Научная статья на тему 'Состояние образования на территории Архангельской губернии в первой четверти XIX века'

Состояние образования на территории Архангельской губернии в первой четверти XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ГИМНАЗИЯ / УЕЗДНЫЕ И ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА / "ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ" / УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / "PRELIMINARY RULES OF NATIONAL EDUCATION" / CHARITY / GYMNASIUM / DISTRICT AND PARISH SCHOOLS / EDUCATIVE DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна, Кабринская Нина Исааковна

Статья посвящена развитию учебных заведений Министерства Народного Просвещения. В данной работе мы рассматриваем состояние образования на территории Архангельской губернии в первой четверти XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна, Кабринская Нина Исааковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to development of educational institutions of the Ministry of National Education of Russian Empire. We examine state of education in the territory of Arkhangelsk Province in the first quarter of the 19th century in this work.

Текст научной работы на тему «Состояние образования на территории Архангельской губернии в первой четверти XIX века»

23. Доклад Новгородской губернской управы о педагогических курсах. - Новгород, 1896; Четвёртый губернский съезд врачей Московского земства. - М., 1880; Сборник постановлений Вятского губернского земства за 25-летие. - Вятка, 1890; Белый Я.М. Из недавней старины: Воспоминания земского врача 70-х годов. - Новгород, 1907 и др.

24. Белоконский И.П. Земство и Конституция. - М., 1910. - С. 61-62.

25. Голубев В. Роль земства в общественном движении. - Ростов-на-Дону, 1905; Ачадов (Данилов Ф.А.) Третий элемент, его значение и организация. - М., 1906; Иорданский Н.И. Земский либерализм. - М., 1905; Юбилейный земский сборник. 1864-1914. - СПб., 1914 и др.

26. Общественные движения в России в начале ХХ века. Кн. 2. Т. 1. Ч. 2. - СПб, 1911 - С. 539-540.

27. Веселовский Б.Б. История земства. Т. 4. -СПб, 1911. - С. 218; НовиковА.Н. Центр тяжести самоуправления // Вестник знания. - 1905. - .№2. -С. 54.

28. Белоконский Н.П. Народное начальное образование в Курской губернии. - Курск, 1897; Осипова Е.А., ПоповаИ.В., КуркинаП.И. Русская земская медицина. - М., 1899; ЧеховН.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. - М., 1912 и др.

29. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т. 7. - М., 1965. - С. 78.

30. ЩаповА.П. Великорусские области и Смутное время (1606-1613 годы) // Отечественные записки. - 1861. - Т. 138. - С. 581; Пресняков А.Е. Княжное право в Древней Руси. Лекции по русской истории. - М., 1993. - С. 306 и др.

31. Щапов А.П. Испытание смутой // Родина. -1990. - №>12. - С. 64.

32. Менделеев Д.И. На пороге индустриализации.

33. Тютрюмов А.М. Общественное и юридическое положение сельского учителя // Русская школа. - 1892. - №10; Вахтёров В.П. Всеобщее обучение. - М., 1897; Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. - СПб., 1895; Чехов Н.В. Народное образование в России. - М., 1912 и др.

УДК 37«18»(470.11)

Буторина Татьяна Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор,

Кабринская Нина Исааковна

Северный (Арктический) федеральный университет

[email protected]

СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Статья посвящена развитию учебных заведений Министерства Народного Просвещения. В данной работе мы рассматриваем состояние образования на территории Архангельской губернии в первой четверти XIX века.

Ключевые слова: благотворительность, гимназия, уездные и приходские училища, «Предварительные правила народного просвещения», учебный округ.

Начало XIX века ознаменовано проведением государственных реформ в области народного просвещения. В этот период была создана государственная система народного просвещения и сформирована централизованная структура управления.

«Система» в энциклопедическом словаре определяется как «множество элементов, находящихся в отношении и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство» [10]. Система образования представляет «совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть

реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием» [9].

Первым законодательным актом, закрепившим создание системы народного просвещения и её структуры, стал Указ №20597 (24.01.1803 г.) императора Александра I «Об устройстве училищ и распространении наук в империи нашей, утверждаются Предварительные правила народного просвещения». В целях «нравственного образования граждан...» предполагалось открыть четыре вида училищ: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты», которые составили сеть образовательных учреждений

© Буторина Т.С., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

Кабринская Н.И., 2010

страны [6]. Каждое учебное заведение должно не только реализовывать преемственные образовательные программы, но и давать законченное образование тем, кто не может или не желает дальше учиться, и подчиняться учреждаемому в округе университету.

