Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРАВОСУДИЯ В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 1930-Е ГГ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРАВОСУДИЯ В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 1930-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД / ОБЬ-ИРТЫШСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД / ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД / ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКИЙ ОКРУЖНОЙ СУД / КОРЕНИЗАЦИЯ / НАРОДНЫЙ СУД / URAL REGIONAL COURT / OB-IRTYSH REGIONAL COURT / OMSK REGIONAL COURT / OSTYAKO-VOGUL DISTRICT COURT / INDIGENIZATION / PEOPLE'S COURT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кодинцев А. Я.

Введение. В публикации раскрывается история организации советских органов юстиции в национальных районах Западной Сибири в 1930-е гг. На примере деятельности судебных работников показана государственная политика по организации новых судов в изолированном регионе России. Цель. Целью статьи является выявление особенностей организации органов советской юстиции в труднодоступных районах севера Западной Сибири. Методология. Основные методы, использованные в исследовании, включают исторический подход, системно-структурный метод и метод сравнительного анализа. Результаты. С 1931 г. в северных районах Уральской, а затем Омской областей формируются окружные органы юстиции. Органы окружного правосудия подчиняли себе народных судей, нотариусов и судебных исполнителей. Они выполняли роль главного регионального органа юстиции в условиях отдалённости от областных судов. Перед ними стояла задача по улучшению кадрового состава правоохранительных органов региона. Выполнить эту задачу они не смогли по объективным причинам. Большинство работников юстиции составляли молодые коммунисты и комсомольцы, выдвинувшиеся в 1920-е гг. Низкий уровень компетентности они пытались компенсировать за счёт энергичной деятельности. Однако чистки и репрессии не позволяли им длительное время удерживаться на своих рабочих местах. Выдвиженцы часто вызывали раздражение у местных органов власти из-за своих попыток следовать закону. Репрессии, низкая оплата труда, тяжёлые природные условия выталкивали судебных работников из системы и из региона. Заключение. Изучение истории организационных «пертурбаций» на севере Западной Сибири позволяет выявить общие тенденции в кадровой политики Советского государства в труднодоступных регионах России в ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF JUSTICE IN THE OSTYAK-VOGUL NATIONAL DISTRICT IN THE 1930S

Introduction. The publication reveals the history of the organization of the Soviet justice authorities in the national regions of Western Siberia in the 1930s. The example of the activities of judicial officials shows the state policy on organizing new courts in an isolated region of Russia. Purpose. The purpose of the article is to identify the features of the organization of bodies of Soviet justice in remote areas of the north of Western Siberia. Methodology. The main methods used in the study include the historical approach, the system-structural method and the comparative analysis method. Results. Since 1931 in the northern regions of the Ural and then Omsk regions, district justice bodies have been formed. District justice bodies subordinated to themselves the people's judges, notaries and bailiffs. They performed the role of the main regional justice body in conditions of remoteness from regional courts. They faced the task of improving the personnel of law enforcement agencies in the region. They could not complete this task for objective reasons. Most justice workers were young Communists and Komsomol members who advanced in the 1920s. They tried to compensate for the low level of competence through vigorous activity. However, the purges and repressions did not allow them to stay in their workplaces for a long time. The nominees often irritated the local authorities because of their attempts to follow the law. Repressions, low pay, and harsh environmental conditions pushed judicial officers out of the system and from the region. Conclusion. The history of organizational “perturbations” in the North of Western Siberia allows us to identify general trends in the personnel policy of the Soviet state in remote regions of Russia in the 20th century.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРАВОСУДИЯ В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 1930-Е ГГ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 4. С. 16-24.

УДК 351.87

Б01 10.24147/1990-5173.2020.17(4).16-24

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРАВОСУДИЯ В ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ОКРУГЕ В 1930-е гг.*

А. Я. Кодинцев

Северо-Западный институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Санкт-Петербург, Россия

Введение. В публикации раскрывается история организации советских органов юстиции в национальных районах Западной Сибири в 1930-е гг. На примере деятельности судебных работников показана государственная политика по организации новых судов в изолированном регионе России. Цель. Целью статьи является выявление особенностей организации органов советской юстиции в труднодоступных районах севера Западной Сибири. Методология. Основные методы, использованные в исследовании, включают исторический подход, системно-структурный метод и метод сравнительного анализа. Результаты. С 1931 г. в северных районах Уральской, а затем Омской областей формируются окружные органы юстиции. Органы окружного правосудия подчиняли себе народных судей, нотариусов и судебных исполнителей. Они выполняли роль главного регионального органа юстиции в условиях отдалённости от областных судов. Перед ними стояла задача по улучшению кадрового состава правоохранительных органов региона. Выполнить эту задачу они не смогли по объективным причинам. Большинство работников юстиции составляли молодые коммунисты и комсомольцы, выдвинувшиеся в 1920-е гг. Низкий уровень компетентности они пытались компенсировать за счёт энергичной деятельности. Однако чистки и репрессии не позволяли им длительное время удерживаться на своих рабочих местах. Выдвиженцы часто вызывали раздражение у местных органов власти из-за своих попыток следовать закону. Репрессии, низкая оплата труда, тяжёлые природные условия выталкивали судебных работников из системы и из региона. Заключение. Изучение истории организационных «пертурбаций» на севере Западной Сибири позволяет выявить общие тенденции в кадровой политики Советского государства в труднодоступных регионах России в ХХ в.

