Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОСТОЯНИЕ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОНАСС / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борычева Н.Н.

Проведена оценка мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, реализуемых в автотранспортной сфере Рязанской области, и проведен анализ показателей состояния автотран- спортной системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борычева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PERSPECTIVES OF MOTOR TRANS-PORT SYSTEM IN RYAZAN OBLAST

They have evaluated the measures to increase road safety in Ryazan oblast. One can also find analyses of the regional motor transport system state.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

■

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.47

Н.Н. Борычева, канд. экон. наук, доцент Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

СОСТОЯНИЕ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Автомобильный транспорт широко используется как во внешних, так и во внутренних региональных перевозках, что обусловлено наличием ряда общеизвестных преимуществ, делающих его более доступным по сравнению с другими видами транспорта: маневренности, высокой скорости доставки, низкой себестоимости перевозок на короткие расстояния по сравнению с другими видами транспорта и др. Как следствие высокого уровня востребованности автомобильного транспорта в Рязанской области возрастает протяженность автомобильных дорог общего пользования и грузооборот (рисунок 1).

Протяженность автомобильных дорог Рязанской области общего пользования с твердым покрытием по состоянию на январь 2013 г. составила 8321 км [4]. Из них:

- федеральных - 510 км;

- региональных или межмуниципальных - 6441 км (77,41%);

- муниципальных - 1370 км.

При этом транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог неудовлетворительное: 89% дорог не соответствуют нормативным требованиям, в том числе [6]:

- по прочности конструкции дорожной одежды - 5814 км;

- по ровности поверхности проезжей части -5860 км;

- по пропускной способности - 749 км;

- по техническим параметрам - 3138 км.

Почти вся сеть автомобильных дорог требует

ремонта, 50% - капитального.

Невысокие эксплуатационные характеристики автомобильных дорог в значительной степени за-

трудняют реализацию потенциала данного вида транспорта в сфере грузо- и пассажироперевозок.

Необходимо отметить, что состояние автомобильных дорог в регионе более сложное, чем в среднем по Центральному Федеральному округу (рисунок 2).

В связи со сложившейся ситуацией автотранспортный сектор Рязанской области является объектом не только федеральных, но и региональных целевых программ:

- «Повышение безопасности дорожного движения Рязанской области на 2011-2014 годы»;

- «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2010-2015 годы».

В рамках программы повышения безопасности дорожного движения в регионе проводятся работы по устройству и модернизации автоматизированных систем управления движением [1,2], светофорных объектов, обустраиваются дорожными ограждениями наиболее опасные участки дорог

[3].

Региональная целевая программа «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2010-2015 годы» ориентирована преимущественно на финансирование:

- содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них;

- строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.

В области активно развивается интеллектуальная транспортная система на базе чипа ГЛО-НАСС. Работа по развитию систем спутниковой навигации ГЛОНАСс на территории Рязанской

© Борычева Н. Н., 2014

Рис.1 - Уровень использования автотранспортной системы Рязанской области [4]

Рис. 2 - Сравнительная характеристика состояния автомобильных дорог в 2012 году [6]

области осуществляется в рамках Долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного Правительства в Рязанской области (2011-2014 годы)», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 27.10.2010 г. № 257. Разработана Концепция комплексного внедрения, использования и развития результатов космической деятельности и технологий ГЛОНАСС в Рязанской области на трехлетний период.

На основе Концепции подготовлен проект Долгосрочной целевой программы «Внедрение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития

Рязанской области в 2013-2015 годах», содержащий структурированное описание состава мероприятий, сроков и критериев оценки выполнения [7].

На сегодняшний день наибольшее применение система ГЛОНАСС нашла в транспортном комплексе: соответствующим бортовым навигационно-связным оборудованием оснащено 3784 единиц автомобильной техники, из них 2023 единицы пассажирского транспорта - все школьные автобусы, муниципальные автобусы и троллейбусы, автомобили Территориального центра медицины катастроф. Продолжается работа по оснащению спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС транспортных средств, перевозящих

пассажиров по межмуниципальным маршрутам. В настоящее время оснащено 346 единиц техники, работающей по данным маршрутам [7].

Внедрение навигационного оборудования позволяет улучшить работу общественного транспорта и повысить его безопасность - регулярность движения пассажирского транспорта возросла до 99,9%, а экономия на горюче-смазочных материалах достигла 25% [9].

