ББК 87.6
СОСТОЯНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А.Н. Бацунов
В статье анализируется состояние правосознания в современной России: проблемы и перспективы. Развитие правовой культуры в России
Ключевые слова: правосознание, правосознательность, юридический позитивизм
Политико-правовой процесс в современной России отмечен необычайным разнообразием своих подходов, решений, течений. С одной стороны, наметилась явная демократизация в обществе, стабилизация политико-правовых институтов, с другой стороны, имеют место анархические процессы, связанные с архаизацией сознания, проявляющиеся в таких явлениях как рост, например, шовинистических настроений в обществе, также неопределенность относительно таких феноменов как смертная казнь, эвтаназия, проблема абортов, низкий уровень информационной культуры и т.д. Все это говорит о том, что наше общество далеко от правового идеала.
Это состояние общества во многом носит объективный характер, связанный с тем, что построение открытого, гражданского общества в России еще далеко от своего завершения. Социальная нестабильность сохраняется на всех уровнях общественного бытия. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 г. писал о сложностях переходного периода для социальной жизни: «Всякое переходное и разлагающееся состояние общества порождает леность и апатию, потому что лишь очень немногие, в такие эпохи, могут ясно видеть перед собою и не сбиваться с дороги» [1,451]. Эти слова в значительной мере применимы к сегодняшней общественнокультурной жизни России. Особенно актуальны вопросы состояния правосознания.
Само правосознание находится, можно сказать, лишь в зачаточном состоянии. Во-первых, сильны тенденции правового нигилизма; во-вторых, сильны тенденции правового позитивизма; в-третьих, в общественном сознании нет четкой границы между моралью и правом; и, в-четвертых, вообще нет уверенности в необходимости в построении правового государства и гражданского общества. Также сильны рецидивы восстановления советского прошлого, проявляющиеся в ностальгии по советскому [2,396].
Все более сильными оказываются позиции правового индифферентизма. Явна нехватка здорового правового идеала, который был бы лишен политических и экономических иллюзий, и в то же время способствовал бы нравственному усовершенствованию граждан. Поскольку гражданского общества нет не только без политической воли, сознательности, и правосознания, но и без нравственного совершенствования. Да и само правосознание не-
Бацунов Андрей Николаевич - ВГУ, аспирант, e-mail: [email protected]
мыслимо без нравственной компоненты. Во всем этом сегодня явный дефицит.
Слабо развитую правовую культуру в России отмечали многие. Можно привести слова Ф.И. Тютчева, которые являются достаточно показательными, поскольку поэт-философ одинаково хорошо знал и отечественную, и западную культуры. В 1854 г. он писал: «И пройдет время, - пожалуй, много времени, - прежде чем несчастная Россия, - та Россия, какою ее сделали, - осмелится позволить себе более живое сознание своего Я и своего Права, чем может иметь хорошо расположенный к ней иностранец» [3,164].
Современные философы Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнов в той же тональности точно подметили, что «...традиционная и многократно проговоренная в старой и новой литературе слабость российского народного правосознания выражается и в том, что закон в России всегда воспринимается как чуждая, внешняя и сверху давящая сила (из-под которой простому человеку надо уметь увертываться), но никогда не как государством и обществом гарантированное право самого гражданина». Такая «правовая несамосознательность граждан» приводит к тому, что от граждан «требуется не правосознатель-ность, но правопослушность, лояльность, исполнительность. При такой социально-правовой установке для демократических правовых тенденций не остается места».
Это очень важное наблюдение - не правосознательность, но правопослушность. Это свидетельствует, с одной стороны, о некоторых уже сформировавшихся чертах национальной («неправовой») ментальности, с другой, говорит о необходимости работы по формированию правосознания. «В современной России актуальное значение имеет формирование правосознания, воспринимающего право в качестве ценности культуры» [5,194].
В тоже время необходимо отметить, что сегодня политика, экономика, право - те сферы социальной жизни, которые в условиях развития техногенной цивилизации и информационного общества стремятся к максимально полной автономии от духовно-нравственных основ культуры. Но более всего они стремятся отойти от философии как возможности углубления в сущностные основания и фундаментальные смыслы своего бытия, своего профессионального этоса.
