Научная статья на тему 'Особенности миграционных процессов и их влияние на состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе'

Особенности миграционных процессов и их влияние на состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ПРИЧИНЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИХ ГРАЖДАН / РОСТ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ЭТНИЧЕСКАЯ КИТАЙСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE FEATURES OF MIGRATION PROCESSES / THE REASONS AFFECTING CRIME / THE CAUSES OF CRIMINAL ACTIVITY OF CHINESE CITIZENS / THE GROWTH OF MIGRATION PROCESSES / ETHNIC CHINESE CRIME / COUNTERING INTERNATIONAL CRIME / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Р. В.

В статье рассматриваются особенности миграционных процессов и их влияние на состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе с указанием возможных причин, определяющих ее состояние в данном регионе; приведены статистические данные о миграционных процессах в разные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of migration processes and their impact on the state of criminality in the Far East Federal Region

The features of migration processes and their impact on crime in the Far East Federal Region are considered, indicating the possible causes that determine the state of criminality in this region; the statistics on migration processes in different periods are provided.

Текст научной работы на тему «Особенности миграционных процессов и их влияние на состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе»

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Р.В. ШИШКИН,

преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений

(Академия управления МВД России)

Особенности миграционных процессов и их влияние на состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе

В статье рассматриваются особенности миграционных процессов и их влияние на состояние преступности в Дальневосточном федеральном округе с указанием возможных причин, определяющих криминогенность данного региона; приведены статистические данные о миграционных процессах в разные периоды.

Особенности миграционных процессов; причины, влияющие на преступность; причины преступной деятельности китайских граждан; рост миграционных процессов; этническая китайская преступность; противодействие международной преступности; экономическая безопасность.

Миграционная ситуация в России всецело отражает трудности общественного развития последних лет и поэтому носит в целом кризисный, проблемный характер. Под влиянием комплекса негативных социальных факторов конца 80-х — начала 90-х гг. внутри российской миграции коренным образом изменились содержание межрайонного обмена и связанные с ним проблемы. Это выразилось как в возникновении иных тенденций в рамках традиционных форм миграционного перемещения и соответствующей модификации долговременных проблем, так и в появлении принципиально новых явлений, обусловленных социально-политическим и экономическим кризисом в стране [1, с. 31—38].

В советский период в регионе Дальнего Востока были построены новые города, введены в строй крупные промышленные предприятия. С 1926 г. по 1992 г. численность населения в этом регионе выросла с 2,6 млн до 8 млн человек, т. е. в 3,1 раза. Все послевоенное время и до начала 90-х гг. XX в. население этого региона прирастало, и наибольшая численность была достигнута в 1990 г. и составила 8 065,9 тыс. человек. Главным фактором ее

повышения явилась миграция, около 1,3 млн человек (или 90 % от всей численности населения). Затем начались обратные процессы, и к 2005 г. регион потерял почти 1,5 млн человек (18 % своего населения). Это произошло, во-первых, из-за экономических реформ, в результате которых поддержка промышленного производства и социальной сферы со стороны государства сократилась до минимума; во-вторых, старая парадигма развития региональной экономики, которая зависела в значительной мере от социально-политических факторов, исчерпала себя. Переход на рыночные отношения для многих предприятий был равнозначен катастрофе. Поэтому в первые годы проведенных экономических реформ объемы производства снизились в несколько раз, что способствовало появлению огромной армии безработных. В-третьих, политические процессы преобразования СССР породили огромный поток мигрантов, которые вынуждены были возвращаться на свою родину под угрозой утраты гражданства. В-четвертых, небольшой (по историческим меркам) период заселения Дальнего Востока обусловил высокую концентрацию на данной территории «временного» населения людей, изначально ориентированных на выезд. Поэтому при ухудшении общеэкономической ситуации из этого региона начался интенсивный отток населения.