Ключевые слова: Уральский областной суд; Обь-Иртышский областной суд; Омский областной суд; Остяко-Вогульский окружной суд; коренизация; народный суд.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РРФИ и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках научного проекта № 18-49-860012.

1. Введение

Советское правосудие всегда было важным элементом государственного аппарата. Региональные органы советской юстиции соответствовали общероссийской структуре. В то же время в отдалённых регионах РСФСР формирование этих учреждений было чрезвычайно затруднено. Не хватало кадров, даже малограмотных. Трудно было проконтролировать, что происходит на окраинах государства.

В публикации раскрывается история организации советских органов юстиции в национальных районах Западной Сибири в 1930-е гг. На примере деятельности судебных работников показана государственная поли-

тика по организации новых судов в изолированном регионе России. Целью статьи является выявление особенностей организации органов советской юстиции в труднодоступных районах севера Западной Сибири.

Историография исследования включает тысячи работ. Упомянем только некоторые, наиболее важные публикации. В советский период применительно к указанному региону можно выделить общие работы. Это, например, подробное и до сих пор не превзойдённое исследование М. В. Кожевникова по истории советского суда [1; 2]. В 1990-2000-е гг. интерес к истории органов советской юстиции существенно вырос, что было связано с рас-

* Автор выражает глубокую признательность РФФИ и Департаменту образования и науки ХМАО-Югры за финансирование исследования.

секречиванием архивов и снятием идеологических ограничений. Среди общих работ по истории советского судоустройства можно выделить исследования И. Л. Лезова [3].

В последнее десятилетие вышла серия новых исследований, углубляющих и расширяющих наше представление о советском судоустройстве в сталинские годы. Кадровая проблема стала активно разрабатываться в последние годы. Вышли публикации М. И. Мумлевой и Д. С. Севрюкова, раскрывшие особенности кадровой политики в судебной системе РСФСР [4; 5].

В том числе вышли исследования автора по истории органов юстиции севера Западной Сибири [6-9]. Выполнено несколько исследований по истории юстиции Зауралья. Например, по материалам южной части Тюменской области И. К. Шабанова выполнила работу, посвящённую истории судов в 19181938 гг. [10], Л. В. Алексеева описала общую организацию государственных органов в округе [11]. В 2007 г. вышло издание «На весах Фемиды». Юбилейное издание, посвящённое всем судам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО), содержит обширные исторические справки по отдельным народным судам и массу нарративного материала по организации и судебной деятельности в советский период [12]. Вышла серия интересных работ по советскому правосудию в Сибири в 1920-е гг. [13-18].

На Западе сложилась группа исследователей, занимающихся историей советской юстиции, главное достоинство которых заключается в независимом подходе к анализу советской юриспруденции. Будучи ограниченными небольшим объёмом доступного материала, они проработали его целиком. Среди основных исследователей можно выделить Герольда Бермана, Питера Джуливера, Самуэля Кучерова, Питера Соломона, Дже-рарда Ван дер Берга [19-25].

2. Методология

Основные методы, использованные в исследовании, включают исторический подход, системно-структурный метод и метод сравнительного анализа.

3. Организация окружных органов юстиции в 1-й половине 1930-х гг.

В 1930 г. советские и партийные органы активно обсуждали вопрос о создании на-

циональных округов в районах Севера. 10 декабря 1930 г. Президиум ВЦИК постановил: «Образовать на территории расселения малых народностей Севера... Остяко-Вогульский национальный округ (окружной центр Самарово), районы Берёзовский, Кон-динский, Лариакский, Самаровский, Сургутский и Шурышкарский». Все районы до принятия этого постановления входили в состав Уральской области. Ларьякский район (будущий Нижневартовский) был передан из Западно-Сибирского края. В 1934 г. была сформирована Обь-Иртышская область (с центром в Тюмени), в состав которой вошли два национальных округа, Остяко-Вогульский и Ямальский (Ненецкий). В том же году Обь-Иртышская область вошла в состав Омской области. В 1937 г. Шурышкарский район был выделен из состава округа и передан в Ямало-Ненецкий округ. В том же году был сформирован новый, Микояновский район. Округ приобрёл современные очертания.

Образование округов проходило в условиях нехватки управленческих кадров. Государство не раз обязывало органы власти укомплектовать штатный состав учреждений северных округов. Предпринимались попытки провести коренизацию аппарата Севера (укомплектовать органы власти местными жителями). Но существенных результатов она не принесла. С момента организации округа в его аппарате доминировали представители европейских народов. В Остяко-Вогульском округе не было ни одного города. Старинные города Сургут и Берёзово были переименованы в рабочие посёлки. На севере Са-маровского урмана возник новый посёлок Остяко-Вогульск. При этом формально ещё более года два национальных округа входили в состав Тобольского округа. Наконец 7 января 1932 г. постановлением ВЦИК Тобольский округ был упразднён и границы округов определены. В 1931 г. в округе была создана окружная прокуратура, окружной суд.

