УДК 662.6/8 В.А. Овинников, Н.В. Федоров
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ ПОСТАВОК, ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА В МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСАХ
В статье рассматриваются основные проблемы формирования запасов топлива в межотраслевых комплексах, величина запасов, объем поставок топлива тепловым электростанциям угольными разрезами. В связи с тем, что топливо теряет свои физико-химические свойства до его фактического использования и необходимо знать объем поставок и запас угля для непрерывного сжигания топлива соответствующего качества, автором предлагается имитационная модель процессов поставок, формирования запасов топлива для нужд ТЭС внутри межотраслевого комплекса. Имитационная модель позволит найти баланс полезного использования топлива между угольными разрезами и тепловыми электростанциями, сэкономит затраты на поддержание качества угольной массы, решит задачи использования свободных площадей, продлит жизненный цикл основного оборудования тепловых электростанций.
Современное управление теплоэнергетической отраслью и решение экономических задач в угольной отрасли остается за экономико-математическими моделями (ЭММ). На базе ЭММ можно создать мощную структуру, объединяющую ряд отраслей в межотраслевой комплекс (МОК): например, угольные разрезы и шахты, линии электропередач (ЛЭП), электроподстанции, тепловые электростанции (ТЭС), железную дорогу. Создание межотраслевых комплексов становится актуальной научной тематикой всего энергетического и угольного хозяйства России. В регионах России на предприятиях теплоэнергетического комплекса, имеющих стратегическое значение для энергетической безопасности страны, возникли проблемы сбалансированного и рационального использования резервов сырья и полуфабрикатов для нужд тепловых электростанций. Выход из строя и износ оборудования тепловых электростанций прямым образом зависят от качества поставляемого топлива ТЭС угольными разрезами. Необходимо учесть также, что оборудование ряда тепловых электростанций уже подходит к критическому моменту эксплуатации или уже не может эксплуатироваться надлежащим образом на полную мощность. Выход из строя котлоагрегатов и основного оборудования тепловых электростанций станет для таких предприятий несоизмеримым ущербом и большими материальными затратами при приобретении нового оборудования и капитальном ремонте старого оборудования. Поэтому необходимо пересмотреть уровень качества топлива, сжигаемого ТЭС, порядок поставок угля, создание резервов угольных поставок, и, наконец, необходимо строительство усреднительно-подготовительных комплексов (УПК) в составе МОК. Для расчетов необходимых резервных запасов угля и определения эффективности различных способов формирования резервных запасов с точки зрения достигаемых показателей надежности топливоснабжения целесообразно использовать имитационную модель топливоснабжения электрогенерирующих и теплогенерирующих установок тепловых электростанций, входящих в структуру межотраслевого комплекса. В имитационной модели единицей времени служит период от начала одного отопительного сезона до начала следующего. Потребность в топливе, величина поставок и другие параметры модели рассматриваются в объеме средневзвешенных годовых показателей. Запасы топлива принимаются на начало отопительного периода и учитывают все виды описанных выше запасов. Потребность в топливе рассматривается как случайная величина, функция распределения которой оценивается по данным многолетних наблюдений температуры воздуха.
При описании процесса поставок топлива в модели различаются две величины:
а) плановый уровень поставок угля;
б) фактический уровень поставок угля.
Параметры имитационной модели Ь - объем годовой потребности в топливе;
Р - объем планируемых поставок; д - фактические поставки угольного топлива; d - дефицит угольного топлива 1п - избыток угольного топлива;
S - запасы на начало отопительного периода.
Все эти величины неотрицательны. Значения параметров могут изменяться в заданных пределах:
Ь<=Ь<= ь ,
_ о<=Б<=У,
где Ь, Ь - границы интервала возможных колебаний потребности в угольном топливе;
V - емкость складов угольного топлива, отводимая под страховые запасы (без учета запасов на покрытие регулярных сезонных колебаний).
M
N
|(0,ю = Е Е^(Ь1— у} )2 —§(Ь1)
1=1 _
Функция распределения случайной величины потребности задается в виде квадратичного уравнения
N
§(Ь) = е а№ — У1)2'
1-1
где а,, у - коэффициенты и узлы уравнения.
Причем
Ь = У1 < уг< ...< уы = Ь.
= 0, § (Ь) = 1.
й § (Ь) йЬ
> 0 при Ь<=Ь<= Ь
Значения а, у, , = I, N определяются при фиксированном (Ы) путем реализации целевой функции при тех же ограничениях.
