УДК 378.14; 530(091)
М. Ф. Каримов
Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи
Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная 10; телефакс (34784)4-04-55
M. F. Karimov
Condition and tasks of perfection of chemical and is natural-mathematical education of youth
Birsk State Socially-Pedagogical Academy 10, ul. Internationalnaya, 452453, Birsk, Russia; Telefax (34784) 40455
Охарактеризован процесс снижения качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения нашей страны, происходящий в течение последних пятнадцати лет двадцатого и в начале двадцать первого веков. Выделена и обоснована необходимость увеличения учебных часов, отводимых на изучение школьниками и студентами химии и остальных естественно-математических дисциплин. Сформулированы задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи и указаны пути их решения.
Ключевые слова: качество образования; необходимость увеличения часов, отводимых на изучение химии, физики и математики; состояние и задачи совершенствования образования; химическое и естественно-математическое образование; число учебных часов в неделю;
Опыт развития человеческого общества в течение последних трех веков убедительно показывает, что рост промышленности, благосостояние населения и обороноспособность стран напрямую зависят от качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения, пропорционально связанного с количеством учебных задач, отводимых на изучение химии, физики и математики.
Химик по специальности, фронтовик Великой Отечественной войны, министр просвещения Советского Союза в 1966—1984 гг., член-корреспондент АН СССР, профессор М. А. Прокофьев (1910-1999) понимал важность успешного решения задачи повышения качества химического 1 и естественно-математического образования в средней общеобразо-
Process of decrease in quality of chemical and natural-mathematical education of rising generation of our country happening during last fifteen years of the XX and in the beginning of XXI centuries is characterized. Necessity of increase of studying by schoolboys and students of chemistry and other natural-mathematical disciplines is proved. Tasks of perfection of chemical and natural-mathematical education of youth ways of their decision are certain.
Key words: chemical and natural-mathematical education; quality of education; condition and tasks of perfection of education; number of class periods in week; necessity of increase in the hours on studying of chemistry, physics and mathematics.
вательной школе, о чем свидетельствуют начальные числовые данные, приведенные в табл. 1.
К сожалению, последующие за доктором химических наук М. А. Прокофьевым министры просвещения и общего образования нашей страны не смогли удержать высокий качественный и количественный уровень преподавания естественно-математических дисциплин в средних общеобразовательных школах, о чем свидетельствуют данные табл. 1, приведенные в последующих строках.
Результаты исходных контрольных работ по математике, физике и химии, составленных на основе школьных задачников, проведенных нами со студентами младших курсов ряда высших учебных заведений Урала в течение последних тридцати лет перед началом изучения естественно-математической или общетех-
Дата поступления 14.10.08
нической дисциплины, показывают на значительное снижение качества химического и естественно-математического образования у учащихся средних общеобразовательных школ в последнее пятнадцатилетие двадцатого века 5.
Низкая успеваемость по математике у четвертой части выпускников отечественных средних общеобразовательных школ, выявленная на единых государственных экзаменах последних лет 6, отчетливо выделяет продолжение процесса снижения качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения нашей страны и служит аргументом в пользу увеличения учебных часов на освоение подрастающим поколением фундаментальных естественно-математических дисциплин.
Пропедевтические краткосрочные курсы по элементарной математике, физике и химии, организуемые для первокурсников естественно-математических и общетехнических факультетов высших учебных заведений в течение последнего десятилетия, к сожалению, как показывает наш педагогический опыт, не могут ликвидировать все пробелы в знаниях и умениях у студентов по школьным фундаментальным дисциплинам.
В связи с этим на младших курсах во время вузовских занятий по химии, физике и математике преподавателям приходится заниматься повторением положений школьных курсов естественно-математических дисциплин, что отнимает драгоценное учебное время, необходимое для выхода студентов на передний край развития науки по оптимальной образовательной траектории.
Ярко проявляемые в последнее время мировые негативные тенденции в области энергетики, экономики и политики дают четкие сигналы отечественной общественности, государственным деятелям, министерству образования и науки Российской Федерации о необходимости увеличения количества часов, отводимых на изучение естественно-математических, в том числе и химии, дисциплин в средних учебных заведениях.
На химические, естественно-математические и общетехнические факультеты высших учебных заведений значительная часть наиболее подготовленной к обучению в вузах молодежи не поступает в течение последних пятнадцати лет потому, что в последнее время резко возросло, как видно из табл. 2, количество экономических и юридических факультетов филиалов и представительств центральных
Таблица 1
Изменение количества часов естественно-математических дисциплин в неделю в выпускном классе средней общеобразовательной школы нашей страны
Годы и страна Министр и его специальность Естественно-математические дисциплины Источ. и итого
Матем. Физика Химия Биология Астроном.
1976 СССР Прокофьев М. А. химик 5 5 3 2 1 [2] 16
1985 СССР Щербаков С. Г. механик 4 4 2 1 1 [3] 12
1996 Россия Кинелев В. Г. механик 3 1 1 1 1 [4] 7
Таблица 2
Изменение в нашей стране со временем количества химико-технологических, экономических и юридических факультетов в вузах, их филиалах и представительствах
Годы и страна Министр и его специальность Направление деятельности факультета Источ. и итого
Химическое Экономическое Юридическое
1985 СССР Елютин В. П. химик 193 306 55 [7] 554
1997 Россия Кинелев В. Г. механик 139 620 345 [8] 1104
2008 Россия Фурсенко А. А. механик 145 1805 1135 [9] 3085
и областных университетов, академий и институтов, являющихся центрами притяжения для слабо профессионально ориентированных абитуриентов.
