Научная статья на тему 'Состояние и перспективы профессиональной подготовки терапевтов в области гастроэнтерологии'

Состояние и перспективы профессиональной подготовки терапевтов в области гастроэнтерологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы профессиональной подготовки терапевтов в области гастроэнтерологии»

УДК 616.33-002.44:616.254

Состояние и перспективы профессиональной подготовки терапевтов в области гастроэнтерологии

Е.И. Ткаченко1, А.Ю. Барановский2, В.И. Симаненков2

'Санкт-Петербургская медицинская академия им И.И. Мечникова, 2Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

© В.И. Симаненков, Е.И. Ткаченко, А.Ю. Барановский, 2009

The state and perspectives of professional training for therapeutists in gastroenterology

E.I. Tkachenko, A.Yu. Baranovsky, V.I. Simanenkov

Вступление России в новую фазу своего политического и экономического развития потребовало критической оценки состояния социальной сферы страны, в том числе, разумеется, положения дел в национальном здравоохранении. Большинство читателей журнала, по всей видимости, не имеет достоверной информации об истинной трагической ситуации в области состояния здоровья нации, обеспеченности населения страны всеми необходимыми видами медицинской помощи, реальном уровне профессиональной состоятельности профилактической и клинической медицины не только в столичных регионах, но и в стране в целом. Действительно, у нас нет полной и объективной информации на этот счет. Но мы можем догадываться об истинных катастрофических процессах в области охраны здоровья населения страны только уже потому, что наше правительство было вынуждено сформулировать концепцию «Национального проекта по улучшению состояния здоровья населения страны», постулировать пути реформирования медицины, особенно ее первого звена медицинской помощи населению

— амбулаторно-поликлинической медицины.

Состояние дел в гастроэнтерологии — не лучше и не хуже, чем в других специальностях клинической медицины. Однако сегодня мы должны согласиться, что лабораторно-инструментальное оснащение и методическое обеспечение, не говоря о финансировании российской гастроэнтерологии (в целом по стране), катастрофически отстает от достижений мировой гастроэнтерологии, и ни в малейшей степени не соответствует требованиям времени. Пожалуй, парадоксом в сложившихся условиях можно рассматривать приказ МЗ и СР РФ №539 от 25.08.05 г. «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи населению Российской Федерации». Именно в этом приказе утвержден новый профессиональный «портрет» врача-гастроэнтеролога России, очень близкий к своим аналогам в капиталистических странах с высоким уровнем развития медицины.

Так, в соответствии с вышеназванным приказом врач-гастроэнтеролог осуществляет (Приложение № 1 к приказу № 539 от 25.08.05 г)*:

диагностику:

- сбор анамнеза и клинический осмотр больного;

- выявление Helicobacter pylori (быстрый уреазный тест, дыхательный тест); *

- эндоскопическое исследование верхних отделов

пищеварительного тракта (эзофагоскопия, эзофагогас-троскопия, эзофагогастродуоденоскопия);*

- эндоскопическое исследование нижних отделов пищеварительного тракта (ректоскопия, ректосигмоскопия, колоноскопия);*

- ультразвуковое обследование органов брюшной полости;*

- рН-метрия верхних отделов пищеварительного тракта;*

- пункционная биопсия печени.*

лечение:

- диетотерапия;

- этиотропное, патогенетическое и симптоматическое лечение больных с заболеваниями пищеварительной системы, а также предраковыми заболеваниями органов пищеварения;

- неотложные мероприятия при болезнях органов пищеварения;

профилактику гастроэнтерологических заболеваний.

*- выделены пункты принципиально новых требований МЗ и СР РФ к профессиональной деятельности врача-гастроэнтеролога.

В настоящей публикации авторы не ставят своей задачей критический анализ приказа. Это было бы, по меньшей мере, некорректно: ведь приказы следует не обсуждать, к тому же публично, а выполнять. Вместе с тем, в интересах более глубокого усвоения положений настоящего приказа и определения наиболее рациональных путей его выполнения авторы оставляют за собой право сформулировать в данной статье ряд вопросов, касающихся не совсем понятных позиций приказа, с надеждой получить соответствующие разъяснения от разработчиков приказа или инициировать публичный творческий анализ его наиболее дискуссионных пунктов с целью коллегиального поиска оптимальных подходов к реализации рассматриваемого документа.

Первый вопрос: как много времени потребуется на профессиональную подготовку каждого врача-гастро-энтеролога?

