Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ СФЕРА / УЗБЕКИСТАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERNATIONAL COOPERATION / MIGRATION / EDUCATION / TOURISM / UZBEKISTAN / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Н.В.

В статье на основе официальных статистических данных и анализа ряда межгосударственных соглашений и нормативных актов Республики Узбекистан показаны перспективные направления сотрудничества России и Узбекистана в различных сферах на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Basing on official statistical data and analysis of a number of interstate agreements and regulations of the Republic of Uzbekistan, the article shows promising areas of cooperation between Russia and Uzbekistan in various fields at the present stage

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 327; 341.24

Состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

директор НИИПБ СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (e-mail: info.spicis@mail.ru)

АННОТАЦИЯ

В статье на основе официальных статистических данных и анализа ряда межгосударственных соглашений и нормативных актов Республики Узбекистан показаны перспективные направления сотрудничества России и Узбекистана в различных сферах на современном этапе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международное сотрудничество, миграция, образование, туристическая сфера, Узбекистан, экономическое взаимодействие

THE STATE AND PROSPECTS OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

STUPAKOV NIKOLAY VALERYEVICH,

Director of Scientific Research Institute of Security Problems of the CIS, Editor-in-Chief of the journal "International Cooperation of the Eurasian States: Politics, Economics, Law", member of the Scientific Security Council of the Russian Federation, candidate of legal sciences, Associate Professor (e-mail: info.spicis@mail.ru)

ANNOTATION

Basing on official statistical data and analysis of a number of interstate agreements and regulations of the Republic of Uzbekistan, the article shows promising areas of cooperation between Russia and Uzbekistan in various fields at the present stage. KEYWORDS: international cooperation, migration, education, tourism, Uzbekistan, economic cooperation.

На сегодняшний день и в Российской Федерации, и в Республике Узбекистан на официальном уровне состояние сотрудничества между двумя странами характеризуется как динамично развивающийся процесс, приносящий положительные результаты обеим сторонам.

В сентябре 2022 года была подписана «Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан» [1], ранее - Комплексная программа экономического сотрудничества на 2022-2026 годы [2] по ряду направлений, среди которых торговля, промышленная кооперация, транспорт,

энергетика, агросектор, связь, финансы. Отдельно в документе затронуты наука, образование, здравоохранение, культура, туризм и межрегиональное сотрудничество.

Кроме экономического сотрудничества в Декларации как ключевые аспекты обеспечения национальной и региональной безопасности обозначены борьба с терроризмом и экстремизмом, наркоторговлей, незаконным оборотом оружия, транснациональной преступностью.

В настоящее время Россия поставляет в Узбекистан металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, сельскохозяйственное сырье, продуктовые

товары, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химической промышленности и минеральные продукты, нефтепродукты, лекарства. Узбекистан, в свою очередь, отправляет в Россию текстиль и обувь, продовольственные товары и с/х сырье, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, а также продукцию химической промышленности.

Кроме того, в апреле 2022 года Узбекистан и Россия в рамках прошедшей в Ташкенте выставки «Иннопром» подписали документы по созданию крупных производств и отладке поставок инсулина в целях снижения зависимости системы здравоохранения Узбекистана от импорта данных препаратов, обеспечения лекарственной безопасности и развития биотехнологического производства.

В сентябре прошлого года Россия и Узбекистан подписали Программу сотрудничества в области геологического изучения недр на перспективу до 2025 года, был утвержден первый протокол заседания российско-узбекской рабочей группы по реализации меморандума о взаимопонимании между геологическими ведомствами России и Узбекистана.

Примером успешного партнерства Узбекистана с регионами России сегодня выступает Татарстан, который имеет свое представительство в Ташкенте еще с 1992 года. Татарстан напрямую экспортирует в Узбекистан топливо, транспортные средства, изделия из древесины, пластмассы, резины, а импортирует текстиль, трикотаж, хлопок, пластмассы.

По экспертным оценкам, товарооборот между Россией и Узбекистаном вырос за 2022 год на 36% и составил 8,7 миллиарда долларов [3]. Узбекистан вошел в тройку основных торговых партнеров России среди стран СНГ. По итогам 2021 года Россия стала главным торговым партнером Узбекистана, опередив Китай, который, впрочем, в текущем (2023) году возвратился на первую позицию.

