08.00.05 УДК 338.46
СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЕТИ РФ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
© 2020
Елена Васильевна Репринцева, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет, Курск (Россия)
Аннотация
Введение: текущая ситуация в бюджетной сфере здравоохранения характеризуется наличием в той или иной степени дефицита по всем основными видами ресурсов: наблюдается «кадровый голод», вызванный оттоком квалифицированных специалистов в коммерческий сектор здравоохранения; материально-техническая база морально и физически устарела, что связано с нехваткой финансовых ресурсов для проведения своевременного обновления. Ключевой проблемой бюджетного здравоохранения является дефицит финансовых ресурсов, вызванный построенной системой финансирования отрасли, которая сегодня является бюджетно-страховой. Материалы и методы: в исследовании использовались данные о мощности, техническом состоянии и благоустройстве зданий амбулаторно-поликлинической сети здравоохранения РФ, а также об объемах бюджетного финансирования отрасли. Период исследования определен временным отрезком 2005-2018 гг., выбор которого обусловлен происходящими в стране и отрасли структурными и экономическим преобразованиями. В ходе исследования проводится сопоставление данных по состоянию на 2018 год со значениями 2005, 2010 и 2015 гг. В работе были использованы общенаучные и статистические методы и инструменты анализа. Результаты: было установлено, что мощность амбулаторно-поликлинической сети страны устойчиво растет, достигнув к 2018 году уровня в 3998 тыс. посещений, а в расчете на 10 тыс. населения - 272,4 тыс. посещений, хотя число учреждений данного профиля варьирует волнообразно, составив в 2018 году 20,2 тыс. Также была выявлена тенденция к снижению удельного веса числа амбулаторно-поликлинических учреждений государственной формы собственности с 78,8 до 71,3 %, а мощности государственных учреждений в общем объеме пропускной способности первичного звена с -93,5 до 88,3 %, что вызвано активным развитием частной медицины и рынка платных медицинских услуг. Оценка технического состояния и благоустройства зданий ам-булаторно-поликлинических организаций государственной формы собственности позволила выявить положительную тенденцию к сокращению удельного веса неоснащенных необходимой инфраструктурой зданий учреждений первичного звена, но, однако, и сегодня более 10 % строений требуют капитального ремонта, а более 26 % не имеют горячего водоснабжения и около 7 % - канализации.
Обсуждение: в ходе исследования были выделены и систематизированы позиции других исследователей, рассматривавших экономические аспекты формирования материально-технической базы отечественной системы здравоохранения. Авторы сходятся во мнении, что хронический дефицит финансирования отрасли, помимо прочего, обусловлен и несовершенством существующего механизма одноканального финансирования. Также важное значение имеет и тот факт, что вклад государства в развитие отрасли является недостаточным, что подтверждается объемами бюджетного финансирования, а также значительной коррупционной составляющей в здравоохранении.
Заключение: основной сложившегося состояния материально-технической базы здравоохранения является экономический фактор, связанный с недофинансированием отрасли. Анализ динамики бюджетных расходов на здравоохранение показал общую тенденцию к его росту, однако темпы его не велики, а в период начала рецессии в экономике наблюдалось снижение объема расходов на 10 %. Хоть к 2018 году и отмечается увеличение объема бюджетных расходов на 17,5 % относительно уровня предыдущего года, говорить о качественном росте расходов государственного бюджета на развитие отрасли не приходится. В этой связи, сегодня, как и прежде, проблема финансирования здравоохранения является одной из наиболее актуальных, требующих решения, поскольку затрагивает все основные аспекты осуществления медицинской деятельности, в том числе, определяя возможность формирования современной материально-технической базы, которую сегодня можно назвать несостоятельной.
Ключевые слова: амбулаторно-поликлиническая сеть, благоустройство, бюджетные расходы, здравоохранение, материально-технические ресурсы, мощность, показатели технического состояния, финансирование.
Для цитирования: Репринцева Е. В. Состояние материально-технической базы амбулаторно-поликлинической сети рф и экономические аспекты ее формирования // Вестник НГИЭИ. 2020. № 4 (107). С.96-105.