(} - 0,5)
§ (Ь1) = ■
М
значение эмпирической функции распределения для заданного набора упорядо-
ченных по возрастанию реализаций случайной величины на топливо Ь], ] = 1, М .
Каждому значению индекса ] соответствует определенный отопительный сезон из периодов, по которым имеются данные метеорологических наблюдений. Для сезона ] под потребностью в топливе понимается
относительная величина Ь = В/В, где В]- объем потребности, В - среднее значение величины В за многолетний период наблюдений. Показатели Ь], ] = 1,М рассчитываются по следующей формуле:
гК
В] = Е (tN — I1 ф ),
е=!н
где tN - нормативное значение температуры внутри помещения;
иф - фактическая средняя температура наружного воздуха в день сезона, соответствующего номеру ^
^, к - номера дней начала и окончательного отопительного периода.
Основной задачей межотраслевого комплекса являются выбор необходимой экономикоматематической модели и алгоритм расчета запаса топлива для головной структуры межотраслевого комплекса тепловой электростанции.
Описанная выше модель имитирует процесс поставок, формирования и использования запасов топлива. Рассмотрение различных вариантов может производиться применительно к одному конкретному году t или ряду лет.
В процессе реализации модели последовательно осуществляются следующие операции при задании значения объема запасов З1 из интервала \0,У ], для каждого рассматриваемого года t = 1, Т, где V - емкость угольного склада; t - индекс года или испытания; Т - число лет испытания:
1. Определение необходимого (планового) уровня поставок. Первоначально рассмотрим модификацию модели ситуации, когда не используются нормативы на создание страховых запасов топлива. В этом случае величину Р можно считать фиксированной. Значение параметра г = Р - Е (в) - математическое ожидание потребности, назовем плановым резервом.
2. Генерация случайного числа Ь с функцией распределения F(Ь). Для этих целей в программной реализации используется датчик случайных чисел по алгоритму Н.М. Коробова.
3. Вычисление величины дефицита, избытка и объема фактических поставок.
^ = (ЬгРгВ)
Ы = (Р-Ь+Э-Ю, д = Р-Ы.
4. Вычисление объема запасов на конец периода (на начало следующего периода). Запасы определяются как разность между располагаемыми в рассматриваемом году ресурсами и объемом топлива, потребленным в этом году. Запишем это в принятых обозначениях:
^ - gt - (Ьг^).
После окончания имитационного процесса оценивается вероятность математического ожидания дефицита:
д=1-Т, sgn(d) = 1 - Тц ,
1 Т 1 Т
д=—Е sgn(d^), П=—Е й - индексная функция,
Т t=l Т t=l
Г1, й >= о
sgn(dt) = <1
[ 0, й < 0
а также математическое ожидание страховых запасов
1Т
Э = -1 - — Е St. т и
После проведения расчетов по определению рациональных объемов угольного склада по каждому отдельному потребителю, обеспечивающих устойчивую работу на протяжении рассматриваемого временного периода, формируются конкретные варианты формирования этих складов и производится их стоимостная оценка с учетом затрат в смежных отраслях - электроэнергетика, угольная промышленность, железнодорожный транспорт, на основании которой осуществляется выбор наиболее рационального варианта формирования угольных складов.
Переизбыток на угольных складах топлива может отрицательно сказаться на качестве поставляемого топлива, так как, хранясь длительное время, оно теряет свою концентрацию, впитывая влагу. Отсюда следует, что резервы угля на складах должны быть рациональными, только с одной целью: хранение его для отгрузки и отправки железнодорожным транспортом в предельно сжатые временные сроки. Значит, в условиях неопределенности в потреблении угля ТЭС и потери качества угольной смеси необходимо создать имитационную модель, решающую вопросы, сколько необходимо иметь резервного топлива на складах. Кроме того, в условиях создания межотраслевого комплекса и интеграции производств смежных отраслей, связанных между собой добычей, переработкой угля и получением электроэнергии, имитационная модель может войти в общую экономико-математическую модель межотраслевого комплекса.
УДК 330. 4:519. 86 Е.Ф. Плеханова
АНАЛИЗ СТРУКТУРНОЙ ДИНАМИКИ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА
В статье приведен анализ развития промышленного комплекса Челябинской области Уральского федерального округа на базе исследования основных экономических показателей. Исследование отраслевой структуры указанного региона осуществлено на базе структурно-динамического анализа. Установлен вариант экономического развития данного округа и его регионов, выявлено нахождение Челябинской области в инновационном коридоре развития с 2001 г. Разработаны общие рекомендации для закрепления в нем.