В качестве компетентной точки зрения приведем расчеты ЦНИИ гастроэнтерологии (Лазебник Л.Б., 2007). Временные затраты на подготовку специалиста должны включать:

- подготовку по основной специальности — гастроэн-

терологии — не менее 3,5 месяцев (504 ч), периодичность последующего усовершенствования — 1 мес каждые 5 лет (Приказ № 337 08.1999 г Минздрава России);

- обучение эндоскопии для проведения эндоскопического исследования желудочно-кишечного тракта

— первичная специализация 4 месяца (576 ч), периодичность последующего усовершенствования — 1 месяц каждые 5 лет;

- обучение в области УЗИ — первичная специализация — 3,5 месяца (504 ч), периодичность последующего усовершенствования —1 месяц каждые 5 лет;

- обучение пункционной биопсии печени — 1 месяц.

Таким образом, для подготовки одного врача по гастроэнтерологии, включая эндоскопию и УЗИ (расчет ЦНИИ гастроэнтерологии) потребуется:

- в 1-й год — 12 месяцев,

- для усовершенствования — каждые 5 лет по 3 месяца в год

Из этого следует, что при первичной подготовке специалист на работе в ЛПУ будет отсутствовать 12 месяцев, а также 3 месяца в год каждые 5 лет.

Второй из серии наиболее важных вопросов, возникших после чтения приказа МЗ и СР РФ № 539 от 25.08.05 г: во что обойдется ЛПУ обучение каждого гастроэнтеролога?

Стоимость прямых затрат на подготовку и переподготовку 1 специалиста-гастроэнтеролога («чистые» затраты на обеспечение учебного процесса) (расчет ЦНИИ гастроэнтерологии):

1. Исходя из средней стоимости 1 часа на 1 января 2006 г, расчетная стоимость будет составлять 1,5-2,0 $ х 506 ч = 759 -1012 $ за 1 цикл.

2. При выполнении Приказа № 539, требующего обеспечить многостороннюю подготовку специалиста, необходимо 759-1012$ х 3 цикла: базовая специальность

— гастроэнтерология, подготовка по эндоскопии, ультразвуковой диагностики. Общая стоимость подготовки 1 врача-гастроэнтеролога составит 2277-3036 $ (из бюджета ЛПУ или обучающегося).

Третий, но не последний, вопрос: сколько же времени потребуется врачу-гастроэнтерологу на осмотр и комплексное обследование каждого пациента в объеме его новых функциональных обязанностей? И сколько больных гастроэнтеролог амбулаторно-поликлинического звена может принять за свой рабочий день?

1. Установленное время для первичной консультации гастроэнтерологического больного — 30 мин., повторной

— 20 мин.

2. Ультразвуковая диагностика (согласно приказу Минздрава РСФСР № 132 от 2.08.1991 г): для проведения УЗИ органов брюшной полости затратное время составляет 60-120 мин:

20 мин — печень и желчный пузырь,

20 мин — поджелудочная железа,

20 мин — селезенка,

60 мин — определение функции желчного пузыря.

3. Эндоскопическое обследование в гастроэнтерологии (на основании приказа Минздравмедпрома России

№222 от 31.05.96 г, Приложение 7):

а) для выполнения верхней эндоскопии (эзофагогастро-дуоденоскопия) необходимо 55 мин, нижней эндоскопии (колоноскопия) —100 мин.

Нормативы временных затрат для проведения пун-кционной биопсии печени, рН - метрии, определения Helicobacter pylori уреазным и дыхательным тестами, отсутствуют. Но хронометраж выполнения указанных процедур в ЦНИИ гастроэнтерологии показал: затратное время составляет соответственно 40, 15 и 60 мин.

Следует напомнить, что рабочий день врача -гастроэнтеролога при двух выходных днях в неделю составляет 7 ч 30 м. За 1 рабочий день по существующим нормативам врач-гастроэнтеролог консультирует 17-18 больных (при 50% первичных и 50% повторных больных). Учитывая высокую гастроэнтерологическую заболеваемость, ежедневно врач- гастроэнтеролог принимает не менее 20-25 пациентов на ставку, что выше нормативных требований, но что также не удовлетворяет потребности населения в специалистах.

Приводим примерные варианты объема консультативно-диагностической помощи и затраты времени за 1 рабочий день врача-гастроэнтеролога. Расчет ЦНИИ гастроэнтерологии (Лазебник Л.Б., 2007):

Вариант 1

Первичная консультация — 30 мин.

УЗИ — 60 мин (без определения сократительной функции желчного пузыря, необходимого для назначения холелитической терапии)

Верхняя эндоскопия — 55 мин.

