19. Fiese Barbara H., Connell A., Doss B., Kaugars A.S., Rhoades G.K., Trentacosta C.J. (2017) Introduction to the special issue: Advances in methods and measurement in family psychology. Journal of Family Psychology. Vol. 31, Iss. 8, 969-971. Available from: http://psycnet.apa.org/record/2018-00265-001 (Accessed 07 December 2017).
20. Lindell A.K., Campione-Barr N., Killoren S.E. (2017) Implications of parent-child relationships for emerging adults' subjective feelings about adulthood. Jounal of Family Psychology. Vol. 31, Iss. 8, 810820. Available from: http://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Ffam0000328 (Accessed 09 December 2017).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.04
УДК 333(07):378.147:681.14 ББК 65.9(2)32р30:74.48:32.97
Т.А. Бороненко1, В.С. Федотова2
1 ORCID № 0000-0003-2265-3531, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: kafivm@lengu.ru 2 ORCID № 0000-0002-1974-5809, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: vera1983@yandex.ru
использование электронных таблиц
го ф
в обучении магистров направления 1°
«землеустройство и кадастры» управлению землеустроительными проектами
Аннотация
Введение. Необходимость подготовки магистров направления «Землеустройство и кадастры» к проектной профессиональной деятельности, увеличение роли землеустройства в организации устойчивого развития природы и общества, глобальная информатизация актуализировали поиск методов обучения студентов управлению землеустроительными проектами средствами информационных технологий.
Материалы и методы. Исследование базируется на системном, технологическом, деятель-ностном и компетентностном подходах. В процессе работы были использованы методы анализа, сравнения, моделирования и конкретизации.
Ре.зультаты. Охарактеризована специфика землеустроительных проектов с точки зрения их структуры, содержания, способов реализации. Дано определение управлению проектами в качестве методологии землеустроительного проектирования, утверждения политики рационального распределения ресурсов, учета конкретных ограничений в отношении определенного проекта землеустройства, разработки землеустроительных преобразований. Обоснован обучающий потенциал MS Excel в управлении проектами. Продемонстрирована методика обучения магистров управлению проектами на примере построения диаграммы Ганта. Описаны положительные результаты использования электронных таблиц в обучении магистров направления «Землеустройство и кадастры» управлению землеустроительными проектами.
Обсуждение. Гипотеза об эффективности использования электронных таблиц MS Excel в обучении магистров землеустройства и кадастров управлению проектами землеустройства под-
с
m
го _
и
ГО i
1 5
m ^
о Р
0
" S ЕЕ ь го о
г Ф S ^
s S
1 <u Ф to
£ 2 ю s
О I m £
Ii s
ю го
I- _
* -0
* a.
-û II О I го о ч
d. го ^
ф s 5 0
0 m
<u Î3
1 О ГО О. m h
_0 Ф
§1 С ф
"со
тверждена результатами эксперимента. Авторы показали повышение среднего балла успеваемости студентов по дисциплине «Управление проектами» при оценке освоения основ землеустроительного проектирования в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальной группе была апробирована методика обучения управлению проектами на основе построения диаграммы Ганта средствами электронных таблиц MS Excel.
Заключение. Результаты работы, изложенные в публикации, могут быть использованы специалистами, занимающимися разработкой учебно-методического сопровождения образовательных программ магистратуры различного профиля при обучении студентов управлению проектами.
Ключевые слова: землеустроительный проект, Excel, магистр, землеустройство и кадастры.
Основные положения:
• авторы доказывают увеличение внимания к подготовке магистров к проектной деятельности;
• авторы предлагают методику обучения управлению проектами землеустройства на основе использования информационных технологий;
• авторы демонстрируют обучение студентов использованию диаграммы Ганта при визуальном представлении этапов реализации проекта землеустройства;
• авторы делают вывод об эффективности использования данной методики на основе увеличения среднего балла освоения дисциплины «Управление проектами» в экспериментальной группе.
1. Введение (Introduction)
Проектная деятельность магистров по направлению «Землеустройство и кадастры» является приоритетной в составе видов профессиональной деятельности, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования данной основной профессиональной образовательной программы. Это связано с тем, что «в свете решения сложных глобальных проблем устойчивого развития человека и природы, таких как изменение климата, утрата биоразнообразия и продовольственная безопасность, решающее значение имеет понимание сложной динамики системы «Земля». Вместе с тем сегодня сохраняются большие пробелы в знаниях, связанных с управлением земельными ресурсами» [1, с. 512]. В этом смысле будущие специалисты в области землеустройства и кадастров играют определяющую роль. Именно землеустройство ориентировано на «разработку стратегий планирования, координирования высокоуровневых целей общественного развития с интересами землепользования» [2, с. 1].
