Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВЛАСТЬ И БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурдули Владимир Емзариевич

В статье рассматривается состояние и тенденции эффективного взаимодействия власти и бизнеса в региональном аспекте, перспективы развития социальной сферы в целом и социального предпринимательства в Смоленской обл. Автор показывает, что властные структуры Смоленской обл. ориентированы на дальнейшее совершенствование и развитие социально ориентированных региональных программ. Это является необходимой мерой для сохранения и усиления положительной динамики роста, а также для устранения рисков и негативных тенденций, связанных с пандемией коронавирусной инфекции в 2020-2021 гг., и текущей ситуацией санкционной политики Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бурдули Владимир Емзариевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF EFFECTIVE INTERACTION OF GOVERNMENT AND BUSINESS IN THE SOCIAL SPHERE OF THE SMOLENSK REGION

The article discusses the state and trends of effective interactions between government and business in the regional aspect, the prospects for the development of the social sphere in general and social entrepreneurship in the Smolensk Region. The author shows that the power structures of the Smolensk Region are focused on further improvement and development of socially oriented regional programs. This is a necessary measure to maintain and strengthen the growth dynamics, as well as to eliminate the risks and negative trends associated with the coronavirus pandemic in 2020-2021, as well as with the current situation of the western sanctions policy.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

the manifestations of pan-Turkism in the Bashkir nationalist organizations under consideration sporadically concern mainly elements of attributes and have an imitative character of a cargo cult. Keywords: pan-Turkism, nationalism, cargo cult, imitation, Union of Bashkir Youth

БУРДУЛИ Владимир Емзариевич — аспирант 3-го года обучения Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49); депутат Смоленского городского совета VI созыва (214000, Россия, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2)

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматривается состояние и тенденции эффективного взаимодействия власти и бизнеса в региональном аспекте, перспективы развития социальной сферы в целом и социального предпринимательства в Смоленской обл. Автор показывает, что властные структуры Смоленской обл. ориентированы на дальнейшее совершенствование и развитие социально ориентированных региональных программ. Это является необходимой мерой для сохранения и усиления положительной динамики роста, а также для устранения рисков и негативных тенденций, связанных с пандемией коронавирусной инфекции в 2020-2021 гг. и текущей ситуацией санкционной политики Запада. Ключевые слова: Смоленская область, региональная политика, власть и бизнес, социальная сфера

Государственная региональная политика направлена на социально-экономическое развитие регионов, обеспечение социальных гарантий населению, развитие хозяйства и производственных мощностей в контексте территориального деления и экономической спецификации, развитие кооперации на внутреннем и внешнем рынках, повышение качества жизни и укрепление здоровья населения, обеспечение безопасности, культурное развитие и т.д. При этом социальная политика должна наиболее полно охватывать уязвимые слои населения. В качестве методов регулирования региональной политики могут использоваться прямые и косвенные методы [Самаруха, Даваасурэн 2014].

Таким образом, региональная политика - это система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам [Андреев, Борисова, Плучевская 2009: 66].

К инструментам региональной социальной экономической политики в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном плане относятся:

- региональное прогнозирование (прогнозы социально-экономического развития в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном аспекте);

- региональное программирование (стратегии и программы социально-экономического развития и иные проекты и программы);

- индикативное планирование (индикативные планы социально-экономического развития).

Большое значение для Смоленской обл. имеют такие документы, как

Инвестиционная стратегия Смоленской области до 2025 года; План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на период до 2030 года; Стратегия социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года; Концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.

Наряду с государственными и региональными программами и законодательными актами, в 2022 г. в Смоленской обл., как и в других регионах РФ, применяются следующие меры поддержки малого и среднего бизнеса со стороны властных структур (включая поддержку микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых):

- грантовая поддержка молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет (в среднем от 100 до 500 тыс. руб.);

- антикризисные программы льготного кредитования по ставке 11% сроком до 3 лет и размером от 3 млн руб. (для самозанятых - до 500 тыс.);

- продвижение МСП в соцсети ВКонтакте и получение дополнительных бонусов на развитие бизнеса (если они уже там зарегистрированы);

- реструктуризация кредитов с плавающей процентной ставкой;

- мораторий на возбуждение дел о банкротстве (до 1 октября 2022 г.);

- мораторий на проверки предприятий и предпринимателей до конца 2022 г.;

- предоставление консультаций по поддержке бизнеса по горячим линиям;

- развитие центров занятости населения со стороны региональных властей;

- другое.

В рамках мер поддержки предусматривается и расширение доступа к социальным контрактам до 250 тыс. руб. Социальные контракты нацелены на помощь гражданам в поиске работы, в переобучении или открытии собственного дела. Данный контракт носит целевой характер и действует до 1 года.

Также власти оказывают поддержку предпринимательству в ряде отраслей. Для Смоленской обл. представляет интерес грантовая поддержка туристической отрасли в виде межбюджетных трансферов, грантовая поддержка общественных инициатив в сфере туризма - на создание уникальных туристических маршрутов, обустройство пляжей и многое другое, а также приобретение оборудования. Одним из условий выступает вложение предпринимателями в проект не менее 30% собственных средств.

