Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФМБА РОССИИ, ПО ОКАЗАНИЮ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В 2021 ГОДУ'

СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФМБА РОССИИ, ПО ОКАЗАНИЮ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В 2021 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ФМБА РОССИИ / ГЕМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бессмельцев С.С., Жигулева Л.Ю.

Основанием для проведения настоящего исследования явились изменения в нормативно-правовой базе ФМБА, передача руководства его деятельностью непосредственно Правительству РФ, утверждение главного внештатного специалиста- гематолога из числа ведущих специалистов ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России. Возникла необходимость оценки состояния и результатов деятельности медицинских организаций гематологического профиля, подведомственных ФМБА России, что явилось целью настоящего исследования. Предварительно были разработаны критерии оценки и отчетная форма, которая направлена специалистам-гематологам, ответственным за оказание гематологической помощи в федеральных округах. На основании разработанных критериев проведена оценка структуры, состояния и деятельности медицинских организаций гематологической помощи в 2021 году. Установлено, что гематологическая служба ФМБА России располагает 152 гематологическими койками, план по пролеченным больным перевыполняется, план по ВМП выполняется на 100%. О положительных результатах деятельности свидетельствуют отсутствие очередей на плановую госпитализацию, отсутствие осложнений после стационарных или амбулаторных манипуляций и операций и обоснованных обращений и жалоб населения на качество медицинской помощи. В то же время выявлены недостатки структуры: кадровый дефицит врачей и средних медицинских работников; отсутствие в некоторых медицинских организациях современных высокотехнологичных методов обследования; недостатки в гемотрансфузионной поддержке; не проводится диспансерное наблюдение больных, не анализируются летальные случаи и др. Разработаны конкретные непосредственные и перспективные мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи по профилю «гематология» в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России. Дальнейший мониторинг состояния и результатов деятельности медицинских организаций гематологической помощи, координация их деятельности между собой будет способствовать совершенствованию организации и качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бессмельцев С.С., Жигулева Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PERFORMANCE RESULTS OF MEDICAL HEMATOLOGICAL INSTITUTIONS UNDER THE FEDERAL MEDICAL-BIOLOGICAL AGENCY OF RUSSIA IN 2021

This study is induced by amendments in the legal and regulatory setting of the Federal Medical-Biological Agency (FMBA), which now reports directly to the Government of the Russian Federation, while the position of the Chief External Hematologist is taken by a leading specialist of the Federal State Budget Institution Russian Scientific Research Institute of Hematology and Transfusiology (RSRIHT) under the FMBA of Russia. A demand arose to assess status and performance results of medical hematological institutions supervised by the FMBA of Russia, which became the goal of this study. First we developed assessment criteria and a reporting form to be filled out by specialists in charge of hematological care in federal districts. Those criteria were later used to assess the structure, condition and activities of medical hematological institutions in 2021. It has been identified that hematological service of the FMBA of Russia has 152 hematological patient capacity; the target indicators for treated patients are outstripped, and high-tech medical care targets are 100% hit. Positive outcomes of effective activities are proved by no waiting lists for planned hospitalization, no complications after inpatient or outpatient manipulations and surgeries, no validated claims and complaints about quality of medical care from the public. However, the study also revealed several weaknesses of the system, among which are: personnel shortage of physicians and paramedics; lack of modern high-tech examination methods in some medical institutions; deficiencies in blood transfusion support; no follow-up monitoring of patients, no analysis of lethal cases, etc. As a result, we developed specific short-term and longterm measures focused on improvement of medical care in hematological institutions under the FMBA of Russia. Further monitoring of status and performance results of medical hematological institutions, as well as coordination of their operations will promote improved organization and quality of medical care.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФМБА РОССИИ, ПО ОКАЗАНИЮ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В 2021 ГОДУ»

Бессмельцев С.С., Жигулева Л.Ю.

ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии ФМБА России»

СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФМБА РОССИИ, ПО ОКАЗАНИЮ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ В 2021 ГОДУ

Резюме. Основанием для проведения настоящего исследования явились изменения в нормативно-правовой базе ФМБА, передача руководства его деятельностью непосредственно Правительству РФ, утверждение главного внештатного специалиста-гематолога из числа ведущих специалистов ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России. Возникла необходимость оценки состояния и результатов деятельности медицинских организаций гематологического профиля, подведомственных ФМБА России, что явилось целью настоящего исследования. Предварительно были разработаны критерии оценки и отчетная форма, которая направлена специалистам-гематологам, ответственным за оказание гематологической помощи в федеральных округах. На основании разработанных критериев проведена оценка структуры, состояния и деятельности медицинских организаций гематологической помощи в 2021 году. Установлено, что гематологическая служба ФМБА России располагает 152 гематологическими койками, план по пролеченным больным перевыполняется, план по ВМП выполняется на 100%. О положительных результатах деятельности свидетельствуют отсутствие очередей на плановую

госпитализацию, отсутствие осложнений после стационарных или амбулаторных манипуляций и операций и обоснованных обращений и жалоб населения на качество медицинской помощи. В то же время выявлены недостатки структуры: кадровый дефицит врачей и средних медицинских работников; отсутствие в некоторых медицинских организациях современных высокотехнологичных методов обследования; недостатки в гемотрансфузионной поддержке; не проводится диспансерное наблюдение больных, не анализируются летальные случаи и др. Разработаны конкретные непосредственные и перспективные мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи по профилю «гематология» в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России. Дальнейший мониторинг состояния и результатов деятельности медицинских организаций гематологической помощи, координация их деятельности между собой будет способствовать совершенствованию организации и качества медицинской помощи.

Ключевые слова: структура, показатели деятельности, медицинские организации, подведомственные ФМБА России, гематологическая помощь.

BessmeltsevS.S. Zhiguleva L.Yu.

Russian Research Institute of Hematology and Transfusiology FMBA of Russia

STATUS AND PERFORMANCE RESULTS OF MEDICAL HEMATOLOGICAL INSTITUTIONS UNDER THE FEDERAL MEDICAL-BIOLOGICAL AGENCY OF RUSSIA IN 2021

Abstract. This study is induced by amendments in the legal and regulatory setting of the Federal Medical-Biological Agency(FMBA), whichnow reports directly to the Government of the Russian Federation, while the position of the Chief External Hematologist is taken by a leading specialist of the Federal State Budget Institution Russian Scientific Research Institute of Hematology and Transfusiology (RSRIHT) under the FMBA of Russia. A demand arose to assess status and performance results of medical hematological institutions supervised by the FMBA of Russia, which became the goal of this study. First we developed assessment criteria and a reporting form to be filled out by specialists in charge of hematological care in federal districts. Those criteria were later used to assess the structure, condition and activities of medical hematological institutions in 2021. It has been identified that hematological service of the FMBA of Russia has 152 hematological patient capacity; the target indicators for treated patients are outstripped, and high-tech medical care targets are 100% hit. Positive outcomes of effective activities

are proved by no waiting lists for planned hospitalization, no complications after inpatient or outpatient manipulations and surgeries, no validated claims and complaints about quality of medical care from the public. However, the study also revealed several weaknesses of the system, among which are: personnel shortage of physicians and paramedics; lack of modern high-tech examination methods in some medical institutions; deficiencies in blood transfusion support; no follow-up monitoring of patients, no analysis of lethal cases, etc. As a result, we developed specific short-term and long-term measures focused on improvement of medical care in hematological institutions under the FMBA of Russia. Further monitoring of status and performance results of medical hematological institutions, as well as coordination of their operations will promote improved organization and quality of medical care.

Key words: structure, performance indicators, medical institutions under the Federal Medical-Biological Agency of Russia, hematological care.