Всего затрачено 145 мин, или 2 ч 25 мин —32% рабочего времени на 1 пациента.

За один рабочий день (7 час 30 мин) врач - гастроэнтеролог может проконсультировать и обследовать 3 больных, затратив при этом 7 ч 15 мин.

Вариант 2

Первичная консультация — 30 мин.

Нижняя эндоскопия — 100 мин. *

Всего затрачено 130 мин, или 2 ч 10 мин — или 29% рабочего времени на 1 пациента.

При данном варианте за один рабочий день врач - гастроэнтеролог может проконсультировать и обследовать 3 больных, затратив при этом 6 ч 30 мин.

За оставшееся время (60 мин) возможна только консультация еще двух больных (всего 3+2 = 5 пациентов).

*Для проведения эндоскопических исследований необходимо иметь не менее 2 аппаратов на 1 врача-эндос-кописта (необходима дезинфекция).

Вариант 3

Первичная консультация — 30 мин. рН- метрия —60 мин.

Всего затрачено 1 ч 30 мин, или 20% рабочего времени на 1 пациента.

При варианте 3 за один рабочий день возможна консультация и обследование 5 больных: 1 час 30 мин х 5 = 7 ч 30 мин (всего 5 пациентов).

За пределами обсуждения остался вопрос, касающийся возможностей ЛПУ по обеспечению гастроэнтерологов «новой формации» (по приказу МЗ и СР РФ № 539) необ-

ходимыми рабочими помещениями и диагностической аппаратурой. Не смеем поднимать вопрос об источниках дополнительного финансирования, необходимого для полноценного выполнения приказа. Существует еще масса вопросов, требующих уточнения и разрешения целого ряда неясных моментов приказа для обеспечения высокопрофессиональной деятельности врачей-гас-троэнтерологов России в юридически новых условиях их работы. Этот приказ подвигнул нас к критическому анализу и существенному переосмыслению положения дел в профессиональной подготовке, переподготовке и усовершенствовании специалистов гастроэнтерологического профиля. Поэтому тематикой настоящей публикации авторы определили рассмотрение вопросов последипломного образования врачей, чья профессиональная деятельность целиком или частично связана с диагностикой, лечением и профилактикой болезней органов пищеварения. Речь идет, разумеется, о гастроэнтерологах, терапевтах, семейных врачах и других специалистах терапевтического профиля.

Прежде чем говорить, что и как изменять и совершенствовать в рассматриваемом профиле последипломного образования, предлагаем более четко определить нашу педагогическую мотивацию. Поэтому первой задачей в этой связи авторы поставили изучение уровня профессиональной подготовки российских терапевтов в области гастроэнтерологии, чтобы определить суть и степень дефектности последипломного гастроэнтерологического образования с точки зрения состоятельности используемых нами учебных программ и адекватности философии самого последипломного гастроэнтерологического образования.

Каков же профессиональный «портрет» нашего современника — российского гастроэнтеролога, работающего в стационаре или диагностическом центре? Обратимся к результатам исследований кафедры гастроэнтерологии и диетологии Санкт-Петербургской МАПО.

Из 864 врачей-гастроэнтерологов, обучавшихся на циклах гастроэнтерологии за последние годы, 129 (почти 15%) как, оказалось, работали в своих ЛПУ на протяжении от 1,5 до 26 лет, не только не имея сертификата по специальности «гастроэнтерология», но и не проходили за это время ни одного усовершенствования (если не считать их «траты времени» на выездных учебных циклах некоторых вузов). Самое огорчительное — 26 (3%) врачей-гастроэнтерологов из этого числа, как показали трудовые документы, работали заведующими гастроэнтерологическими отделениями больниц, санаториев или районных консультативно-диагностических центров. 3% — много или мало? Разумеется, много, даже очень много, если учесть, что 26 врачей — это руководители лечебно-диагностических отделений.