Как отмечают ученые, «важно, чтобы земельными ресурсами управляли стабильно и эффективно, производя сельскохозяйственные продукты и принося доход» [3, с. 19].
Состав профессиональных компетенций освоившего программу магистратуры выпускника в области проектной деятельности включает его готовность решать профессиональные задачи по «подготовке заданий на разработку проектов и схем территориального планирования и землеустройства, разработке проектов и схем использования и охраны земель территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, их частей, территории других административных образований, проведение технико-экономического и социально-экологического анализа эффективности проектов и схем; подготовка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по разработке и реализации проектов и схем»1.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/210402.pdf. (Дата обращения: 17.02.2018).
Конечные образовательные результаты профессиональной подготовки выпускника магистратуры по направлению «Землеустройство и кадастры» охарактеризованы требованиями к его компетентности в вопросах разработки схем и проектов использования земельных ресурсов, решения задач по совершенствованию планирования территорий, использованию информационных технологий в реализации земельного планирования, управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости, обоснования экологической и экономической эффективности проектов землеустройства.
При этом следует заметить, что в квалификационном портрете магистра данного направления деятельность по проектированию и использованию средств автоматизации в управлении проектами занимает доминирующие позиции и определяет актуальность обучения студентов управлению проектами в землеустройстве на основе использования современных информационных технологий.
Анализ литературы, характеризующей вопросы профессиональной подготовки студентов по направлению «Землеустройство и кадастры» [4-9] демонстрирует интерес ученых к вопросам профессиональной подготовки специалистов данного профиля, однако при этом вопросы использования информационных технологий в области подготовки студентов к проектной деятельности остаются неосвещенными.
На практике наблюдается существующее противоречие между функциональными возможностями информационных технологий в области решения задач землеустройства и кадастров и отсутствием их активного внедрения в учебно-познавательную деятельность в процессе подготовки магистров по направлению «Землеустройство и кадастры». Только некоторые ученые отмечают, что «в настоящее время для повышения эффективности землеустроительного проектирования обязательно необходимо применять автоматизированную обработку данных» [10, с. 254]. Тем более, что «в последнее время наблюдаются техно-
логические прорывы в области автоматизации кадастровых работ» [11, с. 313]. Выявленное противоречие определило проблему исследования: как использовать современные информационные технологии при земельном проектировании, управлении земельными ресурсами и объектами недвижимости?
Цель исследования - обосновать способы использования информационных технологий в обучении студентов управлению проектами землеустройства.
Достижение цели исследования определило совокупность решаемых задач: 1) охарактеризовать специфику землеустроительных проектов с точки зрения их структуры, содержания, способов реализации; 2) определить управление проектами как методологию землеустроительного проектирования, утверждения политики рационального распределения ресурсов, учета конкретных ограничений в отношении определенного проекта землеустройства, разработки землеустроительных преобразований;
3) обосновать потенциал MS Excel как наиболее распространённого и доступного средства для управления проектами;
4) продемонстрировать методические аспекты обучения магистров технологии построения диаграммы Ганта средствами электронных таблиц.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
В основу исследования положена идея использования электронных таблиц в обучении магистров землеустройства и кадастров управлению проектами в области землеустройства. Исследование проводилось на базе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина в ходе проведения занятий со студентами указанного направления. В 2017-2018 учебном году в рамках преподавания курса «Управление проектами» в составе группы студентов 2 курса магистратуры (15 студентов) было выделено две подгруппы (контрольная (7 студентов) и экспериментальная (8 студентов)). Обучение дисциплине в контрольной группе проводилось по традиционной методике без применения и информационных технологий, а в эксперимен-
го
I
Ел gä m с го s
и
го i
1 5
rn ^
о £
0
E ь
го о
г Ф S ^
s S
1 Ф
Ф т
£ 2 ю s
0 I
ф
1
Ё а
го ^
I- Ä
* О. .0 II О I го о ч
d. го ^
ф s 5 °
о m ф ij
СО
о
.
13 >
ф с;
х
го ш о
со
.0 ц
о
с _
О СО
го са о н о ч ф
О Ш
о"
X Ф X
о ^
о
LQ
тальной группе была апробирована методика обучения управлению проектами на основе построения диаграммы Ганта средствами, заложенными в функционале электронных таблиц MS Excel.