При этом Россия остается крупнейшим инвестором в узбекскую экономику - совокупные российские капиталовложения, по данным узбекской стороны, на сегодняшний день превысили 13 млрд долларов (21% от общего объема инвестиций). В республике функционируют

уже почти 3000 российских и совместных предприятий. Особое значение придается энергетической сфере. Так, в Узбекистане работают такие российские компании, как «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Татнефть», «Зарубежнефть», ПАО «Силовые машины», ПАО «РусГидро». Общий объем российских инвестиций в этой сфере составляет 12 млрд долларов. В России зарегистрировано более 600 компаний с участием резидентов Узбекистана.

Наблюдается развитие отношений и в сфере образования. 10 процентов школьников и более 30 процентов студентов Узбекистана учатся на русском языке, а как предмет его изучают во всех типах учебных заведений. Во многом благодаря этому в вузах России в настоящее время обучается около 50 тысяч граждан Узбекистана, а в самом Узбекистане функционирует 15 филиалов российских вузов (МГУ, РЭУ, ВГИК, МГИМО, МИФИ, МИСиС, РГУ нефти и газа и др.). Ведутся переговоры и подготовительные работы по открытию еще ряда филиалов. На 2023-2024 учебный год Узбекистану по линии Россотрудничества выделено 800 мест для бюджетного обучения в вузах России [4].

Кроме того, функционируют совместные российско-узбекские образовательные программы, научно-образовательные и проектные центры межвузовского сотрудничества, совместные факультеты.

Еще одно успешно развивающееся направление - туризм. Так, по итогам 2022 года туристический поток между Россией и Узбекистаном резко вырос и превысил даже рекордные «допандемийные» показатели.

Перспективной тематикой развития отношений является и атомная энергетика. Речь идет о сооружении «Росатомом» в Узбекистане атомной электростанции. Построенная АЭС позволит стране экономить порядка 3 миллиардов кубометров газа ежегодно. Кроме того, в Узбекистане будет создано более 8 тысяч новых рабочих мест при строительстве и эксплуатации станции.

Также, 21 ноября 2022 года компания «ТВЭЛ» (структура «Росатома») и Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана заключили Соглашение о сотрудничестве в области вывода из эксплуатации ядерных объектов и обращения с отходами,

предусматривающее реализацию проекта по выводу из эксплуатации хранилища низкоактивных отходов, расположенных на территории института в Ташкенте с предварительной организацией извлечения радиоактивных отходов, а также совместное участие в реализации проектов по ликвидации ядерных отходов на территории других стран СНГ.

На основе ежегодных планов оборонных ведомств двух стран продолжается российско-узбекское военное сотрудничество. Регулярный характер носят контакты министров обороны. Узбекские военные заинтересованы в обмене опытом с российскими военнослужащими по подготовке летного состава, войск специального назначения, военных врачей, специалистов инженерной службы. В 2022 году по российским программам прошли обучение порядка 500 военнослужащих Узбекистана.

Вместе с тем, выстраивая политические и экономические отношения с Узбекистаном, следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов, связанных как с декларативными заявлениями узбекского руководства, так и с рядом отдельных тенденций в политике этого государства.

Одна из таких тенденций - традиционное для центральноазиатских государств бывшего СССР «балансирование» между Россией и странами Запада. При этом руководство Узбекистана более умело, чем, например, Армения, использует методы этого балансирования -сказывается «восточная мудрость» и более реальная оценка своих сил и положения.

Тем более что реальное положение страны не совпадает даже с приведенными выше позитивными показателями - экономика в целом далеко не на конкурентном уровне и пока не в состоянии в заявленном объеме удовлетворить потребности своих граждан, высокий уровень безработицы и нищеты населения, уровень образования достаточно низок, сохраняется высокая степень угрозы со стороны Афганистана и т. д. На все это накладывается и во многом сохранившийся уровень коррупции, особенно на местах.

Официальная позиция руководства Узбекистана о ситуации в стране и направлениях развития республики на ближайшее время была обозначена в ряде последних нормативных

документов и выступлений президента страны Ш. Мирзиёева.

Действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев набрал 87,05 процента голосов и победил на досрочных выборах главы государства, которые прошли в Узбекистане в июле 2023 года. Это первые выборы главы государства после внесения поправок в конституцию, предусматривающих продление срока полномочий президента с пяти до семи лет. По конституционному закону действующий глава государства 65-летний Шавкат Мир-зиёев, занимающий должность второй срок, может вновь баллотироваться на этот пост.

