Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАКРОРЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЦФО)'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАКРОРЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЦФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
институциональные преобразования / мониторинг / инвестиционная привлекательность региона / финансовый кризис / макрорегион / institutional transformations / monitoring / investment attractiveness of the region / financial crisis / macroregion

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю С. Гянджиева

В статье проведен анализ инвестиционной деятельности макрорегиона (на примере Центрального федерального округа) за период 2015-2018 в части развития высокотехнологических и наукоёмкого производства. Предметом выступает инвестиционная деятельность в макрорегионе. Цель анализа состоит в формировании механизмов межрегионального взаимодействия на основе выявления сильных сторон в структуре макрорегиона. Методами исследования выступали вертикальный и горизонтальный анализ, который показал, что регион, имея свои приоритеты, слабо развивают межрегиональное сотрудничество, что приводит к неэффективности расходования бюджетных ассигнований и торможению инвестиционного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF INVESTMENT IN THE MACROREGION (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT)

The article analyzes the investment activity of the macro-region (using the example of the Central Federal District) for the period 2015-2018 in terms of the development of high-tech and science-intensive production. The subject is investment activity in the macroregion. The purpose of the analysis is to form the mechanisms of interregional interaction based on identifying the strengths in the structure of the macroregion. The research methods were vertical and horizontal analysis, which showed that the region, having its own priorities, poorly develop interregional cooperation, which leads to inefficiency in spending budget allocations and slowing down investment development.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАКРОРЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЦФО)»

На примере рассмотренного региона можно сделать вывод, что в сфере инвестиционного сотрудничества и оказания технической помощи предприятиям и организациям необходим относительно длительный временной период для подготовки предприятий и организаций к деятельности по освоению иностранных инвестиций. При этом, такое сотрудничество обязательно должно содержать три стадии: торговое (коммерческое и маркетинговое) партнерство - простая кооперация (сборка из комплектующих) - совместное производство и научные разработки. В данном случае анализа деятельности региона на практике, Волгоградская область осуществляет свои функции, находясь на второй стадии сотрудничества.

Источники

1. Материалы АНО «Цифровая экономика» // Режим доступа: https://data-economy.ru/ Дата доступа: 18.01.2021.

2. Гончарова Е.В. Инновации как составляющая стратегии экономического развития // Вестник Академии Знаний, 2018. - №25 (2). - С.98-102.

3. Материалы рейтингового агентства «Эксперт РА» / Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» http://raexpert.ru Дата доступа: 11.10.2020.

4. Инновации как составляющая стратегии экономического развития / Гончарова Е. В., Старовойтов М.К., Старовойтова Я. М. // Управление экономическими системами, 2018. - №1 (107). - С.16. Режим доступа: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 Дата доступа: 11.01.2021.

5. Гончарова Е. В. Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики // Управление экономическими системами, 2015. - №8 (80) - С.24 Режим доступа: http://www.uecs.ru /innovaciiinvesticii/item/3676-2015-08-28-06-32-55 Дата доступа: 16.10.2020

6. Материалы сайта Волгоградской области Режим доступа: http://www. volgograd.ru/volgogradskaya-oblast/ekonomika-volgogradskoy-oblasti.php Дата доступа: 18.11.2020.

7. Расширение кооперационных связей способствует развитию волгоградской промышленности Режим доступа: http://www.volgograd.ru/news/209125/ Дата доступа: 19.11.2020.

References

8. Materialy ANO «Cifrovaya ehkonomika» // Available at: https://data-economy.ru/ Reference date: 18.01.2021

9. Goncharova E.V. Innovacii kak sostavlyayushchaya strategii ehkonomicheskogo razvitiya // Vestnik Akademii znanij, 2018. -№25 (2). - pp.98-102.

10. Materialy rejtingovogo agentstva «Ehkspert RA» / Sajt rejtingovogo agentstva «Ehkspert RA» Available at: http://raexpert.ru Reference date: 11.10.2020.