10 июня 1931 г. президиум Уральского областного суда (УОС) принял решение о реорганизации судебных органов на Тобольском Севере. Теперь народный суд вводился в каждом районе1. Постепенно количество судебных органов в округе возрастало, но, по мнению ОГПУ, недостаточно быстро. Большое число быстрорастущих спецпосёлков

было плохо обеспечено судебной помощью. Дела разбирались медленно. Дела затягивались настолько, что прекращались за давностью. Начальник отдела спецпоселений ОГПУ А. Черемных и начальник ГУЛАГа Берман неоднократно просили УОС открыть народные суды в четырёх крупнейших спецпосёлках. Однако УОС неоднократно давал

отказ2.

В 1934 г. при выделении Обь-Иртышской области был создан Обь-Иртышский областной суд. В конце 1934 г. при создании новой области был создан Омский областной суд. Окружные суды северных округов подчинялись областным судам .

Президиум Остяко-Вогульского исполкома внимательно следил за низовой системой юстиции. Например, 25 мая 1932 г. президиум рассмотрел вопрос о перевыборах народных заседателей и сельсудов. Было избрано 390 заседателей, туземцев 212 человек (54 %). В том числе избрано 145 женщин (37 %). Из 212 туземцев 74 были нацменками. Бедняки и колхозники составляли 75 %. Президиум Остяко-Вогульского окружного совета формально избирал народных судей. Причём представлял их не председатель областного суда (Уральского или Омского), а председатель окружного суда4. Неграмотных крестьян и охотников привлекали в основном в качестве второстепенных персонажей в системе юстиции. В 1936 г. было избрано 768 народных заседателей, в том числе 228 хантов и 71 манси5.

В 1935 г. народные суды округа и Омской области в целом подверглись энергичному давлению с требованием усилить общественно-правовую работу. Исполняя это требование, народные судьи проводили инструктажи и обследования туземных и сельских судов. Организовывали соцсоревнования между органами юстиции. Например, в 1935 г. 1-й участок Самаровского района и Берёзовский суд заключили между собой договор, который предусматривал ряд пунктов, в настоящее время выглядящих как насмешка. Суды обязывались соревноваться в том, что обязаны были делать в любом случае (например, привести все дела в порядок, рассматривать дела в хронологическом порядке, дела рассматривать своевременно, проводить правовые беседы и пр.).

Большинство судей к участию в социалистическом соревновании подходили формально. Но имелись и другие примеры. Судья Коскина, единственная в округе, организовала соцсоревнование между Сургутским и Ларьякским нарсудами «на лучшую постановку работы нарсуда». Она привела нарсуд «в культурный вид», добилась снижения остатков дел, раздавала сельсоветам указания по исполнительному производству, регулярно печатала статьи в газетах. Коскина организовала конкурс на лучшего секретаря суда и т. д. Окружной суд обязал судей немедленно организовать общественную работу под угрозой принятия жёстких мер6.

С самого начала на окружной суд возлагались функции по управлению органами юстиции округа. В 1935 г. Остяко-Вогуль-ский окружной суд (ОВОС) во 2-м полугодии обследовал четыре нарсуда. Все народные судьи прошли практику в окрсуде. В окрсуд постоянно направляли практикантов из числа коренных малочисленных народов Севера, но удержаться в системе юстиции они не смог-ли7. Связь с Большой землёй была минимальна. Председатели северных окружных судов были вынуждены посылать почту в Свердловск на самолёте. Кризис управления был глубоким. Например, с 22 июня 1936 г. по 19 сентября 1937 г. Верховный Суд СССР и Наркомат юстиции (НКЮ) СССР направили 12 запросов в Омский облсуд с требованием добиться исполнения по исполнительному листу в пользу гр-ки Худяко -вой. Но не получили ни одного ответа8.

Окрсуд располагался в здании Дома советов Ханты-Мансийска. Само здание просуществовала в городе до 90-х гг. ХХ в. и было снесено в 1997 г. Окружной суд и в 1940 г. не имел своего помещения, занимал три комнаты в Доме советов. Одну комнату занимал председатель (23,4 м ), во второй комнате (34,56 м2) располагалась общая канцелярия, нотариальная контора, зал судебных заседаний, третью (30,2 м2) занимали члены окрсуда9.

В Кондино в кабинете суда располагалась совещательная комната и райпрокурор вместе со следователем, а также судебный исполнитель10. В конце 1930-х гг. Микоянов-ский суд находился в здании коммунального отдела райсовета - 54,4 м и включал зал судебных заседаний, комнату судьи, канцеля-

рию. В канцелярии располагались нотариус, адвокат, судоисполнитель и секретарь канцелярии. Не было комнаты для свидетелей, камеры для вещественных доказательств и для архива. В итоге судья Лыбин оборудовал необходимые помещения за свой счёт. Здание суда много лет не имело необходимой мебели. Не хватало лошади (отдалённые пункты находились на расстоянии 450 километров от райцентра)11.

