Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ КОНОПЛЕВОДСТВА В РОССИИ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1914–1922 ГГ.'

СОСТОЯНИЕ КОНОПЛЕВОДСТВА В РОССИИ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1914–1922 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коноплеводство / Департамент земледелия / Первая мировая война / революция / гражданская война / пенька / Совет народных комиссаров. / Hemp farming / Agriculture Department / World War I / revolution / civil war / hemp / Council of People's Commissars.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воскребенцев А. В.

В статье анализируется состояние коноплеводства Курской губернии в военнореволюционный период 1914–1922 гг. На материалах Государственного архива Курской области представлено положение дел в коноплеводстве исследуемого региона в годы Первой мировой войны. Проанализированы мероприятия, направленные на усовершенствование антикризисных мер в этой отрасли в 1915 г. В научный оборот введены данные о состоянии отрасли в 1921–1922 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF HEMP BREEDING IN RUSSIA AND KURSK PROVINCE IN THE MILITARY-REVOLUTIONARY PERIOD 1914–1922

The article analyzes the state of hemp growing in Kursk province in the military revolutionary period of 1914-1922. Based on the materials of the State Archive of the Kursk region, the state of affairs in the hemp breeding of the studied region during the First World War is presented. The measures aimed at improving anti-crisis measures in this industry in 1915 are analyzed. Data on the state of the industry in 1921-1922 were introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ КОНОПЛЕВОДСТВА В РОССИИ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1914–1922 ГГ.»

УДК 93/94

СОСТОЯНИЕ КОНОПЛЕВОДСТВА В РОССИИ И КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1914-1922 ГГ.

© 2023 А. В. Выскребенцев

соискатель кафедры истории России e-mail: aww8946@mail. ru

Курский государственный университет

В статье анализируется состояние коноплеводства Курской губернии в военно-революционный период 1914-1922 гг. На материалах Государственного архива Курской области представлено положение дел в коноплеводстве исследуемого региона в годы Первой мировой войны. Проанализированы мероприятия, направленные на усовершенствование антикризисных мер в этой отрасли в 1915 г. В научный оборот введены данные о состоянии отрасли в 1921-1922 г.

Ключевые слова: коноплеводство, Департамент земледелия, Первая мировая война, революция, гражданская война, пенька, Совет народных комиссаров.

THE STATE OF HEMP BREEDING IN RUSSIA AND KURSK PROVINCE IN THE MILITARY-REVOLUTIONARY PERIOD 1914-1922

© 2023 A. V. Vyskrebentsev

Candidate of the Department of History of Russia e-mail: aww8946@mail. ru

Kursk State University

The article analyzes the state of hemp growing in Kursk province in the military revolutionary period of 1914-1922. Based on the materials of the State Archive of the Kursk region, the state of affairs in the hemp breeding of the studied region during the First World War is presented. The measures aimed at improving anti-crisis measures in this industry in 1915 are analyzed. Data on the state of the industry in 1921-1922 were introduced into scientific circulation.

Keywords: Hemp farming, Agriculture Department, World War I, revolution, civil war, hemp, Council of People's Commissars.

Коноплеводство как отрасль хозяйства всегда играло важную роль в жизни нашей страны. В исследуемый период конопля являлась одной из основных сельскохозяйственных культур в России и ежегодно занимала до 600 000 десятин земли. Кроме того, коноплеводство носило промышленный характер и в экспортной торговле по ценности вывоза продуктов стояло на третьем месте, уступая первые два зерновым культурам и продуктам животноводства. Для крестьянского населения, занимавшегося народными домашними промыслами, оно являлось источником дополнительных денежных заработков [2, л. 11]. В Курской губернии, которая по площади посева конопли занимала второе место в России [1, c. 12], коноплеводство приносило основную часть дохода большинству крестьянских хозяйств (см. табл.). По этому поводу агроном-инструктор земотдела Курской губернии по техническим культурам Ф.Д. Васильев писал: «...Затрачивая огромнейшее количество труда

на возделывание конопли, крестьянское хозяйство выручало определенную сумму денег на покупку хлеба и других продуктов продовольствия, на уплату государственных повинностей и прочего. Без продажи продуктов конопли крестьянин не мог сбалансировать своего бюджета» [1, с. 11].

Средние величины площади посевов конопли в Российской империи за 1905-1909 гг.

Губерния Количество десятин Губерния Количество десятин

Орловская 78617 Смоленская 23456

Курская 63835 Калужская 22495

Черниговская 50262 Тульская 18641

Пензенская 43974 Харьковская 18395

Томская 30331 Симбирская 16512

Полтавская 27842 Могилевская 15925

Тамбовская 27425 Саратовская 14804

Воронежская 26508 Пермская 14802

С началом Первой мировой войны, вызвавшим ограничение экспорта российских промышленных товаров и сырья, возникла проблема реализации продукции данной категории, в том числе и конопли. Призыв большинства специалистов и инструкторов на военную службу и привлечение их к работам по заготовке продовольствия и фуража для армии сказывались на деятельности Департамента земледелия по улучшению и развитию коноплеводства и обработки пеньки. Так, в районе промышленного разведения конопли в 1914 г. оставались на местах всего лишь один специалист, 6 инструкторов и мастеров коноплеводства [6, с. 49-50], при том что в 1913 г. таких специалистов насчитывалось около 12 [7, с. 67]. В целом обеспеченность отрасли специалистами сократилась на 58 %. Подобная ситуация не могла не привести к проявлению кризисных явлений в коноплеводческой отрасли хозяйства.

