♦—-♦
[email protected] Майрамкуль АкматбековнаТоктобекова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», Академия государственного управления УДК 339.7 при Президенте Кыргызской Республики
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье анализируется современное состояние депозитного рынка Кыргызской Республики, через призму которого отражается сущность финансового посредничества функциональных участников рынка кредитных ресурсов. Привлекая временно свободные денежные ресурсы физических и юридических лиц срочного характера, коммерческие банки берут на себя новые обязательства, но в то же время выдвигают требования к заемщикам. Проблема заключается в том, что финансовые посредники должны учитывать не только соответствие количественного характера депозитной базы и их вложений в кредитные портфели клиентов, но и максимальное совпадение характера активов, приносящих прибыль, и особенностей привлеченных денежных ресурсов.
Ключевые слова: депозитный рынок, рынок кредитных ресурсов, финансовые посредники, заемщики, субъекты экономики, ресурсы банка.
М.А. Toktobekova
CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF DEPOSIT MARKET IN THE KYRGYZ REPUBLIC
The paper analyzes the current situation on the deposit market of the Kyrgyz Republic and shows that it reflects the essence of the financial intermediation of functional participants of the credit market. By attracting disposable financial resources of individuals and legal persons in the form of deposits, commercial banks assume new obligations but at the same time put forward new requirements to borrowers. The problem is that financial intermediaries should take into account not only correlation between the quantitative nature of their deposit base and their investment in the loan portfolios of clients but also the best correlation between the nature of profitable assets and the specific nature of raised funds.
Keywords: deposit market, credit market, financial intermediaries, borrowers, economic entities, bank resources.
Рынок кредитных ресурсов представляет собой привлечение временно свободных денежных средств населения и фирм на условиях платности, срочности и возвратности. Современный кредитный рынок является одним из основных сегментов финансового рынка.
Привлеченные финансовыми посредниками временно свободные денежные ресурсы направляются в распоряжение субъектов экономики в виде банковских кредитов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера. Ссуды краткосрочного характера выделяются сроком до одного года и представляют денежный рынок, тогда как среднесрочные и долгосрочные ссуды представляют рынок капитала. Ссуды до одного года предназначаются, как правило, для пополнения оборотных средств и устранения временных денежных разрывов предприятия.
Субъектами рынка кредитов являются финансовые посредники, ссудозаемщики и национальный (центральный) банк любой страны, призванный осуществлять надзор над участниками рынка кредитных ресурсов и регулировать их деятельность с помощью экономических методов.
Участниками рынка кредитных ресурсов функционального характера являются банки второго уровня, некоторые небанковские финансово-кредитные учреждения (далее - НФКУ). Функциональными участниками
рынка кредитных ресурсов осуществляется межотраслевое перераспределение денежного капитала в экономике.
Временно свободные денежные средства населения и юридических лиц, размещенные на депозитных счетах коммерческих банков, преобразуются в кредиты или кредитные линии, как было указано выше, на условиях платности, срочности и возвратности. Проценты за использование денежных ресурсов образуют стоимость кредита, которая складывается из оценки существующих рисков, продолжительности пользования и валюты кредита. В процессе выявления платы за кредит финансовые посредники ориентируются на учетную ставку национального (центрального) банка. Как правило, уровень учетной ставки привязывается к показателю инфляции в экономике, т.е. она отражает уровень инфляции в стране [1].
Кредит имеет коммерческую и банковскую форму, первый отражает отношения по поводу отсрочки платежа между субъектами экономики и оформляется в виде векселя (долговое обязательство), а второй - отношения между ссудозаемщиками и финансовыми посредниками, что в целом отражает кредитную систему. Кредитная система представлена банковским сектором и НФКУ-квазибанками, которые обслуживают ту сферу экономики, что не захвачена универсальными и специализированными банками второго уровня.
Банки второго уровня работают с товаром на денежном рынке и рынке капитала, которые состоят из новых требований и обязательств. Например, привлекая временно свободные деньги субъектов экономики, банк имеет новое обязательство в форме депозита, когда оформляет кредит, то выдвигает требование к получателю ссуды [3].
Сущность финансового посредничества заключается именно в создании указанных новых обязательств, в процессе чего появляются возможные пути преодоления непосредственного контакта вкладчиков и получателей кредитных ресурсов. В данной ситуации финансовые посредники должны строить свою деятельность на основе наличия реальных ресурсов, что подразумевает не только соответствие количественного характера кредитных ресурсов и их вложений в кредитные портфели клиентов, но и достижение максимального совпадения характера активов, приносящих прибыль, и особенностей привлеченныхденежных ресурсов. В основном это касается сроков привлечения денежных ресурсов и их вложения в кредитные операции. В частности, если первые носят краткосрочный характер, а вторые - долгосрочный, то непременно снизится коэффициент ликвидности банка.
Если же в активе банка имеется солидное количество кредитов из группы повышенного риска, то ему необходимо увеличить собственный капитал в структуре ресурсов.
Следующим шагом для банка является обеспечение экономической ответственности за проведение активных и пассивных операций. С другой стороны, экономическая ответственность означает полную самостоятельность в процессе использования собственных и привлеченных ресурсов, а также выбора клиентской базы и субъектов экономики, отдающих в руки банка временно освободившиеся денежные ресурсы.
Субъекты экономики делятся на несколько видов: население, акционированные и частные предприятия, учреждения государственного сектора, финансовые институты, зарубежный сектор. Во многих развитых странах население служит одним их основных поставщиков кредитных ресурсов для субъектов экономики. Акционированные и частные предприятия зачастую сталкиваются с недостаточностью оборотных средств. Учреждения государственного сектора стабильно испытывают дефицит денежных ресурсов, из-за чего государство выступает как заемщик на денежном рынке и на рынке капитала. Зарубежный сектор может иметь как недостаток, так и излишекденег, на что влияет сальдо движения капитала между государствами.
