Научная статья на тему 'Криминологические и уголовно-правовые аспекты преступлений, совершаемых с участием иностранных граждан'

Криминологические и уголовно-правовые аспекты преступлений, совершаемых с участием иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
иностранные граждане / мигранты / уголовная ответственность / предварительное следствие / профилактика / foreign citizens / migrants / criminal responsibility / preliminary investigation / prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Анатольевич Передерий

В статье рассматриваются преступления, совершаемые иностранными гражданами, а также совершаемые в отношении них. Приводятся официальные статистические данные, указывается алгоритм расследования данных преступлений (на примере следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации). Проводится анализ преступности среди мигрантов, и предлагаются меры по профилактике данных преступлений на предварительном следствии, с учетом сложившейся практики расследования указанной категории уголовных дел, что имеет не только научное, но и большое практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виктор Анатольевич Передерий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL AND CRIMINAL LAW ASPECTS OF CRIME COMMITTED WITH THE INVOLVEMENT OF FOREIGN CITIZENS

The article deals with crimes committed by foreign nationals, as well as committed against them. The author provides official statistics, specifies an algorithm for investigating these types of crime, using the example of investigative units of the Investigative Committee of the Russian Federation. The paper analyzes crime among migrants, and proposes measures to prevent crimes in the preliminary investigation, taking into account the established practice of investigating this category of criminal cases, which is not only of scientific but also of great practical importance.

Текст научной работы на тему «Криминологические и уголовно-правовые аспекты преступлений, совершаемых с участием иностранных граждан»

УДК 343.2/.7; 343.9

РО!: 10.17277/pravo.2017.01. pp.082-088

В статье рассматриваются преступления, совершаемые иностранными гражданами, а также совершаемые в отношении них. Приводятся официальные статистические данные, указывается алгоритм расследования данных преступлений (на примере следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации). Проводится анализ преступности среди мигрантов, и предлагаются меры по профилактике данных преступлений на предварительном следствии, с учетом сложившейся практики расследования указанной категории уголовных дел, что имеет не только научное, но и большое практическое значение.

Ключевые слова: иностранные граждане; мигранты; уголовная ответственность; предварительное следствие; профилактика.

Виктор Анатольевич Передерий,

ведущий научный сотрудник, полковник юстиции, НИИ криминалистики ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного

комитета Российской Федерации»;

9151149167@mail.ru

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В современной России вопросы выявления, раскрытия, расследования и профилактики преступлений, совершаемых с участием иностранных граждан, приобретают особое значение в связи с постоянно увеличивающимся количеством мигрантов, находящихся на территории нашей страны (в том числе нелегально).

Наряду с позитивным влиянием на развитие общественных процессов и экономику страны все увеличивающееся количество иностранных граждан негативно сказывается на состоянии преступности в Российской Федерации, в том числе в результате криминальной активности последних. Сложное экономическое положение в ряде иностранных государств, ужесточение конкуренции на рынке труда, массовые увольнения работников и отсутствие у подавляющего большинства из них средств к существованию привели к увеличению масштаба притока в Россию населения из бывших союзных республик, стран дальнего зарубежья [2].

В связи с этим необходимо рассматривать деятельность по выявлению, расследованию и профилактике преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них, как одно из приоритетных направлений работы органов предварительного следствия, ориентировать следователей на установление в ходе расследования уголовных дел обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Всестороннее изучение личности иностранных граждан и законности их пребывания на территории Российской Федерации проводится независимо от их процессуального статуса.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин отмечает, что миграция - это неотъемлемая часть жизни современного общества и органичная часть ее экономики. И те негативные тенденции в области миграционных отношений, с которыми мы сталкиваемся сегодня, характерны не только для России. Развитие миграции во всем мире происходит крайне противоречиво. Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире в настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют более 15 % населения в более чем 50 странах. Российское общество обеспокоено сказывающейся ситуацией в сфере миграционных отношений [3].

