Научная статья на тему 'Состояние и перспективы производства биотоплива в России'

Состояние и перспективы производства биотоплива в России Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
442
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РАПС / НЕФТЕПРОДУКТЫ / БИОДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / БИОТОПЛИВО / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / RAPE / OIL PRODUCTS / BIODIESEL FUEL / BIOFUEL

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Дрюпин П. В., Керученко Л. С., Мяло В. В.

Рассмотрена ситуация с производством биотоплива в Евросоюзе. В качестве сравнения приведен потенциал Российской Федерации в этой сфере. Описываются мероприятия, направленные на создание производств по выпуску биотоплива на территории нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION AND PROSPECTS OF BIOFUEL PRODUCTION IN RUSSIA

An issue of biofuel production in European Union is considered. Russian Federation potential in this sphere is given for comparison. Measures oriented to creation of the plants on biofuel production on the territory of our country are described.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы производства биотоплива в России»

УДК 662.7: 621.436.2 П.В. Дрюпин, Л.С. Керученко, В.В. Мяло

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА БИОТОПЛИВА В РОССИИ

Рассмотрена ситуация с производством биотоплива в Евросоюзе. В качестве сравнения приведен потенциал Российской Федерации в этой сфере. Описываются мероприятия, направленные на создание производств по выпуску биотоплива на территории нашей страны.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, рапс, нефтепродукты, биодизельное топливо, биотопливо.

P.V. Dryupin, L.S. Keruchenko, V.V. Myalo CONDITION AND PROSPECTS OF BIOFUEL PRODUCTION IN RUSSIA

An issue of biofuel production in European Union is considered. Russian Federation potential in this sphere is given for comparison. Measures oriented to creation of the plants on biofuel production on the territory of our country are described.

Key words: agroindustrial complex, rape, oil products, biodiesel fuel, biofuel.

Целью данной работы является определение возможности открытия на территории РФ комплексов по производству биотоплива (биоэтанола, биодизельного топлива, натурального растительного масла). Для начала хотелось бы остановиться на опыте европейских стран в этом вопросе и на некоторых высказываниях ярых противников биотоплива.

Одним из лидеров по производству биотоплив является Евросоюз. Согласно директиве Европарламента 2003/30/EU, к концу первого десятилетия нынешнего века доля биологического топлива для транспорта в странах Евросоюза должна была составлять 5,75% от общего объема потребления жидкого топлива. Позже эту цифру пересмотрели, снизив ее до 4,2%. В 2009 году ее вовсе убрали из новой директивы, ограничившись нормой 10% в 2020 году. Аналитики компании Bunge полагают, что и эта цель не будет достигнута. Для того чтобы выйти на такой уровень, Евросоюз должен стать нетто-импортером зерновых и масличных культур, хотя основные экспортеры этой продукции сами начинают активно развивать внутреннее производство биотоплива. Так в Германии, которая является лидером по производству биотоплива в Европе, около половины биодизельных заводов работает не на полную мощность прежде всего из-за роста цен на сырье и его нехватки. Еще одной косвенной причиной снижения темпов производства биотоплива могло стать то, что в планах Правительства Германии довести акциз на биодизельное топливо до 45 центов к 2012 году, тем самым уровняв его с налогом на минеральное дизельное топливо [5].

Вокруг производства биодизельного топлива разгорается все больше споров. Одним из его основных преимуществ является экологичность, которая заключается в снижении концентрации вредных веществ, выбрасываемых с отработавшими газами и его лучшей, по сравнению с минеральным дизельным топливом, биоразлагаемостью. Противники его производства говорят о том, что биодизельное топливо приносит окружающей среде больше вреда, чем пользы, оперируя тем, что для выращивания сырья потребовалось расчистить немало диких земель - будь то леса в тропиках или луга в Южной Америке, чем был нанесен серьезный урон экологии. Другие противники биодизельного топлива пророчат нам резкое повышение цен на продовольствие и голод, ссылаясь на то, что зачастую, стремясь к выгоде, сельхозтоваропроизводители переключаются с производства зерна на производство масленичных культур для последующего получения биодизельного топлива.

