Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития субъектов малого бизнеса на территории города Омска'

Состояние и перспективы развития субъектов малого бизнеса на территории города Омска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА БИЗНЕСА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / КОНКУРЕНЦИЯ / SMALL ENTERPRISE / SECTORAL STRUCTURE OF THE BUSINESS / CONSUMER MARKET / MARKETING RESEARCH / SYSTEM MONITORING / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнуллина Гузалия Анваровна, Шляпина Юлия Викторовна

Проанализирована роль малого предпринимательства в экономике региона, рассмотрены основные подходы к созданию эффективных предприятий, обоснована необходимость проведения конъюнктурных обследований субъектов малого предпринимательства. Представлены общие и агрегированные результаты исследований фирм-участников потребительского рынка[1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS for DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS SUBJECTS IN THE CITY OF OMSK

This article analyzes the role of small business in the economy of the region, describes the main approaches to the creation of efficient enterprises, the necessity of surveys of small businesses. The overall and aggregated results of surveys of firms-participants of the consumer market are presented. This article uses the results of marketing research of the state of the consumer market, held in 2014-2015 by the staff of the research laboratory of ANO IN «Omsk economic Institute» by the order of Administration of a city administration of Omsk.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития субъектов малого бизнеса на территории города Омска»

УДК 332.12 Б01 10.17238^^998-5320.2017.28.180

Г. А. Гайнуллина, Ю. В. Шляпина, Омская гуманитарная академия

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА

Проанализирована роль малого предпринимательства в экономике региона, рассмотрены основные подходы к созданию эффективных предприятий, обоснована необходимость проведения конъюнктурных обследований субъектов малого предпринимательства. Представлены общие и агрегированные результаты исследований фирм-участников потребительского рынка1. Ключевые слова: малое предпринимательство, отраслевая структура бизнеса, потребительский рынок, маркетинговые исследования, система мониторинга, конкуренция.

Введение. Теоретическое обоснование преимуществ и недостатков малого и среднего бизнеса, экономические ниши в отраслевом разрезе содержатся в трудах российских и зарубежных учёных [1]. Малое предпринимательство представляется значимым ресурсом развития экономики регионов, способствует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, обеспечивает формирование социальной направленности рыночных отношений и увеличение занятости. При этом эффективность регионального развития в этой сфере во многом зависит от функционирования хозяйствующих субъектов, науки, системы подготовки кадров, государственных органов, местного самоуправления, поддерживающих и сопутствующих отраслей, инфраструктуры [2]. Ряд исследователей [3] доказывает низкую экономическую эффективность малого бизнеса, определяет их социально-экономическое значение как генератора рабочих мест и источника бюджетных доходов в регионах с невысокой долей присутствия крупных налогоплательщиков.

Содействие развитию малого предпринимательства в Омской области признано одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти региона [4]. В рамках данного направления создаются условия, способствующие развитию системы поддержки предпринимательства, для создания инфраструктуры малого бизнеса, стимулирующие предпринимателей к осуществлению деятельности в реальном секторе экономики [5].

Экономические результаты деятельности в сфере малого предпринимательства дают основание считать, что применение мониторинга при исследовании процессов адаптации предприятий малого бизнеса к рыночной среде - весьма актуальная задача. Данные мониторинга дают возможность органам государственного управления, а также другим участникам рыночных отношений при адаптации к рынку осуществлять меры регулирующего характера [6].

Анализ отраслевой структуры субъектов малого бизнеса г. Омска. В отраслевой структуре малого бизнеса наиболее экономически привлекательной остаётся сфера торговли (таблица) [7]. Значение сферы обращения товаров трудно переоценить, так как именно розничная торговля представляет собой систему обеспечения населения товарами посредством продажи в специально отведённых местах. В последнее время для потребителей немаловажное значение приобретают сопутствующие сделке купли-продажи товара дополнительные услуги розничной сети.

Анализируя территориальное расположение объектов потребительского рынка г. Омска, можно прийти к выводу, что они распределены неравномерно. Так, наибольшее количество объектов зарегистрировано в Центральном административном округе, наименьшее - в Октябрьском.

