Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)'

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / ПРОКУРАТУРА / УГОЛОВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашкин Андрей Геннадьевич

Введение. Изучение деятельности прокуратуры и суда по поддержанию трудовой дисциплины является важным для понимания механизмов подготовки СССР к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Цель статьи заключается в реконструкции процессов, протекавших в судебно-следственных органах Среднего Поволжья в свете совместного постановления Совета народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1939 г. «Об укреплении трудовой дисциплины» и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Материалы и методы. Исследование построено на анализе документальных комплексов партийных организаций, органов прокуратуры и суда из фондов Государственного архива Российской Федерации и трех региональных архивов, что предопределило использование конкретно-исторических методов, необходимых для детального изучения взаимосвязанных процессов возникновения новых судебных практик при переходе деяний из сферы административного в сферу уголовного права. Результаты исследования. Несмотря на тенденции ужесточения последствий нарушений трудового распорядка, наблюдавшиеся в партийно-государственной политике СССР в конце 1930-х гг., органы суда и прокуратуры Среднего Поволжья не были подготовлены к ее реализации. С июля 1940 г. за счет поступления уголовных дел по указу от 26 июня 1940 г. объемы работы народных судов возросли в среднем в 6 раз. Низкая правовая культура руководителей предприятий и учреждений приводила к небрежному оформлению документов на нарушителей, что требовало от работников прокуратуры и суда качественного предварительного расследования. В то же время Куйбышевское управление Народного комиссариата юстиции в течение нескольких месяцев не направляло судьям каких-либо разъяснений, исключительно требуя соблюдения пятидневного срока рассмотрения дел. Фактически народные судьи были предоставлены сами себе, не имели обобщенной практики судебных процессов, в силу чего приговоры и меры уголовного преследования по однотипным преступлениям разнились. Обсуждение и заключение. Как в Среднем Поволжье, так и в масштабах СССР прогул и самовольное оставление места работы стали самым массовым уголовно наказуемым деянием. В СССР на долю данных преступлений во втором полугодии 1940 г. приходилось свыше 60 % осужденных, на территории Среднего Поволжья, отличавшегося достаточно высокой долей промышленности, - более 75 %. Результатом отсутствия подготовительной работы стал вынужденный отказ от предварительного расследования, а затем и от очного судебного заседания, что привело к снижению качества работы судов на территории Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пашкин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR’S OFFICE AND THE COURT IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATIONS OF LABOR DISCIPLINE IN THE PRE-WAR PERIOD (BASED ON THE MATERIALS OF THE MIDDLE VOLGA REGION)

Introduction. The study of the activities of the prosecutor’s office and the court to maintain labor discipline is important for understanding the mechanisms of preparation of the USSR for the war of 1941-1945. The purpose of the article is to reconstruct the processes that took place in the judicial and investigative bodies of the Middle Volga region in the light of the joint resolution of the Council of People’s Commissars of the USSR, the Central Committee of the CPSU(b) and the All-Union Central Council of Trade Unions of December 28, 1939 “On strengthening labor discipline” and the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of June 26, 1940. “On the transition to an eight-hour working day, to a seven-day working week and on the prohibition of unauthorized departure of workers and employees from enterprises and institutions”. Materials and Methods. The study is based on the analysis of documentary complexes of party organizations, prosecutor’s offices and courts from the funds of the State Archive of the Russian Federation and three regional archives, which predetermined the use of concrete historical methods necessary for a detailed study of the interrelated processes of the emergence of new judicial practices during the transition of acts from the sphere of administrative to the sphere of criminal law. Results. Despite the tendencies of tightening the consequences of violations of labor regulations observed in the party-state policy of the USSR in the late 1930s, the organs of the court and prosecutor’s office of the Middle Volga region were not prepared for its implementation. Since July 1940, due to the receipt of criminal cases under the Decree of June 26, 1940, the volume of work of the people’s courts has increased by an average of 6 times. The low legal culture of the heads of enterprises and institutions led to careless registration of documents for violators, which required high-quality preliminary investigation from the staff of the prosecutor’s office and the court. At the same time, the Kuibyshev Department of the People’s Commissariat of Justice has not sent any explanations to the judges for several months, solely demanding compliance with the five-day deadline for the consideration of cases. In fact, people’s judges were left to themselves, did not have a generalized practice of trials, which is why sentences and measures of criminal prosecution for the same type of crimes differed. Discussion and Conclusions. Both in the Middle Volga region and on the scale of the USSR, absenteeism and unauthorized abandonment of a place of work have become the most widespread criminal offense. On average, in the USSR, the share of these crimes in the second half of 1940 accounted for over 60 % of convicts, in the Middle Volga region, which had a fairly high share of industry - more than 75 %. The result of the lack of preparatory work was the forced refusal of a preliminary investigation, and then of an in-person court session, which led to a decrease in the quality of work of courts in the territory of the Middle Volga region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.387-401

УДК 93/94+308

А. Г. Пашкин

Государственный архив новейшей истории Ульяновской области, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

(Ульяновск, Россия), e-mail: pashkin.ag@mail.ru

К вопросу о деятельности органов прокуратуры и суда в условиях введения уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины в предвоенный период (на материалах Среднего Поволжья)

Аннотация

Введение. Изучение деятельности прокуратуры и суда по поддержанию трудовой дисциплины является важным для понимания механизмов подготовки СССР к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Цель статьи заключается в реконструкции процессов, протекавших в судебно-следственных органах Среднего Поволжья в свете совместного постановления Совета народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1939 г «Об укреплении трудовой дисциплины» и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Материалы и методы. Исследование построено на анализе документальных комплексов партийных организаций, органов прокуратуры и суда из фондов Государственного архива Российской Федерации и трех региональных архивов, что предопределило использование конкретно-исторических методов, необходимых для детального изучения взаимосвязанных процессов возникновения новых судебных практик при переходе деяний из сферы административного в сферу уголовного права.

