. Рекомендовать центру паллиативной помощи онкологическим больным:

— разработать и представить в Минздрав РФ для утверждения медицинские и экономические стандарты работы подразделений системы паллиативной помощи;

— дать предложения по разработке системы статистического учета больных, нуждающихся в паллиативной помощи.

5. Главным онкологам федеральных округов России в своей деятельности осуществлять координацию территориальных противораковых программ с обязательным включением в них скрининговых обследований населения.

* 4 / Казанский филиал \ щ ЗАО "Аптека-Холлинг"

—Л \ Телефоны в г.Катни: (8432) 12-75-19 12-75-2? 12-75-59

k \ в г.Наб. Челны: (8552) 35-77-14 35-93-06 E-mail: uphotkazdu mi.ru www.aliold.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.