Симптоматичен для настоящего времени факт, что большая часть врачей (76,2% — 658 человек) приезжала только на так называемые «сертификационные» циклы обучения, имея главную цель — получение (или подтверждение) сертификата по специальности «гастроэнтерология». Остальные же 33,8% врачей, преимущественно терапевты амбулаторно-поликлинического звена, проходили обучение

на кафедре в системе прерывистого вечернего обучения или являлись слушателями выездных дополнительных циклов кафедры, которые проводились для выполнения учебно-производственного плана. В отличие от прошлых времен плановые «несертификационные» очные учебные циклы, в том числе краткосрочные, общего, а тем более, тематического усовершенствования последних 5-7 лет не пользуются популярностью у российских врачей-гастроэнтерологов, и, тем более, у терапевтов и врачей общей практики. Столь явный прагматизм врачей, обусловленный личными и производственными финансовыми и бытовыми причинами, идет в явное противоречие с тематической актуальностью и высокой практической значимостью содержания учебных циклов, например, «Актуальные вопросы гепатологии», «Функциональная гастроэнтерология», «Достижения современной панкре-атологии», «Амбулаторно-поликлиническая гастроэнтерология», «Трудный диагноз в гастроэнтерологии» и др. Именно этим обусловлена низкая заполняемость несертификационных учебных циклов, в большинстве случаев доходящая до 10-15% и ниже. Кафедры вынуждены во имя выполнения пресловутого учебно-производственного плана изыскивать новые формы обучения, иногда идти на непопулярные шаги, используя подчас мало эффективные формы учебного процесса, например, выездные, вечерние, прерывистые циклы.

Анкетирование показало, что только 357 человек (41,3%) из всех обучавшихся на кафедре врачей-гаст-роэнтерологов, преимущественно представители здравоохранения крупных и центральных городов России, имели возможность и желание систематически обучаться на кафедрах гастроэнтерологии МАПО страны или на циклах «гастроэнтерология» кафедр терапии ФУ Вов линейных вузов (рис. 1). Это значит, что если бы кафедры инициативно организовали систему непрерывного многолетнего очно-заочного последипломного обучения российских врачей в области гастроэнтерологии, то менее половины из опрошенных на словах готовы постоянно повышать свой профессиональный уровень. Наша научно-исследовательская работа в области последипломного образования по специальности «гастроэнтерология», выполненная сотрудниками профильной кафедры СПбМАПО за последние 6 лет, показала еще более мрачную действительность. Только 12% врачей, добровольно зачисленных на многолетние очно-заочные сертификационные циклы, систематически посещали лекции ведущих гастроэнтерологов и ученых других специальностей Санкт-Петербурга (рис. 2). Так же, как и лекции, оказались мало востребованными семинары, круглые столы, конференции, темы и содержание которых формулировались при непосредственном участии самих обучаемых врачей.

Малая приверженность врачей последипломному образованию, в том числе и в первую очередь самообразованию, низкий уровень тяготения к новым знаниям и клиническим навыкам, как показывает практика, являются трагическими реалиями нашей действительности. Так, систематическое чтение специальных медицинских журналов доказали только 7% врачей,

обучавшихся на кафедре гастроэнтерологии и диетологии СПбМАПО. Подавляющее большинство врачей изредка и даже случайно читают выборочные статьи медицинских журналов, но вот горестным фактом для нас является то, что 213 из 864 опрошенных врачей, т.е. 24,6%, не могли назвать ни одного профильного гастроэнтерологического журнала, издающегося в России. Почти половина из впервые обучавшихся у нас врачей за последние 5 лет, кроме справочной и изредка случайной учебной литературы, не ознакомилась с содержанием ни одной монографии или руководства по гастроэнтерологии. Очень близкое к названному числу врачей (22,5%), неоднократно приезжавших для обучения на кафедру гастроэнтерологии и диетологии СПбМАПО, в своей практической деятельности пользуются исключительно лекционным материалом, не «тратя» времени на изучение специальной медицинской литературы.

Базовый тестовый компьютерный контроль знаний врачей, обучавшихся на кафедре гастроэнтерологии и диетологии СПбМАПО, показал следующее. Среднее количество правильных ответов у впервые зачисленных на циклы кафедры гастроэнтерологов со стажем 15 лет и более — 52,4%, со стажем от 10 до 15 лет — 45,7%, со стажем менее 10 лет — 42%. Повторное тестирование этих же врачей перед последующими учебными циклами на кафедре (через 3-5 лет) показало лишь некоторое увеличение уровня знаний, не превышающее 8-12% от предыдущих показателей (рис. 3).

