Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ КАДРОВ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1938 – 1941 ГГ.'

СОСТОЯНИЕ КАДРОВ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1938 – 1941 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный суд / юстиция / Среднее Поволжье / юридическое образование / уголовная преступность / court / justice / Middle Volga region / legal education / criminal offenses

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашкин Андрей Геннадьевич

В статье приведены результаты анализа процессов кадрового обеспечения судебных органов в предвоенное время на территории Среднего Поволжья. Определенными вызовами к улучшению качественного состава работников судебных органов были низкий уровень оплаты труда по сравнению с работниками органов охраны правопорядка и прокуратуры, перемещения судей на партийную, советскую и хозяйственную работу без согласования с областным Управлением Наркомата юстиции, сложности при получении профессионального образования. Тем не менее, в течение 1939 – 1940 гг. контингент народных судей, ответственных работников Куйбышевского областного суда и областного управления наркомата юстиции был пополнен специалистами, имевшими опыт работы в правовой сфере более 5 лет, а также необходимый уровень профессионального образования. Проведенные мероприятия отразились на качестве работы судов; число «брака» в исследуемый период снизилось с 19,47% до 12,89%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пашкин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF GOURTS OF LAW IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1938-1941

The article presents the results of an analysis of the processes of staffing judicial bodies in the pre-war period in the Middle Volga region. Certain challenges to improving the quality of judicial staff were the low level of remuneration compared to employees of law enforcement and prosecutor's offices, the relocation of judges to party, Soviet and economic work without coordination with the regional department of the People's Commissariat of Justice, difficulties in obtaining professional education. Nevertheless, during 1939 – 1940, the contingent of people's judges, responsible employees of the Kuibyshev Regional Court and the regional administration of the People's Commissariat of Justice was replenished with specialists who had more than 5 years of experience in the legal field, as well as the necessary level of professional education. The measures taken affected the quality of the work of the courts; the number of "defects" in the study period decreased from 19.47% to 12.89%.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ КАДРОВ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В 1938 – 1941 ГГ.»

2. Monahinya Sergiya (Kalamkarova). Istochniki informacii o duhovenstve Vladimirskoj oblasti v sovetskoe vremya // Istochniki informacii o duhovenstve Vladimirskoj oblasti v sovetskoe vremya. / Uspenskij zhenskij monastyr' (alexandrov-obitel.ru) (Data obrashcheniya 23 avgusta 2023 g.)

3. Gosudarstvennyj arhiv Vladimirskoj oblasti (GAVO). F.767. Op.3. D. 182.

4. Podvig very (novomucheniki i ispovedniki Aleksandrovskoj eparhii) // Nikolaj Molitvoslovov - Podvig very (podvigvery.ru) (Data obrashcheniya 29 avgusta 2023 g.).

5. GAVO. F.48. Op.lO. D. 442.

6. GAVO. F.R-36. Op.1. D. 38.

7. Krasil'nikov S.A. Trud v rannesovetskom obshchestve v social'nom i pravovom izmereniyah // Stanovlenie sovetskoj gosudarstvennosti: vybor puti i ego posledstviya: Materialy XIV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg, 22-25 iyunya 2022 g. - M.: Politicheskaya enciklopediya; Prezidentskij centr B. N. El'cina, 2022.

8. Kalinin M.I. O lishencah [Elektronnyj resurs] // sajt «Nashe rodoslovie». URL: http://oldmikk.ru/Page3_let_turma_lishentsi.html (data obrashcheniya 06.01.2024 g.)

9. GAVO. F.R-52. Op.10. D. 16.

10. GAVO. F.R-25. Op.7. D. 3.

11. GAVO. F.R-25. Op.7. D. 12.

12. Turicyn I.V. Velikaya rossijskaya revolyuciya 1905-1927 gg.: ot istoricheskih klishe - k novomu ponimaniyu fenomena // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - №6. - S.30-39.

КОТЛЕЦОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - старший преподаватель кафедры истории, археологии и краеведения, Гуманитарный институт, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (kotletsov1993@yandex.ru).

KOTLETSOV, VLADIMIR V. - Senior Lecturer, Department of History, Archeology and Local History, Humanitarian Institute, Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov (kotletsov1993@yandex.ru).

