Научная статья на тему 'Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи'

Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / INSTITUTIONAL ENTITIES / SOCIAL INSTITUTES / SOCIAL HEALTH / RUSSIAN YOUTH / FAMILY / EDUCATION / HEALTH CARE / STATE / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

Статья посвящена анализу основных социальных институтов, формирующих социальное здоровье российской молодежи. Базовыми институциональными субъектами, моделирующими социальное здоровье молодежи, являются: государство, семья, образование, здравоохранение. Автор показывает, что состояние социальных институтов сопровождается институциональными деформациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State institutions in the modeling of the social health of russian youth

The article is devoted to the analysis of the main institutions that shape social health of Russian youth. The basic institutional actors, modeling social health of youth, are: the state, the family, education, health care. The author shows that the state of social institutions is an accompanied by institutional deformations.

Текст научной работы на тему «Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи»

Н.Х. Гафиатулина

Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи

Формирование социального здоровья российской молодежи является весьма трудоемким и сложным по своей сути социально-психологическим процессом, результатом взаимодействия различных социальных институтов современного российского общества. Безусловно, этот процесс имеет важное значение для всех возрастных групп населения, но все-таки наибольшую значимость для социализирующего и воспитательного воздействия он имеет для молодежи как особенной, открытой, в силу своих возрастных особенностей, и перспективной социально-демографической группы населения. Данная группа, являясь потенциалом популяционного и социально-трудового ресурсов нашей страны, к сожалению, по свидетельствам многих социологических и социально-медицинских исследований, характеризуется отрицательными тенденциями в сфере социального здоровья. Достижение в будущем позитивной направленности показателей здоровья в целом непосредственно зависит от решения в нынешних условиях проблем социального здоровья молодежи на уровне основных социальных институтов, моделирующих социальное здоровье молодежи, поскольку именно институциональная система российского общества и заложенные в ней нормативно-ценностные и мировоззренческие основы несут ответственность за формирование социального здоровья новых поколений.

В этом плане мы полагаем, что существует необходимость анализа состояния институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи в современных институциональнотрансформационных условиях.

При этом стоит отметить, что проблемы моделирующего воздействия социальных институтов являются наиболее значимыми и достаточно сложными для описания и теоретико-методологического анализа различных социальных феноменов и явлений в гуманитарной сфере, в том числе и для феномена социальное здоровье [1, 2].

Феномен социального здоровья в настоящее время рассматривается как такое состояние индивида, группы, общества, которое соответствует норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического) [3]. Поскольку именно устойчивость отдельных статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию группы или отдельной личности молодого человека, в результате действия которой можно говорить о ее социальной норме, социальном здоровье и благополучии.

Социальное здоровье российской молодежи, являющееся, по нашим представлениям, базовым компонентом социального иммунитета и в целом влияющее на этот иммунитет и регулирующее его, «постоянно моделируется в ходе институциональной динамики», и наиболее интенсивное протекание такого процесса будет происходить в эпоху трансформации социума, поскольку сами институциональные субъекты переживают качественные изменения, имеющие в некоторых случаях необратимый характер [4, с. 83].

Социальное здоровье молодежи моделируется посредством воздействия следующих важнейших базовых социальных институтов: семьи, образования, здравоохранения, государства.

Бесспорно, что семья выступает главным институциональным субъектом, моделирующим социальное здоровье российской молодежи, т.к. именно семья является субъектом первичной социализации молодого поколения в сфере социального здоровья. В этом контексте семья рассматривается в двух ипостасях: как макрообъект - социальный институт, изучаемый в содержании социетальных процессов во взаимодействии с другими институтами общества, а также как микрообъект - малая социальная

группа со своими внутрисемейными интеракциями, ориентированными на достижение определенных результатов семейного поведения [5]. Безусловно, семья призвана формировать, развивать, укреплять и поддерживать соматическое, физическое, психическое здоровье своих членов, тем самым оказывая непосредственное влияние на социальное здоровье. Ведь именно в семье закладывается фундамент взрослой жизни молодых людей в виде ценностно-мотивационных установок и моделей поведения в сфере здоровья.

Исследования регионального уровня указывают на транзитивный характер современных семейных отношений в нашем социуме, связанный с изменением ценностно-мотивационных и поведенческих основ, что обнаруживается в еще не законченном переходе от модели детоцентристской семьи к модели эгалитарной семьи [6].