Проведенное исследование по сравнению полученных результатов обучения показало, что студенты, которые изучали дисциплину с использованием электронных таблиц, лучше освоили технологию проектирования и визуально представляют целостную картину управления проектом в отличие от студентов, которые изучали данный курс по традиционной методике. Этот вывод сделан на основе сравнения среднего балла по оценкам в контрольной мероприятия по дисциплине: контрольная группе средний балл составил 3,9, а в экспериментальной группе - 4,7.
Предлагаемая методическая разработка по созданию земельного проекта с использованием информационных технологий основывается на принципах наглядности, целостности, технологичности. Методологическую основу исследования составляют идеи системного, технологического, деятельностного и компетентностного подходов.
3. Результаты (Results)
Землепользование можно рассматривать как «крупнейший геоинженерный проект, в котором участвует человечество, науку о земельной системе, и может выступать в качестве платформы для интеграции идей разных дисциплин для перевода знаний в действие» [12, с. 29]. Однако землепользование является краеугольным камнем человеческой цивилизации, и оно неотъемлемым образом связано со многими глобальными проблемами устойчивого развития человечества и природы - от изменения климата, нарушения продовольственной безопасности до продолжающегося кризиса биоразнообразия. Важная роль землеустроительного проектирования определяется тем фактом, что «понимание основных технологических, институциональных и экономических факторов, влияющих на изменения в землепользовании в различных контекстах, важно для определения эффективных стратегий для успешного
решения этих проблем» [13, с. 53], «для успешной реализации землеустройства необходимо глубокое понимание функционирования и процессов природы» [14, с. 997].
Зарубежными учеными отмечается, что «производство знаний для устойчивого развития землеустройства требует тесного сотрудничества между наукой и практикой» [15, с. 205]. Устойчивое управление земельными ресурсами имеет жизненно важное значение. «Решения для обеспечения устойчивого управления земельными ресурсами и снижения негативного воздействия изменения климата должны основываться на широком совместном подходе с целью обеспечения безопасности не только окружающей среды и земли, но и обеспечения продовольственной безопасности в настоящем и будущем» [16, с. 40]. Своеобразным связующим звеном между землеустроительной наукой и практикой является землеустроительный проект (проект землеустройства).
Определение характеристических черт землеустроительного проекта очерчивает многообразие перечня работ, составляющих этапы проектирования при землеустройстве: инженерные, агротехнические и технологические процедуры, связанные с решением вопросов охраны земель, повышением балла бонитета и пригодности почв для сельскохозяйственного назначения, размещение объектов социальной и производственной инфраструктуры, прогнозирование числа необходимых ресурсов.
«Доскональное знание землеустроительного проектирования важно для планирования эффективных стратегий будущих сценариев землепользования». [17, с. 69].
В учебно-методической литературе по землеустройству под рабочим проектом землеустройства понимается «документ, состоящий из текстовых и графических материалов, содержащий всесторонне обоснованные организационно-территориальные, технологические, экологические, социальные и технико-экономические решения и сметно-финансовые расчеты по кон-
кретным локальным объектам, для создания которых требуются капитальные вложения»2.
На основе оценки функциональной роли земли как главного средства производства, как пространственного базиса, как предмета труда выделяют различные виды проектов землеустройства: проекты по улучшению земель и повышению их плодородия, по организации угодий и устройству их территории, по инженерному оборудованию территории
элементами производственной инфраструктуры, по охране земель, восстановлению их свойств и воспроизводству хозяйственной ценности угодий и другие.
Утвержденные проекты землеустройства приобретают юридическую силу и в последующем определяют права и порядок использования соответствующих земель.
В состав проекта землеустройства входит графическая и текстовая части (рис. 1).
Графическая часть проекта
включает проектный план, рабочие чертежи перенесения проекта в натуру, карты, схемы, графики, рисунки, а также диаграммы, учитывающие фактическое состояние территории и объекта и используемые при проектировании почвенные, геоботанические, земельно-оценочные, агроэкологические и др. карты.
Текстовая часть проекта
включает задание на проектирование, расчетно-пояснительную записку, материалы технико-экономического (агроэкономического) обоснования проекта, ведомости площадей угодий (проектную экспликацию), сметно-финансовые расчеты, материалы экспертизы, рассмотрения и утверждения проекта.
Рис. 1. Содержание текстовой и графической частей проекта землеустройства Fig. 1. Contents of the textual and graphical parts of the land management project
Полную совокупность различных стадий развития проекта землеустройства называют жизненным циклом проекта. Наличие принципиальных особенностей решаемых задач и используемых методов управления на разных стадиях реализации проекта способствует дополнительному обозначению совокупности фаз проекта. Традиционно выделяют пять фаз в жизненном цикле проекта (рис. 2).