УДК 93(908)+347.962 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-78-84

ПАШКИН А.Г.

СОСТОЯНИЕ КАДРОВ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

В 1938 - 1941 ГГ.

Ключевые слова: народный суд, юстиция, Среднее Поволжье, юридическое образование, уголовная преступность.

В статье приведены результаты анализа процессов кадрового обеспечения судебных органов в предвоенное время на территории Среднего Поволжья. Определенными вызовами к улучшению качественного состава работников судебных органов были низкий уровень оплаты труда по сравнению с работниками органов охраны правопорядка и прокуратуры, перемещения судей на партийную, советскую и хозяйственную работу без согласования с областным Управлением Наркомата юстиции, сложности при получении профессионального образования. Тем не менее, в течение 1939 - 1940 гг. контингент народных судей, ответственных работников Куйбышевского областного суда и областного управления наркомата юстиции был пополнен специалистами, имевшими опыт работы в правовой сфере более 5 лет, а также необходимый уровень профессионального образования. Проведенные мероприятия отразились на качестве работы судов; число «брака» в исследуемый период снизилось с 19,47% до 12,89%.

PASHKIN, A G.

STAFFING OF GOURTS OF LAW IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1938-1941

Key words: court, justice, Middle Volga region, legal education, criminal offenses.

The article presents the results of an analysis of the processes of staffing judicial bodies in the pre-war period in the Middle Volga region. Certain challenges to improving the quality of judicial staff were the low level of remuneration compared to employees of law enforcement and prosecutor's offices, the relocation of judges to party, Soviet and economic work without coordination with the regional department of the People's Commissariat of Justice, difficulties in obtaining professional education. Nevertheless, during 1939 - 1940, the contingent of people's judges, responsible employees of the Kuibyshev Regional Court and the regional administration of the People's Commissariat of Justice was replenished with specialists who had more than 5 years of experience in the legal field, as well as the necessary level of professional education. The measures taken affected the quality of the work of the courts; the number of "defects" in the study period decreased from 19.47% to 12.89%.

Проблемы функционирования судебной власти вызывают существенный интерес населения страны. Средства массовой информации, электронные каналы в социальных сетях уделяют особое внимание опубликованию приговоров, правовой оценке тех или иных действий, которые озвучивают судьи и т.д. Оказывающие известное влияние на современную модель основы советского судоустройства, отличавшегося публичностью (в частности, выборность народных судей, их отчетность перед избирателями и пр.), были заложены еще в первые десятилетия существования Советского государства. В это же время была предпринята попытка обеспечения судебной системы профессиональными кадрами. Тем не менее, до настоящего времени проблема реализации судебной реформы 1938 г. изучена весьма слабо, а в отношении территориальных границ Среднего Поволжья не рассматривалась исследователями вовсе.

Хронологические рамки статьи охватывают период с сентября 1938 г., когда был введен в действие закон от 8 августа 1938 г. «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»

и до июня 1941 года. Источниковую основу составили материалы из фондов Центрального государственного архива Самарской области (Ф. Р-660 «Управление Наркомата юстиции по Куйбышевской области», Ф. Р-9458 «Куйбышевский областной суд»), Самарского областного государственного архива социально-политической истории (Ф. 656 «Куйбышевский обком ВКП(б)»), Государственного архива новейшей истории Ульяновской области. Так, в ежеквартальных и годовых отчетах Управления Наркомата юстиции по Куйбышевской области содержатся важнейшие сведения о составе и движении кадров судебных органов. Информационные справки партийных организаций позволяют раскрыть проблемные вопросы в деле обеспечения работы судебной системы, а также пути их решения и полученные результаты.