Вместе с тем в сфере международной миграции сохраняется значительный элемент «рыночной стихии», и в связи с этой тенденцией особую остроту приобрела проблема мигрантов-нелегалов. Эти люди занимаются нелегальным бизнесом, вокруг которого создают криминальные общественные отношения; численность нелегальных иностранных работников велика и, по разным оценкам, составляет несколько миллионов человек. Помимо уклонения данной категории лиц от уплаты налогов их присутствие на террито-

94

рии России порождает незапланированную нагрузку на сферы жилищно-коммунального хозяйства, медицины, транспорта, а также правоохранительную деятельность, в частности, в рассматриваемом регионе, что существенно ухудшает социальную ситуацию.

Проблема незаконных мигрантов не столько актуальна для приграничных субъектов Российской Федерации, где мигрантов уже больше, чем местного населения, сколько порождает угрозу внутренней безопасности государства в целом [3]. Все это диктует необходимость скорейшего принятия единой и научно обоснованной государственной политики Российской Федерации в данной сфере и разработки системы мер по натурализации и адаптации мигрантов.

Наибольшее число нелегальных мигрантов выявляется в Московском регионе, Краснодарском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской и Калининградской областях. Особенностью Дальневосточного региона является и то, что с другой стороны государственной границы расположены страны, демографический вес которых многократно превышает аналогичные российские показатели. В пересчете на 1 км протяженности российской границы с Китаем на одного россиянина приходится 63 тыс. китайцев, на 1 км2 сопредельных территорий на одного российского гражданина уже 380 тыс. граждан Китая [1]. Демографический дисбаланс будет только нарастать, поскольку в России численность населения сокращается и перспективы развития сопредельных стран связаны с ростом демографического потенциала. Отметим, что иммиграция граждан Китая в Дальневосточный регион с начала 90-х гг. является предметом внимания российских политиков и ученых. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, остается еще много неясного в этом явлении [4, с. 48].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о возрастании значения эффективной деятельности правоохранительных органов России, для которых одной из приоритетных задач становится создание действенной системы контроля над миграционными потоками из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Немал оваж-но и своевременное выявление, пресечение и выдворение незаконных мигрантов за пределы нашего государства, потому что в свете проблемы убывания населения с Дальнего Востока, мигранты представляют реальную угрозу не только для ДФО, но и национальной безопасности России.

Протяженность российской границы с Китайской Народной Республикой составляет 2511 км, на 60 км тянется граница Рос-

сии с Корейской Народно-Демократической Республикой. Между тем в ближайших трех провинциях Северо-Восточного Китая (Ляо-нин, Цзилинь и Хэйлунцзян) к началу 2007 г. проживали 108,7 млн человек, что в 16,7 раз больше, чем на всей российской территории Дальнего Востока. Уязвимое место региона — слабая транспортная связь с остальной территорией России. Для стабильного развития Дальнего Востока при слабой транспортной связи и низкой плотности населения важнейшим вопросом остается его геополитическое положение [2].

Рост миграционных процессов, увеличение международного пассажирского потока и масштабов внешнеэкономической деятельности с Китаем сформировали причины и условия, способствующие нарушению правопорядка на территории Российского государства, в частности и приграничном Дальневосточном регионе.

Одной из причин преступной деятельности китайских граждан на территории Российской Федерации, включая и ДФО, является возможность заниматься незаконным бизнесом, скрывая массу денежного потока и его дальнейшее бесконтрольное обращение, что способствует процветанию криминальной теневой экономики и появлению соответствующей криминальной инфраструктуры. Деньги в основном вывозятся в Китай, часть средств используется для приобретения недвижимости, в частности, через подставных лиц, взятки чиновникам и должностным лицам правоохранительной системы, а также на финансирование российских и китайских организованных преступных сообществ.

Анализ деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению «китайской» преступности свидетельствует о том, что государственные органы КНР в своих целях активно используют контакты китайских граждан с лидерами российского криминалитета. Полагаем, что за деятельностью ряда китайских организованных преступных сообществ кроется работа спецслужб разных стран, использующих данную возможность для продвижения определенного внешнеполитического курса, например, по установлению контроля за происходящим на территории России.

