Научная статья на тему 'Технологии работы психолога по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей'

Технологии работы психолога по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРАТЕГИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА / STRATEGIES OF A PSYCHOLOGIST’S WORK / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ETHNOPSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скорова Лариса Владимировна

Обосновывается необходимость развития психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей. Рассматриваются основные стратегии и технологии работы психолога, направленные на развитие психологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGIES OF A PSYCHOLOGIST’S WORK FOR DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL INTO ACCOUNT NATIONAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES

The paper substantiates necessary of development of a psychological culture into account national and psychological features. It considers general strategy and technologies of a psychologist’s work, which focused on development of psychological culture.

Текст научной работы на тему «Технологии работы психолога по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей»

В ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГУ: ИССЛЕДОВАТЕЛЮ И ПРАКТИКУ

УДК 159.923.5

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ

Л.В. Скорова (Иркутск)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № А 120600903).

Аннотация. Обосновывается необходимость развития психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей. Рассматриваются основные стратегии и технологии работы психолога, направленные на развитие психологической культуры.

Ключевые слова: психологическая культура; этнопсихологическая культура; стратегии работы психолога.

Известно, что недостаточный уровень развития психологической культуры приводит к возникновению трудностей во взаимодействии, общении и отношениях, непониманию индивидуальных, гендерных, половозрастных и этнопсихологических особенностей других людей, неумению адаптироваться в социуме, управлять собой, своими психическими процессами и функциями, оптимально разрешать сложные ситуации, возникающие в тех сферах жизни и деятельности, в которые человек вовлечен, незнанию способов самопознания и самораскрытия и т.д. В целом психологическая культура способствует не только изменению самого человека, но и развитию (изменению) окружающих его людей.

Значительный вклад в изучение сущности, структуры, функций, проявлений и методов изучения психологической культуры личности внесли И.В. Аксенова, М.Р. Битянова, И.В. Будовская, В.И. Гребенников,

A.C. Гусева, А.В. Гумницкая, И.В. Дубровина, A.B. Егорова, В.А. Ильин, НИ. Исаева, Л.С. Колмогорова, И.Б. Котова, В.И. Кузин, НИ. Ли-финцева, Г.И. Марасанов, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов, Е.А. Овсянникова,

А.Б. Орлов, М.В. Попова, Е.И. Рогов, И.В. Савельева, Е.Е. Сапогова, Н.Т. Селезнева, В.В. Семикин, Т.В. Шубницына и др. Основные подходы к пониманию психологической культуры и ее структуры были сформулированы в основном при рассмотрении вопросов ее становления у школьников в процессе образования. Психологическая культура рассматривается как способ гармонизации внутреннего мира личности; инвариант любого вида профессиональной культуры; часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании

169

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

и профессиональной деятельности; комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений; понимание и знание себя и других людей, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми; одно из наиболее гармоничных психологических образований, которое является «механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, доминантой психологического здоровья и фактором качества любой человеческой деятельности». Наиболее популярным в педагогической практике является подход Л. С. Колмогорова к пониманию психологической культуры как составной части общей культуры человека, являющейся сложноструктурированным образованием, позволяющим ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующей самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающей состояние внутреннего благополучия [5].

Несмотря на повышенный интерес к проблеме психологической культуры, мы полагаем, что недостаточно уделяется внимания изучению технологий развития психологической культуры у представителей различных этносов. Большой вклад в развитие этнопсихологических воззрений внесли Г.В. Залевский, В.Г. Крысько, А.Д. Карнышев, Л.Г. Почебут, Н.В. Калинина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др. [3-9]. Известно, что в современной России происходит трансформация национального сознания людей, обостряется проблема межэтнического взаимодействия, увеличивается межэтническая напряженность, обостряются этнические фобии, повышается уровень этнической интолерантности, а в образовательных учреждениях в одном учебном коллективе обучаются представители не менее 8 этнических групп, каждая из которых обладает только ей присущими национально-психологическими особенностями. Поэтому нам представляется значимым для образовательных учреждений развитие психологической культуры обучающихся с учетом национально-психологических особенностей.

