Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕМАТОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ИНФРАСТРУКТУРА ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ВЫЕЗДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малолеткина Е.С., Лазарева О.В., Цыба Н.Н., Швец Д.А., Двирнык В.Н.

Повышение качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач политики государства, для решения которой используются ресурсы национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектов, нацеленных на развитие высокозатратных, ресурсоемких и социально-значимых отраслей здравоохранения, к которым относится гематологическая помощь.Цель исследования - оценка организации и состояния гематологической службы в центральном федеральном округе (ЦФО) Российской Федерации - лидере как по численности населения, так и по количеству входящих в него субъектов, - проведение которой необходимо для разработки организационно-методических мероприятий, направленных на ее совершенствование.Материалы и методы. В качестве материалов исследования были использованы официальные статистические сведения и аналитические материалы Росстата, Ракового регистра, открытых источников информации, данные выездных мероприятий ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России в субъекты ЦФО. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета Excel-2007. Основными методами исследования являлись: изучение и обобщения имеющейся информации, информационно-аналитический, статистический, библиографический.Результаты. Проведенный анализ показателей работы службы по профилю «Гематология» в ЦФО определил основные ее составляющие, в совокупности которых можно оценить качество организации оказания профильной медицинской помощи с последующим рейтингованием, а также позволил наметить ключевые точки для дальнейшего совершенствования гематологической службы.Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости постоянного мониторирования основных показателей гематологической службы (кадровое обеспечение, коечный фонд, доступность профильных высокотехнологичных методов исследований, лекарственное обеспечение), учитывая определенные особенности и курс проводимой в данном направлении государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малолеткина Е.С., Лазарева О.В., Цыба Н.Н., Швец Д.А., Двирнык В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF THE HEMATOLOGICAL SERVICE OF THE SUBJECTS CENTRAL FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Improving the quality of medical care is one of the priority objectives of the state policy, for the solution of which the resources of thenational project «Healthcare» and its constituent federal projects are used.Purpose of the study is the development of high-cost, resource-intensive and socially significant healthcare industry, such as the Hematology service. The aim of this study was to assess the organization and state of the Hematology service in the Central Federal District (CFD) of Russia - the leader both in terms of population and in terms of the number of subjects included in it - which is necessary to develop organizational and methodological measures aimed at its improvement. Materials and methods. Official statistical data and analytical materials of Federal State Statistics Service, the Cancer Registry, open sources of information, data from check-out work of the National Medical Research Center for Hematology in СFD. Statistical data analyzed with the Excel-2007 package. The main research methods: study and generalization of the available information, information- analytical, statistical, bibliographic.Results. The analysis of the performance indicators of Hematology in the CFD identified its main components, taken together of which it is possible to assess the quality of the organization of the provision of specialized medical care with subsequent rating, and made it possible to identify key points for further improvement of the hematological service. Conclusions. The results of the study indicate the need for constant monitoring of the main indicators of the Hematology service (staffing, bed fund, availability of specialized high-tech research methods for the blood system diseases), taking into account certain directions and the course of the state policy pursued in this direction.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-1-6-19 УДК: 614.2

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.С. Малолеткина аО.В. Лазарева b, Н.Н. Цыбаc, Д.А. Швец d, В.Н. Двирныкe, Е.Н. Паровичниковаf

а, ь, с, d, в, f фгбу «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. ahttps://orcid.org/0000-0001 -7193-4503; bhttps://orcid.org/0000-0002-0889-0445; chttps://orcid.org/0000-0001-7816-808X; dhttps://orcid.org/0000-0002-6736-5966; ehttps://orcid.org/0000-0002-9877-0796; f https://orcid.org/0000-0001-6177-3566

И Автор для корреспонденции: Малолеткина Е.С.

АННОТАЦИЯ

Повышение качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач политики государства, для решения которой используются ресурсы национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектов, нацеленных на развитие высокозатратных, ресурсоемких и социально-значимых отраслей здравоохранения, к которым относится гематологическая помощь.

Цель исследования - оценка организации и состояния гематологической службы в центральном федеральном округе (ЦФО) Российской Федерации - лидере как по численности населения, так и по количеству входящих в него субъектов, -проведение которой необходимо для разработки организационно-методических мероприятий, направленных на ее совершенствование.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования были использованы официальные статистические сведения и аналитические материалы Росстата, Ракового регистра, открытых источников информации, данные выездных мероприятий ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России в субъекты ЦФО. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета Excel-2007. Основными методами исследования являлись: изучение и обобщения имеющейся информации, информационно-аналитический, статистический, библиографический.

Результаты. Проведенный анализ показателей работы службы по профилю «Гематология» в ЦФО определил основные ее составляющие, в совокупности которых можно оценить качество организации оказания профильной медицинской помощи с последующим рейтингованием, а также позволил наметить ключевые точки для дальнейшего совершенствования гематологической службы.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости постоянного мониторирования основных показателей гематологической службы (кадровое обеспечение, коечный фонд, доступность профильных высокотехнологичных методов исследований, лекарственное обеспечение), учитывая определенные особенности и курс проводимой в данном направлении государственной политики.

Ключевые слова: гематология, организация гематологической службы, инфраструктура гематологической службы, оценка качества оказания гематологической помощи, выездные мероприятия.

Для цитирования: Малолеткина Е.С., Лазарева О.В., Цыба Н.Н, Швец Д.А., Двирнык В.Н., Паровичникова Е.Н. Состояние и перспективы развития гематологической службы субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2023; 1: 6-19. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-1-6-19.

Введение

□ дной из приоритетных задач политики государства в области здравоохранения является повышение качества медицинской помощи населению. Особенно актуально решение данной задачи для высокозатратных, ресурсоёмких и социально значимых отраслей здравоохранения, к которым относится гематологическая помощь.

Отчетливая тенденция увеличения распространенности заболеваний системы крови, частая инвалиди-зация больных и высокий уровень смертности от опухолевых заболеваний системы крови обусловливают значительную социально экономическую нагрузку и диктуют необходимость дальнейшего комплексного изучения проблемы совершенствования качества медицинской помощи при данной патологии.

© Малолеткина Е.С, Лазарева О.В., Цыба Н.Н, Швец Д.А, Двирнык В.Н., Паровичникова Е.Н., 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2023

В 2017 году в результате инфраструктурной реформы Министерством здравоохранения Российской Федерации (РФ), на базе 20 подведомственных Минздраву России федеральных медицинских учреждений, была сформирована сеть Национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ), каждый из которых курирует оказание медицинской помощи по своему профилю в масштабах страны (приказ Минздрава России от 11.09.2017 № 622 «О сети национальных медицинских исследовательских центров»), в июле 2021 г. количество НМИЦ возросло до 37.

Федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» входит в Национальный проект «Здравоохранение» [1], разработанный на основании Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Сеть НМИЦ сформирована для повышения качества и доступности медицинской помощи, укрепления кадрового, в том числе научного, потенциала, создания условий для устойчивого спроса на инновационную продукцию и её внедрения в практическое здравоохранение, включая систему ранней диагностики заболеваний и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, развитие трансляционной медицины. Деятельность НМИЦ, согласно приказу Минздрава России от 07.04.2021 № 309 [2], осуществляется по основным направлениям: организационно-методическое руководство краевыми, республиканскими, областными, окружными медицинскими организациями (далее - МО) субъектов РФ, либо МО, выполняющими их функции, и аналитическая деятельность в соответствии с профилями медицинской помощи.

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России (далее - НМИЦ гематологии) - один из старейших институтов России, основан в 1926 году как Институт переливания крови. В научно-исследовательской тематике института в начале его деятельности наметились два направления - изучение терапевтической эффективности переливания крови при различных патологических состояниях и исследование обменных переливаний крови. Создание института легло в основу клинической и экспериментальной трансфузиологии в стране, однако организационные основы оказания специализированной гематологической помощи в СССР в целом начали создаваться лишь в 50-х годах прошлого столетия:

в областных и краевых больницах и на базе онкологических диспансеров были организованы амбулаторные приемы больных с заболеваниями системы крови (ЗСК). В Риге в 1958 году начал работу первый диспансерный кабинет, взявший на учет всех гематологических больных города, обеспечивая их лечение и организацию трудоустройства [3]. Менее, чем через 10 лет, в 1966 году, в стране существовало 17 специализированных гематологических отделений, «гематологические койки» функционировали в 54 лечебных учреждениях, в 57 поликлиниках вели прием гематологических больных [3]. В приказе Минздрава СССР от 20.06.1967 № 490 «О мерах по улучшению медицинской помощи больным с заболеваниями крови» фигурировала обеспеченность гематологическими койками, равная 0,13, а число врачей-гематологов варьировало от 0,01 (Белорусская и Молдавская ССР) до 0,07 (Армянская ССР), достигая, в среднем, по стране 0,02 на 10000 населения, что было явно недостаточным. Через 20 лет приказом Минздрава СССР от 16.11.1988 № 824 «О мерах по дальнейшему совершенствованию качества медицинской помощи больным с заболеваниями системы крови», число врачей-гематологов (взрослых) было увеличено до 1 на 100 000 населения. В больницах, где имелись гематологические отделения, предусматривалось разворачивание дополнительного числа коек в палатах (отделениях) реанимации и интенсивной терапии для оказания помощи гематологическим больным, предписывалось проведение в 19891993 гг. научно-исследовательской работы по изучению эпидемиологии болезней системы крови, было утверждено положение о главных внештатных гематологах МЗ СССР, союзных (автономных) республик, краевых (областных) и городских органов здравоохранения.

После 1991 года в системе здравоохранения страны произошли колоссальные изменения, затронувшие все стороны ее организации. Разработка основных клинических и организационных форм совершенствования деятельности гематологической службы в новых социально-экономических условиях, изыскание путей повышения эффективности и качества диагностики и лечения ЗСК в практическом здравоохранении во многом зависит от достигнутого уровня развития гематологической службы, сложившихся форм и методов оказания специализированной помощи больным в амбулаторных и стационарных условиях, а также реальной возможности использования современных

с

#хс

№ 1 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

научных достижений. Распространение результатов научных исследований среди широкого круга МО практического здравоохранения, разработка новых научно-организационных и клинических форм совершенствования гематологической помощи населению требуют конкретных знаний о состоянии и организации гематологической службы в отдельных регионах России и страны в целом, об изменениях, возникающих «во времени». Наиболее полная информация, позволяющая всесторонне оценить организационные аспекты и текущее состояние гематологической службы, экспертами НМИЦ гематологии была получена в ходе выездных мероприятий (ВМ) в субъекты Центрального федерального округа РФ (далее - ЦФО): Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, за исключением города федерального значения Москвы.

В странах Европы принципиальных отличий в организации оказания гематологической помощи нет, но есть существенные отличия в источниках финансирования, а именно преобладание добровольного дополнительного медицинского страхования, что позволяет гематологической службе быстрее внедрять все самые передовые технологии, а также привлекать наиболее мотивированных квалифицированных специалистов [4].

ЦФО значительно превосходит другие федеральные округа (ФО) России по численности населения, объему суммарного валового регионального продукта, стоимости основных промыш-ленно-производственных фондов, численности, занятых в экономике, научно-техническому потенциалу, развитости производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время на долю округа приходится 26,9% населения, 27,5% численности, занятых в экономике страны, свыше 35% от общего объема валового регионального продукта (рис. 1). Демографическая ситуация в ЦФО неблагоприятна, как и в целом по стране, что обусловлено отрицательным естественным приростом населения, его старением, однако ЦФО характеризуется положительным миграционным сальдо в межрегиональной миграции, а также притоком населения из стран СНГ. Миграционный приток населения обеспечивается преимущественно за счет Москвы и Московской области, однако ряд других центральных регионов - Белгородская, Воронежская, Рязанская и Ярославская области являются привлекательными для мигрантов из других регионов, что отчасти компенсирует естественную убыль населения в округе. При этом, по численности населения и его качественному потенциалу, ЦФО значительно превосходит другие округа [5]. В этой связи, ЦФО осуществляет наибольший вклад в организационную структуру службы, а также систему

Рис. 1. Географическое расположение центрального федерального округа на карте Российской Федерации с численностью населения (2019 год)

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 1

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

регистрации числа пациентов с ЗСК, поэтому округ и был выбран для анализа в первую очередь. Целью настоящего исследования является оценка организации и состояния гематологической службы в ЦФО РФ, проведение которой необходимо для разработки организационно-методических мероприятий, направленных на ее совершенствование.

Материалы и методы

Анализ данных проводился по 17 субъектам ЦФО из 18, входящих в ЦФО (за исключением города федерального значения Москвы, не участвующего в реализации федерального проекта «Развитие сети НМИЦ»). Для описания состояния гематологической службы субъектов ЦФО в период 2019-2020 гг. в рамках организационно-методического руководства профильными МО было проведено 22 выездных мероприятия (17 первичных и 5 повторных) сформированными мобильными рабочими группами, включающими, помимо врачей-гематологов, специалистов лабораторной диагностики и сотрудников организационно-методического отдела [6, 7, 8].

