Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ'

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРПРОДУКТ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ТУРИНДУСТРИЯ / ДИНАМИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова А.В., Малацагаев А.Б.

Изучено современное состояние туристической деятельности в Бурятии. Обозначены проблемы и перспективы развития туристической деятельности в регионе. Подробно рассмотрены турпродукты на рынке данного рода услуг. Предложены направления развития туризма в Бурятии, как для иностранных туристов, так и туристов из Российской Федерации.The current state of tourist activity in Buryatia is Studied. The problems and prospects of tourism development in the region are outlined. The tour products on the market of this type of services are considered in detail. The directions of tourism development in Buryatia are proposed, both for foreign tourists and tourists from the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ»

научной конференции. - М.: ЧОУВО МУ им. С.Ю. Витте, 2018. - С. 387-394.

3. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Корпоративная социальная ответственность - Курск: ЗАО "Университетская книга", 2018. - 142 с.

4. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Формирование толерантной общественной среды через социальную интеграцию // Религия и общество: проблемы взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: ООО «БУК»,2017. - С. 21-23.

Суворова А.В., Малацагаев А.Б.

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУРЯТИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Ключевые слова: турпродукт, туристическая деятельность, развитие, туриндустрия, динамика, туристический продукт.

Keywords: tourism product, tourism activity, development, tourism industry, dynamics, tourism product.

Аннотация: Изучено современное состояние туристической деятельности в Бурятии. Обозначены проблемы и перспективы развития туристической деятельности в регионе. Подробно рассмотрены турпродукты на рынке данного рода услуг. Предложены направления развития туризма в Бурятии, как для иностранных туристов, так и туристов из Российской Федерации.

Abstract: the current state of tourist activity in Buryatia is Studied. The problems and prospects of tourism development in the region are outlined. The tour products on the market of this type of services are considered in detail. The directions of tourism development in Buryatia are proposed, both for foreign tourists and tourists from the Russian Federation.

Развитие туристической деятельности в Бурятии становится на сегодня явлением всемирного масштаба, превратившись в одно из наиболее важных направлений социально-экономического развития. Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.

В последнее время наблюдается постоянный интерес людей к путешествиям в природе и наблюдением ее нетронутых уголков. Туристический продукт Бурятии остаётся по большому счету наиболее актуальным. Поездка в Бурятию - это товар не первой необходимости, этот товар надо убедить купить. Здесь все будет важно - и цена и детали качества, и маркетинг, и реклама. Надо трезво оценивать ситуацию туристической деятельности в Бурятии, чтобы делать правильные выводы.

Поток туристов в Бурятию в 2017 году (и в 2016 году), по нашему мнению, составляет максимум 100-150 тыс. вместе с российскими и монгольскими туристами. Никак не миллион. Это легко доказывается цифрами о вместимости всех гостиниц города. Туристический продукт Бурятии остаётся по большому счёту таким же, как и 15 лет назад. Качественных изменений нет. Конечно, появились новые хорошие гостиницы, транспорт, рестораны, сервис стал лучше, но это все как бы и так есть необходимое, само собой разумеющееся условие для туристов. Но по-прежнему, нет безусловного привлекательного продукта для массового туризма. В основном иностранные туристы посещают регион транзитом.

Пора осознать, что ни Байкал, ни уникальная культура региона не являются чем-то весьма привлекательным в глазах иностранца. Байкал известен во всем мире, но не известен турпродукт. Для большинства иностранцев это слишком абстрактный объект для того, чтобы тратить довольно значительные деньги. Это далеко, это дорого. Байкал уникален, но уникальных мест в мире много. Достаточно сказать, что американцы никогда к нам массово не поедут, потому что у них есть схожая природа ближе, дешевле и комфортнее - центральная часть США и Канада.

Для того, чтобы сюда ехали надо прикладывать к этому дополнительные усилия по продаже. Мы занимаем географическое положение, из которого не извлекаем плюсов в полной мере. Это транссибирская магистраль и трансмонгольская железная дорога, это 8 часов пути от Улан-Батора до Байкала, это по 2-3 часа полёта от главных финансовых экономических центров Азии. У нас есть большое преимущество: Улан-Удэ это перевалочный пункт в месте, где Транссибирская магистраль соединяется с Трансмонгольской железной дорогой. Во всем мире маршрут Москва-Пекин очень популярен. Путешествие в поезде через всю Евразию всегда будет казаться привлекательным приключением для многих миллионов людей и поток желающих никогда не будет заканчиваться.

Практически все автопробеги идут по маршруту Запад (Москва) -Пекин и не могут не остановиться в Улан-Удэ.

Все эти десятки тысяч транзитных туристов практически не посещают Байкал с бурятской стороны. Их программа в Улан-Удэ ограничивается максимум двумя ночевками. Подавляющая часть этих людей посещает Байкал в Листвянке. У нас такого центра как Листвянка на Байкале нет. Час пути и в одном месте рестораны, музеи, рынок, обзорная точка с подъемниками, корабли.