8 августа 1938 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Он являлся продолжением реформы, заложенной Конституцией СССР 1936 г., когда непосредственно низовые судебные инстанции - народные суды, обрели управленческий институт в виде региональных управлений Народного комиссариата юстиции, а органы следствия и надзора были выведены в отдельную структуру [1, с. 281]. Закон был направлен на укрепление и повышение статуса народных судов, так как предусматривал выборность народных судей и народных заседателей путем всеобщего голосования, и освобождении их от должности лишь по отзывам избирателей, либо по приговору суда [2]. Таким образом, достигалась независимость народных судов от местных партийных и советских организаций. Кроме того, упомянутый выше закон в значительной степени расширял подсудность народных судов. Также народный судья имел право возвращать дело прокурору на доследование, прекращать уголовное дело за отсутствием состава преступления [3, с. 98-107]. Следовательно, народный судья должен был иметь качественную профессиональную подготовку, досконально разбираться в уголовном и гражданском праве и уметь применять свои знания на практике.

По реформе 1936 г. из обязанностей областных судов были изъяты вопросы административно-организационного обеспечения деятельности народных судов. Этот функционал был полностью передан региональным Управлениям Наркомата Юстиции (УНКЮ), которые функционировали при областных и республиканских Советах [4, с. 152]. Это, в свою очередь, давало возможность областным судам сосредоточится непосредственно на своем основном функционале - работе в первой и второй инстанции по уголовным и гражданским делам. В свою очередь, как региональные УНКЮ, так и областные суды были уполномочены изучать материалы народных судов, проводить обобщение судебных практик по той или иной категории дел.

Известный историк права А.Я. Кодинцев отметил, что формирование Наркомата юстиции СССР продолжалось в течение двух лет, и было сопряжено с достаточно серьезными внутренними конфликтами. Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в свою очередь, завершил эти процессы, создав единую систему юстиции на территории страны [5, с. 276277]. Это в определенной степени объясняет тот факт, что укомплектование кадрами Куйбышевского областного УНКЮ в исследуемый период было сопряжено с определенными трудностями.

Главной из проблем, которая в 1938-1939 гг. наблюдалась при формировании аппарата Куйбышевского областного УНКЮ, была низкая заработная плата. Так, при переходе с должности народного судьи на должность начальника отдела работник терял 25 - 30% ежемесячного заработка. Заработная плата ревизора была и того ниже - 300 руб. в месяц. В результате, большинство опытных и результативных народных судей отвечали отказом на предложение перейти на работу в Управление. Попытки осуществить перевод воздействием по партийной линии также не приносили существенных результатов, так как райкомы партии в большинстве случаев отвечали обкому ВКП(б) просьбой оставить народного судью на прежнем месте работы, отмечая не только профессиональные навыки, необходимые для развития района, но и весомую общественную работу, проводимую народным судом. Обком, в свою очередь, также принимал сторону райкома партии. В сентябре 1939 г., в связи с серьезными недостатками в работе народных судов, произошла смена руководства УНКЮ.

Предпринятые к этому времени попытки укомплектовать аппарат Управления нельзя признать успешными. Так, по состоянию на 1 января 1940 г. в штате управления имелось 5 ставок ревизоров, и до июня 1940 г. они оставались вакантными [6, л. 189]. Только во втором полугодии

1940 г. 14 народных судей были переведены на работу в аппарат наркомата юстиции на должности начальников отделов, секторов, а также инспекторов. В целом, к 1 апреля 1941 г. штат УНКЮ в количестве 30 единиц был полностью укомплектован. Начальник УНКЮ к этому времени получил высшее юридическое образование и работал в должности почти 2 года. Из 5 начальников отделений и заведующих секторами высшее образование имел лишь один, двое работали без какой-либо юридической подготовки. При этом все имели опыт работы в органах юстиции более

5 лет. Ревизоры и консультанты в полном составе имели высшее юридическое образование и опыт работы более 3 лет [7, л. 1].

В течение 1939 г. были проведены серьезные перестановки и в составе Куйбышевского областного суда. По штату в облсуде, помимо председателя и двух его заместителей по уголовным и гражданским делам, имелось еще 20 ставок членов суда, но к 1 января 1940 г. две ставки оставались вакантными. В сентябре 1939 г. была произведена замена председателя областного суда, затем последовала и смена работников. Всего за год сменилось 39% от всего состава, в большинстве случаев в связи с убытием на службу добровольцами в РККА, а также на партийную и профсоюзную работу. Из нового состава облсуда высшее юридическое образование имели председатель облсуда и его заместитель по гражданским делам. Еще 4 работника облсуда имели образование в объеме юридической школы, 8 человек - в объеме юридических курсов. Остальные