Результаты исследования. Несмотря на тенденции ужесточения последствий нарушений трудового распорядка, наблюдавшиеся в партийно-государственной политике СССР в конце 1930-х гг., органы суда и прокуратуры Среднего Поволжья не были подготовлены к ее реализации. С июля 1940 г за счет поступления уголовных дел по указу от 26 июня 1940 г объемы работы народных судов возросли в среднем в 6 раз. Низкая правовая культура руководителей предприятий и учреждений приводила к небрежному оформлению документов на нарушителей, что требовало от работников прокуратуры и суда качественного предварительного расследования. В то же время Куйбышевское управление Народного комиссариата юстиции в течение нескольких месяцев не направляло судьям каких-либо разъяснений, исключительно требуя соблюдения пятидневного срока рассмотрения дел. Фактически народные судьи были предоставлены сами себе, не имели обобщенной практики судебных процессов, в силу чего приговоры и меры уголовного преследования по однотипным преступлениям разнились.

Обсуждение и заключение. Как в Среднем Поволжье, так и в масштабах СССР прогул и самовольное оставление места работы стали самым массовым уголовно наказуемым деянием. В СССР на долю данных преступлений во втором полугодии 1940 г. приходилось свыше 60 % осужденных, на территории Среднего Поволжья, отличавшегося достаточно высокой долей промышленности, - более 75 %. Результатом отсутствия подготовительной работы стал вынужденный отказ от предварительного расследования, а затем и от очного судебного заседания, что привело к снижению качества работы судов на территории Среднего Поволжья.

© Пашкин А. Г., 2022

Ключевые слова: суд, прокуратура, уголовная преступность, трудовая дисциплина, Среднее Поволжье.

Для цитирования: пашкин А. Г. К вопросу о деятельности органов прокуратуры и суда в условиях введения уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины в предвоенный период (на материалах Среднего Поволжья) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22, № 4. С. 387-401. DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.387-401.

Andrey G. Pashkin

State Archive of the Contemporary History of the Ulyanovsk region, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), e-mail: pashkin.ag@mail.ru

On the Issue of the Activities of the Prosecutor's Office and the Court in the Context of the Introduction of Criminal Liability for Violations of Labor Discipline in the Pre-War Period (Based on the Materials of the Middle Volga Region)

Abstract

Introduction. The study of the activities of the prosecutor's office and the court to maintain labor discipline is important for understanding the mechanisms of preparation of the USSR for the war of 1941-1945. The purpose of the article is to reconstruct the processes that took place in the judicial and investigative bodies of the Middle Volga region in the light of the joint resolution of the Council of People's Commissars of the USSR, the Central Committee of the CPSU(b) and the All-Union Central Council of Trade Unions of December 28, 1939 "On strengthening labor discipline" and the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of June 26, 1940. "On the transition to an eight-hour working day, to a seven-day working week and on the prohibition of unauthorized departure of workers and employees from enterprises and institutions".

Materials and Methods. The study is based on the analysis of documentary complexes of party organizations, prosecutor's offices and courts from the funds of the State Archive of the Russian Federation and three regional archives, which predetermined the use of concrete historical methods necessary for a detailed study of the interrelated processes of the emergence of new judicial practices during the transition of acts from the sphere of administrative to the sphere of criminal law.

Results. Despite the tendencies of tightening the consequences of violations of labor regulations observed in the party-state policy of the USSR in the late 1930s, the organs of the court and prosecutor's office of the Middle Volga region were not prepared for its implementation. Since July 1940, due to the receipt of criminal cases under the Decree of June 26, 1940, the volume of work of the people's courts has increased by an average of 6 times. The low legal culture of the heads of enterprises and institutions led to careless registration of documents for violators, which required high-quality preliminary investigation from the staff of the prosecutor's office and the court. At the same time, the Kuibyshev Department of the People's Commissariat of Justice has not sent any explanations to the judges for several months, solely demanding compliance with the five-day deadline for the consideration of cases. In fact, people's judges were left to themselves, did not have a generalized practice of trials, which is why sentences and measures of criminal prosecution for the same type of crimes differed.

Discussion and Conclusions. Both in the Middle Volga region and on the scale of the USSR, absenteeism and unauthorized abandonment of a place of work have become the most widespread criminal offense. On average, in the USSR, the share of these crimes in the second half of 1940 accounted for over 60 % of convicts, in the Middle Volga region, which had a fairly high share of industry - more than 75 %. The result of the lack of preparatory work was the forced refusal of a

ООО Гуманитарии : актуальные проблемы ^ „ „ „

300 - я том 22, № 4, 2022

гуманитарной науки и образования ' '

preliminary investigation, and then of an in-person court session, which led to a decrease in the quality of work of courts in the territory of the Middle Volga region.

Keywords: motivation, foreign languages, innovative approaches and methods, students of not language faculties, educational and speech activity, communication, language practice.

For citation: Pashkin A. G. On the issue of the activities of the Prosecutor's office and the court in the context of the introduction of criminal liability for violations of labor discipline in the pre-war period (based on the materials of the Middle Volga region). Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(4): 387-401. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.060.022.202204.387-401.

Введение

Бесперебойное функционирование промышленных предприятий стало залогом победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сегодня, когда по решению Президента Российской Федерации В. В. Путина ряду городов Среднего Поволжья присвоено почетное звание «Город трудовой доблести», изучение вклада промышленности в приближение победоносного завершения войны приобретает особую актуальность. Ряд законодательных актов, послуживших обеспечительными мерами по снабжению промышленности рабочей силой, в том числе Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», до настоящего времени вызывает интерес исследователей. Основным элементом дискуссии остается целесообразность введения уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Одним из первых проблему реализации указа от 26 июня 1940 г. рассмотрел О. В. Хлевнюк, дав весьма негативную оценку перевода трудовых отношений в сферу уголовного права [15, с. 95]. Впоследствии определенная часть исследователей, в частности В. Н. Земсков [1, с. 23], А. К. Соколов [12, с. 75], В. Н. Ма-мяченков [6, с. 173], на основе подсчета числа осужденных отнесли реализацию указа от 26 июня 1940 г. к кампаниям массовых

репрессий. Согласно выводам Р. Е. Романова, с июля 1940 по декабрь 1941 г. в СССР за нарушение трудовой дисциплины было осуждено 6,7 % рабочих и служащих [11, с. 327]. Другие исследователи, например В. И. Масюк, позиционируют данный шаг Советского государства с положительной стороны, как необходимую меру, позволившую форсировать темпы работы оборонной промышленности в условиях надвигавшейся войны [7, с. 156].