Примечательно, что истинный уровень знаний врачей-слушателей гастроэнтерологов (доля правильных ответов на компьютерном экзамене) по окончании полутора- или двухмесячного сертификационного цикла, как правило, превосходит базовый уровень их знаний (перед началом цикла) в среднем на 25-30%. Это в несколько раз выше тех показателей, которые врачи демонстрируют, вновь появляясь на кафедре через насколько лет перед очередным учебным циклом. Можно сделать предварительный вывод, что дополнительный объем учебной и научной информации, получаемой многими врачами в промежутках между учебными циклами на кафедре, настолько мал, практически ничтожен, если вообще существует, что его абсолютно недостаточно для сохранения учебного багажа, полученного на кафедре. Ряд врачей искренне сознаются, что в своей практической клинической деятельности пользуются исключительно лекционным материалом, полученным на очередном учебном цикле, да необъемными учебными пособиями, приобретенными на тех же занятиях. Степень пополнения необходимого им теоретического материала зависит, как правило, от содержания учебного процесса на очередном учебном цикле приглянувшейся им кафедры МАПО.

Наблюдения показывают, что наиболее слабые знания врачи-гастроэнтерологи имеют в области гепатологии, особенно в вопросах алгоритмов диагностики и современного лечения вирусных заболеваний печени, принципов индивидуализации их терапии. Недостаточен уровень подготовки врачей в области выявления и лечения аутоиммунных заболеваний органов пищеварения, билиарной патологии, воспалительных заболеваний кишечника, а

также предопухолевых и предраковых заболеваний в гастроэнтерологии. Вызывает тревогу явно недостаточная подготовленность гастроэнтерологов в области психосоматической патологии, смежных специальностей (особенно иммунологии, медицинской генетики, клинической микологии, инфекционных болезней и др.). У гастроэнтерологов в среднем низок объем необходимой информации по физиологии и патофизиологии органов пищеварения, диетологии. Неудовлетворителен у большинства врачей объем знаний, необходимых гастроэнтерологу для консультативной работы в стационаре хирургической гастроэнтерологии, а также при реабилитации и диспансеризации послеоперационных контингентов.

Более мрачная картина предстает перед нами при анализе степени профессиональной подготовленности в области гастроэнтерологии терапевтов стационаров, санаториев и амбулаторно-поликлинической сети, врачей общей практики. Уровень их знаний даже по минимальной шкале компьютерной оценки отличается в худшую сторону от коллег-гастроэнтерологов в среднем на 25-30%. Как и можно было предполагать, максимально неудовлетворительные показатели демонстрируют участковые терапевты, приближающиеся к пенсионному рубежу или перешагнувшие его. Нередко участковые и сельские врачи не имеют даже представления об этиологической роли пилорического геликобактера в генезе гастродуоденальной патологии, не говоря о современных схемах противоязвенной терапии. Таких вопиющих примеров можно привести немало.

Представленные, поверьте, без сгущения красок, материалы аргументируют безрадостную ситуацию в области профессиональной подготовленности врачей по специальности «гастроэнтерология». Речь идет только об уровне знаний врачей. Здесь мы не затронули проблему профессиональных навыков. Это отдельная, и столь же горькая по своему состоянию тема, тем более, если ее рассматривать через призму уже выше упомянутого приказа МЗ и СР Рф №539 от 25.08.05 г.

В чем же причина столь тяжелого состояния дел в кадровом составе сегодняшней гастроэнтерологии России? И что необходимо предпринять, чтобы человеческий фактор нашей специальности был не тормозом ее цивилизованного развития, а важнейшим и определяющим базисом?

Во-первых, можно констатировать, что у большинства врачей отсутствует потребность и, по всей видимости, мотивация к постоянному самоусовершенствованию с использованием всех доступных клиницистам средств и возможностей.

Во-вторых, слабые административно-кадровые рычаги стимулирования обучения и самообразования не способствуют профессиональному росту врачей во многих ЛПУ.

В-третьих, сегодняшние программы последипломного обучения врачей в области гастроэнтерологии не соответствуют современному уровню развития специальности, имеют минимум практической направленности и еще меньше обогащают врачей в области фундаментальных дисциплин и смежных специальностей.

В-четвертых, недостаточное финансирование в ЛПУ плановых и внеплановых мероприятий, направленных на повышение клинического мастерства врачей (различные формы учебы, научно-практические конференции, учебные и научные командировки и т.п.), существенно ограничивает возможности врачей к приобретению новых медицинских знаний и практических навыков.

