Научная статья на тему 'Состояние и развитие подготовки выпускников по направлению «Землеустройство и кадастры» в институте наук о Земле СПбГУ'

Состояние и развитие подготовки выпускников по направлению «Землеустройство и кадастры» в институте наук о Земле СПбГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ / LAND USE PLANNING AND CADASTRES / МАГИСТРАТУРА / MAGISTRACY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НАУЧНАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Тахир Аскерович, Заболотская Татьяна Анатольевна, Засядь-Волк Владимир Валентинович

Рассматриваются предпосылки формирования научной школы по направлению «Землеустройство и кадастры» в СПбГУ и развития образовательного процесса по данному направлению. Изложены вопросы разработки и введения образовательной программы магистратуры «Управление объектами недвижимости и развитием территорий». В этой образовательной программе основной акцент делается на вопросах изучения земли как государственного территориального ресурса и объекта управления. Образовательная программа направлена на обеспечение комплексной подготовки магистров в русле современных требований в чрезвычайно востребованной сфере деятельности. В статье затронуты вопросы развивающихся научных направлений: государственная земельная политика в регионе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области); эффективное использование территории (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области); крупномасштабное (съемочное) картографирование как основа системы учета и регистрации недвижимости. Библиогр. 4 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Тахир Аскерович, Заболотская Татьяна Анатольевна, Засядь-Волк Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND DEVELOPMENT OF FINAL-YEAR STUDENTS TRAINING IN LAND USE PLANNING AND CADASTRES AT THE INSTITUTE OF EARTH SCIENCES SPbSU

This article is about the prerequisites for the formation of scientific school in the direction «Land use planning and cadastres» at SPbSU and development of the educational process in this direction. Questions of development and introduction of educational program to the master program «Management of real estate objects and development of territories» are expounding. In this educational program the main emphasis is on studying of the earth as a territorial resource of the state and the object of management. The educational program is aimed at ensuring of integrated masters training in the line of current requirements in an extremely topical sphere of activity. The questions of scientific directions development: the state land policy in the region (on the example of St. Petersburg and the Leningrad region); effective use of the territory (on the example of St. Petersburg and Leningrad region); large-scale (surveying) mapping as a basis of accounting and registration system of real estate. Refs 4.

Текст научной работы на тему «Состояние и развитие подготовки выпускников по направлению «Землеустройство и кадастры» в институте наук о Земле СПбГУ»

УДК 378.016; 528.4

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1

Т. А. Алиев, Т. А. Заболотская, В. В. Засядь-Волк

СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ» В ИНСТИТУТЕ НАУК О ЗЕМЛЕ СПБГУ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Рассматриваются предпосылки формирования научной школы по направлению «Землеустройство и кадастры» в СПбГУ и развития образовательного процесса по данному направлению. Изложены вопросы разработки и введения образовательной программы магистратуры «Управление объектами недвижимости и развитием территорий». В этой образовательной программе основной акцент делается на вопросах изучения земли как государственного территориального ресурса и объекта управления. Образовательная программа направлена на обеспечение комплексной подготовки магистров в русле современных требований в чрезвычайно востребованной сфере деятельности.

В статье затронуты вопросы развивающихся научных направлений: государственная земельная политика в регионе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области); эффективное использование территории (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области); крупномасштабное (съемочное) картографирование как основа системы учета и регистрации недвижимости. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: землеустройство и кадастры, магистратура, учебный процесс, научная работа.

THE STATE AND DEVELOPMENT OF FINAL-YEAR STUDENTS TRAINING IN LAND USE PLANNING AND CADASTRES AT THE INSTITUTE OF EARTH SCIENCES SPbSU

T. A. Aliyev, T. A. Zabolotskaya, B. B. Zasyad'-Volk

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

This article is about the prerequisites for the formation of scientific school in the direction «Land use planning and cadastres» at SPbSU and development of the educational process in this direction. Questions of development and introduction of educational program to the master program «Management of real estate objects and development of territories» are expounding. In this educational program the main emphasis is on studying of the earth as a territorial resource of the state and the object of management. The educational program is aimed at ensuring of integrated masters training in the line of current requirements in an extremely topical sphere of activity.