Сопоставляя количество выявленных объектов с площадью и численностью жителей административных округов, можно выявить следующие диспропорции размещения (рис. 1):

1. Наибольшая плотность размещения объектов потребительского рынка наблюдается в Центральном административном округе, наименьшая - в Октябрьском.

1 В статье использованы результаты маркетингового исследования состояния потребительского рынка, проведённого в 2014-2015 гг. сотрудниками научно-исследовательской лаборатории АНО ВО «Омский экономический институт» по заказу Управления делами администрации города Омска.

2. В Центральном административном округе на одну тысячу жителей приходится 14 предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг, в Кировском - 12, в Октябрьском - 7.

Таблица 1

Объекты потребительского рынка г. Омска в период 2014-2015 гг. [7]

Объекты Количество

Предприятия торговли 7142

Предприятия общественного питания 611

Аптеки/Оптики 508

Ремонт, окраска и пошив обуви 256

Ремонт и пошив швейных изделий 301

Ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоэлектронной аппаратуры 183

Техническое обслуживание транспортных средств 655

Изготовление и ремонт мебели 275

Химчистки 41

Прачечные 32

Ремонт и строительство жилья 328

Бани, сауны 132

Парикмахерские, салоны красоты 781

Фотоателье, фото- и кинолаборатории 144

Ритуальные услуги 116

Ломбарды 209

Граверные работы, ремонт ювелирных изделий 36

Ремонт часов 6

Автозаправочные станции 94

Автостоянки 69

Гостиницы 82

Прочие услуги 135

Исследование позволяет сделать вывод, что на территории Омска представлены практически все форматы современной торговли. Однако самым многочисленным форматом торговых предприятий по-прежнему остаются специализированные магазины.

Предприятия торговли также размещены на территории города неравномерно. Наибольшая их часть сосредоточена в Центральном административном округе, наименьшая - в Октябрьском административном округе (рис. 2).

Рис. 1. Количество объектов потребительского рынка на территории г. Омска в 2014-2015 гг. [7]

В ООО

2504

2500

2000

1500

1000

500

О

Кировский округ Ленинский округ Октябрьский Советсткнй округ Центральный

округ

окру г

Рис. 2. Количество предприятий торговли г. Омска 2014-2015 гг. [7]

На сегодняшний день в Омске осуществляют деятельность 305 крупных торговых объектов (торго-во-развлекательные центры, гипермаркеты, торговые комплексы) общей площадью более 860 тыс. кв. м. Крупные торговые объекты не только обеспечивают омичей большим ассортиментом товаров, но и предлагают широкий выбор различных видов развлечений и услуг (кинотеатры, рестораны и кафе, каток, боулинг, бильярд, детские комнаты). Всё это позволяет жителям города сочетать посещение магазинов с различными формами организации досуга. Количество крупных торговых объектов продолжает расти. Так, за последний год открылось пять новых торговых комплексов. При этом большинство из них сосредоточено в Центральном, Кировском и Советском административных округах. Тем не менее, подобные фирмы не всегда динамичны в хозяйственной среде. Более того, они довольно инертны в развитии экономической стратегии, отличаются громоздким административным аппаратом, а материальные стимулы персонала не всегда связаны с конечными результатами.

Небольшие магазины (формата «у дома») приспособлены к удовлетворению потребностей, которые не могут в полном объёме обеспечить крупные торговые предприятия. Для этих структур свойственны: простота в организации товародвижения и учёта; работа на местный рынок; высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров; более экономичное потребление ресурсов; небольшие административные затраты; повышенная скорость оборота капитала; интерес каждого сотрудника в конечных результатах труда и прочие условия конкурентоспособности.

Для обеспечения жителей социально значимыми продуктами по доступным ценам в городе созданы и функционируют торговые рынки. Всего на территории Омска осуществляют деятельность более 40 рынков, из них около половины социальные [8].

Большинство рынков сосредоточено в Кировском административном округе (12 единиц), меньше всего (6 единиц) находится в Октябрьском административном округе.

Формирование крупных торговых рынков позволило частично избавить улицы от многочисленных торговых киосков. В процессе исследования на территории города Омска зарегистрировано более 1500 киосков и павильонов, в основном реализующих мороженое и быстрое питание. Большая часть из них находится на остановках общественного транспорта, имеет современный дизайн, соответствующий архитектурному стилю улиц.

