Научная статья на тему 'Состояние и развитие системы технического регулирования в области зелёныхтехнологий'

Состояние и развитие системы технического регулирования в области зелёныхтехнологий Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
247
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / TECHNICAL COMMITTEE / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL STANDARD / "ЗЕЛЁНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / "GREEN" TECHNOLOGY / "ЗЕЛЁНОЕ" СТРОИТЕЛЬСТВО / "GREEN" CONSTRUCTION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ / COMFORTABLE CONDITION / СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIVING ENVIRONMENT SUSTAINABLE DEVELOPMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / RESOURCE EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Теличенко Валерий Иванович, Бенуж Андрей Александрович

Создание технического комитета по стандартизации «Зелёные технологии среды жизнедеятельности» открывает новые направления развития исследований в науке и технике, обеспечивает усовершенствование известных результатов и нормативно-технической документации в области строительства, выпуска продукции и в сфере транспортных услуг, так как «зелёные» технологии это одна из базовых систем производственной деятельности,обеспечивающая на всехэтапахжизненного цикла изделия (объекта) его максимальное соответствие условиям и параметрам окружающей природной и техногенной среды с целью их дальнейшего устойчивого и стабильного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Теличенко Валерий Иванович, Бенуж Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Development of Technical Regulation of the Green Technologies

Creation of the technical committee on standardization of "Green technologies for built environment" opens up new areas of research in science and technology, provides an improvement of known results, regulatory and technical documentation in the field of construction, production and transport services, as the "green" technologies constitute one of the fundamental systems of production activities ensuring at all stages of the product (an object)Life cycle of its maximum compliance with the conditions and parameters of the natural and technogenic environment with a viewtofurthersustainable development of the build environment

Текст научной работы на тему «Состояние и развитие системы технического регулирования в области зелёныхтехнологий»

Состояние и развитие системы технического регулирования в области зелёных

*■» *

технологии

В.И.Теличенко, А.А.Бенуж

Создание технического комитета по стандартизации «Зелёные технологии среды жизнедеятельности» открывает новые направления развития исследований в науке и технике, обеспечивает усовершенствование известных результатов и нормативно-технической документации в области строительства, выпуска продукции и в сфере транспортных услуг, так как «зелёные» технологии - это одна из базовых систем производственной деятельности, обеспечивающая на всех этапах жизненного цикла изделия (объекта) его максимальное соответствие условиям и параметрам окружающей природной и техногенной среды с целью их дальнейшего устойчивого и стабильного функционирования.

Ключевые слова: технический комитет, национальный стандарт, «зелёные» технологии, «зелёное» строительство, экологическая безопасность, энергоэффективность, ресурсосбережение, комфортные условия, среда жизнедеятельности, устойчивое развитие.

Current State and Development of Technical Regulation

of the Green Technologies. By V.I.Telichenko, A.A.Benuzh

Creation of the technical committee on standardization of "Green technologies for built environment" opens up new areas of research in science and technology, provides an improvement of known results, regulatory and technical documentation in the field of construction, production and transport services, as the "green" technologies constitute one of the fundamental systems of production activities ensuring at all stages of the product (an object)life cycle of its maximum compliance with the conditions and parameters of the natural and technogenic environment with a view to further sustainable development of the build environment.

Key words: technical committee, national standard, "green" technology, "green" construction, environmental safety, energy efficiency, resource efficiency, comfortable condition, living environment, sustainable development.

Одной из главных задач обеспечения экологической безопасности строительства является разработка национальных стандартов зеленого строительства. В настоящее время авто-

* Работа выполнена в 2013-2015 годах в соответствии с Планом фундаментальных научных исследований РААСН, раздел 8.1, тема: «Разработка концепции зеленого строи-тельства по формированию национального стандарта зеленого строительства для обеспе-чения экологической безопасности строительной деятельности».