STATE OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASIS OF THE AMBULATORY-POLYCLINIC NETWORK OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ECONOMIC ASPECTS OF ITS FORMATION
© 2020
Elena Vasilievna Reprintseva, Ph. D. (Pharmacy), associate professor of department of economics and management
Kursk state medical University, Kursk (Russia)
Abstract
Introduction: the current situation in the public health sector is characterized by a varying degree of deficit in all major types of resources: there is a «personnel shortage» caused by the outflow of qualified specialists in the commercial health sector; material and technical base is morally and physically outdated, which is associated with a lack of financial resources for timely updating. The key problem of budgetary health care is the lack of financial resources caused by the constructed system of financing the industry, which today is the budget-insurance system. Materials and methods: the study used data on the capacity, technical condition and improvement of buildings of the outpatient health care network of the Russian Federation, as well as on the volume of budget financing of the industry. The study period is determined by the time period of 2005-2018, the choice of which is due to the structural and economic transformations taking place in the country and industry. The study compares data as of 2018 with the values of 2005, 2010 and 2015. In the work, general scientific and statistical methods and analysis tools were used. Results: It was found that the capacity of the country's outpatient network is steadily growing, reaching by 2018 the level of 3998 thousand visits, and per 10 thousand population - 272.4 thousand visits, although the number of institutions in this profile varies undulating, amounting to 20.2 thousand in 2018. A tendency was also found to decrease in the proportion of the number of outpatient clinics with state ownership from 78.8 to 71.3 %, and the capacity of state institutions in the total capacity of primary care from - 93.5 to 88.3 %, which is caused by the active development of private medicine and the market for paid medical services. Assessment of the technical condition and improvement of buildings of outpatient organizations of the state form of ownership revealed a positive tendency to reduce the specific gravity of primary care facilities not equipped with the necessary infrastructure, but, however, today more than 10 % of buildings require major repairs, and more than 26 % do not have hot water and about 7 % have no sewage. Discussion: during the study, the positions of other researchers who examined the economic aspects of the formation of the material and technical base of the domestic health care system were identified and systematized. The authors agree that the chronic deficit in financing the industry, among other things, is also due to the imperfection of the existing single-channel financing mechanism. Also important is the fact that the state's contribution to the development of the industry is insufficient, as evidenced by the volume of budget funding, as well as a significant corruption component in healthcare.
Conclusion: the main current state of the material and technical base of healthcare is the economic factor associated with underfunding of the industry. An analysis of the dynamics of budgetary expenditures on health care showed a general tendency towards its growth, however, its pace is not high, and at the time of the recession the economy experienced a decrease in spending by 10 %. Although by 2018 there is a marked increase in budget expenditures by 17.5 % compared to the previous year, there is no need to talk about a qualitative increase in state budget expenditures on the development of the industry. In this regard, today, as before, the problem of financing health care is one of the most urgent issues that need to be addressed, since it affects all the basic aspects of the implementation of medical activities, including determining the possibility of forming a modern material and technical base, which today can be called insolvent.
Key words: health care, outpatient network, material and technical resources, capacity, indicators of technical condition, improvement, financing, budget expenses.
For citation: Reprintseva E. V. State of the material and technical basis of the ambulatory-polyclinic net-work of the russian federation and economic aspects of its formation // Bulletin NGIEI. 2020. № 4 (107). P. 96-105.
Введение
Отечественная система здравоохранения, имеющая большое стратегическое и социальное значение, сегодня переживает масштабную модернизацию, основной целью которой является совершенствование системы оказания медицинской помощи, повышение качества и доступности медицинских услуг для населения. Достижения поставленных задач можно добиться лишь при обеспечении отрасли всеми необходимыми ресурсами - трудовыми, материально-техническими и финансовыми [1; 2]. Текущая ситуация в бюджетной сфере здравоохранения характеризуется наличием в той или иной степени дефицита по всем основными видами ресурсов: наблюдается «кадровый голод», вызванный оттоком квалифицированных специалистов в коммерческий сектор здравоохранения; материально-техническая база морально и физически устарела, особенно это касается региональных систем здравоохранения и периферийных районов, что связано с нехваткой финансовых ресурсов для проведения своевременного обновления [3; 4; 5].
По мнению ряда исследователей [6; 7; 8], ключевой проблемой бюджетного здравоохранения является дефицит финансовых ресурсов, вызванный построенной системой финансирования отрасли, которая сегодня является бюджетно-страховой. Основным источником поступления денежных средств являются аккумулируемые фондом обязательного медицинского страхования (ОМС) за счет взносов работодателей ресурсы, направляемые на оплату расходов медицинских организаций по оказанию медицинской помощи. Средства бюджетов бюджетной системы РФ могут выделяться на финансирование отдельных направлений и задач в области здравоохранения, однако учитывая дефицитный характер бюджетной системы, на практике подобные «финансовые вливания» осуществляются крайне редко. Как следствие, поступаемых в учреждения здравоохранения средств хватает лишь на поддержание текущей деятельности, а обновление фондов не представляется возможным [9; 10].