Первые годы на весь округ оставался только один судебный исполнитель, при Са-маровском райнарсуде. Исполнение по-прежнему производили сельсоветы. Исполнительные листы лежали годами. В 1935 г. только в Нахрачинском сельсовете лежало исполнительных листов на 54 379 рублей, в Болча-ровском сельсовете - на 18 458 рублей. Окр-суд добивался введения исполнителей во всех районах. С 1937 г. судебные исполнители появляются в крупнейших пунктах округа. Об их деятельности ничего не известно, кроме фамилий. Не велись отчёты, не осуществлялось руководство12.

4. Кадровая политика государства

В 1930-е гг. на севере Урала продолжалось хаотическое перемещение должностных лиц. Государство стремилось удержать сотрудников. С этой целью 10 мая 1932 г. вышло Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР. Все работники, работающие на Севере, были разделены на две категории.

1-я категория имела повышенные льготы (большие отпуска и пр.). В том числе к 1-й группе были отнесены все судьи, прокуроры и их помощники, народные следователи и нотариусы. По просьбе наркома юстиции СССР 15 ноября 1939 г. СНК РСФСР принял Постановление № 649, распространившее эти льготы и на судебных исполнителей .

В 1931 г. при организации округа аппарат судов был укомплектован на 80 %. Постепенно были укомплектованы все органы юстиции. Тем не менее кадровый состав оставался крайне неудовлетворительным. Комитет Севера РСФСР пытался провести ко -ренизацию аппарата управления. Планировалось довести долю коренных малочисленных народов Севера в 1933 г. в окружных и районных органах власти до 40 %. В органах юстиции они достигли немногого. В 1936 г.

следователем работал хант Сергей Константинович Хватов, должности народных судей занимали Пётр Никифорович Лелин и Семён Николаевич Чучелин, а членом окрсуда был Алексей Афанасьевич Кутмаров14.

В 1932 г. первым председателем ОВОС стал Зудов, после него - Ольга Сергеевна Волина (1934-1935). Должности членов окрсуда были систематически не замещены. Уровень юридической квалификации многих судей оставался низким. Их биографии свидетельствуют об отсутствии серьёзной профессиональной подготовки. Например, хант Семён Николаевич Чучелин родился в 1914 г. в юртах Чучелинские Сургутского уезда в семье рыболовов. Юного рыбака мобилизовали в ВЛКСМ, а затем направили в школу туземного актива советского строительства (Берёзово), где, как он писал в анкете, получил специальность «рабочий советского строительства». Затем Чучелин 6 месяцев проучился в Свердловской правовой школе, где получил специальность «народный судья». В июле 1934 г. 20-летний хант стал народным судьёй Шурышкарского района15.

Судья Николай Степанович Спасенников, 1906 г. рождения (Уватский район Тобольского уезда), окончив 3-классную сельскую школу, длительное время трудился в хозяйстве своего отца. С 1930 г. работал продавцом, секретарём сельсовета, секретарём Самаровского нарсуда. С 1932 по 1937 г. работал народным судьёй Ларьякского района. В 1937 г. Спа-сенников принял какое-то неудачное судебное решение и в октябре 1937 г. был исключён из партии «за защиту жулика, как за антипартийный поступок и притупление бдительности и невыдерженность». Тут же он превратился в безработного. В марте 1938 г. Спасенникова восстановили в партии и он устроился на работу счетоводом. Вскоре он вернулся на должность судьи сначала в Кон-динский, а затем в Самаровский район (1-й, а затем 3-й участок). Основной проблемой судьи было его чрезмерное увлечение женщинами. Он часто женился и имел много любовниц. Его похождения были предметом частых обсуждений на партсобраниях. Спа-сенников неоднократно каялся и продолжал грешить. В 1939 г. на короткий срок Сама-ровский райком отстранил Спасенникова от должности. После многочисленных жалоб

обманутых женщин в январе 1940 г. Спасен-ников был исключён из партии, но повторно восстановлен в ней окружным комитетом партии. Тем не менее в феврале 1940 г. его сняли с должности нарсудьи. Спасенников отправился заведовать рыболовным пунктом в юрте Вершина. Позже он работал председателем национального совета села Вершина, заместителем председателя Самаровского райсовета. В апреле 1945 г. с него сняли партвзыскание 1940 г. Как мы увидим ниже, Спасенников вернулся в юстицию и продолжал занимать различные должности16.

Народная судья Мария Петровна Как-шина родилась в крестьянской семье. Получила 2-классное приходское образование. После 1917 г., покинув отца, Какшина работала воспитательницей детского сада, библиотекарем, чернорабочей и была вовлечена в комсомольское движение. В 1930 г. мобилизована на советскую работу. В 1931 г. вступила в партию и была направлена в народные судьи, «перемещалась» на север из Чернаков-ского района в Самаровский, а затем в Шу-рышкарский. Неоднократно получала партийные выговоры.