14 июля 2023 года он выступил на торжественной церемонии вступления в должность и подтвердил ряд продекларированных ранее задач, которые именно в этой последовательности, на наш взгляд, показывают интересы и приоритеты современного Узбекистана -«задачи по развитию образования и воспитания, здравоохранения, науки, культуры и искусства, спорта, строительству нового жилья, надежному обеспечению населения питьевой водой и электроэнергией, улучшению социальной инфраструктуры» [5].

По оценкам экспертов, такая приоритетность связана не только с желанием показать стремление реализовать курс на удовлетворение запросов большинства населения, но и с высокой степенью радикализации молодежи и уже упоминавшимся низким уровнем национального образования.

Только после достаточно большого внимания молодежи продекларирована задача к 2030 году довести объем валового внутреннего продукта страны до 160 миллиардов долларов.

На второе место поставлена еще одна проблема - реализация масштабных программ, направленных на сохранение и укрепление экосистемы, в том числе общенационального проекта «Яшил макон». (После пересыхания Аральского моря проблема экологии и водных ресурсов для Узбекистана стала вопросом национальной безопасности.)

Следует отметить, что при характеристике внешнеполитического трека в выступлении напрямую называется только одна страна -Афганистан, остальные приоритеты - поддержание «дружбы, добрососедства, партнерства

с государствами нашего региона», расширение взаимовыгодного и многопланового сотрудничества со странами дальнего и ближнего зарубежья, «многосторонние отношения с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными структурами, Межпарламентским союзом, Содружеством Независимых Государств, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией исламского сотрудничества, Организацией тюркских государств, Организацией экономического сотрудничества и другими международными, региональными организациями и финансовыми институтами» [5].

Ранее, в Послании президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана 21 декабря 2022 года [6], приоритеты внешней политики уже обозначались и в интерпретации административного аппарата для пропагандистского использования в виде транспаранта были расставлены следующим образом:

1) выведение на новый качественный и содержательный уровень отношений дружбы, добрососедства и стратегического партнерства со странами Центральной Азии;

2) развитие политических, торгово-экономических, инвестиционных, транспортно-коммуникационных и культурно-гуманитарных связей с Россией, Китаем, США, Японией, Южной Кореей, Турцией, ОАЭ, государствами Евросоюза и Азии;

3) активизация многостороннего сотрудничества в рамках ООН, ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других авторитетных международных структур;

4) дальнейшее повышение эффективности участия в СНГ и ШОС.

Последовательность в расстановке приоритетов узбекского руководства отражена и в выступлении Ш. Мирзиёева 1 сентября 2023 года на церемонии Дня независимости Республики Узбекистан [7]. Обращает на себя внимание, опять же, порядок перечисления:

«От всего сердца поздравляю с сегодняшним великим праздником уважаемых учителей и наставников..., врачей, фермеров, военнослужащих, целеустремленную молодежь, женщин, почтенных отцов и матерей, соотечественников, живущих с любовью к Родине,

в какой бы стране мира они ни находились, одним словом, весь наш 36-миллионный народ».

«Монополия хлопка стала ярмом для нашего народа. Хлопковая политика иссушила Арал, привела к кризису нашу экосистему, вывела из строя нашу экономику, систему образования. Из-за этого несколько поколений не получили полноценные знания. Мы до сих пор боремся с этими последствиями».

Из политических заявлений в выступлении проблемным для выстраивания дальнейших отношений с Россией видится особое внимание вопросу политических репрессий: «Были репрессированы многие патриоты, боровшиеся за свободу Родины, герои нации, стремившиеся к ее независимости, стали жертвами насилия и беззакония.

За последние три года Верховным судом были реабилитированы 856 жертв политических репрессий» [7].

