Научная статья на тему 'Состояние отечественного продовольственного рынка и развитие системы его государственного регулирования'

Состояние отечественного продовольственного рынка и развитие системы его государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FEED SECURITY / КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / QUALITY OF FOOD / ФОРМИРУЮЩИЕ И СОХРАНЯЮЩИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / CONDITIONS (PRESENT AND FUTURE) TO ENSURE QUALITY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / STATE REGULATION OF FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Зинчук Г. М.

В статье рассмотрены проблемы поиска новых механизмов регулирования продовольственного рынка, адекватных современным условиям экономического развития. Особое внимание уделено качеству реализуемых в России продуктов питания. Определены направления государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of searching for new mechanisms of food market regulation that are adequate to present conditions of economic development. Special attention is paid to quality of food sold in Russia. Lines of state regulation have been identified.

Текст научной работы на тему «Состояние отечественного продовольственного рынка и развитие системы его государственного регулирования»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Д-р экон. наук Г. М. Зинчук

СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемы поиска новых механизмов регулирования продовольственного рынка, адекватных современным условиям экономического развития. Особое внимание уделено качеству реализуемых в России продуктов питания. Определены направления государственного регулирования.

Ключевые слова: продовольственный рынок, продовольственная безопасность, качество продуктов питания, формирующие и сохраняющие условия обеспечения качества, государственное регулирование продовольственного рынка.

В современных условиях проблемы продовольственного обеспечения приобретают особую актуальность. Рост числа голодающих в мире (по данным ООН к 2017 г. их число достигнет 100 млн. человек) при сокращающихся продовольственных ресурсах заставляет искать новые пути решения проблемы продовольственной безопасности.

Во многом продовольственное положение определяется демографическими процессами. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда в странах, имеющих достаточные продовольственные ресурсы, наблюдается сокращение численности населения, а в хронически голодающих странах - стремительный рост. Ухудшают сложившуюся ситуацию с продовольственной безопасностью и процессы урбанизации, сопровождаемые переселением сельского населения в города.

Одной из причин, усиливающих проблему нехватки продовольствия, является активное развитие биотопливной отрасли. Для производства 50 литров бензина требуется столько кукурузы, сколько хватило бы для питания одного человека на год. Существенное влияние оказывают и природные катаклизмы.

В России вопрос продовольственного обеспечения всегда был и остается острым. Еще в царской России в череду неурожайных лет (1891, 1900-1903, 1911) от голода умерло несколько миллионов человек. Л. Н. Толстой в своих письмах Александру III и Николаю II после посещения охваченных голодом Рязанской, Тульской и Орловской губерний писал: «... употребляемый почти всеми хлеб с лебедой... тяжелый и горький, хлеб этот едят все - и дети, и беременные, и кормящие

женщины, и больные»1. При этом дореволюционная Россия вывозила в начале прошлого века (1901-1905) более 200 млн. пудов пшеницы, более 100 млн. пудов ячменя и другого зерна.

Потребление продуктов питания было низким даже и в благоприятные для страны годы (в 1913 г. потребление мяса составляло всего 29 кг на человека в год). В период советской власти также были голодные годы (1921, 1933, годы Великой Отечественной войны, 1947).

В период перестройки недостаток продовольствия значительно ухудшил положение во многих регионах, что привело к разорению отечественных производителей, разрушению международных и межрегиональных экономических связей. В 1990-е гг. правительство ликвидировало продовольственный дефицит в стране за счет активизации импорта относительно дешевых продовольственных товаров. В этот период государство максимально дистанцировалось от регулирования процессов развития продовольственного рынка. В начале XXI в. наметилось увеличение объемов отечественного производства продовольственной продукции и соответственно их доли на отечественном рынке. Положительную роль сыграл и реализуемый с 2006 г. национальный проект «Развитие АПК». Сформировалось явное предпочтение потребителей к отечественной продукции. Выросло среднедушевое потребление энергоемких продуктов, хотя ни докризисный уровень, ни уровень экономически развитых стран еще не достигнут.