11 февраля 1933 г. Какшина была исключена из партии как «перерожденка» за связь с кулаками, принятие на работу уволенного за прогул и как политически неграмотная. Накануне Какшина «допустила политическую ошибку» - купила на убой трёх нетелей. Судья вступила в длительный конфликт с райкомом партии. Основное обвинение против судьи сводилось к тому, что она якобы не разбирала кулацкие дела, не проводила публичные процессы, проживала у кулаков. Какшина подала апелляцию в окружную контрольную комиссию.

В борьбе с райкомом прошёл год. Наконец 25 февраля 1934 г. состоялось заседание районной контрольной комиссии с участием представителя окружной контрольной комиссии. Оказалось, что все обвинения против Какшиной были ложными. Она была признана всего лишь политически неграмотной, не понимающей партийных установок. Решение об её исключении из партии было отменено, но Какшина была понижена до кандидата. В конечном счёте примириться с райкомом у неё не было возможности, и в 1935 г. она

17

покинула район .

В 1935 г. новым председателем ОВОС стал Николай Иванович Максимов, членами суда - Алексей Афанасьевич Кутмаров (направлен в органы юстиции в 1932 г.) и Василий Семёнович Савиновский. Кроме того, работали, народный судья 1-го участка Сама-ровского района Фёдор Анатольевич Тарасов (арестован в 1937 г. как враг народа), судья 2-го участка Самарово М. П. Какшина (1904 г. р.), Берёзовского района А. М. Сухарев (1905 г. р.), Сургутского района А. Коски-на (1899 г. р.), Ларьякского района Н. С. Спасенников (1906 г. р.), Кондинского района Т. П. Самолапов (1900 г. р.), 2-го участка Бе-рёзовского района Лаврентьев, Шурышкар-ского района С. Н. Чучелин (1914 г. р.). То есть и в 1930-е гг. сохранялась традиция мобилизации молодых малограмотных комсомольцев. Средний возраст народного судьи составлял 25 лет18.

В 1937-1938 гг. работники судебных и прокурорских органов округа подверглись частичным репрессиям или массово увольнялись.

А. Ко скина трудилась шитницей на кожевенных заводах и мастерских Тобольска. В 1920 г. вступила в партию, и практически сразу её направили на рабфак Томского университета. Несколько лет Ко скина проработала заведующей детским домом в Тобольске, инструктором окружного отдела народного образования. В 1928 г. партия направила Анну Ивановну на работу в юстицию, кото -рой она посвятила более 30 лет своей жизни. Окончив Пермские областные юридические курсы, Анна Ивановна работала народным судьёй Байкаловского района, Чернаковского района, Сургутского района. В характеристиках указывались только положительные черты. «Политически и юридически развита достаточно». В 1936-1938 гг. она была членом ОВОС и в течение 9 месяцев (1937-1938) исполняла обязанности председателя окружного суда. В 1928 г. вступила в брак с Павлом Петровичем Усковым из старинного казачьего рода. В 1937 г. муж был арестован (его отец был полицейским приставом), а Ускова была исключена из партии и вернула себе девичью фамилию. На Коскину неоднократно поступали рапорты из окружного отдела НКВД о её якобы «нелюбви» к органам внутренних дел. 4 июня 1938 г. она была уволена

из суда и несколько месяцев ожидала ареста. Муж был оправдан, Большой террор закончился, но скомпрометированного работника решили не возвращать на прежнюю должность и назначили нотариусом. В партии восстановили. Должность нотариуса она занимала до 1959 г.

В 1937-1938 гг. органы юстиции округа были погружены в дрязги, которые сопровождались доносами и арестами. В делах царил полный хаос. Новые судьи писали жалобы на старых.

Старожилом остяко-вогульской юстиции мог считаться Сухарев. Родился «патриарх» югорской юстиции в 1905 г. в Тобольске в семье плотника. Учился в школе и подрабатывал кровельщиком. Этой профессией Сухарев занимался до 1922 г. Одновременно подрабатывал рассыльным и кочегаром. Пройдя практику, он работал счетоводом в разных сёлах округа. С 1923 г. проживал на северо-востоке округа в сёлах Нижневартовское и Александровское. И там он менял работу каждый год: делопроизводитель нарсуда, милиционер, счетовод. В 1928-1930 гг. Сухарев был секретарём Обдорского нарсуда, секретарём Абалакского нарсуда, судебным исполнителем Тобольского округа. Наконец с 1930 по 1939 гг. Сухарев работал народным судьёй Берёзово (с перерывом в 1932 г.). В 1937 г. вступил в партию. С января 1939 г. Сухарев стал заместителем председателя ОВОС20.

