Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ В ПЕРИОД ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ В ПЕРИОД ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
329
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНДЕКС ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ ТОРГОВЛИ / ИНДЕКС ТОРГОВОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каштякова Элена, Жатко Матуш, Баринкова Наталия

В статье рассматриваются современные внешнеторговые отношения между ЕС и странами Центральной Азии. На основе эконометрического анализа определены возможные перспективы дальнейшего развития взаимных торговых отношений в период геоэкономической нестабильности. Будучи одной из важнейших интеграционных группировок в мире, ЕС оказывает значительное влияние на продвижение своих внешнеторговых интересов. Страны Центральной Азии являются членами разных региональных интеграционных группировок и имеют различные приоритеты. Результатом исследования является анализ внешнеторговых отношений центральноазиатских стран и Европейского союза. Характер и перспективы взаимоотношений во взаимной торговле оцениваются с использованием выбранных однофакторных показателей (индекса взаимодополняемости торговли и индекса интенсивности торговли). С помощью модели прогнозирования временных рядов в статье также делается попытка оценить будущее развитие экспорта ЕС, а также импорта ЕС со странами Центральной Азии. В то время как в импорт ЕС из стран Центральной Азии в основном зависит от минералов и топлива, экспорт из ЕС состоит из более сложной и диверсифицированной продукции. Это определяет потенциал для дальнейшего развития деловых отношений и роста взаимной торговли. При благоприятной конъюнктуре можно ожидать продолжения тенденции роста торговли, особенно в части экспорта из ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF, AND PERSPECTIVES ON, FOREIGN TRADE BETWEEN THE EU AND CENTRAL ASIA IN A PERIOD OF GEOECONOMIC CHANGE

The article examines the current foreign trade relations between the EU and Central Asia. Based on econometric analysis, it sets out possible perspectives for the further development of mutual trade relations in the time of geoeconomic changes. As one of the most important integration groupings in the world, the EU has a significant influence in promoting its foreign trade interests. Central Asia is a part of Asia consisting of several states that are members of different regional integration groupings with different priorities. The result of the research is an analysis of mutual foreign trade relations. Character and perspective of mutual trade relations is assessed by using of selected one-factor indicators (trade complementarity index and trade intensity index). With the help of time-series forecast model, the article also tries to estimate the future development of EU exports as well as EU imports in relation to Central Asian countries. While the EU imports from Central Asian countries are dominated by minerals and fuels in the long term, EU exports consist of more sophisticated and diversified production. This represents the potential for further development of the business relationships and growth of mutual trade. In the case of favourable circumstances, a continuing growth trend in trade can be expected, especially on the side on EU exports.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ В ПЕРИОД ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Состояние и перспективы внешней торговли между Европейским союзом и Центральной Азией в период геоэкономических изменений1, 2

Э. Каштякова, М. Жатко, Н. Баринкова

Каштякова Элена — PhD, доцент кафедры международной торговли торгового факультета Экономического университета в Братиславе; Dolnozemská cesta 1, 852 35 Братислава, Словацкая Республика; E-mail: elena.kastakova@euba.sk

Жатко Матуш — PhD, доцент кафедры международной торговли торгового факультета Экономического университета в Братиславе; Dolnozemská cesta 1, 852 35 Братислава, Словацкая Республика; E-mail: matus.zatko@euba.sk

Баринкова Наталия — аспирант факультета международной торговли торгового факультета Экономического университета в Братиславе; Dolnozemská cesta 1, 852 35 Братислава, Словацкая Республика; E-mail: natalia.barinkova@euba.sk

В статье рассматриваются современные внешнеторговые отношения между ЕС и странами Центральной Азии. На основе эконометрического анализа определены возможные перспективы дальнейшего развития взаимных торговых отношений в период геоэкономической нестабильности. Будучи одной из важнейших интеграционных группировок в мире, ЕС оказывает значительное влияние на продвижение своих внешнеторговых интересов. Страны Центральной Азии являются членами разных региональных интеграционных группировок и имеют различные приоритеты. Результатом исследования является анализ внешнеторговых отношений центральноазиатских стран и Европейского союза. Характер и перспективы взаимоотношений во взаимной торговле оцениваются с использованием выбранных однофакторных показателей (индекса взаимодополняемости торговли и индекса интенсивности торговли). С помощью модели прогнозирования временных рядов в статье также делается попытка оценить будущее развитие экспорта ЕС, а также импорта ЕС со странами Центральной Азии. Импорт ЕС из стран Центральной Азии в основном зависит от минералов и топлива, тогда как экспорт из ЕС состоит из более сложной и диверсифицированной продукции. Это определяет потенциал для дальнейшего развития деловых отношений и роста взаимной торговли. При благоприятной конъюнктуре можно ожидать продолжения тенденции роста торговли, особенно в части экспорта из ЕС.

Ключевые слова: ЕС; Центральная Азия; внешняя торговля; индекс взаимодополняемости торговли; индекс торговой интенсивности; модель прогнозирования временных рядов

Для цитирования: Каштякова Э., Жатко М., Баринкова Н. (2021). Состояние и перспективы внешней торговли между Европейским союзом и Центральной Азией в период геоэкономических изменений // Вестник международных организаций. Т. 16. № 1. С. 145—161 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2021-01-07

1 Kast'dkovd E., Zatko M., Barinkovd N. The Current State of, and Perspectives on, Foreign Trade Between the EU and Central Asia in a Period of Geoeconomic Change.

Статья поступила в редакцию в сентябре 2020 г. Перевод статьи выполнен с согласия авторов С.А. Васильковским, н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

2 Статья выполнена в рамках исследовательского проекта Министерства образования, семьи и спорта Словацкой Республики VEGA № 1/0039/20 «Важность Евразийского экономического союза в формировании торговых стратегий ЕС (с последствиями для Словакии)».

Введение

Современная геополитическая ситуация характеризуется высокой степенью нестабильности. Значительные и, как правило, неожиданные изменения по-разному воздействуют на участников международной торговли в условиях глобальной экономики [Puskarova, 2015]. Европейский союз как одна из важнейших интеграционных групп в мире оказывает значительное влияние на продвижение своих внешнеторговых интересов, однако их реализации препятствует нестабильная геополитическая обстановка. Интересы ЕС отражены в принятом Европейским советом в 2015 г. документе о торговой и инвестиционной стратегии объединения [European Council, 2015].

