Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в странах БРИКС'

Состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / БРИКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздова Ксения Николаевна

В статье рассматриваются основные формы сотрудничества и перспективы взаимодействия стран БРИКС. Основное внимание уделяется показателям, характеризующим торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие за 2012 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в странах БРИКС»

К.Н. Дроздова

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СТРАНАХ БРИКС

Аннотация: в статье рассматриваются основные формы сотрудничества и перспективы взаимодействия стран БРИКС. Основное внимание уделяется показателям, характеризующим торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие за 2012 год.

Ключевые слова: мировая экономика, международная торговля, международные инвестиции, БРИКС.

Группа БРИКС представляет собой принципиально новый тип международных многосторонних объединений, формирование которых относится к концу ХХ - началу ХХ1 веков. Отличительной особенностью подобных объединений является отсутствие четко выраженных общих текущих интересов, наличие значительного количества противоречий между странами-членами и географическая удаленность. Основой для существования подобных объединений становится осознание существования общих стратегических целей развития и понимание того, что развитие сотрудничества между основными игроками современной мировой экономики, какими бы различными они не были, является условием для социально-экономического роста и решения глобальных проблем ХХ! века.

На сегодняшний день развивающиеся страны БРИКС стремительно становятся экономическими гигантами мира. По общему признанию экспертов БРИКС - самая динамичная пятерка стран по привлечению иностранных инвестиций и экономическому развитию. Страны БРИКС обладают колоссальным экономическим и интеграционным потенциалом. В Делийской декларации, принятой на IV саммите БРИКС в марте 2012 г., отмечается, что БРИКС - это трансконтинентальная экономическая платформа для сотрудничества между государствами, охватывающая около 25 % суши и 40 % населения планеты, а также обеспечивающая 15 % международной торговли [1, с. 7]. Доля БРИКС в мировом ВВП за истекшее десятилетие увеличилась с 18 до 27 % при сокращении доли Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Италии и США (с 48 до 38 %) (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели стран БРИКС за 2012 г.

Страна Общая площадь суши, тыс. кв. км Население, млн чел ВВП по ППС, млрд долл. США Экспорт товаров и услуг, млрд долл. США Импорт товаров и услуг, млрд долл. США

Мир, всего: 148,9 6 974,0 82 762,1 23 488,2 23 533,3

БРИКС, итого: 39,7 2 966,0 22 541,4 3 158,3 2869,6

Доля БРИКС в мире (%) 26,6 % 42,5 % 27,2 % 13,4 % 12,2 %

Бразилия 8,5 196,5 2 355,6 242,6 223,1

Россия 17,1 141,9 2 513,3 524,8 312,9

Индия 3,3 1 223,2 4 684,4 239,7 406,8

Китай 9,6 1 353,8 12 405,7 2 050,0 1 820,0

Южная Африка 1,2 50,6 582,4 101,2 106,8

Источники: Всемирный банк, ВТО, Минэкономразвития России

© Дроздова К.Н., 2014

Страны БРИКС являются крупными игроками на мировых товарных рынках. Их доля в мировом экспорте выросла и достигла в 2012 г. 17,4 %. Китай является крупнейшим экспортером товаров (11 % мирового экспорта) и вторым в мире импортером (10 %). Бразилия, Индия и Россия входят в тридцатку крупнейших мировых торговых партнеров. Основными торговыми партнерами стран БРИКС остаются Европейский союз и США. Взаимная торговля представляет лишь незначительную долю по сравнению с объемами торговли отдельно каждой из стран БРИКС с ЕС и США и другими региональными партнерами [1, с. 9].

На сегодняшний день остается очень различна глубина двухсторонних экономических связей, которые исторически сложились между различными странами группы. Так, если между Россией и Китаем, Россией и Индией торгово-экономические связи сложились достаточно давно, имеют свою историю и накоплен опыт сотрудничества, то экономические связи России и ЮАР минимальны, невелик объем экономического сотрудничества и с Бразилией (см. табл. 2).

Таблица 2

Доля стран БРИКС в торговле с Россией в 2012 г.

В общем объеме экспорта, % В общем объеме импорта, %

Бразилия 5,3 6,0

Китай 81,6 88,1

Индия 12,4 5,2

Южная Африка 0,7 0,7

На долю стран БРИКС в 2012 г. приходилось 12,1 % всего российского товарооборота, из них Китай - 10,5 %, Индия - 1,3 %, Бразилия - 0,7 % и ЮАР - 0,1 %. Внешнеторговый оборот России со странами БРИКС в 2012 г. составил 104,6 млрд долларов США и увеличился по сравнению с 2011 годом на 5,5 %, в том числе, экспорт составил 45,9 млрд долл. США (прирост на 5,9 %), импорт - 58,7 млрд долл. США (прирост на 5,2 %). На фоне положительной динамики внешнеторгового сотрудничества со странами БРИКС, сохраняются определенные проблемы взаимной торговли. Все страны БРИКС, за исключением Китая, имеют достаточно слабо диверсифицированную структуру внешней торговли.