Проблема деятельности органов суда и прокуратуры по поддержанию трудовой дисциплины в предвоенное время изучена весьма фрагментарно. Так, П. Соломон отмечал, что ускоренное судопроизводство сделало невозможным соблюдение установленных норм процессуального законодательства. С другой стороны, в труде не указана ни степень наказания, ни количество оправдательных приговоров и прекращенных дел [13, с. 294]. В свою очередь И. В. Пыхалов изучил данную статистику, что позволило ему выделить количество так называемого брака в работе судебно-следственных органов. Согласно заключению исследователя, более четверти судебных приговоров по делам данной категории являлись оправдательными [10, с. 311]. В. А. Печерский указывал, что в рамках исследуемого им Красноярского края надзор за исполнением указа от 26 июня 1940 г. с момента его принятия был одним из наиболее массовых направлений работы прокуратуры, но механизмы ее работы, особен-

но в первые месяцы реализации кампании, исследователем также указаны не были [8, с. 30]. А. Ш. Кабирова привела объемы работы народных судов Татарской АССР по рассмотрению нарушений трудовой дисциплины, а также доказала, что прокуратура республики регулярно проводила обобщение и изучение следственной и судебной практики по делам о нарушениях трудовой дисциплины [3, с. 176-177]. А. А. Кабуркин отметил замешательство народных судей в первые месяцы рассмотрения дел о нарушениях трудовой дисциплины. Весьма важным является вывод автора о том, что деятельность судов по пресечению нарушений трудовой дисциплины способствовала укреплению и развитию народного хозяйства [4, с. 55-56]. К аналогичному выводу пришел и А. А. Иванов, отметив, что в первое время прокуратура и суды допускали различный подход к квалификации уголовного деяния, а соответственно, и к ведению следствия, и к вынесению приговоров [2, с. 14].

В границах Среднего Поволжья проблему применения уголовного законодательства частично рассмотрел И. В. Поно-маренко [9, с. 481]. При этом, если в целом аспекты правоприменения указа от 26 июня 1940 г. изучены достаточно подробно, то вопрос изменений в системе работы су-дебно-следственных органов исследован фрагментарно, а в отношении Среднего Поволжья не изучен. В то же время Среднее Поволжье, к которому относятся территории современных Самарской и Ульяновской областей, являлось одним из крупнейших промышленных районов СССР. Изучение аспектов деятельности органов прокуратуры и суда в условиях изменения уголовного законодательства и значительного увеличения объема уголовных дел в крупном промышленном районе необходимо для целостного понимания процессов подготовки СССР к предстоящей

390

войне. Хронологические рамки исследования охватывают период с января 1939 по декабрь 1940 г. как время перехода трудовых отношений из сферы административного в сферу уголовного права.

Методы

Методологическая база исследования включает общенаучные методы и приемы формальной логики, диалектический подход, а также сравнительно-исторический метод. Принцип историзма и проблемно-хронологический метод позволили изучить проблему изменения в деятельности судебно-следственных органов в ее развитии. Для проведения исследования автором были привлечены архивные документы из одного федерального и трех региональных архивов. Большой пласт материалов, в который вошли отчеты прокуратуры и юстиции, партийных организаций, обусловил также применение методов источниковедческой критики и взаимной проверки данных.

Результаты

Деятельность органов суда и прокуратуры по обеспечению трудовой дисциплины на предприятиях промышленности активизировалась в начале 1939 г., что было связано с принятием 28 декабря 1939 г. совместного постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «Об укреплении трудовой дисциплины». Предполагалось, что судебно-следственные органы возьмут на себя обязанность по осуществлению надзора за исполнением постановления и по уголовному преследованию нарушителей. В Среднем Поволжье одним из первых стало судебное разбирательство в отношении трех начальников цехов завода № 15 г. Чапаевска, которые проигнорировали новые требования к соблюдению трудового распорядка. Они заменили прогульщикам увольнения на выговоры, замечания и общественное порицание, пытались запутать следствие, подделав табели и выдав нарушителей за вновь принятых на работу. Свои

ГумАнитАРиЙ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 22, № 4, 2022 гуманитарной науки и образования ' '

действия начальники цехов объясняли отсутствием разъяснительной работы со стороны руководства, партийной и профсоюзной организаций завода, а также боязнью допустить перегибы. Рассмотрение дела завершилось показательным судебным процессом, который прошел с 5 по 7 февраля 1939 г. в Чапаевском городском доме культуры. Решением суда все трое были приговорены к лишению свободы условно1. Более суровые меры наказания применялись лишь к тем ответственным работникам, которые не просто покрывали нарушителей, но и сами не соблюдали установленные нормы трудового распорядка. Например, 27 января 1939 г. перед судом предстал директор одного из промышленных предприятий Инзен-ского района Н.2 Согласно обвинительному заключению прокуратуры, Н. не увольнял прогульщиков, а 24 января 1939 г. сам по причине пьянства совершил прогул. Суд согласился с квалификацией данного преступления по ст. 111 УК РСФСР - «преступное бездействие должностного лица» и приговорил Н. к одному году лишения свободы3.

Работа органов прокуратуры показала, что проведение проверочных мероприятий не приводило к каким-либо существенным результатам в силу повсеместного небрежного заполнения табелей учета рабочего времени либо вообще отсутствия таковых. Поэтому проверки заканчивались не возбуждением уголовных дел, а выставлением требований к руководству предприятий и

учреждений упорядочить ведение документов. Кроме того, осуществление надзора занимало весьма большое количество времени даже в организациях с небольшим числом сотрудников4. Как таковая кампания по борьбе с прогульщиками была свернута к лету 1939 г. по инициативе низовых следственных работников. На совместном совещании работников Ульяновской городской прокуратуры и народных судей в ноябре 1939 г. было отмечено, что работа по проверке соблюдения трудовой дисциплины перестала проводиться с июля 1939 г., а до этого силами прокуратуры из 20 предприятий города было проверено всего 4. Каких-либо мер, кроме усиления надзорной работы, на совещании озвучено не было5. Говорить о каких-либо существенных изменениях в работе судебно-следственных органов не приходится, так как в границах Среднего Поволжья в 1939 г. за укрывательство прогульщиков было осуждено 15 чел., в первом полугодии 1940 г. - 12 чел., что в целом составляло менее 0,1 % от числа лиц, представших перед судом6. Уголовное наказание в отношении руководителей предприятий и организаций, покрывавших нарушителей, нередко стало заменяться административными мерами. Например, в апреле 1940 г. за попустительство к работникам, не соблюдавшим трудовую дисциплину, без возбуждения уголовного дела был снят с должности директор Инзенского крахмало-терочного завода'.

