РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL AND MUNICIPAL ECONOMY
УДК. 332.143
DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3 -383-390
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
В МАКРОРЕГИОНЫ
SPATIAL EFFECTS OF THE UNIFICATION OF THE TERRITORIES IN THE REGIONS
М.В. Владыка, Е.И. Горбунова, Ф.М. Ермаченко M.V. Vladyka, E.I. Gorbunova, F.M. Ermachenko
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85 Pobedy St, Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация
В данной статье рассмотрены предпосылки создания макрорегионов Российской Федерации согласно Стратегии пространственного развития страны до 2025 года (Центрального, ЦентральноЧерноземного, Северо-Западного, Северного, Южного, Северо-Кавказского, Волго-Камского, Волго-Уральского, Уральско-Сибирского, Южно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Дальневосточного). Проведен краткий анализ ключевых показателей развития областей Центрально-Черноземного макрорегиона (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской) за последние несколько лет: валовый региональный продукт, численность населения, средняя заработная плата, а также их среднее значение. Выделена отраслевая специализация по Белгородской области. Согласно проведенному анализу в статье объединение регионов в один макрорегион положительным образом влияет на изменение валового регионального продукта и средних заработных плат и численности населения. Стратегия должна учитываться при разработке и реализации государственных программ, направленных на развитие макрорегионов и субъектов России.
Abstract
This article discusses the prerequisites for the creation of macro-regions of the Russian Federation according to the Strategy of spatial development of the country until 2025 (Central, Central black earth, North-West, North, South, North Caucasus, Volga-Kama, Volga-Ural, Ural-Siberian, South Siberian, Angara-Yenisei, far East). A brief analysis of the key indicators of development of the regions of the Central black earth macroregion (Belgorod region, Voronezh region, Kursk region, Lipetsk region, Tambov region) over the past few years: gross regional product, population, average wages, and their average value. The branch specialization in the Belgorod region is allocated. According to the analysis carried out in the article, the unification of regions into one macroregion has a positive effect on the change in the gross regional product and average wages and population. The strategy should be taken into account in the development and implementation of state programs aimed at the development of macro-regions and subjects of Russia.
Ключевые слова: экономика, регион, валовой региональный продукт, стратегия пространственного развития страны, пространственные эффекты.
Keywords: economy, region, points of growth, gross regional product, import, export, strategy of spatial development of the country, spatial effect.
Введение
Согласно принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. Стратегии пространственного развития страны до 2025 года Россия делится на 12 макрорегионов по ряду общих признаков: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный [Распоряжение Правительства..., 2019].
Одной из ключевых целей принятого документа является сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни. Д. Медведев отметил, что вместе с паспортами национальных проектов Стратегия станет основой для решений по развитию субъектов Федерации и более детальной проработки комплексного плана модернизации и расширения инфраструктуры [Российский инвестиционный форум., 2019].
В условиях современной экономической нестабильности регионы находятся в изначально разных уровнях и масштабах природного, производственного, финансово-экономического и инфраструктурного развития. Происходит неравномерное распределение государственной поддержки и адресных мер помощи сложным территориям, нередко совпадают производственно-экономические функционалы и как следствие неэффективное распределение (распыление) финансовых средств.
Центрально-черноземный макрорегион - наиболее развитый и густонаселённый субъект территориального деления России. Он занимает центральное положение, граничит с высокоразвитым Центральным районом, богатым топливно-энергетическим Поволжьем, Европейским Югом, а также с Украиной. В него входит 5 областей - Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.
Следует отметить, что объединение в макрорегионы позволит не дублировать проекты, которые могут противоречить друг другу в соседних регионах (отрасли, финансирование, инфраструктура и др.). Как отмечают практически все специалисты ведущих министерств, это позволит сделать меры государственной поддержки более адресными и эффективными, но при этом исключить их дублирование, чтобы, например, не строить в соседних областях одинаковые заводы и мощности, создавая искусственную и ничем не оправданную конкуренцию.