Структура внешней торговли России с БРИКС состоит прежде всего из сырьевой и сельскохозяйственной группы товаров, а также машиностроительной продукции, значительная часть которой представлена военной техникой, в том числе высокотехнологичным вооружением. В структуре российского экспорта в страны БРИКС по итогам 2012 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном продукция ТЭК) - 60,6 %, продукция химической промышленности - 13,6 % и машины, оборудование и транспортные средства - 10,8 %. Структуру российского импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства - 48,6 % и трикотажно-текстильные изделия, обувь - 13,8 % всех закупок. Удельный вес продукции химической промышленности составляет 9,1 %, продовольственных товаров и сельхозсырья - 8,9 %, металлов и изделий из них - 7,8 %.

Пока еще не получило должного развития инвестиционное сотрудничество между странами - участницами БРИКС. На потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Китая в Россию в 2012 г. приходилось лишь 1,4 и 0,8 % российских ПИИ. На сегодняшний день лишь 3 % китайских вложений в России осуществляется в форме прямых инвестиций, остальные 97 % - это кредиты. Потоки ПИИ между Индией и Россией меньше, по сравнению с Китаем, на 0,7 % российских ПИИ и 0,5 % ПИИ из Индии в Россию [4]. Это значительное

недоинвестирование может быть преодолено путем повышения уровня сотрудничества между странами БРИКС как на двусторонней, так и многосторонней основе.

Очевидно, существует большой потенциал для повышения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества среди членов БРИКС. Как показали итоги всех прошедших саммитов, страны заинтересованы не только в возобновлении динамики мировой торговли, но и в увеличении взаимного товара оборота и инвестиций [3, с. 12]. Странами уже предпринят ряд шагов, направленный на укрепление торгово-экономического сотрудничества.

1. Расширение договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС

Расширение договорно-правовой базы - необходимое условие для успешного развития торгово-экономических связей. Российская Федерация продолжает проработку вопросов развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в БРИКС. Так, по итогам встречи министров экономики и внешней торговли стран БРИКС, состоявшейся 26 марта 2013 г. в г. Дурбане (ЮАР) в период южноафриканского председательства, отмечается положительная тенденция в активизации взаимодействия в торгово-экономической сфере. В частности, на министерской встрече были утверждены рамочное соглашение БРИКС по торговому и инвестиционному сотрудничеству и совместное заявление министров экономики и внешней торговли стран БРИКС, определяющие дальнейшие направления развития в данной сфере.

Рамочное соглашение БРИКС по торговому и инвестиционному сотрудничеству стало первым документом в экономической сфере, принятым в БРИКС и определяющим следующие направления для развития многостороннего сотрудничества: торговля и инвестиции, инновации, таможенное регулирование, сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства, защита прав интеллектуальной собственности, содействие облегчению условий ведения торгово-экономической и инвестиционной деятельности, промышленное развитие и инфраструктура, взаимодействие на площадках ведущих международных многосторонних организаций. По линии Контактной группы БРИКС по торгово-экономическим вопросам (Контактная группа), в работе которой принимают участие представители профильных ведомств из стран БРИКС, продолжается работа по институциональному оформлению объединения БРИКС. В частности, прорабатывается вопрос о создании нескольких рабочих групп по сотрудничеству в экономической сфере.

Кроме того, по итогам V саммита БРИКС в Дурбане было принято решение разработать проект Стратегии развития экономического сотрудничества государств БРИКС. Стратегия учитывает национальные интересы, приоритеты и национальные стратегии экономического развития всех входящих в объединение стран, предполагает обмен лучшим опытом и практиками их реализации. Одной из целей Стратегии является консолидация усилий стран-партнеров для преодоления кризисных явлений в экономике и координации действий в ответ на вызовы глобальной экономики. Документ планируется рассмотреть на четвертой встрече министров экономики и внешней торговли государств БРИКС (в 2014 г. в рамках председательства Бразилии в БРИКС) в преддверии VI Саммита лидеров БРИКС.

2. Сотрудничество по линии деловых кругов

На V саммите БРИКС в Дурбане представители России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР подписали декларацию о создании Делового совета БРИКС. Одной из основных задач Делового совета БРИКС является оказание помощи деловым кругам стран объединения в установлении партнерских отношений при реализации многосторонних проектов, а также содействие построению схем многостороннего инвестирования. В этой связи были выделены

направления сотрудничества, на которых будет сконцентрирована деятельность Делового совета БРИКС: продвижение уже осуществляемых или находящихся в проработке двусторонних проектов стран БРИКС; поиск и поддержка многосторонних инвестиционных проектов; использование существующих международных форумов и выставок.

Первое заседание Делового совета БРИКС состоялось 19-20 августа 2013 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). Особое внимание в ходе заседания было уделено необходимости разработки совместных проектов с участием всех стран БРИКС в приоритетных направлениях делового сотрудничества: инфраструктура, добывающая промышленность, сфера услуг, промышленное производство, энергетика, финансы, «зеленая экономика», туризм. Следующее заседание Делового совета предварительно намечено к проведению в рамках V! саммита БРИКС в 2014 г.