Введение. Анализ динамики показателей состояния и результатов деятельности медицинских организаций является важнейшим условием оценки эффективности оказания того или иного вида медицинской помощи и разработки управленческих решений, направленных на совершенствование организации соответствующих служб здравоохранения, а также медико-санитарной и медико-социальной помощи в целом. Специализированная медицинская помощь по профилю «гематология» относится к числу наиболее высокозатратных и ресурсоемких отраслей здравоохранения, что обусловлено высокой стоимостью лечебно-диагностических технологий, потребностью в высококвалифицированном персонале, агрессивностью терапии и не всегда реальной возможностью достижения результата - выздоровления пациента. Указанное особенно относится к медицинской помощи при злокачественных новообразованиях лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей (ЗНО системы крови), апластической анемии, наследственных и других тяжелых болезнях системы крови. Распространенность опухолей системы крови во всем мире увеличивается, уровень смертности снижается медленно, а при некоторых ЗНО растет. В России за период 2001-2020 г.г. первичная заболеваемость ЗНО системы крови возросла почти на 23%: с 10,9 до 13,4 на 100 тыс. населения (стандартизованный показатель), уровень распространенности увеличился более, чем в 2 раза: с 70,1 до 153,2 на 100 тыс. населения, а уровень смертности снизился только на 10% (с 7,2 до 6,54 на

100 тысяч) [1, 2]. Вышеизложенное свидетельствует о больших экономических потерях общества, обусловленных ЗНО системы крови. В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение организации и качества гематологической помощи на территориях с наличием отраслей промышленности с особо опасными для здоровья человека условиями труда, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, которые находятся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [3] руководство деятельностью Федерального медико-биологического агентства (далее - Агентство) передано непосредственно Правительству Российской Федерации (ранее эту функцию осуществлял Минздрав РФ). Указанное потребовало пересмотра нормативно-правовой базы, внесения некоторых изменений в нормативно-управленческую документацию. В частности, внесены изменения в Положение о ФМБА России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве [4], обновлен Приказ о главных внештатных специалистах ФМБА России [5].

К полномочиям ФМБА России относятся, наряду с организацией деятельности службы крови, обеспечением безопасности донорской крови и ее ком-

Рисунок 1. Служба главного внештатного специалиста гематолога ФМБА России

понентов, организацией и пропагандой донорства и др., также и медико-санитарное обеспечение, в том числе первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь (ВМП), скорая, в том числе скорая специализированная, включая медицинскую эвакуацию, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Агентства. В настоящее время в ведении Агентства находятся следующие федеральные государственные организации, оказывающие специализированную (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь по профилю «гематология»: ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии ФМБА России» (ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России), ФГБУН Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови (ФГБУН КНИи ГПК ФМБА России), Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна ФМБА России (ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России). Приказом ФМБА России от 16.12.2022 № 366 «О главных внештатных специалистах Федерального медико-биологического агентства» утвержден главный внештатный специалист-гематолог из числа ведущих специалистов ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России. Служба главного внештатного специалиста гематолога ФМБА России включает 8 федеральных округов (рисунок 1).

Основными функциями главного внештатного специалиста гематолога являются сбор и анализ информации о состоянии профильного медицинского направления на обслуживаемой территории и в организациях в установленной сфере деятельности; подготовка предложений по совершенствованию профильного медицинского направления, участие в осуществлении мероприятий ведомственного контроля качества медицинской деятельности, подготовка предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний,

медицинской реабилитации, участие в анализе показателей отчетов по форме федерального и отраслевого статистического наблюдения, представляемых медицинскими организациями, подведомственными ФМБА России и др., что явилось основанием для проведения данного исследования.

Цель исследования. Оценка состояния и результатов деятельности медицинских организаций гематологического профиля, подведомственных ФМБА России.

Материалы, методы и организация исследования.