Кроме того, подбор кадрового состава врачей на должности ординаторов лечебных отделений, а тем более

— на руководящие гастроэнтерологические должности в ЛПУ, как правило, осуществляется без предварительных консультаций с профильными кафедрами медицинских академий последипломного образования или факультетов усовершенствования врачей, где обучались (например, в клинической ординатуре) кандидаты на вакантные должности; без согласования с ведущими гастроэнтерологами города, как правило, хорошо знающими большинство из членов своей ассоциации гастроэнтерологов. В связи с этим нередко гастроэнтерологией начинают заниматься мало пригодные для такой клинической работы врачи. Особенно огорчительно, когда на заведование отделениями назначают клиницистов не по деловым качествам и не на конкурсной основе, а по принципу услужливой или другой близости к администрации ЛПУ

Все вышеизложенное побуждает сформулировать ряд наиболее значимых, на наш взгляд, задач по реформированию последипломного образования врачей в области гастроэнтерологии:

1. Разработать и предложить Росздраву концепцию непрерывного последипломного образования врачей-кли-ницистов (в частности гастроэнтерологов), включающую как систематическое (не реже 1 раза в 5 лет) прохождение циклов усовершенствования в государственных учреждениях дополнительного образования, так и различные формы самоусовершенствования, оцениваемые в баллах за отчетный период накопительным принципом.

2. Пересмотреть продолжительность первичной профессиональной подготовки (в частности, обучение в клинической ординатуре) и циклов профессиональной переподготовки в сторону их увеличения для включения в программы преподавания эндоскопии, ультразвуковой диагностики, мануальных навыков, а также для расширения разделов фундаментальных предметов и некоторых смежных дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Предложить Росздраву поддержать предложения о законодательном закреплении за региональными ассоциациями и научно-практическими обществами гастроэнтерологов (терапевтов) обязанностей по выдаче характеристик

о профессиональной деятельности гастроэнтерологов и рекомендаций в аттестационные комиссии и отделы кадров ЛПУ

4. Рекомендовать комитетам по здравоохранению (министерствам здравоохранения) городов, областей, краев и республик России включить в комиссии по аттестации врачей представителей региональных ассоциаций и научно-практических обществ гастроэнтерологов.

Таким образом, правильно оценивая истинное уд-

ручающее положение дел в области профессиональной подготовленности терапевтов в разделах гастроэнтерологии и, разумеется, врачей-гастроэнтерологов страны, реально представляя приоритетные направления в перспективном развитии нашей специальности, мы не можем предложить иного пути в развитии последипломного образования врачей, чем его реформирование. При этом важно сохранить все лучшее, проверенное многолетней российской медицинской практикой, расширив и дополнив его лучшими достижениями последипломного медицинского образования и опытом других стран. Предстоящая работа, разумеется, требует высокого профессионализма, энтузиазма и способности оперативно решать поставленные задачи. Все это у нас есть.

В чем же может заключаться суть реформирования последипломного профессионального образования гастроэнтерологов? На наш взгляд, поставленную жизнью проблему можно решить только путем создания системы непрерывного профессионального последипломного образования врачей-гастроэнтерологов. Здесь мы позволим себе представить лишь базовые положения и предлагаемой системы и вынести на обсуждение лишь наиболее важные ее компоненты.

Концепция непрерывного профессионального последипломного образования гастроэнтерологов

1. Уровень профессиональной подготовки врача по-прежнему оценивается категорией, присваиваемой во время аттестации.

2. Высшей формой профессиональной подготовки врачей-гастроэнтерологов следует считать клиническую ординатуру.

3. Необходимым условием допуска к профессиональной деятельности должно быть удостоверение об окончании врачами клинической ординатуры государственных медицинских учреждений, а также удостоверение о прохождении циклов профессиональной переподготовки в государственных учреждениях медицинского образования.

4. Необходимым условием допуска к аттестации и продолжения профессиональной деятельности является успешное завершение циклов усовершенствования в государственных учреждениях медицинского образования.

5. Самоусовершенствование* (самостоятельное профессиональное образование врача в промежутках между аттестациями), оценивающееся в баллах за отчетный период накопительным принципом, должно быть обязательным компонентом непрерывного профессионального последипломного образования гастроэнтерологов

Пути модернизации профессиональной подготовки и переподготовки гастроэнтерологов

1. Учебные программы и тематические планы обучения врачей в клинической ординатуре и на циклах профессиональной переподготовки следует привести в соответствие с уровнем развития и задачами современной гастроэнтерологии, с требованиями приказа МЗ и СР № 539 от 25.08.05 г. Требования приказа: ... в срок до 31 декабря

*— термин, возможно, не самый удачный, требует обсуждения и предложения альтернативного варианта (например, самообразование)

2006 г. подготовить программы подготовки специалистов по специальности «гастроэнтерология» в клинической ординатуре, а также программы по повышению их квалификации и профессиональной переподготовки. А также: ... к 2010 г. завершить подготовительный период (подготовка и переподготовка врачей-гастроэнтерологов, оснащение кабинетов и отделений гастроэнтерологии).