Основные результаты исследования
Аналитический экскурс в экономическую историю свидетельствует о развитии Стратегии социально-экономического развития федеральных округов, которая имеет большое значение в вопросах бюджетирования и планирования. Так как Стратегия-2020 (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года) только отчасти определяет направления развития территорий Российской Федерации, но не обозначила территориальные приоритеты сфер промышленности. С 2006 года данную функцию выполняли стратегии федеральных округов. В этот период они были новым типом документов стратпла-нирования. К их разработке Минрегион РФ приступил, начиная со Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.
Стратегии предназначены были определять преимущества конкурентов и перспективные социально-экономические специализации каждого субъекта Российской Федерации, который входит в структуру федерального округа, целевые характеристики социально-экономического развития макрорегиона на плановый период, стратегические приоритеты и направления развития объектов федеральной, производственной и социальной инфраструктуры, которые оказывают определенное влияние на развитие округа и его регионов. Кроме того, они включали в себя меры по обеспечению сбалансированного развития субъектов России, в частности меры по опережающему развитию депрессивных территорий [Стратегии макрорегионов., 2019].
Показатели табл. 1 свидетельствуют, что валовый региональный продукт имел положительную динамику во всех областях Центрально-Черноземного макрорегиона. Наибольшего значения достигает в Воронежской области - 904,6 млрд руб. Такой высокий показатель связан с высоким уровнем развития базовых отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение). Также область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом. В 2019 г. планируется повышение ВРП в Воронежской области более, чем 1 трлн руб. согласно стратегии. Реализация стратегии должна привести к повышению качества жизни населения, опережающему росту наукоемкого производства. Помимо этого, регион должен стать агропромышленным центром. В новой стратегии обозначено 44 индикатора развития региона. К 2024 г. продолжительность жизни населения должна вырасти до 80 лет, уровень бедности - снизиться в 2,3 раза. Предполагается, что доходы населения к этому времени вырастут с 32 тыс. руб. до 49 тыс. руб.
Таблица 1 Table 1
Динамика ключевых показателей Центрально-Черноземного макрорегиона за 2015-2017 гг.
Dynamics of the key indicators of the Russia Central macroregion for the period of 2015-2017
№ п/ п Область ВРП, млрд руб. Население, тыс. чел. Средняя заработная плата, руб.
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
1. Белгородская область 693,4 729,1 785,6 1550,1 1552,9 1549,9 25456 27091 29066
2. Воронежская область 806 841,4 904,6 2333,5 2335,4 2333,8 24906 26335 28007
3. Курская область 335,3 369 376 1120 1122,9 1115,2 23921 25327 27274
4. Липецкая область 449 470,2 500,3 1156,1 1156,2 1150,2 24524 26214 28455
5. Тамбовская область 344,9 311,4 365,8 1050,3 1040,3 1033,6 21725 22795 24253
6. Всего 2628,6 2721,1 2932,3 7210 7207,7 7182,7 120532 127762 137055
Источник: составлено авторами по материалам [Россия в цифрах..., 2018].
Кроме того, в планах - модернизация структуры экономики, развитие научных, образовательных сфер, малого и среднего предпринимательства. Среднегодовой объем промышленного производства должен достичь 5 %, сельского - 2 %. Экспорт должен вырасти в 1,6 раза к 2024 г. и в 2,3 - к 2035 г. Регион планирует добиться инвестиционного лидерства за счет создания особой экономической зоны, зон опережающего экономического развития, индустриальных парков. Планируется появление новых технопарков. Доля инновационной активности организаций к 2024 г. должна увеличиться до 13 %. Также в приоритете - создание кластеров, к примеру, молочного и мясного. К 2035 г. за счет снижения смертности, роста продолжительности жизни и повышения рождаемости должна произойти стабилизация численности населения [ВРП Воронежской области..., 2019].