11. Innovacii kak sostavlyayushchaya strategii ehkonomicheskogo razvitiya / Goncharova E.V., Starovojtov M.K., Starovojtova YA.M. // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami, 2018.-№1 (107). - pp.16 Available at: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 Reference date: 11.01.2021.

12. Goncharova E.V. Kriterii ehffektivnosti processa kommercializacii innovacij na sovremennom ehtape razvitiya ehkonomiki // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami, 2015. - №8 (80). - pp.24 Available at: http://www.uecs.ru /innovaciiinvesticii/item/3676-2015-08-28-06-32-55. Reference date: 16.10.2020

13. Materialy sajta Volgogradskoj oblasti. Available at: http://www. volgograd.ru/volgogradskaya-oblast/ekonomika-volgogradskoy-oblasti.php Reference date: 18.11.2020.

14. Rasshirenie kooperacionnyh svyazej sposobstvuet razvitiyu volgogradskoj promyshlennosti. Available at: http://www.volgograd.ru/news/209125/ Reference date 19.11.2020.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11044

Ю.С. Гянджиева - аспират, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Воронежский филиал, ведущий аналитик ПАО Сбербанк, [email protected],

Yu.S. Ganjieva - aspirat, Plekhanov Russian University of Economics, Voro-Nezh branch, Leading Analyst ofSberbank, gyandzhieval [email protected].

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАКРОРЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЦФО) STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF INVESTMENT IN THE MACROREGION (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT)

Аннотация. В статье проведен анализ инвестиционной деятельности макрорегиона (на примере Центрального федерального округа) за период 2015-2018 в части развития высокотехнологических и наукоёмкого производства. Предметом выступает инвестиционная деятельность в макрорегионе. Цель анализа состоит в формировании механизмов межрегионального взаимодействия на основе выявления сильных сторон в структуре макрорегиона. Методами исследования выступали вертикальный и горизонтальный анализ, который показал, что регион, имея свои приоритеты, слабо развивают межрегиональное сотрудничество, что приводит к неэффективности расходования бюджетных ассигнований и торможению инвестиционного развития.

Abstract. The article analyzes the investment activity of the macro-region (using the example of the Central Federal District) for the period 2015-2018 in terms of the development of high-tech and science-intensive production. The subject is investment activity in the macroregion. The purpose of the analysis is to form the mechanisms of interregional interaction based on identifying the strengths in the structure of the macroregion. The research methods were

vertical and horizontal analysis, which showed that the region, having its own priorities, poorly develop interregional cooperation, which leads to inefficiency in spending budget allocations and slowing down investment development.

Ключевые слова: институциональные преобразования, мониторинг, инвестиционная привлекательность региона, финансовый кризис, макрорегион.

Keywords: institutional transformations, monitoring, investment attractiveness of the region, financial crisis, macroregion.

