Научная статья на тему 'Состояние преступности мигрантов'

Состояние преступности мигрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
891
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е А. Таюрская

В статье проведен анализ состояния и динамики преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, описаны причины латентности данного вида преступности, а также кратко даны меры профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е А. Таюрская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime rates of migrants

The article analyzes the levels and trends of crime Foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, describes the cause of this type of crime latency indicates preventive measures.

Текст научной работы на тему «Состояние преступности мигрантов»

СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ

Е. А. Таюрская,

Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии,

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук

В статье проведен анализ состояния и динамики преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, описаны причины латентности данного вида преступности, а также кратко даны меры профилактики.

The article analyzes the levels and trends of crime Foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, describes the cause of this type of crime latency indicates preventive measures1.

Миграция (лат. Migratio - переход, переселение) в словаре русского языка определена как перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства. Ю.И. Вьюнов расширяет понятие «миграции» и рассматривает его как многогранное явление, влияющее на все стороны развития жизни общества: на экономику, политику, демографические процессы, национальные отношения, идеологию.

Исходя из приведенного определения, нельзя не согласиться с Т.В. Пинкевич, которая считает, что миграция также влияет и на оперативную обстановку, как на часть общественных отношений.

Следует отметить, что, с точки зрения воздействия на криминогенную ситуацию, эмиграция не имеет острого проблемного характера, гораздо более ощутимым оказывается негативное воздействие со стороны иммиграции. В отличие от эмиграционных потоков, которые преимущественно составляют так называемые «белые воротнички», основную массу иммигрантов наоборот составляет низкоквалифицированная рабочая сила, занятая, как правило, в промышленности, строительстве и сфере услуг, а нередки случаи, когда лица прибывшие на территорию России вовсе не находят работу. В силу неуправляемости и неконтролируемости миграционных потоков происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, с криминальными тенденциями, рабочей силой из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона. Помимо этого, часть иммигрантов, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита и последующего выезда в европейские государства, адаптировались в сфере малого бизнеса и

1 Tajurskaya E. Crime rates of migrants

коммерции и ныне занимаются противоправной деятельностью и уже не планируют дальнейшие переезды.

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов[1].

Незаконно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства не имеют разрешения на пребывание либо проживание на территории Российской Федерации. В большинстве своем они оказываются на нелегальном положении в результате незаконного въезда или утраты права на пребывание и нежелания добровольно возвращаться на родину. Они могут иметь свои национальные документы, но чаще не располагают даже ими.

Ежегодно в Россию прибывают от 0,5 до 1 миллиона потенциальных нелегалов. Таким образом, в настоящее время масштабы незаконной иммиграции достигли пределов, угрожающих национальной безопасности страны.

Наибольшая концентрация мигрантов (в том числе незаконных) наблюдается на приграничной территории России: в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской и Ростовской областях, Приморском, Хабаровском краях, в Оренбургской, Челябинской, Курганской и Омской областях.

Китайская миграция захлестывает Восток Российской Федерации. Около 400 тысяч китайцев нелегально осели в Приморье, Амурской области и Хабаровском крае. Облегченный визовый режим и туристические визы дают возможность китайским гражданам все глубже проникать на территорию России. К концу прошлого века только в Пограничном районе Приморского края численность проживающих там китайцев была близка к численности российских граждан; сегодня ситуация еще больше усугубилась и в некоторых населенных пунктах китайцев больше, чем коренного местного населения. При этом мигранты из КНР убеждены в исконной принадлежности Китаю российского Дальнего Востока и значительной части Сибири.

Неконтролируемый экспорт рабочей силы из Китая и Северной Кореи на российский Дальний Восток и Забайкалье, а также в другие области сибирского региона приобрел форму освоения российской территории путем долгосрочной аренды земельных угодий, строительства на них китайских поселков и промышленных объектов.

Как свидетельствуют статистические данные о результатах оперативнослужебной деятельности МВД России [2], на протяжении последних нескольких лет отмечается более-менее устойчивое число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. Небольшое уменьшение общего числа зарегистрированных преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства отмечается лишь в течении последних трех лет.

