СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕГИОНЕ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
А. В. САЯПИН, О. Н. КОЗОДАЕВА
В статье изложены результаты качественного анализа современного состояния сельского хозяйства Тамбовской области в разрезе деятельности крестьянско-фермерских хозяйств региона. Выделены основные финансово-инвестиционные и производственные проблемы развития сельского хозяйства, дана характеристика институциональной среды функционирования крестьянско-фермерских хозяйств Тамбовской области, ее влияние на аграрный потенциал региона и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. В статье находит свое обоснование необходимость дальнейшего совершенствования финансово-инвестиционного механизма хозяйствования, и определяются основные направления повышения эффективности аграрного сектора.
Ключевые слова: АПК, крестьянско-фермерское хозяйство, финансово-инвестиционный механизм, институциональная среда.
Сегодня считается, что российский средний класс в России прирастает далеко не так, как в традиционном западном мире. Фермеры в России - это одни из немногих эталонных представителей среднего класса, а в сельской местности -еще и системообразующая страта. Тем злободневнее становятся проблемы развития российской деревни по фермерскому пути.
Современный агропромышленный комплекс -это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя. АПК обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления, его развитие сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60 % товаров торговли. В составе АПК выделяют много звеньев. Одним из таких звеньев является крестьянско-фермер-ские хозяйства, на примере которого, можно достаточно объективно оценить состояние АПК в настоящее время.
Сельское хозяйство РФ переживает три непростых с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности года. В 2008 г. в связи с экономическим кризисом сельхозпроизводители испытали на себе рост процентных ставок по кредитам, в 2009 г. - падение цен на многие виды сельхозкультур, в 2009 г. - засуху, потери от которой только по зерновым культурам в регионе оцениваются в 2,2 млрд руб. [2].
Крестьянско-фермерское хозяйство - это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. Глава крестьянско-фермерского хозяйства является индивидуальным предпринимателем сразу после государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
Основной спецификой таких хозяйств является выращивание сельскохозяйственных культур, затем сбыт (реализация) по установленным ценам. Животноводство, как правило, находится в менее выгодном положении, так как для нормального функционирования фермерского хозяйства, занимающегося животноводством, потребуется ни один десяток лет.
Следовательно, подавляющее большинство хозяйств предпочитает заниматься растениеводством, так как:
- растениеводство в представлениях фермеров является менее рисковой отраслью сельского хозяйства, нежели животноводство;
- сезонность производства продукции растениеводства ограничивает производственный процесс (цикл) сроком от 2 месяцев до полугода;
- выращивание сельскохозяйственных культур более рентабельно, чем продукции мясного животновотства.
В финансово-инвестиционном аспекте деятельность КФХ сталкивается с целым комплексом
проблем, среди которых следует отметить следующие:
- низкая кредитоспособность сельскохозяйственных предприятий, препятствующая использованию ресурсов финансового рынка;
- медленное создание рыночных институтов, правовое и процессуальное оформление форм землевладения и землепользования, привлекательных для инвестиций.
Проблема низкой кредитоспособности российских предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, во многом является надуманной.
Отчасти это обусловлено методическими изъянами учета, но прежде всего сознательным искажением доходов и затрат с целью минимизации налоговых выплат.
Но и без учета теневого сектора сельскохозяйственное производство является привлекательной сферой инвестирования. В настоящее время в регионе складывается тенденция к росту рентабельности производства одних культур и снижению других (рис. 1). Фактическая же рентабельность реализации зерновых культур выше, чем это следует из данных отчетности.
80
60
40
20
-20
-40
-60
67,7
26^ I 3 19,5 ь.
1 1 1
I
-30,8
-45,6
о
X
с
о
и
ч
о
с
си
а
а
го
X
го
и
0
Рис. 1. Средняя рентабельность производства отдельных видов продукции урожая 2009 г. по данным исследований отдельных КФХ Тамбовской области
Подавляющее большинство КФХ функционируют по принципу «что вложил, то и получил» -это является следствием плохой материальнотехнической базы, инфляции, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, неудовлетворительного состояния сельскохозяйственных земель и удорожания кредитных ресурсов. В результате, чтобы осуществлять сельскохозяйственную деятельность хозяйства используют кредитные ресурсы. Довольно большой процент сельхозпроизводителей пользуются кредитами и займами, как долгосрочными, так и краткосрочными в основном в ОАО «Россельхозбанк» и его филиальной сети.
Долгосрочный кредит выдается на срок более 12 месяцев, объектом такого кредита выступают основные средства. Краткосрочный кредит выда-
ется на цели текущей деятельности на срок не более 12 месяцев (в отдельных случаях - до 2-х лет). Объектом краткосрочного кредита выступает, как правило, формирование оборотных средств предприятия.
Инвестиционный налоговый кредит - это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов. Предоставляется на срок от года до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России.