Проводился анализ структуры, основных направлений деятельности и результатов оказания гематологической помощи в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России за 2021 год. Предварительно были разработаны оцениваемые показатели, критерии оценки деятельности медицинских организаций, оказывающих гематологическую помощь, и целевые показатели ее результативности (для составления в дальнейшем «дорожной карты»). Проведено совещание с окружными специалистами, ответственными за оказание медицинской помощи по профилю «гематология» в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России, им разослан перечень показателей деятельности, подлежащих анализу, и отчетная форма. В связи с пандемией коронавирусной инфекции выезды главного специалиста на места для ознакомления со структурой и деятельностью медицинских организаций в 2021 году не проводились, но заседания профильной комиссии при главном специалисте-гематологе проводились не реже 1 раза в квартал в режиме онлайн, что позволяло оперативно решать все вопросы, возникающие при сборе и представлении отчетных данных. Регулярно обсуждались насущные проблемы по телефону или в режиме онлайн, осуществлялась консультативная помощь, методическая поддержка.

Результаты и обсуждение.

В таблице 1 представлены некоторые количественные показатели, характеризующие структуру гематологической службы ФМБА России.

Таблица 1

Показатели структуры гематологической службы ФМБА России

№ п/п Показатели Значения показателей

1 Количество гематологических отделений 6

2 Количество отделений трансплантации гемопоэтических стволовых клеток периферической крови и костного мозга 3

3 Количество дневных стационаров 1

4 Общее количество коек в гематологических отделениях 152

5 Количество фиксированных специализированных коек в других стационарах (терапевтических) 32

6 Количество коек в отделениях трансплантации костного мозга 18

7 Количество коек в дневном стационаре 20

8 Число амбулаторных гематологических кабинетов 10

Как показано в таблице 1, общее количество коек в гематологических отделениях - 152. В структуре гематологической помощи ФМБА России не только медицинские организации, имеющие гематологические отделения и/или кабинеты, но и организации, имеющие лишь специализированные гематологические койки в терапевтических отделениях. Таких коек всего 32: 18 - в Уральском ФО, 14 - в Сибирском ФО. Отделения трансплантации гемопоэтических стволовых клеток периферической крови и костного мозга имеются только в федеральных государственных организациях (ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России - 1; ФГБУН КНИИ ГПК ФМБА России - 1; ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России - 1) с общим числом коек - 18.

Гематологическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в 10 гематологических кабинетах, из них 1 - в МСЧ № 31 Уральского ФО, 1 - в ФГБУЗ № 51 Сибирского ФО , 4 - в ФГБУ РосНИИГТ, 4 - в ФГБУН КНИИ ГПК. Дневной стационар имеется только в ФГБУН КНИИ ГПК.

Не во всех федеральных округах есть врачи-гематологи, ответственные за оказание медицинской помощи по профилю «гематология». В указанных медицинских организациях обязанности врача, ответственного за оказание медицинской помощи по

Кадры,укомплектованность штатов, нагрузка

профилю «гематология», возложены на терапевтов. При подозрении на гематологические заболевания в таких организациях пациенты направляются в медицинские организации МЗ РФ, имеющие гематолога. Такая ситуация не способствует повышению качества и результативности специализированной медицинской помощи, не позволяет получить достоверную статистическую информацию для анализа деятельности службы.

Анализ кадрового состава службы свидетельствует о наличии ряда проблем (таблица 2). При сравнительно высоком уровне квалификации врачей-гематологов (более 50% специалистов имеют высшую, первую квалификационные категории и/ или являются кандидатами медицинских наук) отмечается неполная укомплектованность штатов по физическим лицам (68,7%), особенно в амбулаторных условиях (55,4%). В то же время коэффициент совместительства в амбулаторных условиях составляет 1,03, а средняя нагрузка врача-гематолога на приеме близка к норме (3,8 при нормативе 3,0 чел./ час) [6]. Отмеченное можно объяснить либо тем, что дефицит врачей не компенсируется увеличением их нагрузки (большинство врачей работают на 1 ставку) и это может создавать очереди при записи на прием, либо имеет место недостоверный учет.