Следует отметить, что ранее подобный тезис уже звучал у Шавката Мирзиёева, который в сентября 2022 года напрямую обвинил СССР в уничтожении «достояния нации» и «величайших героев», которыми названы реабилитированные узбекской властью. Тогда Ш. Мир-зиёев назвал конкретные цифры, которые ставятся в вину советской власти: 100 тысяч репрессированных узбеков и 13 тысяч «беспощадно расстрелянных» [8]. Дополнительным выпадом стало и напоминание так называемого хлопкового дела - серии расследований экономических и коррупционных преступлений в Узбекистане, проводившихся в СССР в 1970-1980 годах. («Они придумали ложные обвинения, чтобы подавить наших лидеров»). Тогда было возбуждено 800 уголовных дел. К различным срокам тюремного заключения приговорили свыше 4 тысяч человек, обвиненных во взятках, приписках и хищениях. В их числе оказались и некоторые члены руководства Узбекской ССР.

Вызывает озабоченность, что эти ложные нарративы Ш. Мирзиёев призвал «доносить до молодежи через телевидение и социальные сети, широко освещать. на школьных уроках».

В то же время, по мнению экспертов, никакого общественного запроса на реабилитацию басмачей в стране нет - пересмотр дел

велся без общественного и экспертного обсуждения. С учетом расширяющегося уровня отношений в различных областях культурно-гуманитарной сферы между Россией и Узбекистаном следует обратить особое внимание вопросам сохранения исторической памяти и действительно объективному рассмотрению общей истории.

Рассматривая перспективы сотрудничества России и Узбекистана с учетом официальной позиции последнего, следует акцентировать внимание на еще одном концептуальном документе - Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы, в которой также перечислены основные направления,которым будет уделяться наибольшее внимание:

- в экономической сфере - нефтяная, медная (для увеличения в два раза объема производства меди и другой продукции с использованием меди), химическая и газохимическая, автомобильная промышленность, производство строительных материалов, текстильная, кожевенно-обувная, фармацевтическая, электротехническая, мебельная, пищевая промышленность; кардинальное увеличение объемов геологоразведочных работ, широкое привлечение в сферу частных инвесторов и передовых зарубежных компаний, дорожное строительство и особо - электроэнергетика;

- в сфере повышения экспортного потенциала - «установление взаимных внешнеэкономических связей между представителями бизнеса регионов республики и зарубежных стран..., развитие инвестиционных и внешнеэкономических связей Сырдарьинской области с Китайской Народной Республикой, Сурхандарьинской области с Российской Федерацией, Джизакской области с Индией» (Цель 28: Дальнейшее повышение экспортного потенциала республики и доведение объемов экспорта республики в 2026 году до 30 миллиардов долларов США; увеличение экспорта автотранспортных средств в три раза и доведение до 1 миллиарда долларов США);

- в туристической сфере - увеличение экспорта туристических, транспортных, информационных и иных услуг, в том числе услуг программирования, в 1,7 раза, с доведением объемов их экспорта до 4,3 миллиарда долларов США (Цель 35: Увеличение числа местных туристов до свыше 12 миллионов и доведение

числа зарубежных туристов, прибывающих в республику, до 9 миллионов в рамках реализации программы «Путешествуйте по Узбекистану»; широкое внедрение в основных туристических городах страны инфраструктуры безбарьерного туризма; увеличение к 2026 году численности занятого населения в сфере туризма в два раза с доведением их числа до 520 тысяч; увеличение объема туристических услуг как минимум в десять раз в последующие пять лет путем трансформации Самарканда во «врата туризма»; обеспечение занятости 40 тысяч человек в сфере туризма);

- в образовательной сфере - увеличение масштаба профессионального обучения в 2 раза, обучение профессиям 1 миллиона безработных граждан и доведение участия негосударственных образовательных учреждений в данном процессе до 30 процентов.

Именно вышеперечисленные направления должны рассматриваться и в Российской Федерации как приоритетные для расширения сотрудничества с Узбекистаном, осознавая, что любую освободившуюся нишу при первой возможности займут другие страны.

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает последнее направление - сфера образования. Несмотря на декларативные заявления, большинство официальных узбекистанских документов (включая приведенную выше Стратегию) косвенно подтверждают, что руководство Узбекистана осознает наличие в стране высокого уровня безработицы и низкого уровня образования (включая школьное и дошкольное), слабую подготовку педагогических кадров. При этом до 2026 года запланирована полная переработка «на основе передового зарубежного опыта» и внедрение на практике новых учебных программ и учебников. В соответствии с Национальной программой по развитию народного образования в 2022-2026 годах создается 699 наименований новых учебников, рабочих тетрадей, методических пособий для учителей и мобильных приложений. Также запланировано увеличение в 2 раза масштаба направления «в престижные зарубежные вузы свободно и творчески мыслящей молодежи» через Фонд «Эл-юрт умиди» [10].

