Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне'

Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОН / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / BUSINESS / AUTHORITIES / SUPPORT OF SMALL BUSINESS / FINANCING / REGION / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / MICROENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рейхерт Наталья Владимировна, Матросова Светлана Викторовна

В данной статье дана характеристика современному состоянию малого и среднего бизнеса на региональном уровне на примере Смоленской области. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон современного бизнеса. Выявлена и обоснована необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of small and medium businesses at regional level

In this article the characteristic to a modern position of small and medium business in Russia is given, the problems of the development of small and medium business at the regional level on the example of Smolensk region are considered. Its influence on the economic and social situation in the country and in the region is shown; the analysis of positive and negative aspects of modern business is done. The necessity of state support of small and medium entrepreneurship not only at the Federal but also at the regional level is revealed and substantiated.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

РЕЙХЕРТ Н.В. , МАТРОСОВА С.В.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В данной статье дана характеристика современному состоянию малого и среднего бизнеса на региональном уровне на примере Смоленской области. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон современного бизнеса. Выявлена и обоснована необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, органы власти, поддержка малого бизнеса, финансирование, регион, микропредприятия, индивидуальный предприниматель.

REYKHERT N.V. ,MATROSOVA S.V.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AT REGIONAL LEVEL

In this article the characteristic to a modern position of small and medium business in Russia is given, the problems of the development of small and medium business at the regional level on the example of Smolensk region are considered. Its influence on the economic and social situation in the country and in the region is shown; the analysis of positive and negative aspects of modern business is done. The necessity of state support of small and medium entre-preneurship not only at the Federal but also at the regional level is revealed and substantiated.

Keywords: small and medium business, business, authorities, support of small business, financing, region, microen-terprises, individual entrepreneur.

Сфера малого предпринимательства играет весомую роль в создании благоприятного делового климата во всех отраслях экономики. Малый бизнес способствует реализации социально ориентированной модели рынка. Существует явная взаимосвязь эффективности экономики, уровня общественного благосостояния и уровня развития малого и среднего бизнеса.

Степень развития малого бизнеса, его место и роль в народнохозяйственном комплексе, а также успешная реализация присущих ему функций определяются уровнем зрелости рыночных отношений [1, с. 67].

Известно, что малый и средний бизнес является наиболее эффективной опорой экономики для государства. Из этого следует, что развитие малого и среднего предпринимательства — это забота не только самих бизнесменов, но и органов власти.

Использование систем налоговых льгот, создание цивилизованного пространства, информационная поддержка малых предприятий, обучение кадров, налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации в поддержке малого и среднего предпринимательства становятся важнейшими факторами, определяющими появление позитивных сдвигов в этой сфере.

Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых и средних предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.

В России малое предпринимательство рассматривается как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и как источник создания рабочих мест. Кроме того, малые предприятия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране [2, с. 174].

Доля малого бизнеса в российском общественном производстве в несколько раз ниже, чем в развитых странах: в США она составляет более 50% ВВП, в России, по разным оценкам — 15-20%. Также мала его доля в занятости населения и инвестициях.

В экономически развитых странах, в т. ч. в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 60 до 80 процентов от общей численности занятых.

По прогнозам Минэкономразвития РФ ожидается, что в ближайшее время Россия сможет

приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, и превысит теперешний уровень в 4 раза. На поддержку малого бизнеса в 2013 г. будет направлено около 0,2% расходов федерального бюджета. Доля выпуска продукции малых и средних предприятий в 2013 г. составит около 30% ВВП [3].

В структуре малого и среднего бизнеса России сегодня превалируют индивидуальные предприниматели, на втором месте — малые компании. При этом в структуре российского малого предпринимательства преобладает торговля, а доля малого бизнеса в инновационной и производственной сферах мала.

Именно на развитие этих секторов направлена господдержка малого предпринимательства (поддержка лизинга оборудования, гранты начинающим предпринимателям и развитие микрофинансовых организаций). Программы господдержки малого и среднего бизнеса в России осуществляются по принципу софинансирования. Часть средств выделяет федеральный бюджет, оставшуюся сумму — региональный.

Среди тенденций, характерных для малого и среднего бизнеса России, следует отметить его интернационализацию. Малые предприятия постепенно начинают переходить границы сопредельных государств, образуя там конкурирующий слой.

Смоленская область, как субъект, входящий в состав РФ, проходит ту же стадию развития и становления малого и среднего предпринимательства, что и вся страна.

В настоящее время в регионе действуют 39264 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них микропредприятий — 13361, средних предприятий — 131, малых предприятий — 1 648, индивидуальных предпринимателей — 24124. Всего в малом бизнесе трудится свыше 30,5 процента от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области или более 112,5 тыс. человек [5].

Структура субъектов малого и среднего предпринимательства наглядно представлена на рисунке.

Как видим, основная доля в структуре малого и среднего бизнеса приходится на индивидуальных предпринимателей (62%). Доля средних предприятий крайне мала.

Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области опережает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу.

В расчете на 1 тыс. жителей Смоленской области на начало 2012 г. приходилось 14 субъектов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (4-е место по Центральному федеральному округу) [5]. По Российской Федерации этот показатель составил 13, по Центральному федеральному округу —12,4, по Брянской области — 9, по Тверской области — 9, по Калужской области — 12, по Орловской области — 9, по Курской области — 8, по Ярославской области — 21, по Ивановской области — 17, по Белгородской — 12 [4].

Тем не менее Смоленская область значительно отстает от регионов лидеров (например, в Новосибирской области данный показатель равен 25, в Тюменской области — 22, в Калининградской области — 21) [4].

Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Смоленской области еще пока невелик и немного отстает от общероссийских показателей.

Так, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет 14,3 процента (общероссийский показатель — 19,8 процента). Показатели развития малого и среднего предпринимательства в динамике четырех лет (2008-2011гг.) в Смоленской области представлены в нижеприведенной таблице.

средние предприятия, 0,1%

малые

предприятия, 4%

Структура малого и среднего предпринимательства в Смоленской области

Рейхерт Н.В., Матросова С.В.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Показатели развития малого и среднего предпринимательства в динамике четырех лет (2008 - 2011гг.)

Показатель Год

2008 2009 2010 2011

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % 20 25,3 29,4 28,3

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения, единиц 6 10 13 14

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, % 9,6 11,1 14,2 14,3

Из данных табл. видно, что доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий по Смоленской области в 2011г. уменьшилась по сравнению с 2010г. на 1,1%, но в отношении 2008 и 2009 гг. виден рост (8,3% и 5% соответственно).

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВВП за анализируемый период имеет тенденцию роста. Темп роста количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения по области за 2011 г. в сравнении с 2010 г. составил 107,7%, а за 2009 и 2008 гг. 140% и 233,3% соответственно.

Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства в регионе свидетельствует о его преимущественном развитии в сфере оптовой и розничной торговли. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, в здравоохранении, образовании доля малых и средних предприятий по области невелика.

Однако, несмотря на наметившееся в последние годы улучшение предпринимательского климата в Смоленской области, не устранены проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:

- слабое развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Смоленской области;

- недостаток финансовых ресурсов (собственного капитала и оборотных средств) для модернизации и развития предприятий;

- трудности с получением банковского кредита, особенно в первый год деятельности, и высокая процентная ставка по кредиту;

- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;

- ограниченные возможности в продвижении на рынок производимой продукции и оказываемых услуг малых и средних предприятий;

- недостаточный управленческий уровень и низкая обеспеченность квалифицированными кадрами;

- недостаточное информационное обеспечение в сфере предпринимательской деятельности.

Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

На региональном уровне принимаются соответствующие меры по созданию благоприятной среды для уже существующих и вновь создаваемых фирм. В 2011г. на развитие малого и среднего предпринимательства из областного бюджета выделено около 90 млн руб. [5].

Важную роль в поддержке малого предпринимательства в регионе играет «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства» Для осуществления программ всех уровней по поддержке малого предпринимательства фондом было выдано займов субъектам малого бизнеса в сумме 186056 000 руб.

Немалую роль в информационном обеспечении смоленских предпринимателей играет деловой журнал «Портфель», который является настольным изданием смоленских предпринимателей с 2007 г. Этот журнал говорит о проблемах регионального бизнеса, о путях их решения, анализирует цифры, делится мнениями, опытом. Это пока единственный достойный журнал о бизнесе в области.

С 2010 г. начала свою работу «Ассоциация молодых предпринимателей Смоленской области», которая консолидирует интересы предпринимателей и позицию региональной власти. Членам ассоциации оказывается помощь в базовых моментах предпринимательской деятельности, проводятся обучающие семинары и мастер-классы для молодых предпринимателей и др.

198

www.rppe.ru

С 2002 г. начал работу Профессиональный союз предпринимателей, цель которого — поддержка деловой активности, разрешение спорных ситуаций, совместные интересы всех участников союза в органах власти.

Принята и действует в области программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Смоленской области на 2013-2016 гг.». Данная программа предусматривает общий объем финансировании в сумме 309,5 млн руб.

Уже третий год работает телефон «горячей линии», позволяющий оперативно реагировать на обращения предпринимателей, принимать решения по возникшим вопросам, давать рекомендации и советы.

Ежегодно в целях дальнейшего распространения опыта эффективного руководства малыми предприятиями, для выявления и поощрения руководителей проводятся различные областные конкурсы, отмечаются лучшие предприниматели, внесшие большой вклад в социально-экономическое развитие области. В целях поддержки местных товаропроизводителей традиционными стали ярмарки «выходного дня» и различные городские праздники, в которых участвуют предприятия местной промышленности, сельхозпредприятия, предприятия торговли.

Если перечислять все инициативы администрации Смоленской области, департамента области по развитию потребительского рынка и предпринимательства, то вырисовывается четкая картина — власти нашего региона реально желают помочь малому и среднему предпринимательству. И пусть не все получается сразу, но прогресс есть. Тем более, можно смело утверждать, что нашей областью заинтересованы на федеральном уровне.

Об этом свидетельствует тот факт, что в регионе действует подразделение всероссийской общественной организации объединения предпринимателей «Опора России», основная цель деятельность которой — содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.

С целью содействия социально-экономическому развитию Смоленской области в 2002 г. была создана «Смоленская Торгово-промышленная палата», которая входит в систему Торгово-промышленной палаты РФ.

Но, тем не менее, ряд предпринимателей считают меры поддержки бизнеса недостаточными.

Первое и основное, что выделяют — наличие административного барьера. Далее отмечают несовершенство самого административного аппарата, который затрудняет оформление документов, создавая бюрократический коллапс.

Другой, более масштабный, минус — это недостаточное использование информационных технологий. У многих предприятий малого и среднего бизнеса нет грамотно продуманной рекламы, PR слабый. Нет интернет-сайтов, которые могли бы познакомить и заинтересовать покупателей, в т. ч. и из других регионов, нет ее и в газетах и на радио. Неспособность освоения медийного пространства в столь технологичном и продвинутом XXI в. приводит к потере реальной доли прибыли.

Таким образом, анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы на территории региона можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Смоленской области.

Литература

1. Лапуста, М. Г., Старостин, Ю. Л. Малое предпринимательство. — М. : ИНФРА-М, 2007.

2. Чапек, В. Н., Максимов, Д. В., Богуславский, В. В. Малое предпринимательство в России. — Ростов/ н/Дону: Феникс, 2007.

3. URL : http://www.economy.gov.ru/minec/main.

4. URL: http://smb.gov.ru/content/statistic/bulletins/m,f,642128/ttp://www.gks.ru.

5. URL : http://www.admin-smolensk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.