Общепризнанно, что одним из факторов успеха осуществления медицинской деятельности является успешная реализация цепочки «врач-оборудование». Это означает, что как даже самый высококвалифицированный специалист без наличия соответствующих технических условий и необходимого оборудования не сможет оказать медицинскую помощь должным образом, так и само по себе наличие современного технологичного оборудования не является основой успеха без наличия обу-
ченного персонала [11; 12]. Однако, если ситуация с кадрами в отрасли является более положительной, то в части материально-технического обеспечения наблюдается ряд системных проблем, особенно это касается удаленных от экономических центров регионов страны [13]. В этой связи оценка состояния материально-технической базы отечественной системы здравоохранения и экономических аспектов ее формирования является актуальным направлением исследования.
Материал и методы В ходе исследования были использованы статистические данные о мощности, техническом состоянии и благоустройстве зданий амбулаторно-поликлинической сети здравоохранения РФ, а также об объемах бюджетного финансирования отрасли [14]. Период исследования определен временным отрезком 2005-2018 гг., выбор которого обусловлен происходящими в стране и отрасли структурными и экономическим преобразованиями. Так, 2005 год предшествует началу реализации Национального проекта «Здоровье»; 2010 год характеризует последствия наступившего мирового экономического кризиса; 2015 год отражает результаты изменения политико-экономической ситуации на фоне обострения отношений с Украиной, а 2018 год - текущее положение дел. В ходе исследования проводится сопоставление данных по состоянию на 2018 год со значениями 2005, 2010 и 2015 гг. Также в ходе исследования проводится сопоставление данных о текущей мощности и техническом состоянии амбулаторно-поликлинических организаций РФ с объемами финансирования отрасли в период 2014-2018 гг., что позволит выявить экономические факторы сложившейся ситуации. При анализе состояния материально-технической базы амбулаторно-поликлинической сети РФ и экономических аспектов ее формирования были использованы общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы анализа [15].
Результаты Сводным показателем, характеризующим пропускную способность амбулаторно-
поликлинической сети РФ, является показатель мощности, отражающий число посещений в смену всего и в расчете на численность населения. Так, в 2005 году мощность амбулаторно-поликлинической сети в расчете на 10 тыс. населения составляла 256 тыс. посещений, а к 2018 году возросла до 272,4 тыс. посещений. Прирост за исследуемый период составил 6,4 %, а за последние 3 года увеличение мощности было равно всего 3,4 %. Абсолютная
мощность первичного звена здравоохранения устойчиво растет в исследуемом периоде: если в 2005 году в смену могло быть проведено 3 638 тыс. посещений, то к 2018 году данный показатель возрос до 3998 тыс. посещений (прирост 9,9 %). При этом число амбулаторно-поликлинических учреждений в стране имеет устойчивую тенденцию к снижению с 21,8 тыс. ед. до 20,2 тыс. ед. (-7,1 %) к 2018 году. Рассматривая динамику по годам, можно отметить, что минимальное число амбулаторно-поликлинических организаций в стране отмечалось в 2010 году - 15,7 тыс. ед., что на 28,6 % меньше уровня 2018 года. Снижение числа амбулаторно-поликлинических учреждений к 2010 году, с наибольшей степенью вероятности, обусловлено ухудшением экономической обстановки в стране и началом процессов оптимизации в отрасли. Следует выделить, что снижение абсолютного количества учреждений здравоохранения первичного звена не оказало негативного влияния на мощность амбула-торно-поликлинической сети страны в расчете на численность населения, которая устойчиво растет, а следовательно, вариация числа амбулаторно-поликлинических организаций продиктована потребностями населения в данном виде медицинской помощи.
Поскольку отечественная система здравоохранения является преимущественно бюджетной, то целесообразно рассмотреть показатели мощности амбулаторно-поликлинической сети РФ государственной формы собственности. Так, число государственных учреждений первичного звена, составлявшее в 2005 году более 17 тыс. ед., к 2010 году значительно снизилось и составило 12,2 тыс. ед. За последующие 8 лет произошло увеличение числа государственных учреждений на 28,6 %, которое достигло 20,2 тыс. ед. к 2018 году. При этом удельный вес государственных амбулаторно-поликлинических организаций в общей массе таких учреждений страны имеет устойчивую тенденцию к снижению с 78,8 до 71,3 %, что обусловлено активным развитием коммерческого сектора здравоохранения, преимущественно первичного звена.