В это же время возникли значительные затруднения в импорте в Россию многих продуктов и в том числе сноповязального американского шпагата (манильский шпагат), необходимого населению для уборки урожая машинным способом [6, с. 80]. В рамках разработки антикризисных мер в сентябре 1914 г. Департамент земледелия обратился с запросом к регионам - производителям конопляной продукции с целью выявления товарных излишков. Кроме того, предлагалось проработать вопрос о возможных альтернативных вариантах эффективной реализации данной продукции, в том числе и на внутреннем рынке страны.

Подобный запрос поступил и в Курскую губернскую земскую управу, которая по итогам заседания пришла к заключению о необходимости поддержки местных производителей путем выдачи ссуды населению, занимавшемуся кустарным производством продуктов коноплеводства. В Государственный банк был направлен запрос на возможность получения необходимого кредита для субсидирования производителей, на что был получен отказ, в связи со сложной военно-политической и экономической ситуацией. В подобных условиях было принято решение о привлечении частных кредитных организаций (товариществ) для субсидирования производителей продуктов коноплеводства, но, несмотря на определенный положительный эффект, этой меры оказалось недостаточно [1, с. 80].

Уже в 1915 г. Департаментом был предпринят ряд мер по выработке шпагата

из русской пеньки в целях замены им манильского. Для этого он привлёк к работе частные шпагатные фабрики, например Винц и Янцен в Бердянске, Баксант в Клинках и др., а также значительное число кустарей в Орловской и Пензенской губерниях, вырабатывавших сноповязальный шпагат. В это же время были приняты меры к развитию в более широком масштабе производства шпагата в Орловской учебно-показательной пенькопрядильной мастерской, а в самом Орле при посредничестве Орловского земского товарищества было организовано статистическое бюро по коноплеводству. В общей сложности на все мероприятия по коноплеводству в 1915 г. было выделено до 150 000 руб., при том что в 1914 г. средств выделялось до 82 000 руб. [6, c. 50-51]. В целом финансирование увеличилось на 54 %.

При этом стоит отметить еще один немаловажный фактор - это общественное мнение. В начале Первой мировой войны настроения в русском обществе были таковы, что война не будет длительной. К сожалению, расчеты на краткосрочность военного конфликта не оправдались, что объективно потребовало от государства пересмотра экономических отношений внутри страны и переориентирования производства на военные нужды с параллельным сокращением выпуска продукции, невостребованной внутри страны. Под сокращение попали и продукты коноплеводства, в связи с тем что они объективно производились для экспортирования в Западную Европу.

Западные коридоры вывоза пеньковой продукции как основного экспортного сырья из конопли были заблокированы военными действиями, экспорт через южные и северные морские коридоры постепенно падал, что было связано как к сокращением производства внутри страны, так и со сложностями логистического характера [1, c. 80].

Первые признаки беспокойства коноплеводы начали проявлять уже весной 1915 г., когда вследствие прекращения экспорта пеньки и сократившегося на нее спроса со стороны местных скупщиков значительная часть пеньки осталась непроданной. Вот что по этому поводу отмечал представитель компании «Малкольм и Ко» В. Либерман в телеграмме, направленной на имя инспектора сельского хозяйства г. Курска: «Рынок сначала войны и до сих пор находится в веселом настроении. Спрос положительно отсутствует ввиду того, что нет возможности грузить» [3, л. 17].

Таким образом, начиная с 1915 г. та часть пеньки, которая обычно вывозилась за границу, почти полностью задерживалась в пределах губерний частью у самих производителей, частью на складах кредитных товариществ, а главным образом в частных торговых предприятиях. Тем не менее, несмотря даже на создавшийся кризис в сбыте пеньки, площадь посева конопли все же оставалась значительной.

В качестве подтверждения этого факта мы можем привести данные А.М. Дунаевского, указывающего площадь посевов конопли в России в рассматриваемый период. Так, если в 1913 г. площадь посевов конопли составляла порядка 530 тыс. десятин земли, то к 1916 г. она сократилась до 485 тыс. десятин [5, c.79], что составляет порядка 90% от площадей 1913 г.

Начавшаяся Гражданская война в Советской России еще в большей степени ухудшила общее положение коноплеводства. Окруженный со всех сторон белыми армиями промышленный центр РСФСР был отрезан от других производящих районов, вследствие чего Центрально-Черноземные губернии оказались основной базой продовольственного снабжения столиц и фабрично-городских центров. Поэтому приходилось отчуждать в порядке продразверстки от крестьянского хозяйства его продукты в значительно большем размере, чем это позволяло его состояние. Продвижение армии А. И. Деникина в пределы Центрально-Черноземного района и вовлечение его в непосредственную арену гражданской войны еще в большей степени ухудшило положение дел. Крестьянство потеряло значительное количество

рабочего и пользовательского скота, многие сельские и городские строения, мосты и переправы были разрушены, пришли в негодность дороги. Последовавшие неурожайные 1921 и 1922 гг. еще более подорвали и разорили народное хозяйство исследуемого региона [2, л. 307].

