верждать, что меценатство и благотворительность были важными смыслообразующими мотивами жизни всех членов большой дружной купеческой семьи Бутиных, при всем этом их широкая филантропическая деятельность определялась потребностями «рачительного хозяина» и соответствовала господствующим в российском обществе морально-этическим традициям и социально-культурным ценностям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. - С. 463.
2. Закаблуковская Н.Н. Специальный музей Восточного Забайкалья II пол. XIX -нач. XX вв. / сб. Историко-культурное и природное наследие проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров. Улан-Удэ. 2004. - С. 277-291.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. - 1981. - С. 758.
4. Осипов Г.В., Левашов В.К., Хлопьев А. Т. Стратегия реформирования России //
Социально-политический журнал. - 1994. № 2. - С. 3-18.
5. Петряев Е.Д. Нерчинск. Очерки культуры прошлого. 2-е изд. Чита, 2003. - С. 40-41.
6. Миронов Б.Н. Социальная история Рос -сии периода империи (XVIII - нач. XX вв.) СПб., 1999. Т. 1. С. 347-348.
7. Музгин Н .Д. Родная земля - Забайкалье. Изд. - 2-е. Чита, 2003. - 129 с.
8. Суркова НА., Алферина М.И. Михаил Андреевич Зензинов: краевед, естествоис-пытатель Забайкалья (20-70 годы XIX века). Улан-Удэ: ГОУ ВСГАКИ 2004.
9. Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд. М.: Русс. яз., 1981-1984. Т-2. К-О - 1982. С. 262.
10. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 3-е изд. М.: Политическая литература. 1975. С. 26.
11. Толковый словарь живого великорус -ского языка / Сост. В.И. Даль. Т. 4. М., 1955. - С . 534.
12. Хавкин О. А. Дело Бутиных. Чита, 1994. С. 16.
13. Х
авкин О.А. Дело Бутиных. Чита, 1994. С. 24.
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
УДК 37 (510)
Цуй Хунхай, Шаньдунский институт технологии и бизнеса
В статье рассмотрены процессы трансформации современной системы образования КНР в интерпретации китайских учёных в контексте теорий регионализации ■
The processes of transformation of Modern Chinese Education are analyzed in this article. It is regarded the notions 'modernization of education" in the interpretations of Chinese scientists and the essence of the regionalization theory in this context are analyzed ■
* * *
ивилизационная специфика, целом, заключается в глубокой связи
I которая определяет своеобра- педагогических идей с философским
зие образовательной системы в Китае в содержанием китайской культуры.
Важной особенностью является и то, что традиционно в системе китайского государства функции государственного управления и воспитания народа практически отождествлялись. Эти обстоятельства повлияли на становление современной системы образования, типичными чертами которой являются патерналистская роль государства в стратегии реформирования; особая, произрастающая из конфуцианских приоритетов роль образования как основного источника процветания нации; сохранение традиционных культурных ценностей при заимствовании западных методик обучения.
Западные учёные (Х. Стевенсон, У. Каммингз, Д. Бэйкер, Д. Холсинд-жер) отмечают черты современной системы китайского образования. К ним относятся: универсализация образования; распространение среднего образования в тесной увязке с введением начального всеобуча; массовость обучения, подкреплённая серьёзными финансовыми ассигнованиями. При этом в КНР поддерживаются и учитываются факторы оптимального соотношения между ступенями школы, материальные и людские ресурсы, политическая и социальная стабильность.
Новая стратегия развития образования в Китае в XXI в. в разработках известного учёного-педагога Цзинь Шибая ориентирована на всё население страны с приоритетом развития человеческой личности. Среди составляющих стратегии определяющими яв -ляются внедрение новой системы набора учащихся и студентов, поощрение создания частных учебных заведений, информатизация образования (1).
Трансформационные процессы в системе современного китайского образования обладают сложной структурой.
Прежде всего, пересматривается роль образования в процессе модернизации: ему придаётся значение не только объекта, но и субъекта модернизации с экономической функцией «производительной силы» и отказом от приоритета политических задач. Внедрением в практику стратегических установок партийных документов (материалы съездов КПК) обеспечена приоритетная роль образования по отношению к экономическому росту.