рами разработана концепция по формированию национальных стандартов зелёного строительства для обеспечения экологической безопасности строительной деятельности, в процессе исследования которой было выявлено следующее: в стране отсутствуют регламентация «зелёных» технологий; нет национальных стандартов с комплексным подходом по взаимосвязи энергоэффективности, ресурсосбережения, экологической безопасности и комфортных условий среды жизнедеятельности человека; наблюдается серьёзное отставание от европейских стран в нормативно-технических требованиях к организации, проектированию и ведению строительства, эксплуатации зданий и сооружений; мало внимания уделяется утилизации и повторному использованию материалов и изделий; некоторые вопросы комфортности среды жизнедеятельности вообще не учитываются.

При этом по «зелёной» тематике появилось множество спекуляций на строительном рынке, и есть недопонимание в профессиональном сообществе по определению «зелёных» технологий. В связи с этим сложилась крайняя необходимость в разработке российской системы национальных стандартов «зелёных» технологий в производственных отраслях, и в первую очередь, в строительстве.

Сами понятия «зелёные технологии», «зелёные стандарты», «зелёный город», «зелёное строительство», «зелёная архитектура», «зелёная продукция» и другие, несущие аналогичную смысловую нагрузку, стали складываться в обществе и в профессиональных кругах сравнительно недавно. Сама парадигма «зелёности» среды формируется на основе жизненно важных интересов человека, развития его понимания и познания мира, в котором он существует, того, что мы называем средой жизнедеятельности.

И только в 70-80-ые годы ХХ века стали складываться профессиональные и законодательные основы рационального природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, регулирования взаимодействия техногенной и природной среды.

Начало международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды было положено в 1972 году на Стокгольмской конференции по окружающей среде. В 1987 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция о программе природоохранных мероприятий, где официально был введён термин «устойчивое развитие» [1].

За минувшие годы в этой сфере проделан огромный путь от первых научных исследований и теоретических обобщений до законодательных и правовых актов, нормативно-технических и методических документов. По существу, это движение от общих

положений и принципов «устойчивого развития» к конкретным документам в сфере технического регулирования, формированию системы количественных и качественных оценок, требований, норм, стандартов [2]. Одним из важных результатов этого движения стало появление «зелёных» технологий в различных направлениях человеческой деятельности [3].

Понятие «зелёные» технологии включает в себя очень широкое содержание и характеризуется следующими положениями.

• «Зелёные» технологии - системное понятие, которое должно быть описано в системной постановке с выделением подсистем и категорий, элементов, связей, установлением количественных и качественных характеристик и параметров, критериев, ограничений, руководств и функций.

• «Зелёные» технологии - это комплекс мероприятий, методов, нормативных документов, проектных решений управленческого, организационного, технологического и экономического характера, опирающийся на законодательные акты в области охраны окружающей среды, принципы ресурсо- и энергосбережения, управления отходами, сохранения природы, позитивный человеческий опыт в производственной деятельности.

• «Зелёные» технологии как направление в научной и образовательной деятельности в сфере технологий, организации и ведения строительства, подготовке профессиональных и научных кадров.

• «Зелёные» технологии обеспечивают выполнение регламентирующих формальных процедур в процессе проведения разного уровня экологической экспертизы, оценки воздействий на окружающую среду, страхования экологических рисков, экологического контроля, применения соответствующей системы административной и юридической ответственности лиц за принимаемые решения.

• «Зелёные» технологии формируются для всех этапов жизненного цикла продукции, поэтому эффективность от их применения должна рассматривается в целом по объекту или его отдельным составляющим частям.

• «Зелёные» технологии имеют информационную основу, опираются на базы данных, получаемых в ходе практической реализации по всему миру многолетних наблюдений, экологического мониторинга с использованием глобальных информационных систем и компьютерных технологий.

• «Зелёные» технологии (ЗТ) получают широкое развитие в различных производственных отраслях: строительстве, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, перерабатывающих отраслях [4]. Процесс широкого развития и применения ЗТ сдерживается во многом отсутствием конкретных документов, относящихся к определённой отрасли, методик, направленных на правильное применение этих документов [5].