Немаловажным для КФХ является субсидирование заемных средств (процентной ставки по кредиту (займу)) государством, как из федерального, так и областного бюджетов: 95 % и 5 % соответственно, а инвестиционные кредиты (займы) субсидируются на 80 % и 20 % соответственно. Кредиты с субсидированной процентной ставкой на срок до 8 лет можно брать не только на сельскохозяйственные объекты, но и на приобретение специализированного транспорта и оборудования, что является значительным подспорьем в хозяйственной деятельности.
Необходимо упомянуть и о налогообложении. Совсем недавно налог на доходы физических лиц, налог с продаж, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и другие крестьянские хозяйства оплачивали, занося их в декларацию по налогам и сборам. Теперь все эти налоги входят в Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) -это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, заменяющая собой основную совокупность налогов и сборов. Эта система полностью перевернула прежние принципы налогообложения, максимально приблизившись к упрощенной системе.
Для индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств ЕСХН заменяет уплату налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), транспортного налога (в отношении транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.
Объектом налогообложения на ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 %. Налоговым периодом в связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства признается год.
Не стоит забывать, что юридические и физические лица, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также остальные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применять систему налогообложения в виде ЕСХН вправе КФХ и частные предприниматели, соответствующие следующим требованиям:
- производящие сельскохозяйственную продукцию, а также осуществляющие ее первичную и промышленную переработку и реализующие эту продукцию;
- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких хозяйств или предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70 %.
Немаловажным пунктом в сельском хозяйстве, и в частности КФХ, является страхование продукции растениеводства. С 2004 г. роль страхования урожая сельскохозяйственных культур значительно возросла, поскольку Правительством РФ принято решение отказаться от погашения сельхозтоваропроизводителям ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, и перейти к страхованию риска наступления этих убытков за счет расширения системы страхования в сельском хозяйстве с участием государственной поддержки.
Минсельхозом России разрабатываются Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур.
Проектом правил предусмотрены следующие условия предоставления субсидий:
- субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям любой организационно-правовой формы, в том числе, крестьянским (фермерским) хозяйствам в виде компенсации 50 % уплаченного страхового взноса по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, заключенному со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующего вида страхования и состоящими в страховых пулах;
- субсидии предоставляются в пределах средств, выделенных региону на эти цели;
- субсидии напрямую перечисляются на расчетные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В перечень сельскохозяйственных культур, при проведении страхования урожая которых предоставляются субсидии за счет средств федерального бюджета, входят:
1) озимые зерновые;
2) яровые зерновые и зернобобовые;
3) масличные;
4) сахарная свекла.
Договор страхования заключается на случай гибели (уничтожения) и повреждения культур в результате засухи, заморозков, вымерзания, переувлажнения почвы, пыльных бурь, града, осад-
ков, весеннего половодья, сильного ветра. А также договор страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур.
Страховая стоимость урожая определяется исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся в среднем за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и расчетных прогнозируемых цен по каждой культуре на соответствующий год. Расчетные прогнозируемые цены определяются исходя из средних сложившихся по региону за предыдущий год цен реализации товаропроизводителями сельскохозяйственных культур с учетом уровня инфляции.
Таким образом, застраховать и получить страховую сумму в случае «форс-мажорной» ситуации крестьянско-фермерскому хозяйству необходимо находится в устойчивом материальном положении, так как система страхования требует большого количества денежных вливаний.
Между тем, как показывают события лета-осени 2010 г., низкий - 6 % посевных площадей -уровень страхования рисков в растениеводстве Тамбовской области обусловлен не только финансовой маломощностью и экономией сельхозпроизводителей, но, прежде всего, недобросовестностью страховых организаций, несвоевременно и не в полном объеме выплачивающих ущерб от гибели сельхозкультур [2]. Это порождает недоверие к страховым институтам со стороны потенциальных клиентов, предпочитающих брать на себя риски, чем терпеть издержки оппортунистического поведения страховщиков.
Выращиванием зерновых и технических культур в РФ занимается более 8000 предприятий. Услуги по хранению и складированию оказывают около 800 предприятий. Оптовой торговлей занимается не мене 6000 предприятий.
Важнейшие характеристики рынка зерновых и технических культур с точки зрения конкуренции:
1) со стороны предложения рынки являются конкурентными и насыщенными (кроме рынка сахарной свеклы);
2) с точки зрения ценового контроля указанные рыночные структуры представляют собой рынок продавца, что связано в частности с отсутствием современных энергоэффективных элеваторов;
3) с точки зрения государственного вмешательства рынок является частично регулируемым.
Регулирование рынка осуществляется посредством зерновых интервенций. В соответствии
с Законом «О развитии сельского хозяйства» государственные закупочные интервенции - это инструмент регулирования рынка для точечного снятия излишков зерна, которое покупается у сельхозпроизводителей по рыночным ценам посредством биржевых торгов.
В тоже время не решенным остается вопрос государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности зерна, а также продуктов его переработки.