Основная цель командировок - организационно-методическая помощь МО субъектов РФ, оказывающим медицинскую помощь пациентам с ЗСК. Ежегодно профильным Департаментом Минздрава России и генеральным директором Центра утверждается План ВМ. Заблаговременно в органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья (ОИВ) и всем официальным заинтересованным лицам (Глава субъекта РФ, Росздравнадзор, вуз-куратор и вуз субъекта, МО) направляют информационные письма о сроках ВМ, перечне необходимых документов, в том числе медицинских, чек-листы.

При подготовке к ВМ, проводился комплексный анализ доступных информационных источников: Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и входящих в нее подсистем (Федеральный регистр медицинских работников и Федеральный регистр медицинских организаций) [9], официальные сайты органов государственной исполнительной власти, МО, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) [10], система мониторинга оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) Минздрава России [11], единый реестр лицензий Росздравнадзора [12], данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [13], нормативные и регламентирующие документы Минздрава России, отчеты главных внештатных

специалистов гематологов субъектов ЦФО, стати стические сборники ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России (ЦНИИОИЗ) [14] и МНИОИ им. П.А. Герцена -филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России [15, 16, 17, 18]. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета Ехсе1-2007.

Для каждого раздела работ в рамках ВМ сотрудниками НМИЦ гематологии были разработаны чек-листы. Выезды мобильных рабочих групп проводили в соответствии с разработанным алгоритмом проведения ВМ по оценке качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (СМП/ВМП) в субъектах РФ [19]. Информацию, полученную в ходе ВМ, анализировали по каждому субъекту отдельно, а также по ФО в целом. Аналитический отчет направляли в ОИВ субъекта РФ и Минздрав России.

Результаты

В состав ЦФО входят 18 субъектов: 17 областей и город федерального значения Москва (г.ф.з.). Несмотря на некоторое снижение численности населения в 2021 году (2019 г. - 39 378 059; 2020 г. -39 433 556; 2021 г. - 39 250 960 человек), ЦФО является лидером как по численности населения, так и по количеству входящих в него субъектов. Плотность населения составляет 60,37 человека/ км2 - 1-е место среди ФО. На долю городского населения приходится 82% жителей. В целом, округ состоит из небольших областей, однако все они густонаселены, имеют удовлетворительную транспортную доступность.

Медицинская помощь по профилю «гематология» оказывается во всех субъектах ЦФО, представлена централизованной моделью в административных центрах (16/17 субъектов), в 1 субъекте имеет сетевую структуру (Московская область).

Главные внештатные специалисты-гематологи ОИВ утверждены во всех субъектах. Нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие оказание медицинской помощи по профилю «Гематология» (содержат информацию о маршрутизации больных и логистике биоматериалов, определяют функциональные связи, распределение обязанностей между всеми МО субъекта РФ и координацию совместной работы), разработаны в 11 из 17 (65%) субъектах ЦФО [20]; в Ивановской, Калужской, Курской, Рязанской, Тульской и Ярославской областях (35% субъектов ЦФО) такие НПА предстоит разработать.

с

#мс

№ 1 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Регистрация и учет гематологических больных осуществляется в Ярославской области в пилотной системе ЕИС «Гематология» [21, 22], в Смоленской области с помощью самостоятельно разработанных таблиц.

«Якорные» МО представлены областными больницами (МО 3 уровня) в 15 субъектах (88%), в Липецкой области профильное отделение развернуто в городской больнице, в Смоленской - в МО частной системы здравоохранения. Гематологические подразделения располагаются в 5 из 17 субъектов в зданиях, технологически объединённых коридорами с отделениями реанимации (типовые здания областных больниц типа «гребенки»), в 3 субъектах - в отдельно стоящих зданиях.

Структура гематологической службы округа представлена в таблице 1.

В 8 из 17 анализируемых субъектов ЦФО (47%) не оказывается ВМП пациентам с ЗСК.

Во всех субъектах ЦФО развернуты круглосуточные гематологические отделения, осуществляется

амбулаторный прием. Гематологические койки дневного стационара развернуты лишь в 13 субъектах (76%). Трансплантация костного мозга/гемопоэти-ческих стволовых клеток (ТКМ/ТСГК) в субъектах ЦФО не выполняется. Круглосуточные дежурства врачей-гематологов по специализированному отделению организованы только в 1 субъекте ФО (Воронежская область).

Трансфузиологическая служба представлена станциями переливания крови и отделениями переливания крови.

Анализ кадрового обеспечения врачами-гематологами профильных отделений показал, что обеспеченность врачами-гематологами в 12 субъектах ЦФО ниже показателя по РФ (рис. 2). Во всех 17 субъектах округа отмечается кадровый дефицит, особенно ощутимый в амбулаторно-поликлиниче-ском звене. Такая ситуация делает оказание СМП пациентам с ЗСК в ряде регионов менее доступной, возникают трудности и при динамическом наблюдении за больными, регистрации и учете профильных

Таблица 1

Структура гематологической службы субъектов ЦФО

Город, в котором Оказание СМП больным с ЗСК Наличие коек

№ Субъект РФ/ область представлена гематологическая служба многопрофильная больница онкологический диспансер (ЛПЗ*) Оказание ВМП (да/нет) дневного стационара (да/нет)

1 Белгородская Белгород Старый Оскол да нет да да

2 Брянская Брянск да да нет нет

3 Владимирская Владимир да да нет да

4 Воронежская Воронеж да да да да

5 Ивановская Иваново да да да да

6 Калужская Калуга да да нет да

7 Костромская Кострома да нет да нет

8 Курская Курск да нет да нет

9 Липецкая Липецк да да да да

■ Московская Москва Коломна Подольск Королев да нет да да

11 Орловская Орёл да нет нет да

12 Рязанская Рязань да нет нет да

13 Смоленская Смоленск да нет нет да

14 Тамбовская Тамбов да да нет да

15 Тверская Тверь да да нет да

16 Тульская Тула да нет да нет

17 Ярославская Ярославль да нет да да

Примечание: ЛПЗ* - лимфопролиферативные заболевания.

Менеджер / Мападег № 1

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Рис. 2. Обеспеченность врачами-гематологами в субъектах ЦФО в 2019 г. (данные ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России)

пациентов, что, в свою очередь, сказывается на адекватности обоснования коечного фонда, объемов медицинской помощи, формирования заявок на лекарственные препараты. Например, в Московской области, в соответствии с Порядком по гематологии (1 врач-гематолог на 200 тыс.) [23], при численности взрослого населения 6109 869 человек, амбулаторная помощь должна оказываться 30 врачами-гематологами, но фактически работают 10. В целом по ЦФО, при численности взрослого населения 32 253 191 человек, на амбулаторном этапе оказания СМП по профилю «Гематология» должен работать 161 взрослый врач-гематолог, а фактическая их численность, включая детских специалистов, составляет 168 человек, из них 102 -в г.ф.з. Москва. Несмотря на снижение расчетного норматива врачей-гематологов в 1988 г. (1 врач на 100 тыс.), наблюдается заниженное число штатных должностей во всех субъектах ЦФО (таблица 2), а также их неукомплектованность.