С целью эффективной организации деятельности образовательных учреждений вводилась особая структура управления, которая официально была установлена указом №20598 (24.01.1803 г) «Об утверждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний». Образовательное пространство страны делилось на учебные округа, которые «составляли систему местного управления образовательными учреждениями ведомства Министерства Народного Просвещения» [5]. Округ состоял из университета и училищ нескольких губерний, «сходных между собой по местным обстоятельствам» [7]. Было создано шесть учебных округов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Виленский. Данным документом устанавливалась строгая иерархическая структура управления учебными заведениями: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии же - ректору университета, университет - попечителю учебного округа, а тот министру народного просвещения.

Выделив народное просвещение в «особую Государственную часть», правительство признало, что в стране проводится единая государственная политика в области просвещения и взяло на себя обязательства по финансированию университетов, гимназий и уездных училищ, подготовку учительских кадров и контроль над деятельностью учебных заведений [6]. Окончательно данные положения были законодательно регламентированы в 1804 году указами об «Уставе Учебных заведений, подведомственных университетам» (№21501) и уставами Московского (№21499), Харьковского (№21500), Казанского (№21501) университетов.

Архангельская губерния вошла в состав Санкт-Петербургского учебного округа. Реализация принципов образовательной политики в Архангельской губернии, как и по всей России, шла по двум направлениям: преобразование училищ в соответствии с утвержденным Уставом и открытие новых учебных заведений. Вполне закономерно, что реформа начала столетия вызвала появ-

ление различных видов учебных заведений на территории губернии.

До начала реформ начальное образование дети получали в Главном народном училище Архангельска и трех Малых народных училищах Холмогорского, Мезенского и Онежского уездов. Последнее было закрыто в 1800 году из-за отсутствия учеников.

Принципиально важным для дальнейшего развития образования в губернии стало открытие гимназии на базе Главного народного училища с четырёхлетним сроком обучения. Из всех училищ Санкт-Петербургского учебного округа она открыта позднее 1 сентября 1811 года. Правительство придавало большую значимость данному факту. В связи с этим на открытии гимназии присутствовал «визитатор» училищ Архангельской и Олонецкой губерний, ординарный профессор Санкт-Петербургского Педагогического института Пётр Дмитриевич Лодий, первые лица губернии, знатные особы.

Новое учебное заведение выполняло три главные задачи: подготовка «к университетским наукам юношества»; «образование благовоспитанных граждан»; подготовка «учителей для уездных и приходских училищ губернии» [8].

Директором народных училищ губернии и гимназии назначен Сильвестров Василий Лукич, получивший образование сначала в Архангельской семинарии, затем в Санкт-Петербургской учительской семинарии. Он руководил гимназией до своей кончины в 1832 году.

Одновременно с гимназией открыто двухклассное губернское уездное училище, которое должно «приуготовлять» юношество для обучения в гимназии и давать детям «различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности» [8]. Через год, в 1812 году, вместо приходского училища создан «приуготовительный» класс, который функционировал до открытия на его базе в 1831 году приходского училища.

«Условия социально-экономического развития Поморья (занятия морским промыслом, плавания в другие страны, контакты с иностранцами) способствовали развитию грамотности, наблюдавшемуся уже в XVIII веке, среди значительной части мужского и даже женского населения» [1]. Поэтому, экономическое развитие Архангельской губернии способствовало открытию училищ в тех районах, где развивалось судостро-

ение, рыбные и морские промыслы, торговля, т.е. была острая потребность в получении знаний. В сельских приходах губернии ещё до открытия гимназии создавались училища с одногодичным сроком обучения, которые давали детям «земледельческого и других состояний сведения, им приличные», формировали их «в физических и нравственных отношениях, давали им точные понятия о явлениях природы и истребляли в них суеверия и предрассудки», а также обеспечивали подготовку «юношества» к поступлению в уездные училища [8].

Так, в период с 1805 по 1810 гг. в Архангельской губернии открылось одиннадцать приходских училищ, из них два в уездных городах - Онеге (03.06.1806 г.) и Шенкурске (12.03.1810 г.), которые в 1813 году преобразованы в уездные. В том же 1813 году два малых народных училища - Холмогорское и Мезенское - преобразованы в уездные училища. В 1822 году уездное училище появилось в городе Кемь [3]. Таким образом, к 1825 году, уездные училища отсутствовали в двух уездных городах - Пинеге и Коле.

