Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития турагентского сектора российского турбизнеса после отмены лицензирования'

Состояние и перспективы развития турагентского сектора российского турбизнеса после отмены лицензирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ТУРАГЕНТ / ТУРОПЕРАТОР / ПО-ТРЕБИТЕЛЬ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / АТТЕСТАЦИЯ / РЕЕСТР ТУРИСТСКИХ АГЕНТСТВ / LICENSING / TRAVEL AGENT / TOUR-OPERATOR / CONSUMER / PROFESSIONAL SELF-REGULATORY ORGANIZATION / CERTIFICATION / QUALIFICATION ASSESSMENT / REGISTRY OF TRAVEL AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Олеся Андреевна

В статье анализируется состояние турагент-ского сектора российского рынка туристских услуг после отмены лицензирования, исследуются возможные инструменты регулирования ту-рагентского рынка в современных условиях, предлагаются пути совершенствования взаимоотношений туроператор турагент потребитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPING THE TRAVEL AGENCY SECTOR OF RUSSIA’S TRAVEL INDUSTRY AFTER ABROGATION OF LICENSING

The article recounts the status of a travel agency sector of Russia’s travel industry after abrogation of licensing, inquires into a question of possible instruments for regulation of travel agency market under the current conditions and suggests the ways of improving tour-operator travel agent consumer relationships.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития турагентского сектора российского турбизнеса после отмены лицензирования»

УДК 338.484.2

Зайцева Олеся Андреевна Zaytseva Olesya Andreevna

аспирант кафедры международного туризма и менеджмента

Кубанского государственного университета тел.: (861) 265-06-49

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРАГЕНТСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОГО ТУРБИЗНЕСА ПОСЛЕ ОТМЕНЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Postgraduate student of the International Tourism and Management Chair, Kuban State University tel.: (861) 265-06-49

STATUS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPING THE TRAVEL AGENCY SECTOR OF RUSSIA’S TRAVEL INDUSTRY AFTER ABROGATION OF

LICENSING

Аннотация:

В статье анализируется состояние турагент-ского сектора российского рынка туристских услуг после отмены лицензирования, исследуются возможные инструменты регулирования ту-рагентского рынка в современных условиях, предлагаются пути совершенствования взаимоотношений туроператор - турагент - потребитель.

Ключевые слова:

лицензирование, турагент, туроператор, потребитель, саморегулируемая организация, сертификация, аттестация, реестр туристских агентств.

Summary:

The article recounts the status of a travel agency sector of Russia’s travel industry after abrogation of licensing, inquires into a question of possible instruments for regulation of travel agency market under the current conditions and suggests the ways of improving tour-operator - travel agent - consumer relationships.

Keywords:

licensing, travel agent, tour-operator, consumer, professional self-regulatory organization, certification, qualification assessment, registry of travel agencies.

Турагентская деятельность в России не подлежит лицензированию с 2007 г.: для регулирования туроператорского сегмента рынка введен механизм финансовых гарантий, а турагент-ский сектор, регулируемый Правилами - подзаконным актом [1], появившимся полгода спустя, получил полную свободу.

Отмена лицензии - событие неоднозначное для российского турбизнеса. Анализируя плюсы и минусы отмены лицензирования для туристского рынка, отметим положительные последствия этого события для турагента (ТА).

Во-первых, лицензия не могла служить гарантом добросовестной работы ТА в условиях неэффективного государственного контроля и довольно простой и необременительной процедуры получения.

Во-вторых, покончено с коррупцией чиновников, задействованных в процессе лицензирования данной сферы.

В-третьих, отмена лицензирования, проходившая под эгидой облегчения предпринимательской деятельности в России и снижения административных барьеров, привела к росту численности ТА, расширению сетевой розницы и увеличению объема реализации туристских продуктов, сформированных туроператорами (ТО).