Если обратиться к официальным статистическим показателям по преступлениям, совершенным с участием указанной категории лиц за 2016 г. (представлены Главным информационно-аналитическим центром МВД России), то они следующие [8]:

- иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 43 933 преступлений (3,7 % от общего числа расследованных преступлений), что на 8,9 % меньше, чем за 2015 г.;

- гражданами государств-участников СНГ совершено 38 501 преступление (составляет 3,2 % от общего числа расследованных преступлений), что на 8,5 % меньше, чем за 2015 год;

- зарегистрировано 15 660 преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (0,7 % от общего числа зарегистрированных преступлений), что на 9,4 % меньше, чем за 2015 г.

Необходимо отметить, что количество преступлений, совершенных с участием лиц без гражданства, крайне мало и дает возможность рассматривать вышеуказанные показатели как сведения о состоянии преступности именно среди иностранных граждан.

Таким образом, из представленных сведений можно сделать вывод: иностранными гражданами на территории России совершается почти в 3 раза больше преступлений, чем совершено в отношении них.

В связи с этим считаем, что необходимо скептически относиться к утверждениям о том, что иностранные граждане притесняются в России, - они законопослушны, а в отношении них совершается много преступлений.

Следует также отметить, что преступность мигрантов имеет высокую латентность. Так, по мнению ряда научных деятелей, число неучтенных преступлений, совершенных мигрантами, превышает число учтенных в 2,5 - 3 раза. В соответствующую статистическую графу преступление попадает, когда оно раскрыто, т. е. установлено совершившее его лицо (которое является иностранным гражданином) [1, 4, 6].

В целях повышения эффективности борьбы с преступными проявлениями среди мигрантов предлагаем алгоритм действий органов предварительного следствия с учетом особенностей расследования указанной категории преступлений (на примере следственных подразделений СК России).

Считаем, что в ходе следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан, необходимо:

- устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, всесторонне изучать личность иностранных граждан и законность их пребывания на территории Российской Федерации независимо от их процессуального статуса;

- обо всех случаях нарушения миграционного законодательства незамедлительно уведомлять компетентные органы внутренних дел и, в случае необходимости, органы ФСБ РФ. По каждому уголовному делу о преступлениях, совершенных нелегальными мигрантами, устанавливать каналы незаконного въезда на территорию Российской Федерации, места их нелегального проживания и работы;

- в случае выявления в ходе предварительного следствия фактов, указывающих на признаки организации незаконной миграции, составлять рапорт об обнаружении признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ, и направлять материалы для принятия решений по подследственности (территориальности);

- в случае задержания лица, являющегося гражданином или подданным другого государства, строго соблюдать требования ч. 3 ст. 96 УПК РФ и п. «Ь» ст. 36 Венской конвенции «О консульских сношениях» от 24.04.1963, в соответствии с которыми безотлагательно уведомлять об этом консульское учреждение представляемого им государства;

- в случае причинения смерти (гибели) иностранных граждан направлять информацию об этом в посольство (консульство), в подразделения миграционной службы органов внутренних дел;

- осуществлять проведение следственных действий по данным уголовным делам с учетом национальных и религиозных особенностей участников предварительного следствия. В случае, если лицо не владеет русским языком, обеспечивать в обязательном порядке участие переводчиков, обращая особое внимание на диалекты и наречия, на которых разговаривает участник уголовного судопроизводства, выяснять уровень знаний переводчика, приобщать к материалам уголовного дела документы, подтверждающие его квалификацию и образование;

- строго соблюдать требования п. 4 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, в соответствии с которым участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

- при избрании в отношении подозреваемых (обвиняемых) иностранных граждан меры пресечения строго руководствоваться требованиями ст.ст. 97 - 101 УПК РФ. В необходимых случаях избирать меру пресеченная в виде заключения под стражу, в том числе с учетом исключений, установленных ч. 1 ст. 108 УПК РФ;

- принимать меры к незамедлительному установлению полных и достоверных анкетных данных иностранных граждан (подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших). Приобщать к материалам уголовного дела заверенные надлежащим образом копии документов, удостоверяющих их личность, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также, в случае необходимости, иных документов (справок, характеристик, патентов на работу, лицензий);