При активной поддержке сельского общества приходские училища стали возникать в Холмогорском уезде: Ровдогорское (17.09.1805 г.), Чух-ченемское (31.05.1808 г.), Ухостровское (15.02.1810 г.), Курейское (18.02.1810 г.), Курост-ровское (10.07.1810 г.), которые просуществовали от восьми до пятнадцати лет. От одного до двух лет работали вновь открытые в Архангельском уезде сельские приходские училища: Заостровс-кое (06.12.1809 г.), Вознесенское (12.12.1809 г.) и Верхнематигорское (06.02.1910 г.), а также Па-бережское (16.03.1810 г.) в Онежском уезде [3].

Несмотря на активность и желание сельского общества иметь училища для обучения детей, наличие огромных расстояний между населенными пунктами, затруднительность в путях сообщения, малая заселенность, отсутствие достаточных денежных средств не способствовали дальнейшей деятельности сельских приходских училищ. Вместе с тем, несмотря на данные причины, действующие приходские училища обеспечили доступ к получению знаний желающим.

Недолгое существование сельских приходских училищ было характерно для всей России и «стало самой слабой частью учебной реформы 18031804 годов, прежде всего, вследствие отсутствия государственного финансирования» [4]. На основании указов, изданных в начале XIX столетия,

государство гарантировало финансирование университетов, гимназий и уездных училищ. Так, в Архангельскую губернию денежные средства из казны поступали только на гимназию, губернское уездное училище и оплату труда учителя в Онежском училище.

Важной отличительной особенностью российского образования стало благотворительное участие граждан в содержании учебных заведений, что допускалось законодательными актами и приветствовалось государством. Архангельское общество, заинтересованное в просвещении своих детей, поддерживало проводимую реформу. Подтверждением этому служат документы Государственного архива Архангельской области Ф. 61, Директор народных училищ Архангельской губернии: оп. 1, д. 2 «Ведомости о состоянии учебных заведений Архангельской губернии (1788-1832 гг.)» и оп. 1, д. 1 «Исторические записки об учебных заведениях Архангельской губернии за 1788-1839 года». Финансирование «приуготовительного» класса обеспечивал Архангельский Приказ Общественного Призрения [2]. Содержание Мезенского и Холмогорского училищ взяли на себя Городские Думы уездов [3].

Самым типичным образцом проявления благотворительности явилось предоставление домов городскими обществами или покупка зданий для училища. Например, Онежское градское общество пожертвовало под училище дом из четырёх комнат и выделяло средства на его содержание. Шенкурский купец городской глава Иван Подо-сёнов пожертвовал «дом со службами» и финансировал училище [2].

В результате реформы на территории Архангельской губернии к 1825 году успешно функционировали гимназия, «приуготовительный» класс и шесть уездных училищ. Число учеников по сравнению с 1800 годом увеличилось более чем в три раза: в 1800 году в учебных заведениях губернии обучалось 120 учащихся, а в 1825 году - 372 [2].

Таким образом, доступность образования, обеспеченная поддержкой государства и широким участием общества в формировании системы учебных заведений, способствовала решению важнейшей задачи - распространению просвещения среди населения Российской империи. Проведённые преобразования послужили основой дальнейшего развития образования и внесли определённый вклад в распространение грамотности в Архангельской губернии.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

247

Библиографический список

1. Буторина Т. С. Педагогическая регионоло-гия. Научная школа. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2006. - 223 с.

2. ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 1. Исторические записки об учебных заведениях Архангельской губернии за 1786-1840 года.

3. ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 2. Ведомости о состоянии учебных заведений Архангельской губернии (с 1788 г. по 1832 г.).

4. Захаратос Д.А. Московский учебный округ в 1804-1835 гг.: Создание государственной системы образования, управление и подготовка педагогических кадров: Дис. . канд. ист. наук. -М., 2003. - 201 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Бол. Российская энциклопедия, 2004. - 528 с.

6. ПСЗРИ: 1802-1803. - СПб., 1830. - Т. XXVII. -№20597. Об устройстве училищ и распространении наук в империи нашей, утверждаются Предварительные правила народного просвещения. -С. 437-442.

7. ПСЗРИ: 1802-1803. - СПб., 1830. - Т. XXVII. -№20598. Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний. - С. 442.

8. ПСЗРИ: 1802-1803. - СПб., 1830. - Т. XXVII. -№21501. Устав Учебных заведений, подведомственных университетам. - С. 626-644.

9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

10. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.