Транзитные туристы будут приезжать в любом случае благодаря расположению города. Но город им предлагает недостаточно услуг и мест, где туристы могли бы тратить деньги - особенно это касается небольших групп по 2-3 человека, которых очень много проезжает в течение лета. Это упущенная выгода.

Среди тех туристов, которые приезжают на длительный срок, множество подгрупп в зависимости от цели прибытия. Два основных интереса - природа и этнография. Остальные это легальная охота (примерно человек 100 в год), рыбалка, экстремальный туризм (фрирайд, альпинизм - около 200-400 человек в год), религиозный и множество мелких категорий по 5-10 человек в год. Это дорогой туризм.

В Бурятии, конечно, много что есть, разные виды туризма, но основного, отработанного продукта под массы нет. Иностранные туристы, которые приезжают с туристическими целями на срок не меньше недели, едут в подавляющем большинстве на территорию Забайкальского национального парка: Чивыркуйский залив, Святой нос, Ушканьи острова и Баргузинская долина. Из-за больших расстояний продукт становится очень дорогим, треть времени проводится в дороге, проблемы с кораблями в Чивыркуйском заливе -все это делает продукт не массовым. Людям кажется, что Бурятия очень богата достопримечательностями. С одной стороны, это так, но с другой мало что годится для стабильного турпродукта с точки зрения логистики, протяженности во времени, интересного наполнения. У нас мало брендированных объектов, которые можно легко вставить в турпродукт. Например, у иркутской стороны есть очень надежные и качественные объекты: Ольхон, Листвянка, КБЖД, Иркутск (Тальцы, 130 квартал, экскурсия по Иркутску, музей декабристов), круизы. Их можно комбинировать в турпродукт по-разному, но самое главное- они все очень надежны, цена стабильна и для всех одинакова, все это отработано миллионы раз, каждый дает минимум 1 -2 туродня, все услуги на этих точках в любой момент готовы работать, несмотря на

загруженность (хоть маленькая хоть высокая) - турист гарантированно получит впечатления. А вот на Байкале у нас нет таких готовых продуктов как Ольхон или Листвянка или КБЖД.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы предложить Министерству туризма обратить внимание на следующие пункты.

1) Создание условий любым путем для постройки большого круглогодичного вместительного отеля на 200-300 мест с конференц-залом в Байкальской гавани. Инвестор должен быть готов терпеть большие убытки в течение 1-3 лет, но на наш взгляд, это тот самый случай, когда предложение рождает спрос. Большая гостиница на Байкале решает множество проблем. Само ее наличие делает возможным чартерные цепочки и летом, и зимой.

2) Как можно больше задействовать факт соседства с Монголией. Монголия как туристическое направление известно во всем мире. У Монголии в разы больше иностранных туристов за год, чем в Бурятии. Даже голливудские звезды приезжали туда жить в юртах в степи. От Улан-Батора 8 часов езды до Байкала - достаточно обдумать этот факт, чтобы понять, что он практически никак не используется. Объединенный турпродукт обладал бы гораздо большей ценностью в глазах туристов.

3) Не надо плодить множество разных маршрутов в каждом районе, а сосредоточиться на разработке и усовершенствовании всего 2-3 маршрутов после консультаций с представителями турфирм, средств размещения и остальных субъектов туризма. И проработать маршруты по каждому дню. Например, взять транзитных индивидуальных туристов, которые летом десятками тысяч проезжают через Улан-Удэ.

4) Меры, направленные на качество маршрутов и их стоимость. В республике сильно ощущается нехватка хороших гидов. Особенно с китайским, корейским, японским, итальянским языками. Людей надо обучать. Это стоит денег - оплата труда учителей, аренда помещения для теоретических занятий, аренда транспорта. Надо обязательно проехать по всем точкам маршрута, только так лучше усваивается материал. Ситуация такова, что ни одна турфирма не позволяет себе держать гидов в штате и никто не берет на себя расходы по обучению гидов.

Министерство туризма должно взять на себя контролирующие и организаторские функции. Отношение ко всем турфирмам и субъектам туризма должно быть одинаковое, без любимчиков, как сейчас практикуется в комитете по туризму.

5) Маркетинг и реклама. Здесь тоже необходима поддержка правительства.

Во-первых, это выезды на международные туристические выставки. Только организованные большие группы могут значительно повысить турпоток в Бурятию. Во-вторых, Интернет и реклама. Например, размещать платную информацию о Бурятии на различных крупных мировых и региональных туристических сайтах. Республика могла бы просто приглашать к себе известных мировых блоггеров, инстаграмщиков. Это относительно небольшие деньги, но эффект может быть великолепным.

Таким образом, туризм в Бурятии необходимо развивать, а развитие туристической деятельности будет являться экономическим инструментов развития.

Список литературы 1. Как сделать, чтобы туристы не думали, что в Бурятии скукота полная версия[Электронный ресурс]:Байкал Дэли.-Электрон.журн.-Улан-Удэ, 2020.-URL: https://www.baikal-daily.ru/news/15/275377/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.