Научная статья на тему 'Исследование территориальных общин в современной китайской науке'

Исследование территориальных общин в современной китайской науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
595
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБЩИНА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / SOCIETY / COMMUNITY / TERRITORIAL SOCIAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котельникова Татьяна Владимировна

Автор исследует содержание понятия «община» в современной китайской науке. Основное внимание уделяется анализу характерных признаков территориальной общины с учётом изменений, происходящих в современном китайском обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Communities in Contemporary Chinese Science

In this article the author researches the content of conception of «community» in contemporary Chinese science. The main attention is paid to the analysis of characteristic features of communities, taking into account the changes taking place in modern Chinese society

Текст научной работы на тему «Исследование территориальных общин в современной китайской науке»

Социология

УДК 008 (510)

Котельникова Татьяна Владимировна

Tatyana Kotelnikova

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ НАУКЕ

STUDY OF COMMUNITIES IN CONTEMPORARY CHINESE SCIENCE

Автор исследует содержание понятия «общи- In this article the author researches the content of

на» в современной китайской науке. Основное conception of «community» in contemporary Chinese

внимание уделяется анализу характерных при- science. The main attention is paid to the analysis of

знаков территориальной общины с учётом изме- characteristic features of communities, taking into ac-

нений, происходящих в современном китайском count the changes taking place in modern Chinese

обществе society

Ключевые слова: общество, община, территориаль- Key words: society, community, territorial social context ность, социальные связи

Происходящие в КНР процессы урбанизации и модернизации актуализируют проблематику территориальных общин. Это обусловлено различного рода трансформациями, происходящими в современном китайском обществе.

Этимология понятия «община» в научной литературе связана с английским словом «community», которое является переводом с немецкого «gemeinschaft», а именно «община» и «общность». Существует также вариант перевода - «общинность», который представлен в Большом толковом социологическом словаре и, как нам представляется, по своей семантике наиболее близок варианту «община» [1]. Понятие «община» можно применить, во-первых, в качестве определения к членам религиозных, военных, академических, профессиональных и других организаций и групп («мусульманская община», «ремесленная община» и т.п.). В

другом значении термин «община» трактуется как сеть осмысленно-значимых отношений и чувство единства с другими. С этой точки зрения для формирования общины необходима социальная идентификация членов общины, их самопричисление к данной общности, то, что можно назвать «духом общины». Такое представление об общине как, прежде всего, об особом типе связей, отличающихся сентиментальностью, стабильностью и последовательностью, сформировалось во многом благодаря концепции немецкого социолога Ф. Тённиса, одного из наиболее известных теоретиков общины, концепция которого изложена в работе «Gemeinscaft und Gessellschaft» [2]. Ещё в одном значении община обозначает социальные и территориальные единицы - деревни, городки и т.д. [3].

В китайской науке для обозначения понятия «community» используется лексическая

единица «шэцюй», которая появилась в китайском языке в 30-е гг. ХХ в. Такой вариант предложил известный китайский ученый Фэй Сяотун, который полагал, что переводить слово community (gemainschaft) как «традиционное общество» будет неправильно [4].

Исходя из значений составляющих элементов слова, а также принимая во внимание правила словообразования в китайском языке, где второй слог (слово) в подобных сочетаниях является главным, слово «цюй» (район, область) более подчеркивает признак территориальности, принадлежности к определённому месту, чем признак эмоциональной привязанности или сопричастности. Поэтому, на наш взгляд, в данном исследовании будет более адекватным использование слова «община» в качестве эквивалента китайского «шэцюй». Такое понимание отражает задачи, решаемые китайским обществом в настоящее время -«строительство городских общин». Наряду с этим в российской китаеведческой литературе используется также другой вариант перевода «шэцюй» как «социолокальные группы» [5].