Действующие программы требуют значительного объема финансирования, в том числе из областного бюджета:

- по программе «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2010-2015 годы» - 18178308 тыс. руб.;

- по программе «Повышение безопасности дорожного движения в Рязанской области на 20112014 годы» - 45000 тыс. руб.;

- по программе «Внедрение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Рязанской области в 2013-2015 годах» - 60338,9 тыс. руб.

Значительная роль в финансировании дорожно-транспортного хозяйства в Рязанской области принадлежит дорожному фонду, который функционирует в Рязанской области с 01 января 2012 года в соответствии с Законом Рязанской области от 14.09.2011 №82-ОЗ. Объем финансирования из дорожного фонда в 2012 году составил 3331,5 млн. руб. Основными направлениями расходования ассигнований явились [8]:

- содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них (1373,9 млн. руб. или 41,24% от общего объема);

- строительство, реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального зна-

чения и искусственных сооружений на них (1055,3 млн. руб. или 31,68%).

В целом финансирование дорожного хозяйства Рязанской области имеет устойчивую тенденцию к росту. В течение последних десяти лет с 2003 по 2012 гг. объем бюджетных средств, направленных на дорожное хозяйство, возрос более чем в 2,8 раза (рисунок. 3).

Существенное увеличение средств в 2012 году обусловлено поступлением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на со-финансирование автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения по программе «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2010-2015 годы».

Реализация целевых программ, увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства оказывают положительное влияние на снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий и числа погибших в них людей: с 2003 года данные показатели сократились на 40,61% и 21,11% соответственно [5].

В ходе изучения состояния автотранспортной системы Рязанской области и уровня аварийности нами были исследованы в динамике такие критерии как: финансирование дорожного хозяйства, число дорожно-транспортных происшествий, число погибших, число раненных, тяжесть дорожно-транспортных происшествий за 2003-2012 годы (таблица 1).

В качества инструмента анализа была выбрана методика корреляционно-регрессионного анализа.

На первом этапе исследования путем расчета парных коэффициентов корреляции была проведена оценка зависимостей выбранных показателей (таблица 2).

Это позволило установить, что наиболее тес-

Рис. 3 - Динамика финансирования дорожного хозяйства Рязанской области, млн. руб. [6]

ная связь представленных показателей отмечается с тяжестью дорожно-транспортных происшествий (столбец 5), коэффициент корреляции по модулю составляет не менее 0,53. В связи с этим данный показатель был определен нами в качестве результативного.

На следующем этапе была проведена проверка на коллинеарность, так как включение в модель тесно связанных факторов недопустимо (таблица 3).

В соответствии с полученными результатами определились три коррелирующие пары (коэффициент парной корреляции больше 0,7):

а) «финансирование» - «число ДТП» (столбец 1, столбец 2);

б) «финансирование» - «число раненых» (столбец 1, столбец 4);

в) «число ДТП» - «число раненных» (столбец 2, столбец 4).

Следовательно, данные факторы (финансирование, число ДТП, число раненых) не могут быть одновременно включены в модель.

Наименьшая коллинеарность прослеживается между финансированием и числом погибших (столбец 1, столбец 3), эти показатели были определены нами в качестве факторных.

Реализация модели множественной линейной регрессии позволила получить следующее эмпирическое уравнение регрессии:

у = -2,04969 - 0,00047*х1 + 0,039334*х

При проверке гипотезы о статистической значимости модели были установлены следующие значения критерия Фишера:

Таблица 1 - Динамика показателей состояния автотранспортной системы Рязанской области [5]

Год Финансирование Число ДТП Число погибших, чел. Число раненых, чел. Тяжесть ДТП

А столбец 1 столбец 2 столбец 3 столбец 4 столбец 5

2003 2011 1921 469 2369 16,5

2004 1004 1867 420 2337 15,2

2005 926 2063 415 2656 13,5

2006 1046 2020 434 2728 13,7

2007 1328 2135 448 2758 14

2008 1499 2101 373 2746 12

2009 1671,3 2029 350 2628 11,8

2010 1470,8 2124 337 2902 10,4

2011 2427,2 2304 378 3140 10,7

2012 5802 2464 370 3420 9,8

Таблица 2 - Выбор результативного показателя

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4 Столбец 5

Столбец 1 1

Столбец 2 -0,532442115 1

Столбец 3 0,796114295 -0,809806424 1

Столбец 4 -0,28123102 0,879053566 -0,46210073 1

Столбец 5 0,757988464 -0,861805572 0,982867783 -0,527581996 1

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3 Столбец 4

Столбец 1 1

Столбец 2 0,796114295 1

Столбец 3 -0,28123102 -0,462100728 1

Столбец 4 0,757988464 0,982867783 -0,527582 1

Таблица 3 - Проверка на коллинеарность

Fнабл. = 16,09495705;

Fкрит. = 16,09000875 при уровне значимости 0,24%.