За период реформ трансформации в той или иной мере подверглись парадигма образования, целеполагание, содержание, методы, принципы организации системы образования, её модель и другие составляющие. В связи с изменением парадигмы - от знаниевой к обучению, нацеленному на «повышение качественных характеристик нации» -трансформировались образовательная и воспитательная цели. Главным сегодня является формирование личности, которая олицетворяет единство личностной индивидуальности и специалиста высокой квалификации, а в перспективе предполагает - в духе модернизированного конфуцианства - становление человека культуры. Технократические предпочтения сменились внедрением в общественное сознание гуманистической парадигмы.
Расширилась объектность системы образования: перенесён акцент с подрастающего поколения как главного объекта воспитания и обучения на всё население страны. Осуществляется диверсификация содержания образования - обучение по специальностям в соответствии со спецификой местных условий. В общей структуре содержания произошло смещение доминанты в сторону сбалансированного развития гуманитарного и технического направлений.
От количественных показателей и тенденции на обеспечение населения единым уровнем образования в условиях централизованной системы произошёл переход к модели разнотипной и вариативной, открытой для представителей всех слоев общества и в то же время ориентированной на личность.
Качественно новыми тенденциями, появившимися или получившими дальнейшее развитие с момента вступ -ления Китая в ВТО, являются регионализация и интернационализация, проявляющиеся на пространственном и структурном уровнях. Следует отметить, что общий ориентир на региональную интеграцию как внутри страны, так и во внешней политике является одной из основных тенденций в стратегии развития КНР в условиях глобализации.
Современный образовательный процесс в КНР насыщен инновациями, которые активно исследуются китайской наукой и выражены в ней термином «модернизация образования». Анализ научных публикаций показывает, что это понятие наполнено сложным смыслом (2).
Одни авторы определяют модернизацию как теорию «восьми категорий», относя к ней трансформацию концепции образования в целом: её целей, содержания, методов, структуры, материальной базы, системы управления, финансирования, подготовки педагогических кадров. Другие учёные выделяют факторы, детерминирующие осуществление модернизации: степень развития образовательных услуг, условия обучения, систему управления. Конкретизация содержания модернизации, по представлениям третьей группы, осуществляется через «пять хуа»: демократизация, антропологизация, плюралистич-
ность, модернизация науки и техники, интернационализация (3). Есть исследования, которые в понятие модернизации отдельно включают информатизацию
(4). При различных точках зрения сходным во всех представлениях является наличие необходимости формирования новой концепции образования, которая и будет являться модернизированным элементом в системе всей китайской культуры.
«В XXI веке для формирования новой концепции модернизации образования Китай избрал тактический курс на развитие регионального образования с задачей выявления его преимуществ»
(5).
В целом, регионализация образования, детерминированная спецификой современного социально-
экономического развития регионов КНР, становится заметной тенденцией в развитии китайского образования и новой областью научного исследования.
Необходимость регионализации образования диктуется как исторически сложившейся крайней неравномерностью развития отдельных регионов Китая, так и стремлением добиться максимальной интеграции образования и общества путем участия местных ведомств, организаций и населения в работе учебных заведений в условиях растущей автономии. В разработке этой стратегии просматриваются несколько задач.
Во-первых, выделение адекватных критериев регионального деления. На основе уже имеющегося выделения регионов по географическому принципу учёные разрабатывают различные классификации и определяют единые показатели региональных различий. Кроме того, в ряду задач и создание сбалансированной многоуровневой системы
управления и финансирования образования, отработка региональных моделей систем образования, подготовка региональных учебных программ и учебников и др.
Среди главных критериев регионализации отмечается понятие «сяо-кан», т.е. степень достижения тем или иным регионом уровня «средней зажиточности». Разработчики теории «сяо-кан» настаивают на том, что выделенные регионы необязательно должны обладать «пространственно-географической непрерывностью». Главный показатель регионализации - показатель развития. Регионализация по критерию развития включает два показателя, касающиеся образования: уровень грамотности взрослого населения и охват населения высшим образованием.
В теоретическом плане китайские учёные, разрабатывая термин «регионализация», не дают ему однозначного толкования. Одни полагают, что это не что иное как локализация. «Существенной особенностью регионализации образования является её локализация в территориальных общинах (шэцюй)» (6).
Ещё одна группа аналитиков рассматривает регионализацию как социализацию. Здесь образованию отводится роль «интеграционного механизма», который включает само образование, научные исследования и производство (7).
Несомненно, что понятие регионализации в китайской науке нуждается в большем уточнении его определения с выделением особенностей. Исходя из китайских реалий, очевидно, что регионализация в системе образования есть тенденция к плюрализму образовательной системы, упраздняющая единообразную её модель внутри страны, способствующая формированию разнообразных её типов, способных удовле-
творить возрастающие запросы общества.
