Научная статья на тему 'Состояние и задачи совершенствования химического и естественно+математического образования молодежи'

Состояние и задачи совершенствования химического и естественно+математического образования молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ХИМИЧЕСКОГО И ЕС ТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Охарактеризован процесс снижения качества оте чественного химического и естественно математи ческого образования, происходящий в течение последних 20 лет. Выделена и обоснована необхо димость увеличения учебных часов, отводимых на изучение школьниками и студентами химии и остальных естественно математических дисцип лин. Сформулированы задачи совершенствования химического и естественно математического обра зования молодежи, намечены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и задачи совершенствования химического и естественно+математического образования молодежи»

УДК 378.14; 530(091)

М. Ф. Каримов

Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная 10; телефакс (34784)4-04-55

Охарактеризован процесс снижения качества отечественного химического и естественно-математического образования, происходящий в течение последних 20 лет. Выделена и обоснована необходимость увеличения учебных часов, отводимых на изучение школьниками и студентами химии и остальных естественно-математических дисциплин. Сформулированы задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи, намечены пути их решения.

Ключевые слова: качество химического и естественно-научного образования, состояние и задачи совершенствования образования.

Опыт развития человеческого общества в течение последних трех веков убедительно показывает, что рост промышленности, благосостояние населения и обороноспособность стран напрямую зависят от качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения, пропорционально связанного с количеством учебных задач, отводимых на изучение химии, физики и математики.

Химик по специальности, фронтовик Великой Отечественной войны, министр просвещения Советского Союза в 1966—1984 гг., член-корреспондент АН СССР, профессор М. А. Прокофьев (1910-1999) понимал важность успешного решения задачи повышения качества химического 1 и естественно-математического образования в средней общеобразовательной школе, о чем свидетельствуют начальные числовые данные, приведенные в табл. 1.

К сожалению, последующие за доктором химических наук М. А. Прокофьевым министры просвещения и общего образования нашей страны не смогли удержать высокий качес-

твенный и количественный уровень преподавания естественно-математических дисциплин в средних общеобразовательных школах, о чем свидетельствуют данные табл. 1, приведенные в последующих строках.

Результаты исходных контрольных работ по математике, физике и химии, составленных на основе школьных задачников, проведенных нами со студентами младших курсов ряда высших учебных заведений Урала, показывают на значительное снижение качества химического и естественно-математического образования у учащихся средних общеобразовательных школ в последние 20-30 лет 5.

Низкая успеваемость по математике у четвертой части выпускников отечественных средних общеобразовательных школ, выявленная на единых государственных экзаменах последних лет 6, отчетливо выделяет продолжение процесса снижения качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения нашей страны и служит аргументом в пользу увеличения учебных часов на освоение подрастающим поколением фундаментальных естественно-математических дисциплин.

Пропедевтические краткосрочные курсы по элементарной математике, физике и химии, организуемые для первокурсников естественно-математических и общетехнических факультетов высших учебных заведений в течение последнего десятилетия, к сожалению, как показывает наш педагогический опыт, не могут ликвидировать все пробелы в знаниях и умениях у студентов по школьным фундаментальным дисциплинам.

Таблица 1

Изменение количества часов естественно-математических дисциплин в неделю в выпускном классе средней общеобразовательной школы нашей страны

Годы и Министр и его Естественно-математические дисциплины Источ.

страна специальность Матем. Физика Химия Биология Астроном. и итого

1976 СССР Прокофьев М. А. химик 5 5 3 2 1 [2] 16

1985 СССР Щербаков С. Г. механик 4 4 2 1 1 [3] 12

1996 Кинелев В. Г. 3 1 1 1 1 [4]

Россия механик 7

Дата поступления 23.09.08 58 Башкирский химический журнал. 2008. Том 15. Жо 4

В связи с этим на младших курсах во время вузовских занятий по химии, физике и математике преподавателям приходится заниматься повторением положений школьных курсов естественно-математических дисциплин, что отнимает драгоценное учебное время, необходимое для выхода студентов на передний край развития науки по оптимальной образовательной траектории.

Ярко проявляемые в последнее время мировые негативные тенденции в области энергетики, экономики и политики дают четкие сигналы отечественной общественности, государственным деятелям, министерству образования и науки Российской Федерации о необходимости увеличения количества часов, отводимых на изучение естественно-математических, в том числе и химии, дисциплин в средних учебных заведениях.

На химические, естественно-математические и общетехнические факультеты высших учебных заведений значительная часть наиболее подготовленной к обучению в вузах молодежи не поступает в течение последних пятнадцати лет потому, что в последнее время резко возросло (табл. 2), количество экономических и юридических факультетов филиалов и представительств центральных и областных университетов, академий и институтов, являющихся центрами притяжения для слабо профессионально ориентированных абитуриентов.

Химик по специальности, участник Великой Отечественной войны, министр высшего и среднего специального образования Советского Союза в 1954—1985 гг., член-корреспондент АН СССР, профессор В. П. Елютин (1907—1993), выделивший формы и методику обучения студентов естественно-математическим и общетехническим дисциплинам на основе передовых научных и инженерных знаний 10, нашел на основе теоретических и экспериментальных разработок оптимальные качественные и количественные параметры эффективно функционирующей системы высшего образования нашей страны.

К сожалению, последующие за доктором

технических наук В. П. Елютиным министры высшего образования и науки нашей страны не смогли удержать высокий уровень качественных и количественных параметров системы освоения и развития молодежью химических, естественно-математических и технических дисциплин, о чем свидетельствуют данные о химико-технологических, экономических и юридических факультетах высших учебных заведениях, их филиалов и представительств, приведенные в табл. 2.

