УДК 37.015
Блейх Надежда Оскаровна
доктор исторических наук, профессор Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова
СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД НАЧАЛА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОСВЕТИЗМА
В статье на основе малоизвестных архивных и публицистических материалов отмечается, что на рубеже XIX-XX веков пореформенная Россия становится Россией предреволюционной. Доказывается, что революционная ситуация, сложившаяся в стране и на Северном Кавказе, напрямую отразилась на системе школьного образования горцев, которое, не смотря на некоторые перспективы своего развития, все же оставляло желать лучшего. Делаются выводы, что полностью изменения в системе образования горских народов смогли произойти только после революции 1917 года.
Ключевые слова: Северный Кавказ, система образования, горские народы, конфессиональные школы, новоме-тодные школы, просветительская политика.
Школьное образование начала ХХ века было всецело подчинено политической ситуации, которая характеризовалась эскалацией политической напряженности. Как и везде в России, на Северном Кавказе развернулось освободительное движение под лозунгом «За демократизацию и образование». Деятельное участие в нем принадлежало прогрессивному учительству, не согласному с существующей политикой империи и ратовавшее за демократические школьные реформы. В настоящее время, - писал педагог и просветитель Х. Уруймагов, - во всех слоях общества все громче и громче раздаются справедливые голоса в пользу изменения существующей системы народного образования и построения этой, отжившей во многом свой век, системы на более разумных началах, отвечающих духу времени, требованию народа и здравой педагогики» [10].
И действительно, одной из причин недовольства горцев царским управлением являлась просветительская политика, проводимая в Северокавказском крае, которая особо не приводила к культурному подъему последних. Эти факты подтверждаются переписью населения 1897 года. Согласно ей, обученность населения в мусульманских зонах была низкой: в Кабарде она составляла 3,2%, Адыгее - 7%, Балкарии - 1,4%, в Чечне -1,2%, в Ингушетии - 0,8%. В несколько лучшем положении были христианские районы - Осетия -8,9%, Ставропольский край - 14% [3, л. 113].
Такой результат не мог не огорчать передовую общественность и это не смотря на то, что к началу ХХ столетия сеть школ была более менее разветвленной: на Северном Кавказе функционировали школы конфессионального направления (церков-но-приходские, миссионерские, мусульманские), государственные школы (земские, русско-инородческие). Причем зачастую школы открывались на средства самих жителей. Так, на Кубани насчитывалось 22 министерских училища и 7 приходских школ, открытых на средства казачьего войска.
Однако даже при таком раскладе за школьным порогом оставалось 40% детей, где уж говорить об магометанских районах: Ингушетии, в которой на 1 тыс. жителей приходилось 2-3 школы, в Дагестане - 4 школы и Карачаево-Черкесии - 12 школ, в которых проходили обучение всего лишь 10% детей [1, с. 13]. В Чечне картина обучаемости была и того хуже. В очерке «Школа и Чечня» журналиста И. Мутушева за 1908 год, напечатанном в «Тереке», повествовалось о «нищенском количестве школ». За это автор возлагал ответственность на мусульманское духовенство, создававшее у населения негативное восприятие русского обучения и малочисленности чеченской интеллигенции [5].
Однако совсем говорить о провале просветительской политики империи в крае было бы не совсем корректно: понимая потребность в грамотных квалифицированных работниках из местного населения, правительство шло навстречу пожеланиям общественности о некотором увеличении численности школ. В результате (по данным Северокавказского учебного округа) к началу ХХ столетия в крае функционировали 842 начальные школы, в том числе: 443 - в Кубанском крае, 243 - Ставропольской области, 156 - Терской губернии. Общее количество учащихся составляло 67 тыс. человек, т.е. охватывалось обучением уже 54% детей. В них работало до 3 тыс. учителей» [11, л. 59].
В дополнение к уже имеющимся учебным заведениям в начале ХХ века добавились нальчикские, владикавказские, армавирские и пятигорские училища, а также министерские мужские, женские и железнодорожные школы в селах и станицах Северокавказского региона. Но все равно школьная система образования оставляла желать лучшего. Средних учебных заведений, дававших своим питомцам знания о ремеслах, катастрофически не хватало, да к тому же существенно подводила и оснащенность методическими разработками, национальными учебниками, отсутствием педагогических кадров и мн. др. К тому же имеющиеся учебные заведения размещались либо в кре-
244
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Блейх Н.О., 2016
Состояние образования на Северном Кавказе в предреволюционный период начала ХХ века..