Стационарный этап СМП обеспечивают 108 врачей-гематологов, 30% которых перешагнули пенсионный рубеж. В этой связи необходимо

Численность Амбулаторный прием Круглосуточный стационар

Субъект РФ/ область взрослого населения субъекта РФ/ области норматив по Порядку (1 гематолог на 200000 взрослого населения) фактическое количество коек норматив по Порядку (1 гематолог на 10 коек), без заведующего отделением фактическое, включая заведующего отделением

Белгородская 1258 185 6 2 60 6 4

Брянская 972823 5 1 40 4 4

Владимирская 1113 610 5 2 35 3,5 7

Воронежская 1919 566 10 4 90 9 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ивановская 819893 4 2 30 3 4

Калужская 821138 4 1 25 2,5 3

Костромская 506970 3 2 30 3 4

Курская 900056 5 1 60 6 12

Липецкая 926637 5 2 40 4 3

Московская 6109 869 30 10 164 16 21

Орловская 603895 3 2 31 3 2

Рязанская 917780 5 2 55 5,5 5

Смоленская 778890 4 1 55 5,5 6

Тамбовская 844436 4 2 30 3 3

Тверская 1032 789 5 2 40 4 6

Тульская 1233 001 6 2 60 6 4

Ярославская 1 017 431 5 3 50 5 10

Всего 20744 180 119 41 895 89 108, из них 30% пенсионного возраста

Таблица 2

Сравнительная характеристика кадрового обеспечения врачами-гематологами

(взрослые) субъектов ЦФО в 2019 году на соответствие нормативам Порядка по гематологии (данные выездных мероприятий НМИЦ гематологии)

•КС

№ 1 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

->

отметить, что наличие кадрового дефицита отмечалось и ранее.

При сравнении информации о числе врачей-гематологов в субъектах ЦФО из доступных источников информации: ЦНИИОИЗ, ЕГИСЗ (ФРМР) и по данным ВМ, выявлены расхождения данных по 9 субъектам ЦФО. Наиболее объективной для НМИЦ гематологии в настоящее время является информация, полученная в ходе ВМ.

Сравнительная характеристика кадрового обеспечения врачами-гематологами субъектов ЦФО на соответствие нормативам Порядка по гематологии представлена в таблице 2.

Анализ данных, представленных в сборниках, статистических данных ЦНИИОИЗ показал, что наибольшая обеспеченность гематологическими койками в расчете на 10 000 населения (взрослого) наблюдается в Курской области (6,8), г. Москве (6,4), Белгородской и Ярославской областях (6,1 и 5,8 соответственно). Наименьшая - в Московской области - 2,2, данные по Смоленской области не соответствуют реальности, так как не учитывают гематологические койки для взрослых, располагающиеся на базе МО частной системы здравоохранения, и связи с этим не учитываются при составлении статистической отчетности (рис. 3) [14].

Согласно данным, полученным в результате проведенных ВМ известно, что в ЦФО развернуто 773 койки круглосуточных стационаров и 64

койко-места в дневных стационарах (ДС). Коечная мощность отделений составляет от 25 (Калужская область) до 90 коек круглосуточного стационара (Воронежская область). Отдельно анализировали данные Московской области, имеющей сетевую структуру организации гематологической службы, включая «якорную» МО и 3 вспомогательных «узла» с числом коек от 20 до 40. Количество койко-мест в ДС колеблется от 1 (Тульская область) до 10 (Калужская область), в 4 регионах ЦФО работа ДС не организована, включая крупнейший субъект ЦФО - Московскую область, хотя в более ранних работах нами было показано, что около 30% больных могут лечиться в гематологическом ДС без ущерба качеству лечения и с меньшей затратой сил и средств МО [24, 25].

Косвенным признаком перегруженности коечного фонда может служить превышение планового показателя оборота койки: средний показатель по ЦФО составил 30,9 (превышен в Тульской, Московской, Липецкой и Тамбовской областях), что на 30% превышает российский показатель. В Воронежской и Владимирской областях превышен показатель средней занятости койки в году (функция койки), в то же время в 8 субъектах округа этот показатель ниже российского, что требует проведения дополнительного анализа. Несмотря на то, что показатель летальности, в среднем, по ЦФО (1,41) равен аналогичному показателю по стране (1,40),

Рис. 3. Обеспеченность гематологическими койками в субъектах ЦФО в 2019 г. (данные ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России)

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 1

Zdravoochrвneniв 2023

в 8 субъектах ЦФО данный показатель превышает указанные цифры (максимальное значение равно 4,53), при этом вызывает глубокое сомнение информация об отсутствии летальности в Калужской и Смоленской областях.

Основой качественного эффективного лечения является прецизионная диагностика патологического процесса. Рутинные (базовые) лабораторные методы исследования выполняют практически в каждом субъекте ЦФО, но при необходимости выполнения высокотехнологичных методов исследований во многих субъектах ЦФО возникают трудности: иммунофенотипирование клеток проводится лишь в 3 субъектах (Воронежская, Московская, Смоленская области); иммуногистохимиче-ские и иммунохимические - лишь в 10 субъектах ЦФО; молекулярные и цитогенетические методы исследования выполняют лишь в г. Москве. Проблематичным, в большинстве регионов (80%), является и выполнение микробиологических и вирусологических исследований, необходимых в процессе лечения осложнений терапии ЗСК. Проблемы лабораторного обеспечения гематологической службы обусловлены не только недостаточным материально-техническим оснащением, но и дефицитом кадров. В рейтинге доступности и полноценности комплексного обследования больных с патологией системы крови лидируют Московская, Брянская, Белгородская и Смоленская области, замыкает список - Рязанская область. При невозможности выполнения необходимых исследований на местах биологические субстраты направляют за пределы региона. В этих случаях возникают вопросы, связанные с их оплатой и логистикой: далеко не во всех субъектах ЦФО удается согласовать оплату перечисленных мероприятий с ТФОМС.

На проблемы лекарственного обеспечения больных указывают в 14 регионах ФО (83%), на их отсутствие - лишь в Брянской, Липецкой и Тверской областях. По данным опроса, проведенного в 2020 году, проблемы возникали с обеспечением лекарственными препаратами по программе «14 высокозатратных нозологий» [26] в 11 областях (54%), отсутствие препаратов вследствие нерегулярности поставок (производства) приводило к проблемам в 7 субъектах, недостаточность средств регионального бюджета, выделяемых на закупки лекарственных препаратов - в 3 регионах округа.