На пути становления теории регионализации образования китайские ученые столкнулись с определёнными трудностям, среди которых главной яв -ляется слабая разработанность философских, методологических оснований для создания единой концепции регионализации в целом (8).
Как результат этих обстоятельств, к середине 90-х гг. XX в. в Китае сложились образовательные модели, объединяющие либо несколько провинций, либо ряд уездов внутри одной провинции. Наиболее разработанными к настоящему моменту являются модели: для развитых приморских регионов -Шанхая, провинций Цзянсу, Гуандун, Ляонин; для Центральных регионов -провинций Хубэй и Хэйлунцзян, для Западных, населенных нацменьшинствами, - Синцзян-Уйгурского автономного района.
В теоретическом плане регионализация китайского образования разрабатывается с учётом «теории сбалансированного развития», на основе которой осуществляется регулирование структуры, масштаба, качества, эффективности региональных образовательных моделей и в целом системы китайского образования. Кроме того, используется «теория преимущества единого планирования», которая учитывает ситуацию в целом по макроуровневым показателям развития экономики и научных исследований региона; анализируются и показатели микроуровня: цель образования, тип учебных заведений и т.д.
Китайские учёные при этом заимствуют также западные теоретические установки, такие как «биполярная структура», «эффект суммарного нако-пления в регионах», «точки роста и точки расширения», «инновационная сис-
тема в регионах» и др.
Стратегия регионализации в Китае составляется и с учетом макрораспределения учебных заведений по территории страны, поскольку их равномерность является важным условием для её развития.
На практике глубокие различия китайских регионов в этапах индустриализации и урбанизации, степени «открытости», культурных традициях, накопленном «человеческом капитале» уже привели к выработке достаточно индивидуализированных, ориентиро-
ванных на местные условия региональных моделей образования.
Анализ ряда региональных моделей по признакам цели, содержания, структуре учебных заведений, способам финансирования, управления, направлениям и качествам, присущим современному образованию КНР показывает, что все они построены на основе единства цели, содержания, структуры и обладают качествами ценностного традиционализма и антропологизма с усиливающейся индивидуализацией обучения.
Особенности региональных моделей формируются вследствие приоритетного внимания к отдельным компонентам модели в зависимости от социально-экономических условий регионов, культурных традиций, проживания национальных меньшинств и т.д. Наиболее развитые регионы определяют стратегические цели, наименее - «подтягиваются» к остальным по своим показателям модернизации.
Сложившиеся региональные модели не являются некой застывшей формой. В последние годы в Китае активизируются межрегиональные связи. Отдельные развитые регионы, используя свои экономические и культурные
достижения, притягивают к себе более отсталые соседние области, образуя новый культурно-экономический пояс. Большое значение имеет помощь Центра в подготовке национальных кадров. Макрорегулирующие функции Центра разнообразны, но одной из главных яв -ляется регулирование разницы в темпах развития образования регионов, чтобы она не превысила отметку, которая может нарушить баланс развития страны в целом.
Таким образом, внутренний регионализм в образовательной среде понимается в китайской науке как разработка региональных образовательных моделей, построенных на единых принципах и имеющих свои особенности.
Регионализация китайского образования может быть рассмотрена и во «внешнем» аспекте, т. е. как интернационализация - формирование единого (интегрированного) образовательного
пространства с зарубежными странами, прежде всего в АТР. Процессы интернационализации образования привлекают в последнее время естественное внимание научного сообщества. Особый интерес представляет Азиатско-Тихоокеанский регион, который проходит через период быстрых изменений под влиянием глобализации.
В научном плане китайскими исследователями выдвигается понятие «новый регионализм», которое также представляет интерес в контексте данной проблематики, поскольку процесс интеграции образования в АТР находится под влиянием общих тенденций в этом регионе (9). «Новый регионализм» связывается с формированием и становлением регионального сознания и региональной идентичности. Поскольку входящие в АТР страны в основном яв -ляются странами конфуцианского ареа-
ла, то ставится вопрос о вызове со стороны требований новой эпохи конфуцианской традиционной культуре. Глобальные изменения в обществах и тенденции регионализма формируют новые ценности, и какими они будут - во многом зависит от образования. Поэтому интернационализации образования в китайской науке и практике придаётся весомое значение в плане выработки новой системы ценностей.
