СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
В.Г. КРЫСЬКО
Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Красноказарменная, 14, Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы, отражающие проблему актуальности и значимости этнопсихологии как науки, этнопсихологических исследований в современных условиях.
Происходящие в нашем государстве перемены заставляют по-новому осмыслить проблемы межнациональных отношений. Национальная политика в стране может проводиться ныне лишь на основе совершенно иных подходов к организации комплексных теоретических и прикладных исследований объективных процессов развития наций и отношений между ними, освобождения теории и практики от догматизма и стереотипов прошлых лет, использования мирового опыта решения этнических проблем.
В связи с этим весьма важная роль должна принадлежать в этом процессе этнопсихологии - науке, которая изучает национально-психологичес-кие особенности людей и дает возможность правильно осмыслить своеобразие их проявления в межнациональных отношениях*.
Вместе с тем разработка проблем этого направления требует большой и всесторонней подготовленности ученых и практиков, нахождения новых способов и приемов исследовательской деятельности, глубокого анализа опыта, накопленного психологами и представителями других наук при изучении многообразных социальных и других процессов. Кроме того, зарождение, развитие и функционирование собственно этнопсихологических феноменов происходит порой неоднозначно, и их объяснение представляет
* Этнопсихология (от греч. ethnos - народ + psyche - душа + logos - слово, учение) - отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии, изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях. Создание этнопсихологии как особой научной дисциплины было провозглашено в конце прошлого века и ориентировано на изучение психологического своеобразия национального характера, национального самосознания, национальных традиций и поведения представителей различных этнических общностей и групп.
достаточно большую трудность для исследователей, а также накладывает на них большую ответственность, поскольку приходится иметь дело с явлениями, затрагивающими очень сложные и интимные стороны жизни людей.
В сегодняшних условиях обострения межнациональных отношений одна из важнейших задач психологии в целом состоит в том, чтобы обобщить накопленные знания и результаты исследований во всех общественных науках, выработать методологические основы анализа этнопсихологических явлений, осмысления своеобразия их образования и проявления как феноменов, развивающихся в соответствии с психологическими закономерностями.
Именно психологи, в силу их теперь уже более пристального внимания к этнопсихологии и истории ее зарождения и развития, могут дать ответ на некоторые почти риторические вопросы, например:
1. «Почему на Западе считают, что этнопсихология зародилась в Европе в 1860 г., когда М. Лацарус и Г. Штейнталь начали выпускать «Журнал народной психологии и языкознания», если в России к этому времени уже давно шло изучение этнопсихологических особенностей ее населения на основе хорошо продуманной и всенародно обсужденной программы исследования?»
Или: 2. «Почему на Западе издано несколько десятков работ по психологии народов нашей страны, и ее впору изучать по книгам там, а у нас такие издания можно пересчитать по пальцам?»
Во-первых, потому, что в силу определенных причин приоритет в развитии этнопсихологии отдавался, как это делалось ранее и в философии, и в социологии, западным странам, хотя в нашем государстве потребность в этнопсихологических исследованиях всегда была больше, поскольку оно являлось многонациональным, и подобные исследования вызывались и инициировались объективными факторами. Во-вторых, потому, что в советские годы под воздействием культа личности Сталина исследования национальных отношений, в целом, этнопсихологии, в частности, оказались под запретом, и многие ученые были вынуждены или отказываться от них, или гибнуть в тюрьмах и лагерях.
Между тем историей изучения этнопсихологии в нашей стране можно гордиться! В частности, она дает возможность более четко определиться в том, что на сегодня сделано, какие рубежи достигнуты, какие еще надо преодолеть. Интерес к психологии народов, населяющих издавна Россию, проявляли прогрессивные общественные деятели - Иван Грозный, Петр I, Екатерина П, выдающиеся русские ученые М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Н.Я. Данилевский, многие великие русские писатели A.C. Пушкин, H.A. Некрасов, А. Толстой и др., которые обращали внимание на психологические различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявлениях общественной жизни представителей различных этнических общностей, населявших наше государство. Часто свои суждения они использовали для анализа межнациональных отношений, прогнозирования их развития в будущем. Так, А.И. Герцен писал: «...не зная народа, можно притеснять народ, кабалить его, завоевывать, но освобождать нельзя...» [Герцен, с. 77].