Основными факторами, препятствующими развитию ЗТ, являются:

- неразвитая система технического регулирования;

- недостаточный уровень понимания в обществе, в том числе в профессиональных кругах, принципов управления жизненными циклами конечной продукции, на которых в том числе основывается подход «зелёных» технологий;

- отсутствие на рынке конкурентоспособных предложений от российских компаний, утверждённых методик, программных продуктов, экспертных методов, нормативно-технических документов.

Такое положение дел сдерживает развитие производственных отраслей, отрицательно сказывается на импортозамещении (особенно высокотехнологичной продукции) [6].

В настоящее время широко распространено мнение о дороговизне всякого рода нововведений, когда расчёт ведется только на основе единовременных затрат без учёта того, что конечный продукт будет служить многие десятилетия, так как именно на протяжении всего жизненного цикла продукции будет достигаться видимая эффективность от внедрения «зелёной» технологии.

Вместе с тем многие современные подходы и понятия, основанные на философии жизненного цикла, уже прочно вошли в практику управления различными видами производственной деятельности. Поэтому особенно важно формализовать их до уровня норм, сводов правил, стандартов [7].

Одним из главных рычагов, способствующих приданию этим процессам конкретного и целенаправленного развития, является разработка и продвижение в производственные сферы стандартов, которые в терминологии ЗТ получили название «зелёных» стандартов.

Можно сказать, что экологические требования регламентов и «зелёные» стандарты выполняют три важнейшие функции:

1) «зелёные» стандарты должны стать сводом норм предельных излучений, норм предельных выбросов, норм предельных сбросов и норм предельно допустимых концентраций, а также правил экологической безопасности (например, в строительстве), обеспечивающих работу промышленности с точки зрения соблюдения единых требований экологической безопасности к технике и технологиям;

2) «зелёные» стандарты устанавливают в технических регламентах экологические требования к безопасности продукции и нормы качества окружающей среды, обеспечивающие в первую очередь её экологическую безопасность и функциональную пригодность. Это направление в стандартизации у нас оказалось самым проблемным, поскольку в государстве отсутствуют экологически ориентированные технические регламенты и стандарты и практически не обеспечивается эффективная защита потребительского рынка от экологически некачественной продукции;

3) «зелёные» стандарты выполняют функции управления экологической безопасностью, устанавливают правила построения и функционирования систем управления процессами производства и в обществе. Это быстро развивающаяся функция стандартизации, открывающая перед государством новые перспективы, поскольку стандарты этого типа могут и должны им использоваться для проведения определённой экологической политики.

В европейских странах для различных типов зданий и сооружений широко используются технологии «зелёного» строительства, которые в последствии сертифицируются по добровольным

рейтинговым системам, например, по Международному методу экологической оценки BREEAM (BRE Environmental Assessment Method) разработанному в 1990 году британским строительным научно-исследовательским институтом BRE Global. Применение стандартов с «зелёными» технологиями - это обязательное требование Международного олимпийского комитета, FIFA, а также ряда крупных корпораций [8; 9]. BREEAM и LEED (американский аналог BREEAM) являются универсальными методами оценки экологичности и эффективности недвижимости в мире, на национальных территориях которого действуют самые разные строительные нормы и правила [10]. В России подобных систем, носящих национальный статус, не имеется [11].

Разработка и внедрение «зелёных» технологий в различных сферах городских структур особенно актуальна для такого мегаполиса, как Москва. В современной Москве активно осуществляется дорожное и жилищное строительство, возводятся станции метрополитена и социальные объекты, ведутся работы по благоустройству, что способствует повышению уровня жизни горожан. В то же время эксперты всё больше говорят о необходимости соблюдения экологической безопасности строительства и перехода на новые строительные технологии.

Примеры модернизации городской среды при внедрении «зелёных» технологий можно рассматривать на трёх уровнях.