Спрос на подготовленные кадры в условиях конкурентной среды диктует необходимость широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В странах АТР заметен значительный прогресс в их применении. Здесь особенно присутствует мощная поддержка правительств. Так, например, в Китае за короткий срок создано 67 онлайновых колледжей в обычных университетах.
Экономические и социальные изменения в АТР выдвигают высокие требования к высшему образованию. Всё шире распространяется понимание того, что в будущем роль высшего образования должна не только усилиться, но измениться. На данный момент на субрегиональном уровне активизируется сотрудничество в сфере образования. В Декларации глав государств и правительств КНР, Японии, Республики Корея, подписанной в 2003 г., отмечается, что три страны продолжают поддержку трёхстороннего сотрудничества в области образования: расширение студенческого обмена, взаимное признание обучения, кредитов и степеней, преподавание языков. При вступлении в ВТО Китай принял на себя частичные обязательства по образовательным услугам в субсекторах технического образования, высшего образования, образования для взрослых и некоторых других. Китай
является активным участником динамичных процессов интеграции образовательного пространства в АТР.
«Внешняя» регионализация китайского образовательного пространства проявляется и в открытии рынка образовательных услуг для зарубежных стран.
В рамках интернационализации образовательного пространства наблюдается тенденция продвижения Китаем своего рынка образовательных услуг в Россию.
Развитие в КНР самостоятельной отрасли знания - обучения китайскому языку как иностранному - способствовало созданию Китайского Национального Центра, концентрирующего свои усилия на подготовке, наряду с учебными пособиями, волонтёров - преподавателей китайского языка, которые направляются в различные страны мира с целью более эффективного преподавания китайского языка и распространения китайской культуры. Волонтёрское движение также представлено на рынке образовательных услуг России. Китайский Национальный Центр организует курсы подготовки и переподготовки российских преподавателей по китайскому языку на территории КНР.
Таким образом, тенденция регионализации китайского образования может рассматриваться в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Во внутреннем аспекте она предстает как разработка региональных моделей образования для различных районов страны, в основе выделения которых лежит социальноэкономический фактор, но учитываются и другие: окружающая среда, культур -ный уровень, местные традиции, структура хозяйства, степень урбанизации и социального развития, так как все они влияют на такие стратегические момен-
ты, как цели, структура, приоритеты политики в сфере образования.
Основной проблемой сегодня продолжает оставаться создание не отдельных, а взаимодополняющих региональных моделей образования.
Регионализация, рассматриваемая во внешнем аспекте, представляет собой развитие национальной системы образования КНР в процессе интеграции в мировое сообщество, где Китай выступает как регион, «подсистема» в системе международных отношений.
Регионализация в данном контексте теснейшим образом связана с интернационализацией образования, которая проявляется в попытках создания единого образовательного пространства и является не только тенденцией развития китайского, но и всего мирового образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Jin Shibai. China’s modernization and its educational reform. - Beijing, 1993.
2. Чи Син, И Тяньфэнь. Чжунго цзяоюй дяоча (Исследование китайского образования). - Бэйцзин,2005.
3. Дандай Чжунго цзаоюй цзегоу тиси янь -цзю (Исследование структуры современного китайского образования) / Под ред. Чи Кэмина. - Гуанчжоу, 2001.
4. Е Пин. Чуансинь цзяоюй синьлунь (Новая теория обновления образования). - Бэй-цзин, 2002.
5. Чжунго цзаоюй сяньдайхуа ды цюйюй фачжань (Региональное развитие современного китайского образования) / Под ред. Тань Сунхуа. - Гуанчжоу, 2003. - С. 79.
6. Е дагуан. Вого фачжань дицюйсин гао-дэн цзяоюй ды лилунь таньлунь (Терия ре -гионального развития высшего образования в нашей стране) // Цзяоюй яньцзю (Иссле -дование образования). - 1990. - № 3.
7. Го Бису, Чжан Янь,Гуань Дэминь. Дуй фачжань шэцюй гаодэн цзяоюй ды сыкао (О развитии высшего образования территориальных общин) // Чжунян шифань сюэю-ань сюэбао. - 1994. - № 4. - С. 126-138.
8. Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. - 2005. -№ 8. - С. 27.
9. Синь дицюйчжуи юй ятай дицюй цзегоу бяньдун (Новый регионализм и эволюция структуры АТР) / Под ред. Гэн Сефэна. -Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2003.