Центральноазиатский регион занимает геостратегическое положение между ЕС и Китаем не только благодаря своим природным ресурсам, но также из-за продвижения проекта «Один пояс, один путь». Страны Центральной Азии, ставшие независимыми в 1990-е годы, добились значительного прогресса в построении своей национальной идентичности. Следует отметить, что после распада Советского Союза эти страны вступили в процесс государственного строительства с запущенной инфраструктурой, экологическими проблемами, очень слабыми или отсутствующими региональными и глобальными связями с транспортными сетями и рынками, неустоявшейся бюрократической системой. В свете новых вызовов, таких как угрозы безопасности, нестабильность на Ближнем Востоке, изменение климата, пандемия коронавируса, а также растущее влияние соседних стран, государства Центральной Азии продолжают поддерживать относительную стабильность и безопасность. При этом сохраняется потенциал развития региона, обусловленный наличием обширных запасов полезных ископаемых, высокой долей молодого населения, а также стратегическим положением между Европой и Азией. Все это позволяет воспринимать центральноазиатский регион как плацдарм для устойчивого роста и развития экономики. Европейский союз, в свою очередь, также заинтересован в стабильном партнерстве со странами Центральной Азии в этом процессе.

Следует отметить, что существует множество подходов к определению Центральной Азии, однако в нашей статье мы будем пользоваться статьей Большой советской энциклопедии, которая относит к странам региона Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан [Прохоров, 1975]. Эти государства входят в разные региональные интеграционные объединения с разными приоритетами, но они связаны на экономическом, социальном и культурном уровне. Учитывая перспективность центральноазиатских стран, ЕС пытается углубить политические и экономические отношения с ними. Несмотря на то что в настоящее время страны Центральной Азии не входят в число важных торговых партнеров ЕС, тенденция развития отношений имеет явно прогрессивный характер. Индексы интенсивности и взаимодополняемости торговли показывают наличие потенциала для дальнейшего роста. В данной статье мы постараемся определить, каковы перспективные направления развития внешней торговли ЕС с Центральной Азией. Целью нашего исследования является изучение современного состояния внешнеторговых отношений ЕС с Центральной Азией и определение их возможных перспектив в период геоэкономических изменений на основе эконометрического анализа с использованием выбранных однофакторных показателей (индексов взаимодополняемости торговли и интенсивности торговли) и прогнозирования временных рядов.

Обзор литературы

Центральная Азия — это большой внутренний регион Азии. Данный термин не имеет четкого определения, поскольку ни один из вариантов не является общепринятым. Еще в 1843 г. немецкий географ Александр фон Гумбольдт впервые попытался дать определение словосочетанию «Центральная Азия» [Dani, Masson, 1992]. В самом широком смысле этот регион понимает ЮНЕСКО. Исходя из климатических и географических условий, к нему относят Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан, Монголию, западный Китай и Тибет, северо-восточный Иран, Афганистан, западный Пакистан и северную Индию [Ibid.]. Азиатский банк развития определяет Центральную Азию как регион, состоящий из пяти бывших советских республик и Азербайджана [Ifzal, 2003].

В прошлом регион Центральной Азии имел важное транзитное значение, поскольку находился на шелковом пути, связывавшем Китай со странами Ближнего Востока и Европы [Byrd, 2006]. После наполеоновских войн регион стал стратегическим для двух великих держав — Британской и Российской империй. После распада Советского Союза в регионе появились другие важные акторы. Страны Центральной Азии не только занимают стратегически важное положение, но и богаты минеральными ресурсами, такими как нефть, природный газ, золото и уран, что делает их привлекательными для других влиятельных государств [Makarenko, 2009]. В то же время полезные ископаемые превратились в важный фактор экономического развития и инструмент их внешней политики. В настоящее время регион играет важную роль в геополитических отношениях России, США, Китая, а также других региональных игроков, в частности Ирана и Турции [Гридченко, 2018]. Интересы России в центральноазиатском регионе весьма разнообразны. С одной стороны, регион является важной ресурсной базой, с другой — опасным местом распространения движений за независимость [Iqbal, Afridi, 2017]. Россия стремится усилить политическое влияние за счет военного присутствия и поддержки российских компаний в этой сфере.

Независимость стран Центральной Азии, обретенная ими в 1990-е годы, совпала с началом экономического роста Китая и его растущим интересом к сырьевым рынкам. Для Китая этот регион, когда-то занимавший маргинальное положение, стал одним из главных внешнеполитических приоритетов. В данный момент интересы КНР сосредоточены в сферах безопасности, энергетики и экономического сотрудничества. Китай постепенно укрепляет свои позиции не только как постоянный потребитель энергоресурсов, но и как региональный инвестор [Drienikova, 2018]. Товары из Китая проходят через страны Центральной Азии в рамках проекта Нового шелкового пути на Ближний Восток и в ЕС. Григер обращает внимание на растущее влияние Китая в регионе [Grieger, 2015].

Интерес США к республикам Центральной Азии возрос после террористических атак 2001 г. Иран уделяет больше внимания экономическому сотрудничеству с республиками региона и предоставляет свою территорию в качестве транзитной зоны для транспортировки нефти в Турцию, а затем и в ЕС. Через Турцию товары из Центральной Азии попадают на европейские рынки [Fida, 2018]. Европейский союз не является ключевым игроком в регионе и не может полноценно конкурировать с Россией или Китаем, особенно в области военного сотрудничества, но фокусируется на реализации демократических принципов, защите прав человека и борьбе с бедностью [Konopelko, 2016]. В прошлом главной сферой сотрудничества между ЕС и Центральной Азией была энергетика, в настоящее время на первый план выходят другие аспекты [Cornell, Engvall, 2017].

Анализ экономических отношений между ЕС и Центральной Азией и их договорных рамок указывает на важность модернизации и обновления стратегии ЕС в отношении региона. Также не следует забывать о странах Содружества Независимых Государств - партнерах ЕС по импорту [Drienikova, 2018].

Для потенциала взаимной внешней торговли важно учитывать, в какой степени общий спрос и предложение исследуемых стран / интеграционных объединений совпадают. Индекс взаимодополняемости торговли, основанный на предположении, что обе страны или группы стран могут получить выгоду от роста торговых связей, дает нам такое понимание. Индекс взаимодополняемости торговли был впервые представлен в 1982 г. Россом Гарнаутом и Питером Дрисдейлом [World Bank, 2016]. Индекс обновлен несколькими другими статистическими данными, в настоящий момент существует уже несколько десятков вариантов его расчета. Взаимодополняемость торговли также оценивается по методике Майкли [Michaely, 1996], которая используется ВТО и МВФ [WTO, 2012].