6 человек, не имевшие профессионального образования, поступили в 1940 г. на заочное отделение Куйбышевской юридической школы. Тем не менее, состав был весьма опытным: из 23 человек 16 имели опыт работы в органах юстиции более 5 лет [8, л. 39]. По состоянию на 1 апреля 1941 г. штат работников Куйбышевского облсуда был доведен до 50 единиц, при этом в число ответственных работников по-прежнему входили председатель суда, два его заместителя и 17 членов. Штат был укомплектован полностью. Все ответственные работники имели стаж работы более 3 лет. Однако большинство членов облсуда так и не получили специальной подготовки. К апрелю 1941 г. высшее юридическое образование имели 3 члена облсуда, незаконченное высшее образование - 4. Двое окончили юридическую школу и еще четверо - продолжали обучение в ней. Также 2 члена облсуда имели подготовку в объеме юридических курсов [7, л. 1 об.].

К ноябрю 1938 г. сеть народных судов на территории Куйбышевской области включала 108 участков. В 1939 г. сеть была увеличена до 113 народных участков, в том числе 79 сельских. В 1940 г. Куйбышевское областное УНКЮ потребовало от республиканского наркомата увеличить количество народных судов еще на 9 участков, но просьба была удовлетворена только в отношении трёх новых участков. Отклонение просьбы заставило Управление в сентябре 1940 г. по причине большого поступления дел по Указу от 26 июня 1940 г. закрыть 2 сельских участка и вместо них открыть 2 участка в промышленных районах г. Куйбышева [8, л. 174].

Несмотря на тот факт, что на территории Куйбышевской области функционировали Консультационный пункт Саратовского юридического института, а также Куйбышевская областная юридическая школа, численность лиц из состава народных судей, имевших профессиональное правовое образование, к осени 1938 г. была весьма низкой. Реальная выборность судей в предвоенное время реализована не была, и система назначения продолжала функционировать до 1948 года. Количество лиц в сельских районах области, имевших юридическое образование и не занятых в системе правоохранительных и судебно-следственных органов, было крайне малым. Поэтому райкомы партии весьма свободно запрашивали от обкома ВКП(б) согласование на должности народного судьи лиц, не имевших ни опыта практической юридической работы, ни соответствующего образования [10, л. 91].

К началу 1940 г. состав судей в Куйбышевской области был в большинстве случаев все же сформирован. Так, по итогам 1939 г. оставались вакантными 2 ставки нарсудьи в сельских участках и 2 - в городских. За них с января 1940 г. обязанность исполняли народные заседатели, которые к лету 1940 г. получили назначения на вакантные должности. Именно к этому времени, т.е. спустя почти полтора года с начала реформы, удалось сформировать приемлемый по образовательному уровню и стажу работы контингент народных судей. Из их числа 10 человек имели опыт работы в судебных органах более 10 лет, 51 человек - более 3 лет. По состоянию на 1 апреля 1941 г., вакантными оставались должности народных судей в четырех участках. За год уровень образованности нарсудей удалось увеличить. Так, высшее юридическое образование имели 7 человек, среднее юридическое - 38, в объеме юридических курсов - 15. Кроме того,

продолжали обучение по специальности еще 16 человек [7, л. 2]. На оставшихся судей, не желавших получить необходимую подготовку, административный отдел Куйбышевского обкома ВКП(б) решил воздействовать через районные партийные организации. Секретарям райкомов партии было поручено до августа 1941 г. добиться поступления работавших без должного образования судей на юридические курсы, либо подобрать кандидатуры с соответствующим уровнем образования, а также желавших его получить [11, л. 29].

Тем не менее, из года в год наблюдалась постоянная текучесть кадров. В течение 1939 г. из 112 народных судей сменилось 68. В большинстве случаев причиной оставления поста являлось собственное желание, и только 27 человек были сняты с постов, как не справившиеся с работой. За второе полугодие 1940 г. на территории области сменилось 78% народных судей, за первый квартал 1941 г. - еще 8% [9, л. 174].