Становление школы исследования общин или Китайской школы социолокальных исследований относится к началу ХХ в., когда в стране начинают проводиться первые эмпирические социологические исследования. Большинство из них осуществляли американские преподаватели университетов Яньцзинь (в дальнейшем вошёл в состав Пекинского университета) и Цинхуа. Так, в 1916 г. группа исследователей под руководством американского профессора университета Цинхуа С. Дитмера проанализировала структуру потребления жителей одного из пригородов Пекина. В 1918-1919 гг. преподаватель Яньцзиньского университета Дж. Бёрджэс в качестве результата проведенных обследований опубликовал работу «Социологическое обследование Пекина», которая содержала описание истории, географии, населения, экономики, здравоохранения, развлечений и явилась первым в Китае социологическим исследованием большого города. В эти же годы проводил исследо-

вания в деревнях провинции Гуандун профессор социологии Хуцзянского университета (Шанхай) О.Г. Кулп. Опубликованная в 1930 г. издательством Яньцзиньского университета работа «Социологическое исследование общества района Цинхэ» стала первым исследованием, проведенным под системным руководством университета. Одним из первых китайских ученых, проводивших такие исследования самостоятельно, без участия иностранных специалистов, стал Ли Цзинхань. В 1924-1925 гг. он обследовал 164 семьи на окраине Пекина. На их основе в 1929 г. опубликована монография «Деревенские семьи на окраине Пекина» [6].

В основном в этот период был собран объемный эмпирический материал, который явился основой для системного научного анализа следующих поколений ученых.

Основоположником школы исследования общин (социолокальных групп) в новейшей истории Китая является выдающийся китайский этнограф У Вэньцзао (1901-1985). В 30-е гг. XX в. ученый активно знакомил китайское научное сообщество с основными передовыми достижениями научной мысли в области социологии, этнографии и антропологии, одновременно стремясь «китаизировать» западные науки, подготовить национальные научные кадры, работающие на китайских источниках. К числу наиболее значимых его работ принадлежат: «Современная французская социология», «Немецкая системная социология», «Значение и функции исследования современных общин», «Западное влияние на исследование общин в Китае и современная ситуация в стране», «Значение общин и современные тенденции в исследованиях общин», «Социология и модернизация» и др. [7]. В исследованиях общин учёный предлагал соединять социологическую теорию и методологию с культурологией и социальной антропологией, полагая, что такой способ наиболее приемлем для анализа китайских реалий.

В работе «Содержание и роль полевых исследований современных общин» У Вэнь-

цзао называет три главных признака, присущих понятию община:

1) совокупность индивидуумов;

2) территория её проживания;

3) свойственные ей особенности культуры [8].

Рассматривая культуру общины как результат её адаптации к условиям внешней среды, У Вэньцзао материальной культуре противопоставлял духовную, символическую культуру (язык и письменность) и социальную организацию. Находясь под влиянием функциональной теории известного британского антрополога Б. Малиновского, У Вэньцзао считал, что культура как органическое единство структурно взаимосвязанных компонентов подчеркивает взаимосвязь между составляющими частями общества, является своего рода «ядром общины» [9].

По мнениюУ Вэньцзао, следует представлять каждую отдельную общину как единое целое во всём многообразии её функций. Он полагал, что сужение границ исследования до отдельной общины поможет получать достоверные и конкретные результаты. В этом случае возможно не только комплексное изучение всей жизни общины в целом, но и исследование отдельных составляющих её сторон, что позволит увидеть происходящие в общине изменения, понять психологию её жителей.

В истории полевых исследований в Китае под влиянием А. Рэдклифф-Брауна и затем У Вэньцзао появилось разграничение понятий «обследование общества» и «исследование общин». У Вэньцзао, активно распространявший метод исследования территориальных общин, считал, что «обследование общества делает акцент на описании фактов, тогда как при исследовании общества главным является разъяснение фактов. В действительности каждая значимая научная работа всегда содержит как описание фактов, так и их объяснение, поэтому следует применять это при исследовании общин. Обычное обследование общества в настоящее время необходимо

стране, а скрупулёзное изучение общин очень важно в силу своей научной значимости» [10]. Таким образом, У Вэньцзао акцентировал внимание на важности чисто научного исследования явления без выведения его в практическую плоскость.