Имеет место совершение противоправных деяний в сфере высокодоходной отраслевой промышленности (таких, как контрабанда товаров народного потребления из КНР, незаконный вывоз из Российской Федерации леса, морских биоресурсов, нелегальный оборот драгоценных металлов, вывод денежных средств за рубеж). Вместе с тем противоправ-

ная деятельность направлена на уклонение от уплаты налогов, что отражается на экономической безопасности Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов и управление ими должны основываться на государственных программах по развитию регионов, разработанных с учетом специфики геополитического и демографического состояния региона и необходимости обеспечения безопасности государства.

Данные программы позволят осуществлять корректировку нагрузки на социальную сферу и наладить региональную инфраструктуру, влиять на демографическую структуру населения и состояние рынка труда, а также на криминальную обстановку. К наиболее значимым преступным группировкам, состоящим из граждан дальнего зарубежья, можно отнести преступные группы китайских мигрантов, противоправная деятельность которых хорошо видна в Дальневосточном регионе (ими совершаются около 80 % преступлений от общего числа всех совершаемых иностранными гражданами).

Преступная деятельность незаконных мигрантов, в частности китайских, создает серьезную угрозу безопасности в ДФО, поскольку характеризуется высоким уровнем латентности. Проанализировав численность преступных групп, состоящих из китайских граждан, нелегально пребывающих на территории России, можно сделать вывод, что их немного, однако именно ими на территории региона ежегодно совершаются примерно 1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений. Особенность китайской преступности в том, что большинство противоправных деяний совершаются в отношении своих же граждан, и такая тенденция наблюдается на Дальнем Востоке.

Преступная деятельность китайцев-нелегалов осуществляется в таких отраслях, как добыча и вывоз природных ресурсов (богатств), растений, биоресурсов и животных. Не остается без внимания и поставка промышленной группы товаров, продовольственных товаров, овощей, фруктов, произведенных в Китае и нелегально ввозимых на территорию России. Кроме этого, через подставных лиц — российских граждан — создаются фирмы по оказанию различного рода услуг населению. Таким образом, этническая китайская преступность пытается легализоваться и переходит на новый социальный уровень. На наш взгляд, еще не существует научно обоснованной сложив-

шейся эффективной системы, которая оказала бы противодействие международной преступности.

Для повышения эффективности противодействия этнической китайской преступности и снижения криминогенной планки до максимально низкого уровня требуется разработать и принять комплекс мер по борьбе с миграционной преступностью, а также внедрить новые методы, формы и способы по регулированию миграционных процессов. При этом необходимо учитывать современный уровень развитости организованных преступных сообществ (куда входят и российские, и китайские преступные группы и т. д.) и воспринимать данные противоправные группировки как совместно действующее преступное звено, участники которого пытаются создать как можно больше коррупционных связей во всех сферах функционирования государственной власти, включая и правоохранительные органы.

При этом нужно уделять особое внимание международному сотрудничеству по противодействию транснациональным преступным организациям путем разработки межгосударственных программ, заключения международных соглашений (договоров) по предупреждению незаконной миграции, а также приеме и передаче лиц, незаконно находящихся на территории государств, с которыми были заключены соответствующие международные соглашения (договоры).

Список литературы

1. Китайцы на российском Дальнем Востоке: норма или угроза? // Тихоокеанская Звезда. 2001. URL: http://arspress.ru/news/site_ news/32763/.

2. Мотрич Е.Л. Проблемы демографии и миграции на Дальнем Востоке России // III Дальневосточный международный экономический форум. Демографические и социальные проблемы Востока России: пути решения: матер. круглого стола. Хабаровск, 2008.

3. Рыбаковский Л.Л., Тарасова Н.В. Внутрирос-сийская миграция населения: нынешняя ситуация и прогноз // Социс. 1994. № 1.

4. Рашевский Ю.М. Деятельность органов внутренних дел по пресечению незаконной миграции на Дальнем Востоке Российской Федерации // Миграция в России. № 5, 6.

E-mail: [email protected]

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.