Именно в России впервые в мире в середине XIX в. под руководством академика В.К. Бэра, а также Н.Д. Кавелина и Н.Д. Надеждина были проведены исследования национально-психологических особенностей ее народов. В результате был накоплен внушительный банк этнопсихологических и этнографических характеристик народов России, которые в XX в. первоначально широко использовали в психологических и педагогических изданиях. Следует в то же время иметь в виду, что вдохновляли ученых на исследования известные русские и советские мыслители и педагоги: инициатор создания трудовой народной школы Л.П. Блонский; философы H.A. Бердяев и B.C. Соловьев; выдающиеся воспитатели П.Ф. Каптерев и К.Д. Ушинский, которые все неоднократно высказывались относительно необходимости учета национальной психологии в совершенствовании жизни и деятельности людей, развитии гармонических отношений в обществе. Кроме того, исследовали теорию этнопсихологии и занимались изучением конкретных нацио-нально-психологических особенностей Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев,
A.Р. Лурия, Д.Н. Овсянико-Куликовский, A.A. Потебня, Г.Г. Шпет и др.
В 30-50-х гг. XX в., после воцарения культа личности в стране, когда суждения по национальным вопросам мог делать лишь И.В. Сталин, изучение национальной психологии практически не осуществлялось. Лишь в 60-х гг. этому вопросу вновь начинают уделять внимание. Причем среди психологов первым это сделал Б.Ф. Поршнев. Проходят дискуссии по проблемам национальной психологии на страницах журналов «Вопросы истории», «Вопросы философии», после которых отечественные философы, социологи и историки более активно начали разрабатывать теорию наций и национальных отношений, уделяя особое внимание методологическому обоснованию сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (С.М. Арутюнян, С.А. Арутюнов, А.О. Боро-ноев, Э.А. Баграмов, П.И. Гнатенко, А.Ф, Дашдамиров. Н.Д. Джа-ндильдин, С.Т. Калтахчян, В.И. Кукушкин, K.M. Малинаускас, Г.П. Нико-лайчук, В.Н. Павленко и др.).
С позиций своей отрасли знаний, на основе осмысления огромного материала, накопленного в ходе полевых исследований поведения и образа жизни народов страны, стали заниматься обобщениями на теоретическом уровне этнологи (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков,
B.И. Козлов, A.M. Решетов и др.). Активно этнопсихологическая проблематика начала разрабатываться военными психологами, которые основной упор делали на изучение национально-психологических особенностей представителей зарубежных государств (В.Г. Крысько, И.Д. Ладанов, Н.И. Луганский, Н.Ф. Феденко). Однако вплоть до 1982 г., когда состоялась дискуссия по вопросам этнической психологии в Институте Этнографии АН СССР, все исследователи стояли на различных позициях, «варились в собственном соку», использовали разные подходы (философский, социологический, психологический), что порождало серьезные трудности, не способствовало быстрому расширению направлений этнопсихологических исследовании. Так, в ходе дискуссии одни исследователи высказались за то, чтобы считать эт-
нопсихологию разделом этнографии, подчеркивая, что к ее изучению должны эффективно подключаться психологи. Другие ученые призывали к тому, чтобы этнопсихология была составной частью общей или социальной психологии. В целом дискуссия показала неоднозначность понимания многих вопросов, связанных с проблемами этнопсихологии. Все ее участники вместе с тем оказались едины в понимании важности и значимости этой отрасли знаний, в желании обеспечить максимально свободное развитие этнической психологии.
