УДК 159.923.2
Этнический менталитет как компонент психического
склада этноса
М.М. Бафаев, Ш.Ш. Останов. Бухарский государственный университет
(Бухара, Узбекистан)
Современное общество является полиэтническим, и повседневное сосуществование и необходимость успешного взаимодействия представителей разных культур актуализируют потребность в переосмыслении сущности этнического менталитета, поиске новых подходов к его оценке, способствующих эффективному взаимодействию представителей разных культур.
Актуальность исследования социально-психологических особенностей этнического менталитета связана с нынешним обострением межэтнических отношений, кризисными явлениями в развитии самосознания и культуры. Интерес исследователей к проблеме психологии этнических различий, менталитета и межэтнического понимания продиктован насущными потребностями современной действительности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов способствует осознанию равноправия различных культур, важности места и роли каждого народа в историческом развитии, помогает выработать взаимоуважительные принципы межкультурного общения и взаимоотношений, преодолеть межэтнические барьеры.
Несмотря на обилие этнопсихологических исследований, по нашему мнению, менее изученным в социальной психологии остается один из основных компонентов психологического склада этноса - его менталитет. Этнический менталитет - это система взаимосвязанных образов, которые лежат в основе коллективных представлений этноса о мире и о своем месте в мире. Эти устойчивые образы оказывают значимое влияние на конфигурацию других компонентов психического склада этноса. Этнический мен-
талитет играет исключительно важную роль в процессе формирования, структурирования (на генетическом, геносоциальном и социальном уровнях) и развития психического склада этноса, выполняет функцию обеспечения его стабильности.
Основной функцией этнического менталитета является функция обеспечения стабильности психического склада этноса; к другим специфическими ментальным функциям относятся: функция сохранения культурных и гносеологических стереотипов и целеориентирующая функция.
Структурирование психического склада этноса позволит нам определить специфику понятия «этнический менталитет» и отделить это понятие от таких часто отожествляемых с ним понятий как, например, «национальный характер», проследить связи между менталитетом и этими элементами, и наконец, осмыслить сущность понятия «этнический менталитет», которое невозможно без понимания места и роли менталитета в структуре психологического склада этноса.
Понятие «психический склад этноса» - наиболее общая его психологическая характеристика, ведь классическим определением этноса является следующее: «этнос есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявлявшегося в общности культуры» [1, с. 100] или, если упрощенно, «этнос - это группа людей, связанных общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада» [2, с. 63]. Понятие «психический склад этноса» как его наиболее общая психологическая характеристика пересекается, а часто и отождествляется с такими понятиями как «национальный психический склад», «психический облик нации», «национальная психология», «психология нации», «национальная психика». Методологической базой дефиниции психического склада этноса послужили труды этнопсихологов и, прежде всего, отечественного этнопсихолога В.Г. Крысько [1; 2; 3]. Перечисляя системообразующие компоненты психологии нации, В.Г. Крысько упоминает об этническом самосознании, этнических интересах и ориентациях, этническом характере и темпераменте, этническом складе ума, этнических чувствах, традициях и привычках [1, с. 135; 3, с. 186-187].
Одним из базовых компонентов психологии общества В.Г. Крысько считает менталитет общества [3, с. 74]. Вполне логично предположить, что если менталитет общества является базовым компонентом психологии общества, то этнический менталитет является базовым компонентом психологии этноса. Необходимо отметить, что этнический менталитет считают важнейшим компонентом этнопсихики ряд таких отечественных этнопсихологов, как Т.Г. Стефаненко, И.Г. Дубов, В.С. Кукушкин, Л.Д. Столяренко и др. Во-вторых, одним из системообразующих элементов этнопсихики являются этнические стереотипы. В.Г. Крысько упоминает о этностереотипах поведения как о составной части этнических традиций и привычек. На наш взгляд, такое сужение этнических стереотипов лишь до стереотипов поведения является вряд ли оправданным. К этому следует добавить, что важную роль этностереотипам как элементам этнопсихики отводили такие отечественные этнопсихологи как Т.Г. Стефаненко, Е.П. Белинская, Ю.В. Платонов, З.В. Сикевич и др.
Таким образом, психический склад этноса можно определить следующим образом: это - неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств каждого конкретного этноса, образующее устойчивое единство, и отражающее то общее, что есть у ее этнической общности в следующих системообразующих элементах: этнический менталитет, этнический склад ума, этнический темперамент и характер, этностереотипы, этнические чувства, интересы и ориентации, этническое самосознание, традиции и обычаи.
Необходимо отметить, что в реальной действительности в жизнедеятельности этноса все этнопсихологические особенности выступают как нерасчленимое целое, поэтому разделение психического склада этноса возможно лишь в абстракции, как методический прием, необходимый для их более детального изучения.
Литература
1. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. - М., 2002.
2. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. -СПб., 2003.
3. Крысько В. Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учеб. пособие. - СПб., 2003.
4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М., 2003.
© М.М. Бафаев, Ш.Ш. Останов, 2014. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014.
— • —