1)концептуальная (предпроектная) фаза
X7
Ni
5)эксплуатационная фаза
2) разработка проекта
4) фаза завершения проекта
3) фаза \
выполнения
проекта
Рис. 2. Фазы жизненного цикла проекта Fig. 2. Phases of the life cycle of the project
; Барсукова Г.Н., Юрченко К.А. Землеустройство [Текст]. Краснодар: КубГАУ, 2014. 199 с. С. 144.
го
i i
m с
го s
= 1 ro £
1 5
rn ^
о £
0
E ь
го о
г Ф S ^
s S
1 Ф
Ф т
£ <2 ю s
0 I
ф
1
Ё а
го ^
I- й -Q
* О. -Q II О I ГО О Ч
О. ГО ^
ф ^
5 °
о m Ф Í3
СО
л
с; о
С ф
О СО
го m о н о ч <и
О Dû
CD
X Ф X
о о
LÛ
Определим управление проектами как методологию землеустроительного проектирования, утверждения политики рационального распределения ресурсов, учета конкретных ограничений в отношении определенного проекта землеустройства, разработки землеустроительных преобразований.
В состав системы управления проектом входит определение системы показателей проекта и определение на этой основе организационной структуры, регламента управления проектом, конкретизация объекта управления, а также соотнесение системы показателей проекта с требованиями нормативных документов, привлечение необходимых информационных технологий и персонала.
В свою очередь система показателей проекта складывается из целей (эффектов) проекта, интересов ключевых участников проекта, задействованных в проекте процессов, технологий, персонала, ресурсов.
Управляемыми параметрами землеустроительного проекта являются: 1) финансово-экономические параметры (объемы и виды работ по проекту; стоимость, издержки, расходы по проекту); 2) временные параметры (сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, характеристику этапов, фаз проекта, взаимосвязи между ними;
3) материально-технические параметры;
4) качественные параметры.
В традиционном исполнении схема управления проектами - достаточно сложная процедура, требующая от проектировщика менеджерских способностей, точности действий и постоянства внимания, способности к абстрактному и пространственному мышлению. Бурное развитие информационных технологий позволит обеспечить создание информационных моделей принятия управленческих решений в процессе планирования и реализации землеустроительных проектов. Современные системы для управления проектами предоставляют технические средства, которые позволяют проектировщику на качественно новой
основе планировать порядок выполнения операций, давать рекомендации отложить или перенести определенные операции, добавить или удержать ресурсы.
Остановимся более подробно на процедуре планирования проекта и выявим возможность управления планированием проекта на основе использования информационных технологий в целях визуализации всех стадий проектирования.
В целом можно сказать, что «планирование в том или ином виде производится на всех стадиях жизненного цикла проекта. В общем виде планирование представляет собой процесс, который начинается с определения целей и заканчивается созданием обоснованных детальных графиков работ, направленных на достижение поставленных целей»3.
В управлении землеустроительными проектами планировщику необходимо ответить на ряд вопросов: содержание землеустроительного проекта, виды работ и сроки их выполнения, состав участников, полномочия и обязанности каждого участника, необходимые ресурсы, общая стоимость, условия для достижения наилучшего планирования в данной ситуации.
Формализовать результаты ответов на данные вопросы и визуализировать последовательность календарных работ над проектом эффективно позволят электронные таблицы, а именно, одним из наиболее распространенных и доступных средств являются электронные таблицы MS Excel.
Электронные таблицы MS Excel применяются для создания визуализированных графиков реализации проектов. Понятие «график реализации проекта» включает в себя оптимизацию выполнения работ во времени, установлении баланса стоимости и качества на основе учета имеющихся ресурсов и ограничений.
4. Обсуждение (Discussion)
Одним из визуальных методов планирования проекта является диаграмма Ганта, исторически появившаяся в 1910 гг. и представленная научному сообществу Генри Лоренсом Гантом - американским
3 Панфилов А.Э., Панфилова Н.А. Планирование и управление проектами В Microsoft Project. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2013. 84 с. С. 3.
инженером-механиком и консультантом по вопросам управления. Диаграмма Ганта представляет собой совокупность отрезков/линий (прямоугольных полосок), которые расположены параллельно оси абсцисс (шкалы времени). Каждый отрезок отображает отдельную задачу / подзадачу. Отрезки параллельны друг другу, и каждый из них отражает начало, конец и длительность той или иной задачи в рамках проекта.