Мощность амбулаторно -поликлинической сети страны государственной формы собственности также устойчиво растет в рассматриваемом периоде, достигнув к 2018 году 3529 тыс. посещений в сравнении с 3401 тыс. посещений в 2005 году (прирост 3,8 %). При этом удельный вес государственных учреждений в общей мощности первичного звена устойчиво снижается с 93,5 до 88,3 % (таблица 1).
Таблица 1. Показатели мощности амбулаторно-поликлинической сети РФ Table 1. Indicators of the power of the outpatient network of the Russian Federation
Значение по годам / Value by year Прирост, % / Growth, %
2018 г. к 2018 г. к 2018 г. к
Показатель / Indicator 2005 2010 2015 2018 2005 г. / 2018 year to 2005 year 2010 г. / 2018 year to 2010 year 2015 г. / 2018 year to 2015 year
1 2 3 4 5 6 7 8
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, тыс. посещений в смену на 10 000 человек населения / The capacity of outpatient organizations, thousand visits per shift per 10,000 people Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, тыс. посещений в смену всего / The capacity of outpatient organizations, thousand visits per shift
Число амбулаторно-поликлинических организаций всего, ед. / The number of outpatient organizations in total, units
256 257,9 263,5 272,4 6,4 5,6 3,4
3 638 3 685 3 861 3 998 9,9 8,5 3,5
21 783 15 732 18 564 20 228 -7,1 28,6 9,0
Окончание таблицы 1 / End of table 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Число амбулаторно-поликлинических
организаций государственной формы
собственности, ед. / The number of 17 172 12 173 13 985 14 424 -16,0 18,5 3,1
outpatient organizations of state
ownership, units
Доля амбулаторно-поликлинических
организаций государственной формы
собственности в общем объеме, % / 78,8 77,4 75,3 71,3 -1,5 -2,0 -4,0
The share of outpatient organizations
of state ownership in the total volume, %
Мощность амбулаторно-
поликлинических организаций
государственной формы собственности, тыс. посещений в смену / Capacity of 3 401 3 420 3 493 3 529 3,8 3,2 1,0
outpatient organizations of the state form
of ownership, thousand visits per shift
Доля амбулаторно-поликлинических
организаций государственной формы
собственности в общей мощности сети, % / The share of outpatient organizations 93,5 92,8 90,5 88,3 -0,7 -2,4 -2,2
of state ownership in the total network
capacity, %
Источник: Составлено автором на основе данных статистического сборника «Здравоохранение в России» за 2019 г. [14]
Таблица 2. Показатели технического состояния и благоустройства зданий амбулаторно-поликлинической сети государственной формы собственности в РФ Table 2. Indicators of the technical condition and improvement of buildings of an outpatient polyclinic network of state ownership in the Russian Federation
Значение по годам / Value by year Прирост, % / Growth, %
2018 г. к 2018 г. к
Показатель / Indicator 2005 2010 2015 2018 2018 г. к 2005 г. / 2018 year to 2005 year 2010 г. / 2018 year to 2010 year 2015 г. / 2018 year to 2015 year
1 2 3 4 5 6 7 8
Удельный вес числа зданий по техническому состоянию, % /
The proportion of the number of buildings in technical condition, %
находятся в аварийном состоянии / are in disrepair 1,6 1,2 0,8 0,9 -0,7 -0,3 0,1
требуют реконструкции / require reconstruction 4,2 3,4 1,7 0,5 -3,7 -2,9 -1,2
требуют капитального ремонта / require major repairs 23,1 25,7 18,3 11,8 -11,3 -13,9 -6,5
Удельный вес числа зданий, в которых отсутствуют, % /
The proportion of the number of buildings in which there are no, %
водопровод / water pipe 13 6,6 5,1 4,3 -8,7 -2,3 -0,8
горячее водоснабжение / hot water supply 40 31,8 28,1 26,2 -13,8 -5,6 -1,9
100
Окончание таблицы 2 / End of table 2
1
2 3 4 5 6 7 8
14,2 10,3 12,3 13,2 -1 2,9 0,9
16,7 9,3 7,7 6,9 -9,8 -2,4 -0,8
10,2 5,8 5,2 5,3 -4,9 -0,5 0,1
центральное отопление / central heating канализация/ sewage телефонная связь / telephone communications
Источник: Составлено автором на основе данных статистического сборника «Здравоохранение в России» за 2019 г. [14]
Помимо абсолютного наличия и пропускной способности амбулаторно-поликлинических учреждений, в современных условиях важное значение имеет их техническое состояние и благоустройство. Так, доля зданий поликлиник, находящихся в аварийном состоянии, в 2005 году составляла 1,6 %, а к 2015 году снизилась вдвое и составила 0,8 %. За последние 3 года произошло увеличение доли аварийных зданий в амбулаторно-поликлинической сети до 0,9 %. Также отмечается значительное снижение доли зданий, требующих реконструкции, удельный вес которых составлял 4,2 %, а к 2018 году снизился до 0,5 %, что свидетельствует о проведении работ по обновлению материально-технической базы в системе здравоохранения. Негативным является тот факт, что весомая часть зданий амбулаторно-поликлинической сети РФ требуют капитального ремонта: в 2005 году около 23,1 % зданий требовали капитального ремонта, а к 2010 году данный показатель возрос до 25,7 %. Начиная с 2015 года наметилась положительная тенденция к снижению удельного веса строений, нуждающихся в капитальном ремонте, который к 2018 году достиг 11,8 %, что хоть и вдвое ниже уровня базисного года, но по-прежнему является достаточно высоким значением (таблица 2).