Центральный федеральный округ является основным макрорегионом страны и задает темп развития всей России. В данной статье хотелось бы рассмотреть финансовую стратегию Центрального федерального округа в среднесрочной перспективе, а также проблемы ее реализации и варианты развития в современных условиях. В настоящее время на темпы развития экономики Центрального федерального округа наиболее значительное влияние оказывает бюджетная, налоговая и инвестиционная политика. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в сфере налогового законодательства, финансового регулирования, а также нормативно-правого и методического обеспечения бюджетных правоотношений, перед регионом стоит целый ряд проблем, которые создают опасность деградации его экономического, производственного и социального потенциала. По моему мнению, среди непосредственных угроз, которые препятствуют эффективной реализации государственных программ в социально-экономической сфере, ключевыми являются следующие: коррупция и преступления в бюджетной и экономической сферах; формирование в округе моноцентрической системы функционирования экономики и чрезмерная концентрация транспортных потоков в центре округа; сильная дифференциация уровня жизни в городах и сельской местности, образования большого числа монопоселений и неперспективных районов, а также связанный с этим рост социальной напряженности [2, с.98].Таким образом, главной стратегической целью развития Центрального федерального округа становится формирование комфортного жизненного пространства путем создания условий для успешного развития бизнеса и человеческого капитала, а также формирование диверсифицированной и конкурентоспособной экономики. Достижение данной цели невозможно без мощного финансового обеспечения, основой которого является качественное бюджетное планирование. В большинстве стран мира под качественным бюджетным планированием понимается бюджетирование, ориентированное на результат, основным инструментом которого выступает программно-целевой метод. Сущность такого планирования состоит в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств с учетом соответствия результатов их деятельности среднесрочным приоритетам социально-экономической политики. Следовательно, бюджетная, налоговая и инвестиционная политика должна развивать механизмы партнерства государства, бизнеса и общества, способствовать активизации всех доступных инструментов для привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. [5]При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования и прогнозирования, осуществления государственных закупок и нормативного правового регулирования отводится методу программно-целевого бюджетирования. Целью бюджетной политики субъектов федерации, входящих в состав Центрального федерального округа является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Основной задачей бюджетной политики является финансовое обеспечение исполнения государственных программ, направленных на достижение приоритетов и целей в сфере государственной политики в сфере социально-экономического развития. Главная цель налоговой политики заключается в том, чтобы обеспечить потребности бюджетов субъектов данного региона. Основной задачей является не только наращивание доходной базы бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности в малых и отдаленных населенных пунктах, а также на территориях с населением, обладающим невысоким доходом. В качестве возможных сценариев экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются эволюционный, инвестиционный, партнерский и комплексный сценарии, при этом в качестве базового варианта принимается комплексный вариант [3].Прогнозные показатели валового регионального продукта на душу населения ЦФО при реализации различных сценариев представлены в таблице.

ВРП на душу населения ЦФО в 2020 г., тыс. р. (в ценах 2020 г.).

Таблица 1 - Прогнозные показатели ВРП (источник: составлено автором)

Сценарий ВРП на душу населения Производительность труда

Эволюционный 920,3 1 950,5

Инвестиционный 1 150,7 2 444,2

Партнерский 1 075,0 2 282,1

Комплексный 1 249,5 2 655,6

Согласно базовому сценарию, экономический рост в регионе будет достигнут благодаря реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение, как для Центрального федерального округа, так и для всей России, развитию особых экономических зон, созданию благоприятного инвестиционного климата. При этом можно сказать, что в среднесрочной перспективе инвариантным элементом всех представленных сценариев является трансформация экономики спада в экономику роста. По моему мнению, у существующей на сегодняшний день среднесрочной финансовой стратегии Центрального федерального округа

есть ряд определенных недостатков. Во-первых, не определены основные угрозы в условиях неблагоприятных средне- и долгосрочных тенденций и не обозначены риски, связанные с негативным изменением внешней среды [1]. Во-вторых, в рассматриваемом плане социально-экономического развития не определены параметры консолидированного бюджета округа при возникновении различных сценарных условий. Полагаю, что для обеспечения динамичного и эффективного развития экономики региона необходима разработка долгосрочной стратегии, в которой был бы представлен анализ влияния различных рисков на устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Центрального федерального округа в долгосрочном периоде. Что касается перспектив совершенствования финансовой стратегии в среднесрочном периоде, то они, по моему мнению, в первую очередь связаны с созданием целостной системы управления промышленным и инвестиционным потенциалом региона, которая была бы тесно связана с процессами стратегического и бюджетного планирования [2]. Кроме того, необходимо дальнейшее внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, удлинением горизонта стратегического планирования, обеспечение преемственности и предсказуемости бюджетной политики. Необходима также разработка и использование долгосрочных бюджетных прогнозов, которые включали бы в себя критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налогового и долгового бремени, оценки рисков для бюджетной системы субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа. Однако сложности, с которыми столкнулись региональные органы власти в ходе создания среднесрочных бюджетных документов, могут серьезно сказаться на качестве разработки бюджетных прогнозов. Это может привести к трансформации стратегического плана развития территории в оценочный проект, который не будет оказывать существенного влияния на процесс бюджетного планирования и не позволит субъектам РФ ориентироваться на достижение необходимых стратегических целей. Таким образом, текущая ситуация требует совершенствования практики составления финансовых планов и повышения качества среднесрочного бюджетного планирования, что, в свою очередь, станет основой для развития долгосрочного планирования и прогнозирования.