СОГАСПИ (Самарский областной архив социально-политической истории). Ф. 656. Оп. 17.

Д. 13. Л. 8-10, 13.

Здесь и далее из этических соображений фамилии, имена и отчества лиц, подвергшихся уголовному преследованию, сокращены до первой буквы фамилии.

ГАНИУО (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области). Ф. 1507. Оп. 1. Д. 419. Л. 9.

ЦГАСО (Центральный государственный архив Самарской области). Ф. Р-2972. Оп. 4. Д. 9. Л. 46-47.

ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1758. Л. 28. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 18. Д. 14. Л. 49 об. ГАНИУО. Ф. 1507. Оп. 1. Д. 469. Л. 19.

2

4

6

/

Постановление от 28 декабря 1938 г. не сыграло положительной роли в пресечении текучести рабочих кадров в промышленности, а наоборот, усиливало ее в связи с увольнением по причине прогулов. Руководство предприятий и организаций было менее всего заинтересовано в потере квалифицированных рабочих, допустивших разовые нарушения. Начальники цехов, мастера, контролеры проходных отмечали явку по спискам, не проверяя наличие людей. Достаточно быстро отсутствие каких-либо негативных последствий для себя осознали и рядовые работники. В результате даже на крупных промышленных предприятиях Среднего Поволжья весной 1940 г. ежегодная сменяемость трудовых коллективов достигала 70-90 %8. Кроме того, была упущена наиболее действенная мера по предотвращению самовольных уходов, так как социальная инфраструктура и снабжение населения городов и рабочих поселков ухудшились. В первом полугодии 1940 г. по сравнению с аналогичным периодом 1939 г. потребление рабочими картофеля, молока, рыбы, сахара, фруктов снизилось в 1,5-2,0 раза [5, с. 706-707].

Анализ материалов органов суда и прокуратуры за первое полугодие 1940 г. продемонстрировал, что проблема выстраивания работы по надзору за соблюдением трудовой дисциплины на повестке дня не стояла. Последовавший 26 июня 1940 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» внес радикальные изменения в темпы и систему работы надзорных и судебных инстанций.

Во-первых, указ обязал суды рассматривать материалы и выносить приговоры в пятидневный срок. Во-вторых, была усилена ответственность тех руководителей, которые как покрывали нарушения, так и принимали в штат лиц, незаконно покинувших предыдущее место работы. Разрешение же на увольнение руководитель мог дать в трех случаях - по заключению врачебной комиссии, по достижении пенсионного возраста, а также при поступлении работника в среднее специальное либо высшее учебное заведение9.

Органы прокуратуры Среднего Поволжья первыми столкнулись с резким увеличением количества уголовных дел. За первый месяц реализации нововведений в Куйбышевскую городскую прокуратуру поступили материалы на 1 369 прогульщиков, из которых 915 материалов были расследованы и направлены в суды. При этом в пятидневный срок было завершено лишь 560 уголовных дел. Именно прокурор Куйбышева первым обратил внимание на большое количество неграмотно оформленных материалов на нарушителей, так как только на стадии предварительной проверки городская прокуратура отказала в возбуждении 103 уголовных дел. Однако Куйбышевский горком ВКП(б) указал прокуратуре, что основная задача заключается в ускорении сроков расследования, так как при их затягивании терялась воспитательная роль суда10. В начале августа 1940 г. органы прокуратуры были освобождены от необходимости проведения предварительного расследования. Всего за 38 дней реализации указа от 26 июня 1940 г. следователями прокуратуры в рамках Среднего Поволжья в суды были переданы 3 143 дела11.

8 ЦГАСО. Ф. Р-2972. Оп. 1. Д. 32. Л. 39.

9 Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 20.

10 СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 723. Л. 9.

11 ЦГАСО. Ф. Р-2972. Оп. 1. Д. 30. Л. 169; Д. 32. Л. 106.

392

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 22, № 4, 2022

гуманитарной науки и образования

Работа народных судов в городах и рабочих поселках Среднего Поволжья также была парализована резким увеличением количества материалов. Так, менее чем за месяц в каждый судебный участок Чапа-евска поступило по 70 дел, в Сызрани - до 40, в Куйбышеве, Ульяновске и Мелекес-се - по 20, во все остальные участки - от 2 до 10 дел. Народные судьи, не имея опыта в рассмотрении большого количества дел в короткие сроки, стали назначать в день по несколько заседаний, чем еще более усугубили свое положение и запутали процессы. Путаница приводила к тому, что подсудимым не вручались повестки, обвинительные заключения, в результате чего судебные заседания приходилось переносить на следующий день. К 1 августа по 101 судебному участку Куйбышевской области количество рассмотренных уголовных дел достигло 2 479, в том числе 2 285 дел о прогулах. Более 80 % подсудимых составляли рабочие. Тем не менее Управление наркомата юстиции по Куйбышевской области было озабочено не выстраиванием работы нарсудов, а требовало от них постоянного освещения приговоров в печати и увеличения количества показательных процессов. Что касается взаимодействия с газетами, то суды в сельских районах за июль 1940 г. опубликовали в местных газетах свыше 100 публикаций, в то время как в областной газете «Волжская коммуна» вышло всего шесть заметок. Это вполне объяснимо загруженностью судов Куйбышева. Выполняя требования управления, суды провели 29,5 % заседаний в форме выездных показательных процессов. Последние требовали от судей не только большой организационной подготовки, но и качественного изучения материалов дела, чем работники юстиции

в силу кратких сроков рассмотрения были вынуждены пренебрегать12.