По отношению к юриспруденции современный философ А.А. Корольков высказал такие важные и продуктивные мысли: «XX век немало потрудился над обособлением науки о праве от философии во-
обще и от нравственно-религиозной философии в частности. Подобно тому, как математики, далекие от философии, порой числят лишь по своему ведомству Пифагора, Декарта, Лейбница, так и среди юристов распространена иллюзия об отгороженности правовой сферы от всякого рода метафизических размышлений, ассоциирующихся с нестрого-стью мысли и отвлеченностью от социальной практики» [6,5].
Существующий подход, согласно которому правовая сфера представляется автономной и самодостаточной («юридический позитивизм»), не нуждающейся ни в философском основании, ни в оправдании, представляется сегодня не корректным и не продуктивным. «Философия первична по отношению к любой положительной науке о природе, человеке и обществе, как первичная сама мысль, созидающая эту науку» [7,9]. В этом смысле игнорировать философию значит упустить самое существенное и серьезное в любой науке, тем более в такой, в которой речь идет о сущностных смыслах человеческого бытия, проявленные в одном из самых важных сторон его жизнедеятельности, т. е. в праве.
Философию вообще нельзя устранить из сферы размышлений о благоустройстве личного и общественного бытия. Именно философам принадлежат различные (и утопические, и реалистические) проекты по общественному переустройству, потому что «. философы всегда мечтали о таком идеальном политическом строе, при котором мудрость и благородство могли бы стать основой социальной жизни» [8,71].
Философская традиция, идущая еще от Платона, мечтавшего об идеальном государстве, заключается в том, что правители должны убеждать людей в абсолютной важности и значимости добродетели, и в особенности справедливости. Этическое кредо Платона выглядит следующим образом: несправедливый несчастнее страдающего от несправедливости.
В этом и заключена сущность законов, то есть сферы правотворческой; соответственно, правосознание можно понимать как меру усвоения людьми (общественным сознанием) идеи справедливости как основы подлинного социального порядка. Здесь право и нравственность буквально совпадают. Идеальное государство - это то, в котором нравственные добродетели являются основой прочного социального и правого порядка.
Что касается традиций русской философии, то здесь обнаруживается то, что А. А. Корольков назвал как «органическое родство правовых и нравственнорелигиозных исканий». Тем самым выявляется существенная типологическая черта отечественной философии и культуры, которая всегда отстаивала идею «приоритета добродетели и справедливости» (В.П. Фетисов), и, прежде всего, в правовой сфере, в той сфере, где возможны как величайшие свободы человека, так и самое сильное попрание его прав и свобод, его человеческого достоинства.
Усилия политологов и социологов исправить сегодняшнюю ситуацию малоэффективны. Они могут лишь констатировать наличную реальность, но продолжить меры по аксиологическому преображению правосознания не могут, поскольку это не входит в их сферу профессиональной компетенции. Необходимы новые политические решения, основанные, прежде всего, на философской основе, поскольку философия традиционно находилась в эпицентре социальной жизни общества, выступая в качестве ее критической функции и одновременно являясь генератором продуктивных идей.
Сейчас можно сказать наша политическая элита игнорирует философию, в том числе и русскую философию, в которой было высказано масса продуктивных идей, апробированных на практике трагической истории России. Политика исследуется социологией и правоведением, социология права исследует социальный контекст правосознания, социальная философия осмысливает возможность конструктивного взаимодействия политики и права, правосознания и социальной жизни, выявляя проблемный характер этого взаимоотношения и предлагая оптимальные меры по достижению максимально благоприятного результата.
Социальная философия не имеет той практической конкретики, которой обладают политология, социология и юриспруденция, но она располагает пониманием меры реальности реализации того или иного социального проекта, понимая степень утопичности (и неутопичности). В этом огромная ценность социальной философии, которая совместно с другими общественным науками может стать действенной методологией по решению конкретных задач современного социального строительства.
В этом контексте особую значимость сегодня имеет обращение к корпусу социально-философских идей, среди которых идея синтеза правосознания и суверенитета и представляется одной их наиболее продуктивных. Только в правовом государстве правосознание может быть основой суверенности социума. Более того, правосознание может выступить гарантом стабильности социума, чья стабильность проявляется в форме его суверенности.