Наблюдаемое значение F-критерия выше критического, это позволяет утверждать с вероятностью ошибки не более 0,24%, что уравнение множественной регрессии значимо, то есть линейная связь переменных модели не случайна.

Для проверки значимости коэффициентов множественной линейной регрессии (а1 = - 0,00047, а2 = 0,039334) была использована Статистика. Наблюдаемые значения составили:

t 1 = - 4,34226877

а1 '

К = 6,253170422

Критическое значение критерия было определено на уровне 3,71. Таким образом, наблюдаемые значения по модулю превосходят критическое, следовательно, коэффициенты уравнения являются статистически значимыми с вероятностью ошибки не более 1,0%.

Для оценки связи каждого из факторов с результирующим показателем (при неизменном другом факторе) были рассчитаны коэффициенты частной корреляции:

«тяжесть ДТП - финансирование»: - 0,62346641

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«тяжесть ДТП - число погибших»: 0,897835198

Полученные значения подтвердили наличие тесной взаимосвязи. В первой паре она будет носить обратный характер, т.е. чем выше уровень финансирования, тем меньше тяжесть ДТП, во второй паре прямой характер - чем ниже число погибших, тем меньше тяжесть ДТП.

Связь между результативным признаком и совокупностью факторных признаков очень тесная: коэффициент множественной корреляции : 0,927941467.

Как следствие, снижение уровня риска участника дорожного движения погибнуть в результате дорожно-транспортного происшествия на 82,14% определяется изменением рассматриваемых факторных показателей: скорректированный коэффициент детерминации: 0,821382614.

Обобщая полученные результаты, необходимо отметить, что главной ценностью для государства, общества в целом является человеческая жизнь. В связи с этим основным критерием эффективности политики, проводимой Правительством и Министерством транспорта Рязанской области, на наш взгляд, является повышение безопасности дорожного движения. По данному параметру мероприятиям, реализуемым в автотранспортной сфере Рязанской области, можно дать положительную оценку, а состояние автотранспортной системы региона охарактеризовать как удовлетворительное.

Библиографический список

1 Постнов, С.Н., Опыт создания локальных информационных транспортных моделей транспортной инфраструктуры города / Постнов С.Н., Кузнецов С.Н., Логинов П.В., Широбакин С.Е., Рябчиков Д.С., Успенский И.А., Самохин С.А. : Управление экономическими системами [электронный научный журнал]. 2011. № 33 - С. 47.

2 Постнов, С.Н. Технология создания информационной транспортной модели города, включающей существующие и планируемые транспортные сети / Постнов С.Н., Кузнецов С.Н., Логинов П.В., Широбакин С.Е., Бышов Н.В., Успенский И.А., Юхин И.А., Ярусова А.А. : Управление экономическими системами [электронный научный журнал]. 2012. № 46 (10) - С. 46.

3 Иванов, Е.С. Оценка шумовой характеристики транспортных потоков в городе Рязани / Иванов Е.С., Гришаев А.В.: Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. 2012. № 3. - С. 29.

4 Основные показатели деятельности организаций автомобильного транспорта в 2012 году. [Электронный ресурс] : / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (дата обращения: 04.11.2013) - Режим доступа : http://ryazan.gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/ ryazan/ru/statistics/ enterprises/transport

5 Состояние аварийности на территории Рязанской области (12 месяцев 2012 года): Информационно-аналитический сборник. [Электронный ресурс] : / Управление Министерства внутренних дел России по Рязанской области. Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения. - Режим доступа : http://www.gibdd.ru/stat.

6 Транспорт и дорожное хозяйство Рязанской области [Электронный ресурс] / Правительство Рязанской области. (дата обращения: 04.11.2013). - Режим доступа : http://www. ryazanreg.ru/programs/transport.

7 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области за 2012 год [Электронный ресурс] / Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (дата обращения: 04.11.2013) - Режим доступа : http://mmtrans.ryazangov.ru/activities/activity/official_ speeches.

8 Информация по дорожному фонду Рязанской области за 2012 год [Электронный ресурс] / Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (дата обращения: 04.11.2013) - Режим доступа : http://mintrans.ryazangov.ru/ activities/dfro.

9 Передовой опыт Рязани по внедрению ГЛОНАСС - будущее всей России [Электронный ресурс] (дата обращения: 04.11.2013) - Режим доступа : http://blog.probki62.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.