3. Создание финансовых механизмов

Активизация торговых и инвестиционных обменов должна подкрепляться соответствующими механизмами финансовой инфраструктуры, с этой целью в ходе V саммита БРИКС в Дурбане (ЮАР) лидеры стран приняли политическое решение о целесообразности создания Банка развития БРИКС. Основная цель нового Банка развития будет заключаться в финансировании инфраструктурных и иных проектов в странах БРИКС и других развивающихся государствах преимущественно на рыночных условиях [3, с. 81]. Учредителями Банка развития БРИКС выступят государства БРИКС, в дальнейшем Банк будет открыт для присоединения к нему новых акционеров. Распределенный капитал составит 50 млрд долларов США и будет состоять из оплачиваемого капитала и капитала, оплачиваемого по требованию. Также в Банке будет трехуровневая система корпоративного управления. Согласован вопрос о первичном уставном капитале создаваемого банка, в котором все члены БРИКС будут иметь равные доли (по 20 %), что позволит сбалансировать интересы будущих акционеров. Тем не менее странам еще предстоит решить ряд важных вопросов. Основным вопросом для обсуждения в ходе дальнейшего переговорного процесса станет структура и распределение уставного капитала Банка развития БРИКС.

Другим важным финансовым инструментом является создания пула валютных резервов. Указанный вопрос был поставлен лидерами БРИКС на встрече в Лос-Кабосе (Мексика) в 2012 г. Данный механизм может быть полезным в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, позволит странам предупреждать краткосрочные проблемы с ликвидностью, обеспечит взаимную поддержку стран БРИКС. Механизм Пула предназначен для предоставления краткосрочной ликвидности странам БРИКС в случае возникновения шоков платежного баланса. Доли участия в пуле распределяются следующим образом: Китай - 41 %, Россия, Индия и Бразилия - по 18 % , ЮАР - 5 %. Со стороны Российской Федерации главным переговорщиком по пулу выступает Банк России, международные резервы которого обеспечат российское участие в его операциях. Вместе с тем сохраняются существенные разногласия вопросам функционирования Пула, которые планируется обсудить в рамках V саммита БРИКС.

Если в 2001 году БРИКС рассматривалась лишь как объект приложения капиталов, то сегодня она является субъектом мировой экономики и мирового развития. БРИКС развивается и формирует новый характер отношений между странами - участницами группы [2, с.60]. Все эти совместные экспериментальные проекты, создание Банка развития и пула валютных резервов БРИКС должны привести к росту взаимной торговли и инвестиций, а также укрепить сотрудничество среди членов БРИКС.

Библиографический список

1. Ленчук Е.Б., Власкин Г. А. Сотрудничество в рамках BRICS в интересах модернизации российской экономики // Латинская Америка (Институт Латинской Америки РАН). - 2013. - № 4. - С. 6-22.

2. Окунева Л. С. Глобальная проекция BRICS // Латинская Америка (Институт Латинской Америки РАН). - 2012. - № 4. - С. 55-71.

3. Россия в БРИКС. Стратегические цели и средства их достижения: аналитический доклад НКИ БРИКС. - М.: ПЛ ИЛА РАН, 2013. - 153 с.

4. Grigoriev L. Fuelling investment among BRICS countries / M. Larionova, J. Kirton // BRICS: Stability, security and prosperity. New Delhi Sammit, 2012. - P. 58-59.

5. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov.ru/articles/1285

6. Официальный сайт Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mdic.gov.br

7. Официальный сайт Министерства Торговли и Промышленности Индии [Электронный ресурс]. -URL: http://www.commerce.nic.in/

А.В. Жуков

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСЕНТИВ-ПРОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЦЕ

Аннотация: в настоящее время в московских гостиницах нужны интенсив-программы, которые направлены на развитие корпоративной культуры организации, основаны на использовании командных методов работы и способствуют вовлеченности сотрудника в производственный процесс. Реализация интенсив-программ даст ощутимый результат как для гостиницы, так и для сотрудников, в качестве решения данной задачи предлагается алгоритм разработки их проведения для сотрудников гостиниц, стремящихся повысить эффективность своей деятельности.

Ключевые слова: инсентив-программа, гостиница, мотивация, индустрия туризма, вовлеченность, корпоративная культура.

Особенностью инсентив-программ является то, что, в отличие от прочих мотивацион-ных программ, она направлена на развитие корпоративной культуры организации, основана на использовании командных методов работы и способствует вовлеченности сотрудника в производственный процесс. Проведение инсентив-программ в гостиничной сфере может способствовать решению следующих целей: презентации и продвижению новых гостиничных услуг; повышению производительности труда и качества обслуживания в гостинице; созданию агентской сети по реализации номерного фонда (из туроператоров, гостиничных брокеров, он-лайнсистем бронирований и т.д.); формированию сплоченной команды сотрудников и повышению вовлеченности работников в деятельность гостиницы; активному внедрению новейших форм обслуживания клиентов. Кроме перечисленных целей, с помощью инсентив-программ гостиница сможет решить целый комплекс задач, позволяющих повысить конкурентоспособность как отдельной гостиничной услуги, так и всей гостиницы в целом.

© Жуков А.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.