Основываясь на анализе разработанных специалистами НМИЦ гематологии чек-листов, был

определен рейтинг «якорных» МО субъектов ЦФО. В критерии экспертной оценки включены следующие параметры: наличие приказа о маршрутизации профильных больных; количество гематологических коек; укомплектованность врачами-гематологами; наличие в структуре гематологической службы амбулаторно-поликлинического звена, круглосуточного и дневного стационаров; виды оказания медицинской помощи (СМП, ВМП); возможность проведения адекватной трансфузионной терапии; наличие в отделениях реанимации и интенсивной терапии МО боксированных палат для больных с ЗСК; полнота лекарственного обеспечения; информатизация МО - работа медицинской, лабораторной информационной системы, их интеграция, электронная регистратура; выполнение диагностических манипуляций (пункция костного мозга, трепанобиопсия, люмбальная пункция); доступность «ключевых» методов диагностики ЗСК на территории субъекта: цитологические и цитохимические исследования клеток костного мозга и лимфатических узлов, выполнение иммунофенотипи-рования, гистологических, иммуногистохимических, микробиологических, цитогенетических, молекуляр-но-генетических, иммунохимических, вирусологических исследований, компьютерной томографии/ магнитно-резонансной томографии, позитронно-эмиссионной томографии в субъекте; использование в работе телемедицинских технологий.

Предлагаемая в качестве основы система рейтинга МО далека от совершенства - критерии, включенные в ее состав не «равновесны». Например, наличие приказа о маршрутизации и соответствие количества гематологических коек нормативам, увеличивают рейтинг субъекта, даже если он отстает по таким параметрам, как наличие развитой инфраструктуры и информатизация гематологической службы, но несмотря на это, система позволила ориентировочно обозначить место каждого субъекта ЦФО в гематологической службе ФО, что было подтверждено экспертным путем. При максимальном числе баллов, которое может получить организация, участвующая в рейтинге (рис. 4), равном 38 (100%), лидирующие позиции, согласно произведенным расчетам НМИЦ гематологии, занимают: Московская (28,5 баллов), Белгородская (25,5 баллов), Брянская (25 баллов), Воронежская (24,5 баллов), Тульская (24,5 балла), Смоленская (24 балла), Ивановская (22 балла) области. Минимальное число баллов получили Рязанская (18 баллов) и Костромская области (17 баллов).

с

#хс

№ 1 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Рис. 4.

Рейтинг субъектов ЦФО по результатам экспертной оценки комплексного показателя в 2019 г.

Кроме того, оценка отдельных параметров, влияющих на итоговый балл, полученный субъектом, позволяет формировать по каждому их них «укрупненные» блоки проблемных вопросов, рекомендации по их решению. Так, 8 из 17 субъектов ЦФО имеют сниженные балльные оценки по причине отсутствия НПА, диагностических возможностей и слаборазвитой инфраструктуры, не соответствующей основным требованиям приказа Минздрава России № 930н [23].

Обсуждение

Таким образом, исследование показало необходимость, прежде всего, проведения комплексного анализа всей доступной информации с дальнейшей ее актуализацией в ходе проведения ВМ, поскольку полученная информация позволяет не только выявить расхождение данных из разных источников, но и получить реальные сведения, актуальные на момент ВМ. Наиболее достоверной и актуальной информацией об обеспеченности кадрами, койками и диагностическими возможностями субъекта является - полученная в ходе работы специалистов НМИЦ гематологии в субъекте РФ [27]. Кроме того, ВМ показали свою эффективность в налаживании коммуникаций как с ОИВ, участвующих в решении организационных проблем, главными врачами и непосредственно врачами-гематологами, что, несомненно, вносит свой вклад в решение проблемных задач.

Паспортизация гематологической службы ЦФО, проведенная экспертами НМИЦ гематологии, позволила объективизировать следующие вопросы:

- Нормативно-правовые акты, определяющие распределение обязанностей, функциональные связи между МО и оптимизирующие маршрутизацию пациентов и/или биосубстратов отсутствуют в 8 из 17 субъектов РФ (44%);

- Инфраструктура гематологической службы требует реновации: существующие здания и помещения во многих случаях не соответствуют современным санитарным правилам и нормам, отсутствуют условия для проведения современной высокодозной терапии (отсутствуют изолированные боксы, вентиляция, шлюзы), гематологические отделения оснащены оборудованием не в полном объеме, во многих отделениях отсутствует информатизация лечебного процесса, отмечается кадровый дефицит.

- Организация диагностического процесса ЗСК требует серьезной модернизации [28]. В 9 из 17 субъектов ЦФО (53%) доступны только 50% методов исследований, из числа необходимых для диагностики ЗСК. Проблематичным является выполнение ряда исследований, необходимых для проведения специфической терапии и лечения возможных ее осложнений. Проблемы лабораторного обеспечения гематологической службы обусловлены дефицитом кадров и недо-

Мападег № 1

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

статочным материально-техническим обеспечением: в МО недостаточное финансирование лабораторной службы (нет качественных реактивов), мало современных сертифицированных лабораторий, нет оборудования, специалистов, следствием чего является чрезвычайно узкий спектр выполняемых исследований.

- Трудности с лекарственным обеспечением больных отмечены в 14 регионах ФО (83%): проблемы с обеспечением лекарственными препаратами по программе «14 ВЗН» в 11 областях; отсутствие препаратов вследствие нерегулярных поставок (производства) приводило к проблемам в 7 субъектах; недостаточность выделенных на закупки средств регионального бюджета -в 3 регионах округа.

- Во всех 17 субъектах округа отмечается кадровый дефицит, особенно ощутимый в амбулатор-но-поликлиническом звене службы.

- В Московской, Тульской, Липецкой и Тамбовской областях превышен плановый показатель оборота койки, что может свидетельствовать о перегруженности и недостаточности коечного фонда. В 13 областях функционируют койки ДС, количество их различно.

- Показатели летальности, в среднем, по ЦФО равны аналогичному показателю по стране (1,41 против 1,40); в 8 субъектах ЦФО данный показатель превышает указанные цифры (максимальное значение равно 4,53), «нулевая летальность» в Калужской и Смоленской областях сомнительна и нуждается в дальнейшем анализе.

- Возможность проведения телемедицинских консультаций существует во всех регионах ЦФО.

