УДК 33:330.322:351.824(470.61) ББК 65.3 Ш 96
О.В. Шурупова
Ассистент кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова, г. Новочеркасск. Тел.: (952)571-14-43, e-mail: [email protected].
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье проанализировано современное состояние промышленного сектора экономики Ростовской области. Промышленность — это основа развития области, создания благоприятных условий для жизни населения. Нами выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие промышленности Ростовской области. На основе проведенного анализа разработаны приоритетные направления развития промышленного комплекса региона. Основная нагрузка по развитию промышленной отрасли ложится на государственные органы власти. Государство выступает катализатором развития промышленности как отдельных регионов, так и страны в целом.
Ключевые слова: промышленность, экономика, регион, территория, развитие, инвестиции, инновации, государство, поддержка, регулирование.
O.V. Shurupova
Assistant of Public and Municipal Administration and Economic Theory Department, Platov South-Russian State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute ), Novocherkassk. Ph.: (952)571-14-43, e-mail: [email protected].
STATE, PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY ROSTOV REGION
Abstract. The scientific analyzes the current state of industrial sector of economy of the Rostov region. Industry is a basis of a development of the region, creating favorable conditions for the population life. The author reveals the main problems constraining development of the industry of the Rostov region. She works out the priority directions of development of an industrial complex of the region. The main loading on development of industrial branch lays down on state authorities. The state acts as the catalyst of development of the industry both of separate regions and the country in general.
Keywords: industry, economy, region, territory, development, investments, innovations, state, support, regulation.
Ведущее место в экономике Ростовской области принадлежит промышленному производству, которое, безусловно, выступает как основной сектор экономики для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных источников.
На предприятиях области производится более четверти всей промышленной продукции Южного Федерального округа [1]. Наиболее развитыми отрасля-
ми промышленности Ростовской области являются машиностроение и металлообработка, металлургическая, химическая отрасль [2].
Около 70% производимых в стране магистральных электровозов и паровых котлов, более 50% зерноуборочных комбайнов выпускается предприятиями Ростовской области [3].
Весомый вклад в индекс промышленного производства региона вносят такие
предприятия, как ОАО «ТАГМЕТ», ООО «КЗ «Ростсельмаш», ООО «ПК «НЭВЗ», ОАО «ТКЗ «Красный Котельщик», ОАО «Роствертол» и другие.
Анализ показателей развития производства свидетельствует о том, что за последние годы промышленность Ростовской области значительно улучшила свои позиции на внутреннем и мировом рынках [1]. По результатам 2013 г. отмечено увеличение выпуска продукции по всем основным видам промышленной деятельности. Но все же в «обрабатывающих производствах» и «производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» наблюдалось замедление прироста производства [4].
Основными проблемами, оказывающими негативное воздействие и сдерживающими развитие промышленности в регионе, являются следующие:
1. Отсталость техники и технологий сектора промышленности от уровня мировых производителей, приводящая к высокой материало-, энерго- и трудоёмкости производства, а также к несоответствию качества продукции современным стандартам.
2. Недостаточная инновационная и инвестиционная активность в секторах промышленности. Только 8% от общего количества крупных и средних предприятий проявляет инновационную активность, а доля инновационной продукции составляет лишь 5% в общем объеме промышленной продукции [3]. Это объясняется тем, что область не располагает достаточно эффективной региональной инновационной системой, обеспечивающей трансформацию научных идей в технологии и продукты, позволяющей концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на прорывных направлениях промышленных инноваций.
3. Высокая конкуренция на внутреннем рынке как со стороны легального, так и нелегального импорта продукции сектора промышленности.
4. Увеличение числа убыточных производств. Сложное финансовое положение значительного числа крупных и средних предприятий свидетельствует о сокращении внутренних инвестиционных резервов промышленного развития Ростовской области [3].
5. Кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим процессам.
6. Высокий удельный вес теневой экономики:
— высокий уровень контрафактной продукции на рынке;
— высокая налоговая нагрузка, стимулирующая теневые формы производства.
7. Ростовская область обладает большим объемом энергогенерирующих мощностей, превосходящих потребности региональной экономики. Однако в силу организационно-экономических причин доступ к ним со стороны промышленных потребителей затруднен. Это является серьезным барьером экономического роста [5].