Существовал ряд факторов, негативно влиявших на комплектование состава народных судей. Не способствовал закреплению опытных специалистов весьма низкий уровень оплаты труда и, в целом, материального обеспечения судебных работников. В ноябре 1938 г. было утверждено весьма существенное повышение заработной платы районных прокуроров и народных следователей районных прокуратур. Так, если до реформы заработная плата их колебалась от 400 руб. до 500 руб. в месяц, то уже с декабря 1938 г. возросла с 580 руб. до 800 руб. в месяц. В свою очередь, заработная плата народных судей осталась на прежнем уровне. К январю 1940 г. Куйбышевское областное УНКЮ стало регистрировать весьма большое количество попыток нарсудей, особенно имевших профессиональное юридическое образование, перейти на работу в органы прокуратуры. Управление обратилось к обкому ВКП(б) и Облсовету с просьбой увеличить заработную плату судебных работников, но реакции на просьбу не последовало [8, л. 40 об.]. В данном вопросе весьма жесткую позицию занял отдел административных органов Куйбышевского обкома ВКП(б). Так, на просьбу, направленную народным судьей Ново-Малыклинского района в райком партии с просьбой о переводе его на должность прокурора района заведующий отделом ответил, что обкому известно о корыстной причине такого перевода и порекомендовал судье продолжить работу в своей настоящей должности [12, л.л. 17-20].

Систему оплаты труда народных судей нельзя назвать прозрачной. Так, только в течение

1939 г. в Куйбышевский обком ВКП(б) обратилось 12 нарсудей, получавших минимальный оклад в 400 руб. Они указывали, что у их коллег на соседних участках территория, численность населения и количество поступавших уголовных и гражданских дел меньше, но заработная плата составляет 500 рублей. Тем не менее, вплоть до начала Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. сохранялась система оплаты труда, утвержденная постановлением Куйбышевского облисполкома от 15 июля 1936 г. Для народного судьи, работавшего на участке в сельской местности, месячный оклад составлял 400 руб., если же участок располагался в границах города, размер оклада был на 100 руб. выше [13, л.л. 45, 51].

Также в довоенное время на территории Куйбышевской области наблюдался и процесс утраты наиболее опытных кадров. Во-первых, это было связано с необходимостью формирования сети народных судов на территории новых республик СССР. Так, в течение 1940 г. для работы в прибалтийских республиках были переведены 10 лучших народных судей Куйбышевской области [9, л. 174]. Во-вторых, партийные организации зачастую рассматривали судей, имевших среднее специальное образование, как собственный кадровый ресурс, и переводили их на работу в районные комитеты ВКП(б) без какого-либо согласования с УНКЮ. Таким образом, в течение

1940 г. из органов нарсуда на должности начальников отделов перешли народные судьи 2-го участка Барышского района, Мелекесского района. УНКЮ было вынуждено обратиться в Куйбышевский обком ВКП(б) с просьбой прекратить подобные переводы [14, л.л. 149-150]. Кроме того, наблюдались и случаи собственной инициативы нарсудей в переводе их на хозяйственную работу. Так, судья Ново-Малыклинского района просил райком партии перевести его на вакантную должность начальника отдела исполкома райсовета по причине низкой заработной платы, на которую он не был в состоянии обеспечить достойное существование своей семьи [15, л.л. 8-11].

Весьма негативную роль в качестве работы народных судов играла дополнительная нагрузка. Несмотря на тот факт, что ст. 19 Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» предусматривала возложение обязанностей народного судьи в случае его

временного отсутствия на одного из народных заседателей [16, с. 215], вплоть до января 1940 г. УНКЮ практиковало вызов для рассмотрения уголовных и гражданских дел народных судей из соседних участков. Связано это было с опасением правовой некомпетентности большинства народных заседателей, которые не имели соответствующей юридической подготовки. Тем не менее, с января 1940 г., после получения ультимативного требования со стороны НКЮ РСФСР, а также Куйбышевского обкома ВКП(б) Куйбышевское областное УНКЮ прекратило вызов народных судей с соседних участков. Всего в 1940 г. решение о возложении обязанностей народного судьи на народного заседателя было принято исполкомами районных Советов депутатов трудящихся 130 раз. В большинстве случаев народные заседатели заменяли судей на время очередного отпуска, и лишь в 14 случаях таковое имело место быть по причине вакантной ставки народного судьи.