Если рассмотреть вопрос в историкофилософской перспективе, то можно отметить, что правовым аспектам общественной жизни посвящена огромная литература. Еще античные авторы (Платон и Аристотель) серьезно занимались вопросами законотворчества, справедливого существования человека в древнегреческом полисе. Уже у Гераклита в его изречениях можно встретить правовые идеи справедливого бытия человека. Согласно Гераклиту существует непреодолимое противоречие между частным бытием отдельных людей и единой основой мира (Логосом), которое может быть преодолено лишь через отказ от личного эгоизма и своеволия и подчинения единому закону. Известное изречение Анаксимандра: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установлен-
ное время» может быть проинтерпретировано в правовом ключе, как отступление человека от справедливости, то есть от известной меры установленного закона.
Интересовались социально-политическими вопросами и Гомер, и Гесиод, Пифагор и пифагорейцы, и естественно, Сократ. Как быть достойным гражданином древнегреческого социума, как совмещать общественное и личное участие в политической жизни - вопросы, которые волновали философов. Однако их решения были сильно увязаны с этико-космологическими решениями, и собственно, правовая проблематика не была выделена в чистом виде.
В то же время их заслуга в том, что они связали правовые вопросы с философскими, показывая их неразрывную связь и укорененность права в духовно-культурном и этическом контексте. Это препятствует как правовому нигилизму, так и юридическому позитивизму, весьма распространившихся в дальнейшем. В этом смысле философско-правовые концепции античности имеют непреходящее значение для дальнейшего развития государственности и правосознания.
В дальнейшем западноевропейские мыслители, среди которых Н. Макиавелли, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.Ф. Гегель и др. посвящали много места в своих работах правовым аспектам. Само понятие «правового государства», «гражданского общества» во многом появилось стараниями западноевропейских философов. Даже нигилистические концепции (например, Ф. Ницше), парадоксальным образом не разрушали правовую культуру Запада, а способствовали ее становлению. Нигилизм Ницше способствовал разрушению не вообще основ государственности, религии и культуры, но только тех ее форм, которые стали закостенелыми и ретроградными.
В XX веке, пройдя через испытания такими форматами государственно-политической деструкции как фашизм, национал-большевизм, западноевропейские правовые мыслители смогли выработать стабильные нормы правовой гарантии от дальнейших впадений в эти формы.
Русская правовая школа внесла существенную позитивную лепту в развитии общей правовой культуры. Такие философы-правоведы как В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, А.С. Ященко, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Петражицкий, Г.Д. Гурвич,
Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин и др. высказали ряд продуктивных идей, имеющих значение и для сегодняшнего времени. Главное, что русские мыслители рассматривали право в контексте общей культуры, увязывая право с нравственностью. Хотя были представители позитивистского направления (Г.Ф. Шершеневич и др.), что создает многообразие правовых концепций в России.
Современная правовая жизнь России стала предметом изучения многих специалистов, среди которых: С.С. Алексеев, И.А. Василенко, Б.В. Васильев, К.С. Гаджиев, Ю.Н. Давыдов, Р.Н. Макаров, Е.Д. Мелешко, В.С. Нерсесянц, А.С. Панарин, А.А.
Потякин, О.Ф. Смазнова, Э.Ю. Соловьев, Ф.Э. Шереги, М.В. Шугуров и др.
Вопросам права и правосознания посвящают много внимания современные журналы: «Вопросы философии», «Философские науки», «Социс», «Общественные науки и современность» и др. Особенно нужно выделить журнал «Философская и правовая мысль» (Саратов-СПб), в котором уделяется особое внимание таким вопросам как философия права, политика и право, права человека, демократическое общество, философия права: история и современность, судебно-правовая реформа, международное частное право, теоретические вопросы гражданского права, антропология права, толерантность и современный мир, национальные движения и проблемы федерализма, из истории отечественного государства и права, онтология и метафизика права и др. Это существенный вклад в развитие правосознания в России.