На развитие экономики и социальной сферы ЦФО в 2017 году использовано 3795,9 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что составило 98,7 % к уровню 2015 года (РФ - 99,1%). Объем инвестиций в ЦФО составляет 25,9 % всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составил 52,0 %, привлеченных средств - 48,0 %, в т.ч. 9,1 % - за счет средств федерального бюджета. Наибольший спад в привлечении инвестиций за анализируемый период отмечался в Калужской (на 18,2 %), Тамбовской (на 14,6 %), Ивановской (на 14,1 %), Рязанской (на 12,9 %) областях. По данным органов исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах ЦФО, на территории округа наибольшее количество инвестиционных проектов зарегистрировано в Липецкой (89), Белгородской (48), Калужской (45), Тамбовской (45), Московской (42) областях. Всего на территории округа реализовывалось 509 инвестиционных проектов.

Большинство проектов направлены на рост региональной экономики, модернизацию производственных мощностей предприятий реального сектора, формирование новых цепочек добавленной стоимости, совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры, включая логистическую составляющую. Отдельно следует выделить проекты, реализованные и реализуемые в отраслях агропромышленного комплекса, где за последние годы удалось качественно продвинуться по пути наращивания инвестиционного потенциала (в т.ч. в рамках реализации мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности) [4].

Во Владимирской области открыто новое фарм производство иммунобиологических препаратов в рамках проекта «Генериум-2» (объем инвестиций - 5 млрд руб.); запущен второй завод современных кормовых добавок компании «Де Хёс» (объем инвестиций - 0,35 млрд руб.); в сентябре 2016 г. открыт завод лекарственных препаратов американской компании «Abbott» (объем инвестиций - 7 млрд руб.); запущена первая производственная линия завода по производству автобусов на газомоторном топливе «Волгабас» (объем инвестиций - 2,2 млрд руб., количество рабочих мест - 749 человек).

В Воронежской области реализован проект «Создание производства высокопрочных прямошовных электросварных труб большого диаметра в Лискинском муниципальном районе Воронежской области»; ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Новомарковское» завершен проект «Строительство молочного комплекса на 3000 дойных коров с молодняком крупного рогатого скота в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области»; запущен проект «Организация предприятия по выпуску пищевой продукции в Рамон-ском муниципальном районе Воронежской области» - «Строительство кондитерской фабрики с размещением 26 технологических линий для выпуска 20 видов готовой продукции проектной мощностью 450 тонн в сутки» [1].

В Калужской области открыто производство ООО «Гален» - проект «Производство энергосберегающих оконных профилей из стеклопластиковых композитных материалов». Кроме того, запущены проекты АО «Рекаст» - проект «Открытие завода по производству упаковочных и тарных материалов» и ООО «Сибирский элемент - Рента-К» - проект «Строительство завода по производству газобетона и сухих смесей».

В Курской области ОАО «Михайловский ГОК» реализован проект «Строительство технологического комплекса и объектов инфраструктуры обжиговой машины № 3» (г. Железногорск); ООО «АгроПарк» запущен проект «Строительство тепличного комплекса с инженерными коммуникациями по выращиванию овощей» (Глушковский район) объемом инвестиций 1,96 млрд руб.; ООО «Агропромкомплектация - Курск» введены мощности по проекту «Строительство мясохладобойни (включая холодильную обработку и хранение мясной продукции)» (Железногорский район) общим объемом инвестиций 7,6 млрд руб. (количество созданных рабочих мест - 800).