Рост российской экономики в последние годы можно охарактеризовать как «конъюнктурный», обусловленный в основном неинвестиционными факторами, одним из которых является значительное повышение цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Возможности увеличения экспорта нефти и других энергоресурсов существенно ограничены. Необходим переход к новой модели экономического роста, в основном за счет диверсификации экономики и расширения инновационно-инвестиционных источников. Актуальным является отказ от консервативной макроэкономической политики и предпочтение комбинации инновационной, структурной и инвестиционной политики государства.
Одной из наиболее важных общенациональных задач является усиление темпов экономического роста. Динамично развивающиеся, конкурентоспособные регионы - источник роста национальной экономики, основа проведения государственной политики снижения региональной дифференциации и содействия устойчивому развитию.
Для обретения ускоренного и устойчивого роста в экономике страны и в регионах необходимы структурные преобразования. Их успешность непосредственно зависит от качественных изменений в отраслевой и технологической структуре производства, которые должны сопровождаться соответствующими преобразованиями в инвестиционном потенциале экономики регионов.
Выделяют три основных принципа структурной политики - развитие отраслей с высокой степенью переработки, применение эффективных, инновационных технологий и развитие малого бизнеса.
Изменения в структуре экономики тесно связаны с внедрением достижений научно-технического прогресса, т.е. существует наличие тесной связи между величиной структурных сдвигов и темпами экономического роста.
Рост (спад) экономики оценивается обычно путем исчисления соответствующего индекса, который принято рассчитывать с устранением влияния инфляции. Так, в ряде работ отечественных ученых [1,2] предлагается следующая зависимость для определения индекса роста:
где Уі - количество блага вида і (продукта или услуги) в анализируемом (текущем, отчетном) периоде; Аі - количество данного блага в базовом периоде; д - цены-соизмерители; п - число видов продукции.
Что касается структурных изменений, то они чаще всего оцениваются коэффициентом общего структурного сдвига [1]
Совместный анализ роста и структурных сдвигов в экономике принято называть структурнодинамическим анализом.
Разложение индекса роста на инерционную и реконструктивную составляющие позволяет получить следующее равенство для определения темпа роста [2]:
N = п1+п2.
Здесь п1 - часть темпа роста N связанная со структурным запаздыванием (инерционный, консервативный компонент нормы роста); п2 - реконструктивный компонент нормы роста.
На основе этой системы уравнений выделяют характерные варианты соотношений между величинами п1 и п2.
Для количественного определения фаз структурного цикла, как правило, применяется показатель структурной эластичности выпуска, пороговые значения которого позволяют дать характеристики структурной динамики.
г1 У уд У Мі
і=1 і=1
пі = Л(1 — т) —1, п2 = Ят.
Е = —, п2
В соответствии с этим имеют место следующие варианты экономического развития [2]:
- инновационный коридор;
- структурная стагнация;
- структурно-динамическая нестабильность;
- структурный цикл.
Первый из указанных вариантов совмещает значимые структурные изменения и существенный экономический рост. Количественно он выражается условием -1 < Е < 1.
Второй вариант представляет собой застой. В данном случае развитие из года в год идет при значении показателя Е>1, долевой состав выпуска изменяется слабо.
Третий возможный вариант структурной динамики выражается через хаотические колебания ее траектории. Данный режим типичен для институционально неоформившейся экономики.
Четвертый вариант экономического развития включает в себя составной частью структурный кризис с последующим подъемом на основе прогрессивных изменений в структуре выпуска.
Определяющую роль в обновлении отраслевой структуры промышленности региона играет промышленная политика, реализующая приоритеты общегосударственной значимости с учетом особенности его индустриального потенциала. Механизм реализации инновационной политики призван содействовать внедрению нового технологического уклада в кризисные отрасли и обеспечивать рост инновационной активности субъектов хозяйствования и укрепление наукоемких отраслей.
В статье осуществлен анализ показателей структурной динамики Уральского федерального округа и его регионов (рис. 1, 2).