Еще одним важным показателем для определения потенциала торговли является индекс ее интенсивности. Интенсивность торговли между двумя странами зависит от многих факторов: размера экономик, уровня их развития, структуры ВВП, географического положения и расстояния, транспортных издержек или отличий культурной и институциональной сфер. Интенсивность торговли впервые была определена Брауном [Brown, 1949], а затем Кодзимой [Kojima, 1964]. Они определили интенсивность торговли как двустороннюю торговлю между двумя странами по отношению к общей мировой торговле и ее доле в ней. В дальнейшем Ямазава [Yamazawa, 1971] применил модель интенсивности для оценки факторов, влияющих на нее.

Прогнозирование внешней торговли с использованием эконометрических моделей временных рядов программного обеспечения Gretl уже проводилось многими авторами. В частности, Ружекова, Киттова и Штайнхаузер [Ruzekova, Kittova, Steinhauser, 2020] использовали эту модель для количественной оценки и определения воздействия институциональной среды на экспортные показатели страны. В дальнейшем на основе этой модели Балаж, Краловичова и Штайнхаузер [Balaz, Kralovicova, Steinhauser, 2020] оценили потенциал роста торговли услугами между ЕС и Китаем.

Методология

Индекс интенсивности торговли (TII) используется для оценки соответствия объема торговли между двумя странами имеющимся ожиданиям, определяемым их положением в системе мировой торговли. Индекс выражается в виде доли экспорта одной страны в другую, деленной на долю мирового экспорта, направленную в страну-партнера [World Bank, 2010].

Он рассчитывается следующим образом:

TIL. = ^^, (1)

4 (x . / Xt)

v wj wt'

где x — стоимость экспорта из страны i в страну j; X¡t — суммарный экспорт страны i; xwj — мировой экспорт в страну j; Xwt — суммарный мировой экспорт.

Значения TII варьируются от 0 до Если значение индекса равно единице, то страна-экспортер i экспортирует в страну j точное соотношение ее доли в мировом импорте товаров. Если значение индекса больше единицы, то бизнес-потоки между исследуемыми странами находятся на более высоком уровне по сравнению с мировой

экономикой. Это означает, что страна i экспортирует в страну j больше товаров, чем остальной мир. Такие торговые отношения характеризуются как интенсивные. Если значение меньше единицы, то интенсивность торговли ниже, чем можно было бы ожидать [World Bank, 2013].

Индекс взаимодополняемости торговли (TCI) измеряет степень, в которой две страны являются «естественными торговыми партнерами». Он показывает, как общий объем экспорта одной страны соотносится с объемом импорта другой страны. Его преимущество заключается в том, что он определяет секторы, дополняющие внешнюю торговлю, независимо от того, происходит ли торговля непосредственно между сравниваемыми странами. Однако индекс не учитывает, что некоторые отрасли не подходят для торговли. Следуя формуле Майкли,

С = 100

1 _ у К - xk'l ^ 2

(2)

где x'k — доля продукта k в общем экспорте страны j, а mik — доля продукта k в общем импорте страны i.

Диапазон значений от 0 до 100. Если cij = 100, то страны — идеальные торговые партнеры, если cij = 0, то страны — идеальные конкуренты.

Расчет TCI не рекомендуется использовать в случаях, когда страны географически удалены или имеют высокие транспортные и транзакционные издержки. Они могут не быть идеальными торговыми партнерами, несмотря на высокие значения индекса взаимодополняемости.

Чтобы спрогнозировать будущие торговые отношения между ЕС и странами Центральной Азии, мы использовали модель прогнозирования временных рядов, рассчитанную с помощью программного обеспечения Gretl. На основе существующих значений функция вычисляет или оценивает будущее значение зависимой переменной y для данного значения независимой переменной x. Функция оценивает новое значение с помощью линейной регрессии [Lukacik, Lukacikova, Szomolanyi, 2018]:

y = a + bx, (3)

где a = у - bx (4)

£ (x - x)(y - y)

" b = X<x-x)= ' (5)

где x и y — средние значения выборки.

Функция также определяет диапазон прогнозируемых колебаний. В нашем прогнозе мы работали с диапазоном вероятности 95%.

Для целей настоящего исследования источником данных были Европейская комиссия, база данных EUROSTAT и Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTADSTAT). Товарная структура внешней торговли классифицирована в соответствии со Стандартной международной торговой классификацией (SITC).

Отметим, что при анализе развития внешней торговли между ЕС и Центральной Азией был взят временной промежуток с 2010 по 2019 г., а в случае применения эко-нометрической модели прогноза временных рядов мы использовали статистику EU27, так как Великобритания с 2020 г. не является членом ЕС.

Результаты

Центральноазиатский регион имеет обширную территорию (4 млн кв. км), на которой проживает около 62 млн человек. Экономики стран Центральной Азии развиваются с разной скоростью, однако, так или иначе, они стремятся к более тесному сотрудничеству друг с другом. При этом Казахстан и Киргизия сотрудничают более интенсивно, поскольку обе страны являются членами Евразийского экономического союза. Помимо Казахстана и Киргизии, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия и Армения. Цель ЕАЭС заключается в содействии региональному экономическому сотрудничеству, обеспечении свободного передвижения товаров, услуг, капитала и выработке единой таможенной политики. Экономическое развитие всего региона сейчас все чаще упоминается в связи с китайским проектом восстановления древнего шелкового пути. Его географическое положение и неиспользованный экономический потенциал предопределяют роль региона как перекрестка политических и экономических интересов.

Договорная основа внешнеторговых отношений

ЕС и Центральной Азии

Центральная Азия является стратегически важным регионом для ЕС. Согласно Гасту [Gast, 2014], ЕС усиливает свои позиции по отношению к региону, а также укрепляет их на договорной основе по трем причинам: 1) наличие минеральных ресурсов; 2) геостратегическое положение; 3) стремление к расширению сферы влияния. Бун-стра и Панелла, в свою очередь, утверждают, что ЕС является альтернативой России и Китаю, основанной на ценностном подходе, стабильном экономическом развитии и содействии сотрудничеству [Boonstra, Panella, 2017].