В Липецкой области ООО «ГЕНБОРГ» на территории Усманского района реализован проект по созданию современного завода по производству взрывозащищенных электродвигателей (данный проект является одной из ключевых составляющих кластера станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ» и направлен заместить поставки импортного оборудования в станкостроительной, сталелитейной, нефтехимической и машиностроительной отраслях); мощность производства составляет до 2,5 тыс. единиц в год; сумма инвестиций - 1,5 млрд руб.

В Рязанской области ЗАО «Михайлов цемент» введены мощности по проекту «Высокотехнологичный автоматизированный комплекс по отгрузке и упаковке продукции» [5].

В Смоленской области ООО «Гагарин-Останкино» реализован проект «Строительство мясоперерабатывающего завода в г. Гагарине» (запущена вторая очередь проекта). ООО «ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН» запущен проект «Строительство завода МДФ» (3-й проект компании).

В Московской области завершен проект «Строительство производственного комплекса ООО «Компания Металл Профиль» (этап-1), открыто производство. Кроме того, реализован проект «Открытие завода по производству насосов»; введены в строй производственные мощности по проекту «Строительство фабрики по производству пищевых ингредиентов для хлебопекарной и кондитерской промышленности №2»; реализован проект «Строительство завода по производству вибропрессованной продукции «STEINGOT».

В Орловской области ЗАО «Санофи-Авентис Восток» состоялся запуск производства валидационных серий инсулина последнего поколения Туджео, который применяется при лечении сахарного диабета 1 и 2 типа у взрослых (начиная с 2011 года за время реализации инвестиционного проекта на территории Орловской области общий объем инвестиций ЗАО «Санофи-5.

Авентис Восток» составил более 1 млрд руб.; количество созданных рабочих мест - 200). В Тамбовской области ОАО «Токаревская птицефабрика» введены мощности по проекту «Комплекс по производству и переработке мяса птицы (бройлер) в Тамбовской области»; завершен проект «Строительство объекта «Комплекс Центра единоборств в г. Тамбове» - 1-я очередь

В Тверской области реализованы проекты «Строительство завода по производству OSB плит и модернизация домостроительного комбината», «Строительство 3-й очереди операционно-логистического комплекса Интернет-магазина OZON.ru», «Строительство животноводческого комплекса на 6000 голов КРС с комплексом по производству цельномолочной продукции».

В Тульской области завершен проект «Строительство птицеводческого комплекса «Воловский бройлер» (до 24 тыс. тонн мяса птицы в год)»; запущено производство в рамках реализации проекта «Расширение производственных линий на фабрике ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша». Строительство 2-й очереди фабрики по производству санитарно-гигиенических принадлежностей» [3].

Проведем детальное исследование инвестиционной привлекательности Воронежской области на основе методики, разработанной аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА», в соответствии с которой исследование основывается на двух самостоятельных характеристиках: инвестиционном потенциале и инвестиционном риске. На первом этапе проводится отбор показателей частных индикаторов инвестиционных потенциала и риска.

Таблица 2 - Отбор показателей инвестиционного потенциала Воронежской области (источник: составлено автором)

Частные индикаторы Показатели Значение (2018г.) Макс. значение среди регионов

Производственный потенциал Врп на душу населения 304314,2 руб. 2985310,6 руб.

Трудовой потенциал Население в трудоспособном возрасте по отношению ко всему населению региона 57,6 % 67,6 %

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 70,8 лет 76,35 лет

Потребительский потенциал Денежные доходы на душу населения в месяц 35540 руб. 75490 руб.

Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц 19327,9 руб. 44708 руб.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя 27,7 кв.м 29,4 кв.м

Продолжение таблицы 2

Инфраструктурный потенциал Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 397 км путей на 1000 кв.м 2645 кв. путей

Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1000 человек городского населения 988,2 шт. 1424 шт.

Финансовый потенциал Поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ 0,7 % 18,63 %

Институциональный потенциал Число малых предприятий по отношению к общему числу предприятий 47,36 % 74,5 %

Число индивидуальных предпринимателей по отношению к численности населения 3,5 % 4,1 %

Инновационный потенциал Количество организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые, организационные инновации 63 ед. 809 ед.

Объем инновационных товаров, работ, услуг 24742,4 млн руб. 589093,4 млн руб.

Природно-ресурсный потенциал Отношение площади территории региона к площади территории РФ 0,5% 36%

Наличие природных запасов минерально - сырьевых ресурсов 6857млн руб 356087 млн руб

Вторым этапом на основе весов частных индикаторов инвестиционного потенциала и риска проводится расчет по формулам, которые определены методикой, и для определения итоговой величины инвестиционной привлекательности Воронежской области строятся лепестковые диаграммы. Площадь полученной фигуры относится к площади фигуры при максимально возможных значениях всех составляющих элементов [2].

Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»). Управление иными процессами (рисками, качеством, мотивацией, компетенциями и пр.) требует дальнейшего развития СУП во времени исключительно имитационный характер, поскольку необходимые требования к компонентам СУП публично не подтверждены, как и имеющиеся на этот счёт иные мнения.

Таким образом, анализируя статистические данные и данные построенных диаграмм, можно утверждать, что Воронежская область - развивающийся регион, имеющий средний потенциал для привлечения инвестиционных средств. Однако, уровень активности инвесторов в области ниже, чем в ведущих регионах России, а сконцентрированные в регионе ресурсы, способны привлечь большие объемы инвестиций. В результате исследования по проблеме оценки и повышения инвестиционной привлекательности ЦФО сделаны следующие выводы. В теоретической области исследования. Уточнены понятия экономических категорий «инвестиционный климат», «инвестиционная привлекательность». Под инвестиционным климатом понимается сложившееся за некий отрезок времени состояние, определяющее инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность, проявляющуюся через интенсивность и эффективность инвестиционных вложений. Каждая из составляющих инвестиционной привлекательности региона формируется группой факторов, принципиально отличающихся друг от друга направлением воздействия на инвестиционную активность региона. Характер взаимосвязей между составляющими инвестиционной привлекательности региона, по нашему мнению, следующий: чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже риск инвестиционной деятельности, тем выше его инвестиционная привлекательность и, инвестиционная активность. Изучены методики оценки инвестиционного климата. Инвестор принимает решение об осуществлении инвестиционной деятельности, в основном исходя из присвоенного региону рейтинга. В данный момент это самый распространенный способ принятия решения. Инвестиционная привлекательность региона определяется совокупным воздействием множества факторов, различно влияющих на инвестиционную активность в регионе. В практической области исследования. При анализе инвестиционного климата учитываются как инвестиционные ресурсы и риски, так и результаты работы органов власти по поддержке предпринимателей и малого бизнеса в регионах. По результатам сравнительного анализа инвестиционной привлекательности ЦФО можно отнести к среднему уровню инвестиционной привлекательности. ЦФО имеет высокий потенциал в сфере туризма и потребления, трудовых ресурсов, а также имеет перспективу к развитию регуляторной среды и институтов бизнеса. В качестве рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной деятельности в регионе были определены следующие направления: плановая работа с инвестиционными рисками (управленческие, социальные и экологические); работа, направленная на

улучшение потенциала: улучшение инфраструктурного и природно-ресурсного (увеличение числа с/х угодий). В перспективе, снижение уровня рисков сделает регион более привлекательным для инвесторов и, как следствие, вызовет приток новых инвестиций. Выполнение намеченных мер по улучшению потенциалов позволит повысить инфраструктурную обеспеченность региона, что приведет к повышению рангов инвестиционных потенциалов. Улучшение данных условий породит интерес к региону у новых потенциальных инвесторов. В целом, комплексное проведение предложенных мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности в регионе позволит сохранить текущие темпы притока инвестиций в регион, а при благоприятной внешней обстановке в перспективе будет достигнут рост этого показателя, что обязательно найдет свое отражение на экономике региона и, как следствие, на уровне жизни в нем.