В 80-90-х гг. начали складываться научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этносоцио-логии. В Институте этнологии и антропологии РАН работает сектор социологических проблем национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дро-бижевой. В Институте психологии РАН в лаборатории социальной психологии некоторое время работала группа, исследовавшая проблемы психологии межнациональных отношений, возглавляемая П.Н. Шихиревым. В Академии педагогических и социальных наук в отделении психологии работает секция этнопсихологии, возглавляемая В.Г. Крысько. В Санкт-Петербургском государственном университете под руководством А.О. Бороноева работает над проблемами этнопсихологии коллектив социологов. Вопросы этнопсихологии личности разрабатываются на кафедре педагогики и психологии Университета дружбы народов, возглавляемой А.И. Крупновым. На изучение национально-психологических особенностей представителей различных народов сориентирован профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, руководит которой Х.Х. Хадиков. Под руководством В.Ф. Петренко проводятся этнопсихологические исследования в МГУ. Д.И. Фельдштейн возглавляет Международную Ассоциацию содействия развитию и коррекции межнациональных отношений.
В настоящее время экспериментальные исследования в области этнопсихологии ведутся по трем направлениям. Во-первых, изучаются конкретные национально-психологические особенности различных народов. Во-вторых, проводятся социологические и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ. В-третьих, изучается этнокультурная и этнопсихологическая специфика вербального и невербального поведения представителей различных национальных общностей. Однако все эти исследования по-прежнему разрозненны и очень немногочисленны для такого большого многонационального государства, каким является Россия. Для примера можно констатировать, что в нашей стране из 140 наций и народов экспериментальным путем и только в последние годы изучены национально-психологические особенности лишь коми, марийцев, некоторых народов Северного Кавказа, бурятов и якутов.
Вот почему сейчас необходимо объединение усилий всех ученых, работающих в области этнопсихологии в интересах совместного и более плодотворного решения многих проблем, возникающих в ходе регулирования межнациональных отношений. Кроме того, пришло время для создания
ассоциации этнопсихологов, что позволило бы продуктивно обсуждать общие проблемы теории и практики этой области знании, вырабатывать и добиваться реализации крупных программ совместных прикладных исследований. Следует подуматься и о создании печатного органа этнопсихологов, на страницах которого можно было бы не только освещать различные вопросы развития этой отрасли науки, обсуждать результаты проведенных исследований, но и публиковать полезную информацию, позволяющую преодолевать различного рода трудности в межнациональных отношениях.
Немаловажное и даже первостепенное значение имеет вопрос совместной разработки и принятия единой точки зрения на методологию этнопсихологической науки. И хотя он неоднократно обсуждался, вместе с тем остался до сих пор нерешенным в кардинальной своей основе.
Думается, что концептуальной базой для выработки теоретических и методологических основ этнопсихологической науки могут быть нижеследующие положения.
Этнопсихология изучает реально существующий феномен - психическую деятельность (и ее организацию) представителей конкретных национальных общностей (групп), направленную на усвоение, познание и преобразование в их сознании образов, предметов и явлений окружающей действительности, адекватной запечатляемой реальности.
Можно говорить о существовании специфического этнопсихологического отражения, которое, регулируя поведение национальных субъектов, обеспечивает их адекватное взаимодействие со средой. Основу его проявления составляет механизм постоянного сравнения вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной реальности со старым, «национальным» по содержанию опытом. Образно говоря, сознание человека, представителя той или иной этнической общности, настроено на определенную «волну» восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками, которые, во-первых, словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в этническом отношении «чуждо», и во-вторых, подобно генератору задают направление и размеры этой «волны».
Речь при этом, конечно, идет не об общих закономерностях функционирования психики, которые у всех народов одинаковы, а о внутреннем соотношении операций и действии в рамках этого процесса. Сложившийся у каждой этнической общности свой, национальный, «настрой» индивидуального и общественного сознания всегда своеобразно учитывает характер воздействия объективной действительности, соответствующий новым обстоятельствам, в каждом конкретном случае отличным от предыдущих. Однако всегда этот процесс осуществляется по одной и той же схеме. Психическая деятельность человека - результат спирального взаимодействия, с одной стороны, объективных воздействий окружающей действительности, влияющих на нее, а с другой - субъективного их восприятия (сложившихся у представителей той или иной этнической общности системы мышления,
своеобразного проявления эмоции и воли, традиционных представлений о характере взаимоотношений между людьми).