Решение рассматриваемого положения может быть обеспечено:

a) увеличением общей продолжительности обучения (в клинической ординатуре — до 3 лет, на циклах профессиональной переподготовки — до 6 мес.), в первую очередь, для освоения навыков по другим специальностям и методам:

- эндоскопия

- ультразвуковая диагностика

- инвазивные и неинвазивные методы исследования

b) на всех формах и видах обучения следует расширить бюджет учебного времени, отводимого на изучение актуальных вопросов фундаментальных наук и смежных дисциплин:

- клиническая иммунология;

c) - медицинская генетика;

- социальная гигиена и организация здравоохранения;

- экономика здравоохранения;

- инфекционные болезни;

- диетология

- психосоматическая медицина

d) - вопросы медицинского права

e) повысить удельный вес практического обучения на всех видах и формах последипломного образования врачей-гастроэнтерологов

2. Благодаря внедрению контролируемой системы самоусовершенствования врачей существенно повысить роль и расширить возможности практического клинического образования гастроэнтерологов на профильных кафедрах образовательных учреждений (обеспечение прямой связи академического последипломного образования и самоусовершенствования)

Виды самоусовершенствования

• Выполнение индивидуальных заданий (обзоры, описание клинических случаев, рецензии на публикации и др.) — обязательно для каждого врача, не менее

1 письменного задания каждый год

• Участие в работе конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов, заседаний научных обществ и др. (с докладами или без докладов)

• Защита диссертаций (кандидатских, докторских)

• Публикации статей (в журналах, сборниках и др.)

• Публикации тезисов докладов

• Издание монографий, руководств, справочников и др.

• Издание научно-популярной литературы

• Получение патентов на изобретения и др.

Нами разработан дифференцированный принцип балльной оценки самостоятельной работы терапевта в зависимости от практической значимости вышеперечисленных видов самоусовершенствования, степени их влияния

на профессиональный уровень и клиническое мастерство врача. Организация, контроль и оценка полноты и качества самоусовершенствования врача-гастроэнтеролога должны быть возложены на региональные (городские областные, республиканские и др.) профессиональные ассоциации или научные (научно-практические) общества гастроэнтерологов.

Важным свидетельством уровня профессиональной подготовки и роста клинического мастерства врача любой квалификационной категории является степень его общественного и производственного признания в виде поощрений и наград, что, на наш взгляд, должно получить соответствующую количественную оценку для общего учета в комплексе мероприятий самоусовершенствования.

Еще раз следует повторить важнейшее положение предлагаемой концепции непрерывного профессионального образования терапевтов-гастроэнтерологов: самоусовершенствование как важнейшая форма профессионального образование врача в промежутках между аттестациями, является обязательным компонентом непрерывного профессионального последипломного образования гастроэнтерологов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ по обобщению результатов самоусовершенствования

1. Врач должен подготовить индивидуальный отчет о проделанной работе за 3 года (для представления на 2-ю категорию) или за 5 лет (для представления или подтверждения 1-й и высшей категорий).

2. На основании отчета гастроэнтеролога, документов, подтверждающих успешное им выполнение видов самоусовершенствования за отчетный период, рецензент (по поручению ассоциации терапевтов или гастроэнтерологов) в своем отзыве дает письменную оценку работе врача, подводит количественный итог (в баллах) его самоусовершенствования и формулирует рекомендации аттестационной комиссии.

Количественные результаты самоусовершенствования с оценкой качества выполнения его разделов должны рассматриваться аттестационными комиссиями наравне с результатами прохождения врачами циклов академического усовершенствования в учебных заведениях последипломного образования.

Решение о государственном признании соответствия уровня профессиональной подготовки конкретного врача-гастроэнтеролога современным требованиям клинической медицины и приказа МЗ и СР РФ №539 от 25.08.05 г «О мерах по совершенствованию организации гастроэнтерологической помощи населению Российской Федерации» должно выноситься соответствующими аттестационными комиссиями с учетом анализа содержания и результатов всех обязательных составляющих непрерывного профессионального образования врача.