Осуществляется поддержка МСП /Т-отрасли, которым обнулили налог на прибыль в 2022-2024 гг., и предоставление им льготных кредитов под 3%. Обширный комплекс мер направлен также на поддержку сельского хозяйства, что крайне важно для Смоленского региона, на налоговые послабления в сфере НДС для ряда других отраслей.

В этом властям крайне важна активная позиция представителей бизнеса. К примеру, в области был принят региональный закон о «налоговых каникулах», согласно которому проводилось освобождение от налогов сроком до 2 лет для тех индивидуальных предпринимателей, которые регистрировали свою деятельность на территории Смоленской обл. с 1 января 2017 г.

Также вводятся такие меры поддержки, как льготное кредитование бизнеса при поддержке Корпорации малого и среднего предпринимательства. Это касается в первую очередь приоритетных отраслей; для проектов в сумме от 10 млн руб. по ставкам для МСП - 10,6% годовых, для среднего бизнеса - 9,6% годовых. Следует отметить, что порог для кредита благодаря усилиям региональных властей был снижен с 50 млн руб. до 10 млн руб.

Существенной и уникальной для России мерой поддержки малого и среднего бизнеса со стороны региональных властей выступают и меры субсидирования

в части возмещения доли затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства. При этом 50% затрат должны понести МСП, и не более 4 млн руб. Также в Смоленской обл. силами властных структур был разработан типовой Административный регламент по выдаче разрешений на строительство, в т.ч. в электронном виде либо в офисах многофункционального центра.

Данные меры необходимы не только туристической отрасли, но и другим отраслям в связи с отрицательным эффектом влияния пандемии коронавирус-ной инфекции в 2020-2021 гг., а также многократным увеличением экономических санкций со стороны Запада в 2022 г.

Следует особо подчеркнуть, что одним из важнейших субъектов социальной политики региона становится бизнес-сообщество. Развитие социально ответственного бизнеса положительно сказывается на рейтинге региона и качестве жизни населения.

В этой связи необходимо повышать ответственность перед персоналом компаний, повышать эффективность и прозрачность взаимодействия акционеров и топ-менеджмента, развивать систему экологического мониторинга и внедрять наилучшие доступные технологии в сфере охраны окружающей среды и в целом участвовать в развитии региона, в развитии программ, имеющих социальную направленность.

За последние несколько лет Смоленская обл. регулярно проводит форумы для предпринимательского сообщества. Так, еще в 2016 г. на форуме «Развитие инвестиционного и делового климата в Смоленской области: анализ ситуации, поиск возможностей и "точек роста"» было подчеркнуто, что в Смоленской обл. зарегистрированы около 50 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Более того, по данным областного УФНС, число предприятий ежегодно увеличивалось на 10%1.

В Смоленской обл. также есть яркие примеры эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Одним из ярких примеров такого взаимодействия явилось открытие в 2016 г. в Смоленской обл. школы-интерната для одаренных детей «Феникс». Школа открылась в Новодугинском районе, в деревне Мольгино. В этой школе будут обучаться дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей, а также обычные школьники из соседних деревень. В своей приветственной речи губернатор Алексей Островский особо отметил вклад в данный проект руководителя коллектива сельскохозяйственного предприятия «Боброво»2. Помимо школы-интерната для одаренных детей, предприятие построило дома для престарелых и супружеских пар пожилого возраста, а также другие социальные объекты для жителей Смоленской обл.

Другим ярким примером эффективного взаимодействия государства и бизнеса является сотрудничество в рамках предприятия «Гагарин-Останкино». В настоящее время планируется завершить строительство второй очереди мясоперерабатывающего завода к концу 2022 г. В результате запуска данного проекта более 1 000 чел. получат работу в Смоленской обл. На одной из встреч с губернатором Смоленской области Алексеем Островским председатель совета

1 В Смоленске представители власти и бизнеса обсудили развитие инвестиционного климата. 20.12.2016. - Администрация Смоленской области. https://admin-smolensk.ru/ novosti/news/news_ 15622-htmI/ (проверено 20.11.2022).

2 В Смоленской области открылась школа-интернат для одаренных детей. -Администрация Смоленской области. 22.12.2016. Доступ: https://admin-smolensk.ru/novosti/ news/news_ 15629-htmI/ (проверено 20.11.2022).

директоров группы компаний «Останкино» Михаил Попов подчеркнул, что та помощь, которую «Останкино» оказывает в области развития социальной инфраструктуры муниципалитетов, «оценена не только жителями, но и руководством региона» [Соболева, Стешенко 2020: 247]. И таких примеров много.

Следовательно, в последние годы социальные программы реализуются не только с помощью региональных властей, но и в рамках самих бизнес-структур. Однако полномасштабно реализуются они в основном в крупных компаниях. Вместе с тем их значимость велика и для малых и средних предприятий.