Согласно данным табл. 2, Белгородская область находится на втором месте в рейтинге объема валового регионального продукта после Воронежского региона - 785,6 млрд руб. Данная область входит в число динамично развивающихся регионов Российской Федерации. На рынке области активно развивается промышленное и сельскохозяйственное производство, сохраняется стабильная ситуация на рынке труда. Белгородская область является одним из успешно развивающихся индустриальных и сельскохозяйственных регионов России и на протяжении ряда лет входит в число регионов-лидеров по основным показателям экономического
развития и инвестиционной привлекательности. Экономика региона опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы. В регионе добывается треть всей российской руды, производится сталь и прокат лучших марок [Вклад Белгородской области., 2019].
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Указ Президента РФ., 2012] Правительство Белгородской области проводит работу по развитию новых перспективных направлений, созданию конкурентоспособных высокотехнологичных и наукоемких производств, высокопроизводительных рабочих мест, повышению производительности труда [Олег Абрамов., 2019].
Таблица 2 Table 2
Среднее значение ключевых показателей Центрально-Черноземного макрорегиона за 2015-2017 гг.
The average value of key indicators of the Central black earth macroregion for 2015-2017
№ п/п Область ВРП, млрд руб. Население, тыс. чел. Средняя заработная плата, руб.
1. Белгородская область 736 1551 27204,3
2. Воронежская область 850,7 2334,2 26416
3. Курская область 360,1 1119,4 25507,3
4. Липецкая область 473,2 1154,2 26397,7
5. Тамбовская область 340,7 1041,4 22924,3
Источник: составлено авторами по материалам [Россия в цифрах., 2018].
Наименьшего значения валовый региональный продукт достиг в Тамбовской области -365,8 млрд руб. Главной причиной стало недостаточное использование инновационного потенциала, так как доля малых предприятий в общем объеме производства промышленной продукции низкая - 11, в то время как в Белгородской области этот показатель составляет 23,3 [Россия в цифрах., 2018]. Однако в области возможны предпосылки для наращивания инновационного потенциала, заложена организационно-правовая платформа развития научно-технической и инновационной деятельности [Распоряжение Правительства., 2019].
В 2017 году во всех областях Центрально-Черноземного макрорегиона наблюдается снижение численности населения: в Белгородской области - на 0,2 %, в Воронежской - на 0,1 %, в Курской - на 0,7 %, в Липецкой - на 0,5 %, в Тамбовской - на 0,6 %. На данный показатель влияют, прежде всего, демоэкономические факторы, связанные с общим снижением рождаемости и детности в индустриальных и постиндустриальных странах, вследствие изменения структуры занятости и демографической мотивации независимо от качества жизни.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за последние три года постоянно увеличивалась. Максимальное значение в 2017 году наблюдается в Белгородской области и составляет 29066 руб., минимальное - в Тамбовской области - 24253 руб. Как сказал глава региона Савченко Е.С., «рост зарплаты выгоден для бюджета с точки зрения роста НДФЛ как минимум на 2 млрд руб. Эти средства можно было бы направить на повышение заработной платы сотрудников социальной сферы» [Средняя зарплата., 2019].
Средняя величина - это обобщающая характеристика множества индивидуальных значений некоторого количественного признака. В данном случае в качестве таких признаков рассматриваются валовый региональный продукт, население, средняя заработная плата. На основании приведенных данных можно сделать вывод, что наибольшие значения ВРП, численность населения и объем средней заработной платы достигаются в Воронежской области -850,7 млрд руб., 2334,2 тыс. чел., 26416 руб., соответственно, и в Белгородской области - 736 млрд руб., 1551 тыс. чел., 27204,3 руб., соответственно. Специализация данных регионов
направлена на металлургическую, машиностроительную, химическую, пищевую промышленности и на производство некоторых видов строительных материалов и сельскохозяйственной продукции. Также здесь выращивают зерновые культуры, подсолнечник, сахарную свеклу, картофель, овощные культуры для экспорта в зарубежные страны, что благоприятно влияет на рост экономики всего Центрально-Черноземного макрорегиона [Vaganova at al., 2016].