В отличие от состава народных судей, аппараты народных судов в предвоенное время были укомплектованы весьма слабо, здесь наблюдалась существенная текучесть кадров. Основной причиной такого положения дел был весьма посредственный уровень оплаты труда, о чем областное УНКЮ неоднократно сообщало как в местные партийные и советские организации, так и в НКЮ РСФСР. За период с июня 1938 г. по январь 1941 г. в среднем по каждому суду Куйбышевской области сменилось по 5 секретарей канцелярии, по 4 секретаря судебных заседаний и по 6 делопроизводителей. В судах Куйбышева, Сызрани, Мелекесса на должность работников канцелярии были приняты несовершеннолетние граждане. Кроме того, сложилась весьма негативная тенденция, когда после получения профессионального юридического образования судебные работники переходили на более высокооплачиваемую работу в органы прокуратуры и НКВД. Так, в докладной записке на имя секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б) сообщалось, что среди лиц, окончивших в 1940 г. юридические курсы, не нашлось желающих поступить на работу на должность секретаря суда или судебного заседания [8, л. 166].

В определенной степени, повышению образовательного уровня судебных работников должна была способствовать Куйбышевская областная юридическая школа. В 1938/1939 учебном году школа функционировала в формате одногодичной, с численностью обучавшихся в 100 человек. Тем не менее, среди выпускников этого года значилось лишь 2 народных судьи. С сентября 1939 г. школа была переведена на двухгодичную систему обучения. Однако это предопределило направление в учебное заведение абитуриентов из соседних регионов. Так, в 1939/1940 учебном году квота для Куйбышевской области составила 88 мест. В 1940/1941 учебном году в школе получали образование 110 человек, в том числе 62 человека успешно завершили обучение на втором курсе. Тем не менее, практических работников было мало, и среди выпускников значились один народный судья и 7 секретарей судебного заседания. Среди студентов первого курса образование в данном учебном году получали также 8 работников аппарата Куйбышевского областного УНКЮ [17, л. 49].

Для улучшения образовательного уровня работников судебных органов в 1939 г. Куйбышевское областное Управление НКЮ добилось от наркомата юстиции РСФСР разрешения открыть при областной юридической школе заочные курсы. Изначально предусматривалось, что обучение будет проходить в 2 потока, но в 1940 г. было проведено 4 потока слушателей. Всего до июля 1941 г. обучение успели завершить 105 человек, в том числе 2 народных судьи и 7 сотрудников аппарата областного УНКЮ [18, л. 4].

Функционирование Куйбышевской областной юридической школы сталкивалось с весьма существенными проблемами. Кроме весьма низкой стипендии, которую получали студенты очного отделения, в школе отсутствовали сколь-нибудь приемлемые бытовые условия. Размер стипендии в 200 руб. был крайне низким, и существенно снижал попытки поступления в школу тех, кто уже обзавелся семьями [17, л.л. 49-50]. Сама школа размещалась в здании УНКЮ, где также функционировали Куйбышевская областная прокуратура и два судебных участка. Общежитие располагалось в подвальном помещении, а после того, как в 1939 г. оно было признано непригодным для проживания, студентов переселили в приспособленный сарай, возведенный во дворе здания. В предвоенное время УНКЮ неоднократно обращалось в республиканский наркомат юстиции и в СНК СССР с просьбой о выделении средств для проведения ремонта. В качестве аргументов использовались не только практические, но и идеологические, так как во

время пребывания в Самаре в здании работал В.И. Ульянов (Ленин). Тем не менее, просьбы областного Управления были оставлены без ответа.

Учитывая, что ни очное, ни заочное обучение в областной юридической школе не нашло отклика среди народных судей и народных заседателей, областное УНКЮ открыло на своей базе правовую академию. Лекции здесь читали 4 работника Куйбышевского областного суда и 7 наиболее опытных народных судей г. Куйбышева. Правовая академия функционировала как система внутренней профессиональной учебы для органов суда и нотариата, что предопределило изучение в ней практических вопросов правоприменения.