Под психологической культурой мы понимаем часть общей культуры человека, благодаря которой он способен понимать свой внутренний мир и внутренний мир других людей, эффективно взаимодействовать с людьми, различающимися по возрастным, национальным, половым и другим признакам, оптимально решать психологические проблемы; стремиться к саморазвитию, гармонизации внутреннего мира, отношений с окружающими, и считаем, что одним из путей ее повышения является психологическое образование. Кроме того, мы полагаем, что можно говорить и об этнопсихологической культуре как совокупности этнокультурных и этнопсихологических знаний, умений и навыков, позволяющих адекватно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общений с представителями конкретных этнических общностей.

170

Технологии работы психолога

Эмпирическое исследование, направленное на выявление основных компонентов межкультурной компетентности у студентов вузов Иркутской области, проводимое в течение 2011-2012 гг., показало, что 78,6% студентов, являющихся представителями различных этносов и религиозных предпочтений (буддизм, шаманизм, православие, мусульманство, атеизм), отметили, что они стремятся больше узнать о культуре и особенностях других национальностей, и еще 15,5% интересуются этим только по необходимости (в связи с возникшими проблемами). При этом большинство из них (55%) узнают информацию в Интернете и по телевидению. Кроме того, 24,1% студентов отмечают наличие конфликтов в учебных заведениях на межнациональной почве. Это и обусловило необходимость развития психологической культуры у студентов. Мы полагаем, что успех работы по ее развитию будет определяться используемыми технологиями и методами, и придерживаемся следующего понимания метода: «способ организации деятельности активных участников процесса обучения (обучающего и обучающегося) по передаче и приобретению знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей» [2].

Выбор технологий работы по развитию психологической культуры также был обусловлен результатами эмпирического исследования. Так, в качестве основных качеств, влияющих на взаимодействие с представителями других этносов, студенты определили способность легко и быстро устанавливать отношения с людьми (79,1%), способность корректно вести себя в конфликтных ситуациях (67,4%), уважение к другой личности (49,2%). Кроме того, назывались и такие качества, как терпимость к противоположным взглядам и мнениям (43%), уважение к религиозным ценностям и ритуалам других народов (33,7%), понимание своеобразия психологии людей разных национальностей (31%), понимание традиций и обычаев других народов (25,2%), умение быстро ориентироваться в особенностях других народов (21,7%). Поэтому в качестве основных стратегий работы по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей предлагаем использовать следующие:

1. Стратегия обучения ассертивному поведению, которая предполагает развитие умений внимательно слушать, стремление понять точку зрения другого человека, стремление к достижению компромисса. Для реализации стратегии нами были разработаны тренинговые мероприятия с использованием метода разбора критических случаев, дискуссии и ролевых игр. Использование метода ситуационного анализа, который содержит описание проблемы для решения, позволяет индивидуально или при работе в группе самостоятельно анализировать ситуацию, диагностировать проблему и представлять свои находки и решения в дискуссии с другими. А в ходе дискуссии определяются недостающие знания и умения, которые планируются для приобретения на следующем занятии. Важно в ходе работы поощрять активное участие членов группы, а также предоставлять возможности для выражения различных мнений и точек зрения. В данной стратегии обучения можно использовать модели игро-

171

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

вого обучения, среди которых наиболее простые методы проигрывания ролей: просмотр видеозаписи, показывающий эффективные модели поведения человека в проблемных ситуациях; распределение и проигрывание роли для игры в моделируемой ситуации (отрабатываются эффективные способы поведения); перенос в практику приобретенных навыков. Она позволяет формировать культуру межнационального взаимодействия.