Поскольку этнопсихологическое отражение аккумулирует в себе огромный опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, оно обладает значительной силой. В некоторых исследованиях сила психического, общественно-психологического и этнопсихологического отражения признается примерно одинаковой. Однако это не совсем так. Например, известно, что отражение идеологическое сильнее отражения общественно-психологического, поскольку идеология как бы упорядочивает общественную психологию. По отношению к общественно-психологическому этнопсихологическое отражение ближе к отражению идеологическому. Оно также систематизирует содержание общественной психологии, придает ему определенную направленность, «очищает» от того, что в национальном и культурном отношении непривычно. Следует считать, что этнопсихологическое отражение значительно сильнее, чем отражение общественно-психологическое, но слабее идеологического и находится как бы в промежутке между ними. По этой причине мы и должны принимать во внимание преобладающее влияние этнопсихологических факторов по сравнению с просто психологическими Можно говорить и об устойчивых представлениях относительно концепции понятийного и категориального аппарата этнопсихологии, которая в целом представляет собой совокупность взглядов на понятия о тех явлениях и процессах, которые она изучает.
Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психологического склада, берущее свое начало из обыденных представлений и терминологии социологии и общей психологии. Однако, будучи заимствовано, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием и испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что исследуются включаемые в структуру психологического склада национальный характер, национальный склад ума, национальные склонности и интересы, национальный темперамент, национальные чувства и настроения, национальные традиции, обычаи и привычки. Вторая тенденция предполагает изучение наиболее общих черт национальной психологии представителей конкретных этнических общностей, например, национальных особенностей восприятия, общения, которые вроде бы никакого отношения не имеют ни к национальному характеру, ни к другим указанным элементам. Обе тенденции заслуживают серьезного отношения и, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе в тем они еще недостаточно осмыслены и как бы существуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела. Сделать это можно, если, правильно продумав методологические основания, объединить в единое целое уже имеющиеся представления. Действительно, в рамках первой тенденции главным образом констатируется наличие системообразующих феноменов этнопсихологии, таких, как национальный темперамент, национальный характер и т д. Функционирование последних само по себе предполагает присутствие внутри них конкретных составляющих - подсистем черт характера, свойств темпера-
мента, национальных чувств и др. Общие черты национальной психологии, на которые делается упор во второй тенденции, теперь уже с определенными оговорками укладываются в рамки подсистемных элементов первой тенденции.
Указанные выше противоречия полностью снимаются, если ввести в научный оборот базовую категорию для этнопсихологии - националъно-психологические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, о мотивационно-фоновых, интеллектуально-познавательных, эмо-циионально-волевых и коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностях, что практически не вызывает неудовольствия у представителей многих наук, изучающих этнопсихологию. С другой стороны, совершенно очевидно: национально-психологические (этнопсихологические) особенности - это реально присутствующие в общественном сознании представителей различных общностей социально-психологические явления, наличие которых признают практически все ученые.
Национально-психологические особенности представляют собой сложные структурные образования, отражающие специфически национальные формы проявления общечеловеческих свойств психики. Кроме того, термин «национально-психологические особенности» в (отличие от термина «этнопсихологические особенности)» более точен. Это не означает, что в фокусе внимания из всех этнических групп оказывается только нация, которая как вид этнической общности сложилась на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, речь должна идти о том, что понятие «национально-психологические особенности» отражает в своем названии высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций.
Исследовать эти особенности - значит выявить сущностные характеристики психики любого этноса, видеть прежде всего его национальную, т. е. окончательно оформленную, специфику. Необходимо помнить еще о двух характеристиках национально-психологических особенностей, важных для их практического осмысления. Во-первых, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов этноспецифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. Во-вторых, специфика национальной психологии того или иного народа проявляется не в каких-то неповторимых психологических чертах, а, скорее, в неповторимом их сочетании, выступающем следствием исторического развития национальных традиций, предписывающих определенные формы реакций и поведения, усваиваемые в ходе этнической социализации.