1. Администрация:

- устойчивое развитие города на основе создания комфортной и экологически безопасной городской среды;

- международный имидж города и управленческой политики администрации как лидера в области инновационных подходов к развитию города;

- позитивное отношение жителей, общественных организаций и массовых природоохранных движений в связи с реализацией конкретных мер, направленных на реальное оздоровление городской среды.

2. Жители:

- оздоровление городской среды, в том числе дворовых территорий, микрорайонов;

- повышение качества жилищно-коммунального хозяйства путём установки современного оборудования и инженерных систем в местах общего пользования в домах;

- постепенное снижение коммунальных платежей (до 30-50%), затрат на капитальный и текущий ремонт домов за счёт применения ресурсо- и энергосберегающих систем, оборудования и технологий.

3. Бизнес:

- налоговые, финансовые преференции и льготы для производственных предприятий при получении городского заказа;

- значительное снижение затрат на эксплуатацию объектов в расчете на период его жизненного цикла;

- высокий общественный имидж, повышение конкурентоспособности, рост рыночной стоимости коммерческой недвижимости, увеличение стоимости арендной платы.

Для практической реализации разработанной авторами концепции, с учетом изложенных выше выводы, было

сформировано предложение в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по созданию Технического комитета по стандартизации «Зелёные технологии среды жизнедеятельности» (ТК ЗТСЖ), который обеспечит сотрудничество заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации для поддержания устойчивого развития, обеспечения экологической безопасности и применения «зелёных» технологий.

Кроме основных ТК ЗТСЖ будет решать следующие задачи:

- поиск и реализация лучших практик в области поддержания устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности с применением «зелёных» технологий;

- анализ зарубежных документов в области стандартизации в сфере применения «зелёных» технологий для поддержания устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности;

- научная деятельность в сфере поддержания устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности на основе «зелёных» технологий;

- регулярная проверка действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;

- рассмотрение предложений по разработке международных стандартов, в том числе на основе национальных и межгосударственных стандартов.

Отдельно следует отметить запланированное взаимодействие с международным Техническим комитетом по стандартизации 268 (ISO) «Устойчивое развитие общества», созданным по схожим причинам, с подкомитетами ISO/TC 59 «Строительство зданий» и ISO/TC 207 «Экологический менеджмент».

Первые национальные и межгосударственные стандарты, планируемые к разработке формируемого ТК ЗТСЖ:

ГОСТ Р. Зелёные технологии. Общие положения и руководящие принципы;

ГОСТ Р. Зелёные технологии территориального планирования;

ГОСТ Р. Зелёные технологии градостроительной деятельности;

ГОСТ Р. Зелёные технологии объекта капитального строительства;

ГОСТ Р. Зелёные технологии жилищно-коммунального хозяйства;

ГОСТ Р. Зелёные технологии текущего и капитального ремонта зданий и сооружений;

ГОСТ Р. Зелёные технологии благоустройства прилегающей территории;

ГОСТ Р. Зелёные технологии управления и утилизации отходов;

ГОСТ Р. Зелёные технологии при производстве продукции;

ГОСТ Р. Зелёные технологии при предоставлении транспортных услуг;

ГОСТ. Зелёные технологии. Общие положения и руководящие принципы (межгосударственный стандарт).

В итоге, результатом проведённой работы стало принятие решения о создании в Росстандарте ТК «Зелёные технологии среды

жизнедеятельности» для сотрудничества заинтересованных организаций и органов власти при проведении работ по национальной и международной стандартизации в сфере «зелёных» технологий.

Литература

1. Бенуж,А.А. О роли «зелёного» строительства для устойчивого развития /А.А. Бенуж // Бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ. - 2013. - №66. - С. 30-33.

2. Табунщиков, Ю.А. Национальная рейтинговая система оценки качества здания / Ю.А. Табунщиков, В.В. Гранев, А.Л. Наумов, Р.С. Акиев // АВОК: Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. - 2011. - №3. - С. 4-7.