Проблемы развития субъектов малого предпринимательства на территории г. Омска. По оценкам респондентов, в сфере торговли города Омска довольно существенная конкуренция. Несмотря на высокую конкуренцию, около трети руководителей смогли добиться развития торгового бизнеса, ещё 39 % респондентов удалось сохранить объёмы продаж, четверть респондентов отметила падение продаж (рис. 3).

Вопреки возрастающей конкуренции сфера торговли продолжает динамично развиваться. За последнее время в городе Омске открылось около 300 новых торговых предприятий (рис. 4). При этом расширяются как сети крупных предприятий торговли, так появляются и небольшие специализированные магазины, киоски.

Рис. 3. Состояние торгового бизнеса по оценкам респондентов в 2014-2015 гг. [7]

Рис. 4. Прогнозы развития собственного торгового бизнеса по оценкам респондентов в 2014-2015 гг. [7]

Несмотря на экономический кризис и текущую политическую ситуацию, ожидания руководителей/собственников торговых предприятий в целом положительные и они планируют продолжать развитие своего бизнеса.

Для суждения об оперативной динамике развития непосредственно малых предприятий и оказания регулирующего воздействия на протекание адаптационных процессов предлагается использовать метод регулярных конъюнктурных опросов руководителей предприятий - хозяйствующих субъектов, так как для оценки динамики развития важно выявить и зафиксировать как фактическое состояние хозяйственной деятельности предприятия за конкретные периоды, так и тенденции его развития. Другими словами, на основе анализа полученных данных имеются основания предложить в качестве рабочей методику проведения конъюнктурных опросов с целью мониторинга адаптационных процессов на микроуровне. Эта методика может совершенствоваться в зависимости от экономических условий, производственного направления предприятий, этапа проводимых реформ. Содержание включаемых в анкету вопросов также может меняться в зависимости от возникающих проблем и других особенностей.

Многие предприятия, интегрированные в крупные корпоративные структуры рыночного типа, благополучно адаптировались к условиям рыночной среды. Малые предприятия малорентабельны, более половины из них - бесприбыльны. Вместе с тем, государственная поддержка по своему

действию не учитывает специфических особенностей в условиях работы предприятий. Фактически не заметна разница в уровне помощи вновь создаваемым и давно функционирующим коллективам, малым, средним и крупным компаниям.

Предлагается сформировать систему мониторинга, которая будет решать задачи по уровням иерархии управления. В основу иерархии заложен принцип существующей административно-хозяйственной структуры народного хозяйства. К числу ключевых в системе мониторинга отнесены государственный, региональный, муниципальный уровни, а также уровень предприятия. Каждый из них отличается предметом мониторинга и субъектами, применяющими его результаты [9].

Выводы. Эффективность использования потенциала малого предпринимательства зависит от успешного формирования условий деятельности субъектов малого предпринимательства. В Омской области вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу. Создаются условия для ускоренного развития малого предпринимательства и превращения его в стратегический фактор социально-экономического развития региона.

На сегодняшний день сектор малого бизнеса - основной источник повышения доходов, валового регионального продукта, расширения производства и товарооборота, получения дополнительных рабочих мест.

Сектор малого предпринимательства является обязательным элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого не может эффективно развиваться экономика. Малое предпринимательство содействует насыщению товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами регионального производства, увеличению занятости населения путём сохранения и формирования дополнительных рабочих мест, введению новых форм организации производства, финансирования и сбыта, приближению товаров и услуг к потребителю.

Библиографический список

1. Патласов, О. Ю. Маркетинговое управление рынком труда / О. Ю. Патласов. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2003. - С. 434-665.

2. Гайнуллина, Г. А. Инфраструктура малого предпринимательства: анализ состояния и перспективы развития в г. Омске / Г. А. Гайнуллина // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2014. - №2 2. - С. 166-173.

3. Патласов, О. Ю. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура, финансовый механизм / О. Ю. Патласов, А. В. Гордусенко // Омский научный вестник. - 2011. - № 6. - С. 41-46.

4. Барановский, А. И. Регулирование потребительского рынка Омской области / А. И Барановский, Н. О. Герасимова // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2013. - № 4 (12). - С. 71-75.