Понятие «национально-психологические особенности» означает, что национальная психика представителей конкретной этнической общности имеет присущее только ей своеобразие, которое и должно сначала фиксироваться, а потом и досконально изучаться. Национально-психологические
особенности проявляются в форме национальной специфики протекания психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей той или иной этнической общности. Для их правильной интерпретации важно знать их общепсихологическую основу. Поэтому они могут быть точно и адекватно объяснены только при условии знания и правильного учета собственно психологических закономерностей.
Национально-психологические особенности обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений. Каждый представитель той или иной национальной общности испытывает на себе сильное влияние этноса, мыслит, переживает, ведет себя, общается и действовует так, как диктует ему его этническая среда и национальный опыт. Важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю. Хотя, с другой стороны, для более четкого выражения их специфики можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследования российских и зарубежных ученых показывают, что чисто практически это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психическом развитии представителей любого этноса просто ненаучно.
Национально-психологические особенности слабо подвержены непосредственному влиянию, воздействию объективных обстоятельств. Поэтому они обладают еще и большей по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью, что является следствием специфики национально-психологического отражения. Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является их многообразие. У каждой конкретной общности, группы национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Задача психологической пауки в целом состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в отношении своеобразия проявления национально-психологических характеристик этнической группы, нации и видеть их отличие от других общностей.
Национально-психологические особенности выполняют определенные функции. Важнейшей из них является функция объективизации этнической специфики. Деятельность - «зеркало психики человека», в котором не могут не проявляться и национально-психологические особенности. С другой стороны, они, как и все другие психологические явления, включаются в причинную взаимосвязь бытия одновременно и как обусловленные и как обусловливающие. В процессе проявления функции объективизации происходит утверждение в деятельности и поведении представителей той или иной этнической общности специфических особенностей их индивидуального и общественного сознания, осуществляемое через посредничество присущих именно их нации своеобразных психологических качеств и трудовых навыков, через использование традиционных способов и путей достижения целей деятельности.
Осознание представителями определенной этнической общности собственной активности отнюдь не означает конфликтное сравнение собственных деловых и психологических качеств с им подобными у членов других наций и народов. Такое сопоставление обычно осуществляется лишь в том случае, если представители различных национальностей совместно трудятся или общаются. Но и тогда, как правило, оно не носит антагонистической окраски. Основу объективизации этнической специфики, свойственной любой общности, составляют социальный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социально-политического, экономического и культурного развития. «Культура, - писал Л.С. Выготский, - создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [Выготский, с. 45]. В результате предшествующих этапов исторического развития нации ее прошлый опыт закрепляется не только в традициях, обычаях и привычках людей, но и в нормах поведения, образе реагирования на окружающую обстановку, в действиях, в различных стандартных ситуациях.
Национально-психологические особенности выполняют в деятельности и регулятивную функцию. Рассматривая любую деятельность как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие, психологи считают, что субъекты этой деятельности - человек, группы людей - не пассивны, а активны в своем отношении к ней. Они сами управляют своим поведением в деятельности, сами ориентируют ее развитие в нужных для достижения поставленных целей направлениях. Национально-психологическая регуляция сложна и может осуществляться за счет, например, преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности ими за счет традиционных форм и способов.
Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер деятельности и проявлений в ней психики людей, но и придают этому процессу определенную структуру и содержание. Их контролирующая функция реализуется в форме проявления национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация же при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в традиционных способах поведения, позволяющих человеку справляться с трудностями, овладевать содержанием деятельности. Несмотря на наличие у представителей разных народов неодинаковых адаптационных способностей, они так или иначе, ранее или позднее приспосабливаются к условиям деятельности. И тогда наступает период адаптации, восполнения недостатков, присутствовавших до этого. Или, наоборот, психика представителей конкретных этнических общностей функционирует более собранно.
Национально-психологические особенности, наконец, проявляясь в деятельности, обусловливают определенную динамику (а иногда и содержание) психологической активности представителей конкретных этнических общностей. В зависимости от присущих им воли, динамики и состояния эмоцио-
нально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность предпринимаемых усилий и т. д. Стимуляция последних посредством традиционных форм повышения активности дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности людей тех или иных наций и народов.
