Научная статья на тему 'Состояние и тенденции трансформации китайского образования в условиях глобализации'

Состояние и тенденции трансформации китайского образования в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайское образование / трансформация китайского образования / образование в китае

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуй Хунхай

Статья посвящена трансформационным процессам, происходящим в современном образовании КНР. Автором проанализировано понятие «модернизация образования» в интерпретации китайских ученых и рассмотрена суть регионологической теории в связи с исследуемой проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the transformation processes in the modern Chinese education. The author examines the notion «modernization of education» in the interpretations of Chinese scientists and the essence of the regionalization theory in this context.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции трансформации китайского образования в условиях глобализации»

Цуй Хунхай

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Работа представлена кафедрой востоковедения Читинского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Н. А. Абрамова

Статья посвящена трансформационным процессам, происходящим в современном образовании КНР. Автором проанализировано понятие «модернизация образования» в интерпретации китайских ученых и рассмотрена суть регионологической теории в связи с исследуемой проблематикой.

The article is devoted to the transformation processes in the modern Chinese education. The author examines the notion «modernisation of education» in the interpretations of Chinese scientists and the essence of the regionalisation theory in this context.

Цивилизационная специфика, которая определяет своеобразие образовательной системы в Китае в целом, заключается в глубокой связи педагогических идей с философским содержанием китайской культуры. Важной особенностью является и то, что традиционно в системе китайского государства функции государственного управления и воспитания народа практически отождествлялись. Эти обстоятельства повлияли на становление современной системы образования, типичными чертами которой являются патерналистская роль государства в стратегии реформирования; особая, произрастающая из конфуцианских приоритетов роль образования как основ -ного источника процветания нации; сохранение традиционных культурных ценностей при заимствовании западных методик обучения.

Китайскую образовательную стратегию отличает тщательное планирование, последовательность, преемственность, согласованность, направляющая и контролирующая роль центра, воплощение глобальных тенденций с учетом конкретной ситуации в стране, использование национальных традиций. В русле реформирования образования уже разработаны и осуществляются следующие направления: личностно ориентированное, нравственное, эстетическое, креативное, экологическое, патриотическое, физическое, трудовое и др. В системе базового образования введен курс обучения элементам исследования и изучения информационных технологий, для повышения ответственности учащихся - социальная практика в микрорайонах.

Трансформационные процессы в системе современного китайского образования обладают сложной структурой. Прежде всего пересматривается роль образования в процессе модернизации: ему придается значение не только объекта, но и субъекта модернизации с экономической функцией «производительной силы». Внедрением в

практику стратегических установок партийных документов обеспечена приоритетная роль образования по отношению к экономическому росту.

За период реформ трансформации в той или иной мере подверглись парадигма образования, целеполагание, содержание, методы, принципы организации системы образования, ее модель и другие составля-ющие. В связи с изменением парадигмы -от знаниевой к обучению, нацеленному на «повышение качественных характеристик нации», - трансформировались образовательная и воспитательная цели. Главным сегодня является формирование личности, которая олицетворяет единство личност-ной индивидуальности и специалиста высокой квалификации, а в перспективе предполагает - в духе модернизированного кон -фуцианства - становление человека культуры. Технократические предпочтения сменились внедрением в общественное сознание гуманистической парадигмы.

Осуществляется диверсификация содержания образования - обучение по специальностям в соответствии со спецификой местных условий. В общей структуре содержания произошло смещение доминанты в сторону сбалансированного развития гуманитарного и технического направлений. От количественных показателей и тенденции на обеспечение населения единым уровнем образования в условиях централизованной системы произошел переход к модели раз -нотипной и вариативной, открытой для представителей всех слоев общества и в то же время ориентированной на личность. Происходят изменения и по критерию охвата населения образовательными услугами: от элитарности высшего образования к массовости и в перспективе к всеобщности.

Современный образовательный процесс в КНР насыщен инновациями, которые активно исследуются китайской наукой и выражены в ней термином «модернизация образования» 1. Анализ публика-

47 1

ций показывает, что это понятие наполнено сложным смыслом.