По тем или иным причинам Сухарев часто предпочитал решать конфликты через органы юстиции и партийные органы, не останавливаясь ни перед чем. Например, у него разгорелся конфликт с районным прокурором Берёзово - Лаптевым - в 1935-1936 гг. Сухарев добивался рассмотрения дела на «пьяниц» Лаптева и Лаврентьева (нарсудья 2-го участка Берёзовского района) на партколлегии Омской области. В конце концов рассмотрение не состоялось, а окружком спешно перевёл Лаптева и Лаврентьева на другое место работы. Работая народным судьёй Берё-зовского района, Сухарев в марте 1939 г. написал донос на прокурора района Тандалова. Якобы постоянно пьянствующий прокурор арестовал судебного исполнителя Панкратова, с которым у него сложились личные неприязненные отношения. Прокурор разгла-

шал тайну следствия и совершал прочие аморальные действия. Тандалов лишился работы. Когда Сухарев стал ревизором УНКЮ Омской области в ХМАО (в 1940 г.), т. е. фактически руководителем всех народных судов округа, он начал проводить жесточайшие ревизии, подвергая судей пристрастному анализу и критике21.

Неоднократно коллеги стремились сместить, переместить, уволить Сухарева. Но Сухарев считался опытным работником и сохранил судебную должность.

5. Заключение

Органы юстиции Остяко-Вогульского национального округа формировались в условиях потрясений, охвативших страну в 1930-е гг. Структура органов юстиции северных округов РСФСР была типовой. Окружная юстиция подчинялась областной. Окружные органы правосудия осуществляли управление местной юстицией. Также они выполняли роль органа политической юстиции.

Кадровый состав судебных органов оставался по-прежнему неудовлетворительным. Большинство судебных работников были в возрасте до 30 лет, являлись активными членами партии или комсомола. Чистки, репрессии, низкая оплата труда, тяжёлые природные условия выталкивали молодых судей из северных регионов. Те, кто оставался, имели возможность сделать стремительную карьеру в пределах своего региона.

Дальнейшее изучение вопроса позволит понять, какую роль в системе юстиции северных регионов России играли прокуратура, адвокатура и другие органы юстиции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-148. Оп. 2. Д. 2. Л. 209.

2 ГАСО. Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 542. Л. 33-38.

3 ГАСО. Ф. Р-148. Оп. 3. Д. 3. Л. 5.

4 Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа (ГА ХМАО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 32а. Л. 50.

5 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-1235. Оп. 130. Д. 6. Л. 95.

6 ГА ХМАО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 83-88.

7 ГА ХМАО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 108.

8 ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 19. Л. 158.

9 ГА ХМАО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 29. Л. 38.

10 Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. П-107. Оп. 1. Д. 624.

11 ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 1. Д. 551. Л. 1-15.

12 ГА ХМАО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 1. Л. 109.

13 ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 37. Д. 379. Л. 3, 5, 6, 13, 14.

14 ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 130. Д. 6. Л. 95-96 ; Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 23. Оп. 1. Д. 150. Л. 12.

15 ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 2. Д. 133. Л. 1-5.

16 ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 2. Д. 545. Л. 1-4 ; Оп. 4. Д. 303. Л. 1-7.

17 ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 4. Д. 150. Л. 6-33.

18 ГАСПИТО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 259. Л. 11.

19 Архив Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области. Д. 867 ; ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 2. Д. 426. Л. 1-7.

20 ИАОО. Ф. 17. Оп. 41. Д. 733. Л. 2-16.

21 ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 1. Д. 452. Л. 26 ; ИАОО. Ф. 18. Оп. 2. Д. 81. Л. 30-34.

ЛИТЕРАТУРА

1. КожевниковМ. В. История советского суда. (1917-1947). - М. : Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. - 376 с.

2. КожевниковМ. В. История советского суда. (1917-1956). - М. : Госюриздат, 1957. - 383 с.

3. Лезов И. Л. Развитие советской судебной системы (1922-1940). - М. : Всерос. акад. внешней торговли, 2007. - 140 с.

4. Мумлева М. И. К вопросу о правовом положении народных судей СССР в период формирования административно-командной системы // Право. Законодательство. Личность. - 2011. - № 1. - С. 145-148.

5. Севрюков Д. С. Правовое регулирование прекращения полномочий судей судов общей юрисдикции в 1917-1938 гг. // Право и политика. - 2013. - № 5 (161). - С. 684-690.

6. Кодинцев А. Я. Нотариат Югры: из прошлого в будущее. - Н. Новгород : Дятловы горы, 2015. - 320 с.

7. Кодинцев А. Я. Коррупционные преступления советских судей в 40-е годы ХХ века // Российский судья. - 2017. - № 6. - С. 54-58.

8. KodintsevA. Ya., Shkarevsky D. N. Soviet Medieval Justice // Russian law: theory and practice. - 2018. -№ 2. - P. 127-136.

9. Кодинцев А. Я. Современная историография советского судоустройства в 1930-1950-е годы // Российский судья. - 2020. - № 1. - С. 59-64.

10. Шабанова И. К. Особенности кадровой политики органов юстиции и судопроизводства в Тюменском крае в условиях формирования тоталитаризма // Омский научный вестник. - 2008. - № 5. - С. 14-17.

11. Алексеева Л. В. Ханты-Мансийский автономный округ в первое десятилетие (декабрь 1930 г. - июнь 1941 г.). - Ханты-Мансийск : Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т, 2008. - 193 с.

12. На весах Фемиды (посвящается 75-летию судебной системы Югры). - Можайск : Зауралье, 2007. -208 c.