Необходимо сказать о работе воронежского отделения МИОН, которое выпустило целую серию, посвященную становлению гражданского общества в России [9,148], истории развития консервативного движения в России [10,280]. Здесь консерватизм рассматривается не как реакционное движение, тормозящее общественное развитие, но как реальное политическое движение, способствовавшее общему социальному развитию в России. Это новый взгляд на консерватизм.
Много диссертационных исследований посвящены различным аспектам правовой жизни современной России [11,26]. Преимущественно право в них рассматривается не узкоюридически, но как социокультурное и политико-культурное явление. Выходит достаточно большое количество учебников и учебных пособий [12,709], в которых право рассматривается не только как юридическое, но и как социокультурное явление.
Таким образом, можно констатировать явную тенденцию к повышению общего уровня правовой культуры в современном российском обществе. Постепенно приходит понимание того, что правосознание является не только юридическим феноменом, но имеет более глубокие социально-философские основания. Предстоит большая социальнофилософская работа по преодолению правового индифферентизма, который, к сожалению, укоренен в нашей культурно-политической традиции. В этом контексте аксиоматичным выглядит положение о том, что без развитого правосознания невозможно построение современного демократического государства, то есть государства с высоким научнотехническим, политическим, экономическим уровнем и с развитым моральным самосознанием, характерным для гражданского общества.
Литература
1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - М.: Современник, 1989. 451 с.
2. См.: Советское прошлое и культура настоящего: монография. В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Купина,
О.А. Михайлова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2009. Т. 1. - 244 с. - Труды Уральского МИОНа. Вып. 21. Т. 2. - 396 с.
3. Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах. - М.: Правда, 1980. - Т. 2. 164 с.
4. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. № 7, 1996. 11 с.
5. Семенюк Е.Ю. Проблемы формирования правосознания в России: аксиологический аспект // Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо - Кавказскому региону». Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 194 с.
6. Корольков А.А. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология / Сост. А.П. Альбов и др. — СПб.: Алетейя, 1997. 5 с.
7. Альбов А.П. и др. Русская философия права - философия бытия, веры и нравственности // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология / Сост. А.П. Альбов и др. — СПб.: Алетейя, 1997. 9 с.
8. Фетисов В.П. Философия морали. - Воронеж, 1995. 71 с.
9. См. Становление гражданского общества в России: Личность, самоуправление, власть / Воронеж. межрегион. ин-т обществ.наук. Науч. ред. Т.Д. Зражевская. — Воронеж, 2002 . 364 с.; Марш К. Постсоветская Россия: путь к демократии и гражданскому обществу. - Воронеж: ВГУ - МИОН, 2002. 148 С.
10. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сб. науч. трудов. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001. - 264 с.; Консерватизм в России и Западной Европе: сборник научных работ. - Воронеж, 2005. - 211 с; 118 с. Правый консерватизм в России и русском зарубежье в новое и новейшее время. -Воронеж, 2005. - 280 с. и др.
11. Андреева И.В. Правосознание в системе детерминант социального поведения личности: автореферат дис. канд. филос. наук : 09.00.11 / И.В. Андреева; Саран. ин-т (филиал) АНО ВПО ЦС РФ "Рос. ун-т кооперации"; науч. рук. Б.Ф. Кевбрин. — Саранск, 2006. — 17 с.; Рязанцев С.В. Духовнонравственные основания правосознания в философии права И.А. Ильина: автореферат дис. канд. философских наук: 09.00.05 / С.В. Рязанцев; Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого; науч. рук. А.З. Гусов. — Тула, 2008. — 19 с.; 146 с. Уваркина Е.В. Правосознание как объект социально-философского анализа: автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Е.В. Уваркина; Моск. гос. технол. ун-т "СТАНКИН"; науч. рук. С.А. Хмелевская.— М., 2004. — 26 с. и др.
12. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. — 709 с.; Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Междунар. отношения, 1996.; Нерсе-сянц В.С. Философия права. - М.: ИНФА. М -НОРМА, 1997. и др.
Воронежский государственный университет
CONDITION OF SENSE OF JUSTICE IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
A.N. Batsunov
In article the condition of sense of justice in modern Russia is analyzed: problems and prospects. Development of legal culture in Russia
Key words: sense of justice, the right consciousness, legal positivism