5. Боровских, Н. В. Состояние и проблемы развития малого бизнеса / Н. В. Боровских // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. - С. 27-28.

6. Гайнуллина, Г. А. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства : монография / Г. А. Гайнуллина. - Омск : Изд-во АНО ВПО «ОмЭИ», 2011.

7. Шляпина, Ю. В. Результаты исследования состояния потребительского рынка на территории города Омска / Ю. В. Шляпина // Инновационное образование и экономика: Научно-практический журнал Омского экономического института. - 2015. - № 19. - С. 7-10.

8. Герасимова, Н. О. Развитие продовольственного рынка как элемента экономической системы / Н. О. Герасимова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск, 2014. - С. 117-121.

9. Состояние, проблемы, инфраструктура поддержки малого бизнеса: взгляд предпринимателей : монография / Е. А. Фрезоргер, А. И. Барановский, С. А. Мамонтов, А. Г. Третьяков, Н. М. Глебова. - Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2009. - 140 с.

G. А. Gainullina,

Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Economics and personnel management

Yu. V. Shlyapina,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and personnel management, e-mail: ladyjulia@inbox.ru Omsk humanitarian Academy, 2а, 4th Cheluskintsev street, Omsk, 644105, Russian Federation

THE STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

SUBJECTS IN THE CITY OF OMSK

This article analyzes the role of small business in the economy of the region, describes the main approaches to the creation of efficient enterprises, the necessity of surveys of small businesses. The overall and aggregated results of surveys of firms-participants of the consumer market are presented. This article uses the results of marketing research of the state of the consumer market, held in 2014-2015 by the staff of the research laboratory of ANO IN «Omsk economic Institute» by the order of Administration of a city administration of Omsk.

Keywords: small enterprise, sectoral structure of the business, consumer market, marketing research, system monitoring, competition.

References

1. Patlasov O. Ju. Marketingovoe upravlenie rynkom truda [Marketing management labour market]. Omsk : publ. OmGAU, 2003. pp. 434-665.

2. Gajnullina G. A. Infrastructure of small business enterprising: analysis of state and prospects of development in the city of Omsk. Vestnik Omskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2014. no. 2. pp. 166-173.

3. Patlasov O. Ju., Gordusenko A. V. The small and medium business: criteria, structure, financial mechanism. Omskij nauchnyj vestnik. 2011. no. 6. pp. 41-46.

4. Baranovskij, A. I., Gerasimova N. O. Regulation of the consumer market of the Omsk region. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. no. 4 (12). pp. 71-75.

5. Borovskih N. V. Status and problems of development of small business. Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija : sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tambov, 2014. pp. 27-28.

6. Gajnullina G. A. Razvitie infrastruktury podderzhki malogo predprinimatel'stva v ramkah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva : monografija [Development of infrastructure of support of small entrepreneurship through public-private partnerships : monograph]. Omsk, publ. ANO VPO «OmJel», 2011.

7. Shljapina Ju. V. Results of research of the consumer market in the territory of the city of Omsk.

Innovacionnoe obrazovanie i jekonomika: Nauchno-prakticheskij zhurnal Omskogo jekonomicheskogo instituta. 2015. no. 19. pp. 7-10.

8. Gerasimova N. O. Development of the food market as element of the economic system. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnevartovsk, 2014. pp. 117-121.

9. E. A. Frezorger, A. I. Baranovskij, S. A. Mamontov, A. G. Tret'jakov, N. M. Glebova. Sostojanie, problemy, infrastruktura podderzhki malogo biznesa: vzgljad predprinimatelej : monografija [Status, problems, infrastructure of support of small business: a look entrepreneurs : monograph]. Omsk, publ. ANO VPO «Omskij jekonomicheskij institut», 2009. 140 p.

Поступила в редакцию 3.04.2017 © Г. А. Гайнуллина, Ю. В. Шляпина, 2017

Авторы статьи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гузалия Анваровна Гайнуллина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, политики и права, Омская гуманитарная академия.

Юлия Викторовна Шляпина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления персоналом, e-mail: ladyjulia@inbox.ru, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а.

Рецензенты:

Н. В. Боровских, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и организации труда, Омский государственный технический университет.

С. В. Шеремета, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на транспорте, Омский институт водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.