В рамках мер корпоративной социальной ответственности (КСО) силами самих предприятий обеспечивается медицинское обслуживание сотрудников (помимо ОМС), проводятся мероприятия для отдыха и досуга работников предприятий и их семей, предоставляются специальные корпоративные жилищные программы, строятся детские сады и школы для детей сотрудников, а также внедряются пенсионные программы. Существуют различные корпоративные социальные программы, зависящие от величины и отраслевой направленности предприятий. В этом аспекте большую роль играют профсоюзные организации или социальные трудовые советы.

Несмотря на определенные успехи, Смоленская обл. не входит в число первых по региональному развитию. Еще предстоит большая работа по повышению интереса к региону со стороны как иностранных (Смоленщина имеет уникальное географическое положение для развития экспортно-импортных операций), так и отечественных инвесторов. Важным аспектом является деятельность, направленная на снижение миграции населения в другие регионы, создание благоприятных условий развития предпринимательской инициативы для жителей региона.

Проводится планомерная деятельность по совершенствованию законодательства Смоленской обл. в сфере оказания мер поддержки инвесторам, создания благоприятного делового климата и условий работы для бизнеса. Создание крупных индустриальных парков Смоленщины «Феникс» и «Сафоново» не только будет способствовать открытию множества предприятий и созданию новых рабочих мест, но и приведет к развитию ДОС-концепций, развитию инноваций и повышению природоохранных мероприятий, улучшению профессиональной подготовки кадров. По мнению, PricewaterhouseCoopers, понятие ESG может быть использовано и в контексте ответственного инвестирования [Соболева, Стешенко 2020: 247]. Это относится и к региональным инвест-проектам.

В последние годы по инициативе региональных властей Смоленской обл. и ее губернатора Алексея Островского в регионе были открыты Центр поддержки экспорта, Центр кластерного развития, Центр поддержки предпринимательства, многофункциональные центры (МФЦ) для бизнеса и другие организации, помогающие предпринимателям, в т.ч. занятым в социальной сфере, вести бизнес более успешно. Активно работает с предприятиями и созданный региональными властями Смоленской обл. центр «Мой бизнес»1. Данные центры поддержки предпринимательства крайне важны для развития бизнес-инициатив в регионе, в т.ч. и в сфере социального предпринимательства. Так, в результате такой работы в 2021 г. 14 социальных предприятий Смоленской обл.

1 Социальный бизнес Смоленской области проходит обучение для получения грантов. -Администрация Смоленской области. 13.08.2021. Доступ: https://admin-smolensk.ru/novosti/ news/socialnyj-Ыznes-smolenskoj-oЫasti-prohodit-obucheшe-dlya-polucheшya-grantov/ (проверено 20.11.2022).

64

ВЛАСТЬ

2022'06

получили финансирование в размере около 5,97 млн руб. на развитие своих социальных проектов1.

Таким образом, усилия федеральных и региональных властей, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также такой перспективной сферы, как социальное предпринимательство, являются важными и актуальными для развития региона и населения Смоленщины. Этот процесс также будет способствовать дальнейшему повышению эффективности взаимодействия между властью и бизнесом в регионе.

Список литературы

Андреев А.В., Борисова Э.В., Плучевская Л.М. 2009. Основы региональной экономики: учебное пособие. 2-е изд. стер. М.: Кнорус. 336 с.

Самаруха В.И., Даваасурэн А. 2014. Механизмы региональной политики государства. - Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). № 6. С. 1-8.

Соболева О.В., Стешенко А.С. 2020. «ESG-факторы» как новый механизм активизации ответственного инвестирования и достижения целей устойчивого развития. - Устойчивое развитие: вызовы и возможности: сборник научных статей (под ред. Е.В. Викторовой). СПб: Изд-во СПбГЭУ. С. 246-255.

BURDULI Vladimir Emzarievich, 3rd year postgraduate student of the Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993); Deputy of Smolensk City Council of the VI Convocation (1/2 October Revolution St, Smolensk, Russia, 214000)

STATE AND TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF EFFECTIVE INTERACTION OF GOVERNMENT AND BUSINESS IN THE SOCIAL SPHERE OF THE SMOLENSK REGION

Abstract. The article discusses the state and trends of effective interactions between government and business in the regional aspect, the prospects for the development of the social sphere in general and social entrepreneurship in the Smolensk Region. The author shows that the power structures of the Smolensk Region are focused on further improvement and development of socially oriented regional programs. This is a necessary measure to maintain and strengthen the growth dynamics, as well as to eliminate the risks and negative trends associated with the coronavirus pandemic in 2020-2021, as well as with the current situation of the western sanctions policy. Keywords: Smolensk Region, regional policy, government and business, social sphere

1 Отчет Губернатора Смоленской области о результатах деятельности Администрации Смоленской области за 2021 год, в том числе по вопросам, поставленным Смоленской областной Думой. - Администрация Смоленской области. Доступ: https://www.admm-smolensk.ru/our_ region/otchety/otchet_ о_ rezultatah_ deyatelnosti_ administracii_ smolenskoy_ оЬ/ (проверено 2011.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.