Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития сельской кредитной кооперации в республики Саха (Якутия)'

Состояние и перспективы развития сельской кредитной кооперации в республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова И. В.

Проанализировано развитие сельской кредитной кооперации в Республике Саха (Якутия). Приведены основные приоритетные направления деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития сельской кредитной кооперации в республики Саха (Якутия)»

Экономика

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

И.В. САМСОНОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Якутская ГСХА

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), кредитная кооперация, сельские кредитные кооперативы, перспективные направления развития

Кредитная кооперация - одна из форм финансирования малого агробизнеса - в последнее время получает все большее распространение в регионах России.

На данном этапе в России действуют около 707 сельских кредитных кооперативов в 60 регионах страны. Они включают около 71 тыс. членов, которые объединены в систему сельской кредитной кооперации, возглавляемую Союзом сельских кредитных кооперативов и Фондом развития сельской кредитной кооперации. Большая часть кредитных кооперативов функционирует в Южном федеральном округе. Ряд субъектов Федерации юга страны явились инициаторами развития кредитных кооперативов в России. В последние годы кредитные кооперативы получили распространение и в Республике Саха (Якутия).

Развитию сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Республике Саха (Якутия) было положено Указом Президента РС (Я) №1334 от 26.01.2001 г. «О дальнейшем развитии системы потребительской кооперации и повышении её социальной роли в преобразовании села в первой четверти XXI века». В 2001-2002 гг. в 17 улусах (районах) были организованы сельскохозяйственные кредитные кооперативы, в которых насчитывалось более 700 членов. Собственный капитал кредитных кооперативов составил 4,1 млн руб., они располагали активами на сумму более 11,1 млн рублей. Кооперативами предоставлялись займы для покрытия текущих производственных затрат на приобретение кормов, покупку молодняка сельскохозяйственных животных.

Однако активное начало и инициатива сельских жителей по созданию кредитных кооперативов не получили дальнейшего развития и серьезной поддержки в республике. Основные причины, которые сдерживали развитие кредитной кооперации, во многом были характерны для большинства субъектов Российской Федерации: отсутствие должной поддержки со стороны государства и слабая нормативно-правовая база.

Современные тенденции в развитии сельскохозяйственной кредитной

потребительской кооперации характеризуется большим числом зарегистрированных сельскохозяйственных кредитных кооперативов, большим интересом к данному финансовому институту со стороны частных сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие АПК». Развитие сельской кредитной кооперации в республике представляет собой процесс формирования целостной финансовой системы. Характерной особенностью формирующейся системы кредитной кооперации является ее многоуровневая структура: первый и второй уровень представлены кредитными кооперативами на региональном уровне, а третий - на федеральном уровне.

По состоянию на 1 января 2007 года в 19 улусах (районах) республики зарегистрировано 102 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива с численностью 8628 человек, большинство кредитных кооперативов созданы на базе администраций поселений (табл.1). Наибольшее количество кредитных кооперативов организовано в Мегино-Кангаласском районе (13), Чурапчинском (11).

Наиболее крупным по количеству пайщиков является СХПКК «Рост» Хан-галассского улуса с. Немюгюнцы, количество пайщиков его достигает 379 членов. По размеру паевого фонда лидирует СХПКК «Бэти» Вилюйского улуса с. Кыргыдай - 776 тыс. руб., при численности пайщиков - 66. По сумме кредитных средств (4,4 млн руб.) и привлеченных сбережений населений (2,1 млн руб.) первое место занимает СХПКК «Эркээни-финанс» с. Октемцы Хангаласского улуса.

В среднем действующий сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив насчитывает около 80 членов-пайщиков и выдает займы на сумму около 530 тыс. руб., средний размер займа составляет 18000 рублей. Основным направлением деятельности кооперативов является потребительское кредитование сельского населения.

Протекционизм сельской кредитной кооперации в республике осуществляется на условиях софинансиро-

вания четырехсторонних соглашений, заключенных между сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на наслеж-ном уровне, Местного самоуправления наслега, Муниципального образования улуса (района) и Министерством сельского хозяйства республики Саха (Якутия).

