23. Доклад Новгородской губернской управы о педагогических курсах. - Новгород, 1896; Четвёртый губернский съезд врачей Московского земства. - М., 1880; Сборник постановлений Вятского губернского земства за 25-летие. - Вятка, 1890; Белый Я.М. Из недавней старины: Воспоминания земского врача 70-х годов. - Новгород, 1907 и др.
24. Белоконский И.П. Земство и Конституция. - М., 1910. - С. 61-62.
25. Голубев В. Роль земства в общественном движении. - Ростов-на-Дону, 1905; Ачадов (Данилов Ф.А.) Третий элемент, его значение и организация. - М., 1906; Иорданский Н.И. Земский либерализм. - М., 1905; Юбилейный земский сборник. 1864-1914. - СПб., 1914 и др.
26. Общественные движения в России в начале ХХ века. Кн. 2. Т. 1. Ч. 2. - СПб, 1911 - С. 539-540.
27. Веселовский Б.Б. История земства. Т. 4. -СПб, 1911. - С. 218; НовиковА.Н. Центр тяжести самоуправления // Вестник знания. - 1905. - .№2. -С. 54.
28. Белоконский Н.П. Народное начальное образование в Курской губернии. - Курск, 1897; Осипова Е.А., ПоповаИ.В., КуркинаП.И. Русская земская медицина. - М., 1899; ЧеховН.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. - М., 1912 и др.
29. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 7. - М., 1965. - С. 78.
30. ЩаповА.П. Великорусские области и Смутное время (1606-1613 годы) // Отечественные записки. - 1861. - Т. 138. - С. 581; Пресняков А.Е. Княжное право в Древней Руси. Лекции по русской истории. - М., 1993. - С. 306 и др.
31. Щапов А.П. Испытание смутой // Родина. -1990. - №>12. - С. 64.
32. Менделеев Д.И. На пороге индустриализации.
33. Тютрюмов А.М. Общественное и юридическое положение сельского учителя // Русская школа. - 1892. - №10; Вахтёров В.П. Всеобщее обучение. - М., 1897; Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. - СПб., 1895; Чехов Н.В. Народное образование в России. - М., 1912 и др.
УДК 37«18»(470.11)
Буторина Татьяна Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор,
Кабринская Нина Исааковна
Северный (Арктический) федеральный университет
СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Статья посвящена развитию учебных заведений Министерства Народного Просвещения. В данной работе мы рассматриваем состояние образования на территории Архангельской губернии в первой четверти XIX века.
Ключевые слова: благотворительность, гимназия, уездные и приходские училища, «Предварительные правила народного просвещения», учебный округ.
Начало XIX века ознаменовано проведением государственных реформ в области народного просвещения. В этот период была создана государственная система народного просвещения и сформирована централизованная структура управления.
«Система» в энциклопедическом словаре определяется как «множество элементов, находящихся в отношении и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство» [10]. Система образования представляет «совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть
реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием» [9].
Первым законодательным актом, закрепившим создание системы народного просвещения и её структуры, стал Указ №20597 (24.01.1803 г.) императора Александра I «Об устройстве училищ и распространении наук в империи нашей, утверждаются Предварительные правила народного просвещения». В целях «нравственного образования граждан...» предполагалось открыть четыре вида училищ: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты», которые составили сеть образовательных учреждений
© Буторина Т.С., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
Кабринская Н.И., 2010
страны [6]. Каждое учебное заведение должно не только реализовывать преемственные образовательные программы, но и давать законченное образование тем, кто не может или не желает дальше учиться, и подчиняться учреждаемому в округе университету.
С целью эффективной организации деятельности образовательных учреждений вводилась особая структура управления, которая официально была установлена указом №20598 (24.01.1803 г) «Об утверждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний». Образовательное пространство страны делилось на учебные округа, которые «составляли систему местного управления образовательными учреждениями ведомства Министерства Народного Просвещения» [5]. Округ состоял из университета и училищ нескольких губерний, «сходных между собой по местным обстоятельствам» [7]. Было создано шесть учебных округов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Виленский. Данным документом устанавливалась строгая иерархическая структура управления учебными заведениями: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии же - ректору университета, университет - попечителю учебного округа, а тот министру народного просвещения.