ЕС стремится развивать отношения как с Центральной Азией в целом, так и с каждым государством региона в отдельности. Отношения ЕС и Центральной Азии регулировались его стратегией, подписанной в 2007 г. и пересмотренной в 2015 г., с упором, в частности, на продвижение принципов устойчивого развития и двусторонних отношений [Apokinsm, 2016]. В области торговли и инвестиций Стратегия направлена на поддержку вступления стран Центральной Азии во Всемирную торговую организацию (ВТО). На данный момент это наиболее актуально для Узбекистана, который до сих пор остается страной-наблюдателем при ВТО, и Туркменистана, еще не подававшего заявку на вступление. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и Европейская комиссия представили новую стратегию: «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более крепкого партнерства» (The European Union and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership). Стратегия была принята Советом ЕС в июне 2019 г. Она ориентирована на сотрудничество в области водных ресурсов и окружающей среды, социально-экономическое развитие, поддержку малых и средних предприятий, а также поддержку региональной торговли [Euractiv, 2019].

Двусторонние отношения ЕС со странами Центральной Азии регулируются непреференциальными соглашениями о партнерстве и сотрудничестве (СПС) (табл. 1).

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном было подписано в 1998 г., но не вступило в силу из-за политической ситуации [Drienikova, 2018]. Двусторонние отношения между ЕС и Туркменистаном в настоящее время регулируются Временным соглашением по торговле и связанным с ней вопросами, которое вступило в силу в августе 2010 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в настоящее время ожидает ратификации Европейским парламентом [EEAS, 2021]. Отношения с Казахстаном регулируются Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве

Таблица 1. Договорные рамки ЕС со странами Центральной Азии

Страны Центральной Азии Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве

Казахстан Не действует Действует с марта 2020 г.

Киргизия Действует с июля 1999 г. Переговоры завершены в 2019 г.

Таджикистан Действует с января 2010 г. Таджикистан запросил начало переговоров в ноябре 2018 г.

Туркменистан Подписано в 1998 г., пока не действует Н. д.

Узбекистан Действует с июля 1999 г. Переговоры начались в ноябре 2018 г.

Источник: Обработано авторами на основе [European Commission, 2019].

(СРПС), которое было подписано 21 декабря 2015 г. в Астане [Délégation of the European Union to Kazakhstan, 2018]. Экономическая часть Соглашения обеспечивает более эффективное регулирование в таких областях, как торговля услугами, учреждение компаний, движение капитала, сырье и энергетика, государственные закупки и права интеллектуальной собственности [European Commission, 2019]. До сих пор сотрудничество между Центральной Азией и Казахстаном было преимущественно экономически ориентированным, но в последние годы наблюдается углубление социальных и культурных отношений [Kembayev, 2016]. Согласно СРПС, будущее сотрудничество между Казахстаном и ЕС сосредоточено не только на экономических вопросах, но и на 29 других ключевых областях, включая финансы, энергетику, транспорт, образование, культурные и социальные вопросы.

Анализ торговых отношений между ЕС и Центральной Азией

Центральная Азия является импортером энергетического сырья в ЕС. Торговый баланс ЕС с Центральной Азией долгое время оставался пассивным, что связано с зависимостью ЕС от импорта сырья из этих стран. Внешняя торговля между ЕС и Центральной Азией была относительно стабильной после финансового кризиса 2009 г. Снижение импорта в ЕС зафиксировано в 2015 и 2016 гг., оно было вызвано в основном падением цен на нефть. В 2017—2019 гг. уже наблюдался рост внешней торговли. В 2019 г. товарооборот между ЕС и Центральной Азией достиг 32,289 млрд евро. Доля отдельных экономик Центральной Азии во внешней торговле с ЕС в 2019 г. составила: Казахстан — 85,1%, Узбекистан — 9,3%, Туркменистан — 3,3%, Киргизия — 1,5%, Таджикистан — 0,8%. Развитие внешней торговли между ЕС и Центральной Азией показано на рис. 1.

Согласно классификации SITC (Standard International Trade Classification), в 2019 г. (рис. 2) более 90% экспорта из Центральной Азии в ЕС составляли ископаемые ресурсы, горюче-смазочные и сопутствующие материалы, промышленные товары (3,9%) и химикаты (1,6%) [Eurostat, 2020]. Европейский союз поддерживает усилия стран Центральной Азии по интеграции в мировую экономику. Поскольку все пять стран в основном зависят от экспорта необработанного сырья, ЕС поставил перед собой цель помочь им в диверсификации экспорта с помощью Стандартной обобщенной схемы преференций (Standard GSP) и специального механизма стимулирования устойчивого

развития и надлежащего управления (GSP +), тем самым предоставляя сниженные или нулевые тарифы на экспорт из Центральной Азии на рынки ЕС [European Commission, 2019]. Экономическое влияние систем пока незначительно, поскольку, например, в 2019 г. почти три четверти киргизского экспорта в ЕС приходилось на один товар — золото. В будущем эта система может помочь продукции с экспортным потенциалом — киргизским сухофруктам или узбекскому хлопку — попасть на европейские рынки.

40000 30000 20000 10000 0

-10000 -20000

Баланс -9319 -15107 -15599 -14593 -14965 -7712 -5465 -10163 -12835 -12379

Оборот 24437 32682 35719 35697 35131 26347 22021 26426 30939 32289

^—Импорт ЕС в ЦА 16878 23894 25659 25145 25048 17029 13743 18295 21887 22334 ^—Экспорт ЕС в ЦА 7559 8788 10060 10552 10083 9318 8278 8131 9052 9954

Баланс Оборот Импорт ЕС в ЦА -Экспорт ЕС в ЦА

Рис. 1. Внешняя торговля между ЕС и Центральной Азией в 2010—2019 гг., млн евро Источник: Составлено авторами на основе данных EUROSTAT.

3 Ископаемое топливо, горюче-смазочные и иные материалы

6 Промышленные товары 0 Пищевые продукты и с/х животные Другое

5 Продукты химического производства

Рис. 2. Товарная структура импорта ЕС из стран Центральной Азии в 2019 г., % от общего объема импорта

Источник: Составлено авторами на основе данных ЕиЯОВТАТ.