Среди неценовых факторов предложения на рынках сельскохозяйственной продукции определяющее значение носит урожайность зерновых, технических и иных культур. Так в 2008 г. увеличение производства зерновых культур (108,1 млн т) произошло вследствие роста урожайности, которая достигла отметки в 23,8 ц с га.
В 2009 г. урожайность зерновых была ниже. Общий сбор зерна в РФ составил 90,0 млн т. Однако из-за падения спроса на конечную продукцию на внутреннем и мировом рынках зерна сложилась низкая ценовая конъюнктура. Следовательно, спрос на зерновые и технические культуры, как и рыночная конъюнктура в целом, характеризуется нестабильностью.
Сельское хозяйство представляет собой многоотраслевую сферу деятельности, для которой характерны как специализация, так и продуктовая диверсификация. Поскольку производство зерновых и технических культур является высокорисковой сферой вложения капитала, диверсификация выступает средством минимизации производственных и финансовых рисков, вызываемых как погодными факторами, так и нестабильностью рыночной конъюнктуры. Однако животноводство характеризуется не только высоким уровнем риска, но и долгосрочным характером инвестиций.
Инвестиции в растениеводство определяются годовым сельскохозяйственным циклом, в рамках которого окупаются вложения в оборотный капитал. Что же касается сельскохозяйственной техники и инвентаря, то, как элементы активной части основных средств, они не привязаны к понятию «недвижимость» и, следовательно, к институту собственности на землю. Это означает, что трансакционные издержки защиты прав собственности инвесторов в растениеводческой отрасли существенно ниже, чем в животноводстве.
Капиталоемкость животноводства усугубляется структурой капиталовложений, преобладанием пассивных элементов основных средств. Отсутствие четкой спецификации прав собственности на землю в пользу стратегических инвесторов
является серьезным препятствие к приходу инвесторов в этот сектор сельского хозяйства.
Растениеводческие отрасли сельского хозяйства региона также испытывают на себе пресс высоких трансакций землепользования. Существующая практика природопользования в отраслях сельского хозяйства области страдает недостатками, ведущими к экологически неравновесному развитию природно-ресурсного потенциала региона, что проявляется в таких негативных процессах, как:
- примитивизация севооборота;
- загрязнение и деградация почв (общая по-раженность территории эрозийными процессами составляет от 19 до 57 %) [1];
- нарушение системы воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- длительное пребывание пашенных земель в залежном состоянии (площадь неиспользуемой пашни по области в 2008 г. составила 432,4 тыс. га или 15,6 % фонда земель сельскохозяйственного назначения) [3].
Причины деструктивных процессов кроятся в сложившейся в регионах РФ институциональной среде природопользования.
Итак, состояние КФХ как составляющего звена АПК оставляет желать лучшего, что обусловлено следующими факторами:
- в связи большими затратами, длительным периодом окупаемости и низкой рентабельностью на задний план отходит животноводство;
- происходит сокращение сельскохозяйственных угодий;
- удорожание кредитных ресурсов;
- снижение цен на сельскохозяйственную продукцию;
- увеличивается налоговое бремя на сельхозпроизводителей;
- сложностями в системе страхования сельхозпродукции и др.
Следует отметить присутствие положительных моментов:
- возобновление работ по повышению плодородия почв, увеличение показателей применения органических и минеральных удобрений;
- реализация государственных программ финансирования;
- субсидирование процентных ставок по кредитам;
- повышение урожайности зерновых культур.
Отдельным пунктом необходимо выделить предложения по совершенствованию принципов и механизмов господдержки КФХ:
1) упрощение системы кредитования фермерских хозяйств;
2) развитие системы гарантий и залогового обеспечения кредитов;
3) обобщение опыта проведения страхования в сфере агропромышленного производства, разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства;
4) совершенствование механизма товарных интервенций, гарантирующих минимальную цену закупки сельхозпродукции, а также ее закупки под залог.
Литература
1. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Тамбовской области в 2008 году. Тамбов, 2009.
2. URL: http://www.tambov.gov.ru/press/news/view/ article-1280400585.html.
3. URL: http://www.dumaer-tmb.ru/folder_docum74/ kom_agrar_140509_1_1.doc
* * *
STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PEASANT-FARM ENTERPRISES IN REGION: PRODUCTIVE AND
FINANCIAL-INVESTMENT ASPECTS
A. V. Sayapin, O. N. Kozodayeva
This article reports the results of the qualitative analysis of the present-day state of agriculture of the Tambov region with respect to the activity of peasant-farm enterprises of the region. The main financial-investment and productive problems of development of the agriculture are identified. This article also gives the characteristic of the institutional environment of operation of pea-sant-farm enterprises of the Tambov region, and shows the influence of this characteristic on both the agrarian potential of the region and the investment activity of managing subjects. This article proves the necessity of further development of the financial-investment mechanism of management, and determines the main lines of enhancement of efficiency of the agrarian sector.
Key words: agricultural sector, peasant-farm enterprise, fi-nancial-investment mechanism, institutional environment.