В целом на диаграмме Ганта проект представлен в виде графика, в котором в левой части - список работ (задач, операций) в виде таблицы, где указаны названия работ и длительность выполнения каждой, а также предшествующие работы. В правой части графически отображается длительность выполнения работы, как правило, в виде отрезка, имеющего определенную длину, учитывающую логику выполнения проектных задач. В верхней части расположена шкала времени. Расположение отрезка на шкале времени и его длина детерминируют время начала и окончания каждой работы. Взаиморасположение отрезков задач указывает, последовательно или параллельно выполняются задачи одна за другой. Диаграмма Ган-та «используется для иллюстрации временных аспектов работ на конечных стадиях календарного планирования,
отражения текущего состояния проекта с точки зрения соблюдения сроков его выполнения» [18, с. 21].
Технология построения диаграммы Ганта в MS Excel основывается на ее имитации за счет настроек линейчатой диаграммы с накоплением с визуализацией основных решаемых в рамках проекта задач и указанием длительности и иерархии их выполнения.
Рассмотрим реализацию основных этапов построения диаграммы Ганта на примере построения проекта агролесомелиоративных мероприятий. Такой проект предусматривает проведение мероприятий по защите почвы от водной эрозии и дефляции почв, ориентированных на повышение урожайности сельскохозяйственных культур и в целом на улучшение экологической обстановки на территории сельскохозяйственного предприятия. «Оценка жизненного цикла агроэкосистем - важный инструмент, который в состоянии сообщить о возможном экологическом улучшении сельскохозяйственных экосистем» [19, с. 341].
После сообщения магистрам последовательности реализации рабочего проекта агролесомелиоративных мероприятий (рис. 3) им предлагается построить диаграмму Ганта комплекса выполнения проектных работ, используя электронные таблицы MS Excel.
Рис. 3. Стадии реализации рабочего проекта агролесомелиоративных мероприятий Fig. 3. Stages of the working agroforestry project implementation
Для реализации основных этапов агромелиоративного проекта магистры должны построить в MS Excel таблицу ис-
ходных значений (табл. 1.), определяя этапы проекта, начало и окончание каждого из них и длительность выполнения работ.
га
I
Ел
m с
го s
= 1 го i
1 5
rn ^
о £
0
Е ь
го о
г Ф S ^
s S
1 Ф
Ф т
£ 2 ю s
0 I
ф
-Р со
1
Ё а
го ^
I- й * -0
* О. .0 II О I го о ч
О. ГО
ф ^
5 °
0 со
Ф ij
1 О ГО О.
.0 Ф
<5 i
П ф
"CO
CQ
Табл. 1. Таблица начальных значений для визуализации управления агролесомелиоративным проектом
Tab. 1. Table of initial values for visualizing the managing process in the agroforestry project
Этап проекта Начало Длительность работ Окончание
Камеральные подготовительные работы и полевые изыскания 29.12.2017 3 05.01.2018
Разработка задания на проектирование 13.01.2018 11 18.01.2018
Разработка технологии производства работ по созданию и реконструкции защитных лесных насаждений 02.02.2018 15 13.02.2018
Проведение сметно-финансовых расчётов; обоснование проекта и определение его экономической эффективности 02.02.2018 20 16.02.2018
Оформление и изготовление документов 24.02.2018 12 28.02.2018
Согласование, утверждение и экспертиза проекта 17.03.2018 6 20.03.2018
ro ca о i-
o ч
<u
О 03
o"
X Ф X
о ^
о lq
Далее студенты строят линейчатую диаграмму с накоплением, имитируя диаграмму Ганта с учетом длительности каждого вида
работ. Результат визуализации календарного планирования агролесомелиоративных мероприятий представлен на рис. 4.
PUc. 4. Диаграмма Ганта проекта агролесомелиоративных мероприятий в MS Excel Fig. 4. Gantt chart of the agroforestry measures project as presented in MS Excel
Диаграмма Ганта демонстрирует последовательность решаемых в рамках проекта задач, обеспечивает диагностику продолжительности землеустроительных работ, наглядно интерпретирует содержание этапов проекта различным его участникам. Диаграмма Ганта - это «общий язык, который уравновешивает производительность системы, качество, ожидания и потребности заинтересованных сторон, стоимость и график, основа для управления жизненным циклом проекта» [20, с. 447].
5. Заключение (Conclusion) Итак, использование информационных технологий в управлении зем-
леустроительными проектами позволит подготовить магистров направления «Землеустройства и кадастров» к проектной деятельности. Доказано, что одним из способов использования информационных технологий в обучении студентов управлению проектами землеустройства является построение диаграмм Ганта средствами электронных таблиц MS Excel. Диаграмма Ганта позволяет увидеть логику реализации этапов землеустроительного проекта, визуализировать план его выполнения, интерактивно актуализировать стадии разработки графика не только на стадии планирования, но и в процессе реализации.