У Вэньцзао подготовил плеяду видных этнографов и антропологов, наиболее известными из которых стали Фэй Сяотун, Линь Яохуа, Ли Аньчжай, У Цзинчао и др. Последователи научной школы использовали наблюдение в качестве основного метода полевых исследований, а также метод анализа письменных документов. В этот период был накоплен не только богатый практический опыт, но и сформировался теоретический фундамент дальнейших исследований в этой области.

Огромный вклад в изучение общин внес Фэй Сяотун. Он разделяет понятия «обследование общества» и «социологическое исследование». По его мнению, «обследование общества (общественное обследование) - это всего лишь сбор информации о социальной жизни некой группы людей, а социологическое обследование, или исследование - это проверка социологической теории или гипотезы на основе определенной совокупности фактов. Так называемое «социологическое исследование» и есть исследование территориальных общин» [11].

Определяя роль исследования общин в социологической науке, ученый подчёркивал важность изучения структуры и функций отдельных общин в историческом аспекте. Его работа «Крестьянская жизнь в Китае», изданная в Лондоне в 1939 г., была расценена Б. Малиновским как «важная веха в истории полевых исследований и антропологической теории» [12].

В монографии Фэй Сяотун описывает экономические, социальные и этнокультурные изменения в одной из южных китайских деревень на протяжении 30-80-х гг. ХХ столетия. Фэй Сяотун определяет общину как сложившийся на определённой территории большой коллектив, состоящий из нескольких связанных

между собой социальных групп или организаций. Неотъемлемыми признаками общины, по его мнению, являются:

1) группа индивидуумов, связанная между собой производственными и социальными отношениями;

2) территориальные рамки;

3) обладающие определённой спецификой образ жизни и правила поведения;

4) эмоциональная и психологическая привязанность жителей общины к своему «дому».

Таким образом, Фэй Сяотун даёт более подробную детализацию содержания понятия «община».

Другим известным китайским этнографом и антропологом, последователем У Вэнь-цзао является Линь Яохуа, автор исследования под названием «Клановая деревня в Фуц-зяни», в основе которого лежит история взаимоотношений двух деревенских кланов в провинции Фуцзянь. Излагая события в форме рассказа, Линь Яохуа показывает как деятельность и поведение индивидуума проявляются в коллективном поведении. Автор последовательно описывает формирование родственных связей отдельного индивидуума, начиная с момента вступления в брак, рождения и воспитания детей, поклонения предкам, участия в хозяйственной деятельности, и затем переходит к тому, как родственные связи включаются в местную административную систему. К особенностям данной работы можно отнести подробное описание и анализ структуры общества и особое внимание к психологическим деталям, т.к. человеческая сущность, по мнению автора, проявляется главным образом в духовной деятельности [13].

Современный китайский социолог Чжэн Ханшэн называет общиной человеческое сообщество, организующее определённую социальную деятельность, обладающее внутренними связями и общей культурой, а также район, местность, где осуществляется деятельность этого сообщества. В его понятии «община» главным связующим звеном является экономическая деятельность её членов.

Ван Кан полагает, что общиной следует называть территориальное жизненное сообщество, организованное в соответствии с внутренними правилами и связанное между собой социальными отношениями.

Согласно точке зрения Юань Фана, община - это социальная субстанция, сформированная общественными массами и организациями на одной территории. Определение Юань Фана созвучно тому, которое дал общине Фэй Сяотун.

По мнению современного ученого У До, община - это относительно самостоятельное региональное сообщество, образ жизни или основная деятельность которого обладают едиными типологическими чертами [14]. Это определение не обладает той конкретикой, которая наблюдается у Фэй Сяотуна.

В противовес ему китайский социолог Сюй Юн называет шесть органично связанных между собой признаков, без которых не может существовать современная городская или традиционная сельская община:

1) общая территория;

2) совокупность индивидуумов;

3) социально-психологическое единство;

4) организационная структура;

5) система норм и правил;

6) материальная инфраструктура.

Названные компоненты являются взаимодополняющими и, по мнению учёного, их следует рассматривать в комплексе. Главными признаками, присущими общине, учёный называет территориальный и демографический, поскольку само слово «община» в китайском языке состоит из двух морфем со значениями «общество» и «район, область» [15].