Источники

1. Зубаревич, Н.В.География инвестиций в России в период кризиса: приоритеты бизнеса и государства [Текст] / Н. В. Зубаревич//Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры : кол. монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экой, ун-та. -2017

2. Тедеева, Р. А. Проблемы и перспективы развития регионов- рецепиентов [Текст] / Р. А. Тедеева, И. М. Лукша, А. Н. Ковалев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018.

3. Рынок инвестиций России 2018 в году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://center-yf.ru/data/economy/ rynok-investiciy-rossii-2018-v-godu.php.

4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа :http://economy.gov.ru/minec/main.

5. Где выпал финансовый дождь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rg.ru/2018/03/12/kakie-regiony-poluchili-bolshe-vsego- investicij-v-2017 godu.html.

References

1. Zubarevich, N. V. Geography of investments in Russia during the crisis: priorities of business and the state [Text] / N. V. Zubarevich//Regional economy: challenges, priorities, strategic guidelines: Col. monograph. - - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Ecoi, Un-ta. -2017

2. Tedeeva, R. A. Problems and prospects of development of recipient regions [ Text] / R. A. Tedeeva, I. M. Luksha, A. N. Kovalev / / Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2018.

3. Russian investment Market 2018 in the year [Electronic resource]. - Access mode : http://center-yf.ru/data/economy/ rynok-investiciy-rossii-2018-v-godu.php

4. The strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025 [Electronic resource]. - - Access mode :http://economy.gov.ru/minec/main.

5. Where the financial rain fell [Electronic resource]. - Access mode : https://rg.ru/2018/03/12/kakie-regiony-poluchili-bolshe-vsego-investicij-v-2017 godu.html.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11045

Н.Ф. Дианова - канд. культурологии, доцент кафедры педагогики и межкультурных коммуникаций, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, [email protected],

N.F. Dianova - cand. Cultural Sciences, Associate Professor, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT, Department of Pedagogy and Intercultural Communication Institute of Economics, management and social communications;

А.Ю. Григорьев - студент 4-го курса, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, [email protected],

A.Yu. Grigoriev - 4th year student, NAS CHOU VO Academy of Marketing and Social and Informatio Technologies-IMSIT.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ECONOMIC PROBLEMS AND SOCIO-CULTURAL VALUES AT THE PRESENT STAGE

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы экономического характера и социокультурные ценности в настоящий момент. Этот вопрос является достаточно актуальным в современном мире, так как зачастую в современном мире утрачиваются социокультурные ценности, что негативно влияет как на всё общество в целом, так и на всю страну, затрагивая разные отрасли жизнедеятельности. Изучается так же историческая часть формирования и зарождения социокультурных ценностей, приводятся статистические данные, касающиеся молодёжной безработицы в сельской местности, что напрямую влияет на экономику. Рассматривается вопрос о возникновении данной проблемы в целом и пути её решения. В статье так же изучается понятие и виды социокультурных ценностей, поднимается вопрос о взаимосвязи данных ценностей с экономическими проблемами.

Abstract. This article examines the problems of economic nature and socio-cultural values at the present moment. This issue is quite relevant in the modern world, as often in the modern world socio-cultural values are lost, which negatively affects both the whole society as a whole and the whole country, affecting different sectors of life. The author also studies the historical part of the formation and origin of socio-cultural values, provides statistics on youth unemployment in rural areas, which directly affects the economy. The question of the occurrence of this problem in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.