- допросы потерпевших (свидетелей), которые являются гражданами иностранного государства, осуществлять незамедлительно и с применением видеозаписи. В кратчайшие сроки проводить очные ставки между ними и подозреваемыми (обвиняемыми). Выяснять у потерпевших (иностранных граждан), смогут ли они явиться для ознакомления с материалами уголовного дела (требования ст. 216 УПК РФ), а также в суд, а у свидетелей - в суд. В обязательном порядке истребовать от них соответствующие заявления, которые приобщать к материалам уголовного дела;

- с учетом проведенных следственных и иных процессуальных действий выяснять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, в целях их устранения направлять представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ;

- наряду с основными обстоятельствами, подлежащими доказыванию, выявлять причины и условия, способствование совершению преступлений, должностных лиц, допустивших нарушения миграционного законодательства, решать вопросы о привлечении их к установленной законом ответственности;

- в случае возникновения необходимости в проведении следственных действий на территории иностранного государства составлять запросы о правовой помощи по уголовным делам незамедлительно и в строгом соответствии с требованиями приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30.10.2015 № 97 «Об организации в Следственном комитете Российской Федерации направления запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств, а также исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам».

Важное значение имеет профилактика преступности, в связи с чем, в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных с участием иностранных граждан, наряду с основными обстоятельствами, подлежащими доказыванию, необходимо выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, должностных лиц, допустивших нарушения миграционного законодательства. Важно ставить вопрос о привлечении их к ответственности (например, дисциплинарной или материальной).

Так, основными обстоятельствами, способствующими совершению мигрантами преступлений, по-прежнему является низкий уровень их жизни и социальная незащищенность на территории Российской Федерации, а также их правовой нигилизм (например, иностранные граждане часто до конца не осознают, что, давая взятку должностному лицу, совершают преступление).

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Большое значение приобретает личное участие следователя в рассмотрении внесенного им представления. Это повышает качество и эффективность принимаемых мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, дает возможность своевременно принять меры дисциплинарного характера в отношении лиц, допустивших нарушение должностных обязанностей.

По результатам рассмотрения представлений следователей, в качестве профилактики коррупционных преступлений со стороны иностранных граждан, в аэропортах и железнодорожных вокзалах (местах их скопления) размещались информационные стенды с разъяснениями о недопустимости совершения противоправных действий, рекомендациями по поведению в случаях, которые могут привести к коррупционным проявлениям, а также проводилась разъяснительная работа с сотрудниками компетентных органов по недопущению создания ситуаций, сопряженных с возможностью совершения преступлений коррупционной направленности иностранными гражданами.

Представления необходимо также направлять и по уголовным делам, где установлены обстоятельства, которые способствовали совершению преступлений в отношении иностранных граждан.

Например, заместителем руководителя Восточного следственного отдела Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ по уголовному делу, возбужденному по факту совершения на железнодорожной платформе в отношении гражданина Украины М. преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, направлено представление на имя генерального директора ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», в котором указаны нарушения, допущенные контролером на турникетных комплексах. По результатам рассмотрения данного представления, за допущенные грубые нарушения служебных обязанностей уволена контролер П. [5].

В качестве профилактических мероприятий по предупреждению преступности среди иностранных граждан предлагается создать единую систему миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда за пределы России, принять меры, направленные на обеспечение контроля за перемещениями мигрантов и их трудоустройством [7].

В заключении отметим, что противодействие преступлениям, совершенным с участием мигрантов, должно быть комплексным и включать в себя не только меры уголовно-правового характера, но и административные, экономические, социальные, информационные и др., в том числе направленные на адаптацию иностранных граждан в современном российском обществе.

Список литературы

1. Алимов Э. В., Григорьев А. В. Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза // Журнал российского права. 2015. № 10. С. 157 - 162.

2. Бастрыкин А. И. Противодействие преступности мигрантов - один из основных факторов укрепления безопасности России [Электронный ресурс] // Журнал «Право и безопасность». 2009. № 2 (31). URL: http://dpr.ru/pravo/ pravo_27_7.htm (дата обращения: 20.11.2017).