ВРП в Курской, Липецкой и Тамбовской областях меньше почти в два раза, численность населения меньше примерно на 500 тыс. чел. по сравнению с Белгородской областью, а среднее значение заработной платы почти не отличается. Такой разрыв показателей связан с неблагоприятным географическим положением, отсутствием приграничных территорий, загрязненным климатом и, как следствие, непривлекательностью регионов для инвесторов.
По Стратегии пространственного развития [Распоряжение Правительства., 2019] для Белгородской области определена 21 отрасль перспективной специализации. В их число входят добывающая промышленность, металлургия, растениеводство и животноводство, производство лекарств, металлоизделий, пищевых продуктов и напитков.
Также в приоритетный список включены производство транспорта и прицепов, бумаги, полиграфии, резины и пластмасс, одежды, химических веществ, электрооборудования и компьютеров, минеральной продукции. Попали в спектр специализации туризм, IT и научно-техническое направление.
Таблица 3 Table 3
Сгруппированный перечень отраслей перспективной специализации Белгородской области Grouped list branches of perspective specialization of Belgorod region
№ Отрасли перспективной специализации
1. Добывающая промышленность
2. Металлургическая промышленность
3. Строительная промышленность
4. Агропромышленное хозяйство
5. Производство металлоизделий
6. Производство минеральной продукции
7. Производство пищевых продуктов
8. Производство резины
9. Производство пластмасс
10. Производство химических веществ
11. Производство лекарств
12. Фармацевтические препараты
13. Производство транспорта и прицепов
14. Электрооборудование
15. Компьютеры и комплектующие
16. Напитки
17. Растениеводство
18. Животноводство
19. Одежда
20. Туризм
21. Научно-технические направления отраслей специализации
Источник: составлено авторами по материалам [Распоряжение Правительства.. .,2019].
Главную роль в развитии производительных сил играет черная металлургия. Здесь расположен Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат. Машиностроение развивается в области обеспечения нужд территориально-
производственного комплекса Курской магнитной аномалии, которая ориентирована на добычу железа. Также в области активно развивается производство горнорудного оборудования, ремонта техники, эффективны энергетическое машиностроение (котлостроение), производство автотракторного электрооборудования. Расширяется цементная промышленность на базе собственных ресурсов. Происходит процесс возобновления роста пищевой промышленности. В сельском хозяйстве область специализируется на выращивании сахарной свеклы, подсолнечника, зерна, производстве мяса [Владыка, Рашина, 2019].
В настоящее время валовой региональный продукт как показатель уровня развития региона приобретает огромное значение, так как является базовым для расчета большого количества индикаторов по развитию территорий и является важнейшим для количественной и качественной характеристики экономики. Он позволяет оценить масштабы и эффективность развития экономики, а также дать прогноз по темпам роста, что позволит, в свою очередь, формировать и своевременно корректировать государственную политику в целом и социально-экономическое развитие территорий в частности.
Рис. 1. Динамика валового регионального продукта в текущих основных ценах Белгородской области за 2015-2017 гг., млрд руб. [Россия в цифрах., 2018] Fig. 1. Dynamics of gross regional product in the current basic prices of the Belgorod region
for 2015-2017, billion rubles
Согласно представленным данным валовой региональный продукт Белгородской области за последние три года постоянно растет: с 2015 года по 2017 год вырос на 81,6 млрд руб. (11,8 %). Причинами такого увеличения стали сосредоточение на добыче железной руды и стали (г. Старый Оскол), производстве синтетических волокон (г. Шебекино). Наиболее развитыми отраслями промышленности г. Белгорода являются горнодобывающая промышленность, развитие агропромышленного комплекса, металлургия, производство строительных материалов, машиностроение, пищевая промышленность.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о важной функции стратегии макрорегиона в целях обеспечения его единства и влияния на пространственные эффекты, что составляет базовую основу и фактор сбалансированности развития производительных сил и производственных отношений сопредельных территорий. Это и определяет Стратегия пространственного развития России до 2025 года. Поэтому ее главное назначение заключается в определении комплексной пропорциональности между отраслями различных территорий страны не по принципам границ субъектов, а по принципам соответствия, целесообразности и оптимальности пространственной экономики в направлениях стратегического планирования и распределения производственных и денежных ресурсов между территориями.