На этом фоне Россия может стать одним из лидеров в производстве, как сырья, так и самого биодизельного топлива, и к этому имеются все предпосылки. Дело в том, что РФ обладает значительными зе-

ВестникКрасГАУ. 2011. №3

мельными ресурсами. Ее территория насчитывает почти 1 млрд 710 млн га. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 400,9 млн га, или 23% от общего земельного фонда. Часть из них используется для получения продукции сельского хозяйства и выделены в качестве сельскохозяйственных угодий. Последние годы отличаются негативными изменениями в использовании площадей и структуре сельскохозяйственных угодий. По оценке Министерства сельского хозяйства РФ, на сегодняшний день в России остаются невостребованными около 20 млн га продуктивной пашни, а это больше, чем размер всех сельхозземель Европы [4].

Одной из основных масленичных культур в нашей стране, на которую можно сделать ставку в вопросе производства биодизельного топлива, является рапс. В нашей стране рапс стали возделывать в начале XIX века. К началу 1950-х годов производство рапса было сокращено в связи с интенсивным развитием производства подсолнечника. Начиная с 2002 года, посевные площади под рапсом начали снова расти, также наблюдается тенденция к увеличению урожайности этой культуры с каждым годом [3]. Это дает возможность предполагать, что начинается второй этап развития популяризации такой ценной культуры, как рапс. К тому же этому способствует программа развития сельского хозяйства и формирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Правительством РФ. Согласно документу, к 2012 году по сравнению с 2006 годом, занятые этой культурой площади должны увеличиться в 3,9 раза, а сбор семян в 5,7 раза.

В целом потенциальные возможности России по выращиванию и использованию рапса как сырья для производства биодизельного топлива по данным [7] достаточно велики (табл. 1).

Таблица 1

Расчет потенциала выращивания рапса на территории России

Сценарий Возможные площади под рапсом, млн га Урожайность, ц/га Валовой сбор рапса, млн т Производство биодизельного топлива, млн т Объем получаемого жмыха, млн т

Минимальный 2,5 10 2,5 0,95 1,55

Максимальный 13 25 32,5 12,4 20,2

Средний 6,5 15 9,75 3,71 6,02

В последнее время в РФ вопросу производства биотоплива уделяется большее внимание, и как следствие было принято ряд документов:

ГОСТ Р 52368-2005. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия, регламентирующие введение в состав топлива 5% от общего количества биодизельного топлива;

ГОСТ Р 52808-2007. Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения;

Указ Президента России от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;

Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 1-р Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г. № 1 -р).

Также планируется открытие нескольких производств по выпуску биоэтанола в Алтайском крае, в Новосибирской, Тамбовской, Иркутской и Пензенской областях. Если говорить о производстве биодизельного топлива, то ассоциация «ЛибОйл» ввела в эксплуатацию в Липецкой области завод по переработке рапса, существуют планы реализации инвестиционного проекта компанией «Продэкс-Омск», которая позволит наладить выпуск в области масла, с возможной перспективой выпуска биодизельного топлива [6]. Однако все эти проекты находятся еще в планах или на этапе становления, а существующие российские реалии таковы, что неудержимый рост цен на нефтепродукты, в частности, дизельное топливо, привел к возрастанию удельных затрат на приобретение топлива в общей себестоимости сельскохозяйственной продукции с 5 (80е годы) до 40% в настоящее время [2]. К сожалению, высокая цена не всегда означает высокое качество,

так, по данным Алтайской, Владимирской, Кировской, Кубанской, Поволжской, Северо-Кавказской, СевероЗападной, Центральной и Центрально-Черноземной машинно-испытательных станций, из 134 проб дизельного топлива, взятого с нефтесклада и пункта заправки организаций АПК, 23% из них были признаны некондицией [1]. Подобная проверка качества топлива, имеющегося в сельхозорганизациях АПК Омской области, проведенная Сибирской машинно-испытательной станции, показала более удручающие результаты. По дизельному топливу 46,2% взятых проб были признаны некондицией. Все вышесказанное должно послужить большим толчком для скорейшего развития биотопливной отрасли в России.