- Рейтингование субъектов позволило определить направления, по которым необходимо сформировать предложения стратегического развития гематологической службы субъектов ЦФО с учетом локальных особенностей региона. Для разрешения проблемных вопросов и последующего формирования элементов стратегического планирования в гематологической службе ЦФО, с нашей точки зрения, необходимы следующие мероприятия:

- разработка региональной программы по совершенствованию организации гематологической службы субъекта РФ («дорожная карта», разработка и внедрение регионального нормативного правового акта, регламентирующего оказание медицинской помощи взрослому населению по профилю «Гематология»);

- создание условий для проведения современ ного лечения ЗСК, включая организацию асептических боксов, палат интенсивной терапии, техническое и материальное оснащение в соответствии с требованиями Порядка по гематологии [23];

- разработка программы по устранению кадрового дефицита (целевая подготовка врачей-специалистов, конкурентоспособная заработная плата, пакет мер социальной поддержки, улучшение условий труда);

- направление врачей-гематологов, а также врачей смежных специальностей на курсы повышения квалификации в федеральные центры; мотивация специалистов уникальных направлений (цитоморфология, патоморфология, проточная цитофлюориметрия, цитогенетика, клиническая микробиология), стажировка специалистов в федеральных центрах; участие в Российских научных конференциях;

- соблюдение алгоритмов диагностики и протоколов лечения ЗСК (обеспечение проведения всех необходимых методов диагностики, в том числе на договорной основе; обеспечение необходимыми лекарственными препаратами (ЛП), соблюдение программ лечения;

- развитие лабораторной службы «якорных» МО в субъектах ЦФО (подготовка специалистов, расширение спектра исследований, закупка лабораторного оборудования и качественных расходных материалов);

- дополнительное финансирование из регионального бюджета на закупку лекарственных препаратов, подготовка заявок на закупку лекарственных препаратов на основе анализа потребности и имеющихся на текущий момент; информирование НМИЦ гематологии о проблемах с лекарственным обеспечением в оперативном режиме;

- привлечение специалистов из субъектов ЦФО к участию в разработке и обновлению нормативно-правовой базы, касающейся работы гематологической службы, включая условия труда.

Выводы

Проведенное исследование показало необходимость в систематическом и системном сборе информации о гематологической службе субъектов. Для динамического анализа большого массива информации о субъектах РФ необходима система сбора и учета - паспорт гематологической службы

с

#хс

№ 1 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

[6], который со временем будет востребован в работе главных внештатных специалистов-гематологов, профессиональных сообществ и позволит осуществлять эффективный контроль и мониторинг рационального использования сил и средств существующей ресурсной базы службы, эффективное управление профильной специализированной медицинской помощью.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Таким образом, необходимо совместными усилиями: курирующего НМИЦ, ОИВ в сфере охраны здоровья субъекта, региональной гематологической службы формировать систему, способную обеспечить доступность и качество профильной медицинской помощи, реализовывать мероприятия, направленные на ее совершенствование, учитывать лучшие практики «соседних» субъектов.

1. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16).

2. Приказ Минздрава России от 07.04.2021 г. № 309 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров».

3. Подгорных Л.К., Еременко Л.Л., Максимова Т.М. Пути развития специализированной гематологической помощи. Москва-Тверь, 2001. - С. 160.

4. McCann S.R. A History of Haematology. From Herodotus to HIV (Oxford Medical Histories) // Oxford University Press. 2016. - 256, P. 169-167. ISBN 978-0-19-102714-7.

5. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России), http://static.govemment.ru/media/files/ 41d457592e04b76338b7.pdf.

6. Герасимова И.Р., Лазарева О.В., Чабаева Ю.А. и соавт. Паспортизация гематологической службы Российской Федерации // Гематология и трансфузиология. - 2021. - Т. 66. - № 4. - С. 610-621. - DOI 10.3 5754/0234-5730-2021 -66-4-610-621.

7. Гармаева Т.Ц., Туркина А.Г., Цыба Н.Н. и соавт. Организация оказания специализированной медицинской помощи по профилю «Гематология» в субъектах Российской Федерации (РФ) Центрального федерального округа (ЦФО) // Гематология и трансфузиология. - 2022. - Т. 67. - № S2. - С. 181.

8. Гармаева Т.Ц., Малолеткина Е.С., Лазарева О.В. и соавт. Организация выездных мероприятий в субъекты РФ в рамках исполнения функций национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) // Гематология и трансфузиология. - 2020. - Т. 65. - № S1. - С. 130.

9. Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»), http://egisz.rosminzdrav.ru/.

10. Куликов С.М., Чабаева Ю.А, Привалов С.Н. и соавт. Можно ли использовать данные территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) для мониторинга гематологических больных // Гематология и трансфузиология. - 2022. - Т. 67. - № S2. - С. 47-48.

11. Система мониторинга оказания высокотехнологичной медицинской помощи Минздрава России, https:// talon.rosminzdrav.ru/.

12. Единый реестр лицензий Росздравнадзора, https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses.

13. Федеральная служба государственной статистики (Росстат), https://rosstat.gov.ru.

14. Статистические сборники ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России (ЦНИИОИЗ), https://mednet.ru/napravleniya/ mediczinskaya-statistika.

15. Состояние онкологической помощи населению России в 2019 году (заболеваемость и смертность). Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2020. - илл. - С. 252. ISBN 978-5-85502-260-5.

16. Состояние онкологической помощи населению России в 2019 году. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2020. - илл. - С. 239. ISBN 978-5-85502-255-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Состояние онкологической помощи населению России в 2020 году (заболеваемость и смертность). Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2021. - илл. - С. 252. ISBN 978-5-85502-268-1.

18. Состояние онкологической помощи населению России в 2020 году. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2021. - илл. - С. 238. ISBN 978-5-85502-262-9.

19. Малолеткина Е.С., Туаева А.А., Лазарева О.В. и соавт. Алгоритм проведения выездного мероприятия с оценкой качества оказания специализированной медицинской помощи (СМП) в субъектах РФ // Гематология и трансфузиология. - 2022. - Т. 67. - № S2. - С. 249.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochrBnenÍB 2023

20. Малолеткина Е.С., Лазарева О.В. Нормативно-правовое регулирование гематологической службы Российской Федерации // Гематология и трансфузиология. - 2022; - Т. 67. - № S2. - С. 55.

21. Ширяева Ю.К., Гармаева Т.Ц., Лазарева О.В. и соавт. Анализ организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (СМП/ВМП), в Ярославской области (ЯО) с использованием пилотных данных единой информационной системы «Гематология» (ЕИСГ) // Гематология и трансфузиология. - 2022; - Т. 67. - № S2. - С. 317.