2. Стратегия самоуправляемого обучения, которая основана на

теориях развития эмоционального интеллекта и предполагает целенаправленное развитие или укрепление какого-то качества той личности, какой человек является и (или) какой хочет быть. Эффективность данной технологии будет зависеть от того, насколько человек продумывает процесс саморазвития и определяет свои цели (или совершенствование своих способностей). Реализация данной стратегии предполагает использование упражнений, направленных на развитие национального самосознания, самооценки, самоконтроля, социальных навыков и таких личностных качеств, как уверенность в себе, этническая толерантность, коммуникабельность, открытость, эмоционально-волевая

устойчивость к сложностям межнациональных отношений, оптимизм.

3. Коммуникативные стратегии обучения, целью которых является научить понимать, прогнозировать и контролировать успех или неудачу в межэтнических контактах. Их использование эффективно при развитии навыков межличностного общения и рефлексии собственных этнообусловленных черт личности обучащихся. Кроме того, реализация стратегий предполагает использование упражнений, направленных на формирование этнической идентичности как комплекса этнических представлений, чувств, основанных на принадлежности к этнической общности и индивидуальных стратегий в межличностных отношениях.

4. Стратегические тренинги, цель которых - предоставление обучающимся инструментов для выполнения различных действий: самодиагностика, выделение сильных и слабых сторон; осознание того, что помогает наиболее эффективно развивать психологическую культуру; применение уже известных и новых действий и умений; осуществление самоконтроля и мониторинга приобретаемых умений, перенос известных действий на новое содержание деятельности. Предметом воздействия в тренинге выступали: потребности, мотивы, ценности, познавательная сфера представителей этнических групп, а также поведенческие стратегии личности как представителя этнической группы.

Содержательная часть стратегий работы по развитию психологической культуры была направлена на: трансляцию достижений в психологических взглядах, умениях, способах деятельности, методах; обеспечение социальной адаптации, результативного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей различных этносов; обеспечение эффективности деятельности человека, направленной на решение межэтнических проблем на базе имеющегося опыта, образованности, развития психических процессов и качеств; обеспечение эффективности процессов само-

172

Технологии работы психолога

регуляции, самоорганизации, самоконтроля; гармонизацию внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни.

Использование технологий по развитию психологической культуры с учетом национально-психологических особенностей требует от психолога:

1) постоянного изучения специфики различных этнических общностей (знакомство с нравами, обычаями, традициями народов, которые представлены в группе, формы поведения, их реакции);

2) усилий по формированию опыта взаимоотношений между представителями различных этнических общностей и эмоционального восприятия такого рода контактов;

3) культуры межнационального общения: интерес к духовным ценностям своего и других народов, доброжелательность ко всем людям, сопереживание, сочувствие, сострадание, содействие, содружество и готовность прийти на помощь.

Учет национально-психологических особенностей при организации мероприятий по развитию психологической культуры не только является важной предпосылкой повышения их эффективности, но и представляет собой сложный процесс использования целого ряда специальных знаний и навыков, которые необходимо формировать у психологов.

Литература

1. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., Разгоняева Е.В. Гендерные особенности этнических стереотипов студенческой молодежи // Сибирский психологический журнал.

2005. № 21. С. 65-70.

2. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М., 2002. С. 50.

3. Калинина Н.В. Развитие этносоциальной компетентности личности в контексте повышения жизненной стойкости // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. М., 1998.

4. Карнышев А.Д., Винокуров М.А. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. М., 2010.

5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2002.

6. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2008. С. 139.

7. Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология. СПб., 2012.

8. СолдатоваГ.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003.

THE TECHNOLOGIES OF A PSYCHOLOGIST’S WORK FOR DEVELOPNENT OF PSYCHOLOGICAL INTO ACCOUNT NATIONAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES Skorova L.V. (Irkutsk)

Summary. The paper substantiates necessary of development of a psychological culture into account national and psychological features. It considers general strategy and technologies of a psychologist’s work, which focused on development of psychological culture.

Key words: psychological culture; ethnopsychological culture; strategies of a psychologist’s work.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.