3. Теличенко, В.И. Комплексная безопасность в строительстве: учебное пособие / В.И. Теличенко, В.М. Ройтман, А.А. Бенуж. - М.: Изд. МГСУ-МИСИ, 2015. - 141 с.

4. Табунщиков, Ю.А. «Зелёные» здания в России / Ю.А. Табунщиков // АВОК: Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. - 2010. - №5. - С. 14-15.

5. Теличенко, В.И. Совершенствование принципов устойчивого развития на основе опыта применения «зелёных» стандартов при строительстве Олимпийских объектов в Сочи / В.И. Теличенко, А.А. Бенуж . - / Промышленное и гражданское строительство. - 2014. - №10. - С. 40-43.

6. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2014 года №394-ПП «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

8. Бенуж, А.А. Процесс ввода в эксплуатацию здания согласно стандарту BREEAM / А.А. Бенуж, Е.Н. Оренбурова // Жилищное строительство. - 2015. - № 2. - С. 14-16.

9. Теличенко, В.И. Обзор и классификация рейтинговых систем сертификации зданий и сооружений / В.И. Теличенко, А.А. Бенуж // Вестник ВолгГАСУ. - 2013. - №31-1(50) - С. 239-243.

10. Telichenko V. Benuzh A. Selection of the most appropriate and energy-efficient scheme for Russia between BREEAM and

LEED. Global Conference on Civil, Structural and Environmental Engineering 2014.

11. V.I. Telichenko, A.A. Benuzh. Evaluation of Russia's innovation activitylevels in construction. The 4th International Conference on Civil Engineering and Urban Planning CEUP 2015.

Literatura

1. Benuzh A.A. O roli «zelenogo» stroitel'stva dlya ustojchivogo razvitiya /A.A. Benuzh // Byulleten' Instituta ustojchivogo razvitiya Obshhestvennoj palaty RF. - 2013. - №66. - S. 30-33.

2. Tabunshhikov Yu.A. Nacional'naya rejtingovaya sistema ocenki kachestva zdaniya / Yu.A. Tabunshhikov, V.V. Granev, A.L. Naumov, R.S. Akiev // AVOK: Ventilyaciya, otoplenie, kondicionirovanie vozduha, teplosnabzhenie i stroitel'naya teplofizika. - 2011. - №3. - S. 4-7.

3. Telichenko V.I. Kompleksnaya bezopasnost' v stroitel'stve: uchebnoe posobie / V.I. Telichenko, V.M. Rojtman, A.A. Benuzh.

- M.: Izd. MGSU-MISI, 2015. - 141 s.

4. Tabunshhikov Yu.A. «Zelenye» zdaniya v Rossii / Yu.A. Tabunshhikov // AVOK: Ventilyaciya, otoplenie, kondicionirovanie vozduha, teplosnabzhenie i stroitel'naya teplofizika. - 2010. -№5. - S. 14-15.

5. Telichenko V.I. Sovershenstvovanie principov ustojchivogo razvitiya na osnove opyta primeneniya «zelenyh» standartov pri stroitel'stve Olimpijskih ob"ektov v Sochi / V.I. Telichenko, A.A. Benuzh // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. - 2014.

- №10. - S. 40-43.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 10 iyulya 2014 goda №394-PP «Ob osnovnyh polozheniyah novoj ekologicheskoj politiki goroda Moskvy na period do 2030 goda».

7. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 iyunya 2015 goda №162-FZ «O standartizacii v Rossijskoj Federacii».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Benuzh A.A. Process vvoda v ekspluataciyu zdaniya soglasno standartu BREEAM / A.A. Benuzh, E.N. Orenburova // Zhilishhnoe stroitel'stvo. - 2015. - № 2. - S. 14-16.

9. Telichenko V.I. Obzor i klassifikaciya rejtingovyh sistem sertifikacii zdanij i sooruzhenij / V.I. Telichenko, A.A. Benuzh // Vestnik VolgGASU. - 2013. - №31-1 (50). - S. 239-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.