22. Лазарева О.В., Куликов С.М., Чабаева Ю.А. и соавт. Единая информационная система (ЕИС) «ГЕМАТОЛОГИЯ» - учет, регистрация и мониторинг пациентов с заболеваниями системы крови в РФ // Гематология и трансфузиология. - 2020. - Т. 65. - № S1. - С. 33.

23. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 930н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Гематология».

24. Цыба Н.Н. Первый опыт организации дневного стационара гематологического профиля в России // Гематология и трансфузиология. 2002; 45(2): С. 42-44;

25. Цыба Н.Н. Экономические аспекты работы гематологического дневного стацонара. СПб, 2009: V(2): С. 50.

26. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 01.06.2020 г. № 526н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга движения и учета в субъектах Российской Федерации лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, доведения до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полученных по результатам мониторинга данных и согласования перераспределения лекарственных препаратов между субъектами Российской Федерации».

27. Лазарева О.В., Малолеткина Е.С., Туаева А.А. и соавт. Технология оценки качества оказания медицинской помощи по профилю «Гематология» в субъектах Российской Федерации при проведении выездных мероприятий // Вопросы онкологии. - 2022. - Т. 68. - № S3. - С. 60-61.

28. Панасенко М.Н., Двирнык В.Н., Лазарева О.В. и соавт. Анализ возможности осуществления полноценного комплекса лабораторных исследований на этапах оказания специализированной медицинской помощи (СМП) пациентам с заболеваниями системы крови (ЗСК) // Гематология и трансфузиология. - 2022. - Т. 67. - № S2. - С. 272.

ORIGINAL PAPER

THE STATE AND PROSPECTS OF THE HEMATOLOGICAL SERVICE OF THE SUBJECTS CENTRAL FEDERAL DISTRICT OF THE RUSSIAN FEDERATION

E.S. Maloletkinaa: , O.V. Lazarevab, N.N. Tsybac, D.A. Shvetsd, V.N. Dvirnyke, E.N. Parovichnikova'

а, ь, c, d, e, f National Medical Research Center for Hematology. ahttps://orcid.org/0000-0001-7193-4503; bhttps://orcid.org/0000-0002-0889-0445; chttps://orcid.org/0000-0001-7816-808X; dhttps://orcid.org/0000-0002-6736-5966; -https://orcid.org/0000-0002-9877-0796; fhttps://orcid.org/0000-0001-6177-3566

И Corresponding author: Maloletkina E. S.

ABSTRACT

Improving the quality of medical care is one of the priority objectives of the state policy, for the solution of which the resources of the national project «Healthcare» and its constituent federal projects are used.

Purpose of the study is the development of high-cost, resource-intensive and socially significant healthcare industry, such as the Hematology service. The aim of this study was to assess the organization and state of the Hematology service in the Central Federal District (CFD) of Russia - the leader both in terms of population and in terms of the number of subjects included in it - which is necessary to develop organizational and methodological measures aimed at its improvement.

Materials and methods. Official statistical data and analytical materials of Federal State Statistics Service, the Cancer Registry, open sources of information, data from check-out work of the National Medical Research Center for Hematology in OFD. Statistical data analyzed with the Excel-2007 package. The main research methods: study and generalization of the available information, information-analytical, statistical, bibliographic.

Results. The analysis of the performance indicators of Hematology in the CFD identified its main components, taken together of which it is possible to assess the quality of the organization of the provision of specialized medical care with subsequent rating, and made it possible to identify key points for further improvement of the hematological service. Conclusions. The results of the study indicate the need for constant monitoring of the main indicators of the Hematology service (staffing, bed fund, availability of specialized high-tech research methods for the blood system diseases), taking into account certain directions and the course of the state policy pursued in this direction. Keywords: hematology, the Hematology service, hematological service infrastructure, assessment of the quality of hematological care, check-out work.

For citation: Maloletkina E.S., Lazareva O. V., Tsyba N.N., Shvets D.A., Dvirnyk V.N., Parovichnikova E.N. The state and prospects of the hematological service of the subjects Central Federal District of the Russian Federation // Manager Zdravoohranenia. 2023; 1: 6-19. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-1-6-19.

#xc

№ 1 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

1. Passport of the national project «Healthcare» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol dated December 24, 2018. - No. 16).

2. Order of the Ministry of Health of Russia dated April 7, 2021 No. 309 «On approval of the Regulations on the formation of a network of national medical research centers and on the organization of the activities of national medical research centers».

3. Podgornykh L.K., Eremenko L.L., Maksimova T.M. Ways of development of specialized hematological care. Moscow-Tver, 2001. - P. 160.

4. McCann S.R. A History of Haematology. From Herodotus to HIV (Oxford Medical Histories). Oxford University Press. 2016. X-256. - P. 169-167. ISBN 978-0-19-102714-7.

5. «Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030» (developed by the Ministry of Economic Development of Russia) http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf.

6. Gerasimova I.R., Lazareva O.V., Chabaeva Yu.A. et al. Certification of the hematological service of the Russian Federation // Hematology and transfusiology. - 2021. - T. 66. - No. 4. - P. 610-621. - DOI 10.35754/0234-5730-2 021-66-4-610-621.

7. Garmaeva T.Ts, Turkina A.G., Tsyba N.N. et al. Organization of the provision of specialized medical care in the field of «hematology» in the constituent entities of the Russian Federation (RF) of the Central Federal District (CFD) // Hematology and transfusiology. - 2022; - T. 67. - No. S2. - P. 181.

8. Garmaeva T.Ts, Maloletkina E.S., Lazareva O.V. et al. Organization of field events in the subjects of the Russian Federation as part of the performance of the functions of national medical research centers (NMIC) // Hematology and transfusiology. - 2020; - T. 65. - No. S1. - P. 130.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.05.2018 No. 555 «On the unified state information system in the field of healthcare» (together with the «Regulations on the unified state information system in the field of healthcare»), http://egisz.rosminzdrav.ru/.

10. Kulikov S.M., Chabaeva Yu.A., Privalov S.N. [et al.]. Is it possible to use the data of the territorial compulsory medical insurance funds (TFOMS) for monitoring hematological patients // Hematology and transfusiology. - 2022. -T. 67. - No. S2. - P. 47-48.

11. Monitoring system for the provision of high-tech medical care of the Ministry of Health of Russia, https://talon. rosminzdrav.ru//.

12. Unified register of licenses of Roszdravnadzor, https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses

13. Federal State Statistics Service (Rosstat), https://rosstat.gov.ru.

14. Statistical collections of the Russian Research Institute of Health (RIH), https://mednet.ru/napravleniya/mediczinskaya-statistika.