Химик по специальности, участник Великой Отечественной войны, министр высшего и среднего специального образования Советского Союза в 1954-1985 гг., член-корреспондент АН СССР, профессор В. П. Елютин (1907-1993), выделивший формы и методику обучения студентов естественно-математическим и общетехническим дисциплинам на осно-
" 10
ве передовых научных и инженерных знаний , нашел на основе теоретических и экспериментальных разработок оптимальные качественные и количественные параметры эффективно функционирующей системы высшего образования нашей страны.
К сожалению, последующие за доктором технических наук В. П. Елютииым министры высшего образования и науки нашей страны не смогли удержать высокий уровень качественных и количественных параметров системы освоения и развития молодежью химических, естественно-математических и технических дисциплин, о чем свидетельствуют данные о химико-технологических, экономических и юридических факультетах высших учебных заведениях, их филиалов и представительств, приведенные в табл. 2.
На рубеже двадцатого и двадцать первого веков уровень мотивации получения высококачественного химического и физико-математического образования в высшей школе и развития этих фундаментальных наук молодежью нашей страны на основе кропотливого систематического и регулярного труда снизился потому, что в условиях приватизации государственной собственности и перехода к рыночной экономики у новоиспеченных экономистов и юристов появились относительно легкие способы устройства жизнедеятельности.
Для повышения качества химического и естественно-математического образования молодежи России, на наш взгляд, учитывающий передовой опыт проектирования и реализации системы непрерывного химического и естественно-математического образования в Советском Союзе, необходимо на государственном уровне осуществить следующие организационные мероприятия:
1. Нормативное восстановление трех обязательных и одного факультативного часа в неделю для теоретического и лабораторного изучения школьниками общей, неорганической и органической химии.
2. Включение постановки и решения учебных экспериментальных и теоретических задач по химии в состав обязательных для всех выпускников средних общеобразовательных школ единых государственных экзаменов.
3. Обязательное собеседование по вопросам школьного курса химии, физики и математики с абитуриентами университетов, технических, медицинских и педагогических вузов, проводимое профессорами и доцентами естественно-математических, технологических и фармацевтических факультетов.
4. Систематическое и регулярное проведение школьных, вузовских, районных, областных, республиканских и всероссийских химических олимпиад для учащихся и студентов, проявляющих познавательный интерес к изучению химии и естественно-математических дисциплин, с теоретическим и экспериментальным турами.
5. Оценка научной деятельности классических, технических и медицинских университетов, инженерных и педагогических академий, технологических институтов по уровню внедрения результатов творческой деятельности преподавателей и студентов в отрасли материального и духовного производства, успешное развитие которых связано с достижениями химической, физической или математической науки и методики ее преподавания.
Передовые учителя средних общеобразовательных школ, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники отраслевых и академических институтов, знающие на деле состояние и уровень химического и естественно-математического образования подрастающего поколения современной России на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, надеются на нормативную реализацию указанных выше организационных мероприятий со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ряд содержательно-методических мероприятий по совершенствованию процесса обучения теоретической и экспериментальной химии и физике старшеклассников средней общеобразовательной школы 11 и студентов высших учебных заведений информационного общества 12 можно проектировать и реализовать и без наличия нормативных указаний главного российского образовательного ведомства.
Выводы, следующие из анализа и обобщения представленного выше краткого материала относительно состояния и государственной необходимости повышения качества химического
и естественно-математического образования молодежи нашей страны, сводятся к нижеприведенным положениям:
1. Дидактический опыт тридцатилетнего преподавания и результаты единого государственного экзамена по естественно-математическим дисциплинам служат эмпирической основой выделения процесса снижения качества химического и естественно-математического образования подрастающего поколения нашей страны, происходящего в течение последних пятнадцати лет двадцатого и в начале двадцать первого веков, связанного и уменьшением количества учебных часов химии, физики и математики в неделю в старших классах средних общеобразовательных школ.
2. Краткосрочное, недостаточно глубокое и прочное освоение учащимися фундаментальных естественно-математических дисциплин в средней общеобразовательной школе приводит к возникновению в высших учебных заведениях дидактической проблемы высококачественного изучения младшекурсниками и развития старшекурсниками химии, физики и математики, без чего невозможен научно-технический и социально-экономический прогресс нашей страны.
3. Учет опыта советского непрерывного химического и естественно-математического образования молодежи при активизации совместной творческой деятельности школьников и учителей, студентов и преподавателей открывает перспективу значительного повышения качества освоения и развития химических и физико-математических наук в системе средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ.
Литература
1. Прокофьев М. А. (Ред.) и др. Химия в школе: Сборник нормативных документов.— М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
2. Баранов С. П., Воликова Р. В., Сластенин В. А. Педагогика: Уч. пос.- М.: Просвещение, 1976.- 346 с.
3. Бабанский Ю. К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. Педагогика: Уч. пос.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: Уч. пос.- М.: Просвещение, 1996.- 630 с.
5. Каримов М. Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей информационного общества: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2002. - 612 с.
6. Главная оценка ЕГЭ - тройка. Четверть выпускников сдали математику и литературу на 2 // Миасский рабочий. Пресс-ассорти.- 2008.- 19 июня.- С. 4.
7. Арсеньев Г. В., Носков В. Ф., Татур Ю. Г. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1985 году.- М.: Высшая школа, 1985.- 401 с.
8. Голенева Л. А., Зеленский А. С., Панюхин В. В. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения.- М.: Научно-технический центр «Университетский», 1997.- 512 с.
9. Гаврилова О. А. Все вузы России. Справочник для абитуриентов.- М.: Эксмо, 2008.- 464 с.
10. Елютин В. П. Высшая школа и научно-технический прогресс // Вестник АН СССР.-1964.- № 5.- С. 27-37.
11. Каримов М. Ф. // Учитель Башкортостана.-1994.- №12.- С. 57-58, 70.
12. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-Т.13.- № 5.- С. 98-102.