Изучение национально-психологических особенностей не является самоцелью, важно знать, как они проявляются в деятельности представителей различных этнических общностей. Любая деятельность представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий производства и направленных на решение конкретных задач в интересах достижения результатов. Деятельность осуществляется под контролем сознания человека и групп людей, который позволяет учитывать внешние условия трудовой обстановки и, в соответствии с ними, изменять и планировать действия, оценивать их результативность. Любая деятельность имеет свое конкретное психологическое содержание. Какова бы ни была эта деятельность, ее психологическое содержание включает проявление психических процессов, состояний, образований и свойств личности. Групповая деятельность наполняется психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям коллектива, его опыту и традициям. Национально-психологические особенности, будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, также влияют на деятельность, придавая ей специфические характеристики.
Вместе с тем национально-психологические особенности являются элементом и психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов (частные предпосылки) и положительные психические состояния, степень распределения активности сознания на цель, обстановку, орудия производства, поведение, динамизм и устойчивость психики (представителей конкретных этнических общностей). Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений этнических групп. Национально-психологические особенности влияют на деятельность на трех уровнях:
1) национального своеобразия выполнения деятельности;
2) национальной специфики проявляемых профессиональных качеств людей;
3) национального своеобразия морально-нравственного климата.
Методологически всю совокупность этнопсихологических явлений
следует делить на системообразующие и динамические компоненты.
К системообразующим относятся национальное самосознание, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства, национальные обычаи и традиции. Однако, во-первых, в их содержании присутствуют разноплановые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотиваци-онных черт, которые не могут быть адекватно интерпретированы на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации. Во-вторых, главным этнодифферен-
цирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо видеть еще и динамические составляющие психологии нации. В отечественной этнопсихологической науке сторонники теоретико-аналитического подхода (к ним относятся социологи, философы, историки) видят в национально-психологических явлениях лишь системообразующую сторону, приверженцы же функционально-исследовательского подхода (психологи и этнографы) в основном изучают их динамику. И те и другие не должны противопоставлять друг другу свои точки зрения. Следует рассматривать психологию нации во всех формах ее существования и проявления, только в этом случае можно добиться всесторонности и полноты ее изучения и объяснения.
В целом же системообразующие элементы показывают в обобщенном виде то общее, что присуще психике представителей конкретной этнической общности, являющееся результатом длительного ее исторического, экономического, политического и культурного развития.
Выделение динамических компонентов психологии нации (в отличие от выделения ее системообразующих составляющих) позволяет осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений. К ним относятся: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности людей, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.
Такая классификация национально-психологических особенностей отражает их принадлежность к определенному виду психологических явлений, выполняющих определенные функции и имеющих свои психологические закономерности проявления.
Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют своеобразие побудительных сил в деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что определяет специфику ее мотивации и целеполагания.
Интеллектуально-познавательные выражают своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этнических групп и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у того или иного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
Коммуникативно-поведенческие показывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений
представителей той или иной этнической общности, свидетельствуют о реальном отличии подобных характеристик у других народов, поскольку у каждого из них существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, своеобразные формы организации и руководства людьми, традиции и привычки поведения.
Важно представлять принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей. Принцип обоснованных и достоверные показателей показывает, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе четко обоснованных показателей в рамках учета своеобразия проявления того класса психологических феноменов, которые составляют их содержание и функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности. Только в этом случае может быть достигнута методологическая и теоретическая достоверность, обеспечивающая практические возможности их правильного осмысления.
Принцип сравнения и сопоставления значимых и равнозначных величин ориентирует на сравнение, сопоставление лишь существенных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей этих наций, так как форма проявления и сущность вещей в ряде случаев непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить обобщающие характеристики явлений и характера их функционирования в исследуемой деятельности.