В 1922 г. в докладе «Об организации конопляной опытной станции в д. Матвеевой Сморединской волости Фатежского уезда Курской губернии» инструктора Курского губтекстиля А. С. Шафронова отмечалось: «...Посевы конопли сократились более чем на 80%, даже в конопляных районах, где возделывание этого растения было почти единственным источником у крестьян для приобретения денег, крестьяне в настоящее время все свои огороды с гораздо большей охотой засевают картофелем, свеклой или пшеницей, тогда как прежде они считали засеять огород указанными культурами - запустошить землю и упустить главный доход» [4, л. 18].

Общий упадок хозяйственных отношений сопровождался резким сокращением внутреннего производства и полным прекращением ввоза из-за границы машин и орудий. При годовой потребности в сельскохозяйственных машинах и орудиях на сумму 77 647,3 тыс. руб. в 1920 г. их было распределено всего на сумму 4 333,9 тыс. руб. [9, с. 73]

Как мы видим, гражданская война привела к еще более пагубным явлениям в целом в крестьянских хозяйствах и не могла не повлиять на состояние коноплеводческой отрасли. Сравнительный анализ посевов конопли в данный период показывает тенденцию к еще большему ее сокращению. Так, в 1921 г. площадь посева конопли сократилась до 260 тыс. десятин против 485 тыс. десятин в 1916 г. [5, с. 79]. Исследование показало, что за 5 лет площадь сократилась на 46 %. Общероссийское снижение посевов конопли подтверждается и данными по Курской губернии в период 1916 по 1922 г. Оно сократилось с 53 тысяч десятин до 36 тысяч, что составило около 32 % [1, с. 17].

В целях расширения площади посевов технических культур (льна и конопли) в 1920 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «Об организации посевов льна и конопли», в котором указывалось, что «. селения, переходящие к многопольным севооборотам льна и конопли или значительно увеличившие посев этих растений пользуются правом на применение к ним льгот, устанавливаемых декретом от 27 мая 1920 г. об увеличении землепользования в трудовых хозяйствах» [8, с. 683-684]. По декрету в договорном порядке продовольственные органы в обмен на сданный урожай льна и конопли должны были снабжать население продуктами продовольствия и предметами широкого потребления, а коллективные хозяйства -семенами, сельскохозяйственными машинами и другим земледельческим инвентарем.

Проводя анализ изменений в отрасли коноплеводства после 1921 г., мы видим, что уже к 1922 г. наблюдается постепенный рост и восстановление показателей. В 1922 г. площадь посевов конопли увеличилась до 280 тысяч десятин, а к 1923 г. -до 366,3 тыс. [5, с. 79]. По отношению к 1921 г. рост составил более 40 %. По Курской губернии он вырос с 39 665 десятин до 39 734 десятин, что примерно равно 2 % [1, с. 17].

Таким образом, мы видим, что общая тенденция на увеличение площади посева конопли в данный период не случайна и вызвана политикой государства. Также можно отметить и другие причины, такие как окончание гражданской войны, замена продразверстки продналогом, урегулирование вопросов землепользования, появление избытка рабочих рук после демобилизаций армии и, наконец, изменившееся соотношение цен на хлебные продукты и пеньку в пользу последней.

Библиографический список

1. Васильев, Ф. Д. Коноплеводство в Курской губернии / Ф. Д. Васильев. - Курск: Изд. Курского Губплана, 1924. - 96 с.

2. Государственный архив Курской (ГАКО). - Ф. Р-652. - Оп. 1. - Д. 155.

3. ГАКО. - Ф. 1504. - Оп. 1. - Д. 228.

4. ГАКО. - Ф. Р-652. - Оп. 1. - Д. 44.

5. Дунаевский, А. М. Льноводство и коноплеводство: Пути восстановления и развития / А. М. Дунаевский. - Москва: Новая деревня, 1925. - 88 с.

6. Ежегодник Главного управления землеустройства и земледелия по Департаменту земледелия и Лесному департаменту / ГУЗ и З. Департамент земледелия. Г. [8]. 1914. - Санкт-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1915. -926 с.

7. Ежегодник Главного управления землеустройства и земледелия по Департаменту земледелия и Лесному департаменту / ГУЗ и З. Департамент земледелия. Г. [7]. 1913. - Санкт-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1914. -719 с.

8. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Декрет Совета Народных Комиссаров. Об организации посевов льна и конопли. С. 683-684 [Электронный ресурс]. - URL: https://istmat.org/node/42780. (дата обращения: 28.08.2023)

9. Чунтулов, В. Т. История народного хозяйства СССР: Эпоха социализма: учебное пособие / В. Т. Чунтулов. - Киев: Изд-во Киев. ун-та, 1962. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.