В части благоустройства объектов здравоохранения также существует ряд проблем: несмотря на очевидное улучшение условий к 2018 году, и сегодня в стране существуют амбулаторно-поликлинические учреждения, в которых отсутствует водопровод, водоснабжение, центральное отопление, канализация и телефонная связь. Так, в 2005 году 13 % от общего числа поликлиник по стране не имели водопровода, а уже к 2010 году данный показатель снизился вдвое, составив 6,6 %. В последние 8 лет темпы обеспечения учреждений водопроводом замедлились, в результате чего к 2018 году около 4,3 % зданий не имеют водопровода. Более сложно обстоят дела с горячим водоснабжением: в базисном году практически половина (40 %) всех амбулаторно-поликлинических учреждений страны не были обеспечены горячей водой,
а к 2018 году данный показатель снизился до 26,2 %, что также можно считать высоким значением. Удельный вес поликлиник в стране, не имеющих центральное отопление, во всем рассматриваемом периоде превышает 10 %, что также является достаточно высоким уровнем, но может быть обусловлено наличием в части учреждений страны автономного отопления. В 2005 году порядка 16,7 % учреждений первичного звена здравоохранения не были обеспечены канализацией, что является крайне высоким уровнем. Несмотря на то, что уже к 2010 году данный показатель снизился до 9,3 %, а к 2018 году - до 6,9 %, и сегодня данное значение является крайне высоким и свидетельствует о наличии ряда проблем, поскольку в современных условиях обеспечение общественных мест необходимой инфраструктурой является одним из основных аспектов. Также оценка данных показала, что не все поликлиники страны обеспечены телефонной связью: если в 2005 году насчитывалось около 10,2 % учреждений, не оборудованных телефонной связью, то к 2018 году данный показатель составил 5,3 %.
Таким образом, несмотря на рост показателей общей мощности амбулаторно-поликлинической сети России, удельный вес государственных учреждений и их доля в обеспечении пропускной способности снижается. Также, одновременно с этим, наблюдается ряд проблем в части технического обеспечения и благоустройства бюджетных учреждений первичного звена здравоохранения, что в наибольшей степени обусловлено экономически фактором, связанным с хроническим дефицитом финансирования отрасли. Общеэкономические тенденции в стране, связанные с обострением политических противоречий на фоне конфликта с Украиной, оказали негативное влияние на все сферы, в том числе и на здравоохранение, возможность его активной модернизации и развития. Возникший после 2014 года структурный кризис в экономике и последующая рецессия препятствуют проведению активного обновления и совершенствования материально-технической базы (рисунок 1).
2014 2015 2016 2017
Расходы бюджетной системы РФ на здравоохранение (в текущих ценах), млрд. руб. / Expenditures of the budget system of the Russian Federation for health care (at current prices), billion rubles
Рис. 1. Динамика расходов бюджетной системы РФ на здравоохранение Fig. 1. Dynamics of expenditures of the budget system of the Russian Federation on healthcare
Так, в период 2014-2016 гг. отмечался рост расходов на здравоохранение, хотя темпы его не велики (13 и 9,2 % в 2015-2016 гг. соответственно), а в 2017 году на фоне рецессии в экономике произошло снижение объема бюджетных расходов на 9,7 %. В результате, в 2017 году объем расходов на здравоохранение составил 2 820,9 млрд руб. в сравнении с 2 532,7 млрд руб. в 2014 году. Несмотря на это, к 2018 году произошел значительный скачок и расходы на здравоохранение возросли на 17,5 %, составив 3 315,9 млрд руб.