Принцип историко-гносеологического подхода показывает, что сравнение и сопоставление должно вестись на основе историкческого и гносеологического анализа. Следует учитывать условия, в которых, с одной стороны, формировались национально-психологические явления, а с другой - в которых проводилось исследование. Необходимо познавать каждое общественное явление с точки зрения того, как оно в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем оно стало теперь. В целом национально-психологические особенности населения различных государств можно и нужно сравнивать и сопоставлять. Этнопсихологическими характеристиками, определяющими морально-деловые качества людей, все нации наделены равномерно. При сравнении и сопоставлении национально-психологических особенностей у представителей различных наций необходимо указывать условия, при которых те или иные из них обеспечивают преимущества в деятельности.
Методы и процедуры осуществления этнопсихологических исследований. Сегодняшнее состояние этнопсихологической науки свидетельствует также и о наличии определенных трудностей в осуществлении прикладных исследований, которые обусловлены слабой разработанностью их методической процедурной сторон. Задача состоит в том, чтобы интегрировать все наработки, имеющиеся у многих ученых в единое целое в интересах формирования общего подхода к изучению национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей. Такая деятельность постепенно осуществляется. В настоящее время можно гово-
рить о существовании у психологов апробированной на практике стратегии и тактики проведения этнопсихологических исследований с применением стандартного, кросскультурного и политико-психологического подходов.
Стандартный подход предполагает использование стандартного этнопсихологического исследования, ориентированного на изучение нацио-нально-психологических особенностей людей без межкультурного сравнения с другими народами. Объектом такого исследования выступает этническое сознание или самосознание, этническая структура личности, ее национально-психологические особенности, специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок и непосредственного поведения, общения и взаимодействия, свойственных представителям ее этнической общности.
Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо наличие общераспространенных, но специально адаптированных методик изучения личности, ее психических процессов, состояний и образований, установок и стереотипов, форм и своеобразия поведения, адекватных его целям и задачам. Эффективные результаты при этом могут быть достигнуты только при одном условии: если исследователи и экспериментаторы являются специалистами в области исследования психологии представителей данной этнической области. На сегодняшний момент разработана специальная программа проведения стандартного этнопсихологического исследования, предполагающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из 24 адаптированных методик, включающих этнопсихологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок; методику измерения ценностных ориентаций; личностный ориента-ционный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для измерения художественно-эстетических потребностей; вопросник оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели; методику выявления импульсивности-целеустремленности; методику исследования нормативных предпочтений группы; методику оценки восприятия индивидом группы и др. Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, якутов, бурятов, калмыков, кабардинцев, балкарцев и может широко использоваться. В последующем результаты стандартного этнопсихологического исследования представителей конкретной этнической общности посредством использования методов статистического и математического анализа могут сравниваться и сопоставляться с результатами такого же изучения других наций.
В рамках кросскультурного подхода может применяться кросскуль-турное этнопсихологическое исследование, представляющее собой изучение психологических особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным народам.
Впервые такое исследование было проведено в 1901-1905 гг. американским ученым К. Риверсом, который экспериментально доказал, что жители
острова Мюррэй, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, привлекшее внимание ученых всего мира, повлекло за собой множество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех этих работ была только исходная схема построения: в зависимости от целей, которые ставились (изучение либо познавательных процессов, либо личностных характеристик, либо социальных особенностей), подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала или разрабатывалась новая, соответствующая поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. При проведении кросскультурных исследований, несмотря на их кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности. Во-первых, перед исследователем постоянно встает вопрос о валидности методик, поскольку каждая из них создается в определенной стране и предназначена для испытуемых данной нации и культуры. Поэтому все методики должны быть адаптированы к национально-психологическим особенностям изучаемого народа. Во-вторых, необходимо вырабатывать специальные процедуры экспериментов для конкретных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково. В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» культуры и «чужой» или же он имеет право изучать только те этнические группы, к которым сам не принадлежит, или наоборот. Кросскультурное этнопсихологическое исследование дает в окончательном итоге принципиально новые результаты, поскольку позволяет выйти за пределы одной этнической общности и осуществить важные сравнения и сопоставления.
Наконец, политико-психологический подход в этнопсихологических исследованиях может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Он применяется тогда, когда невозможны прямые контакты с носителями национальной психики. В этом случае внимательному изучению подвергаются исторические, мемуарные или специальные источники исследования, раскрывающие специфику формирования и развития той или иной этнической общности, ее экономики, культуры, политики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т. д.
