УДК 87 (5 кит)
Котельникова Татьяна Владимировна Tatyana Kotelnikova
ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КИТАЙСКИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН В АСПЕКТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
INNOVATIVE ELEMENTS IN FUNCTIONING OF MODERN TERRITORIAL COMMUNITIES IN CHINA: CULTURAL ASPECTS
Статья посвящена исследованию инноваций, внедряемых в деятельность территориальных об-щин-шэцюй. Данная проблематика рассматривается в культурном аспекте. Сущность инноваций заключается в попытке соединить традиционные ценности с новаторскими подходами к функционированию общин
Ключевые слова: община, инновации, преемственность культуры
The article deals with innovations introduced in the activity of communities — shetsyi. This problem is observed in a cultural context. The essence of innovation is combination of traditional values with innovative approaches to the functioning of communities
Key words: community, innovation, continuity of culture
Социальное развитие общества, предполагающее минимизацию разобщенности между людьми, во многом зависит от актуализации в социуме нравственных ценностей и духовной культуры. Именно духовная культура придаёт человеческому поведению направленность на солидаризацию.
Модернизация, связанная с заимствованием извне, в условиях Китая невозможна без опоры на традиционную систему ценностей, способствующую воспроизводству этнокультурной самоидентификации общества и обеспечивающую его консолидацию. Ядром китайской культуры является приверженность идее совместной и гармоничной жизни людей [1]. В ситуации трансформации социальной структуры современного китайского общества возросла значимость традиционных, в данном случае — территориальных оснований идентификации.
Понимая инновации как новшество, или нововведение, которое повышает эф-
фективность действующей системы, появление феномена территориальной общины явилось своевременной мерой, направленной на устранение негативных тенденций в обществе. Территориальные общины при этом не являлись заимствованием и создавались на основе уже существовавших форм социальной организации, в то время как экономическая модернизация в КНР осуществляется на основе привлечения западных технологий.
Социальная организация городского социума в течение в ХХ в. эволюционировала от административной системы круговой поруки «баоцзя», которую в середине ХХ в. сменили комитеты городских жителей, до современных территориальных об-щин-шэцюй, появившихся в КНР в 90-х гг. ХХ в. [2].
Историческая связь этих социальных организаций обусловила преемственность характерных особенностей, присущих внутренней структуре и механизмам вза-
имодействия с властью. С одной стороны, это свидетельствует об устойчивости всей социальной системы. С другой стороны, может рассматриваться как инертность и неспособность к прогрессу. Наметившееся отставание реформы в социально-политической сфере усиливает это представление. Именно поэтому в глазах населения территориальные общины часто воспринимаются как прежние комитеты [3].
В условиях перехода к новой форме организации населения это можно объяснить следующими причинами:
— незавершенностью процесса реформирования органов городского самоуправления;
— несовершенством механизмов взаимодействия властных структур и органов управления территориальными общинами;
— недостатками методов работы с населением.
В связи с этим возникла необходимость поиска инновационных решений, позволяющих превратить территориальные общины в эффективные самоуправляющиеся организации населения. Для этого, по мнению многих китайских ученых, необходимо изменить сложившийся стереотип взаимодействия государства и общества [4].
Главным инновационным компонентом в данном аспекте является эксперимент по апробации различных форм управления, которые позволят разграничить функции государства и местного сообщества и, следовательно, расширить возможности для самостоятельного развития общин. Среди множества предлагаемых вариантов можно выделить две основные модели — «шанхайскую», где более широко используют административные методы управления, и «шэньянскую», более сориентированную на развитие низового самоуправления.
Наиболее инновационной, с точки зрения китайской культурной традиции, представляется так называемая «шэньянская модель» (по названию г. Шэньяна, административного центра провинции Ляонин), согласно которой в целях развития эффективности деятельности общин создаются более благоприятные условия для развития
самоуправления [5]. Однако в настоящее время это представляется сложной задачей, поскольку в Китае отсутствует опыт подобного рода сотрудничества власти и общества. Как отмечает Т.М. Емельянова, «большое количество людей не хотят принимать участие в делах общины» [6].
В китайской научной литературе, посвященной территориальным общинам, данной проблеме уделяется достаточно много внимания [7].
Таким образом, китайские исследователи стремятся уйти от прежней унифицированной системы управления, что также, на наш взгляд, является новаторским подходом.
Концепция построения социалистического гармоничного общества по принципу «человек в основе всего» созвучна идее строительства общин-шэцюй прежде всего потому, что община, по определению, строится на взаимодействии, солидарности и взаимопомощи. Опыт реформ свидетельствует, что отсутствие внимания к человеку и его проблемам может привести к социальной напряженности, непредсказуемости событий. Использование традиционных механизмов выживания в кризисных ситуациях позволяет социуму адаптироваться к современным условиям.
Поэтому другим важным, на наш взгляд, инновационным компонентом можно назвать переориентацию функций общины на самообслуживание, иными словами, деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения. Такой подход объясняется традиционным восприятием общины, прежде всего, как института взаимопомощи. В нашем исследовании самообслуживание понимается как предоставление услуг населению.
Среди китайских ученых существуют различные точки зрения относительно организации подобной деятельности. По мнению одних, обслуживание в общине должно строиться на платной или частично оплачиваемой основе. Это будет стимулировать развитие третичного сектора экономики на местном уровне. Согласно другой точке зрения, оказание помощи населению, прежде
всего, наименее социально защищённым слоям — прерогатива благотворительных, волонтерских и иных общественных организаций [8]. Эти некоммерческие организации оказывают благотворительную, правовую помощь, занимаются охраной окружающей среды и др. Применительно к общинам речь чаще всего идет о гражданских непроизводственных организациях, созданных на основе негосударственной формы собственности и занятых некоммерческой деятельностью (службы социальной помощи, центры услуг в общинах, центры профессионального обучения и др.).