Выделив народное просвещение в «особую Государственную часть», правительство признало, что в стране проводится единая государственная политика в области просвещения и взяло на себя обязательства по финансированию университетов, гимназий и уездных училищ, подготовку учительских кадров и контроль над деятельностью учебных заведений [6]. Окончательно данные положения были законодательно регламентированы в 1804 году указами об «Уставе Учебных заведений, подведомственных университетам» (№21501) и уставами Московского (№21499), Харьковского (№21500), Казанского (№21501) университетов.
Архангельская губерния вошла в состав Санкт-Петербургского учебного округа. Реализация принципов образовательной политики в Архангельской губернии, как и по всей России, шла по двум направлениям: преобразование училищ в соответствии с утвержденным Уставом и открытие новых учебных заведений. Вполне закономерно, что реформа начала столетия вызвала появ-
ление различных видов учебных заведений на территории губернии.
До начала реформ начальное образование дети получали в Главном народном училище Архангельска и трех Малых народных училищах Холмогорского, Мезенского и Онежского уездов. Последнее было закрыто в 1800 году из-за отсутствия учеников.
Принципиально важным для дальнейшего развития образования в губернии стало открытие гимназии на базе Главного народного училища с четырёхлетним сроком обучения. Из всех училищ Санкт-Петербургского учебного округа она открыта позднее 1 сентября 1811 года. Правительство придавало большую значимость данному факту. В связи с этим на открытии гимназии присутствовал «визитатор» училищ Архангельской и Олонецкой губерний, ординарный профессор Санкт-Петербургского Педагогического института Пётр Дмитриевич Лодий, первые лица губернии, знатные особы.
Новое учебное заведение выполняло три главные задачи: подготовка «к университетским наукам юношества»; «образование благовоспитанных граждан»; подготовка «учителей для уездных и приходских училищ губернии» [8].
Директором народных училищ губернии и гимназии назначен Сильвестров Василий Лукич, получивший образование сначала в Архангельской семинарии, затем в Санкт-Петербургской учительской семинарии. Он руководил гимназией до своей кончины в 1832 году.
Одновременно с гимназией открыто двухклассное губернское уездное училище, которое должно «приуготовлять» юношество для обучения в гимназии и давать детям «различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности» [8]. Через год, в 1812 году, вместо приходского училища создан «приуготовительный» класс, который функционировал до открытия на его базе в 1831 году приходского училища.
«Условия социально-экономического развития Поморья (занятия морским промыслом, плавания в другие страны, контакты с иностранцами) способствовали развитию грамотности, наблюдавшемуся уже в XVIII веке, среди значительной части мужского и даже женского населения» [1]. Поэтому, экономическое развитие Архангельской губернии способствовало открытию училищ в тех районах, где развивалось судостро-
ение, рыбные и морские промыслы, торговля, т.е. была острая потребность в получении знаний. В сельских приходах губернии ещё до открытия гимназии создавались училища с одногодичным сроком обучения, которые давали детям «земледельческого и других состояний сведения, им приличные», формировали их «в физических и нравственных отношениях, давали им точные понятия о явлениях природы и истребляли в них суеверия и предрассудки», а также обеспечивали подготовку «юношества» к поступлению в уездные училища [8].
Так, в период с 1805 по 1810 гг. в Архангельской губернии открылось одиннадцать приходских училищ, из них два в уездных городах - Онеге (03.06.1806 г.) и Шенкурске (12.03.1810 г.), которые в 1813 году преобразованы в уездные. В том же 1813 году два малых народных училища - Холмогорское и Мезенское - преобразованы в уездные училища. В 1822 году уездное училище появилось в городе Кемь [3]. Таким образом, к 1825 году, уездные училища отсутствовали в двух уездных городах - Пинеге и Коле.