Таблица 2

и квалификация врачей-гематологов в 2021 году

№ п/п Показатели Значения

1 Число врачей-гематологов (чел.) 47

2 Укомплектованность штатов по физическим лицам (%), 68,7

в том числе в амбулаторных условиях (%) 55,4

3 Коэффициент совместительства, 1,13

в том числе по амбулаторной гематологической помощи 1,03

4 Укомплектованность штатов средним медицинским персоналом по физическим лицам (%) 79,4

5 Коэффициент совместительства среднего медицинского персонала, 1,2

в том числе по амбулаторной гематологической помощи 1,3

6 Доля врачей-гематологов, имеющих высшую квалификационную категорию (%) 32,9

7 Доля врачей-гематологов, имеющих первую квалификационную категорию (%) 12,0

8 Доля врачей-гематологов - кандидатов медицинских наук (%) 10,7

9 Доля врачей-гематологов, имеющих сертификаты по нескольким специальностям (%) 54,3

10 Средняя нагрузка врача-гематолога стационара (койки) 11,5

11 Средняя нагрузка врача-гематолога на амбулаторном приеме (чел.) 3,8

Средняя нагрузка врача-гематолога стационара несколько превышает нормативную (11,5 койки против 10 коек по нормативу).

Анализ работы специализированных гематологических отделений проводился в тех медицинских организациях, где имеются гематологические стационары или фиксированные гематологические койки в стационарах другого профиля (терапевтических): ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ФГБУН КНИИ ГПК

ФМБА России, ФГБУЗ КБ № 51ФМБА России (ФГБУЗ Клиническая больница № 51 ФМБА России; Красноярский край, г. Железногорск, Сибирский ФО), ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России (ФГБУН «Уральский научно-практический центр радиационной медицины ФМБА России», г. Челябинск; Уральский ФО), ФГБУЗ «ЦМСЧ № 31 ФМБА России» (ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 31 ФМБА России», г. Новоуральск, Свердловской области; Уральский ФО) (таблица 3).

Таблица 3

Показатели деятельности гематологических стационаров за 2021 г.

№ п/п Показатели Значения

1 Число пролеченных больных (чел.) 6451

2 Процент выполнения плана по пролеченным больным (%) 103,1

3 Процент выполнения плана по ВМП (в медицинских организациях, оказывающих ВМП: ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ФГБУН КНИИ ГПК ФМБА России) (%) 100,0

4 Средняя длительность пребывания пациента на койке (дни) 9,8

5 Среднее число дней занятости койки в году (дни) 301,3

6 Процент выполнения койко-дней по плану (%) 92,1

7 Оборот койки (дни) 28,9

8 Доля повторных госпитализаций (%) 46,0

9 Число проведенных трансплантаций гемопоэтических стволовых клеток периферической крови и костного мозга, 152

в том числе: аутологичных трансплантаций; 134

аллогенных трансплантаций 18

10 Больничная летальность (%) 1,5

Процент выполнения плана по пролеченным пациентам превысил 100%. Полностью выполнен план по ВМП. В 2021 году осуществлено 152 трансплантации гемопоэтических стволовых клеток периферической крови и костного мозга, в том числе 134 аутологичных и 18 аллогенных трансплантаций гемопоэтических стволовых клеток.

План койко-дней выполнен на 92,1%, что связано с новой коронавирусной инфекцией (госпитализа-ций было меньше, чем обычно). Средняя длитель-ность пребывания пациента на койке составила 9,8 дня. Данный показатель варьировал от 5,1 дня до 14,9 дней. Такая разница показателей (в 2,9 раза) требует отдельного анализа (возможно, экспертной оценки качества медицинской помощи), так как не может быть объяснена различной нозологической структурой госпитализированных: в медицинской организации с минимальной длительностью пребы-вания пациента на койке и в медицинской органи-зации с максимальным показателем пребывания на койке от 95% до 98% госВижвличаааийлетальноизглосоставилабузслорвв-.щнем злокачественными новообразованиями лим-фоидной, кроветворной трмтуряыо^ттиЗ а\

1,5%. Данные о летальности и ее структуре представили не все медицинские организации, что не позволило провести достоверный анализ. В то же время обращает на себя внимание большой разброс данного показателя от 0,23% до 4,9%. В медицинской организации с наибольшей средней продолжительностью пребывания пациента на койке отмечена недостаточная трансфузионная поддержка. Возможно, это одна из причин более высокой летальности в указанной медицинской организации. Однако данное предположение нуждается в проверке.