Важность территориального фактора в образовании общины подчёркивает другой китайский учёный Гао Цзяньго.

Во-первых, потому, что общность жизненных интересов индивидуумов, возникающая на общей территории, формирует общие потребности и зависимость от местной социальной инфраструктуры.

Во-вторых, близкое соседство неизбежно приводит к возникновению эмоциональных связей.

В-третьих, утверждает Гао Цзяньго, общая территория, обладая собственными отличительными чертами: своеобразной архитектурой, памятниками прошлого, психологически «привязывает» к себе жителей, усиливает в них чувство культурной идентичности и родства с общиной.

Интерпретируя К. Маркса, который писал, что представители одного класса или общественного слоя легко объединяются и предпринимают действия в общих интересах, Гао Цзяньго полагает, что «единые пространственные рамки общины позволят перешагнуть через профессиональные, классовые, национальные, религиозные границы и сыграют консолидирующую роль в современном китайском обществе, которое переживает глубинные трансформации» [16].

Современным подходом к исследованию общин является наличие такого компонента в характеристике общины, как материальная инфраструктура, предложенного социологом Сюй Юном. Материальная инфраструктура, с одной стороны, дополняет признак территориальности, который подразумевает естественную среду обитания и искусственную среду, созданную человеком, например, жилища, сооружения, необходимые для производственной деятельности и т.п., и в то же время свидетельствует о качественно новом подходе к организации жизнедеятельности членов общины.

Под материальной инфраструктурой Сюй Юн понимает места для совместной деятельности и отдыха, учреждения образования и культуры, учреждения медицинского и сервисного обслуживания. Социально-психологическое единство, по мнению ученого, проявляется в чувстве идентичности, принадлежности к общине, которое формируется в результате проживания людей на одной территории в течение длительного времени, это своего рода продукт человеческого взаимодействия.

Интересной представляется работа ки-

тайского исследователя Лю Бокуя «Китайская культура и китайские общины», в которой автор разрабатывает понятие общины в контексте национальной духовной культуры. Автор проводит аналогию между провозглашенным принципом «человек превыше всего», который положен в основу строительства современных общин и словом community в толковании К. Маркса как «сообщество свободных индивидуумов». По мнению Лю Бокуя, китайская община может стать основой для формирования «современного свободного человека» [17]. Подобную точку зрения высказывает профессор Пекинского Народного университета Гао Фан, который считает, что понятие «община» можно интерпретировать как «община свободных индивидуумов» [18].

Опираясь на исследования зарубежных и китайских учёных, а также принимая во внимание результаты формирования общин в КНР, китайский социолог Чэн Юйшэнь в своей работе «Исследование развития городских общин в Китае» выделяет четыре основных наиболее распространенных определения общины:

1) община - это своего рода социальный организм, жизнь которого основана на взаимной сопричастности, солидарности индивидуумов. Если утрачивается взаимодействие между людьми, община теряет смысл своего существования и более не является тем социальным организмом. Но, вместе с тем, такие связи возникают в результате совместного проживания на одной территории. Только в процессе совместной экономической, политической, культурной деятельности и в повседневной жизни у людей возникают общие интересы и общие потребности и, вместе с этим, формируется собственная система внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;

2) община - это социальная общность, сформированная в схожих, близких условиях жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие находится в зависимости от социальной и физической дистанции между людь-

ми. Чем короче дистанция между индивидуумами, тем выше вероятность их взаимодействия. Соответственно, чем ближе географическое соседство, особенно жилое, тем интенсивнее происходит это взаимодействие. Определённые территориальные рамки, в основу которых взят жилой район населённого пункта, не только являются необходимой материальной базой существования общины, но и одним из признаков, отличающих общину от общества;

3) община - это базовая ячейка общества, которая предоставляет своим членам не только все необходимые условия для жизни, но и возможность практического участия в общественной деятельности, в управлении общиной;

4) община - это своего рода «окно», через которое можно увидеть всё общество. Общество - это абстрактное понятие, описывающее собирательную жизнь человеческого коллектива, общее обозначение всей системы сложных социальных связей. Община является конкретным выражением реальной жизни людей из одной местности, имеющим зримую материальную базу [19].