При активной поддержке сельского общества приходские училища стали возникать в Холмогорском уезде: Ровдогорское (17.09.1805 г.), Чух-ченемское (31.05.1808 г.), Ухостровское (15.02.1810 г.), Курейское (18.02.1810 г.), Курост-ровское (10.07.1810 г.), которые просуществовали от восьми до пятнадцати лет. От одного до двух лет работали вновь открытые в Архангельском уезде сельские приходские училища: Заостровс-кое (06.12.1809 г.), Вознесенское (12.12.1809 г.) и Верхнематигорское (06.02.1910 г.), а также Па-бережское (16.03.1810 г.) в Онежском уезде [3].
Несмотря на активность и желание сельского общества иметь училища для обучения детей, наличие огромных расстояний между населенными пунктами, затруднительность в путях сообщения, малая заселенность, отсутствие достаточных денежных средств не способствовали дальнейшей деятельности сельских приходских училищ. Вместе с тем, несмотря на данные причины, действующие приходские училища обеспечили доступ к получению знаний желающим.
Недолгое существование сельских приходских училищ было характерно для всей России и «стало самой слабой частью учебной реформы 18031804 годов, прежде всего, вследствие отсутствия государственного финансирования» [4]. На основании указов, изданных в начале XIX столетия,
государство гарантировало финансирование университетов, гимназий и уездных училищ. Так, в Архангельскую губернию денежные средства из казны поступали только на гимназию, губернское уездное училище и оплату труда учителя в Онежском училище.
Важной отличительной особенностью российского образования стало благотворительное участие граждан в содержании учебных заведений, что допускалось законодательными актами и приветствовалось государством. Архангельское общество, заинтересованное в просвещении своих детей, поддерживало проводимую реформу. Подтверждением этому служат документы Государственного архива Архангельской области Ф. 61, Директор народных училищ Архангельской губернии: оп. 1, д. 2 «Ведомости о состоянии учебных заведений Архангельской губернии (1788-1832 гг.)» и оп. 1, д. 1 «Исторические записки об учебных заведениях Архангельской губернии за 1788-1839 года». Финансирование «приуготовительного» класса обеспечивал Архангельский Приказ Общественного Призрения [2]. Содержание Мезенского и Холмогорского училищ взяли на себя Городские Думы уездов [3].
Самым типичным образцом проявления благотворительности явилось предоставление домов городскими обществами или покупка зданий для училища. Например, Онежское градское общество пожертвовало под училище дом из четырёх комнат и выделяло средства на его содержание. Шенкурский купец городской глава Иван Подо-сёнов пожертвовал «дом со службами» и финансировал училище [2].
В результате реформы на территории Архангельской губернии к 1825 году успешно функционировали гимназия, «приуготовительный» класс и шесть уездных училищ. Число учеников по сравнению с 1800 годом увеличилось более чем в три раза: в 1800 году в учебных заведениях губернии обучалось 120 учащихся, а в 1825 году - 372 [2].
Таким образом, доступность образования, обеспеченная поддержкой государства и широким участием общества в формировании системы учебных заведений, способствовала решению важнейшей задачи - распространению просвещения среди населения Российской империи. Проведённые преобразования послужили основой дальнейшего развития образования и внесли определённый вклад в распространение грамотности в Архангельской губернии.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
247
Библиографический список
1. Буторина Т. С. Педагогическая регионоло-гия. Научная школа. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2006. - 223 с.
2. ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 1. Исторические записки об учебных заведениях Архангельской губернии за 1786-1840 года.
3. ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 2. Ведомости о состоянии учебных заведений Архангельской губернии (с 1788 г. по 1832 г.).
4. Захаратос Д.А. Московский учебный округ в 1804-1835 гг.: Создание государственной системы образования, управление и подготовка педагогических кадров: Дис. . канд. ист. наук. -М., 2003. - 201 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Бол. Российская энциклопедия, 2004. - 528 с.
6. ПСЗРИ: 1802-1803. - СПб., 1830. - Т. XXVII. -№20597. Об устройстве училищ и распространении наук в империи нашей, утверждаются Предварительные правила народного просвещения. -С. 437-442.
7. ПСЗРИ: 1802-1803. - СПб., 1830. - Т. XXVII. -№20598. Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний. - С. 442.
8. ПСЗРИ: 1802-1803. - СПб., 1830. - Т. XXVII. -№21501. Устав Учебных заведений, подведомственных университетам. - С. 626-644.
9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
10. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.