Весьма наглядно иллюстрирует процессы ситуация, которая сложилась в народном суде 2-го участка г. Мелекесса, куда за июль и август 1940 г. поступило 156 дел на прогульщиков и самовольно покинувших место работы. Народный судья Котельников, отмечая небрежность в оформлении документов, был вынужден вернуть на доследование городской прокуратуре 38 дел только в июле. По его словам, на качественное судебное расследование материалов дела в среднем уходило от 10 до 15 дней, в ином случае исход судебного заседания был непредсказуем. Однако Мелекесский горком настоял на организации судьей 21 показательного процесса, расследование дел по которым он должен был осуществить в пятидневный срок. В результате 13 процессов, проходивших при большом стечении людей в домах культуры и залах собраний промышленных предприятий, закончились вынесением оправдательных приговоров13.

После освобождения от необходимости расследования дел на нарушителей трудовой дисциплины органы прокуратуры сосредоточились на осуществлении судебного надзора, что привело к взаимным упрекам между прокурором Куйбышевской области К. Болдыревым и начальником Управления наркомата юстиции по Куйбышевской области Шестаковым. Основываясь на том, что нарсудами было рассмотрено менее 70 % дел, переданных в июле 1940 г. городскими и районными прокуратурами, К. Болдырев 12 августа писал первому секретарю обкома ВКП(б) Игнатьеву: «Закон от 26.06.1940 г. судебными органами Куйбышевской области исполняется совершенно неудовлетворительно. Уполномоченный

12 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 18. Д. 17. Л. 140-141, 151-154, 156; ЦГАСО. Ф. Р-660. Оп. 1. Д. 27. Л. 9.

13 ГАНИУО. Ф. 919. Оп. 1. Д. 79. Л. 74.

НКЮ по области тов. Шестаков и председатель областного суда тов. Девяткин не приняли и не принимают должных решительных мер к тому, чтобы устранить беззаконие, допускаемое рядом народные судей, которые иногда судебными приговорами дискредитируют закон, ослабляют борьбу с дезорганизаторами производства, создают недопустимую волокиту с разбором дела»14. К письму был приложен достаточно большой перечень оправдательных приговоров, которые, по мнению сотрудников облпрокуратуры, были вынесены неосновательно, а также случаи вынесения условного осуждения, которое не было предусмотрено законодательством. Особое опасение у областного прокурора вызывало дальнейшее увеличение сроков рассмотрение дел, которое он связывал с изъятием функций предварительного расследования у прокуратуры15.

Статистические данные позволяют в определенной степени найти основание словам прокурора Куйбышевской области. Так, в народных судах Куйбышева в июле - августе 1940 г. в срок свыше пяти дней было рассмотрено более 50 % дел, в судах Ульяновска от поступления дела в суд до вынесения приговора проходило более 15 дней16. Причины сложившейся тенденции несоблюдения сроков рассмотрения уголовных дел 18 августа 1940 г. обосновал в письме обкому ВКП(б) начальник управления Наркомата юстиции по Куйбышевской области: «После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. наркоматы юстиции СССР и РСФСР вместе с Прокуратурой Союза сво-

ими неправильными приказами и массовым потоком телеграмм буквально дезориентировали Управление НКЮ и народные суды, которые, не имея ясной установки, создавали излишнюю процессуальную процедуру, этими самым удлиняя сроки рассмотрения дел»17. В действительности говорить о каких-либо четких указаниях не приходится. Например, народный судья Майнского района Гаврикова за период с 1 июля по 20 августа 1940 г. рассмотрела 43 дела на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе 15 дел находились в суде более 1 месяца. В объяснительной записке она указывала, что самостоятельно не разобралась в сроках рассмотрения дел, а каких-либо конкретных рекомендаций и указаний от управления Наркомата юстиции не получа-ла18. С другой стороны, ожидать каких-либо разъяснений от областного Управления наркомата юстиции было беспочвенно, так как Верховный суд СССР приступил к обобщению и анализу судебной практики по делам о нарушениях трудовой дисциплины только в августе 1940 г. [14, с. 66-67].

Вероятно, информационный вакуум, затрагивавший народных судей, на территории Среднего Поволжья продлился до середины сентября, так как в материалах управления Наркомата юстиции по Куйбышевской области не удалось выявить какие-либо разъяснительные документы. Этот вывод подтверждает и содержание протокола заседания первичной партийной организации суда и прокуратуры г. Ульяновска от 15 сентября 1940 г. Негодование работников суда вызвал тот факт, что июньское постановление Пленума Верховного суда

14 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 18. Д. 17. Л. 198.

15 Там же. Л. 199-200.

16 СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 723. Л. 11; ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1886. Л. 70.

17 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 18. Д. 17. Л. 210 об.

18 ГАНИУО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 461. Л. 47 об.

2П Л ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

394 - я том 22, № 4, 2022

гуманитарной науки и образования

СССР, регламентирующее работу по указу от 26 июня 1940 г., ими было получено лишь в конце августа. Не менее негативно они отреагировали и на поступившее из областного управления Наркомата юстиции указание осуществлять судопроизводство и вынесение приговора заочно. Также они высказались, что поставлены перед дилеммой - либо осуществлять следствие и судебное рассмотрение в установленный законом пятидневный срок, но допускать при этом большое количество брака, либо проводить реальные следственные действия, на которые требовалось не менее 10 суток, но нарушать сроки. В резолютивной части заседание решило ориентироваться на сроки рассмотрения дел, установленные указом, и отказаться от проведения каких-либо следственных действий19.

Здесь необходимо отметить, что вся тяжесть разъяснительной работы с руководством предприятий и организаций по указу от 26 июня 1940 г. также легла на плечи работников прокуратуры и суда. Скудный по содержанию текст указа, равно и отсутствие, как установлено выше, четких указаний приводили к достаточно некачественному оформлению материалов на нарушителей. Так, на скамье подсудимых оказалась охранник Ульяновского ликеро-водочного завода Н. Находясь на посту 20 июня 1940 г., она была уличена в распитии спиртных напитков. Руководство завода, посчитав, что действия Н. подпадают под нарушение трудовой дисциплины, собранные материалы 28 июня 1940 г. направило в народный суд 2-го участка г. Ульяновска. Последний, не разобравшись в сути дела, приговорил ее к четырем месяцам исправительно-трудовых работ и только спустя месяц отменил приговор20. С другой

19 ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1846. Л. 16-17 об.