Исследуя общины, китайские учёные не могли не испытать влияния западной науки. Традиционная община, которую описал Ф. Тённис, была вытеснена индустриальным обществом, однако «общинный» образ жизни, система ценностей, квинтэссенция человеческих отношений сохраняются в недрах общества. По мнению китайского учёного Сюй Юн-сяна, общности по-прежнему остаются реальностью общественной жизни [20].

С одной стороны, община — это целостная самостоятельная социальная ячейка, и в то же время — это органическая часть всего общества, отражающая его характерные особенности. Именно через призму территориальных общин предлагал изучать общество в целом У Вэньцзао.

Можно обратить внимание на тот факт, что в более поздних исследованиях китайских учёных в числе основных признаков, формирующих общину, появляется такой, как «сис-

тема управления» (У До), «структура управления» (Фан Мин) [21], «организационная структура», «система норм и правил» (Сюй Юн), «комплекс нормативных правил и система управления» (Юй Мэйин) [22].

Поскольку община представляет собой совокупность индивидуумов, в их взаимодействии неизбежны противоречия. Чтобы избежать этого, по мнению Сюй Юна, необходимо разработать систему правил или устав общины. Это позволит координировать деятельность различных организаций и отдельных членов общины.

Социальная структура общины представляет собой сложный организм из взаимосвязанных между собой социальных групп и организаций. Под социальными организациями учёный понимает не только семейные, соседские, партийные организации, жилищные комитеты, но также организации, занимающиеся образовательной, развлекательной и иной деятельностью. Своего рода «осью», на которой держится эта сложная конструкция, Сюй Юн называет местные партийные ячейки и жилищные комитеты.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в современной китайской науке существует относительно единое представление о понятии «община» («шэцюй»). Это объясняется, на наш взгляд, выдающимся вкладом Фэй Сяотуна, который, соединив в китайском слове «шэцюй» два слога «шэ» - «общество», «алтарь предков» и «цюй» - «район», подчеркнул все характерные признаки общины: группу индивидуумов, проживающих на определённой территории и связанных между собой общими традициями. Обозначенные таким образом границы слова исключили принципиальные споры среди китайских ученых относительно определения этого понятия. В этом проявилась позиция Фэй Сяотуна в отношении исследования общин в Китае, который выступал против использования западной терминологии для описания реалий китайской жизни без апробации на практике.

В настоящее время тематика общины-шэцюй по-прежнему актуальна в китайской гуманитарной науке. Исследуя её, китайские учёные предлагают различные методологические подходы: социологический, антропологический, культурологический, социокультурный. В целом, проблематика общины с учётом специфики китайской цивилизации может быть выведена в контекст социальной философии.

1. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь I Д. Джерри. - М.: Вече, АСТ. -

1999. - С. 510.

2. Немецкая социология I Под ред. Р.П. Шпаковой. - СПб.: Наука, 2003. - С. 11в.

3. Ринкявичюс Л. Концепция общности (gemeinschaft I community) и её специфика в виртуальном пространстве I Л. Ринкявичюс, Э. Бут-кявичене IIСОЦИС. - 2007. - № 7 - С. 4.

4. Дин Юаньчжу. Шэцюй дэ цзибэнь лилунь юй фанфа = Основная теория и методология общин I Дин Юаньчжу. - Пекин: Бэйцзин дасюэ чу-баньш, 2009. - С. 282-314. - Кит. яз.

5. Крюков М.В. Китайская школа социоло-кальных исследований [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http:IIwww.sati.archaeology.nsc.ruIencyc pIterm.html? act=list&term=485.

в. Ян Япинь. Чжунго шэхойсюэши = История китайской социологии I Ян Япинь. - Цзинань.

- 1987. - С. 90-104. - Кит. яз.

7. У Вэньцзао [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIbaike.baidu.comIviewI57794.

8. У Вэньцзао. Сяньдай шэцюй шиди янь-цзюй дэ ии хэ гунъюн = Содержание и роль полевых исследований современных общин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIwww.sociologyol.orgIyanjiubankaiIxuejierenwuIw uwenzaoI2008-09-04Iв022.html.