Основой исследования при этом выступает контент-анализ, в психологии представляющий собой метод изучения и оценки информации (содержащейся в документах, исследованиях, литературе, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т. д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе и факторный анализ, и широко используется в современной науке.
Применительно к изучению этнопсихологии контент-анализ заключается в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национально-психологические особенности. При этом объектом анализа может быть художественная литература, публицистические произведения, специальные психологические, социологические и иные исследования. В настоящее время существуют программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ при условии ввода соответствующего текста с ЭВМ. Политико-психологический подход в советские годы широко использовался в нашей стране военными психологами, которые с его помощью изучили национально-психологические особенности англичан, американцев, немцев, французов, китайцев, арабов и представителей некоторых других государств. Впоследствии, когда появилась возможность проведения прикладных (стандартного и кросскультурного) исследований, оказалось, что результаты реализации политико-психологического подхода в высокой степени валидны. Более того, опыт свидетельствует, что этнопсихологические исследования максимально продуктивны только в случае сочетания стандартного, кросскультурного и политико-психологического подходов.
Таким образом, обобщая вышеизложенное о состоянии этнопсихологической науки у нас в стране, можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, существует необходимость объединения усилий в области этнопсихологических исследований представителей многих наук в интересах изучения сходного объекта - психологии представителей специфически национальных общностей.
Во-вторых, это объединение усилий несет взаимную выгоду и служит общему делу взаимосовершенствования. Например, этнология и социология помогают психологам: более рельефно и всесторонне осмыслить потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки представителей различных национальных групп; понять, как они влияют и в каком соотношении находятся с национально-психологическими особенностями, как последние проявляются в процессе социальной, профессиональной и бытовой деятельности людей. Исторические исследования дают возможность психологам правильно объяснять факторы и источники формирования психологии тех или иных наций и народов, видеть своеобразные параллели в развитии и функционировании конкретных национально-психологических особенностей на различных исторических этапах развития.
С другой стороны, эти же науки получают в свою очередь от психологов более точные данные о социальных, этнологических и исторических процессах, выявленных в ходе прикладных исследований психологии представителей конкретных наций и народов, принимающих в них участие. Другие же отрасли знаний, например, педагогика, политология и т. д., тоже нуждаются в результатах исследований психологов, поскольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные феномены, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью психологов может более точно описывать специфику протекания политических процес-
сов в конкретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенностей народов, в них проживающих. А педагогам психологи способны подсказать, например, более подходящее содержание и формы воспитательных мероприятий, так как они во многом определяются спецификой национального опыта той или иной этнической общности.
В-третьих, психологическая наука сегодня обладает достаточным опытом и результатами серьезных прикладных исследований, в ходе которых наработан исходный материал для построения концепции методологического и процедурного аппарата этнопсихологии. Более того, можно в настоящее время говорить о том, что именно психология дает более точное описание ее феноменов, так как в полной мере и всесторонне они могут быть интерпретированы с учетом именно психологических особенностей и механизмов их проявления и функционирования.
В-четвертых, российские ученые призваны продолжать славные традиции этнопсихологических исследований, заложенные в прошлом веке, и на них лежит ответственность за всестороннее изучение психологии народов, населяющих наше государство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M, Сусоколов A.A. Этносоциология. - М., 1998.
2. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. - М., I960.
3. Герцен А.И. Собр. соч. В 30-ти тт. Т 6. - М., 1959.
4. Гнатенко П.И., Кострюкова J1.0. Национальная психология проблемы и противоречия. - Киев, 1990.
5. Крысько В.Г. Этническая психология. - М, 2002.
6. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999.
THE STATE AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ETHNOPSYCHOLOGY IN RUSSIA
V.G. KRYSKO
The Chair of Psychology International Independent Ecologo-Politological University 14, Krasnoznamennaya St., 111250 Moscow, Russia
The article deals with questions reflecting the problem of the urgency and significance of ethnopsychology as a science and ethnopsychological research in modern conditions.