8. Недостаточность промышленных зон, оснащенных инженерно-техническими коммуникациями, для организации новых и развития традиционных производств.
9. Неустойчивое финансовое положение значительной части производителей, в том числе в результате диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики.
10. Неэффективное внутрифирменное планирование на предприятиях промышленного комплекса.
Все перечисленные проблемы являются мощным фактором, сдерживающим развитие промышленности региона.
Для устранения выявленных проблем необходимо государственное вмешательство, регулирование деятельности промышленных предприятий. В современных условиях промышленная политика требует научно-обоснованного характера. В связи с этим важно создать систему долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования в сочетании с действенным механизмом государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство — это реальный фундамент промышленной политики, гарантирующий стабильное развитие промышленного потенциала области и соблюдение государственных интересов в экономике региона.
Государственное регулирование, в первую очередь, должно быть нацелено на
формирование привлекательного инвестиционного климата. Предприятия области нуждаются в крупных инвестициях, а также государственной поддержке инвестиционных проектов. Можно выделить следующие меры государственной поддержки инвестиционных проектов:
— снижение ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет области;
— освобождение субъекта инвестиционной деятельности от налога на имущество;
— установление органами местного самоуправления дифференцированных ставок налога на землю [6];
— упрощение процедуры получения инвестиционного кредита;
— предоставление льгот по арендной плате за земельные участки;
— распространение позитивной информации об инвесторе.
Эти меры могут реализовываться в зависимости от значимости и перспективности проекта.
На данный момент для поддержки новых и перспективных предприятий в Ростовской области действует перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов», куда по линии министерства промышленности и энергетики на сегодняшний день включено 19 инвестпроектов на общую сумму 133,207 млрд р. Реализация этих проектов позволит создать более 6 тысяч новых рабочих мест [2].
В современных условиях экономики перспективной задачей развития области является формирование институциональных структур обеспечения внешнеэкономической деятельности региона, которые открывают широкие возможности для предприятий малого и среднего бизнеса. Для того чтобы промышленное предприятие эффективно развивалось и было конкурентоспособным, необходимо решить вопросы дефицита высококвалифицированных специалистов.
В Ростовской области, как и во многих других регионах, пока отсутствует эффективный механизм управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала и обеспечения организаций промышленности Ростовской области кадрами, удовлетворяющими требованиям работодателей. В
первую очередь, для решения этой проблемы действия Правительства области должны быть направлены на развитие инфраструктуры подготовки кадров для промышленности, разработку и реализацию региональных программ по подготовке руководителей и специалистов для промышленности, программ совершенствования и развития менеджмента на предприятиях промышленности [3].
На первый план выходит проблема устранения разрыва между системой профессионального образования и потребностями производства. Важно обеспечить тесное взаимодействие между предприятиями промышленности и учебными заведениями, чтобы, завершая обучение, молодые специалисты имели не только теоретическую базу, но и владели практическими навыками осуществления производственного процесса. Это позволит предприятию набирать уже компетентных работников, тем самым в более короткие сроки эффективно решать проблемы производства. Важными направлениями остаются содействие переобучению, повышение квалификации и повышение трудовой мобильности трудоспособного населения. Чтобы заинтересовать и удержать на территории области наиболее талантливых и предприимчивых выпускников вузов, нужно создать благоприятные условия для жизни молодых специалистов (например, предоставление доступного жилья) и карьерного роста, тем самым повышая конкурентоспособность области, делая ее более привлекательной для квалифицированных кадров. Повышение качества кадрового потенциала позволит обеспечить инновационную ориентацию развития промышленного сектора.
Немаловажное значение для развития отраслей промышленности региона имеет активизация процессов импортоза-мещения, направленных на увеличение производства и внутреннего потребления товаров, созданных производителями Ростовской области. Одним из наиболее значимых факторов активизации названных процессов выступают инновационные технологии. Так как XXI в. — это эпоха инноваций, а развитие инновационной деятельности на промышленных предприятиях — главный ключ к успеху в конкурентной борьбе. Результатом внед-
рения инноваций в деятельность промышленных предприятий является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых видов продукции, снижение себестоимости продукции за счет внедрения инновационных мероприятий, увеличение показателей роста прибыли, снижение вредных выбросов в окружающую среду.