• 2002
4 (2003
2001 •
Я 2004
0 2 4 6 8 10 12м,%
Уральский федеральный округ
Е
2000 • 20 • )4
• 2003
- 2 2002 19 2 И,%
ф 2001
о • Курганская область
^2000
§20 )1
• 200 3
2002 • 2 104
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 М%
О •Свердловская область
20 03 •
200 •
901011
• •
2000 *
4 6
• Тюменская область
И,%
Е
1,5
6
0,5
0
0
0
Рис. 1. Показатели структурной динамики промышленного комплекса Уральского федерального округа и его регионов
Е
25'
20'
15'
10'
5'
0'
0 2 4 6 8 10 12 14 ^ %
• Ханты-Мансийский АО
200 3»
2000 2001 » •
Е
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 1 2 3 4 5 6 7 8 ^ %
• Ямало-Ненецкий АО
2003
•
• 200 1
200 ф •1
Рис. 1. Окончание
-14
-10
1998
-2
-О-
2000
2002
1999
2 2 ■ 2001 -
• 2004 -
6
10
14
18 N , %
Е
4
3
2
0
6
• Челябинская область
Рис. 2. Показатели структурной динамики Челябинской области
По степени инвестиционной активности регионы, входящие в Уральский федеральный округ, существенно дифференцированы.
Уровнем регионального развития и инвестиционной активности выше среднего обладают регионы нового хозяйственного освоения с экспортоориентированной и ресурсодобывающей направленностью, такие, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи (основные регионы нефте- и газодобычи, нефтепереработки).
Помимо природно-ресурсного потенциала региона, уровень инвестиционной активности определяется степенью его индустриализации. Существует прямая зависимость между ускорением темпов промышленного производства и тенденцией роста инвестиций в основной капитал. В группу регионов с высоким удельным весом промышленности в экономике входят Свердловская и Челябинская области. Иностранные инвесторы готовы активно действовать в регионах с крупными экономическими центрами, благоприятным законодательным полем и высоким инвестиционным потенциалом.
Тюменская и Курганская области - регионы, экономическая структура которых ориентирована в основном на внутренний рынок, обладают значительно меньшей инвестиционной привлекательностью.
На начальном этапе структурной перестройки экономики России наблюдалась ярко выраженная прямая зависимость между ресурсным потенциалом регионов и уровнем иностранных инвестиций. В последние
годы наблюдается тенденция к усилению роли регионов с высокой степенью развития обрабатывающих отраслей. Федеральная и региональная экономическая политика - действенный инструмент повышения инвестиционной активности.
Е
3.000
2.000
0,000
-2,000
-3,000
Рис. 3. График структурной эластичности выпуска промышленной продукции Челябинской области за анализируемый период
Таблица 1
Удельные доли отраслей промышленности Челябинской области, %
Отрасль 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Электроэнергетика 14,5 9,0 7,2 7,9 8,5 7,1 5,8
Топливная промышленность 1,9 1,4 0,8 0,7 0,8 0,6 0,5
Черная металлургия 46,8 51,6 55,6 51,2 53,4 59,3 65,0
Цветная металлургия 4,7 8,6 8,8 7,4 7,2 6,6 4,8
Машиностроение и металлообработка 17,2 15,9 15,8 18,8 17,2 15,2 13,7
Химическая и нефтехимическая 1,2 1,3 0,5 0,8 0,9 0,8 0,9
Лесная и деревообрабатывающая 1,0 1,0 0,9 1,0 0,9 0,6 0,5
Промышленность строит. материалов 4,4 3,0 2,8 3,4 3,1 2,6 2,2
Стекольная и фарфоро-фаянсовая 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
Легкая промышленность 0,5 0,5 0,7 0,5 0,6 0,5 0,4
Пищевая промышленность 5,5 5,0 4,3 5,3 4,6 4,4 3,7
Мукомольно-крупяная и комбикормовая 1,6 2,1 1,9 2,2 2,0 1,5 1,9
7 по основным отраслям 99,4 99,5 99,5 99,4 99,5 99,5 99,7
Прочие отрасли промышленности 0,6 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5 0,3
7, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
т, % 6,1 9,3 4,5 6,1 3,2 5,9 6,2
т*, % 93,9 90,7 95,5 93,9 96,8 94,1 93,8
Таблица 2
Разложение нормы роста промышленности Челябинской области
Показатель 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
А,% 87,6 112,6 116,2 102,1 102,2 109,3 104,2
N,% -12,4 12,6 16,2 2,1 2,2 9,3 4,2
т,% 6,1 9,3 4,5 6,1 3,2 5,9 6,2
т *,% 93,9 90,7 95,5 93,9 96,8 94,1 93,8
п1,% -17,7 2,1 11,0 -4,1 -1,1 2,9 -2,3
п2,% 5,34 10,47 5,23 6,25 3,27 6,45 6,46
Е -3,32 0,20 2,10 -0,66 -0,33 0,44 -0,35
Рис. 4. Разложение нормы роста на инерционную и конструктивную составлящие
Microsoft Excel - для Челяб.
Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка
ф ^ _} I I а I --1 Ч -• Ч Е ’ -I I # Щ I Дг|а| СУ
R36C7
£
Введите вопрос
■ *_£ а
- _ г5 X
А, Ш
12 3 4 5 6 Р 8 9 10 11 12 I 13 14 15 16 17 1-
1
2 Удельные доли отраслей промышленности (Челябинская область*
3 чноствып 1
4 Показат0ли 2000 2001 2002 2003 2004
5 1. Электроэнергетика 7,2 7,9 8,5 7,1 5,8
6 2. Топливная промышленность 0,8 0,7 0,8 0,6 0,5
/ 3. Черная металлургия 55,6 51,2 53,4 59,3 65,0 V
8 4. Цветная металлургия 8,8 7,4 7,2 6,6 4,8
9 М а ш и н о стр о е н и е и м етал л о о б р а б отк 15,8 18,8 17,2 15,2 13,7 —1
10 6. Химическая и нефтехимическая 0,5 0,8 0,9 0,8 0,9 >
11 7. Лесная и деревообрабатывающая 0,9 1,0 0,9 0,6 0,5 v
12 8. Промышленность строит, материал! 2,8 3,4 3,1 2,6 2,2 \
13 9. Стекольная и фарфоро-фаянсовая 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
14 1 о. Легкая промышленность 0,7 0,5 0,6 0,5 0,4
15 11. Пищевая промышленность 4,3 5,3 4,6 4,4 3,7 I
16 Мукомольно-крупяная и комбикормо! 1,9 2,2 2,0 1,5 1,9
1 / £ по основным отраслям ' 99,5 ' 99,4 ' 99,5 ' 99,5 99,7
18 Прочие отрасли промышленности 0,5 0,6 0,5 0,5 0,3
1У 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
20 т, % 50,0 6,1 3,2 5,9 6,2
21 т*. % 50,0 93,9 96,8 94,1 93,8 Л
22 Разложение нормы роста промышленности (Челябинская область
24
25 Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 \
26 Л, % 116,2 102,1 102,2 109,3 104,2
27
28 N, % 16,2 2,1 2,2 9,3 4,2 1999 2000 2001 002 2003 200 4
29 т, % 50,0 6,1 3,2 5,9 6,2 12,6 16,2 2,1 ?? q 3 4?
30
31 т*. % 50,0 93,9 96,8 94,1 93,8 инерционнь нормы рост |И munnu Таблица д
32
33 п1,% -41,9 -4,1 -1,1 2,9 -2,3 рек о нструктив н ы и 5;23 6,23 А,21 6, 45 Ь,4
34 п2,% 58,10 6,23 3,27 6,45 6,46 компонент нормы рос т
35 Е -0,72 -0,66 -0,33 0,44 -0,35 п:
►I Челябинская область/
II
> I
Рис. 5. Основное окно программы MS Excel с диаграммами: 5-16 строки - статистические данные («Регионы России», «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник»);
28-35 строки - расчетные данные
В экономике Уральского федерального округа присутствуют следующие проблемы: структурная несбалансированность (однородность экономики региона), гигантизм добывающих отраслей и тяжелой промышленности и др. Для стимулирования инноваций и инвестиций необходимо тесное сотрудничество бизнеса, государства и науки. Широкое использование государственных рычагов способствует ускорению прогрессивных структурных изменений.
Многие проблемы необходимо решать на региональном уровне путем диверсификации, внедрения нового технологического уклада в кризисные отрасли, улучшения инвестиционного климата, экспансиии торговых связей, повышения доли высокотехнологичной продукции в общем объеме выпуска и т.д.
В 2004 г. темп роста промышленного производства Челябинской области составил 4,2% (в 2003 г. -9,3%, в 2000 г. - 16,2%, (табл. 1, 2). В воспроизводственной структуре народного хозяйства указанного региона наблюдаются значительные структурные перекосы (гипертрофированное развитие тяжелой промышленности), она не соответствует вызовам со стороны перехода к новой модели экономического роста и тенденциям развития мировой экономики. Главной целью перестройки промышленного комплекса Челябинской области является смещение акцента с развития тяжелой промышленности, формирование и дальнейшее развитие конкурентоспособного, высокотехнологичного промышленного производства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о приоритетности сбалансированного многоотраслевого развития промышленности.
