Научная статья на тему 'Состояние маркетинга в России'

Состояние маркетинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1074
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние маркетинга в России»

точить их на удовлетворении потребностей избранных групп клиентов, обслуживать которых предприятие в состоянии и ему это выгодно.

♦ Разработка оптимальной маркетинговой стратегии позволяет уменьшить степень неопределенности и риска в маркетинговой деятельности путем концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

♦ Реализация стратегии маркетинга связана с выбором средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач, и предполагает создание комплекса маркетинга. Основными элементами комплекса маркетинга туристской фирмы являются: продукт, цена, сбыт (каналы распределения) и коммуникации. По всем основным элементам комплекса маркетинга в рамках общей маркетинговой стратегии разрабатываются частные стратегии: ф продуктовая стратегия; ф ценовая стратегия; ф сбытовая стратегия; ф коммуникационная стратегия.

С целью обеспечения эффективности управления маркетингом требуется разработка его вспомогательных систем:

■ маркетинговой информации;

■ планирования маркетинга;

■ организации маркетинга;

■ маркетингового контроля.

Технология реализации концепции маркетинга может менять и свою структуру, и место отдельных этапов в зависимости от особенностей предприятия, степени освоенности рынка, поставленных целей, задач и условий рынка. Однако все эти элементы тесно взаимосвязаны, и ни один из них нельзя исключить из системы, не нарушив ее целостности.

Умавов Ю.Д.

СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГА В РОССИИ

Углубление экономических преобразований в развитии предпринимательства в России вызывают интерес новые направления развития маркетинга. В данной статье маркетинг рассматривается как маркетинг взаимодействия, инвестиционный маркетинг, управляющая система. Одним из способов повышения конкурентоспособности предприятий является разработка и внедрение маркетинговых инноваций. Добиться успеха смогут те руководители предприятий, которые сумеют правильно расставить приоритеты и грамотно выстроить свою маркетинговую политику.

Ключевые слова: маркетинг, развитие предпринимательства, маркетинговая деятельность, инвестиционный маркетинг, маркетинг инноваций, маркетинговая политика.

Umavov U.D.

MARKETING STATE IN RUSSIA

Economic transformations deepening in business development in Russia raise interest to new directions of marketing development. In this article marketing is considered as interaction marketing, investment marketing, control system. One of the ways of enterprise competitiveness increase is development and introduction of marketing innovations. Only those heads of enterprises will score the success who will be able to place priorities correctly and build their marketing policy competently. Keywords: marketing, business development, marketing activity, investment marketing, marketing of innovations, marketing policy.

Маркетинг - один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.

Маркетинг является разноплановой концепцией, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков. С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение.

Маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций, коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и на государственном уровнях. Особенно важным является владение маркетингом для отечественных руководителей и специалистов, так как маркетинговой концепцией руководствуются при ценообразовании, создании торговой марки и упаковки, при размещении рекламы, формировании отношений с общественностью, планировании товаров, представлении гарантий и т.п.

Маркетинг, как одна из научных областей, характеризуется наличием широкого выбора теоретических концепций и методик, помогающих маркетологам принимать решения. Используя маркетинг, можно рассчитать варианты эффективности затрат на производство и реализацию товаров и услуг, определить, какие товары, проданные какому потребителю и в каком регионе принесут наибольшую отдачу средств, вложенных в производство, транспортировку, хранение, продвижение. Маркетинг включает в себя выявление огромного количества рыночных возможностей и использование каждой из них.

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг, позволять разрабатывать более прогрессивные методы управления спросом и оптимизации прибыли.

В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента.

Развитие предпринимательства в России сопровождается углублением экономических преобразований, что предопределяет повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинга.

В связи с процессами глобализации мировой экономики и развитием новых технологи, в современных условиях роль маркетинга меняется.