На наш взгляд, если в ближайшее время в России не активизировать деятельность

по направлению активного участия российских образовательных и просветительских структур в системе образования и воспитания молодежи Узбекистана, подготовки педагогических кадров, специалистов различного профиля - этот процесс может быть подчинен прозападному влиянию, создающему дополнительные риски в перспективе создать антироссийские позиции в дружественной и исторически близкой стране.

Аналогичные процессы могут случиться и в системе профессионального образования Узбекистана. В стране функционирует более 700 профессиональных школ, колледжей и техникумов, в которых с 2023 года реализуется новая программа, согласно которой в одном из техникумов каждого региона уже внедрены европейские образовательные стандарты. В ближайшие пять лет такая система охватит все колледжи и техникумы.

В то же время, используя «многовекторный» подход узбекского руководства, российско-узбекские образовательные связи продолжают оставаться перспективным вектором развития двустороннего сотрудничества. Каждый год Россия увеличивает число бюджетных квот, в рамках развития партнерских связей в сферах школьного и дошкольного образования продолжается работа по повышению качества преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке. Успешно работают такие проекты, как «Класс» и «Малыш». Однако для сохранения и расширения присутствия России в Узбекистане этого явно недостаточно.

Отдельный вопрос, требующий внимания российского руководства, - отношения с Узбекистаном в сфере миграционной политики.

По имеющимся официальным данным МВД России только с января по сентябрь 2022 года больше всего трудовых мигрантов прибыло в нашу страну именно из Узбекистана (4 465 692 человека), на втором месте - Таджикистан (2 714 331 человек), на третьем - Киргизия (675 968 человек) [11].

В топ-5 регионов, куда чаще всего приезжали мигранты, оказались Москва (841,9 тыс. человек), Подмосковье (399,5 тыс.), Санкт-Петербург и Ленинградская область (385,7 тыс.), Кубань (86,2 тыс.) и Иркутская область (75,2 тыс.). Наименее популярными

у мигрантов оказались Амурская область (54 тыс. человек), Самарская область (51,8 тыс.) и Красноярский край (50,6 тыс.).

Анализ миграционной ситуации показывает устойчивую тенденцию - ни пандемия COVID-19, ни Специальная военная операция, проводимая Россией на территории бывшей Украины, на желание приехать в Россию никакого принципиального влияния не оказывают. Указанная тенденция сохранится в обозримом будущем с сохранением и «базовых» стран Центральной Азии.

При этом следует учитывать, что экономика Узбекистана сильно зависит от денежных переводов из Российской Федерации. За 2022 год из России в Узбекистан переведено 14,5 млрд долларов. За год - рост в 2,6 раза. Это почти четверть ВВП страны [12].

На этом фоне, по мнению ряда экспертов, которое заслуживает внимания при выстраивании отношений с властями Узбекистана, необходимо учесть два ключевых момента.

Первый из них заключается в тезисе, что российская экономика не в состоянии обходиться без трудовых мигрантов. В свою очередь, этот всячески пропагандируемый тезис позволяет руководителям ряда стран Центральной Азии занимать позицию жесткого давления на российскую сторону, зачастую требуя закрывать глаза на возникновение прямых угроз национальной безопасности Российской Федерации. Так, например, в отчете МВД России о состоянии преступности за шесть месяцев 2022 года говорится, что число преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, выросло почти на 12% [13]. В то же время есть примеры, когда при грамотном выстраивании экономической политики в регионах России наличие значительного количества мигрантов не является острой необходимостью. В качестве примеров можно привести миграционную политику руководства Калининградской или Калужской областей. Значительное же число регионов с этой проблемой вообще не сталкивается. А «научное» обоснование миграционных вопросов рядом «специалистов» определенных институтов и вузов вызывает сомнение.

Комплексность подхода к рассмотрению отношений между Россией и Узбекистаном

предполагает не только более тесное взаимодействие с узбекскими партнерами, но и на понимании у руководителей разного уровня необходимости:

- жесткого пресечения антироссийской пропаганды;

- восстановления системы изучения русского языка;

- расширения гуманитарных контактов;

- пересмотра школьных (вузовских) программ по истории, восстановив в учебниках не просто историческую правду, но элементарный здравый смысл, не подверженный внедряемым в Узбекистане «западным стандартам».