Наконец, отмена лицензирования как законодательная новация подтолкнула рынок к саморегулированию. ТО стали осторожнее в выборе партнеров, придумывая для ТА свою систему «фильтров» (дифференцированную систему комиссионного вознаграждения, систему депозитов). Появилась тенденция к возникновению сетевых ТА и так называемых консолидаторов (крупных объединений небольших ТА), которые могут претендовать на повышенный размер комиссии от ТО за счет увеличения совокупного объема реализации турпродуктов.

Между тем, для ТА очевидны и отрицательные последствия отмены лицензирования.

Во-первых, лицензирование являлось определенным механизмом выявления профессионалов и сдерживающим фактором для проникновения на рынок недобросовестных компаний. Лицензию получал субъект, имеющий специальное образование, определенный опыт, и отвечающий организационным требованиям, которые дают уверенность в том, что потребитель получит качественные услуги.

Во-вторых, отсутствие лицензии у ТА лишило ТО возможности проверить репутацию первого. Многократно возрос риск неоплаты забронированных туров, увеличилось количество рекламаций со стороны потребителей.

В-третьих, отсутствие альтернативной системы допуска на турагентский рынок привело к хаосу в розничных продажах, появлению множества мошенников, от действия который страдают потребители.

В-четвертых, отток специалистов, решивших организовать собственный бизнес, негативно сказался на деятельности существующих компаний, вкладывающих средства в обучение персонала и создание имиджа надежного ТА, и приводил к потере компанией части клиентуры.

В-пятых, резкое увеличение численности ТА привело к непорядочной ценовой конкуренции - демпингу и, как следствие, - к снижению качества турпродукта и доходов самих ТА.

Наконец, раздельное лицензирование являлось простым статистическим инструментом. Сегодня отсутствие лицензии как идентифицирующего признака субъекта, осуществляющего турагентскую деятельность, лишило отраслевые ведомства возможности учета Та.

Очевидно, что назрела острая необходимость регулирования турагентской деятельности. Предметом всеобщего обсуждения стали поправки в действующее туристское законодательство [2], окончательное принятие которых планируется весной 2012 г.

Одно из нововведений законопроекта - обязанность ТА работать от имени и по поручению ТО, а не от собственного имени, которое проходит под очередным лозунгом защиты туриста [3]. Таким способом государство пытается возложить на ТО практически полную ответственность перед потребителями за действия ТА.

Если поправка пройдет, у ТО появится несколько путей развития: 1) создание собственной франчайзинговой сети или сети уполномоченных ТА, требующее финансовых вложений в аренду и покупку офисов, обучение персонала; 2) заключение договоров лишь с опытными и надежными ТА по итогам постоянного анализа рынка, мониторинга показателей жизнедеятельности третьих юридических лиц; 3) взимание депозитов с ТА в качестве своеобразного страхования от недобросовестности партнеров. Наиболее удачными в новых условиях могут оказаться варианты франчайзинговых или независимых уполномоченных агентств.

Проанализируем перспективы ТА в новых условиях.

Многие ТА постараются примкнуть к популярным сетевым образованиям, что гарантирует доверие со стороны ТО. Депозитарная система, создающая дополнительный риск, обременительна для ТА (особенно региональных): в случае банкротства ТО пропадут и уплаченные за тур-продукт деньги потребителя, и депозит. Не все ТА готовы отдать свои оборотные средства ТО, предпочитая потратить их с пользой для себя. Именно из-за этих сложностей некоторые ТО, вводившие ранее систему турагентских депозитов, сейчас их отменяют («Натали Турс», например).

Для многих ТА важна самостоятельность и собственное имя. Им придется ограничить количество партнеров, чтобы не замораживать большие деньги, если депозиты все-таки будут применяться повсеместно. К тому же трудно найти многопрофильного ТО, предлагающего одинаково качественный, разнообразный и конкурентоспособный турпродукт на всех туристских направлениях. В таких условиях ТА начнут применять различные так называемые «серые схемы».

Отдельные ТА будут пытаться самостоятельно формировать турпродукт, которого нет у базового поставщика: бронировать билеты, гостиницу, трансфер и предлагать турпродукт клиенту не в пакете, а по частям, чтобы не переходить в разряд ТО и не иметь финансовой гарантии. Но таким образом турпродукт окажется не застрахованным, и в итоге незащищенным окажется потребитель.