Банковское законодательство допускает для банков второго уровня экономическую самостоятельность в распределении ресурсов и доходов. Направление использования фактической прибыли решается на общем собрании акционеров банка.
Депозиты населения и деловых предприятий (юридических лиц) по срокам размещения и порядку снятия депозитов делятся на срочные вклады и вклады до востребования.
Срочные вклады зачисляются на депозитные счета и характеризуются наличием конкретно оговоренного срока с начислением на сумму вклада процента,
размер которого зависит от суммы и срока вклада. Однако оговоренные в договоре сроки вклада не исключают изъятия вклада до наступления срока. При наступлении такого случая клиент может потерять начисленные банком доходы к вкладу.
Депозиты до востребования могут быть изъяты клиентом полностью или частично в любой момент, именно поэтому на них начисляются низкие проценты, и использовать их можно только для оплаты текущих расчетов. Потребность открытия счета до востребования происходит от владельца счета, чтобы совершать операции по платежам и получать денежные средства на имеющийся банковский счет.
В целом структура ресурсов коммерческих банков основывается на депозитах. В развитых странах доля депозитов в структуре ресурсов банка достигает свыше 80%, в частности в Швейцарии и Японии (83%) [2].
Для обеспечения динамичного развития банковского сектора Кыргызской Республики необходимо укреплять депозитную базу. Конкуренция между банками в создании предложений кредитных ресурсов подталкивает их на принятие мер по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. Для достижения адекватной депозитной базы коммерческим банкам необходимо разрабатывать гибкую стратегию депозитной политики, с учетом поставленных задач перед банком и изменяющейся внешней среды.
Ниже, в таблице рассмотрим долю депозитов в структуре ресурсов отечественных коммерческих банков.
По данным таблицы, несмотря на кризисные явления в стране, депозитный рынок растет. В структуре ресурсов коммерческих банков депозитные средства составляли в 2004 г. 76,7%, а в 2014 г. - 78,2%. Темпы роста депозитной базы за 2014 г. по сравнению с 2004 г. показывают положительную динамику. Темпы роста всех ресурсов и депозитной базы за анализируемый период примерно одинаковые, т.е. составляют 9,6 и 9,8 раз соответственно [4].
Собственный капитал коммерческих банков является дешевым ресурсом для зарабатывания дохода, так как банки на них тратят деньги только по их управлению. Тем не менее удельный вес капитала банков незначителен, что определяет необходимость привлечения депозитных ресурсов.
По обслуживанию привлеченных депозитных ресурсов коммерческие банки несут дополнительные процентные расходы, которые окупаются в процессе их трансформации в кредиты клиентам.
Учитывая дестабилизирующее влияние глобальной среды на финансовый рынок Кыргызской Республики, целесообразно удерживать достигнутые объемы депозитной базы и обеспечить дальнейший их рост, чтобы удовлетворить растущий спрос на кредитные продукты субъектов реального сектора экономики.
В целях сохранения достигнутой депозитной базы коммерческих банков и доверия населения к банковскому сектору постановлением Правительства Кыргызской Республики принят ряд документов, в частности Программа повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 гг. и Антикризисный план действий Правительства Кыргызской Республики на 2016 г. Данные документы позво-
Структура ресурсов коммерческих банков Кыргызской Республики, млн сом*
Год Депозиты** Всего ресурсов Доля депозитов в структуре ресурсов коммерческих банков, %
2004 7975,7 10400,5 76,7
2005 12090,8 14750,4 82,0
2006 14975,6 18574,1 80,6
2007 19331,9 29329,6 65,9
2008 28131,6 40953,9 68,7
2009 33168,1 48089,8 69,0
2010 27894,2 40477,2 67,4
2011 36928,4 51363,5 71,9
2012 43279,4 59297,3 72,9
2013 56247,2 75049,7 74,9
2014 78036,0 99836,0 78,2
2014/2004 9,8 раз 9,6 раза + 1,5 п.п.
* Составлено автором по данным годового отчета НБКР.
** В данную категорию не включены депозиты банков и ФКУ, а также депозит органов власти.
лят нивелировать дестабилизирующее влияние глобальной среды на финансовый рынок и повысить финансовую грамотность населения.
1. Кумсков В.И. Денежно-финансовый фактор в рыночной экономике. Бишкек: Ин-т экономики НАН Кыргызской Республики, 1998.
2. Макконелл K.P. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / K.P. Макконелл, С.Л. Брю. М., 1997. Т. 1.
3. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов/под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.
4. Отчет Национального банка Кыргызской Республики, 2004-2014. URL: www.nbkr.kg/DOC/30042010/000000000005 200 pdf.
[email protected] Светлана Александровна Умерова,
аспирантка кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
[email protected] Марина Игоревна Абрамова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 332.1 РЭУ им. Г. В. Плеханова
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье анализируется реализация программ на примере муниципального образования «Город Саратов» за период с 2008 по 2015 г., распределение по сферам, проводится их количественная оценка, оценка финансовой обеспеченности программ, структурирование источников финансирования программ, а также оценка расходов на реализацию программ в составе расходной части местного бюджета. Выявлены тенденции уменьшения количества реализуемых программ, увеличения их фактического финансового обеспечения, снижения доли местного бюджета и повышения удельного веса федерального и регионального бюджетов в общем объеме финансирования программ, а также несоблюдение программного принципа составления бюджета муниципального образования «Город Саратов» при преимущественной ориентации на разработку и реализацию социальных программ. Полученные выводы представляется возможным распространить на подавляющее