9. Ли Сиюань. Сяньдай шэцюй гайлунь = Общий обзор современных общин I Ли Сиюань. -Гуанчжоу: Чжуншань дасюэ чубаньшэ, 2002. - С. 22. - Кит. яз.

10. У Вэньцзао. Жэньлэйсюэ шэхойсюэ янь-цзю вэньцзи = Собрание исследований по антропологии и социологии I У Вэньцзао. - Пекин: Миньцзу чубаньшэ, 1990. - С. 147. - Кит. яз.

11. Дин Юаньчжу. Шэцюй дэ цзибэнь лилунь

Китайские исследователи, исходя из общих позиций собственно китайской интерпретации «шэцюй», тем не менее, дифференцированно определяют компоненты содержания этого понятия. В настоящее время активно изучается структура общины, её функции и значение в процессах трансформации китайского общества.

__________________________________Литература

юй фанфа = Основная теория и методология общин /Дин Юаньчжу. - Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2009. - С. 282-314. - Кит. яз.

12. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа / Фэй Сяотун. - М.: Наука, 1989. -С. 8.

13. Линь Яохуа. Цзинь И - Чжунго цзяцзу чжиду дэ шэхойсюэ яньцзю = Золотое крыло -Социологическое исследование родовой системы в Китае / Линь Яохуа. - Пекин: Саньлянь шудянь,

2000. - Кит. яз.

14. У До. Лунь шэцюй гуйхуа = О планировании общин /УДо //Сюэшу цзяолю, 1994. - № 5.

- С. 35. - Кит. яз.

15. Сюй Юн. Чэнсян шэцюй цзяньшэ гайлунь = Общий обзор строительства городских и сельских общин /Сюй Юн, Ху Цзуншань. - Ухань:Хубэй кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2008. - С. 3-4. - Кит. яз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Гао Цзяньго. Чжунго шэцюй гунцзочжэ шоуцэ = Справочник работника китайской территориальной общины / Гао Цзяньго. - Миньцзу чубаньшэ, 2002. - С. 10. - Кит. яз.

17. Лю Бокуй. Чжунхуа вэньхуа юй Чжунго шэцюй = Китайская культура и китайские общины /Лю Бокуй. - Гуанчжоу: Цзинань дасюэ чубаньшэ, 2005. - С. 216. - Кит. яз.

18. Там же. С. 214.

19. Чэнь Юйшэнь. Чжунго чэнши шэцюй фачжань яньцзюй = Исследование развития городских общин в Китае / Чэн Юйшэнь. - Шанхай: Хуадун шифань дасюэ чубаньшэ, 2002. - С. 7. -Кит. яз.

20. Сюй Юнсян. Шэцюй фачжаньлунь = Теория развития общин / Сюй Юнсян. - Шанхай: Хуа-дун лигун дасюэ чубаньшэ, 2000. - С. 9. - Кит. яз.

21. Фан Мин. Гуаньча шэхойдэ шицзяо - шэцюй синьлунь = Новая теория общин с точки зрения социологических наблюдений / Фан Мин, Ван

Ин. - Пекин: Чжиши чубаньшэ, 1991. - Кит. яз.

22. Цзян Ци. Шэцюй цзяньшэ юй гуанли = Управление и строительство общин / Цзян Ци. -

Коротко об авторе__________________________________

Котельникова Т.В., доцент кафедры востоковедения института экономики и управления, Читинский государственный университет(ЧитГУ)

Служ. тел.: 41-65-04

Научные интересы: социальная философия, исследование социальной организации современного китайского города, роли традиций в организации местного самоуправления, формировании общин. Виды общин и их специфика

Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2008. - С. 2. -Кит. яз.

_______________________________Briefly about the author

T. Kotelnikova, Associate Professor of the Oriental Department of the Institute of Economics and Management of Chita State University

Areas of expertise: the social philosophy, the study of social organization of modern Chinese cities, the role of tradition in the organization of local self-forming communities, types of communities and their specificity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.