Подводя итог, следует отметить, что при реализации Стратегии пространственного развития будет наблюдаться рост совокупных социально-экономических эффектов, в частности, валового регионального продукта и объема средней заработной платы. Стратегия стремится к увеличению общего размера налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, реальных денежных доходов населения, региональных потребительских рынков, территориальных рынков жилья, использования рентных ресурсов и роста промышленности. Вместе с тем Стратегия направлена на оптимальное перераспределение инфраструктурных инвестиций и, в конечном счете, на подъем пространственных эффектов в макрорегионах.
Список литературы
1. Вклад Белгородской области в экономику России. URL: http://belgorodinvest. com/ru/about/economic-performances (дата обращения: 14 апреля 2019).
2. Владыка М.В., Рашина Е.Л., 2019. Новейший зарубежный опыт и перспективы дальнейшего применения стратегии полюсов роста. Актуальные проблемы и тенденции регионального развития. Белгород. 2019: 6-20.
3. ВРП Воронежской области превысит 1 трлн рублей в 2019 году. URL: https://riavrn.ru/news/vrp-voronezhskoy-oblasti-prevysit-1-trln-rubley-v-2019-godu (дата обращения: 14 апреля 2019).
4. Глаголев С.Н. и Ваганова О.В. 2013. Финансовый механизм для обеспечения инновационного процесса. World Applied Sciences Journal, 25 (12): 1729-1734.
5. Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А., Табурчак П.П. и др. 2013. Стратегический менеджмент: теория, методология, практика. Под ред. Ю.А. Дорошенко. Белгород: Изд-во БГТУ, 166 с.
6. Гранберг А.Г. 2004. Основы региональной экономики. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 495.
7. Олег Абрамов, вице-губернатор Белгородской области: «Белгородская область более 20 лет входит в десятку регионов страны в рейтинге инвестиционной привлекательности территорий». URL: http://www.eizh.ru/articles/regionalnaya-vlast/oleg-abramov-vitse-gubernator-belgorodskoy-oblasti-belgorodskaya-oblast-bolee-20-let-vkhodit-v-desya (дата обращения: 14 апреля 2019).
8. Правительство РФ, 2019. Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года. Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р. М., 2019, 116.
9. Президент РФ, 2012. О долгосрочной государственной экономической политике. Указ от 07 мая 2012 года № 596. М., 2012, 5.
10. Российский инвестиционный форум «Сочи-2019». URL: http://government.ru/news/35726 (дата обращения: 14 апреля 2019).
11. Россия в цифрах 2018. 2018. M., Росстат, 525.
12. Средняя зарплата в Белгородском регионе в 2018 году составила 31 570 рублей. URL: https://www.bel.kp.ru/online/news/3277566/ (дата обращения: 14 апреля 2019).
13. Averin G.V., Zviagintseva A.V., Konstantinov I.S., Shvetsova A.A. Method and Criteria for Assessing the Sustainable Development. Journal of reviews on global economics, 1: 106-112.
14. Lopina E.M., Kornilov A.G., Bondareva Ya.Y., Kalugin V.A. Factor Assessment of the Aesthetic and Consumer Parameters of Regions. Journal of reviews on global economics, 1: 77-81.
15. Udovenko I.V., Mamatov A.V., Ivashchuk O.A., Putivzeva N.P., Uzharinskiy A.J. Information Support Control by Human Resources Construction Cluster Region. Journal of reviews on global economics, 1: 82-87.
16.Vaganova O.V., Vladyka M.V., Balabanova T.V., Kucheryavenko S.A., Galtsev A.V., 2016. Management of Innovative Process in the Economy at the Regional Level. International Business Management, 10 (16): 3443-3448.
References
1. Vklad Belgorodskoy oblasti v ekonomiku Rossii [Belgorod Region Development Corporation]. Available at: http://belgorodinvest.com/ru/about/ economic-performances (accessed 14 April 2019).