3. Выступление Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А. И. на межведомственном совещании по вопросам противодействия преступности мигрантов и совершенствования форм и методов миграционной политики [Электронный ресурс]. URL: http://sledcom.ru/news/item/ 509794 (дата обращения: 17.11.2017).

4. Кобец П. Н. Миграционное законодательство России: практика применения и проблемы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2007. № 10. С. 11 - 14.

5. Контрольное производство по уголовному делу, возбужденному по факту смерти М. по преступлению, предусмотренному ч. 4 ст. 111 УК РФ // Архив Московского МСУТ СК России [Электронный ресурс]. URL: https://ugolovnoedelo. com/ugolovnoe-delo-po-obvinemyu-s-po-ch-4-st-111-uk-rf-umy-shlennoe-prichinenie-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-poterpevshego-povlekshemu-po-neos-torozhnosti-smert-poterpevshego-v-sude-perekvalifitsirovany-na/ (дата обращения 7.11.17)

6. Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб и доп. М.: Норма, 2005. 912 с.

7. Павлик М. Ю., Виноградов А. Д. Преступность мигрантов в Российской Федерации и меры ее предупреждения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/prestupnost-migrantov-v-rossiyskoy-federatsii-i-mery-ee-preduprezhdeniya (дата обращения: 21.11.2017).

8. Состояние преступности в России за январь - декабря 2016 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/338/ 947/sb_1612.pdf (дата обращения: 20.11.2017).

References

1. Alimov E.V., Grigoriev A.V. [Socio-legal status of labor migrants in the countries of the Eurasian Economic Union], Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2015, no. 10, 157-162 p. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Bastrykin A.I. [Counteracting the crime of migrants is one of the main factors in strengthening Russia's security], Zhurnal «Pravo i bezopasnost'» [Journal of Law and Security], no. 2 (31), 2009, available at: http://dpr.ru/pravo/pravo_27_7.htm (accessed: 20 November 2017). (In Russ., abstract in Eng.)

3. http://sledcom.ru/news/item/509794 (accessed: 17 November 2017). (In Russ.)

4. Kobets P.N. [Migration legislation of Russia: practice of application and problems of improvement], Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State Power and Local Self-Government], Moscow: Yurist, 2007, no. 10, pp. 11-14. (In Russ., abstract in Eng.)

5. https://ugolovnoedelo.com/ugolovnoe-delo-po-obvineniyu-s-po-ch-4-st-111-uk-rf-umyshlennoe-prichinenie-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-poterpevshego-povlekshemu-po-neostorozhnosti-smert-poterpevshego-v-sude-perekvalifitsirovany-na/ (accessed 7 November 2017). (In Russ.)

6. Dolgova A.I. [Ed.] Kriminologiya [Criminology], Moscow: Norma, 2005, 912 p. (In Russ.)

7. http://cyberleninka.ru/article/v/prestupnost-migrantov-v-rossiyskoy-federatsii-i-mery-ee-preduprezhdeniya (accessed: 21 November 2017) (In Russ.)

8. http://https://^^/upload/site1/document_news/009/338/947/ sb_1612.pdf (accessed: 20 November 2017) (In Russ.)

CRIMINOLOGICAL AND CRIMINAL LAW ASPECTS OF CRIME COMMITTED WITH THE INVOLVEMENT OF FOREIGN CITIZENS

V. A. Peredery, Leading Researcher, Colonel of Justice at Institute of Criminology, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation;

9151149167@mail.ru

The article deals with crimes committed by foreign nationals, as well as committed against them. The author provides official statistics, specifies an algorithm for investigating these types of crime, using the example of investigative units of the Investigative Committee of the Russian Federation. The paper analyzes crime among migrants, and proposes measures to prevent crimes in the preliminary investigation, taking into account the established practice of investigating this category of criminal cases, which is not only of scientific but also of great practical importance.

Keywords: foreign citizens; migrants; criminal responsibility; preliminary investigation; prevention.

© В. А. Передерий, 2017 Статья поступила в редакцию 21.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.