Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. ХАБАРОВСКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РИТЕЙЛА'

СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. ХАБАРОВСКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РИТЕЙЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / АНАЛИЗ / ТЕНДЕНЦИИ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ФОРМАТЫ ТОРГОВЛИ / ХАБАРОВСК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Червова Наталья Владимировна, Ивашкин Михаил Вячеславович

Состояние потребительского рынка во многом определяет уровень и потенциал социально-экономического развития, как отдельного региона, так и страны, в целом. В статье рассмотрен локальный потребительский рынок города Хабаровска с учетом региональных особенностей социально-экономического характера, изучены основные тенденции развития ритейла в городе, выявлены актуальные проблемы, сдерживающие развитие розничной торговли, а также, определены перспективные направления ее развития, основанные на использовании как рыночных, так и административных механизмов управления и регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Червова Наталья Владимировна, Ивашкин Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE CONSUMER MARKET OF KHABAROVSK AND IT’S IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF RETAIL

The state of the consumer market largely determines the level and potential of socio-economic development, both of a single region and of the country as a whole.Тhe article considers the local consumer market of the city of Khabarovsk, taking into account regional socio-economic characteristics, examines the main trends in the development of retail in the city, identifies actual problems hindering the development of retail trade, and identifies promising directions for its development based on the use of both market and administrative management and regulation mechanisms.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Г. ХАБАРОВСКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РИТЕЙЛА»

УДК 339.1

DOI 10.23672/b6551-7672-8914-r

Червова Наталья Владимировна

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса», Тихоокеанский

государственный университет natashachervova@rambler.ru

Ивашкин Михаил Вячеславович

доктор экономических наук, профессор Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса», Тихоокеанский

государственный университет ivashkin62@mail.ru

Natalya V. Chervova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Higher School of Media, Communications and Service, Pacific State University natashachervova@rambler.ru

Mikhail V. Ivashkin

Doctor of Economics,

Professor of the Higher School of Media,

Communications and Service,

Pacific State University

ivashkin62@mail.ru

Состояние потребителького

рынка г. хабаровска и его влияние

на развитие ритейла

The state of the consumer

market of khabarovsk

and it's impact on

the development of retail

Аннотация. Состояние потребительского рынка во многом определяет уровень и потенциал социально-экономического развития, как отдельного региона, так и страны, в целом. В статье рассмотрен локальный потребительский рынок города Хабаровска с учетом региональных особенностей социально-экономического характера, изучены основные тенденции развития ритейла в городе, выявлены актуальные проблемы, сдерживающие развитие розничной торговли, а также, определены перспективные направления ее развития, основанные на использовании как рыночных, так и административных механизмов управления и регулирования.

Ключевые слова: потребительский рынок, анализ, тенденции, розничная торговля, форматы торговли, Хабаровск, государственное регулирование.

Annotation. The state of the consumer market largely determines the level and potential of socio-economic development, both of a single region and of the country as a wholeThe article considers the local consumer market of the city of Khabarovsk, taking into account regional socio-economic characteristics, examines the main trends in the development of retail in the city, identifies actual problems hindering the development of retail trade, and identifies promising directions for its development based on the use of both market and administrative management and regulation mechanisms.

Keywords: consumer market, analysis, trends, retail trade, trade formats, Khabarovsk, state regulation.

Состояние потребительского рынка во многом определяет уровень и потенциал социально-экономического развития, как отдельного региона, так и страны, в целом. Успешное управление социально-экономическим развитием не возможно без детального исследования и прогнозирования объема и структуры потребностей населения в товарах и услугах. При этом необходимо учитывать специфические особенности самого региона: численность населения, его плотность, уровень образования и культуры, размер территории, уровень развития отраслей производства и сферы услуг, транспортную доступность, структуру занятости, уровень доходов населения, темпы инфляции, прочие социально-экономические факторы.

Хабаровск - экономический и административный центр Хабаровского края (ХК); здесь сосредоточено 46,9 % населения и более 50 % трудовых ресурсов края, 68,1 % от общего числа организаций, осуществляющих деятельность в Хабаровском крае, владеющих более 55 % основных фондов. В настоящее время в Хабаровске зарегистрировано примерно 25,1 тыс. промышленных предприятий и предприятий сферы услуг [1].

Согласно данным краевой статистики, наибольший удельный вес в обороте организаций г. Хабаровска приходится на «Торговлю и общественное питание, ремонт автотранспорта» - 39 %, «Транспортировку и хранение» - 22 %.

Из специфических особенностей следует отметить его приграничное положение, открывающее

широкие возможности для осуществления различных форм внешнеэкономического сотрудничества с КНР [2].

Основные социально-экономические показатели развития г. Хабаровска были сведены нами в таблице 1 [4].