Вместе с тем проблема продовольственного обеспечения России остается достаточно острой. При этом она заключается не только в недостаточном количестве собственного продовольствия, высокой зависимости от импорта, но и в низком качестве реализуемых на отечественном рынке продуктов питания. В последние годы качество продуктов, поступающих в розничную продажу, все чаще оставляет желать лучшего. Растет удельный вес товаров, опасных для здоровья. Их количество в общем объеме проинспектированных товаров по отечественной продукции можно представить следующими цифрами: кондитерских изделий - более 11%, мяса, птицы и цельномолочной продукции -10%, рыбной пищевой продукции - 10%, масла животного - 9% и т. д. Особо остро стоит вопрос качества импортируемого в нашу страну продовольствия. В 2008 г. было забраковано почти 60% яиц, 20% кондитерских изделий, 16% масла животного, 15% молочной продукции и др. При этом санитарный таможенный контроль не всегда действует эффективно.

1 Маценович И. Л. Продовольственная безопасность и продовольственная политика : курс лекций для студентов экономических специальностей. - 2-е изд., испр. и доп. / И. Л. Маценович, А. М. Ходачек. - СПб. : ИВЭСЭП; Знание, 2005.

Решение проблемы качества продуктов питания требует одновременного исполнения двух групп условий: формирующих и сохраняющих. К первой группе относятся сырье, технология производства, производственное оборудование, рецептура. Практически каждое из указанных условий в нашей стране имеет тенденцию к ухудшению показателей.

Сырье - один из основополагающих факторов, формирующих качество и количество продовольственных товаров. Основным источником сырья для производства пищевой продукции является сельское хозяйство. К сожалению, за годы реформ уровень развития отечественного сельскохозяйственного производства значительно снизился. Кризисные явления отразились на производстве всех без исключения видов продукции аграрного сектора. Так, производство зерна по сравнению с 1990 г. сократилось практически в два раза. Ситуация по производству зерновых улучшилась только в 2008 г., когда был получен рекордный урожай. Однако в 2009 г. засуха не позволила закрепить достигнутых результатов. Негативное влияние на урожайность оказывает ежегодно ухудшающееся качество сельхозугодий из-за недостаточного внесения удобрений.

Еще более остро обстоит дело с производством продукции животноводства. Показатели по производству скота и птицы в расчете на

1 га имеющихся сельхозугодий у России в 28 раз ниже, чем у Японии, в 19 раз ниже, чем у Германии, в 12 раз ниже, чем у Италии и в 4,5 раза ниже, чем у США. Почти 60% потребляемого в России мяса составляет импорт. Несмотря на то, что по отдельным качественным показателям импортируемое мясо превосходит отечественное сырье, необходимость его длительной транспортировки сказывается на качественных характеристиках продуктов предприятий мясной промышленности, производимых с его использованием. Так, например, в Германии при производстве колбасных изделий вообще не допускается использование замороженного мяса.

На качество пищевых продуктов значительное влияние оказывает вспомогательное сырье - пищевые добавки (красители, консерванты, стабилизаторы цвета, эмульгаторы, загустители и т. п.), пряности и приправы, наполнители в виде неосновного продовольственного сырья (крахмал, соевый шрот, сухое молоко и т. д.). Оно улучшает органолеп-тические свойства (внешний вид, вкус, запах), а также изменяет состав и структуру изделий. В связи с низким уровнем платежеспособности большей части населения нашей страны вспомогательное сырье начинает занимать все больший удельный вес в производимых продуктах питания. Особенно это касается мясной и молочной продукции. Данный вопрос тесно связан с таким формирующим качество условием, как ре-

цептура. В России до сих пор не отлажен механизм стандартизации производства продовольственных товаров. Принятый федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «О технических регламентах» заменил требования к качеству продуктов питания требованиями к их безопасности, что далеко не одно и то же. Так, колбаса, при изготовлении которой вместо мяса использовались пищевые добавки, имитирующие колбасный вкус, может считаться безопасной для потребителей. Содержание соевого шрота в колбасных и иных мясных изделиях отечественного производства превышает все разумные нормативы. Давно утрачены истинно русские традиции производства тех или иных продуктов питания.