Библиографический список
1. Erb K.H. (2017) Land management: data availability and process understanding for global change studies. Global change biology. Vol. 23, 2, 512-533.
2. Nabielek P., Dumke H. & Weninger K. (2018) Balanced renewable energy scenarios: a method for making spatial decisions despite insufficient data, illustrated by a case study of the Vorderland-Feldkirch Region, Vorarlberg, Austria. Energy. Sustainability and Society. Vol. 8(1).
3. Krievina A., Pilvere I., Nipers A. (2015) Agricultural land use management aspects in the Baltic Sea region countries. International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management. 19-27.
4. Аврунев, Е.И. К истории становления и развития подготовки специалистов в области землеу- к ^ стройства и кадастров в СГГА [Текст] / Е.И. Аврунев, В.Б. Жарников, В.Н. Клюшниченко, Н.А. Ни- J о колаев // Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий. - 2012.
га
m го
№ 4 (20). - С. 141-146.
5. Ллиев, ТА Проблемы становления и перспективы развития направления «Землеустройство ~
и кадастры» на факультете географии и геоэкологии СПбГУ [Текст] / Т.А. Алиев, В.В. Засядь-волк, Т.А. Заболотская // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. - 2013. - № 4. - С. 168-174.
6. Волков, С. История землеустроительного образования в России [Текст] / С. Волков, А. Фомин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2014. - № 5. - С. 31-35.
7. Гуляс, Д.И. Подготовка специалистов в рамках направления «Землеустройство и кадастры» вчера и сегодня [Текст] / Д.И. Гуляс // Вестник ОмГАУ. 2012. - № 2(6). - С. 17-20.
8. Мурашева, А.А. Проблемы разработки квалификационных рамок и оценки квалификации в области землеустройства [Текст] / А.А. Мурашева, Е.М. Чепурин, Н.Р. Камынина // Образование и наука. - 2014. - № 6 (115). - С. 45-56.
9. Рудой, Е.В. Развитие отечественного отраслевого образования в аграрной сфере: ретроспектива, современное состояние и ключевые проблемы [Текст] / Е.В. Рудой // Профессиональное образование в современном мире. - 2018. - Т. 7. - № 4. - С. 1388-1400. DOI: 10.15372/PEMW20170408
10. Горохова, Е.А. Особенности землеустроительного проектирования в современных условиях [Электронный ресурс] / Е.А. Горохова // Российский экономический интернет-журнал, 2009. -№2. - С. 254-257. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Gorokhova.pdf . - [Дата обращения: 20.02.2018]
11. Павлова, В.А. Новейшие технологии в кадастровой деятельности [Текст] / В.А. Павлова, Е.Л. Уварова // Записки Горного института. - 2017. - Т. 225. - С. 313-319. DOI: 10.18454/ PMI.2017.3.313.
12. Verbürg P.H. et al. (2015) Land system science and sustainable development of the earth system: A global land project perspective. Anthropocene. Vol. 12, 29-41.
= 5
m ^
о <u
0
" S ЕЕ ь го о
г Ф S ^
s S
1 <u Ф to
£ 2 ю s
О I m £
Ii s
ю го
I- _
* -0
* а.
-û II О I го о ч
О. го ф s
5 0
0 m
ф й S>s
1 О ГО О. m h ° £ _û ф
§1 П ф
"со
13. Jepsen M.R. et al. (2015) Transitions in European land-management regimes between 1800 and 2010. Land Use Policy. Vol. 49, 53-64.
14. Keesstra S. et al. (2018) The superior effect of nature based solutions in land management for enhancing ecosystem services. Science of the Total Environment. Vol. 610, 997-1009.
15. Mann C., Sc^fer M. (2018) Developing sustainable water and land management options: reflections on a transdisciplinary research process. Sustainability Science. Vol. 13. 1, 205-217.
16. Liu C., Yu Z. (2017) Analysis and Research on Industrial Land Transfer in Hefei City Economic and Technological Development Zone of Anhui Province. Asian Agricultural Research. Vol. 9. No. 3, 40.
17. Meena V.S., Mondal T., Pandey B.M., Mukherjee A., Yadav R.P., Choudhary M., Singh S., Bisht J.K. and Pattanayak A. (2018) Land use changes: Strategies to improve soil carbon and nitrogen storage pattern in the mid-Himalaya ecosystem, India. Geoderma. Vol. 321, 69-78.