Состояние регионального промышленного комплекса определяет перспективы развития экономики Челябинской области. Региону необходима конкурентоспособная промышленность, активно использующая инновации, способствующая притоку инвестиций и большей интеграции области в мировую экономику. Успех структурной перестройки промышленности зависит от решения многих задач, таких, как активизация инвестиционной деятельности промышленных хозяйственных структур за счет привлечения всех источников финансирования, сохранение и развитие инновационного потенциала, которым располагает Челябинская область, создание благоприятных условий для реализации в регионе национальной экономической политики, обеспечивающей опережающее, а не догоняющее развитие.
Необходимо задействовать мощный инновационный, производственный, технический и технологический потенциал, которым обладает область, ускорить развитие производств, конкурентоспособных на мировых рынках, преодолеть «перегрев» экономики региона, вызванный утяжелением и однородностью структуры (в 2004 г. удельный вес черной металлургии в промышленности составил 65% - см. табл. 1), всесторонне содействовать повышению доли машиностроения в отраслевой структуре как наиболее наукоемкому и высокотехнологичному в региональном промышленном комплексе области, содействующему техническому обновлению множества других отраслей.
Челябинская область с 2001 г. находится в инновационном коридоре развития (см. рис. 2-4), но темпы ее роста не достаточно высоки. Для того чтобы экономический рост носил долгосрочный характер, он должен быть подкреплен активной инновационно-ориентированной структурной политикой, то есть необходимо закрепление области в инновационном коридоре развития, предпосылки движения ее в обозначенном направлении имеются.
Анализ показателей структурной динамики промышленного комплекса регионов Уральского федерального округа и, в частности, Челябинской области (рис. 5), позволяет сделать вывод о том, что регионы, в которых процесс структурной перестройки происходит в менее благоприятных условиях, должны стать объектами региональной структурной политики в первую очередь. При реализации структурной политики необходимо проработать процедуру согласования территориальных, национальных и общегосударственных интересов.
Одно из основных направлений развития отраслей промышленности региона - техническое перевооружение и модернизация существующих производств, ориентация на более углубленную переработку исходного сырья, расширение торговых связей и повышение удельного веса высокотехнологичной наукоемкой продукции в общем объеме выпуска.
Литература
1. Бессонов, В.А. О трансформационных структурных сдвигах российского промышленного производства / В.А. Бессонов // Эконом. журн. - 2000. - Т. 4. - № 2. - С. 184-219.
2. Дедов, Л.А. Макроструктурный динамический анализ экономики. Ч. 1. Основные понятия и приемы мак-роструктурного анализа / Л.А. Дедов, О.И. Боткин; Рос. акад. наук, Урал. отд. РАН, Ин-т экономики. -Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2005. - 104 с.
3. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. - М., (1999-2004).
----------+-------------
УДК 657.524 Э.Н. Керина
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье анализируются современное состояние и проблемы лесопромышленного комплекса, предлагаются мероприятия по их устранению.
За последнее десятилетие лесное хозяйство Иркутской области, как сырьевая база ЛПК, претерпело существенные изменения благодаря переходу на рыночные отношения. Расчетная лесосека увеличилась в 1,2 раза по сравнению с 2001 г. (составляет 52,49 млн м3). На начало 2007 г. покрытые лесной растительностью земли занимают более 70 млн га, или 82% ее территории. По этому показателю регион относится к числу наиболее многолесных среди субъектов РФ и занимает второе место после Красноярского края. Здесь сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород (сосна, кедр) значительна даже в масштабах планеты.
Земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для выращивания леса, составляют 85,8% территории области. По отношению к общей площади земель лесного фонда лесные земли занимают 92,1% и лишь около 8% земель не предназначены или не пригодны для выращивания древесины.
Рис. 1. Площадь лесных земель Иркутской области
На территории Иркутской области расположен 51 лесхоз с общей расчетной лесосекой 52,49 млн м3 (рис. 2-6). Использование расчетной лесосеки в целом по области составляет порядка 40%.
К наиболее освоенным территориям можно отнести территории Баерского, Жигаловского, Икейского, Казачинско-Ленского и ряда других лесхозов. Наибольший ресурсный потенциал имеет Киренский лесхоз, однако освоение его расчетной лесосеки требует значительных финансовых затрат.