стьянских избах, либо в иных непригодных для этого помещениях. Так, известно, что около 70% дагестанских и адыгейских школ функционировали в неудобных зданиях, ни одна школа Кабарды, Балкарии, Ингушетии, Чечни не имела приспособленного помещения. В горных районах Осетии школьные здания (по меткому выражению Коста Хетагурова) также «были похожи скорее на хлев, чем на просветительные учреждения. Тесные, низкие, ничем не обмазанные каменные сараи, большей частью с земляным полом, с маленькими оконцами и жестяной плитой вместо печи» [9, с. 112].
Но помимо ветхости школьных зданий, тяжела была участь самого учителя. Так, в газете «Терек» читаем о нерегулярности занятий, о малочисленности учеников, о том, что «учитель зачастую подвергался гонениям со стороны мусульманских фанатиков» [2, с. 217]. Поэтому в школах преподавать могли только истинные подвижники просветительства.
Несмотря на отмеченные недостатки, все же в крае наметилась положительная динамика в школьном образовании. К 1912 году охват детей в мусульманских районах в среднем составил 7,8%, а в христианских достиг 57%, однако потребность в ученических местах продолжала составлять 30-50%. К тому же Северокавказский край по-прежнему остро нуждался в лицах, окончивших высшее образование. А таких насчитывались единицы: не более 1-2 чеченца, 3-4 дагестанца, столько же карачаевцев [11, л. 120].
Система образования тоже нуждалась в существенной корректировке. Наиболее любимыми у чиновников были школы духовного направления (одноклассные и двухклассные). Программа одно-классных школ была ограничена узкими рамками простейшего курса грамоты, русского языка и математики. В двухклассных она дополнялась еще начальными знаниями по географии и истории. Родной же язык в этих школах не преподавался, зато чиновники Кавказского учебного ведомства старательно следили за исправлением вероучения (христианского и мусульманского). Эти предметы считались основными и потому занимали солидное место в учебно-воспитательном плане горской школы.
В мусульманских районах Северного Кавказа в основном работали школы магометанского толка. Накануне 1910 года в одном только Баталпашин-ском отделе функционировало 9 мусульманских училищ, в Нальчикском округе насчитывалось 97 школ, с количеством обучающихся в них около 2 тыс. человек [4, с. 423]. Но наиболее развитая сеть мусульманских учебных заведений отмечалась в Дагестане - более 740 и потому он считался центром обучения магометанского клира для всего Кавказского края. В одном из Обзоров Дагестанской области читаем: «Едва ли где-либо на Кавказе до такой степени было развито изучение арабского
языка и духовной литературы на этом языке, как в Дагестане» [6, с. 98-99].
Образование в магометанских школах было поставлено еще хуже, чем в христианских: тут вообще не было никакой строгой системы обучения. Она сводилась в основном к заучиванию сур Корана на арабском языке. Такое учение было тупиковым и потому в регионе развернулось реформистское движение под лозунгом «модификации конфессиональной школы». Смысл этой реконструкции выразился в одновременном сохранении в основе своей преподавания религиозных дисциплин и введения в обучение начал светских предметов (арифметики, истории, географии). Это была оригинальная концепция с целью адаптации религиозных школ к требованиям капиталистического развития Северокавказского края. Такие школы стали называть «новометодными». Впрочем, эти школы на Северном Кавказе не прижились по причине того, что «они мало чем отличались от мечетских». Наиболее известные из них находились в Темирханшуринском округе и Кабарде (Бак-санское духовное училище), в Осетии - духовная семинария [8, с. 45]. Новые школы отличались от старых тем, что они давали основы знаний по предметам естественно-гуманитарного цикла. Однако при всех своих учебно-методических упущениях новометодные школы сыграли позитивную роль в развитии у горцев просвещения, в приобщении к русской культуре.
Важным событием в Северокавказском регионе явилась организация школ светского характера Министерством народного просвещения. В основном они появлялись в районах мусульманского вероисповедания. В итоге здесь к 1910 году функционировало 15 одноклассных и 9 двухклассных национальных школ. В них давались более солидные знания по общеобразовательным предметам, так как укомплектовывались лучшими педагогическими кадрами [4, с. 472-473]. Эти учебные заведения считались наиболее востребованными у населения. Хотя и они далеки были от совершенства и нуждались в методической реконструкции, все же стояли намного выше школ конфессиональных. В них давались полезные знания и навыки, горские дети приобщались посредством изучения русского языка к российской культуре.