Также в Куйбышеве имелись учебно-консультационные пункт Саратовского заочного юридического института и консультационный пункт Центральной заочной юридической школы. В первом заведение с 1938 г. по июнь 1941 г. прошли обучение 135 студентов, в том числе 20 поступили в 1940/1941 учебном году. Из общего количества студентов в учебно-консультационном пункте проходили обучение 4 члена Куйбышевского областного суда и 2 народных судьи. В консультационном пункте Центральной заочной юридической школы срок обучения составлял 3 года, а общее количество студентов к сентябрю 1940 г. составило 155 человек, при том что 111 студентов обучались на первом курсе. Среди заочников обучение проходили 3 члена Куйбышевского областного суда, 25 народных судей, 13 секретарей судов. Однако, в первом полугодии 1940 г. студенты были переведены в Чкаловский и Пензенский консультационные пункты, а в сентябре 1940 г. на первый курс было принято 87 человек [8, л. 169].

Подводя итоги обзору работы в сфере формирования кадрового состава судебных органов на территории Куйбышевской области, необходимо обозначить такой важный фактор, как качество работы судей. Оценить его можно по соотношению количества привлеченных к уголовной ответственности с количеством оправданных по суду. В официальных документах этот показатель именовался «браком» в работе судебных органов, так как предполагалось, что если в ходе предварительного судебного следствия будут выявлены факты, оправдывающие подсудимого, то такое дело необходимо было прекращать производством без рассмотрения на судебном заседании. В случае же вынесения оправдательного приговора качество предварительного судебного расследования, которое осуществлял народный судья, либо член областного суда, считалось низким, а работа его - некачественной. Согласно ежеквартальным отчетам Управления наркомата юстиции, в 1939 г. доля лиц, оправданных по суду первой инстанции, составляла 19,47%. В первом квартале 1940 г. этот показатель снизился до 16,75%, в 4 квартале того же года - до 14,80%, в первом полугодии 1941 г. - до 12,89% [19, л. 1об.; 20, л.л. 2об., 5об.; 21, л. 2об.].

Основываясь на данных показателях, можно сделать вывод о том, что в целом в границах Куйбышевской области в предвоенные годы удалось повысить компетентность работников судебных органов, что в определенной степени оказало положительное влияние на качество их работы.

Литература и источники

1. Кожевников М.В. История советского суда / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.

2. Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1938. - №11.

3. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1953 г. / под. ред. к.ю.н. Мандельштам Ю.И. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956.

4. Михеев Д.Ю. Конституция СССР 1936 г. как фактор изменений в работе судебных органов Сибири // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. - 2020. - №4.

5. Кодинцев А.Я. Законопроект о судоустройстве СССР и борьба за власть в органах советской юстиции в 1937-1938 гг. // Судебная правовая политика в России и зарубежных странах. Коллективная монография. - СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019.

6. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-660. Оп. 1. Д. 40.

7. ЦГАСО. Ф. Р-660. Оп. 1. Д. 63.

8. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 18. Д. 17.

9. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 70. Д. 33.

10. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИУО). Ф. 24. Оп. 1. Д. 51.

11. ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1887.

12. ГАНИУО. Ф. 37. Оп.1. Д. 193.

13. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 30. Д. 506.

14. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 30. Д. 504.

15. ГАНИУО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 343.

16. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного совета СССР. 1938-1944 гг. - М.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1945.

17. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 30. Д. 505.

18. ЦГАСО. Ф. Р-660. Оп. 1. Д. 53.

19. ЦГАСО. Ф. Р-9458. Оп. 16. Д. 4.

20. ЦГАСО. Ф. Р-9458. Оп. 16. Д. 10.

21. ЦГАСО. Ф. Р-9458. Оп. 16. Д. 13.

References and Sources

1. Kozhevnikov M.V. Istoriya sovetskogo suda / pod red. I.T. Golyakova. - M.: Yuridicheskoe izdatel'stvo Ministerstva yusticii SSSR, 1948.

2. Zakon SSSR «O sudoustrojstve SSSR, soyuznyh i avtonomnyh respublik» // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. - 1938. - №11.

3. Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR. 1938 g. - iyul' 1953 g. / pod. red. k.yu.n. Mandel'shtam Yu.I. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo yuridicheskoj literatury, 1956.