Самое важное, что это будет не только в российских интересах, но в стратегическом плане - в первую очередь в интересах самого Узбекистана.

Второй момент касается необходимости развенчания мифа о том, что при закрытии для трудовых мигрантов российской территории потоки будут перенаправлены в другие государства Европы и Азии.

Анализ имеющихся материалов различных государственных и негосударственных структур государств - участников СНГ, специализирующихся на вопросах трудовой миграции, показывает, что ни одна из заявленных бывшими республиками СССР в качестве нуждающихся в их трудовых ресурсах стран не примет в большом количестве имеющих часто несоответствующий образовательный уровень и квалификацию, не знающих местного языка, обладающих другим «культурным кодом» мигрантов.

На сегодняшний день у Узбекистана заключены международные соглашения по трудовой миграции с Россией, Казахстаном, Турцией, Японией и Объединенными Арабскими Эмиратами. И только Российская Федерация принимает трудовых мигрантов без предъявления жестких требований.

Следует отметить, что руководство Узбекистана внутри страны рассматривает вопрос трудовой миграции как серьезную долгосрочную проблему.

В уже упоминавшейся Стратегии развития поставлена задача «расширения практики финансовой и социальной поддержки трудовых мигрантов, страхования их жизни

и здоровья, реинтеграции лиц, вернувшихся с трудовой миграции». Запланировано обучение не менее 300 тысяч граждан, желающих работать в зарубежных государствах, профессиям и иностранным языкам, а также организация отправки 400 тысяч граждан «в безопасную, организованную зарубежную трудовую миграцию, оказание адресного содействия в обеспечении прав граждан, трудящихся за рубежом». Предполагается установление постоянных и эффективных взаимосвязей с соотечественниками в зарубежных государствах посредством общественного фонда «Ватан-дошлар» [9].

В Узбекистане также создан отдельный фонд поддержки работающих за рубежом граждан, для этих целей выделено более 100 миллиардов сумов, введена должность советника Премьер-министра по внешней трудовой миграции. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2020 года определены меры по обучению населения востребованным на рынке труда профессиям, основам предпринимательства и иностранным языкам.

При обсуждении вопросов, связанных с трудовой миграцией, с Узбекистаном следует учитывать, что заинтересованность в их присутствии на российском рынке труда у этой страны не ниже, чем у Российской Федерации.

Только по официальным данным, ежегодно на рынок труда Узбекистана выходят 600-700 тысяч человек. В результате принимаемых мер по развитию отраслей экономики и регионов в год создается до 500 тысяч рабочих мест. Следовательно, занятость почти 200 тысяч человек приходится обеспечивать за счет внешней трудовой миграции. Понятно, что реальные данные выше не просто в разы, а более чем в 10 раз.

Таким образом, следует констатировать, что на сегодняшний день Российская Федерация, крайне заинтересованная в развитии и укреплении всесторонних связей с Республикой Узбекистан, стремящейся занять лидирующее положение в Центральной Азии, должна базироваться на реализации своих национальных интересов и использовать не только аналогичную заинтересованность

Узбекистана в этих отношениях, но и свои преимущества.

В сентябре 2023 года Посол Узбекистана в России Ботиржон Асадов, выступая на одном из брифингов, подчеркнул, что «отношения между нашими странами на современном этапе развития можно охарактеризовать как самые плодотворные за последний десятилетний период, что наша страна намерена увеличить темпы сотрудничества с Российской Федерацией. Последняя остается для Узбекистана стратегическим партнером, надежным союзником и одним из ведущих инвесторов» [14].

При этом, на наш взгляд, рассматривая перспективы российско-узбекистанского взаимодействия, следует учесть следующее.

1. Экономика Узбекистана динамично развивается, но находится все еще на достаточно низком уровне, является более чем в 2 раза более энергозатратной, чем у экономически развитых стран.

2. В Узбекистане сохраняется высокий уровень «традиционно восточной» коррупции и административного давления. Так, в ходе проведенных опросов 70 процентов предпринимателей заявили, что в налоговых и таможенных органах, хокимиятах, ведомствах энергоснабжения, кадастра, пожарной безопасности, санитарного надзора такое давление имеет место.