Обсуждение
Об экономических аспектах формирования материально-технической базы отечественной системы здравоохранения пишут многие авторы [16; 17; 18], подчеркивая мысль о том, что для отрасли характерен хронический дефицит финансирования, который, помимо прочего, обусловлен и несовершенством существующего механизма финансирования. Одним из негативных аспектов однока-нальной модели финансирования является тот факт, что средства, поступаемые от работодателей, зачастую являются незначительными и существенно заниженными за счет распространения «серой» зарплаты. Помимо этого, сегодня весомая доля населения не имеет официального трудоустройства и не производит отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, но при этом получает необходимую помощь в рамках программы ОМС. Все это отчасти и приводит к дефициту финансирования отрасли. И здесь важную роль приобретает вклад государства в развитие системы здравоохранения. Однако, как известно, в РФ расходы на здравоохранение относительно ВВП являются одними из самых наименьших среди стран Европы и СНГ. А выделяемые из бюджетов бюджетной системы РФ ресурсы на развитие отрасли неравномерно распреде-
ляются в разрезе регионов и отдельных территорий страны, концентрируясь в экономических центрах, что формирует значительную территориальную дифференциацию уровня обеспеченности необходимой материально-технической базой в регионах. Помимо этого, стоит отметить и значительную коррупционную составляющую, в результате чего часть выделяемых ресурсов на развитие здравоохранения просто не достигает конечных целей, «оседая» в руках чиновников [19; 20].
Заключение Проведенное исследование состояния материально-технической базы амбулаторно-поликлини-ческой сети РФ и экономических аспектов ее формирования показало, что мощность амбулаторно-поликлинической сети страны устойчиво растет, достигнув к 2018 году уровня в 3 998 тыс. посещений, а в расчете на 10 тыс. населения - 272,4 тыс. посещений, хотя число учреждений данного профиля варьирует волнообразно, составив в 2018 году
20.2 тыс. Также была выявлена тенденция к снижению удельного веса числа амбулаторно-поликлинических учреждений государственной формы собственности с 78,8 до 71,3 %, а мощности государственных учреждений в общем объеме пропускной способности первичного звена с - 93,5 до
88.3 %, что вызвано активным развитием частной медицины и рынка платных медицинских услуг. Оценка технического состояния и благоустройства зданий амбулаторно-поликлинических организаций государственной формы собственности позволила выявить положительную тенденцию к сокращению удельного веса неоснащенных необходимой инфраструктурой зданий учреждений первичного звена, но, однако, и сегодня более 10 % строений требуют капитального ремонта, а более 26 % не имеют горячего водоснабжения и около 7 % - канализации.
Основной причиной такого состояния материально-технической базы здравоохранения является экономический фактор, связанный с недофинансированием отрасли. Анализ динамики бюджетных расходов на здравоохранение показал общую тенденцию к его росту, однако темпы его не велики, а в период начала рецессии в экономике наблюдалось снижение объема расходов на 10 %. Хоть к 2018 году и отмечается увеличение объема бюджетных расходов на 17,5 % относительно уровня предыду-
щего года, говорить о качественном росте расходов государственного бюджета на развитие отрасли не приходится. В этой связи, сегодня, как и прежде, проблема финансирования здравоохранения является одной из наиболее актуальных, требующих решения, поскольку затрагивает все основные аспекты осуществления медицинской деятельности, в том числе определяя возможность формирования современной материально-технической базы, которую сегодня можно назвать несостоятельной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сергеева Н. М. Сравнительная оценка расходов на здравоохранение в России и странах Европы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 256-259.
2. Черепанов В. В., Ямпольский Д. А. Проблемы сферы здравоохранения РФ и возможные пути их решения // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-2. С. 195-196.
3. Репринцева Е. В. К вопросам оценки уровня материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения // Вопросы социально-экономического развития регионов. 2016. № 1 (1). С. 25-30.
4. Агапова Т. Н., Ильницкий Н. А. Планирование и моделирование механизма закупочной деятельности в сфере обеспечения и снабжения отрасли здравоохранения // Социальные и экономические системы. 2019. № 3 (9). С. 110-122.