Технологии производства пищевых продуктов выступают одним из условий, обеспечивающих качество товаров. Отечественные производители часто используют устаревшие технологии, не позволяющие выпускать конкурентоспособную продукцию. Научные исследования в данной области практически не ведутся. Несмотря на признание необходимости инновационного развития экономики, пищевая промышленность России остается слабо развитой. Рынок нашей страны с успехом завоевывают иностранные производители, внедряя свои технологии производства.

Технология производства напрямую зависит от используемого оборудования. Уровень износа основных фондов отечественных предприятий пищевой промышленности превышает 30%. Особенно высокая степень износа основных фондов отмечается в хлебопекарной, плодоовощной и кондитерской подотраслях. Морально устаревшее оборудование не позволяет производить качественную продукцию.

К условиям, сохраняющим качество продуктов питания, относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация. Упаковка продовольственных товаров должна отвечать требованиям безопасности, эко-логичности, надежности, экономической эффективности. За последнее время упаковка продуктов питания претерпела значительные изменения в лучшую сторону. Однако не всегда ее можно назвать безопасной.

Достаточно сложным остается вопрос, связанный с хранением и реализацией продовольственной продукции. Из-за недостаточного количества и низкого технического уровня объектов транспортного, тар-но-контейнерного и складского хозяйства в России ежегодно на этапах перевозки, хранения и переработки теряется примерно 10-20% продовольственной продукции.

Что касается реализации продуктов питания, то в последние годы отмечается тенденция увеличения числа крупных торговых организаций и заметно уменьшается доля колхозных рынков. Однако даже при определившейся тенденции уменьшения роли рынков в удовлетворении

спроса на продовольственные товары их доля все еще остается значительной. В настоящее время в общем объеме продаж на рынках реализуется более 40% мяса и птицы, более 50% картофеля, почти 50% овощей и фруктов. Увеличение числа торгующих организаций вне рынка происходит в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Именно здесь 50% покупок продовольственных товаров осуществляется в крупных гипермаркетах. В целом по стране этот показатель составляет всего 2025%. При этом продажа продовольственных товаров в небольших населенных пунктах зачастую далека от требований цивилизованной торговли. Даже в интенсивно развивающихся мегаполисах обеспеченность торговыми площадями в 3-4 раза ниже, чем в столицах Центральной и Восточной Европы, и в 6-8 раз - Западной Европы.

Одна из основных проблем качества продовольственных товаров - фальсифицированная продукция и продукция, содержащая трансгенные ингредиенты. По оценке Национального фонда защиты прав потребителей, на отечественном продовольственном рынке реализуется до 85% фальсифицированных продуктов. В определенной степени это стало следствием разделения функции контроля и надзора за качеством пищевых продуктов между рядом ведомств, среди которых можно выделить Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Минздрава России, Государственную ветеринарную службу Минсельхоза России, Государственную хлебную инспекцию при Правительстве РФ, Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России и органы Госстандарта России. Дублирование функций этих структур размывает ответственность за достижение безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения

В последнее время обострилась проблема биологической безопасности пищевых продуктов. В России фактически не контролируется использование передовых биотехнологий. При этом ошибки в генной модификации могут привести к катастрофическим последствиям, а процесс проверки на наличие в продуктах ГМИ - длительный и затратный.

Подпольный бизнес, недобросовестное поведение производителей и продавцов - следствие неэффективной работы органов власти всех уровней. Сегодня необходимо усилить регулирующую роль государства в продовольственной сфере и увеличить государственную поддержку производителей продовольственной продукции. Такая позиция обосновывается сразу несколькими причинами. Во-первых, это связано с политической значимостью продовольственного самообеспечения страны и ее отдельных регионов (Жан-Батист Кольбер писал: «Чем меньше хлеба, тем больше в нем политики»). Недостаточное количество продовольственных ресурсов приводит к массовым недовольствам в общест-

ве и зависимости государства от других стран. Во-вторых, такая необходимость определяется особенностями производства продовольственных ресурсов в сельском хозяйстве, которое носит сезонный характер и во многом зависит от природно-климатических условий. В-третьих, данная необходимость определяется ценовыми диспропорциями на потребляемую и производимую предприятиями АПК продукцию.