3. Узбекистан имеет давние и налаженные связи с государствами Южной Азии, прежде всего с Индией и Пакистаном. В этой связи узбекский бизнес может быть очень удачным партнером-посредником для российского бизнеса. Так, с Пакистаном Узбекистан сотрудничает в рамках проработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 15 сентября 2022 года // http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 19.09.2023).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2021 № 3241-р //http://government.ru/docs/all/137497/(дата обращения: 15.09.2023).

3. https://www.alta.rU/external_news/103673/ (дата обращения: 19.09.2023).

вариантов Трансафганской железной дороги и других проектов, связанных со стабилизацией непростой ситуации в Афганистане. Кроме того, Ташкент активно сотрудничает с государствами Южной Азии не только в двусторонних форматах, но и в рамках форматов ШОС, СВМДА, «Центральная Азия + Индия».

4. Наряду с традиционно развитыми торгово-экономическими отношениями со странами Южной Азии Узбекистан также сотрудничает с ними и в других сферах. Так, например, расширяется военно-техническое сотрудничество с Индией, о чем свидетельствуют прошедшие весной 2022 года в Узбекистане уже третьи по счету совместные узбекско-индийские военные учения. Это может быть использовано и в рамках взаимодействия России со странами ШОС.

5. У Узбекистана и России совпадает оценка ситуации в Афганистане. Страны едины в понимании, что сегодня на первый план выходят вопросы гуманитарного содействия и постконфликтного восстановления страны с учетом непростой ситуации в афганской экономике и рисков усугубления миграционной обстановки в регионе.

6. Система и уровень образования в Узбекистане находится на достаточно низком уровне, и привлечение российских специалистов в этой сфере - одно из наиболее перспективных направлений сотрудничества. Именно это направление может стать и базой для укрепления позиций России в Центральной Азии. В противном случае образовательная (и воспитательная) ниша будет занята западными странами и приобретет антироссийскую направленность.

4. https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-rossiya-dialog-partnerov-/rossiya-vydelila-uzbekistanu-800-grantovykh-mest-v-svoikh-vuzakh-rasskazyvaem-kak-poekhat-na-besplat/ (дата обращения: 19.09.2023).

5. Наша главная задача - оправдать высокое доверие народа, укреплять достигнутые успехи новыми, еще более весомыми результатами / Выступление вновь избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии

вступления в должность на совместном заседании палат Олий Мажлиса // https://president. uz/ru/lists/view/6484 (дата обращения: 16.08.2023).

6. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана // https://president.uz/ru/ lists/view/5774 (дата обращения: 22.12.2022).

7. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной 32-й годовщине независимости Республики Узбекистан // https://president.uz/ru/lists/view/6637 (дата обращения: 10.09.2023).

8. Национальная независимость - прочная основа нового Узбекистана / Выступление Президента Республики Узбекистан Шавка-та Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной 31-й годовщине государственной независимости Республики Узбекистан (1 сентября 2022 года) // https://nrm.uz/ contentf?doc=719263_vystuplenie_prezidenta_ respubliki_uzbekistan_shavkata_ mirzieeva_na_torjestvennoy_ceremonii_ posvyashchennoy_31-y_godovshchine_ gosudarstvennoy_nezavisimosti_respubliki_ uzbekistan_(1_sentyabrya_2022_

goda)&products=1_vse_zakonodatelstvo_ uzbekistana (дата обращения: 18.09.2023).

9. Стратегия развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы // https://president.uz/ru/ pages/view/strategy?menu_id=144 (дата обращения: 24.03.2023).

10. Национальная программа по развитию народного образования в 2022-2026 годах // https://uzedu.uz/ru/news/451 (дата обращения: 24.03.2023).

11. МВД: граждане Узбекистана чаще всего прибывали в Россию для трудоустройства в 2022 году // https://news.rambler.ru/ army/49645798/?utm_content=news_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 24.01.2023).

12. https://eanews.ru/news/perevody-iz-rossii-v-uzbekistan-v-2022-godu-dostigli-14-5-mlrd-rubley_28-01-2023 (дата обращения: 24.02.2023).

13. https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения: 19.12.2022).

14. Асадов: Отношения Узбекистана и России самые плодотворные за десять лет // https://uz.kursiv.media/2023-09-04/ asadov-otnosheniya-uzbekistana-i-rossii-samye-plodotvornye-za-desyat-let/ (дата обращения: 16.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.