Серьезной помехой на пути развития «Министерских школ» явилась пропаганда антирусских настроений в пользу арабских училищ, которая велась магометанским духовенством. Так, в Чечне простым людям внушалось мнение о том, что якобы в русской школе «обрусеют и перестанут быть чеченцами» [1, с. 112]. Но, не смотря на эти происки, горцы поняли полезность российского просветительства.
Еще одно новшество ждало кавказцев на пути оптимизации образования в начале ХХ столетия -
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
245
появление ремесленных училищ, призванных давать начатки технических знаний и профессиональную подготовку. Спрос на них вырос в связи с интенсивным распространением в крае капиталистических отношений, требующих грамотных работников, желание имперского правительства освоить природные богатства национальных окраин и стремление самого аборигенного населения к реальным знаниям. Поэтому не случайно Майкопскую горскую школу, возникшую в 1866 году, в 1899 году реорганизовали под низшее механико-техническое училище; в 1894 году открылась низшая сельскохозяйственная школа с трехлетним приготовительным классом в Нальчике; в 1904 году появилась школа садоводства с приготовительным отделением в Дербенте; в 1905 году стало функционировать трехлетнее электротехническое училище в Порт-Петровске, в 1911 году распахнула двери низшая ремесленная школа в Темир-Хан-Шуре, готовившая рабочих по слесарно-столярно-му и кузнечному делу и т.д. [2, с. 219].
Как видим, с 1900 по 1917 годы образование в Северокавказском регионе сделало существенный скачок в своем развитии, хотя оно нуждалось в дальнейшем реформировании и прежде всего, из-за его сословности и малодоступности для ребят простого люда. Для последних были открыты всего несколько средних учебных заведений (в Нальчике - реальное училище, в Ардоне - духовная семинария, в Ставрополе - духовное училище, в Карачаевске - реальное училище и др.), да и то в них 63% ученического состава составляли отпрыски благородных сословий [4, с. 365].
Девочек в обучение почти не брали. Так, в Батал-пашинском училище к 1917 году из 321 учащихся были только 3 девочки, а в Темир-Хан-Шуринской гимназии из 17 обучавшихся в ней девушек, 15 являлись дочерьми зажиточных владетелей.
Не смотря на потуги царских чиновников наладить образование на Северном Кавказе, состояние грамотности к 1917 году здесь оставляло желать лучшего. Вся передовая общественность встала на защиту народного образования и требовала от
властей его реформирования. Однако имперская администрация не торопилась (да и не хотела) до конца довести реформы в области просвещения инородцев, а именно: сделать обучение бессословным, доступным для всех, подлинно научным и т.д. Полностью изменить систему образования в стране и на её окраинах смогла лишь Октябрьская революция.
Библиографический список
1. Аристова Т. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа. -М.: Наука, 1968. - 456 с.
2. Блейх Н.О. Роль просветительских организаций в развитии школьного образования на Северном Кавказе в конце 19 - начале 20 в. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - Вып. 1 (26). - С. 217-219.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 234. Д. 23/2 (Департамент образования). Лл. 112-342.
4. История народов Северного Кавказа (18 в. -1917 г.). - М.: Наука, 1988. - 634 с.
5. Мутушев И. Школа и Чечня // Терек. - 1908. -4 июля.
6. Обзор Дагестанской области за 1899 год. -Темир-Хан-Шура, 1900. - 112 с.
7. Правительственный законопроект о всеобщем обучении в Государственной думе // Социал-демократ. - 1910. - № 18. - С. 37-56.
8. Рудольф Н.Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа за 1908-1912 гг. - Тифлис: Изд-во «Эрибуни», 1914. - 211 с.
9. Хетагуров К.Л. Собрание сочинений. В 5 т. -М.: Наука, 1960. - Т. IV - 562 с.
10. Уруймагов Х Образование инородцев // Терек. - 1902. - 13 января. - С. 3.
11. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 49 (Отдел народного образования Исполнительного комитета Владикавказского округа). Оп. 23. Лл. 58-123.
246
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22