Говоря о трансформации института семьи, важно подчеркнуть, что изменения в таком институциональном субъекте, как семья, оказали обширное влияние на социальную динамику, а также на психосоциальное самочувствие молодых россиян. Социализационные функции семьи в формировании социального здоровья очень важны: рационально

организовать режим труда и отдыха, привить основные навыки заботы о здоровье в целом, подумать и позаботиться о гармоничном физическом и психосоциальном развитии ребенка, передать ему определенный набор сведений о функционировании своего организма и индивидуальных социально-психологических особенностях личности, о вредных и полезных привычках, формируемых в процессе социального взаимодействия [7]. Весь этот перечень функций в сфере формирования социального здоровья молодых поколений можно назвать социализационной нормой, под которой подразумевается результат успешной социализации, предоставляющей возможность молодому индивиду воспроизводить общественные связи, социальные отношения, культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие [8]. Однако если учесть то, что передача норм и ценностей от поколения к поколению в нынешних трансформационных условиях развития

общества нарушена, становится широко распространенным явлением отклоняющаяся социализация и как ее следствие - повышенный уровень молодежной девиации и снижения уровня социального здоровья. Более того, данные процессы усугубляются тем, что семья как институциональный субъект, моделирующий социальное здоровье в процессе первичной социализации детей, не получает необходимой поддержки со стороны государства. Разрушаются морально-нравственные устои семьи, снижается ее ценность в формировании положительных типов самосохранительного поведения.

Следующим по значимости институциональным субъектом, формирующим социальное здоровье молодежи, является образование. Оно также переживает тяжелый период социальных реформ. Переход к Болонской системе образования не принес ожидаемых положительных результатов. На сегодняшний день перед образованием стоят задачи создания новой концепции образования, пересмотра учебно-методических программ обучения, улучшения материально-технической базы, выплаты зарплат преподавателям, адекватных их труду и современной экономической системе.

Современный вуз (впрочем, как и государственная молодежная политика в целом) не разработала собственную концепцию развития, сохранения и поддержания социального здоровья у молодежи, воспитания у молодого поколения осознанного отношения к собственному здоровью и соответствующих навыков для его поддержания и совершенствования.

На сегодняшний день все острее стоит проблема сложившейся учебной модели обучения, в основании которой лежит подгонка под общий усредненный уровень программы, не способствующий формированию творческой личности молодого специалиста, сохранению его социального здоровья.

По единодушному мнению экспертов, принявших участие в опросе, необходимость в дисциплине, обучающей здоровью, весьма очевидна, но

преподавать ее необходимо уже в начальной образовательной школе. Здесь стоит заметить, что мнение экспертов подтверждается данными исследования Российской ассоциации общественного здоровья, в ходе которого всеми участниками образовательного процесса было высказано мнение о предпочтительном возрасте начала обучения основам здоровья и знакомства с факторами, представляющими угрозу социальному здоровью детей, подростков и молодежи. Так, преподаватели и родители считают, что говорить об этом следует в 9-10 лет [9]. И для этого нужны специальные формы обучения (деловые игры, тренинговые занятия, дискуссии, тесты), позволяющие конструировать преподавание науки здоровья на иных принципах активного участия обучающегося в создании своего социального здоровья. Только в том случае, если ценность социального здоровья для успеха карьеры и жизни в целом станет очевидной, статус здоровья станет иметь престиж, - тогда будут формироваться здоровые поколения молодых россиян.

Роль следующего институционального субъекта - здравоохранения, моделирующего социальное здоровье российской молодежи, в его превентивном аспекте также оценивается отрицательно. Медицина в общем среднем и высшем профессиональном образовании руководствуется в своей работе приказами регламентирующего характера, направленными в основном на диспансеризацию и контроль существующих санитарногигиенических нормативов. Функция формирования мотивации к заботе о социальном здоровье у института здравоохранения в образовании практически отсутствует.

К сожалению, деятельность института здравоохранения нацелена преимущественно на лечение уже заболевших молодых людей, как, впрочем, и населения в целом. Здоровый человек институту здравоохранения не нужен и не представляет никакого практического интереса, т.к. на него институтом государства не выделяются финансовые средства.

Роль и состояние государства как важнейшего институционального субъекта, моделирующего социальное здоровье российской молодежи, проявляется трояким образом: во-первых, подготовкой и созданием

различных правовых документов: постановлений, распоряжений, указов, законов; во-вторых, финансированием той или иной социальной отрасли, проекта, программы; в-третьих, реализацией (либо отсутствием реализации) практических мероприятий курса государственной политики.

Основной целью государственной молодежной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям молодого населения, передовым достижениям медицинской науки [10].

Региональная молодежная политика связана с системой мер, которые предпринимает конкретный регион (область) для достижения общественного благополучия: с одной стороны, она формирует цели развития регионального сообщества и показывает механизмы достижения этих целей, с другой -исправляет негативные социальные последствия в регионе, связанные с социально-экономической нестабильностью.