20 Там же. Д. 1886. Л. 70.

21 Там же. Д. 79. Л. 40-46.

стороны, руководство небольших предприятий любыми путями старалось уклониться от принятия решений. Так, руководство станции Мелекесс железной дороги им. В. В. Куйбышева сбор и оформление материалов на прогульщиков возложило на первичную партийную организацию, указав, что это является ее прямой и главной обязанностью. На заводах объединения «Главмука» аналогичная задача была поставлена перед профсоюзной организацией. Тем не менее у руководства малых предприятий имелась еще одна причина избегать направления дел в суд. В июле 1940 г. на предприятиях регистрировалось снижение показателей производства: на Льнокомбинате выработка упала на 21 %, на литейном заводе № 1 - на 55 %. Руководители многих предприятий Мелекесса связали эту тенденцию с уголовным преследованием нарушителей, поэтому уже к началу августа стали затягивать оформление документов на прогульщиков на 10-15 дней с момента регистрации преступления, затем отдали устное указание готовить документы для передачи в суд исключительно на злостных нарушителей. Это негласное решение поддерживали начальники цехов и управленческий аппарат низового звена -именно те люди, на которых в итоге и был возложен контроль за явкой работников на производство. В итоге к концу августа 1940 г. в Мелекессе число уволившихся с работы по собственному желанию вдвое превосходило число лиц, на которых материалы были переданы в суд21.

Необходимость в качественной подготовке документов также служила поводом к прекращению реализации указа на предприятиях. Например, руководство суконной фабрики им. В. И. Ленина Барышского

района в июле 1940 г. направило в народный суд материалы на 20 прогульщиков, 14 из которых были возвращены судьей с требованием внесения исправлений. В первую декаду августа в суд были переданы материалы еще на 7 чел., и спустя неделю они вновь оказались в отделе кадров фабрики по причине неполноты сведений. После этого случая директор фабрики отдал распоряжение прекратить подготовку документов на нарушителей для передачи в суд и предпочел просто их увольнять. Свое решение он объяснил отсутствием воспитательной роли наказания как таковой. Соответствующее мнение было озвучено и секретарем фабричной парторганизации: «Прогульщики продолжают оставаться безнаказанными, расхолаживают других работников, чем способствуют дальнейшему

" 22 росту опозданий и прогулов».

Отсутствие разъяснительной работы, требование соблюдения сроков рассмотрения дел, снижения брака вкупе с некачественным оформлением документов на нарушителей поставили народных судей «между молотом и наковальней». Потому судьи предпочитали выносить оправдательные приговоры при малейшей возможности найти оправдательные факты. Так, народный суд 13-го участка г. Куйбышева в судебном процессе оправдал охранника строительной конторы Куйбышевского стройтреста А., который 29 июня 1940 г. самовольно покинул место работы по причине низкой заработной платы. Оправданием завершился и показательный судебный процесс над работницей толево-рубероид-ной фабрики Ж., которая, перепутав поезда, опоздала на смену на 10 ч. Суд признал доводы подсудимой законными. Прокурор Молотовского района Колесников, вы-

ступавший на заседании гособвинителем, также счел возможным признать причину прогула уважительной и отказался от обжалования приговора23. 10 августа 1940 г. в показательном процессе народный суд 2-го участка Мелекесского района рассмотрел дело по обвинению гражданки Н. В ходе заседания было установлено, что она, имея на руках справку от колхоза им. Сталина об отпуске на отходничество, поступила на работу уборщицей на Льнокомбинат. Учитывая, что работа была временной, 28 июня 1940 г. Н. вернулась на работу в колхоз. Суд установил, что Н. была отпущена из колхоза только до начала уборочной кампании и в силу неграмотности не знала нового законодательства о запрещении самовольного оставления места работы. Результатом судебного разбирательства стал оправдательный приговор, что вызвало крайне негативную реакцию Мелекес-ского горкома ВКП(б)24.

Система заочного рассмотрения дел приводила к большому количеству брака, т. е. неправомерному осуждению невиновных, и это были далеко не единичные случаи. 15 октября 1940 г. прокурор Куйбышевской области Болдырев обратился в Ульяновский горком ВКП(б) с просьбой повлиять на негативную ситуацию с неправомерным осуждением работников крупнейшего в Среднем Поволжье оборонного предприятия - патронного завода имени Володарского. В судебную коллегию Куйбышевского областного суда в течение августа-сентября поступило свыше 90 протестов прокурора Ульяновска на приговоры народных судов и необоснованное направление директором завода материалов о привлечении рабочих к уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

22 ГАНИУО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 274. Л. 60.

СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 723. Л. 21.

23

24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГАНИУО. Ф. 919. Оп. 1. Д. 88. Л. 13.

396

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 22, № 4, 2022

гуманитарной науки и образования

По мнению Болдырева, такая ситуация сложилась из-за распространившейся практики рассмотрения дел в заочном порядке. Например, по материалам дирекции завода была осуждена к четырем месяцам тюремного заключения работница А. Она имела положительную характеристику, работала на заводе в течение пяти лет, не подвергалась взысканиям, воспитывала малолетнего ребенка. Прокурор Ульяновска установил, что муж А. завершил обучение в Ульяновской военной школе командного состава и был переведен на другое место службы, в Казань, в связи с чем А. неоднократно просила руководство завода ее уволить. Получив отказ, А. самовольно покинула работу, за что ее и предали суду. В результате несправедливого осуждения А. вместе с малолетним ребенком свыше одного месяца провела под стражей и была освобождена только по протесту прокурора. 19 августа 1940 г. руководство завода направило в суд 6-го участка материал на якобы самовольно оставившую работу С. Спустя пять дней суд заочно приговорил ее к четырем месяцам лишения свободы, но 9 сентября С. самостоятельно явилась на завод и представила справку из роддома. Аналогичные случаи наблюдались в отношении еще 19 работниц завода. Приговоры были опротестованы прокурором города и отменены судебной коллегией Куйбышевского областного суда. Учитывая массовость нарушений, Болдырев поручил прокурору Ульяновска в срок до 25 октября 1940 г. привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в бюрократизме и формализме25.