На данный момент меры государственной поддержки оказывают недостаточное влияние на инновационную деятельность промышленных предприятий. Большинство руководителей считают участие в программах государственной поддержки необязательным, поэтому необходимо сосредоточить внимание государства на предоставлении помощи предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность, тем самым повысить их заинтересованность в развития инноваций [7].
Преимущества реализации инновационной политики состоят в следующем:
— привлечение ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и др.) для реализации инновационных проектов;
— создание стартовых условий для развития малого бизнеса;
— совершенствование инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
— улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности региона;
— рост предложения новых технологий для потребностей бизнеса;
— расширение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов;
— кластеризация промышленности региона.
Для Ростовской области можно выделить следующие перспективные кластеры: машиностроительный; металлургический; химический; кластер предприятий сельскохозяйственной отрасли; предприятий легкой промышленности; сервисный кластер, представляющий весь комплекс услуг, в том числе по внедрению энергосберегающих технологий, от аудита энергопотребления, разработки проектов, их внедрения до совершенствования учета и контроля энергопотребления; экологический — разрабатывает, производит и внедряет средства защиты
окружающей среды; инновационный. Для того чтобы сформировать кластеры, нужна своевременная, точная и полная информация о состоянии промышленного развития региона.
Предприятиям промышленных отраслей требуется информационная и маркетинговая поддержка со стороны Правительства области. Отсутствие качественной информации приводит к появлению еще одной проблемы — неэффективности внутрифирменного планирования при управлении предприятием. По результатам исследований выявлено, что руководители российских компаний уделяют недостаточно внимания проблемам планирования, в результате чего повышается вероятность наступления риска. Чтобы решить эту проблему, требуется практическое внедрение внутрифирменного планирования на предприятиях промышленности; в свою очередь, государство должно способствовать этому процессу, создав основу для формирования целостной системы внутрифирменного планирования.
В Ростовской области и в других регионах России не всегда используются качественные показатели. Это делает невозможным в полной мере разработку и реализацию внутрифирменных планов. Необходимо на региональном уровне осуществлять сбор и анализ информации о состоянии рынков и формировать базы данных на основе полученной информации, которые облегчат процесс разработки внутрифирменных планов [8].
Таким образом, проанализировав современное состояние и проблемы промышленного комплекса региона, можно сделать вывод о том, что ключевой задачей региональных и федеральных органов власти должно стать создание благоприятных условий для деятельности предприятий промышленности области, так как именно промышленность является основой обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий Ростовской области, преодоления диспропорций в уровне развития их промышленного потенциала, обеспечения занятости и социальной стабильности, повышения бюджетной самообеспеченности органов местного самоуправления и создания привлекательных условий жизнедеятельности для населения Ростовской области.
Примечания:
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.
2. Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http:// www.don-land.ru.
3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года: Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 г. № 2067.
4. Овчинникова А.В. Проблемы и перспективы развития промышленности России // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 44.
5. Кобилев А.Г. Законодательные барьеры для малого бизнеса // Академический вестник. 2010. № 1(8).
6. Титов К.А. Региональная промышленная политика: формирование и реализация. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
7. Мустафаева P.P. Вопросы стимулирования роста экспорта аграрной продукции // Российское предпринимательство. 2013. № 20(242). С. 24-30.
8. Штепа М.В. Совершенствование системы управления модернизацией предприятий // Российское предпринимательство. 2013. № 10(232). С. 88-92.
References:
1. Regions of Russia. Social and economic indicators. 2012: stat. publ.. // Rosstat. M., 2012.
2. The official portal of the Government of the Rostov Region. URL: http: // www.donland.
3. Strategy of social and economic development of the Rostov region until 2020: Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov region from 30.10.2007 №2067.
4. Ovchinnikov A.V. Problems and prospects of development of industry in Russia // Vest-nik of SUSU. 2012. № 44.
5. Kobilev A.G. Legislative barriers to small business // Academic Vestnik. 2010. №1 (8).
6. Titov K.A. Regional industrial policy: formation and implementation. SPb.: Publishing house SPSUEF 2008.
7. Mustafayev R.R. Questions to stimulate the growth of agricultural products export // Russian Entrepreneurship. 2013. №20(242). Pp. 24-30.
8. Shtepa M. V. Improvement of the enterprises control system modernization // Russian entrepreneurship. 2013. No. 10(232). Pp. 88-92.