Одни авторы определяют модернизацию как теорию «восьми категорий», относя к ней трансформацию концепции образования в целом: ее целей, содержания, методов, структуры, материальной базы, системы управления, финансирования, подготовки педагогических кадров. Другие ученые выделяют факторы, детерминирующие осуществление модернизации: степень развития образовательных услуг, условия обучения, систему управления. Конкретизация содержания модернизации осуществляется через «пять хуа»: демократизация, антропологизация, плю-ралистичность, модернизация науки и техники, интернационализация2. Есть исследования, отождествляющие модернизацию с информатизацией3. При различных точках зрения сходным во всех представлениях является необходимость формирования новой концепции образования, которая выступит модернизированным элементом в системе всей китайской культуры.

«В XXI в. для формирования новой кон -цепции модернизации образования Китай избрал тактический курс на развитие регионального образования с задачей выявления его преимуществ»4. В целом регионализация образования, детерминированная спецификой современного социально-экономического развития регионов КНР, становится заметной тенденцией в развитии китайского образования и новой областью научного исследования.

Необходимость регионализации образования диктуется как исторически сложившейся крайней неравномерностью развития отдельных регионов Китая, так и стремлением добиться максимальной интеграции образования и общества путем участия местных ведомств, организаций и населения в работе учебных заведений в условиях растущей автономии.

Среди главных критериев регионализации отмечается понятие «сяокан», т. е. степень достижения тем или иным регионом уровня «средней зажиточности». Разработчики теории «сяокан» настаивают на том, что выделенные регионы необязательно должны обладать «пространственно-географической непрерывностью». Главный показатель регионализации - показатель развития. Регионализация по критерию развития включает два показателя, касающиеся образования: уровень грамотности взрослого населения и охват населения высшим образованием.

В теоретическом плане китайские ученые, разрабатывая термин «регионализация», не дают ему однозначного толкова-ния. Одни полагают, что это не что иное, как локализация5. Другие, исследуя проблему регионализации образования в узком значении, уточняют понятие через конкретные типы учебных заведений территориальных общин. Еще одна группа аналитиков рассматривает регионализацию как социализацию. Здесь образованию отводится роль интеграционного механизма6.

Исходя из китайских реалий, очевидно, что регионализация в системе образования есть тенденция к плюрализму образовательной системы, упраздняющая единообразную ее модель внутри страны, способствующая формированию разнообразных ее типов, способных удовлетворить возрастающие запросы общества.

В теоретическом плане регионализация китайского образования разрабатывается с учетом «теории сбалансированного развития», на основе которой осуществляется регулирование структуры, масштаба, качества, эффективности региональных образовательных моделей и в целом системы китайского образования. Кроме того, используется «теория преимущества единого пла-нирования», которая учитывает ситуацию в целом по макроуровневым показателям развития экономики и научных исследова-

ний; анализируются и показатели микроуровня: цель образования, тип учебных заведений ит. д.

На практике глубокие различия китайских регионов в этапах индустриализации и урбанизации, степени «открытости», культурных традициях, накопленном «человеческом капитале» уже привели к выработке региональных моделей образования, ориентированных на местные условия. Наиболее разработанными к настоящему моменту являются модели: для развитых приморских регионов - Шанхая, провинций Цзянсу, Гуандун, Ляонин; для Центральных регионов - провинций Хубэй и Хэйлунцзян, для Западных, населенных нацменьшинствами, - Синцзян-Уйгурско-го автономного района.

Анализ ряда региональных моделей по признакам цели, содержания, структуре учебных заведений, способам финансирования, управления, направлениям и качествам, присущим современному образова-нию КНР, показывает, что все они построены на основе единства цели, содержания, структуры и обладают качествами ценностного традиционализма и антропологизма с усиливающейся индивидуализацией обучения.

Таким образом, внутренний регионализм в образовательной среде понимается в китайской науке как разработка региональных образовательных моделей, построенных на единых принципах и имеющих свои особенности.

Регионализация китайского образова-ния может быть рассмотрена и во «внешнем» аспекте, т. е. как интернационализация - формирование единого (интегрированного) образовательного пространства с зарубежными странами, прежде всего в АТР.