Установлен следующий порядок выплаты бюджетных средств (рис.1):

1. Софинансирование на создание наслежных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов 1-го уровня из расчета 2400 рублей встречного финансирования по факту внесения обязательного паевого взноса в размере не менее 800 рублей. Направления использования средств софинансирования кооперативом:

- предоставление займов пайщикам на организацию сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования (не менее 60%);

- предоставление потребительских займов малому бизнесу на селе;

- предоставление займов членам кооператива на потребительские цели.

2. Софинансирование на страхование поголовья продуктивного скота (коров и кобыл) в хозяйствах у пайщиков кооператива по ставке 500 рублей на голову коров, кобыл при условии софинансирования и оформлении поголовья в качестве залога, что будет способствовать использованию страховых полисов на обеспечение банковских кредитов, сохранности продуктивного скота.

3. Софинансирование сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам на строительство и реконструкцию сайылыков, ко-небаз на примере «Добрых дел», в том числе:

- до 970 тыс.руб. на 1 типовой проект летней фермы (сайылыка);

- до 107 тыс. руб. на 1 типовой проект конебазы, с дополнительным пре-

Republic Sakha (Yakutia), credit co-operation, rural credit co-operative, perspective directions of development.

Таблица 1

Динамика основных показателей развития сельской кредитной кооперации в Республике Саха (Якутия)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Число СКПК, ед. 16 17 17 20 102

Число членов СКК, 632 738 738 917 8620

Размер паевого фонда, тыс. руб. 3932 4100 4100 4720 12810

Сумма выданных займов, тыс. руб. 3200 - - 9300 54056

Таблица 2

Структура пассивов сельских кредитных кооперативов в Республике Саха (Якутия)

Пассивы На 01.01 .2007 г.

тыс. руб. %

Средства собственные 13286 27,8

Сберегательные взносы 2740 5,7

Кредиты и займы 1990 4,3

Средства государственной поддержки 29675 62,2

Итого 47691 100,0

доставлением электрогенератора (миниэлектростанции) на лизинговой основе по утвержденному перечню при условии софинансирования собственных средств кооператива или будущего арендатора.

4. Софинансирование на информационное обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» из расчета 1 комплект автоматизированного рабочего места с программным обеспечением «Сельский административный округ» на 1 сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив.

5. Негосударственное пенсионное обеспечение - финансирование встречных страховых взносов в негосударственных пенсионный фонд через сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы с доведением им лимитов по данной статье расходов.

6. Субсидирование процентных ставок - софинансирование совместно с федеральным бюджетом на возмещение расходов по процентам с доведением лимитов по улусам и кооперативам по установленному порядку

Государственная поддержка сельских кредитных кооперативов в 2006 году составила 82,1 млн руб., в том

Экономика

числе на создание фонда финансовой взаимопомощи 29,6 млн руб., на строительство сайлыков (летние фермы)

- 46,6 млн руб., на информационное обеспечение - 5,9 млн руб.

Несмотря на софинансирование со стороны Правительства Республики Саха (Якутия) практически все сельские кредитные кооперативы далеки от того, чтобы удовлетворить потребности сельскохозяйственных предприятий, крупных и средних крестьянских фермерских хозяйств в оборотных средствах для развития своих производств. Они в состоянии обеспечить потребности в оборотных средствах для развития мелких крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Структура ресурсной базы кредитного кооператива отражает степень его развития и уровень финансовой независимости. В табл.2 приведены данные о структуре пассивов сельских кредитных кооперативов в настоящее время на этапе их становления.

Данные таблицы показывают, что формирующаяся система сельской кредитной кооперации испытывает острый дефицит ресурсов со стороны членов сельских кредитных кооперативов. Это объясняется тем, что члены кооператива не установили тот уровень доверия друг другу, который позволяет в полной мере реализовать принцип взаимопомощи. Доля сберегательных займов в республике со-

Рис.І.Схема структуры и работы сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива в наслегах

ставляет 5,7% фонда финансовой взаимопомощи, что отражает низкий уровень самодостаточности данной региональной системы. Сельские кредитные кооперативы республики сильно зависят от внешних кредиторов, очень часто это влияние составляет до 70% общего объема фонда финансовой взаимопомощи.