К концу осени 1940 г. стало наблюдаться ужесточение карательной политики. Так, если в июле 1940 г. к максимальному сроку исправительно-трудовых работ (6 месяцев) было приговорено 38 % осужденных, то в

25 ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1885. Л. 34-34 об.

26 ЦГАСО. Ф. Р-2972. Оп. 2. Д. 11. Л. 26-27.

ноябре 1940 г. - 78 %. Также к лишению свободы на срок 4 месяца за совершение самовольного ухода были приговорены 40 % осужденных в июле и 82 % - в ноябре. На ужесточении карательной политики настаивали как территориальные партийные комитеты, так и органы прокуратуры. Для сравнения следует отметить, что за 6 месяцев реализации указа надзорная организация подала 95 протестов на необоснованное предание суду и 1 556 протестов на излишнюю мягкость приговоров. Судебная коллегия Куйбышевского областного суда в свою очередь удовлетворила 86 % кассационных жалоб прокуратуры и только 14 % жалоб осужденных. Пик поступления материалов уголовных дел в суды Среднего Поволжья пришелся на август -сентябрь 1940 г. В среднем ежемесячное количество уголовных дел, рассматриваемых в 101 участке, составляло свыше 11,5 тыс. К январю 1941 г. ежемесячное поступление материалов снизилось до 4,1 тыс. Естественно, для проведения расследований и очных заседаний органы юстиции не располагали человеческими ресурсами. Вместе с тем при проведении выборочной проверки заочно рассмотренных судами уголовных производств за период с июля 1940 по февраль 1941 г. работники Куйбышевской областной прокуратуры выявили в 36 % дел случаи фальсификации фактов направления повесток подсудимым. Несомненно, это упрощало проведение процесса, но ощутимого результата не принесло, так как с нарушением сроков, т. е. свыше пяти дней, было рассмотрено 20 % дел26.

В действительности работники судебно-следственных органов столкнулись с более чем шестикратным увеличением объемов работы. Если в 1938-1939 гг. ежегодно народными судами в Среднем Поволжье рас-

сматривалось не более 11 тыс. уголовных дел, то за второе полугодие 1940 г. только по указу от 26 июня 1940 г. поступили 37 394 уголовных дела (75,8 % от всех рассмотренных судами уголовных дел). В 10,3 % случаев речь шла о самовольном уходе с производства, что предусматривало реальные сроки лишения свободы. Из общего количества поступивших уголовных дел 11,5 % завершились прекращением судопроизводства за отсутствием состава преступления либо оправдательными приговорами. Однако за необоснованное привлечение к уголовной ответственности перед судом предстали лишь пять руководящих работников, в то время как по причине укрывательства нарушителей - 11027.

В первом полугодии 1941 г. поступление уголовных дел снизилось на 46 % по сравнению с предыдущим периодом. Однако качество материалов, направляемых руководством предприятий и учреждений в судебные инстанции, равно как и распространение заочного разбирательства, осталось на прежнем уровне, что обусловило большое количество брака. Так, из 602 чел., осужденных народными судами Чапаевска за период с января по июнь 1941 г., приговоры были отменены в отношении 121 чел.28

Обсуждение

Ситуация, в которой оказались руководство и работники судебно-следственных органов Среднего Поволжья, не находит отличий от большинства регионов страны. После принятия указа от 26 июня 1940 г. прогул и самовольное оставление места работы стали самым массовым уголовно

наказуемым деянием в СССР. Во втором полугодии 1940 г. за совершение таковых действий было осуждено 2 082 438 чел. (62,5 % от общего числа осужденных), в первом полугодии 1941 г. - 1 030 946 чел. (50,4 %)29. Несмотря на важность предвоенной кампании по закреплению рабочих рук в народном хозяйстве, каких-либо подготовительных мероприятий в отношении модернизации деятельности системы органов суда и прокуратуры проведено не было. Заместитель прокурора СССР Г. Н. Сафонов, основываясь на фактах несоблюдения сроков расследования прочих уголовных преступлений в июле - ноябре 1940 г., сделал вывод о чрезмерной перегрузке народных судов делами по указу от 26 июня 1940 г.30 Действенных мер по улучшению работы органов суда и прокуратуры предпринято не было и впоследствии, о чем свидетельствовало увеличение брака. Так, если с июля по декабрь 1940 г. в масштабах страны количество оправдательных приговоров составило 11,3 %, то с января по май 1941 г. оно увеличилось до 19,3 %31.

Заключение

Попытка власти использовать потенциал судебно-следственных органов для поддержания трудовой дисциплины в 1939 -первом полугодии 1940 г. на территории Среднего Поволжья не имела успеха из-за незаинтересованности руководства предприятий и учреждений терять опытные кадры при незначительных нарушениях, с одной стороны, и отсутствии ресурсов у органов прокуратуры для проведения проверочных мероприятий - с другой. Указ от 26 июня 1940 г. создал прецедент шести-

27 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 19. Д. 30. Л. 41, 42 об.

28 Там же. Оп. 5. Д. 70. Л. 27.

29 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р-7523. Оп. 89. Д. 4408. Л. 15, 19; Ф. Р-8381. Оп. 37. Д. 31. Л. 5.

30 Там же. Ф. Р-3181. Оп. 37. Д. 348. Л. 82.

31 Там же. Ф. Р-8131. Оп. 37. Д. 336. Л. 51.

2ПО гуманитарий : актуальные проблемы ^ „ „ „

398 - я том 22, № 4, 2022

гуманитарной науки и образования

кратного резкого увеличения количества уголовных дел, которые требовали расследования и рассмотрения в срок не свыше пяти дней. Территориальное управление Наркомата юстиции вместо выстраивания деятельности судебных органов в новых условиях из идеологических мотивов сосредоточилось на увеличении числа показа-

тельных судебных процессов. В то же время результатом необходимости соблюдения сроков стал вынужденный отказ народных судов сначала от предварительного расследования, а затем и от состязательности судебного процесса, что негативно влияло как на качество работы органов юстиции, так и на восприятие судебной власти населением.

Список источников

1. Земское В. Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 10-27.

2. Иванов А. А. «Вести решительную борьбу со всеми нарушителями трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, с прогульщиками, лодырями, рвачами» (о борьбе за дисциплину в предвоенные годы) // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 13-15.