13. Исаев В. И., Михеев Д. Ю., Угроватов А. П. Между политикой и правом: суды Сибири в 1920-е -1930-е гг. - Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2014. - 280 с.

14. Судебные органы Сибири в 1920-е - 1930-е годы : сб. док. - Новосибирск : Параллель, 2013. - 275 с.

15. Михеев Д. Ю. Суды Сибири в 1928-1938 гг. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. воен. ин-та ВВ МВД России, 2015. - 124 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Папков С. А. Обыкновенный террор. Политика сталинизма в Сибири. - М. : РОССПЭН, 2012. -440 с. - (История сталинизма).

17. Папков С. А. Страница истории советской юстиции. Прокуроры и судьи в Сибири в эпоху террора. 1937-1939 гг. // Российский судья. - 2018. - № 12. - С. 53-58.

18. Шкаревский Д. Н. Деятельность военного трибунала Нижне-Иртышского бассейна на территории Ханты-Мансийского автономного округа // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2019. -Т. 16, № 2. - С. 14-25. - DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(2).14-25.

19. Соломон П. Советская юстиция при Сталине. - М. : РОССПЭН, 1998. - 464 с.

20. Berman H. Justice in the USSR. - Cambridge : Harvard University Press, 1963. - 364 p.

21. Van der Berg G. P. The Soviet System of Justice: Figures and Policy. - Dordrecht ; Boston : M. Nijhoff Publishers ; Hingham : Distributors for the United States and Canada, Kluwer Academic Publishers, 1985. - xii, 374 p. - (Series: Law in Eastern Europe ; no. 29).

22. Juviler P. Revolutionary Law and Order. - New York : [s. n.], 1976. - 238 p.

23. Kucherov S. The Organs of Soviet Administration of Justice: Their History and Operations. - Leiden : [s. n.], 1970. - 422 p.

24. Rittersporn G. T. Soviet Officialdom and Political Evolution: Judiciary Apparatus and Penal Policy in the 1930's // Theory and Society. - 1984. - № 13. - P. 211-237.

25. Solomon P. Jr. Criminalization in Soviet Criminal Policy, 1917-1941 // Law and Society Review. - 19811982. - Vol. 16, № 1. - P. 9-44.

Информация об авторе

Кодинцев Александр Яковлевич - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права

Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) Адрес для корреспонденции: 199178, Россия, Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д. 19 лит. А

E-mail: Balsak1@yandex.ru

SPIN-код: 9315-3825, Author ID: 679446 ORCID 0000-0002-2269-6788 Researcher ID: D-8860-2018

Информация о статье

Дата поступления - 16 января 2020 г. Дата принятия в печать - 12 октября 2020 г.

Для цитирования

КодинцевА. Я. Организация органов правосудия в Остяко-Вогульском национальном округе в 1930-е гг. // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 4. С. 16-24. й01: 10.24147/1990-5173.2020.17(4).16-24.

ORGANIZATION OF JUSTICE IN THE OSTYAK-VOGUL NATIONAL DISTRICT

IN THE 1930s*

A.Ya. Kodintsev

Northwest Institute (branch) All-Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia

Introduction. The publication reveals the history of the organization of the Soviet justice authorities in the national regions of Western Siberia in the 1930s. The example of the activities of judicial officials shows the state policy on organizing new courts in an isolated region of Russia. Purpose. The purpose of the article is to identify the features of the organization of bodies of Soviet justice in remote areas of the north of Western Siberia. Methodology. The main methods used in the study include the historical approach, the system-structural method and the comparative analysis method. Results. Since 1931 in the northern regions of the Ural and then Omsk regions, district justice bodies have been formed. District justice bodies subordinated to themselves the people's judges, notaries and bailiffs. They performed the role of the main regional justice body in conditions of remoteness from regional courts. They faced the task of improving the personnel of law enforcement agencies in the region. They could not complete this task for objective reasons. Most justice workers were young Communists and Komsomol members who advanced in the 1920s. They tried to compensate for the low level of competence through vigorous activity. However, the purges and repressions did not allow them to stay in their workplaces for a long time. The nominees often irritated the local authorities because of their attempts to follow the law. Repressions, low pay, and harsh environmental conditions pushed judicial officers out of the system and from the region. Conclusion. The history of organizational "perturbations" in the North of Western Siberia allows us to identify general trends in the personnel policy of the Soviet state in remote regions of Russia in the 20th century.

Keywords: Ural Regional Court; Ob-Irtysh Regional Court; Omsk Regional Court; Ostyako-Vogul District Court; indigenization; people's court.

Acknowledgments. The reported research was funded by Russian Foundation for Basic Research and the government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, grant № 18-49-860012.

* The author expresses deep gratitude to the RFBR and the Department of Education and Science of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra for funding the study.

REFERENCES

1. Kozhevnikov M.V. The history of the Soviet court. (1917-1947). Moscow, Jurid. publishing house of the Ministry of Justice of the USSR, 1948. 376 p. (In Russ.).