В 2019 г. (рис. 3) более 50% экспорта ЕС в Центральную Азию составляли машины и транспортное оборудование, за ними следовали продукты химического производства (18,4%), производственная продукция (10,2%), промышленные товары (8,6%) и другие (9%). Экспорт ЕС в Центральную Азию основывается на более сложной продукции.

□ 7 Машины и транспортное оборудование

□ 5 Продукты химического производства

□ 8 Производственная продукция

□ 6 Промышленные товары

□ Другое

Рис. 3. Товарная структура экспорта ЕС в страны Центральной Азии в 2019 г., доля в общем объеме экспорта

Источник: Составлено авторами на основе данных EUROSTAT.

ЕС — крупный торговый партнер Центральной Азии, на его долю в 2019 г. приходилось более 30% внешней торговли региона, за ним следуют Россия и Китай (рис. 4). Однако на Центральную Азию приходится менее 1% от общего объема внешней торговли ЕС.

■ ЕС

□ Китай

□ Россия

□ Южная Корея

□ Турция

□ Другие

Рис. 4. Наиболее важные торговые партнеры Центральной Азии в 2019 г., доля в общем объеме торговли

Источник: Составлено авторами на основе данных EUROSTAT.

Основываясь на имеющихся данных, мы можем сделать вывод о роли ЕС в торговом обороте Центральной Азии.

Потенциал двусторонних торговых отношений между ЕС и Центральной Азией на основе выбранных однофакторных индексов и модели прогнозирования временных рядов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо изучения современного положения стран Центральной Азии во внешнеторговых отношениях ЕС, необходимо определить, как будет развиваться торговое сотрудничество между ЕС и Центральной Азией, а также имеет ли оно потенциал. Мы попробуем проанализировать характер и интенсивность торгового сотрудничества путем расчета индекса взаимодополняемости торговли и индекса интенсивности торговли.

Анализ товарной структуры внешней торговли между ЕС и Центральной Азией дает представление о товарных группах, которые являются основными для рассматриваемых стран. Экспорт ЕС в Центральную Азию отличается большей диверсификацией, чем импорт из Центральной Азии. Рассматривая направление двусторонней торговли, важно отметить, в какой степени спрос и предложение в исследуемых регионах пересекаются. Такое представление дает индекс взаимодополняемости торговли (рис. 5).

Расчет индекса взаимодополняемости торговли охватывает длительный период с 2010 по 2019 г. На основании рассчитанных значений можно сделать вывод, что ЕС является очень важным рынком для Центральной Азии. Предложение ЕС перекрывается спросом в Центральной Азии в гораздо большей степени, чем предложение в Центральной Азии в спросе ЕС. В связи с этим TCI долгое время был высоким, колеблясь между 70 и 80. Причиной этого является повышенный спрос со стороны стран Центральной Азии на сложную продукцию европейских компаний. Независимо от результатов TCI, это также подтверждается показателями структуры экспорта ЕС в Центральную Азию.

В долгосрочной перспективе TCI для Центральной Азии в спросе ЕС колеблется между 30 и 40. Это показывает относительно низкий уровень взаимодополняемости торговли. Дело в том, что страны Центральной Азии экспортируют в ЕС в основном сырье, а спрос стран Центральной Азии ориентирован в первую очередь на более сложное производство. Экспорт из Центральной Азии слабо диверсифицирован, что подтверждает структура импорта ЕС. Следовательно, можно сделать вывод, что ЕС — существенно более важный рынок для Центральной Азии. Однако значение Центральной Азии для ЕС основывается на поставках минеральных и энергетических ресурсов.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

72 71 74 73 74 75 75 76 75 76

34 35 34 34 35 31 30 30 32 31

Предложение ЕС в структуре спроса Центральной Азии

Предложение Центральной Азии в структуре спроса ЕС

Рис. 5. Развитие взаимодополняемости торговли между ЕС и Центральной Азией в 2010-2019 гг. на основе TCI

Источник: Составлено авторами на основе данных UNCTADSTAT.

Также для оценки внешней торговли между ЕС и Центральной Азией может использоваться Индекс интенсивности торговли (TII), показывающий, насколько объемы торговли между двумя странами (или регионами) больше или меньше ожидаемых, исходя из их положения в мировой экономике. Подробнее об интенсивности торговли между ЕС и Центральной Азией за 2010-2019 гг. см. на рис. 6.

Индекс интенсивности торговли между ЕС и Центральной Азией на 2010-2019 гг. меньше единицы. Это означает, что объемы торговли между ними меньше, чем ожи-

далось с учетом их положения в мировой экономике. Центральная Азия не является важным торговым партнером для ЕС. Значения Т11 Центральная Азия — ЕС немного выше, чем Т11 ЕС — Центральная Азия.

В исследуемый период достигнутые значения Т11 ЕС — Центральная Азия находятся в диапазоне от 0,40 до 0,50, а Т11 Центральная Азия - ЕС в диапазоне от 0,58 до 0,83 и не достигают необходимого значения интенсивности. Тем не менее можно констатировать, что в обоих случаях наблюдается тенденция к росту.

0,90 0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00 -——

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

— Т11 ЕС - ЦА 0,43 0,42 0,42 0,40 0,41 0,50 0,50 0,45 0,44 0,49

— Т11 ЦА - ЕС 0,60 0,58 0,64 0,67 0,69 0,75 0,73 0,79 0,78 0,83

Рис. 6. Динамика интенсивности торговли между ЕС и Центральной Азией в 2010-2019 гг. на основе Т11

Источник: Составлено авторами на основе данных Ц^СТАВВТАТ.

Индексы взаимодополняемости торговли и интенсивности торговли показали, что экспорт ЕС более важен для стран Центральной Азии. В то же время результаты индексов указывают на то, что страны Центральной Азии не могут рассматриваться как важные торговые партнеры. Однако в последние годы взаимная торговля росла, отчасти благодаря двусторонним инициативам по совершенствованию контрактной базы торговых отношений. С одной стороны, мы предполагаем, что в долгосрочной перспективе экспорт сырья в ЕС продолжится и его доля будет определяться в первую очередь спросом и ценами на полезные ископаемые. С другой стороны, структура экспорта ЕС в страны Центральной Азии гораздо более диверсифицирована. Результаты индекса взаимодополняемости торговли указывают на то, что спрос на такую продукцию со стороны стран Центральной Азии (независимо от других факторов, влияющих на международную торговлю) существует. Таким образом, как показывает трехлетний прогноз, экспорт ЕС в страны Центральной Азии имеет потенциал роста (рис. 7).