Наряду с воздействием на формирование рынков и деловую активность, на маркетинг оказывают влияние гиперконкуренция и Интернет. Основная сила экономики — гиперконкуренция, заключающаяся в том, что компании могут производить больше товаров, чем способны продать, а это ощутимо сказывается на цене. А благодаря Интернету и более свободной торговле любые компании теперь могут конкурировать друг с другом на любом рынке. Пришествие Интернета и развитие клиентских баз данных знаменует революцию в марке-

тинге. Сегодня возможности Интернета расширяются с каждым днем: они позволяют компаниям найти свою аудиторию, наладить эффективное взаимодействие между организацией и ее средой, дают реальную возможность проводить практически все виды исследований. Многие делают ставки на Интернет-маркетинг: именно в Online стоит ждать воплощения новых идей, что, несомненно, окажет значительное влияние на развитие и процветание коммуникаций посредством виртуального пространства. Не секрет, что многие маркетинговые бюджеты переориентированы на Интернет, который позволяет дешево тестировать разные виды и форматы рекламы, напрямую общаться с потребителями и коллегами по бизнесу, организовывать и проводить полноценные крупномасштабные рекламные и PR кампании.

Многие концепции по-прежнему применимы, но маркетологам приходится переосмысливать их значение в новых экономических условиях.

Становится необходимым использование таких направлений развития современного маркетинга как маркетинг взаимодействия, стратегическая ориентация маркетинга, бенчмаркинг. Например, бенчмаркинг связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее.

Современные предпринимательские структуры переходят к использованию новых маркетинговых подходов для развития своего бизнеса, используют новые тенденции в маркетинге, такие как:

маркетинг, сконцентрированный на интересах потребителя;

конкуренция за определенного потребителя;

сохранение и удовлетворение уже существующего потребителя;

маркетинг взаимоотношений с клиентами;

прямой маркетинг и диалог с потребителем.

В современных условиях развития экономики политика предприятий полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга, которая занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.

На сегодня, наиболее актуальными, являются два направления развития маркетинга на российских предприятиях:

- инвестиционный маркетинг, связанный с освоением новой продукции и новых рынков, что находит отражение в инвестиционных проектах предприятия;

- маркетинговое планирование, т.е. разработка концепции формирования маркетингового плана как основы внутрифирменного планирования.

Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях. В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее подходящих рынка и потребителя и способа управления ими. Управление маркетингом является необходимостью, вызванной разнообразными изменениями в процессе воспроизводства, способ-

ствующими возникновению не менее разнообразных проблем руководства. Чем мобильнее маркетинговая деятельность, тем больше потребность в управлении.

Только эффективная деятельность людей по производству и продвижению товаров и услуг, удовлетворяющих реальные потребности, обеспечивает доход предпринимателя. Именно поэтому можно с уверенностью говорить - сегодня и в ближайшее время основная конкуренция развернется на рынке эффективности маркетинговых коммуникаций. Для эффективного продвижения торговой марки необходимо, прежде всего, продумать коммуникативную стратегию. Необходимость продуманной коммуникации доказывать не приходится. Успех деятельности компании на рынке во многом зависит от правильности выбора коммуникаций, а также грамотной и своевременной оценки их эффективности. Планирование маркетинговых коммуникаций одно из важнейших составляющих маркетингового и стратегического планирования деятельности компании в целом.

Одним из способов повышения своей конкурентоспособности и поддержания высоких темпов развития организаций и их торговых марок является разработка и внедрение маркетинговых инноваций.

Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж, что является залогом успешного развития организации. Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Непрерывное внедрение инноваций - единственный способ поддержания высоких темпов развития предприятий, предпринимательских структур и их торговых марок.

Экономический кризис активно стимулирует психологическую готовность руководителей многих предприятий переходить на новые нестандартные для России методики работы, что, конечно, будет способствовать появлению новых возможностей для решения важных стратегических задач. И преодолеть все финансовые невзгоды удастся только тем игрокам рынка, которые сумеют правильно расставить приоритеты и грамотно выстроить свою маркетинговую политику.

Абдулманапов С. Г., Хаджалова Х. М.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

ДАГЕСТАН

В статье представлены программные мероприятия повышения качества населения в Республике Дагестан и определены концептуальные подходы и направления их реализации. Представлены приоритетные отрасли и преференции развития социальной сферы региона, раскрыты направления их обеспечения. Обосновывается необходимость проектно-программных мероприятий и определения ожидаемых результатов, являющихся критерия-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.