The questions of scientific directions development: the state land policy in the region (on the example of St. Petersburg and the Leningrad region); effective use of the territory (on the example of St. Petersburg and Leningrad region); large-scale (surveying) mapping as a basis of accounting and registration system of real estate. Refs 4.

Keywords: land use planning and cadastres, magistracy, educational process, scientific work.

Основной задачей университетской подготовки бакалавров и магистров в области землеустройства и кадастров является образование специалистов, владеющих современными знаниями для изучения земли как государственного территориального ресурса и объекта управления, профессионально подготовленных для производственной и исследовательской работы как в специализированных государственных, так и частных учреждениях, а также в различных научно-исследовательских организациях, занимающихся вопросами земельно-имущественных отношений.

Научной базой подготовки выпускников по направлению «Землеустройство и кадастры» являются научные школы, сложившиеся в вузах РФ на родственных

кафедрах. Каждая из школ имеет свои особенности. Так, например, научные школы сельскохозяйственных вузов при подготовке бакалавров и магистров используют учебные и учебно-методические издания по землеустройству и земледелию, в которых содержатся теоретические положения и практические рекомендации, решающие проблемы, связанные с необходимостью осуществления целого комплекса действий в сфере землевладения и землепользования, сельского расселения, планирования использования земельных ресурсов и других актуальных проблем агропромышленного комплекса. Все теоретические положения и практические рекомендации закрепляются не только во время аудиторных занятий в семестрах, но и формируются в виде профессиональных компетенций обучающихся во время прохождения учебных и производственных практик в своих хорошо оснащенных специализированных учебных хозяйствах (учхозах). На этих практиках студенты осваивают основы землеустройства и земледелия, землеустроительное проектирование, внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство и т. д.

Отличительной особенностью формирующейся научной школы кафедры землеустройства и кадастров СПбГУ является, во-первых, ее тесная связь с науками о Земле: географией, ландшафтоведением, почвоведением, геологией, гидрологией, гидрогеологией, метеорологией, экологией, геодезией, картографией, геоинформатикой и т. д. И, во-вторых, то обстоятельство, что эта школа формируется в рамках классического университета. Это выгодно отличает потенциал научной школы классического университета от научных школ данного направления сельскохозяйственных и технических вузов, позволяя при разработке собственных образовательных стандартов и учебных планов по направлению «Землеустройство и кадастры» ориентироваться на комплексную подготовку выпускников.

Главной задачей образовательного процесса на кафедре является подготовка специалистов высокого уровня для профильных учреждений Санкт-Петербурга и других регионов РФ. Для решения этой задачи Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Санкт-Петербурга (Росреестр) и Филиал федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу в 2013 г. подписали с СПбГУ Соглашения о сотрудничестве. В рамках этих Соглашений впервые с начала подготовки по направлению «Землеустройство и кадастры» студенты 3 курса кафедры землеустройства и кадастров прошли производственную практику в этих профильных учреждениях в 2013 и 2014 гг. При разработке учебных планов бакалавриата и магистратуры в обязательном порядке учитывались запросы этих профильных учреждений.

В нашей предыдущей статье, посвященной проблемам становления и перспективам развития направления «Землеустройство и кадастры» [1], мы обозначили круг вопросов, касающихся основной образовательной программы бакалавриата, реализующейся на кафедре, и необходимости введения магистерской основной образовательной программы (ООП).

Поэтому очередной важнейшей задачей развития направления «Землеустройство и кадастры» в СПбГУ стали разработка и лицензирование основной образовательной программы магистратуры по данному направлению, которая в соответствии с Программой развития позволила бы Санкт-Петербургскому государствен-

ному университету внести результативный вклад в развитие Российской Федерации, в том числе территорий и регионов, сделав конкурентоспособной эту ООП на рынке образовательных услуг.