Исследование сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов показало, что динамичное расширение деятельности присуще не более чем 10-15% всех кооперативов. Значительная часть кооперативов не в состоянии обеспечить хотя бы умеренный рост активов и соответственно портфеля займов. Имеются и такие кооперативы, существование которых определяется, в основном, формальными признаками, в то время как при создании члены вынашивали серьезные планы. Основная причина медленного развития большинства кооперативов заключается в недостатке стартового капитала.

Вместе с тем, анализ сложившейся системы позволяет наметить ряд перспективных направлений развития сельской кредитной кооперации в республике:

- усиление влияния и более широ-

кое вовлечение сельского населения в кредитную кооперацию;

- максимальное приближение финансовых услуг к сельским жителям;

- совершенствование предоставляемых услуг с учетом потребностей сельского населения;

- увеличение фондов финансовой взаимопомощи за счет более широкого привлечения свободных средств сельских жителей.

Более рациональным подходом к реализации указанных направлений может быть не столько создание многочисленных мелких кооперативов в сельских населенных пунктах, сколько образование филиалов и представительств успешно действующих кредитных кооперативов в районных центрах. Опыт работы филиальной сети кредитных кооперативов показывает, что при такой схеме расширения территорий, на которых кредитными кооперативами могут предоставляться финансовые услуги населению, лучше решаются кадровые вопросы (подготовка вновь принятых работников и повышение квалификации работающего персонала). Кроме того, филиальная сеть позволяет более оперативно решать финансовые проблемы, на высоком уровне оказывать методические

Экономика

и правовые консультации членам кооперативов.

Среди необходимых условий расширения деятельности сельской кредитной кооперации следует выделить необходимость развития кооперативов второго уровня. Основная роль второго уровня системы кредитной кооперации заключается в защите интересов кооперативов первого уровня в их самом широком понимании. Имеются в виду оказание финансовой и информационно-консультативной помощи кооперативам первого уровня, организация, обучения и повышение квалификации специалистов, гарантийное обслуживание.

На практике квалификация работающих сотрудников не всегда отвечает возрастающим требованиям. Поэтому обучение специалистов основам права, экономики, анализу кредитно-кооперативной деятельности становится актуальной задачей.

В целом проводимые преобразования способствуют созданию единой эффективно действующей кредитнокооперативной сети, которая может предоставлять финансовые, консультационные, юридические услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Литература

1. Закон Республики Саха (Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)» от 11 октября 2006 г. № 381 -З.

2. Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) «О пилотных проектах по организации в наслегах республики обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов» от 21 ноября 2006 г. №646.

3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) «О поддержке кредитной кооперации на селе в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Саха (Якутия) по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» на 2006 год» от 3 апреля 2006г. № 382-р.

4. Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О дальнейшем развитии системы потребительской кооперации и повышении ее социальной роли в преобразовании села в первой четверти XXI века» от 26.01.2001 г. №1334.

ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЯКУТИИ

А.Н. НОГОВИЦЫНА,

аспирант, Якутская ГСХА

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства населения, крестьянские хозяйства, интеграция, кооперация.

За годы аграрной реформы личные подсобные хозяйства населения стали экономически самостоятельной и наиболее устойчивой формой хозяйствования в системе аграрной экономики. В настоящее время хозяйствами населения производится более половины продукции сельского хозяйства.

В современных условиях личные подсобные хозяйства населения играют важную роль не только в удовлетворении собственных нужд в продуктах питания, но и являются основным источником обеспечения сельских жи-

телей всеми необходимыми средствами существования. По итогам 2006 года, в Республике Саха (Якутия) функционировало 463 предприятия АПК, в т.ч. 322 предприятия сельского хозяйства, 96 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 45 предприятий отраслей, обслуживающих сельское хозяйство, среди которых преобладают акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества всех типов; 4109 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 100 тыс. семей, имеющих личные подсобные хозяйства.________________

Доля хозяйств населения в структуре продукции сельского хозяйства увеличилась с 22% в 1990 году до 53%

- в 2006 году. В то же время пиковый показатель приходится на 2002 год -70%. В последующие годы на фоне подъема производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сель-

Personal part-time farms of the population, country facilities, integration, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.