3. Кабирова А. Ш. Влияние правовых и социально-экономических факторов на трудовое поведение рабочих в промышленности Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 3. С. 169-180.

4. Кабуркин А. А. Деятельность судов Ханты-Мансийского автономного округа по укреплению трудовой дисциплины советского общества в начале 1940-х гг. // Вестник Чувашского государственного университета. 2021. № 4. С. 51-58.

5. Кирюшина Т. А. Организация торгового обслуживания в городах и рабочих поселках в 1938 - июне 1941 гг. (по материалам Среднего Поволжья) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 706-707.

6. Мамяченков В. Н. Политика советского государства в сфере трудовых отношений в 1940-х начале 1950-х: как заставить людей работать (На материалах Свердловской области) // Научный диалог 2017. № 4. С. 168-187.

7. Масюк В. И. Трудовое законодательство СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Кузбасского института. 2015. № 2. С. 155-160.

8. Печерский В. А. Деятельность прокурорских органов Красноярского края в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2016. № 4. С. 25-34.

9. Пономаренко И. В. Оборонная промышленность «малых городов» Куйбышевской и Ульяновской областей в довоенный период и перевод оборонной индустрии на военный лад в 1941 году // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16, № 2-3. С. 479-485.

10. Пыхалов И. В. Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине. М.: Яуза-пресс, 2010. 480 с.

11. Романов Р. Е. Советское государство и рабочие Сибири в годы Второй мировой войны: принудительная стратегия социально-трудовой коммуникации // Историко-экономические исследования. 2018. № 3. С. 303-329.

12. Соколов А. К. Принуждение к труду в советской промышленности и его кризис (конец 1930-х - середина 1950-х) // Экономическая история. Ежегодник. 2003. М., 2004. С. 74-99.

13. Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М.: РОССПЭН, 1998. 462 с.

14. Сомов В. А. Потому что была война...: внеэкономические факторы трудовой мотивации в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2008. 234 с.

15.Хлевнюк О. В. 26 июня 1940 г: иллюзии и реальность администрирования // Коммунист. 1989. № 9. С. 86-96.

References

1. Zemskov V. N. GULAG (historical and sociological aspect). Sociologicheskie issledovaniya = Sociological research. 1991; 6: 10-27. (In Russ.)

2. Ivanov A. A. "To wage a decisive struggle against all violators of labor discipline and internal labor regulations, with truants, loafers, hoochers" (about the struggle for discipline in the pre-war years). Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015; 1: 13-15. (In Russ.)

3. Kabirova A. S. The influence of legal and socio-economic factors on the labor behavior of workers in the industry of the Tatar ASSR during the Great Patriotic War (1941-1945). Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina = Bulletin of the Leningradsky State University named after A.S. Pushkin. 2014; 3(4): 169-180. (In Russ.)

4. Kaburkin A. A. Activity of the courts of the Khanty-Mansi Autonomous district on strengthening the labor discipline of the Soviet state in the early 1940s. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chuvash State University. 2021; 4: 51-58. (In Russ.)

5. Kiryushina T. A. Organization of trade services in cities and working settlements in 1938 - June 1941 (based on the materials of the Middle Volga region). Izvestiya Penzenskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo = Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V G. Belinsky. 2012; 27: 706-707. (In Russ.)

6. Mamyachenkov V. N. The policy of the Soviet state in the sphere of labor relations in the 1940s -early 1950s: how to make people work (based on materials of the Sverdlovsk region). Nauchnyj dialog = Scientific Dialogue. 2017; 4: 168-187. (In Russ.)

7. Masyuk V. I. Labor legislation of the USSR during the Great Patriotic War. Vestnik Kuzbasskogo instituta = Bulletin of the Kuzbass Institute. 2015; 2 (23): 155-160. (In Russ.)

8. Pechersky V. A. Activity of the prosecutor's bodies of the Krasnoyarsk Territory during the Great Patriotic War. Gumanitarnyj vektor. Seriya: istoriya, politologiya = Humanitarian vector. Series: history, political science. 2016; 4 (11): 25-34. (In Russ.)

9. Ponomarenko I. V. The defense industry of "small towns" of the Kuibyshev and Ulyanovsk regions in the pre-war period and the transfer of the defense industry to a military way in 1941. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk = Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014; 16. 2-3: 479-485. (In Russ.)

10. Pykhalov I. V. The Great slandered Leader. Lies and the truth about Stalin. Moscow, 2010, 480 p. (In Russ.)

11. Romanov R. E. The Soviet state and the workers of Siberia during the Second World War: a forced strategy of social and labor communication. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Historical and economic research. 2018; 3(19): 303-329. (In Russ.)

12. Sokolov A. K. Forced labor in Soviet industry and its crisis (late 1930s - mid-1950s). Ekonomicheskaya istoriya. Ezhegodnik. 2003 = Economic History. Yearbook. 2003. Moscow, 2004: 74-99 (In Russ.)

13. Solomon P. Soviet criminal justice under Stalin. Moscow, 1998, 462 p. (In Russ.)

14. Somov V. A. Because there was a war...: non-economic factors of labor motivation during the Great Patriotic War (1941-1945). Nizhniy Novgorod, 2008, 234 p. (In Russ.)

15. KhlevnyukO. V. June 26, 1940: illusions and the reality of administration. Kommunist = Communist. 1989; 9: 86-96 (In Russ.)

Поступила 22.06.2022.

Сведения об авторе

Пашкин Андрей Геннадьевич - кандидат исторических наук, директор, Государственный архив новейшей истории Ульяновской области; докторант, кафедра истории, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (Ульяновск, Россия).

А ПП гуманитарий : актуальные проблемы ^ „ „ „ 400 - я том 22, № 4, 2022

гуманитарной науки и образования

Сфера научных интересов - история партийных организаций и органов государственной власти советского периода. Автор более 50 научных публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2602-1806.

E-mail: pashkin.ag@mail.ru

Submitted 22.06.2022.

About the author

Andrey G. Pashkin - Candidate of History, Director, State Archive of the Modern History of the Ulyanovsk Region; Doctoral Student, Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia). Research interests: history of the organizations of the CPSU(b) and state authorities of the Soviet period. The author of more than 50 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2602-1806.

E-mail: pashkin.ag@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.