Нами сформулированы следующие условия допуска врачей к аттестации:

1. Наличие документов о профессиональной подготовке врачей (клиническая ординатура, циклы профес-

ПРЕДЛОЖЕНИЕ по количественной оценке видов самоусовершенствования

Виды самоусовершенствования Оценка (баллы)

1. Участие в работе конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов, заседаний научных обществ и др. (при наличии сертификатов): Международный конгресс Российский конгресс Российская конференция Региональная и городская конференция (симпозиум) Научно-практическая конференция в районе или ЛПУ 20 (+ 30 за доклад) 15 (+ 20 за доклад) 10 (+ 20 за доклад) 5 (+ 15 за доклад) 2 (+ 10 за доклад)

2. Защита диссертаций (наличие диплома): • кандидата наук • доктора наук 80 120

3. Получение патента на изобретение 80

4. Публикации: • Монография, руководство, справочник • Учебно-методическое издание • Статья в журнале • Статья в сборнике • Тезисы конгрессов, конференций 100 60 40 20 10

сиональной переподготовки и др.)

2. Представление сертификата на право профессиональной деятельности, свидетельств, подтверждающих успешное окончание циклов усовершенствования в государственных учреждениях медицинского образования в отчетном периоде

3. Подготовка письменного отчета врача с анализом всех разделов его профессиональной и общественной деятельности, включая все использованные виды самоусовершенствования. К отчету необходимо приложить документальные доказательства успешного выполнения видов самоусовершенствования (сертификаты участия в конгрессах, конференциях, и др. форумах, патенты на изобретения, статьи, тезисы докладов и др.)

4. Представление письменного отзыва рецензента на отчет аттестуемого врача с оценкой его профессиональной деятельности, оценкой ежегодных письменных заданий и количественным итогом (в баллах) прохождения учебных циклов и самоусовершенствования. В качестве резюме письменного отзыва рецензент формулирует рекомендации аттестационной комиссии.

5. Минимальным общим количественным итогом (в баллах) непрерывного последипломного профессионального образования следует считать:

- 60 баллов (за 3 отчетных года) — для врачей, представляющих документы на присвоение второй категории;

- 100 баллов (за 5 отчетных лет) — для врачей, представляющих документы на присвоение первой категории;

- 120 баллов (за 5 отчетных лет) — для врачей,

представляющих документы на присвоение высшей категории.

В заключение следует отметить, что авторы настоящей публикации в решении проблемы повышения профессионального уровня терапевтов-гастроэнтерологов России путем создания системы непрерывного профессионального образования врачей не видят ни малейшей альтернативы сформулированным в данной работе предложениям. Если улучшение всех аспектов профессиональной подготовки, переподготовки и усовершенствования специалистов зависит, главным образом, от государственных учреждений последипломного образования, всецело обеспечивающих эту работу, то самоусовершенствование гастроэнтерологов должно носить регулируемый и контролируемый характер. Организация всех форм и видов самоусовершенствования врачей должна быть возложена на региональные профессиональные ассоциации и научные общества гастроэнтерологов или терапевтов. Именно этот раздел системы непрерывного профессионального образования врачей следует рассматривать как важнейшую и узаконенную сферу ответственности обозначенных общественных профессиональных объединений.

В процессе развития и претворения в жизнь концепции непрерывного профессионального образования врачей-гастроэнтерологов, помимо решения многих приоритетных задач, в первую очередь следует создать прочную функциональную творческую связь между государственными образовательными учреждениями и профессиональными

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

по количественной оценке государственного и профессионально-общественного признания клинической, научной, педагогической, общественной и др. деятельности врачей

Поощрения и правительственные награды Оценка (баллы)

Правительственные награды 120

Грамоты и награды ведомственные 100

Грамоты Комитета (регионального министерства) и Правительства города (области) 60

Грамоты и др. поощрения ЛПУ 40

ПРЕДЛОЖЕНИЕ по количественной оценке прохождения врачами циклов усовершенствования

Длительность цикла усовершенствования Оценка (баллы)

144 ч и более 80

72 - 143 ч 40

Менее 72 ч 20

ассоциациями, научными обществами для координации своих усилий в деле образования и самообразования врачей (рис. 4). Преемственность образовательной деятельности медицинских академий последипломного образования (факультетов усовершенствования врачей) и самообразования гастроэнтерологов под эгидой профессиональных общественных организаций формулирует ведущую роль и приоритетность государственных образовательных учреждений в единой системе непрерывного профессионального последипломного образования гастроэнтероло-

гов. Вместе с тем, сателлитная роль профессиональных ассоциаций и научных обществ гастроэнтерологов ни в малейшей степени не умаляет высочайшей важности контролируемого и организуемого самообразования и открывает новые перспективы применения большого профессионального опыта, научного и клинического авторитета самих общественных организаций гастроэнтерологов и терапевтов и в первую очередь — наиболее заслуженных их членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.