Разработанная нами и лицензированная в СПбГУ образовательная программа магистратуры «Управление объектами недвижимости и развитием территорий» имеет своей целью формирование теоретических знаний и практических навыков в области управления объектами недвижимости на государственном и региональном уровнях при разработке и реализации стратегических проектов развития территорий. Образовательная программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области планирования и организации использования земельных ресурсов, разработки эффективной стратегии и формирования активной политики в области земельно-имущественных отношений. При реализации программы ставится задача подготовки специалистов, способных выполнять на базе информационных технологий сбор, обработку, анализ, синтез, оценку, хранение и передачу различной пространственной информации для поддержки единого информационного пространства планирования и управления объектами недвижимости.

Ядром образовательной программы по замыслу разработчиков должно стать изучение земли как государственного территориального ресурса и объекта управления. Образовательная программа должна обеспечивать комплексную подготовку магистров в русле современных требований и являться более высоким уровнем подготовки выпускников (в сравнении с бакалавриатом) в чрезвычайно востребованной сфере деятельности.

В разработанной образовательной программе область профессиональной деятельности будущих магистров включает в себя систему управления земельными ресурсами и объектами недвижимости; учет, кадастровую оценку объектов недвижимости; топографо-геодезическое и картографическое обеспечение землеустройства и кадастров; позиционирование объектов недвижимости, формирование кадастровых информационных систем; правоприменительную деятельность по установлению права собственности и контролю использования земельных участков и иных объектов недвижимости; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; оценочную и консалтинговую деятельность в сфере земельно-имущественного комплекса.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются земельные ресурсы всех категорий; территории административных образований; территориальные зоны; зоны с особыми условиями использования территорий; зоны специального правового режима; землепользование и земельные участки в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования; единые объекты недвижимости и кадастрового учета; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; геодезическая основа землеустройства и кадастра недвижимости.

К основным видам профессиональной деятельности выпускника относятся научные исследования и прикладные разработки в области управления, экономики недвижимости, геодезии, землеустройства и кадастра; планирование, организация и осуществление управленческой, экономической, маркетинговой и других видов деятельности в кадастровых учреждениях и организациях, в подразделениях непрофильных организаций, органах государственной власти и местного самоуправления.

Потребность в выпускниках магистратуры данного направления для развития нашего города и региона в целом по нашим оценкам достаточно высока. Это подтверждают и письма руководителей профильных учреждений Санкт-Петербурга, обратившихся к ректору СПбГУ по поводу открытия подготовки магистров по направлению «Землеустройство и кадастры».

Учитывая эти особенности, перед нами стояла задача не только разработать магистерскую программу по направлению «Землеустройство и кадастры», но и рассмотреть перспективы ее развития, опираясь на опыт реализации схожих образовательных программ как у нас в стране, так и в зарубежных вузах, и сделать ее действительно привлекательной не только для абитуриентов из России, но и обучающихся из иностранных государств.

При проведении анализа рассматривались характеристики самих вузов (рейтинг вуза, количество обучающихся в этом вузе), требования к поступающим на программу, ее характеристика, сведения об условиях реализации, описание рынка спроса выпускников и все учебно-методические материалы программы, выставленные на сайте вуза. Следует отметить, что материалы не всегда удавалось найти в достаточном количестве для детального анализа выбранной программы, полные тексты ООП, как правило, выложены на серверах университетов и доступны только для пользователей, находящих во внутриуниверситетской сети.

Магистерские программы, выбранные для анализа востребованности данного направления подготовки, рассматривались с точки зрения сопоставимости каждой конкретной образовательной программы, ее целей и задач с разрабатываемой программой «Управление объектами недвижимости и развитием территорий». Выражалось это, главным образом, в анализе полноты и логики выстраивания программы, востребованности рынком труда заложенной в ней компетентностной модели обучения, соответствия компонентов программы ее целям, применяемых новых образовательных технологий и форм обучения, средств и способов оценки образовательного процесса, планирования участия работодателей в этом процессе.