Таблица 1

Количество преступлений совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства и в отношении них в Российской Федерации за период

с 2005 по 2012 г.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2012

Зарегистрировано всего преступлений в РФ (тыс.) 3554,7 3855,4 3582,5 3209,9 2998,4 2628,8 2404,8

Совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства (тыс.) 51,2 53,0 50,1 53,9 57,9 48,9 44,9

В том числе гражданами СНГ (тыс.) 46,6 47,5 45,3 48,8 53 44,5 40,4

Совершено преступлений в отношении иностранных граждан и лицами без гражданства (тыс.) 13,3 15,6 16,0 15,2 14,9 12,4 11,4

Также из представленной таблицы видны, что значительная часть (около 90%) всех преступлений иностранцев совершается гражданами стран-участниц СНГ. Эти данные в целом соответствуют основным миграционным потокам из стран ближнего зарубежья.

Будет справедливым заметить, что преступность иностранных граждан характеризуется высокой латентностью, она фиксируется именно как преступность иностранных граждан только в случае раскрытия преступлений и обнаружения виновных лиц [3].

Основными причинами высокой латентности преступности, связанной с иностранными гражданами, являются следующие обстоятельства:

- потерпевшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы из-за незнания российского законодательства, неверия в возможность правоохранительных органов быстро и эффективно оградить жизнь и имущество потерпевших от мести со стороны оставшихся на свободе членов преступной группы, боязни за безопасность своих родственников на родине, боязни возможного их привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан на территории России, а также здесь не последнюю роль играет привычка видеть правоохранительные органы полностью коррумпированными;

- неформальные нормы поведения, существующие во многих общинах и землячествах, которые не поощряют обращение членов общины в правоохранительные органы, а в ряде случаев подобные действия осуждаются, особенно, когда преступниками являются соотечественники;

- малочисленность и отсутствие длительной практики работы специализированных подразделений по раскрытию преступлений, связанных с иностранными гражданами, в то время как выявление преступлений в среде

иностранцев требует определенной специфики - знания сотрудниками языка, нравов и обычаев иностранцев, наличия источников информации в их среде и т.д.;

- но, пожалуй, основной причиной латентности миграционной преступности является страх незаконных мигрантов быть депортированными с территории России.

В настоящее время правоохранительными органами организованные этнические преступные формирования выявлены почти во всех субъектах РФ, но наибольшая их активность отмечается в крупных и особо крупных городах с развитой инфраструктурой. Важнейшей причиной вышеуказанного является, на наш взгляд, непрерывный процесс вовлечения нелегальных мигрантов в противоправную деятельность, вследствие невозможности для них узаконить свой правовой статус, найти работу с достойной оплатой труда, а также несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере миграции.

Проводя анализ официальных статистических данных о преступности иностранных граждан, необходимо иметь в виду то, что речь идет только о части действительно совершенных преступлений.

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что преступность мигрантов требует к себе пристального внимания со стороны государственных органов и разработки комплекса профилактических мероприятий.

Современная Россия оказалась недостаточно подготовленной к борьбе с нелегальной и криминальной миграцией не только в силу экономических проблем, но и несовершенства законодательной базы, недостаточного международного сотрудничества в борьбе с данным явлением. Большая роль в борьбе с нелегальной и криминальной миграцией принадлежит миграционной политике государства.

Однако некоторые исследователи отмечают, что на данный момент в России нет действенной миграционной политики, несмотря на то, что принят ряд документов и фактически имеется отвечающая современным требованиям федеральная законодательная база по проблемам массовых миграций. C 21 июля 2009 г. в России начал действовать новый порядок рассмотрения материалов о нежелательности пребывания в нашей стране иностранного гражданина или лица без гражданства. В новом документе эта процедура прописана более четко, чем раньше. Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 21 мая 2009 г. № 119 «Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» зарегистрирован в Минюсте РФ 23 июня 2009 г. и вступил в силу 21 июля. Согласно данному нормативно-правовому акту, нежелательны России не только те мигранты, что находятся в нашей стране незаконно, то есть нелегалы, но и представляющие реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку и здоровью населения.

Следовательно для уменьшения потока нелегальных мигрантов на территорию нашего государства необходимо пересмотреть действующее законодательство, в частности, нормы трудового законодательства,

регламентирующие порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства на работу, а также нормы административного и уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за незаконное пребывание на территории Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М. :Норма, 2008. С. 819.

2. Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс] - http://www.mvd.ru/stats.

3. Бастрыкин, А.И. Противодействие преступности мигрантов - один из основных факторов укрепления безопасности России / А.И. Бастрыкин // Право и безопасность. 2009. № 2 . С. 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.