Учитывая, что продовольственный сектор экономики нашей страны находится в состоянии глубокого социально-экономического кризиса, а также особую значимость этого сектора для государства и общества, следует более взвешенно подходить к вопросу государственного вмешательства в его развитие. При этом разработка форм и методов государственного регулирования продовольственного рынка должна основываться на использовании научно обоснованных подходов. Конечно, говорить о полном отсутствии государственного регулирования продовольственного рынка в нашей стране сегодня не приходится. Но, к сожалению, используемые инструменты пока разрозненны и не приведены в систему. Многие из них до конца не проработаны и не носят стимулирующего характера к эффективному функционированию хозяйствующих субъектов продовольственного рынка.

Имеющиеся диспропорции в развитии отечественного продовольственного рынка требуют развития данной системы с учетом отраслевой и территориальной специфики. В числе специфических особенностей отрасли можно выделить низкую ценовую эластичность спроса на продовольственную продукцию, зависимость производства сельскохозяйственной продукции от природно-климатических условий. Территориальная специфика обусловлена влиянием природно-климатических и социально-экономических различий регионов, национальными традициями потребления продуктов питания и т. д.

Для повышения эффективности государственного регулирования отечественного продовольственного рынка необходимо выработать четкую структуру его механизма. На сегодняшний день известны несколько подходов к детализации регулирования продовольственного рынка. Один из самых распространенных - разделение направлений государственного регулирования продовольственного рынка по рыночно-продук-товому признаку, т. е. выделение регулирования рынка мяса, молока, сахара, овощей, зерна, плодов, ягод и фруктов и др.

Помимо продуктового признака для выделения направлений государственного регулирования используется и признак разделения стадий воспроизводственного процесса. В соответствии с ним выделяют такие направления, как регулирование сельскохозяйственного производства продовольственных ресурсов; регулирование деятельности перерабатывающих предприятий пищевой промышленности; регулирование опто-

вой и розничной торговли продовольственных товаров; регулирование среднедушевого потребления продуктов питания и т. п.

Еще один признак - институциональный, когда в качестве направлений выделяются регулирование малых и средних форм предпринимательства на продовольственном рынке; регулирование корпоративных форм хозяйствования на продовольственном рынке; регулирование деятельности фермерских хозяйств и др. Возможно также выделение направлений государственного регулирования продовольственного рынка по проблемным аспектам, когда делается акцент на самых актуальных вопросах, например, контроль качества продуктов питания, сокращение зависимости от импортируемого продовольствия, охрана окружающей среды и т. д.

Таким образом, видно, что в отношении структуры механизма государственного регулирования нет единого подхода. Поэтому важно определить приоритет того или иного признака. Учитывая то, что удовлетворение потребностей населения происходит при совокупном потреблении различных видов продовольствия, необходимо осуществить разделение государственного регулирования продовольственного рынка на три основных направления: регулирование предложения; регулирование спроса; регулирование инфраструктуры продовольственного рынка.

Как показывает существующая практика, в основном уделяется внимание государственному регулированию и поддержке производителей продовольственной продукции, т. е. той составляющей рынка, которая формирует предложение. При этом сбалансированность развития рынка зависит также и от спроса, который необходимо стимулировать или сдерживать, а также сглаживать его скачкообразность.

Непременным условием достижения максимальной эффективности государственного регулирования продовольственного рынка является системность и последовательность его реализации. Меры государственного воздействия на развитие отечественного рынка продовольственных товаров должны носить комплексный характер, сообразуясь с федеративным устройством государства.

Список литературы

1. Оболенцев И. А, Корнилов М. Я, Синюков М. И. Продовольственная безопасность России: еще один взгляд на проблему. - М. : РАГС, 2006.

2. Россия в цифрах. 2008 : краткий статистический сборник / Рос-стат. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.