В научном плане китайскими исследователями выдвигается понятие «новый регионализм», которое также представляет интерес в контексте данной проблематики,

поскольку процесс интеграции образова-ния в АТР находится под влиянием общих тенденций в этом регионе7. «Новый регионализм» связывается с формированием и становлением регионального сознания и региональной идентичности. Поскольку входящие в АТР страны в основном являются странами конфуцианского ареала, то ставится вопрос о вызове со стороны требований новой эпохи конфуцианской традиционной культуре. Глобальные изменения в обществах и тенденции регионализма формируют новые ценности, и какими они будут - во многом зависит от образования.

Экономические и социальные изменения в АТР выдвигают высокие требования к высшему образованию. На данный момент на субрегиональном уровне активизируется сотрудничество в сфере образова -ния. В Декларации глав государств и правительств КНР, Японии, Республики Корея (2003 г.) отмечается, что три страны продолжают поддержку трехстороннего сотрудничества в области образования: расширение студенческого обмена, взаимное признание обучения, кредитов и степеней, преподавание языков. При вступлении в ВТО Китай принял на себя частичные обязательства по образовательным услугам в субсекторах технического образования, высшего образования, образования для взрослых и некоторых других. Китай является активным участником динамичных процессов интеграции образовательного пространства в АТР.

«Внешняя» регионализация китайского образовательного пространства проявляется также в большей открытости и продвижении своего рынка образовательных услуг в зарубежные страны и в Россию в частности.

Развитие в КНР самостоятельной отрасли знания - обучения китайскому языку как иностранному - способствовало созданию Китайского национального центра, кон-

центрирующего свои усилия на подготовке, наряду с учебными пособиями, волонтеров - преподавателей китайского языка, которые направляются в различные страны мира с целью более эффективного преподавания китайского языка и распространения китайской культуры. Волонтерское движение также широко представлено на рынке образовательных услуг России. Китайский национальный центр организует курсы подготовки и переподготовки рос-сийских преподавателей по китайскому языку на территории КНР.

Таким образом, тенденция регионализации китайского образования может рассматриваться в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Во внутреннем аспекте она предстает как разработка региональных моделей образования для различных районов страны, в основе выделения которых лежит социально-экономический фактор, но учитываются и другие: окружающая сре-

да, культурный уровень, местные традиции, структура хозяйства, степень урбанизации и социального развития, так как все они влияют на такие стратегические моменты, как цели, структура, приоритеты политики в сфере образования. Основной проблемой сегодня продолжает оставаться создание не отдельных, а взаимодополняющих региональных моделей образования.

Регионализация, рассматриваемая во внешнем аспекте, представляет собой развитие национальной системы образования КНР в процессе интеграции в мировое сообщество, где Китай выступает как регион, «подсистема» в системе международных отношений. Регионализация в данном контексте теснейшим образом связана с интер -национализацией образования, которая проявляется в попытках создания единого образовательного пространства и является не только тенденцией развития китайского, но и всего мирового образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чи Син, И Тяньфэнь. Чжунго цзяоюй дяоча (Исследование китайского образования). Бэйц-зин, 2005.

2 Дандай Чжунго цзаоюй цзегоу тиси яньцзю (Исследование структуры современного китайского образования) / Под ред. Чи Кэмина. Гуанчжоу, 2001.

3 Е Пин. Чуансинь цзяоюй синьлунь (Новая теория обновления образования). Бэйцзин, 2002.

4 Чжунго цзаоюй сяньдайхуа ды цюйюй фачжань (Региональное развитие современного китайского образования) / Под ред. Тань Сунхуа. Гуанчжоу, 2003. С. 79.

5 Е дагуан. Boro фачжань дицюйсин гаодэн цзяоюй ды лилунь таньлунь (Теория регионального развития высшего образования в нашей стране) // Цзяоюй яньцзю (Исследование образования). 1990. № 3.

6 Го Бису, Чжан Янь, Гуань Дэминь. Дуй фачжань шэцюй гаодэн цзяоюй ды сыкао (О развитии высшего образования территориальных общин) // Чжунян шифань сюэюань сюэбао. 1994. № 4. С. 126-138.

7 Синь дицюйчжуи юй ятай дицюй цзегоу бяньдун (Новый регионализм и эволюция структуры АТР) / Под ред. Гэн Сефэна. Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.