По мнению китайских ученых, участие народных организаций в функционировании общин является очень важным, поскольку деятельность является не столько показателем растущей демократизации, сколько фактором стабилизации общества. С одной стороны, они вовлекают в свои ряды наиболее активных граждан, желающих реализовать себя в общественной работе, с другой стороны, эти организации (прежде всего благотворительные и волонтерские) помогают тем, кто особо нуждается в их помощи и, следовательно, способствуют снижению социальной напряженности, гармонизируют отношения в обществе.
По мнению многих китайских ученых, взаимодействие между людьми, основан -ное на предоставлении и получении услуг, укрепляет соседские связи, формирует у людей чувство солидарности и общинной идентичности [9]. Этому, в конечном итоге, призваны способствовать все выполняемые общиной функции: экономическая, политическая, воспитательная и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная составляющая в функционировании территориальных общин в КНР корректирует имеющиеся дисбалансы на основе принципа «человек в основе всего» и проявляется не только на внешнем уровне: строительстве инфраструктуры, подготовке профессиональных кадров для работы в общинах и совершенствовании методов работы с населением, внедрении современных информационных технологий. Более важными, на наш взгляд, являются меры, направленные на формирование новых общинных связей между людьми. Инновационный компонент в данном случае состоит в воспитании новых ценностных установок, а также вытеснении тех традиций, которые препятствуют формированию новой территориальной идентичности.
Литература
1. Абрамова Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). — Чита: ЧитГУ, 1998. — 258 с.
2. Хэ Яньлин. Души цзецюй чжун дэ гоцзя юй шэхой: Лэцзе дяоча = Государство и общество в городской территориальной общине: обследование улицы Лэ. — Пекин: Шэхой кесюэ вэньсянь чубаньшэ, 2007. — С.114. — Кит. яз.; Сюй Ипин, Ли Хойфэн. Шэцюй хэцзо чжили шичжэн яньц-зюй = Эмпирические исследования совместного управления общинами. — Пекин: Шэхой кесюэ вэньсянь чубаньшэ, 2009. — С. 7. — Кит. яз.
3. Бу Чанли. Шэцюй чунту юй шэцюй цзяньшэ = Конфликт в общине и строительство общин. — Пекин: Шэхой кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2009. — С. 343. — Кит. яз.
4. Юй Сяньян. Шэцюй гайлунь = Общий обзор территориальных общин. — Пекин: Чжунго жэньминь чубаньшэ, 2007. — С. 16. — Кит. яз.
5. Сюй Ипин, Ли Хойфэн. Шэцюй хэцзо чжили шичжэн яньцзю = Эмпирическое исследование совместного управления общиной. — Пекин: Чжунго шэхой чубаньшэ, 2009. — С. 38-41. — Кит. яз.
6. Емельянова Т.М. Территориальные общины // Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в конце ХХ — начале ХХ1 века / Под ред. М.Л. Титаренко. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — С. 225.
7. Сюй Юн, Ху Цзуншан. Чэнсян шэцюй цзяншэ гайлунь = Общий обзор строительства го-
родских и сельских общин: Хубэй кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2008. —136 с. — Кит. яз.; Сюй Юнсян. Шэцюй фачжаньлунь = Теория развития общин. — Шанхай: Хуадун лигун дасюэ чубаньшэ, 2000.
— Кит. яз.; Ся Цзянчжун. Шэцюй гунцзо = Работа в общине. — Пекин: Чжунго Жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2009. — 271 с. — Кит. яз.
8. Чэн Юйшэнь. Чжунго чэнши шэцюй фачжань яньцзю = Исследование развития городских общин в Китае. — Шанхай: Хуадун шифань дасюэ чубаньшэ, 2002. — С. 97-102. — Кит. яз.
9. Сунь Хоймин. Сяньдай дадуши шэцюй цзиншэн вэньмин цзяньшэ дэ цзичжи юй мубяо = Цели и механизмы строительства духовной цивилизации в общинах современных мегаполисов // Шанхай шэхой кэсюэюань сюэшу цзикань, 1996. — № 4. — С. 48. — Кит. яз.; Лю Чжунцюань. Шилунь шиминь шэцюй иши дэ пэйюй хэ цзяцян чэнши вэньхуа фэньвэйдэ цзяньшэ = О воспитании гражданского общинного сознания и активизации строительства городской культуры // Шэхой кэсюэ цзикань, 1992. — № 4. — Кит. яз.; Гунн Сюэпин. Цзяцян шэцюй вэньхуа цзяньшэ, туйдун шэхой вэньмин цзиньбу // Цзефан жибао. — 1995. — 22 окт. — Кит. яз.
Коротко об авторе _
Briefly about the author
Котельникова Т.В., доцент кафедры востоковедения, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Служ. тел.: (3022) 41-65-04
T. Kotelnikova, associate professor of Oriental Department of the Institute of Economics and Management of Chita State University
Научные интересы: социальная философия, исследование социальной организации современного китайского города, роли традиций в организации местного самоуправления, формировании общин
Scientific interests: social philosophy, study of social organization of modem Chinese cities, role of tradition in the organization of local self-forming communities