Прогноз развития экспорта ЕС в страны Центральной Азии основан на временных рядах квартальных данных с 2000 г. В последнее время экспорт имеет тенденцию к росту в долгосрочной перспективе. Исходя из этих данных, мы ожидаем, что данная тенденция в ближайшие три года сохранится. Кривая указывает на развитие реального экспорта, а облако указывает на 95%-ю вероятность развития экспорта. Основываясь на нашем прогнозе на 2020-2023 гг., мы ожидаем, что стоимость экспорта ЕС будет колебаться в диапазоне от 1874,71 до 3856,6 млн евро. Однако мы должны учитывать несколько факторов, которые могут иметь сильное влияние на развитие экспорта ЕС. Это разработка и внедрение контрактной базы, конкурентоспособность производства в ЕС, экономическое развитие и т.д.

2000

2005

2010

2015

2020

Годы

Рис. 7. Модель временных рядов экспорта ЕС в Центральную Азию в 2020—2023 гг., млн евро

Источник: Составлено авторами на основе данных EUROSTAT.

В сравнении с развитием экспорта ЕС текущее развитие импорта из стран Центральной Азии было более турбулентным, и средняя тенденция развития менее выражена. Резкое сокращение импорта в 2009 г. можно объяснить влиянием мирового финансового кризиса. Как показывает рис. 3, значительная часть импорта состоит из полезных ископаемых, а именно нефти и природного газа, поэтому на торговлю сильно повлияла волатильность цен. На рубеже 2008 и 2009 гг., а также в 2014 г. произошло их резкое падение, что явно отражается на стоимости импорта ЕС. При создании прогноза мы должны учитывать, что импорт и впредь будет сильно зависеть от динамики цен на сырье. Основываясь на наблюдениях с 2002 г., можно ожидать небольшого увеличения импорта в ЕС. Мы ожидаем, что стоимость экспорта в следующие три года будет колебаться в диапазоне от 3153,4 до 8931,4 млн евро. Однако из-за нынешней ситуации, вызванной пандемией COVID-19, которая привела к падению цен на нефть до исторического минимума, скорее всего, стоимость импорта ЕС упадет ниже наших прогнозных значений. Развитие торговых отношений напрямую будет зависеть от того, насколько долго это продлится.

Выводы

На основании исследования торговых отношений ЕС с Центральной Азией и определения возможных перспектив их дальнейшего развития в период геоэкономических изменений мы пришли к следующим выводам.

В июне 2019 г. ЕС разработал и принял новую стратегию «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более тесного партнерства», в которой основное внимание уделяется таким областям, как водное и экологическое сотрудничество, социально-экономическое развитие, поддержка МСП и поддержка региональной торговли. Двусторонние отношения ЕС со странами Центральной Азии регулируются соглашениями о непреференциальном партнерстве и сотрудничестве.

10000 9000 8000 7000 6000

0 5000 м

1 4000 5 3000

2000 1000 0

2005

2010

2015

2020 Годы

Рис. 8. Модель прогноза временного ряда импорта ЕС из Центральной Азии в 2020—2023 гг., млн евро

Источник: Составлено авторами на основе данных БиКОВТАТ.

Центральная Азия — важный регион для ЕС с точки зрения импорта энергетического сырья. Торговый баланс ЕС со странами Центральной Азии долгое время был отрицательным из-за зависимости ЕС от импорта энергетического сырья из этих стран. В то же время можно констатировать, что ЕС является важнейшим торговым партнером Центральной Азии.

Экспорт ЕС в страны Центральной Азии на основе временных рядов и прогноза до 2023 г. продолжит расти, хотя на это будет влиять несколько факторов: реализация контрактной базы, конкурентоспособность продукции ЕС, экономическое развитие ЕС в условиях пандемии. Успешное внедрение и дальнейшее развитие договорной базы как на государственном, так и на наднациональном уровне будет иметь важное значение для благоприятного развития взаимной торговли между регионами. Однако этот процесс займет более чем три года. Тем не менее благоприятное развитие переговоров может иметь положительное влияние на развитие экспорта ЕС в краткосрочной перспективе. Если европейские производители хотят быть конкурентоспособными на рынках стран Центральной Азии, они должны иметь возможность предлагать сложную продукцию, отвечающую потребностям местного спроса. Также будет важна ценовая конкурентоспособность. Китай уже включил эти страны в инициативу «Один пояс, один путь», укрепив свои позиции как в коммерческом, так и в политическом плане. Серьезную конкуренцию составляют производители из России, с которой страны Центральной Азии имеют исторические связи.

Пандемия СОУГО-19 вносит значительную степень неопределенности в будущее развитие торговых отношений не только рассматриваемых стран, но и мировой экономики. Продолжительность исключительной ситуации, которая уже имеет серьезные последствия для экономики стран ЕС, предсказать сложно. Следовательно, в случае ухудшения ситуации нельзя исключать снижения стоимости экспорта и импорта даже ниже смоделированной вероятности.

Источники

Гнидченко А.А. (2018). Многополярное замедление и оживление мировой торговли // Экономический журнал ВШЭ. Т. 22. № 4. С. 583-608.

Asian Development Bank (ADB) (2003). Asian Development Outlook 2003: Competitiveness in Developing Asia. N.Y.: Oxford University Press Inc. Режим доступа: https://www.adb.org/sites/default/files/publica-tion/27716/ado2003.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

Apokins I. (2016). Reviewing the EU Strategy for Central Asia: Results and Future Prospects // L'Europe en Formation. Vol. 2015/1. No. 375. P. 10-17. Режим доступа: https://doi.org/10.3917/eufor.375.0010.

Baläz P., Krälovicovä M., Steinhauser D. (2020). Foreign Trade as a Tool to Strengthen the EU's Competitiveness Against China (A Case of the Service Sector) // Prague Economic Papers. Vol. 29. No. 2. P. 129-151. Режим доступа: https://doi.org/10.18267/j.pep.731.

Boonstra J., Panella R. (2018). Three Reasons Why the EU Matters to Central Asia. Режим доступа: http:// voicesoncentralasia.org/three-reasons-why-the-eumatters-to-central-asia/

Byrd W., Raiser M., Dobronogov A., Kitain A. (2006). Economic Cooperation in the Wider Central Asia Region. World Bank Working Paper No. 75. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/han-dle/10986/6969 (дата обращения: 18.02.2021).