Учитывая эффективность рапса как севооборотной культуры (особенно в зернопроизводстве), для независимости от поставщиков дизельного топлива среднему растениеводческому или животноводческому хозяйству, по оценке Всероссийского НИИ механизации сельского хозяйства, достаточно засеять рапсом 13% своих площадей. К положительной стороне производства топлива на растительной основе, в условиях сельского хозяйства, можно отнести и тот факт, что оно является практически безотходным. Так как при производстве рапсового масла будет получаться жмых, а при производстве биодизельного топлива еще и глицерин. В свою очередь рапсовый жмых является ценной питательной добавкой в животноводстве и предназначен для кормовых целей, а глицерин, в зависимости от качества очистки, также применяется во многих отраслях (строительство, сельское хозяйство, пищевая, медицинская промышленность и др.).

Специалисты считают, что в Омской области хороший климат для выращивания этой культуры, поэтому и посевные площади, занимаемые рапсом, с 2005 года начали неуклонно расти. В 2010 году посевные площади рапса были доведены до 40 тыс. га (в 2005 г. рапсом было занято 5 тыс. га, в 2006 г. - 20 тыс.га, 2007 - 35 тыс. га). Однако, как отмечают в региональном Минсельхозпроде, уже сегодня посевы рапса необходимо доводить до 100 тыс. га, что обусловлено высоким потенциалом этой культуры.

На наш взгляд, развитие производства биотоплива в России должно начинаться не со строительства крупных заводов, а с внедрения в сельское хозяйство не требующих дорогостоящего импортного оборудования мини-комплексов по его производству. Только после этого целесообразно строительство заводов, которые должны располагаться в непосредственной близости от наиболее успешных хозяйств, занимающихся производством сырья или непосредственно биотоплива, с целью их кооперации. Все это должно оживить АПК и позволить России в кротчайшие сроки занять одну из лидирующих позиций на мировом биотопливном рынке.

В заключение хотелось отметить и тот факт, что отрасль растениеводства является основным потребителем светлых нефтепродуктов в сельском хозяйстве. Обеспечение этой отрасли качественными, дешевыми и, что немало важно, более экологически чистыми видами топлива собственного производства является первостепенной задачей, решение которой позволит сделать сельское хозяйство более независимым, как финансово, так и энергетически.

Литература

1. Гоголев Г., Горшков М., Воробьев М. Все ниже качество нефтепродуктов // Сельский механизатор. -2007. - №6. - С. 41.

2. Нагорнов С.А., Фокин Р.В., Рязанцева И.А. Повышение эффективности энергоэкологических показателей сельскохозяйственных дизелей / ГНУ ВИИТиН. - Тамбов, 2007.

3. Нарижний И.Ф., Московцева Л.В., Румянцева Ю.В. Экономика производства и использования ярового рапса. - Липецк: ЛЭГИ, 2006. - 100 с.

4. Панкова К.И., Корнеев А.Ф., Капитонов А.А. Земельный рынок в сельском хозяйстве. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. - 96 с.

5. Шахов А. Производить биодизель в Германии невыгодно // Сельский механизатор. - 2008. - №7. - С. 44.

6. Аронов Э.Л., Глотов Н.А. Расширение производства автотракторного биотоплива: за и против // Техника и оборудование для села. - 2008. - №4. - С. 31.

7. Фотс И.Д. Экономико-географические предпосылки производства и потребления биомоторного топлива на территории России : автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25. 00. 24. - М., 2009. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.