Основными импортерами лесопродукции Иркутской области являются Китай, Южная Корея и Япония. Особенно велика доля Китая: круглый лес - 84,2%, пиломатериалы - 20,5%, целлюлоза - 73%. При этом экспорт лесопродукции в КНР имеет явно сырьевую направленность.
Напротив, в импорте лесопродукции из КНР в Иркутскую область с 2004 г. резко возросли поставки бумаги, картона и изделий из них. Это связано с тем, что бумажная промышленность в КНР в последнее десятилетие получила значительное развитие, появилась возможность экспорта части продукции, в том числе в РФ, где имеет место постоянно растущий спрос на высокосортные виды бумаги и картона, изделия из них.
450
400
350
300
250
200
150
100
50
0
400,4 373 9
342,1 339,2
230,5
180,4 1£. ,
1 64 1 136,6 151,9
103,6 1 11, 2
36,1
11,4 1=1
Рис. 2. Лесхозы с расчетной лесосекой до 400 тыс. м3
Рис. 3. Лесхозы с расчетной лесосекой от 400 до 700 тыс. м3
Рис. 4. Лесхозы с расчетной лесосекой от 700 до 1000 тыс. м3
2000
1500
1000
500
0
1899 1898,51865,2
1636,1
1762,1
1523,11539,21451, 81449,11399,4|
1324,81363,6
Ш36
«Г </ 0<к<Г,/ / ^
Рис. 5. Лесхозы с расчетной лесосекой от 1000 до 2000 тыс. м3
Рис. 6. Лесхозы с расчетной лесосекой более 2000 тыс. м3
Однако при таком потенциале Иркутской области и существующей правовой и экономической базе использование лесов является неэффективным и нерациональным. К основным проблемам, сдерживающим развитие лесопромышленного комплекса в Иркутской области, относятся следующие:
1. Нелегальный вывоз древесины.
В настоящее время незаконная вырубка лесов составляет не менее 20% от официально регистрируемых объемов лесозаготовок. Поэтому официальным предприятиям необходимо конкурировать с нелегальным промыслом, что, естественно, достаточно трудно и негативно отражается на их развитии. Ко всему этому на лесозаготовительную промышленность приходится большое количество налогов. Поэтому без принятия соответствующих мер по ограничению незаконной вырубки лесов и ослаблению налогового бремени официальным предприятиям, нелегальный бизнес будет процветать, предприятия разоряться, а государство беднеть.
2. Российская «специфика» ведения бизнеса.
Зарубежные инвесторы судят о работе предприятий на основе прибыли. Поэтому наша реальность, включающая теневую экономику, завышенную себестоимость, «черный нал», подставные фирмы и пр., приводят их в недоумение. При этом такие предприятия на фоне полного отсутствия или малой прибыли открывают филиалы.
Таким образом, необходимо принимать меры по борьбе с российской «спецификой» - пробелами в корпоративном и контрактном праве, слабой работой правоохранительных органов по защите собственности и пр.
3. Низкая прибыль.
Здесь существует несколько причин. Во-первых, в отечественной лесной отрасли практикуется экспорт круглых лесоматериалов, на которые существует спрос за рубежом из-за низкой добавленной стоимости. При этом в зарубежных фирмах высокая рентабельность предприятий достигается только за счет глубокой переработки древесины.
Во-вторых, даже если предприятие способно было бы перерабатывать круглый лес (а для этого необходимо соответствующее оборудование, которое требует определенных затрат), то его экспорт сдерживался бы довольно значительными экспортными тарифами.
В-третьих, техника и оборудование, применяемые на предприятиях лесного комплекса, находятся в плачевном состоянии: 75-80% из них изношены морально и физически, что значительно снижает конкурентоспособность получаемого продукта по сравнению с зарубежными аналогами по качеству, экологическим требованиям, точности обработки, товарному виду, упаковке. Соответственно и цены на продукцию отечественных лесопроизводителей на 30-40% ниже среднемировых.
Поэтому необходимо вмешательство государства в выявлении перспективных направлений развития лесного комплекса, обеспечения их поддержки путем налоговых и тарифных инструментов. При этом действия самих производителей должны быть направлены на вложение полученных средств от реализации в развитие производства, а не банальный вывоз их за границу.
4. Слабая машиностроительная база.