2. Vladyka M.V., Rashina E.L., 2019. The latest foreign experience and prospects for further application of the growth poles strategy. Actual problems and trends of regional development. Belgorod. 2019: 6-20. (in Russian)
3. VRP Voronezhskoy oblasti prevysit 1 trln rubley v 2019 godu [RIA "Voronezh]. Available at: https://riavrn.ru/news/vrp-voronezhskoy-oblasti-prevysit-1-trln-rubley-v-2019-godu (accessed 14 April 2019).
4. Glagolev, S.N. and Vaganova, O.V. 2013. The Financial Mechanism to Ensure the Innovation Process. World Applied Sciences Journal, 25 (12): 1729-1734.
5. Glagolev S.N., Doroshenko Yu.A., Taburchak P.P. et al. 2013. Strategic management: theory, methodology, practice. Ed. Yu. A. Doroshenko. Belgorod: Publishing House of BSTU, 166 p. (in Russian)
6. Granberg A.G. 2004. Osnovy regional'noy ekonomiki [The foundations of the regional economy]. Moscow, Izd. dom GU VShE, 495.
7. Oleg Abramov, vitse-gubernator Belgorodskoy oblasti: «Belgorodskaya oblast' bolee 20 let vkhodit v desyatku regionov strany v reytinge investitsionnoy privlekatel'nosti territoriy» [http://www.eizh.ru/arti-cles/regionalnaya-vlast/oleg-abramov-vitse-gubernator-belgorodskoy-oblasti-belgoro dskaya-oblast-bolee-20-let-vkhodit-v-desya/regional authority]. Available at: http://www.eizh.ru/articles/regionalnaya-vlast/oleg-abramov-vitse-gubernator-belgorodskoy-oblasti-belgorod skaya-oblast-bolee-20-let-vkhodit-v-desya (accessed 14 April 2019).
8. The Russian Government., 2019. Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya do 2025 goda. Directive from 13 February, 2019 № 207-p. [Order of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 № 207-p On Approval of the Strategy of Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2025]. Moscow, 2019, 116.
9. The Russian President, 2012. O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike. Directive from 07 May, 2012 № 596. [Order of the Russian President of the Russian Federation of May 07, 2012 № 596 On long-term state economic policy]. Moscow, 2012, 5.
10. Rossiyskiy investitsionnyy forum «Sochi-2019» [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72074066/]. Available at: http://government.ru/news/35726 (accessed 14 April 2019).
11. Russia in numbers 2018 [Moscow]. 2018: Moscow, Rosstat, 525.
12. Srednyaya zarplata v Belgorodskom regione v 2018 godu sostavila 31 570 rubley [Plenary session "Success factors: ideas, personnel, competencies"]. Available at: https://www.bel.kp.ru/online/ news/3277566 (accessed 14 April 2019).
13. Averin G.V., Zviagintseva A.V., Konstantinov I.S., Shvetsova A.A. Method and Criteria for Assessing the Sustainable Development. Journal of reviews on global economics, 1: 106-112.
14. Lopina E.M., Kornilov A.G., Bondareva Ya.Y., Kalugin V.A. Factor Assessment of the Aesthetic and Consumer Parameters of Regions. Journal of reviews on global economics, 1: 77-81.
15. Udovenko I.V., Mamatov A.V., Ivashchuk O.A., Putivzeva N.P., Uzharinskiy A.J. Information Support Control by Human Resources Construction Cluster Region. Journal of reviews on global economics, 1: 82-87.
16.Vaganova O.V., Vladyka M.V., Balabanova T.V., Kucheryavenko S.A., Galtsev A.V., 2016. Management of Innovative Process in the Economy at the Regional Level. International Business Management, 10 (16): 3443-3448.
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Владыка М.В., Горбунова Е.И., Ермаченко Ф.М. 2019. Пространственные эффекты объединения территорий в макрорегионы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (3): 383-390. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3383-390.
Vladyka M.V., Gorbunova E.I., Ermachenko F.M. 2019. Spatial effects of the unification of the territories in the regions. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (3): 383-390 (in Russian). DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-3-383-390.