18. Гасанбеков, С.К. Сетевое планирование как инструмент управления проектами [Текст] / С.К. Гасанбеков, Н.А. Лубенец // Известия МГТУ. - 2014. - №1. - С. 21-25.
19. Liang L., Lal R., Ridoutt B.G., Du Z., Wang D., Wang L., Wu W. and Zhao G. (2018) Life Cycle Assessment of China's agroecosystems. Ecological Indicators. Vol. 88, 341-350.
20. Sharon A., Dori D. (2017) Model-Based Project-Product Lifecycle Management and Gantt Chart Models: A Comparative Study. Systems Engineering. Vol. 20, 5, 447-466.
T.A. Boronenko1, V.S. Fedotova2
1 ORCID No. 0000-0003-2265-3531, Academic Title of Professor, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Computer Science and Information Systems, A. Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russia. E-mail: kafivm@lengu.ru
2 ORCID No. 0000-0002-1974-5809, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Computer Science and Information
Systems, A. Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russia. E-mail: vera1983@yandex.ru
> о
-bJ
О T3 Ф
CO >
с Ф с о
о m
the usage of electronic spreadsheets in teaching land management projects to the master's degree in land management and national inventories
Abstract
Introduction. The need to prepare master's degree students with the specialty «Land management and national inventories» for project-oriented professional activities, the increase of the land management role in establishing the steady development of nature and society and global IT development have updated the search for methods of teaching students how to operate land management projects using information technology tools.
Materials and methods. The research is based on four approaches, i.e. systematic, technological, activity-based and competency-based. During the working process the following methods were used: analysis, comparison, modeling and concretization.
Results. The paper presents the specifics of land management projects in terms of their structure, content, and methods of implementation. The land management project development is defined as a methodology for the land-use system, including establishing a policy on rational resource allocation, considering specific restrictions for a particular land management project and elaborating land-use transformations. The training potential of MS Excel in project management is substantiated. The method of teaching project management to master's degree students by constructing a Gantt chart is demonstrated. The positive results concerning the usage of electronic spreadsheets in teaching the master's degree students with the specialty «Land management and national inventories» how to operate land management projects are described. The research is based on the ideas of systematic, technological and activity-based approaches.
Discussion. The hypothesis for the efficiency and effectiveness of the usage of MS Excel spreadsheets in teaching master's degree students in land management and national inventory the control of land management projects is confirmed by the results of the experiment. The authors described an increase in the average score of students' progress in the course of study «Project Management» during the assessment of the students' grasping of the basis of land planning both in reference and experimental groups. The method of teaching project management based on the construction of the Gantt chart using MS Excel spreadsheets was tested in the experimental group
Conclusion. The results of the work, presented in the paper, can be used by specialists engaged in the development of educational and methodological support for educational programs of a master's degree in various fields of students' training in project management.
Keywords: land management project, Excel, master, land management and national inventories
Highlights:
• The authors validate the increasing attention in the higher education to preparing master's degree students for project activity;
• The authors offer a method of teaching land management projects based on the usage of information technologies;
• The authors demonstrate teaching students how to use the Gantt chart while visualizing the stages of the land management project implementation;
• The authors draw a conclusion about the effectiveness of using this technique as proved by an increase in the average score of mastering the discipline "Project Management" in the experimental group.
References
1. Erb K.H. (2017) Land management: data availability and process understanding for global change studies. Global change biology. Vol. 23, 2, 512-533.
2. Nabielek P., Dumke H. & Weninger K. (2018) Balanced renewable energy scenarios: a method for making spatial decisions despite insufficient data, illustrated by a case study of the Vorderland-Feldkirch Region, Vorarlberg, Austria. Energy. Sustainability and Society. Vol. 8(1).
3. Krievina A., Pilvere I., Nipers A. (2015) Agricultural land use management aspects in the Baltic Sea region countries. International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management. 19-27.
4. Avrunev E.I., Zharnikov V.B., Klyushnichenko V.N., Nikolaev N.A. (2012) K istorii stanovleniya i razvitiya podgotovki spetsialistov v oblasti zemleustroystva i kadastrov v SGGA [To the history of formation and development of specialists' training in the field of land management and inventories in the Siberian state university of geosystems and technologies] The Messenger of the Siberian state university of geosystems and technologies. 4 (20), 141-146. (In Russian).
5. Aliev T.A, Zasyad'-volk V.V., Zabolotskaya T.A. (2013) Problemy stanovleniya i perspektivy razvitiya napravleniya «Zemleustroystvo i kadastry» na fakul'tete geografii i geojekologii SpbGU [Problems of formation and the prospect of development of the Land Management and Inventories direction at faculty of geography and geoecology of St.Petersburg State University] Vestnik SpbGU. Sciences about Earth. 4, 168-174. (In Russian).