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели развития г. Хабаровска в 2018-2020 гг. в фактических ценах

Показатель Ед. измерения Годы

2018 2019 2020

Оборот средних и крупных организаций млрд руб. 516,9 550,4 591,3

Объем отгруженных товаров собственного производства млрд руб. 84,6 91,5 103,4

Доходы бюджета млрд руб. 15,7 16,5 16,7

Инвестиции в основной капитал млрд руб. 75,6 76,1 126,0

Ввод в эксплуатацию жилья тыс. кв. м. 172,3 197,5 144,8

Индекс потребительских цен % 103,3 104,8 104,9

Оборот розничной торговли млрд руб. 46,6 66,2 79,4

Оборот общественного питания млрд руб. 3,2 3,1 3,8

Численность постоянного населения тыс. кв. м. 617,5 616,4 610,3

Численность экономически активного населения тыс. кв. м. 345,3 343,4 332,1

Естественный прирост (убыль) населения тыс. кв. м. + 0,2 -0,6 -2,3

Уровень регистрируемой безработицы % 0,26 0,29 1,6

Начисленная средняя заработная плата одного работника тыс. кв. м. 59,0 63,0 65,9

Изменение реальной заработной платы % 107,8 105,9 101,2

Средняя пенсия тыс. кв. м. 14,9 16,5 17,5

Среднее пособие по безработице тыс. кв. м. 5,2 6,2 6,5

Прожиточный минимум в среднем на душу населения тыс. кв. м. 13,5 14,4 16,2

Стоимость минимального набора продуктов питания тыс. кв. м. 5,3 5,6 6,2

Анализ данных таблицы позволяет выявить следующие основные тенденции социально-экономического развития города Хабаровска:

1) значительный рост оборота средних и крупных организаций и отгруженных товаров по различным видам экономической деятельности, прирост оборота розничной торговли и общественного питания; увеличение инвестиций в основной капитал;

2) несмотря на серьезный рост оборота предприятий города, поступления в бюджет выросли незначительно; снизился ввод в эксплуатацию жилья; выросли цены; резко сократилась численность постоянного и экономически активного населения; увеличился уровень безработицы; повышение стоимости минимального набора продуктов питания потребительской корзины;

3) рост начисленной заработной платы, пенсий и пособий - с одной стороны хорошая тенденция, но инфляция и рост цен на жизненно важные товары, полностью ее нивелируют, так как рост стоимости минимального набора продуктов был более значителен, чем прирост зарплат, пенсий и социальных пособий.

Каждая из выявленных тенденций таит в себе как серьезные вызовы, так и перспективные возможности для социально-экономического развития города. Для понимания реальной социально-экономической ситуации, сложившейся на потребительском рынке, и состояния розничной торговли в г. Хабаровске, проведем сравнительный анализ (табл. 2) [3].

Таблица 2

Сравнительный анализ социально-экономических показателей

Показатель Россия ДФО ХК Хабаровск

1. Среднедушевые доходы населения, руб./мес.: - 2020; - 2021 36240 40040 39086 42161 41751 44096 48197 51241

2. Индекс роста потребительских цен, % к пр. году: - 2020; - 2021 104,93 109,93 105,62 108,76 105,52 107,96 100,31 100,63

3. Оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя, руб.: - 2020; - 2021 231283 234050 277942 264569 270606 301099 107397 130403

4. Число предприятий розничной торговли на 10 000 чел.: - 2020 - 2021 131,13 131,25 155,16 153,71 120,54 121,75 110,49 111,32

Сравнительный анализ выявил следующие про- 1. Несмотря на то, что среднедушевые доходы

блемы: хабаровчан по статистике выше, чем в среднем

по Российской Федерации, Дальневосточному федеральному округу и Хабаровскому краю, однако, высокие цены на товары и услуги, совместно с нарастанием инфляционных процессов, в значительной мере нивелируют это преимущество. Жизнь в городе достаточно дорогая, на фоне невысокого уровня развития деловой активности, инфраструктуры и сложных климатических условий, как следствие, Хабаровск становится все менее привлекательным городом для постоянного места жительства, что подтверждается постоянным оттоком населения.

2. Парадоксально, но при высоком уровне доходов, оборот розничной торговли в расчете на одного жителя значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации, Дальневосточному федеральному округу и Хабаровскому краю, что может говорить о низкой реальной платежеспособности населения города, вызванной большим удельным весом расходных статей, не связанных с приобретением товаров и услуг (коммунальные платежи, расходы на транспорт, проценты по кредитам и т.д.).

Количество объектов розничной

3. Число предприятий розничной торговли, приходящихся на 10000 жителей почти на 20 % ниже, чем, в среднем, по РФ. Что говорит о крайне низком уровне развития ритейла в городе.

Выявленные тенденции и проблемы с одной стороны, могут свидетельствовать о том, что город Хабаровск недостаточно привлекателен для бизнеса в связи с удаленностью от центра страны, сложной логистикой и высокой стоимостью доставки товаров, а с другой - о недостаточном использовании уже существующего потенциала данного потребительского рынка и возможностей бизнеса. Данный тезис подтверждается ежегодным приростом количества различных форматов предприятий розничной торговли в городе Хабаровске (табл. 3) [3]. Рост числа розничных торговых предприятий происходит, в основном, за счет того, что уже существующие торговые сети расширяют свое присутствие на рынке г. Хабаровска.

В условиях падения реальных доходов и введенных, в связи с пандемией, экономических ограничений изменились и предпочтения населения в товарах.

Таблица 3

торговли в г. Хабаровске, единиц

Форматы розничных торговых предприятий 2018 2019 2020

Магазины всего: 2091 2111 2147

Гипермаркеты 5 5 9

Супермаркеты 68 57 60

Специализированные продовольственные магазины 105 126 147

Специализированные непродовольственные магазины 621 616 621

Минимаркеты 53 61 77

Универмаги 1 1 1

Прочие магазины 1238 1245 1232

Павильоны 653 677 705

Палатки и киоски 749 739 475

Дискаунтеры 36 21 24

Произошло смещение покупок в пользу товаров первой необходимости (продовольственные товары, бытовая химия, предметы личной гигиены, услуги ЖКХ и медицинские услуги). Население стало экономить на покупке товаров длительного пользования (мебель, одежда, обувь и т.д.), развлечениях, путешествиях, походах в кафе и рестораны и т.д.

Также, отмечается все возрастающий интерес населения к онлайн-покупкам. Во время пандемии ограничительные меры посещения массовых мест вызвали всплеск спроса населения к покупкам через Интернет. Однако даже после снятия ограничений интерес к ним полностью не пропал, так как многие потребители оценили этот формат торговли, позволяющий совершать покупки более удобно и осознанно.

К основным проблемам г. Хабаровска вследствие удаленности города от Центральной части страны, сложности транспортной логистики, малой численности населения, слабого развития местного производства, высоких цен и тарифов и

т.д. добавились и ограничения санкционного характера со стороны Запада. Это, с одной стороны, еще больше затрудняет развитие города, но с другой - создает серьезную мотивацию для развития местного производства и активизации сотрудничества с дружественными странами Азиатско-тихоокеанского региона. Приграничное положение города, открытие границ после пандемии, переориентация части потока товаров из КНР по новым каналам доставки через Хабаровск могут стать хорошей базой для ускорения социально-экономического развития города.

Для активизации потребительского рынка и развития ритейла г. Хабаровска и повышения эффективности данной сферы деятельности, необходимо органично сочетать использование рыночных механизмов с административными возможностями органов региональной и муниципальной власти.

В этой связи, администрацией г. Хабаровска разработан ряд мер:

- создание условий для развития многоформатной торговли (реализация через интернет-магазины, автоматы, ярмарки, торговля с автомобилей и т.д.);

- содействие местным предприятиям общественного питания в реализации их продукции через нестационарную сеть (павильоны, киоски и т.д.);

- консультирование по повышению эффективности данной сферы деятельности;

- стимулирование повышения квалификации работников торговли и общественного питания и др.

Таким образом, несмотря на ряд объективных проблем потребительского рынка г. Хабаровска, у него есть значительный потенциал развития при совместной работе органов государственной власти (создание благоприятных условий) и ритейла (соответствие трендам - сочетание разных форматов торговли, переориентация на поставщиков из стран АТР и т.д.), можно добиться хороших результатов в решении этой задачи.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ивашкин М.В. Организация торгового процесса на розничных торговых предприятиях и в торговых сетях : учеб. пособие. Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. 114 с.

2. Официальный сайт администрации г. Хабаровска. URL : https://khv27.ru/about/starategiches koe-planirovanie (дата обращения 07.07.2022).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : https://rosstat.gov. ru (дата обращения 07.07.2022).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Паспорт муниципального образования городского округа г. Хабаровск. URL : https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/ munr.aspx?base=munst08 (дата обращения 22.06. 2022).

5. Червова Н.В. Изменение деятельности продуктовых ритейлеров в период пандемии / Н.В. Червова, Д.И. Беседина; Под ред. А. Е. Зубарева, Е.А. Карловской, М.В. Ивашкина // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы МНПК. Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2022. С. 313-318.

Literature:

1. Ivashkin M. V. Organization of the trading process at retail trade enterprises and in retail chains : textbook. Khabarovsk : Publishing House of TOGU, 2016. 114 p.

2. Оfficial website of the Khabarovsk city Administration. URL : https://khv27.ru/about/starategiches koe-planirovanie (date of application 07.07.2022).

3. Official website of the Federal State Statistics Service. URL : https://rosstat.gov.ru (date of application 07.07.2022).

4. Official website of the Federal State Statistics Service. Passport of the municipal formation of the Khabarovsk city district. URL : https: //www.gks. ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=mu nst08 (date of application 06/22/2022).

5. Chervova N.V. Changes in the activities of grocery retailers during the pandemic / N.V. Chervova, D.I. Besedina; Ed. by A.E. Zubarev, E.A. Kar-lovskaya, M.V. Ivashkin // Modern problems of economic development of enterprises, industries, complexes, territories: materials of MNPC. Khabarovsk : TOGU Publishing House, 2022. P. 313-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.