В структуре госпитализаций (таблица 4) преобладают лимфопролиферативные заболевания (ЛПЗ) - 62,9% во всех медицинских организациях, кроме ФГБУЗ ЦМСЧ № 31 (г. Новоуральск), где половина госпитализаций (51,0%) обусловлена болезнями крови, кроветворных органов и отдельными нарушениями, вовлекающими иммунный механизм (первичная иммунная тромбоцитопения, апласти-ческая анемия, аутоиммунная гемолитическая анемия) Миелопролиферативные новообразования (МПН) имеют существенно меньшую долю в структуре госпитализаций (14,8%).

Таблица 4

й по нозологиям в 2021 г.

Медицинские организации Число и структура госпитализаций по нозологиям

Всего пролечено (чел.) в том числе ЛПЗ (%) в том числе МПН (%) острые лимфо-бластные лейкозы (%) острые миелоидные лейкозы (%) болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (%)

ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России 2205 65,0 25,0 - - 10,0

ФГБУН КНИИ ГПК ФМБА России 2646 77,0 - 12,0 11,0 -

ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России 670 75,0 12,0 5,0 8,0 -

ФГБУ № 51 ФМБА России (Красноярс-кий край, г. Железногорск СФО) 320 72,0 23,0 5,0

ФГБУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России (г. Новоуральск УФО) 429 36,0 13,0 - - 51,0

ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России (г. Челябинск, УФО) 181 52,5 15,5 - - 32,0

Итого 6451 62,9 14,8 2,8 3,2 16,3

Данные, представленные врачами, ответственными за оказание медицинской помощи по профилю «гематология», не позволяют провести достоверный анализ диспансеризации. Диспансерное наблюдение пациентов гематологического профиля проводится не во всех федеральных округах. В большинстве специализированных медицинских организаций гематологического профиля проводятся консультативные приемы, а выявленные больные направляются для диспансерного наблюдения в медицинские организации Минздрава РФ (городские, областные, краевые, республиканские медицинские организации). Такая ситуация в Москве в ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России), в Кирове в ФГБУН КНИИ ГПК ФМБА России, в Санкт-Петербурге в ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России и в ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России («Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова ФМБА России»). На наш взгляд, целесообразным представляется организация диспансерного наблюдения за пациентами, страдающими заболеваниями системы крови, в медицинских организациях ФМБА России. Смысл и цель диспансерного наблюдения для граждан, имеющих ЗНО системы крови или высокий риск их развития - это достижение заданных значений параметров физикального, лабораторного и инструментального обследования; коррекция факторов риска развития заболевания; предупреждение рецидивов заболевания; снижение числа обращений к врачу и госпитализаций; повышение

качества жизни и снижение числа предотвратимых смертей. В связи с этим, пациенты, получающие медицинскую помощь в медицинских организациях ФМБА России, должны иметь возможность и в последующем наблюдаться в них же.