15. The state of oncological care for the population of Russia in 2019 (morbidity and mortality). Ed. HELL. Kaprina, V.V. Starinsky, A.O. Shakhzadova. - M.: MNIOI im. P.A. Herzen - branch of the Federal State Budgetary Institution «NMITs Radiology» of the Ministry of Health of Russia, 2020. - i ll. - P. 252. ISBN 978-5-85502-260-5.

16. The state of oncological care for the population of Russia in 2019. Ed. HELL. Kaprina, V.V. Starinsky, A.O. Shakhzadova. - M.: MNIOI im. P.A. Herzen - branch of the Federal State Budgetary Institution «NMITs Radiology» of the Ministry of Health of Russia, 2020. - i ll. - P. 239. ISBN 978-5-85502-255-1.

17. The state of oncological care for the population of Russia in 2020 (morbidity and mortality). Ed. HELL. Kaprina, V.V. Starinsky, A.O. Shakhzadova. - M.: MNIOI im. P.A. Herzen - branch of the Federal State Budgetary Institution «NMITs Radiology» of the Ministry of Health of Russia, 2021. - i ll. - P. 252. ISBN 978-5-85502-268-1.

18. The state of oncological care for the population of Russia in 2020. Ed. HELL. Kaprina, V.V. Starinsky, A.O. Shakhzadova. - M.: MNIOI im. P.A. Herzen - branch of the Federal State Budgetary Institution «NMITs Radiology» of the Ministry of Health of Russia, 2021. - i ll. - P. 238. ISBN 978-5-85502-262-9.

19. Maloletkina E.S., Tuaeva A.A., Lazareva O. V. et al. Algorithm for conducting an outreach event with an assessment of the quality of specialized medical care (SMP) in the subjects of the Russian Federation // Hematology and transfusiology. -2022; - T. 67. - No. S2. - P. 249.

20. Maloletkina E.S., Lazareva O. V. Normative-legal regulation of the hematological service of the Russian Federation // Hematology and transfusiology. - 2022; - T. 67. - No. S2. - P. 55.

21. Shiryaeva Yu.K, Garmaeva T.Ts., Lazareva O.V. et al. Analysis of the organization of the provision of specialized, including high-tech medical care (SMP / VMP), in the Yaroslavl region (YAO) using pilot data from the unified information system «Hematology» (UISH) // Hematology and transfusiology. - 2022; - T. 67. - No. S2. - P. 317.

22. Lazareva O.V, Kulikov S.M, Chabaeva Yu.A. et al. Unified Information System (UIS) «HEMATOLOGY» - accounting, registration and monitoring of patients with diseases of the blood system in the Russian Federation // Hematology and transfusiology. - 2020. - T. 65. - No. S1. - P. 33.

23. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 15, 2012 No. 930n «On Approval of the Procedure for Providing Medical Care to the Population in the Hematology Profile».

24. Tsyba N.N. The first experience of organizing a hematological day hospital in Russia // Hematology and transfusiology. 2002; 45 (2): P. 42-44.

25. Tsyba N.N. Economic aspects of the work of the hematological day hospital. St. Petersburg, 2009: V(2): P. 50.

26. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 1, 2020 No. 526n «On approval of the Procedure for monitoring the movement and accounting in the constituent entities of the Russian Federation of drugs intended to

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2023

provide people with hemophilia, cystic fibrosis, pituitary dwarfism, Gaucher disease, malignant neoplasms of the lymphoid, hematopoietic and related tissues, multiple sclerosis, hemolytic uremic syndrome, juvenile arthritis with a systemic onset, mucopolysaccharidosis types I, II and VI, aplastic anemia unspecified, hereditary deficiency of factors II (fibrinogen), VII (labile), X (Stuart-Prawer), persons after organ and (or) tissue transplantation, bringing to information of the authorized executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation obtained as a result of monitoring data and agreeing on the redistribution of medicines between the constituent entities of the Russian Federation».

27. Lazareva O. V, Maloletkina E.S., Tuaeva A.A. et al. Technology for assessing the quality of medical care in the field of «Hematology» in the constituent entities of the Russian Federation during field events. Issues of oncology. - 2022. - T. 68. - No. S3. - P. 60-61.

28. Panasenko M.N., Dvirnyk V.N., Lazareva O.V. et al. Analysis of the possibility of implementing a full-fledged complex of laboratory studies at the stages of providing specialized medical care (SMP) to patients with diseases of the blood system (BCD) // Hematology and transfusiology. - 2022. - T. 67. - No. S2. - P. 272.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Малолеткина Елизавета Сергеевна - начальник организационно-методического отдела по работе с субъектами Российской Федерации - врач-методист, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Elizaveta S. Maloletkina - Head of the organizational and methodological department for work with the constituent entities of the Russian Federation - methodologist, National Medical Research Center for Hematology, Moscow, Russia. E-mail: maloletkina.e@blood.ru

Лазарева Ольга Вениаминовна - канд. мед. наук, руководитель управления регионального и межведомственного сотрудничества по профилю «Гематология», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Olga V. Lazareva - Ph.D. (Medicine), Head of the department of regional and interdepartmental cooperation in the field of «Hematology», National Medical Research Center for Hematology, Moscow, Russia. E-mail: lazareva.o@blood.ru; stakhino@gmail.com

Цыба Николай Николаевич - д-р мед. наук, аналитик I категории управления регионального и межведомственного сотрудничества по профилю «Гематология», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Nikolai N. Tsyba - D.Sc. (Medicine), сategory / Analyst of the department of regional and interdepartmental cooperation in the field of «Hematology», National Medical Research Center for Hematology, Moscow, Russia. E-mail: tsyba2007@yandex.ru

Швец Дмитрий Александрович - врач-методист организационно-методического отдела по работе с субъектами Российской Федерации, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Dmirtii A. Shvets - physician-methodologist of the organizational and methodological department for work with the constituent entities the Russian Federation, National Medical Research Center for Hematology, Moscow, Russia. E-mail: ds@email.su

Двирнык Валентина Николаевна - канд. мед. наук, заведующий лабораторией, врач клинической лабораторной диагностики, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Valentina N. Dvirnyk - Ph.D. (Medicine), Head of laboratory, doctor of clinical laboratory diagnostics, National Medical Research Center for Hematology, Moscow, Russia. E-mail: dvirnyk.v@blood.ru

Паровичникова Елена Николаевна - д-р мед. наук, генеральный директор, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский

центр гематологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Elena N. Parovichnikova - D.Sc. (Medicine), CEO, National Medical Research Center for Hematology, Moscow, Russia.

E-mail: рarovichnikova.e@blood.ru

сийской

s\

WKC

№ 1 Manager /Менеджер

2023 Zdravoochranenia / здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.