Молодежная политика в Ростовской области реализуется через конкретные социальные программы и мероприятия. Реализация основных направлений молодежной политики в Ростовском регионе осуществляется преимущественно путем разработки и исполнения краевых и местных молодежных программ, направленных на формирование здорового образа жизни и борьбу с негативными проявлениями в молодежной среде. Так, в 2012г. в рамках реализации национальной программы по охране здоровья были успешно проведены мероприятия по пропаганде ЗОЖ, а именно: «Ростовская область - территория здоровья», «Фокус. Здоровая нация». В этих мероприятиях приняло участие более 250 тысяч молодежи. Также в 2012г. разработана концепция антинаркотического мировоззрения, в

соответствии с которой, комитетом по молодежной политике летом 2012г. был реализован проект «Десант здоровья». Однако, несмотря на представленный перечень мероприятий со стороны органов власти, нужно признать, что государство и проводимая им политика в сфере социального здоровья молодежи, пока функционально малоэффективна. Это объясняется, во-первых, тем, что в этом перечне нет действий, направленных на кардинальное изменение отношения молодого человека к своему здоровью, что особенно необходимо в данных социально-экономических условиях. Во-вторых, неэффективность усилий молодежной политики обусловлена тем, что разрушена ценностная основа государства, алгоритм его функционирования стал неэффективным, а это, в свою очередь, способствует накоплению рисков в институциональных субъектах современного российского общества. В-третьих, проблемой в сфере социального здоровья является отсутствие государственной идеологии здоровья.

Современный исследователь А.А. Награльян, вслед за зарубежным ученым Кокерхамом, говорит о том, что значительная часть населения нашей страны сохраняет стереотипные (традиционно сформированные) ценностномотивационные установки, невзирая на радикальную трансформацию в социально-политической, культурной, экономической, медико-социальной, образовательной и других сферах жизни российского социума [11, 12]. Это является подоплекой низкой эффективности функционирования многих российских институциональных субъектов, которые не в состоянии удачно адаптироваться к инновационным условиям, поскольку лишены длительного опыта работы в условиях рыночной действительности.

Таким образом, проведенный анализ состояния таких основных институциональных субъектов, как государство, семья, образование, здравоохранение убеждает нас в том, что налицо институциональный кризис и институциональные деформации, которые проявляются в отрицательных показателях социального здоровья молодежи. И это вполне явственно прослеживается в следующих показателях:

- институт семьи претерпевает трансформацию, отмечается превышение смертности над рождаемостью, ухудшение психосоматического и социального здоровья молодого поколения [13];

- институт образования в целом не имеет сегодня концепции сохранения и развития социального здоровья молодежи;

- направленность деятельности института здравоохранения связана, главным образом, с выявлением уже имеющихся заболеваний и их последующим лечением, профилактика же, как повседневный вид работы с молодым поколением, отсутствует;

- государство, как важнейший институт, моделирующий здоровье молодежи, ограничивает свое участие в этой сфере созданием законодательной базы, в которой, вопреки новым экономическим условиям, продолжает доминировать взгляд на молодежь как на объект приложения лечебных технологий, а не субъект, отвечающий за формирование своего социального здоровья.

Следовательно, восстановление нормального состояния адаптивной и функциональной эффективности основных институциональных субъектов является приоритетным и сущностно необходимым условием формирования, сохранения и поддержания социального здоровья российской молодежи.

Литература:

1. Свечкарев В.П. Интеграция имитационных моделей при проведении

исследований в гуманитарной сфере [Электронный ресурс] //

«Инженерный вестник Дона», 2010, №3. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/213 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Мощенко И.Н. Психосемантическая феноменологическая модель

групповой политической напряженности [Электронный ресурс] //

«Инженерный вестник Дона», 2010, №1. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1e2010/173 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности [Текст] // Российский журнал социальной работы, 1995. №2. С.27 - 33.

4. Жапуев З.А. Социальный иммунитет российского общества: факторы влияния, критерии измерения и стратегии повышения: монография. [Текст] - М., 2013. - 210 с.

5. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Этнокультурная специфика

демографического поведения дагестанской семьи [Текст] //

Социологические исследования. - 2013. № 6. - С. 78 - 85.

6. Молодая семья в Ростовской области (по результатам социологического исследования). [Текст] - М.-Ростов н/Д: Социальногуманитарные знания, 2011. С. 67.

7. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] -М., 2006. - 238 с.

8. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы,

отклонения, социализационная траектория [Текст] // Социологические исследования. - 2003. №1. - С. 109.

9. Кучма В.Р., Демина А.И., Демин А.К. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников [Текст] / Информированность о здоровье - основа здорового образа жизни. - М., 1997. - С. 149.

10. Гафиатулина Н.Х. Молодежная политика в сфере охраны здоровья: региональное измерение (на примере Ростовской области) [Текст] / Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика. Сб. докладов по итогам Всероссийской науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2013г.). - СПб., 2013. - С. 243 - 245.

11. Награльян А.А. Социокультурные корни традиционной ментальности россиян [Текст] // Власть. - 2012. №6. - С. 74.

12. Cockerham W. Health Lifestyles in Russia // Social Science and Medicine 2000, Vol. 51. - P. 312 - 325.

13. Dubos R. Mirage of health. - N.Y., 1959. - P. 175 - 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.