Итак, очевидна необходимость эффективных мер, регулирующих деятельность ТА и взаимоотношения ТО и ТА. При этом они должны соответствовать реалиям современного рынка и способствовать повышению защиты потребителя. Ведь по количеству клиентских претензий лидирует именно розничный рынок. По данным Ростуризма, 80 % всех обращений в эту инстанцию - жалобы на работу розничных компаний [4].

Проведенный анализ существующего положения на турагентском рынке, грядущих законодательных изменений позволяет сделать следующие выводы: отмена лицензирования при всех своих плюсах в большей мере имеет отрицательные последствия для участников туристского рынка и, в конечном итоге, - для потребителя; турагентский рынок остро нуждается в четком законодательном регулировании, новация «от имени и по поручению» приведет к реструктуризации туристского рынка (исчезновению ряда ТА, развитию франчайзинговых систем, сетевых агентств, собственных розничных точек продаж ТО, перехода в «тень» значительной части ТА) и усложнит взаимоотношения ТО и ТА, а достижение провозглашенной цели защиты потребителя является сомнительным.

Минимизировать указанные риски и проблемы, возникшие после отмены лицензирования ТА, поможет создание на государственном уровне Единого реестра ТА, введение обязательной сертификации ТА, профессиональной аттестации их персонала, проводимой независимыми структурами. Значительную роль в этом могут сыграть саморегулируемые организации (СРО), в

том числе и региональные. Им же предлагается поручить ведение регионального реестра ТА. Идея реестра ТА уже отчасти реализована: в 2007 г. общественными объединениями был создан Общероссийский генеральный реестр ТА, содержащий сведения о 10 546 ТА (в том числе о 36 ТА из Краснодарского края) [5].

Об отраслевых СРО снова заговорили представители туристского бизнеса и власти на фоне очередного громкого банкротства - ТО «Ланта-тур вояж» в январе 2012 г. Есть вероятность, что в ближайшее время ТО и ТА на законодательном уровне обяжут вступать в СРО.

Если рассмотренная выше поправка будет принята и внедрена, внимания заслуживают такие действия ТО, как проведение предварительного аудита деятельности ТА, определение размера комиссионного вознаграждения в зависимости от объема реализации турпродукта или выплата агентского вознаграждения после завершения отчетного периода. Последнее может также стать действенным методом борьбы с демпингом, к которому и привело отсутствие должного правового и рыночного механизма регулирования в турагентской среде.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18.07.2007 № 452 // Российская газета. 25.07.2007. № 159.

2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. 29.12.2009. № 252.

3. Именем туроператора. Доверия станет меньше // Горячая линия. Туризм. 2011. № 6 (130). С. 12-13.

4. От имени и по поручению... Что несет рынку законодательная реформа? // Горячая линия. Туризм. 2011. № 7 (131). С. 20-28.

5. Реестр ТА - Общероссийский генеральный реестр

туристических агентств. 11Р1_: http://reestr-ta.ru

(дата обращения: 20.02.2012).

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya uslug po realizatsii turistskogo produkta» ot 18.07.2007 № 452 // Ros-siyskaya gazeta. 25.07.2007. № 159.

2. Federal'niy zakon «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii» ot 24.11.1996 № 132-FZ (red. ot 27.12.2009) // Rossiyskaya gazeta. 29.12.2009. № 252.

3. Imenem turoperatora. Doveriya stanet men'she // Goryachaya liniya. Turizm. 2011. № 6 (130). P. 12-13.

4. Ot imeni i po porucheniyu... Chto neset rynku za-konodatel'naya reforma? // Goryachaya liniya. Tur-izm. 2011. № 7 (131). P. 20-28.

б. Reestr TA - Obshcherossiyskiy general'niy reestr

turisticheskikh agentstv. URL: http://reestr-ta.ru

(date of access: 20.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.