Cornell S.E., Engvall J. (2017). The EU and Central Asia: Expanding Economic Cooperation, Trade and Investment // The Central Asia-Caucasus Analyst. 6 September. Режим доступа: https://www.cacianalyst.org/ publications/feature-articles/item/13465-the- (дата обращения: 18.02.2021).

Dani A.H., Masson V.M. (1992). History of Civilizations of Central Asia. Vol. 1: The Dawn of Civilization: Earliest Times to 700 B.C. Paris: UNESCO Publishing. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/ pf0000094466 (дата обращения: 18.02.2021).

Drienikovä K. (2018). Specifikä zahranicnoobchodnej politiky EÜ voci Strednej Äzii [The Specifics of EU Trade Policy Toward Central Asia]. Vedeck6 state obchodnej fakulty 2018/1, Bratislava: Ekonöm.

Euractiv (2019). The New EU Strategy for Central Asia. 18 June. Режим доступа: https://www.euractiv.com/ section/central-asia/infographic/the-new-eu-strategy-for-central-asia/ (дата обращения: 18.02.2021).

European Commission (EC) (2019). A Renewed Partnership With Central Asia. Режим доступа: https:// ec.europa.eu/commission/news/renewed-partnership-central-asia-2019-may-15_en.

European External Action Service (EEAS) (2020). EU-Turkmenistan Relations. EEAS Fact Sheet. 17 November. Режим доступа: https://eeas.europa.eu/regions/central-asia/4077/eu-turkmenistan-relations_en (accessed 18 February 2020).

Eurostat (n. d.). International Trade in Goods Database. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/ international-trade-in-goods/data/database (дата обращения: 18.02.2021).

Fida Z. (2018). Central Asia's Place in Turkey's Foreign Policy // Policy Perspectives. Vol. 15. No. 1. P. 113— 125. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/10.13169/polipers.15.1.0113.

Gast A.-S. (2014). A Shift in the EU Strategy for Central Asia? Carnegie Moscow Center. 30 April. Режим доступа: http://carnegie.ru/publications/?fa=55483 (дата обращения: 18.02.2021).

Iqbal M., Afridi M.K. (2017). New Great Game in Central Asia: Conflicts, Interests and Strategies of Russia, China and United States // The Dialogue. Vol. 12. No. 3. P. 229-246. Режим доступа: https://www.qurtuba. edu.pk/thedialogue/The%20Dialogue/12_3/Dialogue_July_September2017_229-246.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

Kembayev Z. (2016). Partnership Between the European Union and the Republic of Kazakhstan: Problems and Perspectives // European Foreign Affairs Review. Vol. 21. No. 2. P. 185-203. Режим доступа: https://ssrn. com/abstract=2889952 (дата обращения: 18.02.2021).

Konopelko A. (2018). Eurasian Economic Union: A Challenge for EU Policy Towards Kazakhstan // Asia Europe Journal. Vol. 16. No. 1. P. 1-17. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/s10308-017-0480-7.

Lukäcijovä A., Lukäcik M., Szomolänyi K. (2018). Üvod do ekonometrie s programom Gretl [Introduction to Econometrics with the Gretl Programme]. Bratislava: Letra Edu.

Makarenko T. (2009). Strednä Äzia - oblast', kde sa krizi moc, politika a ekonomika [Central Asia - An Area Where Power, Politics and the Economy Intersect] // NATO Review. Режим доступа: http://www.nato.int/ docu/review/2009/Asia/central_asian_geopolitics/SK/index.htm (дата обращения: 18.02.2021) (in Slovak).

Michaely M. (1996). Trade Preferential Agreements in Latin America: An Ex Ante Assessment. Policy Research Working Paper No. 1583, World Bank. Режим доступа: http://documents1.worldbank.org/curated/ en/934301468773398976/pdf/multi0page.pdf (дата обращения: 18.02.2021).

Prokhorov A. (1975). Great Soviet Encyclopedia. N.Y.: Macmillan.

Puskärovä P. (2015). Assessing the Magnitude of Globalization-Induced Technology Flows in Expanded EU-Sample: A Multi-Channel Approach // Procedia Economics and Finance. Vol. 20. P. 544-552. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)00107-0.

Ruzekovä V., Kittovä Z., Steinhauser D. (2020). Export Performance as a Measurement of Competitiveness // Journal of Competitiveness. Vol. 12. No. 1. P. 145-160. Режим доступа: https://doi.org/10.7441/ joc.2020.01.09.

Teleuova S. (2015). Some Aspects of the European Union's Policy towards Central Asia // Asian Social Science. Vol. 11. No. 14. P. 219-227.

The Current State of, and Perspectives on, Foreign Trade Between the EU and Central Asia in a Period of Geoeconomic Change1

E. Kast'âkovâ, M. Zatko, N. Barinkovâ

Elena Kast'âkovâ — PhD, Associate Professor at the Department of International Trade, Faculty of Commerce, University of Economics in Bratislava; 1 Dolnozemskâ cesta, 852 35 Bratislava, Slovak Republic; E-mail: elena. kastakova@euba.sk

Matus Zatko — PhD, Assistant Professor at the Department of International Trade, Faculty of Commerce, University of Economics in Bratislava, 1 Dolnozemskâ cesta, 852 35 Bratislava, Slovak Republic; E-mail: matus.zatko@euba.sk

Natalia Barinkovâ — PhD, Student at the Department of International Trade, Faculty of Commerce, University of Economics in Bratislava; 1 Dolnozemskâ cesta, 852 35 Bratislava, Slovak Republic; E-mail: natalia.barinkova@ euba.sk

Abstract

The article examines the current foreign trade relations between the EU and Central Asia. Based on econometric analysis, it sets out possible perspectives for the further development of mutual trade relations in the time of geoeconomic changes. As one of the most important integration groupings in the world, the EU has a significant influence in promoting its foreign trade interests. Central Asia is a part of Asia consisting of several states that are members of different regional integration groupings with different priorities. The result of the research is an analysis of mutual foreign trade relations. Character and perspective of mutual trade relations is assessed by using of selected one-factor indicators (trade complementarity index and trade intensity index). With the help of time-series forecast model, the article also tries to estimate the future development of EU exports as well as EU imports in relation to Central Asian countries. While the EU imports from Central Asian countries are dominated by minerals and fuels in the long term, EU exports consist of more sophisticated and diversified production. This represents the potential for further development of the business relationships and growth of mutual trade. In the case of favourable circumstances, a continuing growth trend in trade can be expected, especially on the side on EU exports.