На рубеже веков уровень мотивации получения высококачественного химического и физико-математического образования в высшей школе и развития этих фундаментальных наук молодежью нашей страны на основе кропотливого систематического и регулярного труда снизился потому, что в условиях приватизации государственной собственности и перехода к рыночной экономики у новоиспеченных экономистов и юристов появились относительно легкие способы устройства жизнедеятельности.

Для повышения качества химического и естественно-математического образования молодежи России, на наш взгляд, учитывающий передовой опыт проектирования и реализации системы непрерывного химического и естественно-математического образования в Советском Союзе, необходимо на государственном уровне осуществить следующие организационные мероприятия:

1. Нормативное восстановление трех обязательных и одного факультативного часа в неделю для теоретического и лабораторного изучения школьниками общей, неорганической и органической химии.

2. Включение постановки и решения учебных экспериментальных и теоретических задач по химии в состав обязательных для всех выпускников средних общеобразовательных школ единых государственных экзаменов.

3. Обязательное собеседование по вопросам школьного курса химии, физики и математики с абитуриентами университетов, технических, медицинских и педагогических вузов, проводимое профессорами и доцентами естес-

Таблица 2

Изменение в нашей стране со временем количества химико-технологических, экономических и юридических факультетов в вузах, их филиалах и представительствах

Годы и страна Министр и его специальность Направление деятельности факультета Источ. и итого

Химическое Экономическое Юридическое

1985 СССР Елютин В. П. химик 193 306 55 [7] 554

1997 Россия Кинелев В. Г. механик 139 620 345 [8] 1104

2008 Россия Фурсенко А. А. механик 145 1805 1135 [9] 3085

твенно-математических, технологических и фармацевтических факультетов.

4. Систематическое и регулярное проведение школьных, вузовских, районных, областных, республиканских и всероссийских химических олимпиад для учащихся и студентов, проявляющих познавательный интерес к изучению химии и естественно-математических дисциплин, с теоретическим и экспериментальным турами.

5. Оценка научной деятельности классических, технических и медицинских университетов, инженерных и педагогических академий, технологических институтов по уровню внедрения результатов творческой деятельности преподавателей и студентов в отрасли материального и духовного производства, успешное развитие которых связано с достижениями химической, физической или математической науки и методики ее преподавания.

Передовые учителя средних общеобразовательных школ, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники отраслевых и академических институтов, знающие на деле состояние и уровень химического и естественно-математического образования подрастающего поколения современной России на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, надеются на нормативную реализацию указанных выше организационных мероприятий со стороны Министерства образования и науки РФ.

Ряд содержательно-методических мероприятий по совершенствованию процесса обучения теоретической и экспериментальной химии и физике старшеклассников средней общеобразовательной школы 11 и студентов высших учебных заведений информационного общества 12 можно проектировать и реализовать и без наличия нормативных указаний главного российского образовательного ведомства.

Выводы, следующие из анализа и обобщения представленного выше краткого материала относительно состояния и государственной необходимости повышения качества химического и естественно-математического образования молодежи нашей страны, сводятся к нижеприведенным положениям:

1. Дидактический опыт тридцатилетнего преподавания и результаты единого государственного экзамена по естественно-математическим дисциплинам служат эмпирической основой выделения процесса снижения качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения нашей страны, происходящего в течение последних пятнадцати лет двадцатого и в начале двадцать

первого веков, связанного и уменьшением количества учебных часов химии, физики и математики в неделю в старших классах средних общеобразовательных школ.

2. Краткосрочное, недостаточно глубокое и прочное освоение учащимися фундаментальных естественно-математических дисциплин в средней общеобразовательной школе приводит к возникновению в высших учебных заведениях дидактической проблемы высококачественного изучения младшекурсниками и развития старшекурсниками химии, физики и математики, без чего невозможен научно-технический и социально-экономический прогресс нашей страны.

3. Учет опыта советского непрерывного химического и естественно-математического образования молодежи при активизации совместной творческой деятельности школьников и учителей, студентов и преподавателей открывает перспективу значительного повышения качества освоения и развития химических и физико-математических наук в системе средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ.

Литература

1. Прокофьев М. А. (Ред.) и др. Химия в школе: Сборник нормативных документов.- М.: Просвещение, 1987.- 191 с.

2. Баранов С. П., Воликова Р. В., Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1976.- 346 с.

3. Бабанский Ю. К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.

4. Подласый И. П. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1996.- 630 с.

5. Каримов М. Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей информационного общества: Монография.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2002.- 612 с.

6. Главная оценка ЕГЭ - тройка. Четверть выпускников сдали математику и литературу на 2 // Миасский рабочий. Пресс-ассорти.- 2008.- 19 июня.- С. 4.

7. Арсеньев Г. В., Носков В. Ф., Татур Ю. Г. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1985 году.- М.: Высшая школа, 1985.- 401 с.

8. Голенева Л. А., Зеленский А. С., Панюхин В. В. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения.- М.: Научно-технический центр «Университетский», 1997.- 512 с.

9. Гаврилова О. А. Все вузы России. Справочник для абитуриентов.- М.: Эксмо, 2008.- 464 с.

10. Елютин В. П. // Вестник АН СССР.- 1964.-№ 5.- С. 27.

11. Каримов М. Ф. // Учитель Башкортостана.-1994.- №12.- С. 57, 70.

12. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.- Т.13.-№ 5.- С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.