5. Алпеева Т. А., Ермакова К. Л., Штоколова К. В. О результативности использования коечного фонда и врачебного персонала в системе здравоохранения региона // Региональный вестник. 2017. № 1 (6). С. 21-23.
6. Терехова Э. В., Никулкина И. В. Проблемы финансирования здравоохранения РФ // Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 767-770.
7. Эделева А. Н., Федоткин М. А. Эффективное распределение ресурсов медицинских учреждений // Главный врач: Хозяйство и право. 2015. № 1. С. 30-39.
8. Репринцева Е. В. Механизмы финансирования здравоохранения РФ // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3 (36). С. 22.
9. Ясаева З. А. Проблемы финансирования здравоохранения РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3 (58). С. 163-166.
10. Дотолева Л. А. Финансирование здравоохранения в России // Вектор экономики. 2017. № 11 (17). С. 80.
11. Миятлиева Э. Д., Саадуева М. М. Проблемы финансового обеспечения системы здравоохранения России в условиях рыночных отношений // Экономика устойчивого развития. 2019. № 2 (38). С. 67-69.
12. Свиридова Е. С., Бутова Т. В. Основные источники финансирования здравоохранения в РФ // Science Time. 2014. № 7. С. 384-387.
13. Калашников К. Н. Ресурсное обеспечение российского здравоохранения: проблемы территориальной дифференциации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 1 (37). С. 72-87.
14. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с.
15. Зюкин Д. А., Святова О. В., Беляев С. А., Власова О. В. и др. Применение методов статистики: теория и практика : учебное пособие. Курск : КГМУ, 2017. 164 с.
16. Власова О. В. Опыт модернизации системы здравоохранения в регионах РФ // Вопросы социально-экономического развития регионов. 2018. № 1 (4). С. 31-36.
17. Ахмедуев А. Ш. Проблемы развития и императивы реформирования здравоохранения в России и регионах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 8 (377). С. 1529-1546.
18. Косолапов В. П., Летникова Л. И., Сыч Г. В. и др. Основные проблемные вопросы в общественном здоровье и здравоохранении // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2018. Т. 17. № 1. С. 242-249.
19. Репринцева Е. В. Механизмы финансирования здравоохранения РФ // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3 (36). С. 22.
20. Волженская Н. А. Коррупция в сфере здравоохранения // Вестник современных исследований. 2019. № 2.14 (29). С. 4-7.
Дата поступления статьи в редакцию 16.01.2020, принята к публикации 17.02.2020.
Информация об авторе: Репринцева Елена Васильевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
Адрес: Курский государственный медицинский университет, 305033, Россия, Курск, ул. К. Маркса, 3 E-mail: [email protected] Spin-код: 4216-3383
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Sergeeva N. M. Sravnitel'naya ocenka raskhodov na zdravoohranenie v Rossii i stranah Evropy [Comparative assessment of health care costs in Russia and European countries], Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management], 2018, Vol. 7, No. 3 (24), pp. 256-259.
2. Cherepanov V. V., Yampolsky D. A. Problemy sfery zdravoohraneniya RF i vozmozhnye puti ih resheniya [Problems of the healthcare sector of the Russian Federation and possible ways to solve them], Novaya nauka: Teoret-icheskij i prakticheskij vzglyad [New Science: Theoretical and practical view]. 2015. No. 6-2, pp. 195-196.
3. Reprintseva E. V. K voprosam ocenki urovnya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya uchrezhdenij zdravoohraneniya [To questions of assessing the level of material and technical support of healthcare institutions], Vo-prosy social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Issues of socio-economic development of regionsi], 2016, No. 1 (1), pp. 25-30.
4. Agapova T. N., Il'nickij N. A. Planirovanie i modelirovanie mekhanizma zakupochnoj deyatel'nosti v sfere obespecheniya i snabzheniya otrasli zdravoohraneniya [Planning and modeling of the mechanism of purchasing activity in the sphere of provision and supply of the healthcare industry], Social'nye i ekonomicheskie sistemy [Social and economic systems], 2019, No. 3 (9), pp. 110-122.
5. Alpeeva T. A., Ermakova K. L., Shtokolova K. V. O rezul'tativnosti ispol'zovaniya koechnogo fonda i vrachebnogo personala v sisteme zdravoohraneniya regiona [About the effectiveness of using the hospital bed and medical personnel in the regional healthcare system], Regional'nyj vestnik [Regional Bulletin], 2017, No. 1 (6), pp.21-23.