Key words: EU; Central Asia; foreign trade; Complementarity Trade Index; Trade Intensity Index; Time-series prediction model

For citation: Kast'âkovâ E., Zatko M., Barinkovâ N. (2021). Perspectives on the Current State of Foreign Trade Between the EU and Central Asia in a Period of Geoeconomic Change. International Organisations Research Journal, vol. 16, no 1, pp. 145-161 (in English). DOI: 10.17323/1996-7845-2021-01-07

References

Apokins I. (2016). Reviewing the EU Strategy for Central Asia: Results and Future Prospects. L'Europe en Formation, vol. 1, no 375, pp. 10-7. Available at: https://doi.org/10.3917/eufor.375.0010.

Asian Development Bank (ADB) (2003). Asian Development Outlook 2003: Competitiveness in Developing Asia. New York: Oxford University Press Inc. Available at: https://www.adb.org/sites/default/files/publica-tion/27716/ado2003.pdf (accessed 18 February 2021).

Balâz P., Krâlovicovâ M., Steinhauser D. (2020). Foreign Trade as a Tool to Strengthen the EU's Competitiveness Against China (A Case of the Service Sector). Prague Economic Papers, vol. 29, no 2, pp. 129-51. Available at: https://doi.org/10.18267Xj.pep.731.

1 This paper is a part of a research project of the Ministry of Education, Family and Sports of the Slovak Republic VEGA No. 1/0039/20 The Importance of the Eurasian Economic Union for Shaping of EU Trade Strategies (with Implications for Slovakia).

Boonstra J., Panella R. (2018). Three Reasons Why the EU Matters to Central Asia. Available at: http://voice-soncentralasia.org/three-reasons-why-the-eumatters-to-central-asia/

Byrd W., Raiser M., Dobronogov A., Kitain A. (2006) Economic Cooperation in the Wider Central Asia Region. World Bank Working Paper no 75. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/han-dle/10986/6969 (accessed 18 February 2021).

Cornell S.E., Engvall J. (2017). The EU and Central Asia: Expanding Economic Cooperation, Trade and Investment. The Central Asia-Caucasus Analyst, 6 September. Available at: https://www.cacianalyst.org/publi-cations/feature-articles/item/13465-the- (accessed 18 February 2021).

Dani A.H., Masson V.M. (1992). History of Civilizations of Central Asia, vol. 1: The Dawn of Civilization: Earliest Times to 700 B.C. Paris: UNESCO Publishing. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000094466 (accessed 18 February 2021).

Drienikovä K. (2018). Specifikä zahranicnoobchodnej politiky EÜ voci Strednej Äzii [The Specifics of EU Trade Policy Toward Central Asia]. Vedecke state obchodnej fakulty 2018/1, Bratislava: Ekonom (in Slovak).

Euractiv (2019). The New EU Strategy for Central Asia, 18 June. Available at: https://www.euractiv.com/sec-tion/central-asia/infographic/the-new-eu-strategy-for-central-asia/ (accessed 18 February 2021).

European Council (2019). A Renewed Partnership With Central Asia. Available at: https://ec.europa.eu/com-mission/news/renewed-partnership-central-asia-2019-may-15_en.

European External Action Service (EEAS) (2020) EU-Turkmenistan Relations. EEAS Fact Sheet, 17 November. Available at: https://eeas.europa.eu/regions/central-asia/4077/eu-turkmenistan-relations_en (accessed 18 February 2020).

Eurostat (n. d.). International Trade in Goods Database. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/web/ international-trade-in-goods/data/database (accessed 18 February 2021).

Fida Z. (2018). Central Asia's Place in Turkey's Foreign Policy. Policy Perspectives, vol. 15, no 1, pp. 113—25. Available at: https://wwwjstor.org/stable/10.13169/polipers.15.L0113.

Gast A.-S. (2014). A Shift in the EU Strategy for Central Asia? Carnegie Moscow Center, 30 April. Available at: http://carnegie.ru/publications/?fa=55483 (accessed 18 February 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gnidchenko A. (2018). Mnogopolyarnoe zamedlenie i ozhivlenie mirovoy torgovli [Multipolar Global Trade Slowdown and Revival]. HSEEconomic Journal, vol. 22, no 4, pp. 583—608 (in Russian).

Iqbal M., Afridi M.K. (2017). New Great Game in Central Asia: Conflicts, Interests and Strategies of Russia, China and United States. The Dialogue, vol. 12, no 3, pp. 229-46. Available at: https://www.qurtuba.edu. pk/thedialogue/The%20Dialogue/12_3/Dialogue_July_September2017_229-246.pdf (accessed 18 February 2021).

Kembayev Z. (2016). Partnership Between the European Union and the Republic of Kazakhstan: Problems and Perspectives. European Foreign Affairs Review, vol. 21, no 2, pp. 185-203. Available at: https://ssrn.com/ abstract=2889952 (accessed 18 February 2021).

Konopelko A. (2018). Eurasian Economic Union: A Challenge for EU Policy Towards Kazakhstan. Asia Europe Journal, vol. 16, no 1, pp. 1-17. Available at: https://doi.org/10.1007/s10308-017-0480-7.

Lukäcijovä A., Lukäcik M., Szomolänyi K. (2018). Üvod do ekonometrie s programom Gretl [Introduction to Econometrics with the Gretl Programme]. Bratislava: Letra Edu (in Slovak).

Makarenko T. (2009). Strednä Äzia - oblast', kde sa krizi moc, politika a ekonomika [Central Asia - An Area Where Power, Politics and the Economy Intersect]. NATO Review. Available at: http://www.nato.int/docu/ review/2009/Asia/central_asian_geopolitics/SK/index.htm (accessed 18 February 2021) (in Slovak).

Michaely M. (1996). Trade Preferential Agreements in Latin America: An Ex Ante Assessment. Policy Research Working Paper No 1583, World Bank. Available at: http://documents1.worldbank.org/curated/ en/934301468773398976/pdf/multi0page.pdf (accessed 18 February 2021).

Teleuova S. (2015). Some Aspects of the European Union's Policy towards Central Asia. Asian Social Science, vol. 11, no 14, pp. 219-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.