6. Volkov S., Fomin A. (2014) Istoriya zemleustroitelnogo obrazovaniya v Rossii [The history of land management education in Russia] The International agricultural magazine. 5, 31-35. (In Russian).
7. Gulyas D.I. (2012) Podgotovka spetsialistov v ramkakh napravleniya «Zemleustroystvo i kadastry» vchera i segodnya [Specialists' training at the Land Management and Inventories speciality yesterday and today] The Bulletin of the Omsk state agricultural university. 2 (6), 17-20. (In Russian).
8. Murasheva A.A, Chepurin E.M, Kamynina N.R. (2014) Problemy razrabotki kvalifikatsionnykh ramok i otsenki kvalifikatsii v oblasti zemleustroystva [Problems of developing the qualification frameworks and assessment of qualifications in the field of land management] Education and Science. 6 (115), 45-56. (In Russian).
9. Rudoj E.V. (2018) Razvitie otechestvennogo otraslevogo obrazovaniya v agrarnoy sfere: retrospek-tiva, sovremennoe sostoyanie, kljuchevye problemy [Development of the national branch education in the agricultural sphere: its retrospective, current state and key problems] Professional education in the modern world.. Vol. 7, 4, 1388-1400. (In Russian).
o <u
-p u>
C <u
10. Gorokhova E.A. (2009) Osobennosti zemleustroitel'nogo proektirovaniya v sovremennykh uslovi-yakh [The features of land management design in modern conditions] The Russian economic online magazine. 2, 254-257. Availiable from: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Gorokhova.pdf [Accessed 20 February 2018]. (In Russian).
11. Pavlova V.A, Uvarova E.L. (2017) Novejshie tekhnologii v kadastrovoy deyatel'nosti [The newest technologies in cadastral activities] Zapiski Gornogo Instituta. 2, 313-319. DOI: 10.18454/PMI.2017.3.313 (In Russian).
12. Verburg P.H. et al. (2015) Land system science and sustainable development of the earth system: A global land project perspective. Anthropocene. Vol. 12, 29-41.
13. Jepsen M.R. et al. (2015) Transitions in European land-management regimes between 1800 and 2010. Land Use Policy. Vol. 49, 53-64.
14. Keesstra S. et al. (2018) The superior effect of nature based solutions in land management for enhancing ecosystem services. Science of the Total Environment. Vol. 610, 997-1009.
15. Mann C., Schgfer M. (2018) Developing sustainable water and land management options: reflections on a transdisciplinary research process. Sustainability Science. Vol. 13. 1, 205-217.
16. Liu C., Yu Z. (2017) Analysis and Research on Industrial Land Transfer in Hefei City Economic and Technological Development Zone of Anhui Province. Asian Agricultural Research. Vol. 9. 3, 40.
17. Meena V.S., Mondal T., Pandey B.M., Mukherjee A., Yadav R.P., Choudhary M., Singh S., Bisht J.K. and Pattanayak A. (2018) Land use changes: Strategies to improve soil carbon and nitrogen storage pattern in the mid-Himalaya ecosystem, India. Geoderma. Vol. 321, 69-78.
18. Gasanbekov S.K., Lubenets N.A. (2014) Setevoe planirovanie kak instrument upravleniya projektami [Network planning as an instrument of project management] Izvestiya MGTU. 1, 21-25. (in Russian).
19. Liang L., Lal R., Ridoutt B.G., Du Z., Wang D., Wang L., Wu W. and Zhao G. (2018) Life Cycle Assessment of China's agroecosystems. Ecological Indicators. Vol. 88, 341-350.
20. Sharon A., Dori D. (2017) Model-Based Project-Product Lifecycle Management and Gantt Chart Models: A Comparative Study. Systems Engineering. Vol. 20, 5, 447-466.
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.05
УДК 378.14:902.9(07) ББК 74.480.28:63.2р30
С.А. Василенко
ORCID № 0000-0002-9642-4558, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры
Отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: vasilenkosa@cspu.ru
средства оценки результатов обучения
студентов в рамках преподавания
курса «вспомогательные исторические
дисциплины»
Аннотация
Введение. В статье представлен обзор различных вариантов оценочных средств, предложенных в работах современных исследователей. Цель статьи - представить результаты исследовательской работы по формированию и оценке сформированности компетенций бакалавров, будущих учителей истории, в рамках дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины».