Грибникова О.Б. Состояние и тенденции организации объединения, посягающего на личность и права граждан
Количественный анализ преступления, предусмотренного ст. 239 УК РФ, целесообразно начать с 1990 г., т.е. с момента появления нового импульса для религиозной и общественной активности на территории Российской Федерации.
Итак, в с 1990 по 1993 гг. правоохранительными органами не было зарегистрировано ни одного факта совершения преступления, предусмотренного ст. 227 УК РСФСР. В 1994 г. при наличии трех фактов совершения преступления только два лица были привлечены к уголовной ответственности, при этом никто из них так и не был осужден. В 1995 г. по одному возбужденному уголовному делу был вынесен окончательный приговор. В 1996 г. из одиннадцати случаев совершения преступления, предусмотренного уже ст. 239 УК РФ, четверо лиц были привлечены к уголовной ответственности, из которых только одному был вынесен обвинительный приговор. В 1997 г. было зарегистрировано два факта совершения анализируемого преступления, к уголовной ответственности были привлечены два лица, и одно дело закончилось вынесением обвинительного приговора. В приведенной ниже таблице вышеописанные цифры представлены более показательно (см. табл. 1) [2, с. 32].
Эти показатели позволяют сделать вывод о том, что число фактов значительно превосходит число лиц, в итоге привлеченных к уголовной ответственности. Цифра, характеризующая количество граждан, в отношении которых судом был вынесен обвинительный приговор, была чрезмерно мала, как, впрочем, и само количество преступлений данного вида в масштабах страны. Однако тот факт, что на протяжении 1990-1993 гг. все показатели равны нулю, говорит, считаем мы, не о том, что деяния, подпадающие под норму ст. 227 УК РСФСР, вообще не совершались, а о том, что степень эффективности работы правоохранительных органов была равна нулю при объективном процветании латентной преступности. Количество же дел, возбужденных по ст. 227 УК РСФСР и 239 УК РФ в последующие годы, также не может свидетельствовать о значительном повышении качества указанной работы.
В 2001 г. по запросу депутата В.В. Игрунова Главным информационным центром МВД РФ были приведены статистические сведения за 1997-2000 гг. относительно преступления по ст. 239 УК РФ [4].
Так, в 1997 г. по ст. 239 УК РФ четыре уголовных дела находилось в производстве, из которых два дела были заведены в 1997 г. В 1998 г. шесть дел были в производстве, пять из которых были новыми. 1999 г. характеризовался аналогичными показателями. В 2000 г. в производстве находилось восемь новых дел. Часть из них была закрыта или закончена в течение четырех лет. В качестве обвиняемых по данным уголовным делам в общей сложности проходило 7 человек (см. табл. 2).
Предоставленные Главным информационным центром МВД РФ сведения позволяют подтвердить выводы, сделанные за рассматриваемый предыдущий период. Число дел, находящихся в производстве, вновь превосходит в конечном итоге число зарегистрированных дел (такое превосходство лишь незначительно разнится на протяжении выбранного отрезка времени). При этом число разрешенных либо законченных расследованием дел значительно меньше общего количества зарегистрированных фактов совершения преступлений по ст. 239 УК РФ, не говоря уже о крайне незначительных цифрах, характеризующих процесс выявления лиц, совершивших данное преступление. Общее же число регистрируемых преступлений с 1997 по 2000 гг. увеличилось в четыре раза (с 2 до 8, соответственно). В 2001 г. по ст. 239 УК РФ не было осуждено ни одного человека [5, с. 2].
Необходимо также указать на объективный недостаток приведенной статистики. Остается неясным, какое количество дел было приостановлено, какое число дел в конечном итоге было переквалифицировано на другие статьи УК РФ. Статистика также не отражает возможности возбуждения уголовного дела по разным частям ст. 239 УК РФ, а также количество оправданных и освобожденных от уголовной ответственности лиц [1].
По данным официальной судебной статистики, в 2002-2003 гг. за создание деструктивного религиозного объединения, а равно за руководство такими объединениями было осуждено три человека. В 2004 г. за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан, осуждено семь лиц и одно лицо - за участие в таком объединении. В 2005 г. по ст. 239 было возбуждено одно уголовное дело [3].
В 2008 г. на всю страну прогремело дело «Пензенских сектантов». В отношении их лидера П. Кузнецова было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 и по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Однако суд признал его невменяемым и назначил принудительные меры медицинского характера.
По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, по ст. 239 УК РФ в 2009 г. было возбуждено два уголовных дела. Так, в Республике Мордовия была пресечена деятельность религиозной группы, входящей в сатанинскую организацию, а в Новосибирской области возбуждено
уголовное дело по факту создания религиозной секты «Ашрам Шамбала». В Оренбургской области раскрыта деятельность организации извращенцев, которая 17 лет функционировала под вывеской фонда самосовершенствования, а в ее сексуальные оргии были втянуты несовершеннолетние (см. табл. 3) [8].
К сожалению, неполнота данных в форме статистической отчетности не позволяет объективно проанализировать состояние, уровень, динамику данного вида преступления, а также давать какие-либо прогнозы по поводу тенденций организации объединения, посягающего на личность и права граждан. В масштабах страны процент зарегистрированных преступлений по ст. 239 УК РФ был и остается крайне незначительным. При таком положении дел широкая общественность и сами правоохранительные органы уверены в незначительности негативных социальных последствий функционирования деструктивных общественных и религиозных объединений.
По нашему мнению, официальная статистика в большей степени отражает не количество фактов совершения данного вида преступления, а эффективность деятельности правоохранительных органов по их выявлению. Данный вид преступной деятельности по объективным причинам характеризуется высокой степенью латентности.
В настоящий момент не существует официальной государственной организации, специально занимающейся сбором сведений о количестве деструктивных объединений, действующих на территории Российской Федерации. Приводимые в литературе цифры базируются на подсчетах либо православной церкви, либо заинтересованных организаций, таких как РАЦИС и др. Так, по данным новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований, на данный момент на территории России действует около 2000 религиозных, общественных и коммерческих организаций, в той или иной степени посягающих на личность и права граждан. Число их участников составляет от 800 тыс. до млн человек [6].
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры правоохранительные органы обязаны незамедлительно сообщать в Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму специальным донесением о преступлении, предусмотренном в том числе ст. 239 УК РФ, если оно совершено по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [7].
Остается надеяться, что в связи с вышеназванным Приказом и вступлением в силу с 1 января 2010 г. нового Перечня статей, используемых при формировании статистической отчетности (перечни № 4 и 5 включают ч. 2 и 1 ст. 239 УК РФ, соответственно), ситуация изменится в лучшую сторону.
Литература
1. Айламазьян В.Б., Осипов А.Г., Сапожников Р.В. Правовые механизмы противодействия дискриминации и разжиганию этнической вражды в России // http://www.memo.ru/hr/discrim/ethnic/dskr2002/index.htm
2. Старков О.В. Проблема понятия, классификации и показателей религиозных преступлений // Российский следователь. 2001. № 1.
3. Восемнадцатый и девятнадцатый периодические доклады Российской Федерации о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации // CERD/C/RUS/19
4. Ответ Главного информационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25.06.2001 № 34/4-220 на запрос депутата В.В. Игрунова. Статистическая справка // http://www.memo.ru/hr/discrim/ethnic/dskr2002/index.htm
5. Ответственность за криминальное проявление экстремизма: Методические рекомендации. М., 2002.
6. Пресс-служба Западно-Сибирского УВДТ, 25.03.2010 // http://www.mvd.ru/news/39365/
7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 // КонсультантПлюс
8. Новости Следственного комитета при Прокуратуре РФ // http://www.sledcomproc.ru/news/8064/? phrase_id=95234