Косвенным образом в процессе анализа ООП оценивалось (по мере возможности) состояние внутривузовской нормативно-методической базы, количество и статус преподавателей, участвующих в реализации программы, порядок и способы взаимодействия вуза с объединениями работодателей и т. п.

Краткий обзор по магистерским программам трех ведущих зарубежных вузов, находящихся в ведущих мировых рейтингах (Academic Ranking of World Universities (ARWU, Shanghai Ranking); QS World University Rankings; The Times Higher Education World University Rankings) выше СПбГУ [2-4], позволяет прийти к выводу, что разработанная нами магистерская программа не уступает им.

При разработке учебного плана магистерской программы «Управление объектами недвижимости и развитием территорий» мы руководствовались традиционными, сложившимися в СПбГУ, подходами к формированию перечня дисциплин учебного плана магистратуры, основываясь на самостоятельно разработанном стандарте по направлению «Землеустройство и кадастры», в котором были учтены положения ФГОС по данному направлению.

Следует отметить, что данный подход к разработке учебного плана программ магистратуры имеет свои особенности и, вероятно, требует внесения некоторых корректив. В первую очередь это касается количества дисциплин в образовательных

программах уровня «магистратура» в каждом семестре, которое является, по нашему мнению, традиционно излишним.

Вероятно, со временем требование о наличии дипломов бакалавра или специалиста по профильному с магистратурой направлению у поступающих на ООП магистратуры и отражение в портфолио для поступающих на программу всех аспектов требований по профильной профессиональной подготовке станет приоритетным. Это даст возможность в будущем при реализации программы магистратуры «Управление объектами недвижимости и развитием территорий» уменьшить перечень читаемых дисциплин (например, не более пяти осваиваемых в семестре дисциплин) с целью увеличения аудиторных занятий по тем дисциплинам, которые будут определены как профильные и наиболее важные в подготовке магистров по данной программе. Появится возможность еще более глубокого и специализированного подхода к обучению по выбранной профессии, а студентам, находящимся на включенном обучении, уменьшит разницу в учебных планах семестрового обучения на родственной магистерской программе в зарубежном вузе.

Учебные планы некоторых образовательных программ магистратуры как в СПбГУ так и в других вузах страны имеют до 30 дисциплин с весьма условными зачетными единицами. При этом определенный (и порой значительный — до 80%) процент профессиональных дисциплин учебных планов ООП магистратуры в СПбГУ повторяют дисциплины профильного направления бакалавриата в расчете на тех обучающихся, которые не имеют образования по профильному или сопоставимому с магистратурой направлению.

Работа над ООП магистратуры убедила нас в том, что при реализации в вузе нескольких уровней определенного направления подготовки (в нашем случае — бакалавриат, магистратура, аспирантура) необходима тщательная работа по согласованию учебных планов различных уровней подготовки и их своевременная корректировка в зависимости от тенденций развития. Подготовка в бакалавриате СПбГУ по направлению «Землеустройство и кадастры» должна проводиться не по трем разным профилям: «Управление земельными ресурсами», «Землеустройство и кадастры» и «Кадастр недвижимости», а по одной ООП бакалавриата «Кадастр объектов недвижимости», являющейся базовой для обучения в магистратуре по ООП «Управление объектами недвижимости и развитием территорий». Это позволит действительно усилить и поднять на новый уровень подготовку выпускников по направлению «Землеустройство и кадастры».

В практической деятельности направление «Землеустройство и кадастры» выступает как наука и производство. Для развития направления «Землеустройство и кадастры» в университете кафедра ставит задачу готовить профессионалов не только для производства, но и для науки (научная специальность 25.00.26 — «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель») в рамках развивающихся на кафедре научных направлений: государственная земельная политика в регионе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области); эффективное использование территории (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области); крупномасштабное (съемочное) картографирование как основа системы учета и регистрации недвижимости.