6. Terekhova E. V., Nikulkina I. V. Problemy finansirovaniya zdravoohraneniya RF [Problems of financing the health care of the Russian Federation], Ekonomika i socium Economics and society], 2015, No. 2-4 (15), pp. 767-770.
7. Edeleva A. N., Fedotkin M. A. Effektivnoe raspredelenie resursov medicinskih uchrezhdenij [Effective allocation of resources of medical institutions], Glavnyj vrach: Hozyajstvo i pravo [Chief doctor: Economy and law], 2015, No. 1, pp. 30-39.
8. Reprintseva E. V. Mekhanizmy finansirovaniya zdravoohraneniya RF [Mechanisms for financing the health care of the Russian Federation], Innov: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Innov: electronic scientific journali], 2018. No. 3 (36). pp. 22.
9. Yasaeva Z. A. Problemy finansirovaniya zdravoohraneniya RF [Problems of financing the health care of the Russian Federation], Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and business: theory and practice], 2019. No. 12-3 (58), pp. 163-166.
10. Dotoleva L. A. Finansirovanie zdravoohraneniya v Rossii [Health care financing in Russia], Vektor ekonomiki [Economics], 2017, No. 11 (17), pp. 80.
11. Miyatlieva E. D., Saadueva M. M. Problemy finansovogo obespecheniya sistemy zdravoohraneniya Rossii v usloviyah rynochnyh otnoshenij [Problems of financial support of the Russian healthcare system in the conditions of market relations], Ekonomika ustojchivogo razvitiya [Sustainable Development Economics], 2019. No 2 (38), pp. 67-69.
12. Sviridova E. S., Butova T. V. Osnovnye istochniki finansirovaniya zdravoohraneniya v RF [The main sources of health care financing in the Russian Federation], Science Time [Science Time], 2014, No. 7, pp. 384-387.
13. Kalashnikov K. N. Resursnoe obespechenie rossijskogo zdravoohraneniya: problemy territorial'noj differ-enciacii [Resource support of the Russian health care: problems of territorial differentiation], Ekonomicheskie i so-cial'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2015, No. 1 (37), pp. 72-87.
14. Zdravoohranenie v Rossii. 2019 [Health care in Russia. 2019], Stat. sb., Rosstat. Moscow, 2019, 170 p.
15. Zyukin D. A., Svyatova O. V., Belyaev S. A., Vlasova O. V. et al. Primenenie metodov statistiki: teoriya i praktika [Application of statistical methods], uchebnoe posobie, Kursk: KGMU, 2017, 164 p.
16. Vlasova O. V. Opyt modernizacii sistemy zdravoohraneniya v regionah RF [The experience of modernizing the healthcare system in the regions of the Russian Federation], Voprosy social'no-ekonomicheskogo razvitiya re-gionov [Issues of socio-economic development of the regions], 2018, No. 1 (4), pp. 31-36.
17. Akhmeduev A. Sh. Problemy razvitiya i imperativy reformirovaniya zdravoohraneniya v Rossii i regionah [Problems of development and imperatives of healthcare reform in Russia and regions], Nacional'nye interesy: prior-itety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2019, Vol. 15, No. 8 (377), pp. 1529-1546.
18. Kosolapov V. P., Letnikova L. I., Sych G. V. et al. Osnovnye problemnye voprosy v obshchestvennom zdo-rov'e i zdravoohranenii [The main problematic issues in public health and healthcare], Sistemnyj analiz i upravlenie v biomedicinskih sistemah [System analysis and management in biomedical systems], 2018, Vol. 17, No. 1, pp. 242-249.
19. Reprintseva E. V. Mekhanizmy finansirovaniya zdravoohraneniya RF [Mechanisms for financing the health care of the Russian Federation], Innov: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Innov: electronic scientific journal], 2018, No. 3 (36), pp. 22.
20. Volzhenskaya N. A. Korrupciya v sfere zdravoohraneniya [Corruption in healthcare], Vestnik sovremennyh issledovanij [Bulletin of modern research], 2019, No. 2.14 (29), pp. 4-7.
Submitted 16.01.2020; revised 17.02.2020.
About the author:
Elena V. Reprintseva, Ph. D. (Pharmacy), associate Professor of Economics and management Address: Kursk state medical University, 305033, Russia, Kursk, K. Marx St., 3 E-mail: [email protected] Spin code: 4216-3383
Author have read and approved the final manuscript