4. Miheev D.Yu. Konstituciya SSSR 1936 g. kak faktor izmenenij v rabote sudebnyh organov Sibiri // Istoriko-pravovye problemy: novyj rakurs. -2020. - №4.

5. Kodincev A.Ya. Zakonoproekt o sudoustrojstve SSSR i bor'ba za vlast' v organah sovetskoj yusticii v 1937-1938 gg. // Sudebnaya pravovaya politika v Rossii i zarubezhnyh stranah. Kollektivnaya monografiya. - SPb.: Centr nauchno-informacionnyh tekhnologij «Asterion», 2019.

6. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Samarskoj oblasti (CGASO). F. R-660. Op. 1. D. 40.

7. CGASO. F. R-660. Op. 1. D. 63.

8. Samarskij oblastnoj gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (SOGASPI). F. 656. Op. 18. D. 17.

9. SOGASPI. F. 656. Op. 70. D. 33.

10. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Ul'yanovskoj oblasti (GANIUO). F. 24. Op. 1. D. 51.

11. GANIUO. F. 13. Op. 1. D. 1887.

12. GANIUO. F. 37. Op.1. D. 193.

13. SOGASPI. F. 656. Op. 30. D. 506.

14. SOGASPI. F. 656. Op. 30. D. 504.

15. GANIUO. F. 108. Op. 1. D. 343.

16. Sbornik zakonov SSSR i Ukazov Prezidiuma Verhovnogo soveta SSSR. 1938-1944 gg. - M.: Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR, 1945.

17. SOGASPI. F. 656. Op. 30. D. 505.

18. CGASO. F. R-660. Op. 1. D. 53.

19. CGASO. F. R-9458. Op. 16. D. 4.

20. CGASO. F. R-9458. Op. 16. D. 10.

21. CGASO. F. R-9458. Op. 16. D. 13.

ПАШКИН АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, директор Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, докторант Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. PASHKIN, ANDREY G. - Ph.D. in History, Director of the State Archive of the contemporary History of the Ulyanovsk region, doctoral student of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (pashkin.ag@mail.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 94(47).084.8:355.354:48 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-84-89

БЕЛОУСОВ В.В.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 3-ГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОГО КОРПУСА В СЕНТЯБРЕ

1941 ГОДА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, воздушно-десантные войска, 3-й воздушно-десантный корпус, боевые действия.

Статья посвящена анализу боевого донесения командира 3-го воздушно-десантного корпуса полковника И.И. Затевахина о боевых действиях своего подразделения за период с 4 по 18 сентября 1941 года, в котором раскрываются особенности боевой работы в боях на Украине. Исследование показало, что бойцы и командиры корпуса проявили лучшие качества кадровых частей Красной Армии - высокую боевую выучку и слаженность действий даже в критических условиях, например, в окружении. Анализ донесения командира корпуса позволил сделать вывод о то, что общий уровень подготовки советских войск, особенно воздушно-десантных частей, был достаточно высок, но реализовать их потенциал было возможно только при грамотном руководстве, что и продемонстрировали действия полковника И.И. Затевахина и его штаба в период сентябрьских боев.

BELOUSOV, V.V.

MILITARY OPERATIONS OF THE 3rd AIRBORNE CORPS IN 1941: REVISITING THE EFFECTIVENESS OF

LANDING FORCES OF THE RED ARMY

Key words: the Great Patriotic War, airborne troops, 3-rd airborne corps, action of fighting

The article analyzes a document disclosing specific features of military activities of the 3rd airborne corps in fighting for Ukraine in September, 1941. The research has shown that the corps soldiers and commanding officers showed the best abilities characteristic for regular units of the Red Army, great combat skills and cohesion even in critical conditions, for example when they were surrounded and isolated. Analysis of a report from the corps commander suggests that the general level of military training in the Soviet army, especially in airborne units, was high enough, but their potential could be unlocked only in case of competent command, which was demonstrated by activities of colonel I. Zatevakhin and his staff during the September fighting.

Развитие военного искусства обеспечивает в первую очередь боевая практика. Недаром именно реальные войны становятся самым сильным толчком к эволюции как вооружения, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.