В рамках научного направления «Государственная земельная политика в регионе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)» доцентом кафедры к.г.н. В. В. Засядь-Волком на основе его исследований подготовлена научная работа

«Формирование государственной инвестиционно ориентированной земельной политики (региональный аспект)», в которой обработана и осмыслена информация, составляющая предмет авторского исследования на протяжении более 15 лет. В ней рассмотрены вопросы, определяющие пространственные подходы к формированию земельной политики в современных условиях, способной обеспечить реальное повышение эффективности использования земельных ресурсов в регионах и городах, сформировано географическое видение факторов, способствующих реализации действий органов власти по управлению землепользованием на конкретной территории. Результаты научных исследований в рамках данного научного направления успешно внедрены в образовательный процесс в учебных дисциплинах программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по направлениям «Землеустройство и кадастры» и «География».

Эта научная работа в июле 2014 г. была представлена коллективу кафедры, одобрена им и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора географических наук по научной специальности 25.00.26 — «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».

Развитие образовательного процесса по направлению настоятельно требует разработки и реализации различных дополнительных образовательных программ (ДОП), завершающихся выдачей свидетельства о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке. С 2013 г. в рамках направления «Землеустройство и кадастры» была разработана и реализуется (под руководством доцента

B. В. Засядь-Волка) дополнительная образовательная программа «Основы государственного управления в сфере землепользования».

Реализация направления в Институте наук о Земле СПбГУ дает нам уникальную возможность в ближайшем будущем разработать и ввести востребованные совместные ДОП в области земельно-имущественных отношений, в которых могли бы участвовать научно-педагогические работники ряда родственных направлений Института наук о Земле и специалисты профильных учреждений Санкт-Петербурга.

Развитие направления «Землеустройство и кадастры» в СПбГУ полностью согласуется с Программой развития университета. Специалисты этого направления востребованы на рынке труда, и их подготовка в рамках предлагаемых образовательных программ может внести результативный вклад в развитие региона и Российской Федерации в целом. Относится это, в первую очередь, к реализации таких важнейших государственных программ в этой области, как: формирование единой системы учета и регистрации недвижимости; создание единой базы оценки земли и недвижимости; обеспечение реализации государственного земельного контроля в регионах и др. По двум из этих программ — «Формирование единой системы учета и регистрации недвижимости» и «Обеспечение реализации государственного земельного контроля в регионах» у нас уже имеется опыт привлечения студентов бакалавриата к решению профессиональных задач в реальных производственных условиях как при проведении практик, так и в ходе организации образовательного процесса.

Литература

1. Алиев Т. А., Засядь-Волк В. В., Заболотская Т. А. Проблемы становления и перспективы развития направления «Землеустройство и кадастры» на факультете географии и геоэкологии СПбГУ // Вестн.

C.-Петерб. ун-та. Сер. 7. Геология. География. 2013. Вып. 4. С. 168-174.

2. Academic ranking of world universities. URL: http://www.shanghairanking.com (дата обращения: 15.08.2014).

3. QS Top universities. URL: http://www.topuniversities.com (дата обращения: 15.08.2014).

4. Times higher education. URL: http://www.timeshighereducation.co.uk (дата обращения: 15.08.2014).

Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.

Контактная информация:

Алиев Тахир Аскерович — кандидат географических наук, доцент; mr.aliyev.52@mail.ru Заболотская Татьяна Анатольевна — ассистент; zaboltat@mail.ru

Засядь-Волк Владимир Валентинович — кандидат географических наук, доцент; zv_vv@pochta.ru

Aliyev Takhir A. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; mr.aliyev.52@mail.ru Zabolotskaya Tatyana A. — assistant; zaboltat@mail.ru

Zasyad'-Volk Vladimir V. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; zv_vv@pochta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.