Очень часто отечественные предприятия для технического перевооружения производства закупают зарубежную технику. Зачастую это происходит потому, что зарубежные аналоги либо значительно лучше отечественных, либо отечественное машиностроение не выпускает всю необходимую для отрасли номенклатуру машин и оборудования.
Рис. 7. Схема замкнутой производственной системы лесного комплекса:
' 2> движение средств; --------► движение товаров
Поэтому все достаточно крупные предприятия сталкиваются с проблемой приобретения машин и оборудования по импорту, имея высокие таможенные тарифы на ее ввоз. Для ее решения необходимо скорректировать политику в части предоставления льгот отечественным машиностроительным предприятиям как для собственных разработок, так и для совместных проектов с зарубежными фирмами, производящими специализированное оборудование; поддержать лизинг техники. Это даст преимущества не только лесопромышленным предприятиям Иркутской области, но и толчок к внедрению инновационных процессов в машиностроении и ремонтной базе отрасли.
Также к проблемам лесопромышленного комплекса относятся:
- недостатки правового регулирования - отставание в развитии необходимой сопутствующей законодательной и нормативной базы, подразумеваемой в этих документах как органами законодательной, так и исполнительной власти; частые изменения законодательства и отсутствие согласованности федерального и регионального законодательства; неэффективность, а во многих случаях отсутствие штрафов и других мер взыскания за нарушение законов;
- отсутствие должной защиты прав собственников и инвесторов, что отпугивает значительную часть потенциальных инвесторов от реализации проектов в России и Иркутской области;
- неоднозначная налоговая и таможенная политика - во-первых, в сфере налогов - это их чрезмерное количество и частые изменения, трудности с определением фактической базы налогообложения. Во-вторых, в сфере таможенной политики - это сложные процедуры таможенной очистки, неоднозначное законодательство о классификации товаров и угроза повторной переоценки товаров, импортированных много лет назад;
- низкое качество корпоративного управления, к которому можно отнести: низкую квалификацию менеджмента; несоблюдение требований раскрытия информации; перераспределение активов в пользу организаций, контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижение рентабельности финансовых операций с помощи трансфертных цен и пр.
В данных условиях становится очевидным, что для обеспечения устойчивых и высоких темпов роста производства в лесопромышленном комплексе, совершенствования его структуры и повышения эффективности необходимы нововведения.
К основным мерам в этой сфере можно отнести проведение мероприятий по преодолению высокой степени морального и физического износа оборудования, организации устойчивого лесопользования, невысокой инвестиционной и инновационной активности за счет:
- содействия совершенствованию системы экономических механизмов привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс;
- стимулирования глубокой и комплексной переработки древесного сырья;
- внедрения высокоэффективных ресурсосберегающих технологий и техники;
- содействия созданию инфраструктуры лесного бизнеса;
- содействия внедрению инноваций через использование результатов научно-технических и технологических разработок;
- содействия созданию малого инновационного бизнеса через формирование системы «инкубаторов»;
- содействия созданию консультационных и обучающих центров по подготовке применения правил
ВТО;
- поддержки создания принципиально новых производств и рынков;
- поддержки приоритетных направлений и программ через реализацию конкретных инновационных проектов, которые целесообразно финансировать за счет системы грантов с одновременным привлечением частного капитала;
- поддержки системы добровольной сертификации продукции через создание разветвленной сети сертификационных центров;
- стимулирования участия лесных предприятий в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий;
- усиления кадрового потенциала предприятий через использование инновационных систем образования на лесных кафедрах высших учебных заведений и научно-исследовательских организациях;
- разработки эффективной системы управления лесопромышленным комплексом на федеральном и региональном уровнях, внедрение современной и эффективной системы лесопользования и управления лесами;
- развития законодательно-правовой базы лесного комплекса;
- укрепления доверия общества к власти путем борьбы с коррупцией;
- создания привлекательного имиджа лесному комплексу Иркутской области.
В результате реализации указанных мер повысится инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса Иркутской области, возрастет объем капитальных вложений. Будет увеличиваться объем реализации продукции обрабатывающего и перерабатывающего характера. Повысится приток квалифицированных кадров в сферу исследований, разработок и образования.
Литература
1. Концепция развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 2006-2015 гг. / Администрация Иркутской области. - Иркутск, 2006. - 217 с.
2. Прытков, А.Т. Лесопромышленный комплекс России на мировом рынке: моногр. / А.Т. Прытков. - М.: Научная книга, 2005. - 165 с.
----------♦'------------