В таблицу 5 внесены показатели, полученные при расчете данных ФГБУ № 51 ФМБА России (Красноярский край, г. Железногорск; Сибирский ФО), ФГБУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России (г. Новоуральск, УФО) и ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (Северо-Западный ФО). Оценивая показатели, представленные в таблице 5, необходимо отметить неполноту охвата пациентов диспансерным наблюдением (62,3%). Очевидно, часть пациентов поступает для диспансерного наблюдения в городские, областные, краевые, республиканские медицинские организации. Об этом же может свидетельствовать процент верификации диагнозов (91,0%): не во всех медицинских организациях ФМБА России существуют современные методы диагностики (иммунофеноти-пирование, иммуногистохимия и др.), верификация диагноза в таких случаях осуществляется в медицинских организациях Минздрава РФ. В то же время отмечается относительно невысокий показатель одногодичной летальности при злокачественных новообразованиях системы крови (9,5%). Указанное свидетельствует о том, что в большинстве случаев диагностика осуществляется своевременно. По России данный показатель составил в 2021 г. 21% [7].

Таблица 5

Показатели деятельности медицинских организаций гематологического профиля

ФМБА в амбулаторных условиях

№ п/п Показатели Значения

1 Всего состоит на д/у на конец отчетного года (чел.) 3463

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Состояло на начало отчетного периода(чел) 3152

3 Вновь выявлено (чел) 487

4 Снято с д/у 176

5 Процент морфологически верифицированных диагнозов 91,0

6 Полнота охвата диспансерным наблюдением (%) 62,3

7 Своевременность постановки на д/учет (дни) 5,7

8 Доля пациентов с лимфомами, выявленных в IV стадии (%) 25,2

9 Летальность на 1 году после установления диагноза (%) 9,5

10 Общая летальность пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением (%) 6,7

11 Доля инвалидов по основному заболеванию (%) 41,8

12 Доля лиц, впервые признанных инвалидами в отчетном году (%) 21,3

Данные о качестве и организации специализированной медицинской помощи, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что направляющие медицинские организации достаточно осведомлены о симптоматике заболеваний системы крови и расхождение диагноза направления с диагнозом врача гематологического кабинета составляет всего 11,5%. В то же время разброс данного показателя велик, что снижает достоверность представленных данных (в медицинских организациях гематологической помощи Санкт-Петербурга данный показатель стабилен и колеблется от 20,4% до 30,3%) [8]. Летальность пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением в амбулаторных условиях, составляет 6,7%, что превышает российский

Некоторые показатели, характеризующие о

показатель 2021 года - 4,4% [7]. При направлении в стационар средний срок планового поступления пациента на стационарное лечение составляет 4,4 дня, что в пределах допустимого.

В медицинских организациях гематологического профиля проводится контроль качества медицинской помощи: в 2021 году экспертная оценка проводилась в 20,5% случаев оказания медицинской помощи. За отчетный период расхождений клинического и патологоанатомического диагнозов, пост-трансфузионных осложнений, осложнений после стационарных или амбулаторных манипуляций и операций и обоснованных обращений и жалоб населения на качество медицинской помощи в анализируемых медицинских организациях не было.

Таблица 6

ганизацию и качество медицинской помощи

№ п/п Показатели Значения

1 Процент расхождения диагнозов направившей организации и гематологического кабинета (%) 11,5

2 Среднее число дней, прошедшее от направления до осуществления консультации гематолога 7,7

3 Процент расхождения диагнозов гематологического кабинета и гематологического отделения 2,7

4 Число дней, прошедшее от направления до даты поступления пациента в стационар 4,4

5 Средняя длительность пребывания пациента в приемном отделении при плановой госпитализации (мин) 31,4

6 Расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов 0

7 Доля случаев оказания специализированной медицинской помощи по профилю «гематология», подвергнутых экспертной оценке за отчетный период (%) 20,5

8 Количество (при наличии) обоснованных жалоб пациентов на ненадлежащий уровень качества медицинской помощи 0

9 Наличие посттрансфузионных осложнений 0

Заключение. Для оказания медицинской помощи по профилю «гематология» в ФМБА России имеются специализированные койки, высококвалифицированные специалисты. Федеральные медицинские организации, подведомственные ФМБА России, осуществляют ВМП, план по которой выполняется на 100%. О положительных результатах работы свидетельствует, в частности, невысокий показатель одногодичной летальности при злокачественных новообразованиях системы крови (9,5%), отсутствие очередей на плановую госпитализацию, отсутствие осложнений после стационарных или

амбулаторных манипуляций и операций и обоснованных обращений и жалоб населения на качество медицинской помощи. В то же время выявлены недостатки структуры:

- не во всех медицинских организациях гематологического профиля, подведомственных ФМБА России, имеются гематологические кабинеты и отделения; часть специализированных гематологических коек входят в структуру терапевтических отделений;

- отмечается кадровый дефицит врачей и среднего медицинского персонала. Поскольку не во всех

медицинских организациях гематологического профиля, подведомственных ФМБА России, имеются врачи-гематологи, их задачи в Федеральных округах выполняют терапевты;

- практически не проводится диспансеризация; большинство выявленных пациентов с болезнями крови и ЗНО системы крови в дальнейшем наблюдаются в медицинских организациях Минздрава (городских, областных, республиканских специализированных медицинских организациях, оказывающих гематологическую помощь);

- не во всех медицинских организациях гематологического профиля применяются современные высокотехнологичные методы обследования; отмечены недостатки в гемотрансфузионной поддержке;

Конкретные мероприятия, направленные на совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи, которые необходимо провести в ближайшее время:

1. Обеспечить специализацию по гематологии для врачей-терапевтов, ответственных за оказание медицинской помощи по специальности «гематология» в Федеральных округах.

2. Разработать методические рекомендации по составлению годовых отчетов, что поможет врачам ориентироваться в показателях, требованиях к ведению первичной медицинской документации.

Перспективные мероприятия и разработки, направленные на повышение качества и совершенствование организации специализированной гематологической помощи:

1. Продолжить мониторинг и коррекцию (при необходимости) отчетных форм и показателей де-

ятельности медицинских организаций гематологического профиля ФМБА России.

2. Разработать «дорожную карту» по достижению целевых показателей деятельности с указанием сроков.

3. Разработать электронную платформу «Отчет главного внештатного специалиста гематолога ФМБА России».

4. Продолжить работу над совершенствованием нормативной базы гематологической службы ФМБА России.

Дальнейший мониторинг состояния и результатов деятельности медицинских организаций гематологической помощи, подведомственных ФМБА России, координация их деятельности будет способствовать совершенствованию организации и качества медицинской помощи.

Конфликты интересов отсутствуют.

Источник финансирования: исследование не имело финансирования.

Вклад авторов:

Концепция и дизайн: Бессмельцев С.С., Жигулева Л.Ю.

Сбор и обработка данных: Жигулева Л.Ю., Бес-смельцев С.С.

Предоставление материалов исследования: Жигулева Л.Ю.

Анализ и интерпретация: Бессмельцев С.С., Жигулева Л.Ю.

Подготовка рукописи: Жигулева Л.Ю.

Окончательное одобрение рукописи: Бессмель-цев С.С.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Злокачественные новообразования в России в 2001 году (заболеваемость и смертность) /под ред. В.И. Чиссова, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 2003. - 240 с.

2. Злокачественные новообразования в России в 2020 году (заболеваемость и смертность) /под ред. под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2021. - 252 с.

3. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2289 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения 20.04.2022).

4. О Федеральном медико-биологическом агентстве: Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 (действующая редакция от 28.07.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения 27.09.2022).

5. О главных внештатных специалистах Федерального медико-биологического агентства: приказ ФМБА России от 16.12.2020 № 366 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения 03.10. 2022).

6. Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-гематолога, врача-инфекциониста, врача-онколога, врача-пульмонолога, врача-фтизиатра, врача-хирурга: приказ МЗ РФ от 06.08.2020 № 810н [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.10.2022).

7. Состояние онкологической помощи населению России в 2021 году /под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2022. - 239 с.

8. Жигулева Л.Ю. Научное обоснование мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями системы крови: автореф. дисс... д-ра мед. наук. - Москва, 2021. - 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.