2. Kozhevnikov M.V. The history of the Soviet court. (1917-1956). Moscow, Gosyurizdat Publ., 1957. 383 p. (In Russ.).

3. Lezov I.L. Development of the Soviet judicial system (1922-1940). Moscow, All-Russian Academy of Foreign Trade Publ., 2007. 140 p. (In Russ.).

4. Mumleva M.I. On the question of the legal status of people's judges of the USSR during the formation of the administrative-command system. Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost' = Law. Legislation. Personality, 2011, no. 1, pp. 145-148. (In Russ.).

5. Sevryukov D.S. Legal regulation of termination of powers of judges of courts of general jurisdiction in 19171938. Pravo i politika = Law and Politics, 2013, no. 5 (161), pp. 684-690. (In Russ.).

6. Kodintsev A.Ya. Notary of Ugra: from the past to the future. Nizhny Novgorod, Dyatlovy Gory Publ., 2015, 320 p. (In Russ.).

7. Kodintsev A.Ya. Corruption crimes of Soviet judges in the 40s of the twentieth century. Rossiiskii sud'ya = Russian Judge, 2017, no. 6, pp. 54-58. (In Russ.).

8. Kodintsev A.Ya., Shkarevsky D.N. Soviet Medieval Justice. Russian law: theory and practice, 2018, no. 2, pp. 127-136.

9. Kodintsev A.Ya. Modern historiography of the Soviet judicial system in the 1930-1950s. Rossiiskii sud'ya = Russian Judge, 2020, no. 1, pp. 59-64. (In Russ.).

10. Shabanova I.K. The Peculiarities of the Judicial Hr Politics and the Judicial Proceeding in the Tyumen Region in the Totalitarism Forming Conditions. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk Scientific Bulletin, 2008, vol. 5, pp. 14-17. (In Russ.).

11. Alekseeva L.V. Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug in the first decade (December 1930 - June 1941). Khanty-Mansiisk, Nizhnevartovsk State Humanitarian University Publ., 2008. 193 p. (In Russ.).

12. On the scales of Themis (dedicated to the 75th anniversary of the judicial system of Ugra). Mozhaisk, Zaural'ie Publ., 2007. 208 p. (In Russ.).

13. Isaev V.I., Mikheev D.Yu., Ugrovatov A.P. Between Politics and Law: Courts of Siberia in the 1920s -1930s. Novosibirsk, Institute of History, SB RAN Publ., 2014. 280 p. (In Russ.).

14. Judicial authorities of Siberia in the 1920s-1930s, collection of documents. Novosibirsk, Parallel' Publ., 2013. 275 p. (In Russ.).

15. Mikheev D.Yu. Courts of Siberia in 1928-1938. Novosibirsk, Publishing House of the Novosibirsk Military Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. 124 p. (In Russ.).

16. Papkov S.A. Ordinary terror. The policy of Stalinism in Siberia. Moscow, ROSSPEN Publ., 2012. 440 p. (History of Stalinism). (In Russ.).

17. Papkov S.A. Page of the history of Soviet justice. Prosecutors and judges in Siberia in the era of terror. 19371939. Rossiiskii sud'ya = Russian Judge, 2018, no. 12, pp. 53-58. (In Russ.).

18. Shkarevsky D.N. The Activity of the Military Tribunal of the Lower Irtysh Basin on Territory of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 2, pp. 14-25. DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(2).14-25. (In Russ.).

19. Solomon P. Soviet justice under Stalin. Moscow, ROSSPEN Publ., 1998, 446 p. (In Russ.).

20. Berman H. Justice in the USSR. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1963. 364 p.

21. Van der Berg G.P. The Soviet System of Justice: Figures and Policy. Dordrecht, Boston, M. Nijhoff Publishers, Hingham, MA, USA, Distributors for the United States and Canada, Kluwer Academic Publishers, 1985. xii, 374 p. (Series: Law in Eastern Europe, no. 29).

22. Juviler P. Revolutionary Law and Order. New York, 1976. 238 p.

23. Kucherov S. The Organs of Soviet Administration of Justice: Their History and Operations. Leiden, 1970. 422 p.

24. Rittersporn G.T. Soviet Officialdom and Political Evolution: Judiciary Apparatus and Penal Policy in the 1930's. Theory and Society, 1984, no. 13, pp. 211-237.

25. Solomon P.Jr. Criminalization in Soviet Criminal Policy, 1917-1941. Law and Society Review, 1981-1982, vol. 16, no. 1, pp. 9-44.

About the author

Kodintsev Alexander - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Ph.D. in History, Professor, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law Northwest Institute (branch) All-Russian State University of Justice

Postal address: 19 lit. A, 10 line, V.O., St. Petersburg, 199178, Russia

E-mail: Balsak1@yandex.ru

SPIN- code: 9315-3825, Author ID: 679446 ORCID 0000-0002-2269-6788 Researcher ID: D-8860-2018

Article info

Received - January 16, 2020 Accepted - October 12, 2020

For citation

Kodintsev A.Ya. Organization of Justice in the Ostyak-Vogul National District in the 1930s. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2020, vol. 17, no. 4, pp. 16-24. DOI: 10.24147/1990-5173.2020.17(4).16-24. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.